ния при р<0,05 у юношей произошли в 20% случаев, у девушек - в 20%; при р<0,01 у юношей - в 20%, а у девушек - в 10% случаев; при р<0,001 у юношей - в 60% и у девушек - в 60%. Недостоверных изменений (р>0,05) у юношей отсутствует, у девушек -в 10% случаев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соревнование создает экстремальную ситуацию, в которой занимающийся проявляет максимум усилий для достижения победы. Результаты соревнований являются стимулирующим фактором для того, чтобы студент продолжал совершенствовать свои физические возможности, а также являются эффективным средством воспитания личности.
Внедрение соревновательного метода в учебно-тренировочные занятия позволяет получить срочный тренировочный эффект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека : (к проблеме развития физического знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - С. 37-41.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура : молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 5. -С. 21.
3. Вопросы физического воспитания студентов / С.-Петербургский государственный университет. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2001. - 32 с.
4. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физического воспитания. - 1993. - № 7. - С. 21.
5. Красников, К. Н. Роль соревнований в системе подготовки спортсменов / К.Н. Красников. - М. : [б.и.], 1997. - 43 с.
6. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания : методы развития и технология реализации // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 5.
7. Починкин, А. В. К вопросу об эволюции состязательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 5. - С. 21.
ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО
РЕЗЕРВА
О.А. Сатаненко
Основополагающими условиями достижения стоящих перед физической культурой и спортом задач является эффективное государственное управление и надлежащее финансовое обеспечение спортивно-образовательных учреждений, что определяется общественной, социальной и экономической значимостью подготовки спортивного резерва.
В настоящее время Федеральным агентством по физической культуре и спорту активно разрабатываются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации расходных обязательств, исполнителем которых является Росспорт. Однако степень их использования на уровне субъектов РФ является минимальной, так как органы государственного управления в сфере физической культуры и спорта субъектов РФ при финансовых взаимоотношениях с подведомственными спортивнообразовательными учреждениями обязаны, прежде всего, руководствоваться региональными документами, в том числе теми из них, где прописан порядок нормирования расходов по разным направлениям деятельности.
Между тем, научные исследования по вопросам нормирования расходов, выполняемые учеными Санкт-Петербургского государственного университета физиче-
ской культуры, позволяют судить о том, что в большинстве субъектов РФ финансовые нормативы отсутствуют либо требуют существенной корректировки. Это явилось основанием для разработки методологии формирования нормативов, в рамках которой выделяются общие и частные принципы нормирования:
• научная обоснованность величин нормативов в натуральном и денежном выражении по направлениям деятельности для разных категорий субъектов физкультурно-спортивной работы;
• зависимость величин нормативов от вида спорта, уровня подготовки и вида тренировочной и соревновательной деятельности, пола и возраста спортсменов;
• многоцелевой характер использования финансовых нормативов: при формировании проекта бюджета в целом; распределении утвержденных ассигнований между учреждениями; анализе степени финансовой обеспеченности по направлениям расходов; формировании государственного задания на подготовку спортсменов для государственных учреждений и др.;
• обязательность натурального обеспечения воспитанников, учащихся-спортсменов, тренеров-преподавателей предметами снабжения, исключающего предоставление денежной компенсации.
Использование финансовых нормативов при финансировании физической культуры и спорта нацелено на получение следующих результатов:
• повышение уровня прозрачности, объективности и предсказуемости процесса распределения бюджета и сокращение времени, которое уходит на переговоры;
• отказ от затратного принципа;
• совершенствование методик планирования расходов на содержание спортивно-образовательных учреждений в случае понижения или повышения их статуса в рамках программы реструктуризации сети учреждений в зависимости от результата их работы (аттестации);
• повышение уровня самостоятельности подведомственных учреждений в эффективном использовании финансовых ресурсов;
• зависимость подходов к нормированию от уровня решаемых задач и видов расходов.
Указанные принципы были положены в основу разработанных с участием автора методик формирования дифференцированных размеров финансовых нормативов и планирования средств по отдельным видам расходов, отражающих специфику деятельности спортивно-образовательных учреждений г. Москвы. Разработаны методики для нормирования расходов на питание, медикаменты, текущий ремонт и эксплуатацию спортивных объектов, на обеспечение воспитанников-спортсменов и тренеров-преподавателей спортивно-образовательных учреждений спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования. На основе указанных методик определены стоимостные значения нормативов.
В частности, при разработке методологии и методики нормирования расходов на приобретение спортивной экипировки учитывалось, что одним из обязательных условий достижения высоких спортивных результатов и безопасности учебнотренировочного и соревновательного процессов являются государственные гарантии обеспечения воспитанников спортивных школ, учащихся училищ олимпийского резерва и других спортивно-образовательных учреждений одеждой, обувью, инвентарем, имеющими соответствующие сертификаты и символику. Перечень минимально необходимых предметов обеспечения спортсменов и тренеров приведен в Табеле, утвержденном приказом Росспорта от 03.03.2004 № 190/п, где приводятся наименования видов обеспечения, количество и срок эксплуатации. В свое время проект указанного документа также был разработан кафедрой спортивных сооружений СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.
Для определения финансовых нормативов обеспечения спортсменов и трене-
ров-преподавателей одеждой, обувью, инвентарем индивидуального и коллективного пользования в данной методике вводятся следующие обозначения:
Е - вид единицы обеспечения (для примера см. таблица 1, графа 2);
Ке - количество штук в конкретном виде единиц обеспечения (см. таблица 1, графа 5);
ЭЕ - срок эксплуатации конкретной единицы обеспечения (см. таблица 1, графа
6);
Це - цена конкретной единицы обеспечения (см. таблица 1, графа 7) (Цены единиц обеспечения определяются в соответствии с рыночной конъюнктурой и могут ежегодно корректироваться.);
I - индекс, указывающий на принадлежность расчетной единицы к категории спортсменов (1=1) или тренеров (1=2);
I - индекс, указывающий вид спорта (например, индекс .7=1 присваивается академической гребле, индекс 7=2 присваивается синхронному плаванию и т.д.);
Ь - индекс, указывающий на уровень спортивной подготовки (например, индекс Ь=1 присваивается начальному этапу спортивной подготовки, индекс Ь=2 присваивается учебно-тренировочному этапу спортивной подготовки и т.д.);
Н11Ь - финансовый норматив 1-й расчетной единицы, 7-го вида спорта, Ь-го уровня спортивной подготовки. Для его расчета применяется формула:
н ^ КЕ • ЦЕ
П 1,Ь 'Л
Е ЛЕ
Норматив, рассчитанный по данной формуле, включает в себя сумму расходов на одного спортсмена или тренера по всем единицам обеспечения. Он определяется по каждому в отдельности виду спорта, по каждому уровню подготовки спортсменов.
Например, в таблице 1 приведен пример расчета финансовых нормативов (Н111 и Н211) в год на обеспечение спортсменов (1=1) и тренеров (1=2) по академической гребле (7=1) спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования. На этапе начальной подготовки (Ь=1) они составляют 2081 руб. для учащихся и 1085 руб. для тренера - преподавателя.
Определение объема бюджетного финансирования в год (академическая гребля) на обеспечение спортсменов и тренеров спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования на всех этапах подготовки (О1) производится по формуле:
О = И Н ш ■ УI и •
I Ь
где У11Ь - среднегодовое количество воспитанников-спортсменов и тренеров-преподавателей по каждому уровню спортивной подготовки.
Для определения общего объема годового финансирования (О) на обеспечение спортсменов и тренеров спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования на всех этапах подготовки по всем видам спорта, по которым спортивно-образовательное учреждение осуществляет обучение учащихся-спортсменов, применяется формула:
О = ШН7,Ь ■У,7Ь
I 7 Ь
Мы считаем, что настоящая методика является универсальной и позволяет определить как нормативы в расчете на одного воспитанника-спортсмена или тренера-преподавателя на обеспечение их спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования, так и годовую потребность в объеме необходимых средств на эти цели каждого спортивно-образовательного учреждения.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что финансовые нормативы позволяют главным распорядителям бюджетных средств экономически обоснованно определять потребности в бюджетных средствах и существенно облегчают задачу рас-
пределения утвержденных ассигнований между подведомственными спортивнообразовательными учреждениями. При недостаточности выделенных ассигнований к расчетной сумме может быть применен понижающий коэффициент, показывающий степень обеспечения системы финансовыми средствами по данной экономической статье.
Таблица 1
Пример расчета финансовых нормативов в год на обеспечение спортсменов и тренеров по академической гребле спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального и коллективного пользования на этапе начальной подготовки
№ п/п Наименование спортивной одежды, обуви и инвентаря индивидуального пользования Ед. измерения Расчетная единица о тво с и ли о « Срок эксплуатации І ^ ар з а н е X Сумма, руб. (гр. 5 Х на гр. 7) Норматив, руб. (гр.8 : на гр. 6)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Для спортсмена
Инвентарь, аксессуары
1 Весло для распашной гребли шт. на занимающегося 0
2 Весло для парной гребли пар «» 0
3 жилет спасательный шт. «» 1 3 1540 1540 513
Обувь
4 | сандалии для водных видов спорта | пар | «» | 0 | | | |
Одежда
5 трусы гребцовские пар «» 1 1 392 392 392
6 леггинсы пар «» 1 1 812 812 812
7 костюм тренировочный утепленный шт. «» 0
8 майка (футболка без рукавов) шт. «» 1 1 364 364 364
9 термобельё (нижнее бельё) шт. «» 0
10 футболка утепленная (толстовка) компл «» 0
Итого на занимающегося 2081
Для тренера
11 костюм тренировочный утепленный шт. на тренера 1 3 2310 2310 770
12 сапоги резиновые пар «» 1 2 630 630 315
Итого на тренера 1085
СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта располагает достаточным научным потенциалом для разработки подобных финансовых нормативов и по другим субъектам РФ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
А.Ю. Тюличева, Н.И. Семёнов
Лыжные гонки предъявляют повышенные требования к функциональной и эмоциональной устойчивости спортсменов, требуют от них упорства и целеустремленности. Это связано с тем, что во время гонки лыжник ведет борьбу индивидуально, ему