Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2008. Экономические науки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Томпсон мл., Артур А.А., Стрикленд III,
А.ДЖ. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд.: пер. с анг М.: Изд. дом
«Вилиамс», 2002.
3. Фридлянов В.Н., Лисин Б.К., Андрианова Т.Ю. Потенциал и проблемы инновационного развития промышленных предприятий. М, 2004.
Чухломин Н.В., Вайнштейн С.Ю.
финансовые механизмы развития партнерских отношений частных инвесторов и муниципального образования
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
В современной экономической ситуации с принятием Федерального закона № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованиям все труднее находить средства финансирования на развитие экономической и хозяйственной инфраструктуры.
В такой ситуации координация действий муниципального образования и частных инвесторов крайне важна.
Сегодня перед всеми муниципальными предприятиями области, стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для приобретения современных машин, высокотехнологичного оборудования и внедрения новых технологий.
В лизинговой схеме механизм инвестирования имеется целый ряд преимуществ, прежде всего, налоговых. Во-первых, лизинговые платежи, включая стоимость страхования имущества, относятся на себестоимость продукции, что дает значительную экономию денежных средств из-за уменьшения налогооблагаемой базы. Во-вторых, оборудование может числиться на балансе лизин-
годателя или лизингополучателя. Здесь возможно начисление ускоренной амортизации с коэффициентом до 3 к действующим нормам, что ускоряет процесс обновления и модернизации основных средств. Лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга. Таким образом, лизинг - необходимая составляющая экономического роста и новых финансовых возможностей любого предприятия.
Правоотношения сторон по договору финансовой аренды (лизинга) регулируются параграфом 6 "Финансовая аренда (лизинг)" гл. 34 "Аренда" Гражданского кодекса РФ, а также Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Согласно ст. 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона № 164-ФЗ предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга. При этом стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. [2]
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета
лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом Федерального закона № 164-ФЗ.
Еще одним инструментом в области сотрудничества местных органов власти и частного сектора является государственно-частные партнерства.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в предоставлении общественных услуг быстро развивается и вызывает большой интерес во всем мире. Но почему эта концепция, едва упоминаемая десять лет назад, в настоящее время привлекает такой значительный интерес? Ответ заключается в том, что ГЧП, прежде всего, помогает избежать возможного негативного эффекта от исключительной прерогативы государства на собственность и оказание услуг, с одной стороны, и полной приватизации, с другой. ГЧП сочетает в себе лучшее из "двух миров": частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и технологии, а также государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов. Этот сбалансированный подход особенно приветствуется в предоставлении общественных услуг, которые касаются основных потребностей каждого человека.
Для качественного функционирования ГЧП необходимо: развитие институтов; соблюдение прозрачных и эффективных процедур реализации проектов; ответственность органов власти перед обществом; компетентные государственный и частный сектора, то есть "эффективное управление".
Что такое государственно-частное партнерство?
Государственно-частное партнерство (ГЧП) основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора. Его ключевыми особенностями являются:
- Долгосрочность обеспечения и предоставления услуг (иногда сроком до 30 лет);
- Передача рисков частному сектору;
- Многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами.
ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом, в то время как государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.
Существуют различные типы ГЧП, создаваемые в силу разных причин, покрывающие широкий круг рыночных сегментов и отражающие разного рода потребности государства в услугах инфраструктуры. Несмотря на разнообразие типов ГЧП, можно выделить две основные категории: институциональное ГЧП, которое охватывает все формы совместных предприятий между государственными и частными участниками; и контрактное ГЧП.
ГЧП контрактного типа в форме концессионной модели, где за услуги "платит пользователь "
Концессии, имеющие длительную историю государственно-частного финансирования, в наибольшей мере ассоциируются с ГЧП. При внедрении в государственный сектор принципов управления, принятых в частном секторе, частного финансирования и "ноу-хау", концессии стали самой используемой формой такого вида финансирования.
Концессии представляют собой контрактную организацию, при которой государственный сектор передает объект (недвижимость) или право оказывать услугу частному предприятию, которое осуществляет управление ГЧП в течение определенного периода времени. Часто контракт предусматривает проектирование и строительство объекта для производства услуги. Типичная терминология для таких контрактов описывает в большей или меньшей степени их функции.
Контракты, включающие множество функций, являются: контрактами "концессионными" или контрактами "проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация" ("Design -Build - Finance - Operate"), так как они охватывают все указанные выше элементы: финансирование, проектирование, строительство, управление и
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2008. Экономические науки
техническое обслуживание. Часто данные виды контрактов финансируются за счет потребителя (например, плата за питьевую воду, газ и электричество, общественный транспорт и т. д., однако это не распространяется на "социальное" ГЧП в таких сферах деятельности, как здравоохранение, исправительная система, суды, образование, дороги и оборона).
Модель частной финансовой инициативы (ЧФИ), модели, когда "платит государственный сектор "
Другая модель основана на частной финансовой инициативе (ЧФИ), получившей развитие с 1992 г. в Великобритании. Сегодня эта инициатива адаптирована отчасти в Канаде, Франции, Нидерландах, Португалии, Ирландии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Японии, Малайзии, США и Сингапуре как составляющая программы реформ по предоставлению государственных услуг. В отличие от классической концессионной модели, в ЧФИ схема финансирования является иной. По схеме ЧФИ (так называемая "теневая концессия") контракты по государственным услугам и работам, финансируемые частным сектором, охватывают те же элементы, но по практическим соображениям обычно оплачиваются не потребителями, а государством, например, общественное освещение, больницы, школы, дороги с "теневой оплатой", когда плата за пользование зависит от объема перевозок и производится государством по фиксированным ставкам [5].
Главным элементом финансирования, благодаря которому местные власти в состоянии платить частному сектору за такие проекты, являются выдаваемые центральными властями кредиты ЧФИ. ЧФИ является не только разновидностью заимствований; займы возвращаются по истечении периода ЧФИ поставщиком услуг, который несет риск, в случае если услуга надлежащего качества не оказана. В таком случае местные органы власти передают частному партнеру ответственность за разработку схемы ЧФИ и контроль за поставкой услуг, а также теоретически и риск по реализации проекта. Стоимость такого займа, в результате, оказывается выше стоимости обычного правительственного займа (но может стать дешевле, если принять во внимание лучшее управление рисками). В настоящее время такой способ финансирования не всегда рассматривается как заимствование из государственного бюджета, хотя способ его производства за счет государственных средств может быть различным.
ГЧП не является приватизацией. При ГЧП ответственность за производство и предоставление общественных услуг закрепляется за государственным сектором, а при приватизации ответственность переходит частному сектору (государство может сохранить регуляторный контроль цен). При ГЧП не происходит изменения формы собственности, но за государственным сектором сохраняется ответственность и подотчетность.
Государственно-частное партнерство отличается также от системы государственных закупок. Закупка государственным сектором предполагает приобретение, лизинг, аренду товаров или услуг государством, региональными или местными властями. Закупки применяются для приобретения простых товаров или необходимых услуг, а также для использования возможности выбрать из множества поставщиков наиболее эффективного для экономии расходов.
Партнерство представляет собой нечто более долгосрочное, затратное и сложное с точки зрения финансовых механизмов. Часто ГЧП получает право эксплуатации по истечении срока контракта, право взимания платы с потребителей и определения ключевых сфер ответственности, например, проектирование, строительство, финансирование, техническая и коммерческая эксплуатация, обслуживание и т. д.
Тем не менее ГЧП связано с традиционной системой государственных и муниципальных закупок в том смысле, что поставщики в рамках ГЧП отбираются на основе регламентированных процедур проведения государственных закупок.
Решение правительства о налаживании ГЧП зачастую основывается на анализе, помогающем понять, что подход, строящийся на ГЧП, дает большую отдачу для общества, благодаря, в частности:
• снижению расходов;
• повышению уровня обслуживания;
• снижению рисков.
Доступ к капиталу
ГЧП открывает правительству доступ к альтернативным частным источникам капитала, позволяя реализовать важные и срочные проекты, которые в другом случае вряд ли были бы возможны.
Уверенность в результатах
Уверенность в результатах возрастает с точки зрения как "своевременности" осуществления проектов (частный партнер крайне заинтересован завершить проект как можно скорее с тем, чтобы
снизить свои издержки и начать получать оплату), так и "соблюдения сметы" проектов (график платежей согласовывается до начала строительства, что служит для общества защитой от перерасхода средств).
Забалансовое заимствование средств
Долговые обязательства, не отражающиеся в балансе, именуются "забалансовым финансированием". Забалансовое финансирование позволяет стране занимать средства, не изменяя показатели своей задолженности.
Инновации
Слияние мотивации и навыков государственного и частного секторов, а также заключение контрактов на конкурсной основе расширяют возможности для использования новаторских подходов к осуществлению государственных инфраструктурных проектов на основе ГЧП.
Новые модели финансирования
Частный сектор обеспечивает финансирование ГЧП, которое отличается как от государственного, так и корпоративного. Как было сказано выше,
проекты ГЧП часто финансируются с использованием государственного бюджета, но могут быть также частично или полностью профинансированы потребителями услуги (например, платные дороги). Проектное финансирование в большинстве случаев используется как метод финансирования ГЧП.
Таким образом, совокупность этих инструментов создаст благоприятную атмосферу в муниципальных образования, где все сферы экономической и социальной жизни находятся во взаимовыгодных условиях. Это будет способствовать планомерному и долгосрочному развитию муниципального образования [5].
Также муниципальные образования получат отличную возможность обновить основные фонды в разных сферах экономической жизни, улучшить качество дорог, обеспечить безопасную экологическую обстановку. Одним словом, благодаря этому комплексу действий возможно решение всех проблем, назревших с конца прошлого века. В положительном исходе этих действий сомневаться не приходится, так как такая система существует в ряде европейских стран, в которых она получила практическую реализацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Федеральный закон от N° 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998.
3. Пещенко М. Основы лизинга. "Финансы и статистика", 2003.
4. Просветов Г. И. Лизинг: задачи и решения // Учеб.-практич. пособ. Альфа-Пресс. 2008.
5. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере ГЧП, Организация Объединенных наций. Женева, 2008.
Попова А.И., Благовещенская Е.А.
Особенности инновационного потенциала научно-исследовательской организации
Опыт развития передовых в экономическом отношении стран и сложившаяся экономическая ситуация в России показывают, что важнейшим фактором, обеспечивающим высокий долгосрочный стратегический потенциал национальных экономик и отдельных хозяйствующих субъектов, является своевременное обновление технологий и всех компонентов их жизнедеятельности. Успех в современной рыночной экономике во многом определяется высоким удельным весом инновационной составляющей в принятых стратегиях развития.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась в основном в крупных научно-исследовательских организациях, управляемых преимущественно за счет бюджетного финансирования и централизованного планирования.
Научно-исследовательские организации, сохранили наиболее значительную часть инновационного потенциала отечественной науки, ориентированного на проведение комплексных исследований фундаментального и прикладного характера