Вестник Института экономики Российской академии наук
3/2019
Ю.В. ВОЛОГОВА
младший научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики ФГБУН Институт экономики РАН
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ЛИДЕРСТВУ
В статье анализируются современные тенденции и проблемы функционирования финансовых институтов развития. Подчеркивается их стратегическое значение для выстраивания инновационной экономики. Выявлены принципиальные недостатки деятельности российских институтов развития, сдерживающие реализацию инновационных проектов, в частности, из-за системных разрывов в иерархии финансовых институтов по «стадиям жизненного цикла» инновационного процесса. Предложены меры по повышению эффективности институтов развития в целях создания полноценной инновационной экосистемы и решения такой приоритетной задачи, как достижение Россией уровня глобального технологического лидерства. Ключевые слова: институты развития, инструменты стимулирования инноваций, венчурное финансирование, прямые инвестиции, инновационная экосистема, технологическое лидерство.
1БЬ: О14, О16, О33.
Э01: 10.24411/2073-6487-2019-10039.
В условиях развертывающейся новой технологической революции ведущие экономики мира предпринимают интенсивные усилия по стимулированию инновационных процессов, меняющих архитектуру и масштабы существующих отраслей промышленного производства и социальной сферы, а также формирующих на основе прорывных технологий новые конкурентные рынки. В этой связи повсеместно возрастает роль институтов развития (ИР), которые, используя механизмы государственно-частного партнерства, обеспечивают инвестиционную поддержку отраслям и отдельным предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики.
В России к настоящему времени сложилась обширная система финансовых ИР в сфере инноваций, призванная способствовать кардинальным технологическим преобразованиям. Каждый из входящих
в эту систему институтов выполняет свою определенную функцию в поддержке создания инновационной продукции на разных этапах инновационного цикла. При этом ИР характеризуются разнообразием организационно-правовых форм, объемом и порядком предоставляемых инвестиций. В целом в стране сегодня насчитывается более 200 финансовых ИР, действующих на федеральном и региональном уровнях. Преобладают финансовые ИР федерального уровня - на их долю приходится более 70% [1]. По итогам 2016 г. в них было вложено более 4 трлн руб. [2].
Ряд ИР, верно найдя нишу в соответствующем сегменте национальной инновационной системы, смогли доказать свою значимость, состоятельность и целесообразность. В 2009-2015 гг. ИР оказали поддержку более 20 тыс. инновационных компаний, выручка которых за этот период составила около 839 млрд руб., включая экспортную выручку в объеме 71,2 млрд руб.1 Однако, несмотря на широкое разнообразие используемых способов стимулирующей поддержки, действующие ИР пока не смогли стать катализатором инновационных процессов в масштабах отечественной экономики в целом [3, с. 88]. Об этом свидетельствуют основные показатели инновационной деятельности, которые продолжают серьезно уступать соответствующим показателям ведущих стран. Так, в 2016 г. совокупный уровень инновационной активности российских предприятий составил всего 8,4% (для сравнения: в Швейцарии - 75,9%; Великобритании - 60,2%; Германии - 67%, Чехии - 42,0%) и удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг был равен тем же - 8,4% (в Швейцарии - 19,6%, Великобритании - 20,8%; Германии - 13,3%, Чехии - 14,6%) [4, с. 333]. По нашему мнению, одна из главных причин сложившейся ситуации заключается в том, что существующие сегодня институты развития фрагментарны и не представляют собой сформированную устойчивую комплексную сеть, способную обеспечить сквозное непрерывное финансирование всех стадий реализации инновационных проектов.
Отсутствие комплексности используемых ИР также не позволяет объективно оценить их эффективность и определить степень их влияния на развитие экосистемы инновационной деятельности в целом: нередки случаи дублирования инструментов стимулирования, при одновременном сохранении зон дефицита финансирования и отсутствии мер поддержки на некоторых стадиях развития бизнеса; сохраняется сложность процедур получения финансирования и большой
1 Об эффективности государственных институтов по созданию системы для технологического обновления российской экономики / Правительство России, официальный сайт. 2015, 11 авг. government.ru/orders/selection/405/19243/.
объем бумажной волокиты при предоставлении отчетности и т. д. Кроме того, анализ внутренних отчетных документов ИР показал отсутствие единых подходов к оформлению результатов их деятельности. Как правило, каждый из институтов формирует собственный стандарт выходных данных, что не всегда позволяет сравнивать между собой ключевые показатели эффективности.
Периодически проводимые Счетной палатой РФ проверки деятельности государственных институтов развития выявляют множество финансовых нарушений, особенно фактов нецелевого использования выделяемых средств, часть из которых шла не на финансирование перспективных инновационных проектов, а оседала на депозитных счетах банков в целях получения гарантированных высоких доходов [5, с. 362]. Острой критике работу финансовых ИР подвергал и Президент РФ В.В. Путин. В частности, в своем Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. он подчеркнул, что многие из ИР «к сожалению, превратились в настоящую помойку для «плохих долгов». «Нужно провести их расчистку, безусловно, оптимизировать структуру и механизмы этой работы. Знаю, что и Правительство, и Центральный банк сейчас активно этим занимаются»2.
Основным институтом развития, осуществляющим поддержку инновационных проектов на ранних стадиях, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям). За время своей работы Фонд поддержал более 30 тысяч таких проектов. Показателем эффективности его деятельности может служить экономическая отдача от профинансированных в 2011-2016 гг. инновационных проектов (см. табл. 1).
Как видно из табл. 1, показатель количества результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в 2016 г. значительно вырос - более чем в три раза. При этом заметим, что подавляющее большинство зарегистрированных РИД относится к программным продуктам для ЭВМ (в 2017 г. этот показатель составил более 35%). Доля других результатов, например, ориентированных на промышленность, к сожалению, значительно меньше. Заметно увеличилось также количество созданных/модернизированных высокопроизводительных рабочих мест. Однако показатели по выручке от реализации продукции и по объему привлеченных внебюджетных средств в 2016 г. по сравнению с 2015 г. продемонстрировали существенное снижение.
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 3 декабря 2015 года. М., Кремль / Президент России, официальный сайт. М., 2015. www.kremlin.ru/events/ president/news/50864/videos.
Таблица 1
Сравнение основных показателей деятельности малых инновационных предприятий (МИП), профинансированных Фондом содействия инновациям в 2011-2016 гг.
Основные показатели деятельности МИП 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Количество созданных/модернизированных высокопроизводительных рабочих мест, шт. 4833/- 4526/- 4514/- 4025/- 7005/ 4947 5748/ 2896
Количество малых инновационных предприятий, получивших поддержку на начальной (посевной) стадии, шт. 537 547 567 450 619 506
Общая выручка от реализации продукции, млрд руб. 22,9 24,2 23,3 21,4 81,9 44,1
Объем привлеченных внебюджетных средств, млрд руб. 2,6 3,2 3,4 2,0 6,0 4,4
Количество результатов интеллектуальной деятельности, шт. 320 519 460 348 356 1165
Источник: составлено автором по: отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за 2016 г. fasie.ru/upload/docs/%D0%9E%D1% 82%Б1%87%Б0%Б5%Б1%82%20%Б0%Л4%Б0%БЕ0/оБ00/оББ0/оБ00/оБ40/оБ00/оБ0_2016^£.
Несмотря на некоторую неустойчивую динамику показателей, в целом работа Фонда оценивается экспертами положительно. Только за последние пять лет объем поддержки инновационных проектов составил 32 млрд руб. Сейчас в портфеле фонда 400 проектов. В 2018 г. на поддержку проектов было использовано 7 млрд руб., что на 1 млрд руб. больше, чем в предыдущем году3. В настоящее время Фонд поддерживает несколько десятков сквозных технологических проектов в сфере цифровой экономики, финансирование которых предполагается осуществлять в упрощенном режиме.
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково») создан в 2010 г. с целью формирования экосистемы, благоприятной для развития предпринимательства и исследований в приоритетных областях науки и техники. Его деятельность регулируется специальным законом, предоставляющим особые экономические условия стартапам - резидентам Центра, прошедшим специальную внешнюю технологическую экспертизу (сейчас в составе Центра более 1800 стартапов, из них 200 работают на международ-
3 Фонд содействия инновациям в 2018 г. увеличит объем поддержки проектов на 1 млрд руб. / Торгово-промышленная палата Российской Федерации. 2018, 1 октября. tpprf.ru/ru/businessNews/270245/.
ных рынках). Центр задумывался как российский аналог Кремниевой долины, как образец инфраструктуры эффективного инновационного развития. Уже сегодня это громадный научно-технологический технопарк, в рамках которого ведутся исследования в области биомедицины и энергоэффективных технологий, ИКТ и телекоммуникаций, ядерных и космических технологий [3, с. 112]. Ниже приводятся основные показатели деятельности Центра «Сколково» за период 2012-2016 гг. (см. табл. 2).
Данные табл. 2 свидетельствуют о положительной динамике основных показателей деятельности Центра. К этому следует добавить, что за последние 5 лет в компаниях - участницах проекта «Сколково» создано около 30 тыс. рабочих мест. И нельзя не отметить, что по итогам 2017 г. операционные расходы, связанные с деятельностью «Сколково», стали меньше тех налогов, которые приносят компании - резиденты, а это означает, что страна начинает выигрывать от его функциониро-
Российская венчурная компания (АО «РВК») является государственным фондом и институтом развития венчурного рынка Российской Федерации, в рамках которого государство стимулирует развитие венчурного бизнеса и оказывает финансовую поддержку высокотехнологичному сектору в целом. Также РВК является самостоятельным институтом развития отрасли венчурного инвестирования в России.
Согласно стратегии компании, ее главная цель на период до 2020 г. состоит в обеспечении устойчивого роста и глобализации венчурного рынка России, осуществляемых на основе государственно-частного партнерства и с учетом приоритетов государства. Одним из косвенных эффектов деятельности компании стала высокая динамика роста российского венчурного рынка в целом. Количество фондов выросло с 64 в 2012 г. до 231 в 2014 г., а совокупный капитал - с 42 млрд руб. до 218 млрд руб.5 (см. табл. 3).
Как видно из табл. 3, количество фондов с участием РВК с 2012 г. по 2016 г. почти удвоилось, однако общий объем средств данных фондов увеличился только на 25%. Количество одобренных к инвестированию новых компаний практически не менялось. При этом сумма инвестиций в среднем на одну компанию имела тенденцию к увеличению - с 40,5 млн руб. в 2014 г. до 94,7 млн руб. в 2016 г. Приоритетными направлениями инвестирования в течение последних лет оставались
4 Сироткин К., Дзядко Т., Пузырев Д. Аркадий Дворкович - РБК: «Если бояться санкций, не нужно ничего делать» // РБК. 2018, 31 июля. www.rbc.rU/politics/31/07/2018/5 b5f294d9a7947e41792a06b.
5 Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016 г. / АО «РВК». www.rvc.ru/ about/disclosure/godovoy-otchet/Annual_report_2016.pdf. с. 34.
вания4.
Таблица 2
Основные показатели деятельности инновационного Центра «Сколково» в 2012-2016 гг.
Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016 План 2020 г. Выполнение плана (2016 относительно 2020), %
Число заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, созданных в инновационном Центре «Сколково» в год 159 484 645 826 822 350 234,86
Количество патентов, полученных на территории иностранных государств, включая США, Европу, Японию - 9 27 55 58 60 96,67
Объем частных инвестиций, привлеченных в инновационную экосистему «Сколково», включая инвестиции в проекты компаний-участников и Скол-тех, млрд руб. за год - 3,4 4,5 14,8 19,3 110 38,18
Выручка компаний -участников проекта «Сколково», полученная от результатов исследовательской деятельности (накопленным итогом), млрд руб. 1,2 15,7 42,3 80,5 130 100 130,10
Источник: составлено автором по: годовые отчеты Фонда «Сколково» за 2012-2016 гг. sk.ru/foundation/results/annual_reports_ru/.
информационные технологии. Данная тенденция обусловлена возрастающей ролью ИТ-технологий во всех сферах бизнеса и, скорее всего, сохранится в будущем. Тем не менее обращает на себя внимание низкая доля поддержанных проектов в сфере промышленного производства и создания промышленного оборудования - всего 7,3% от общего числа. Из позитивных тенденций стоит отметить увеличение количества патентов, полученных портфельными компаниями фондов РВК
Таблица 3
Основные показатели деятельности АО «РВК» в 2012-2016 гг.
Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016
Количество фондов с участием РВК 12 15 20 23 22
Общий объем фондов с участием РВК (млн руб.) 26300 25200 31200 33700 33000
Количество проектов в фондах (одобрено к инвестированию за время деятельности РВК) 124 148 175 191 253
Количество одобренных новых компаний к инвестированию за год (инвестиционные сделки) 32 33 37 36 34
Сумма одобренных инвестиций за год (млн руб.) 2900 - 1500 2800 3220
Количество выходов из портфельных компаний - - 14 24 38
Количество патентов, полученных портфельными компаниями фондов РВК, накопительным итогом (в т. ч. иностранных) - - 477 (87) 633 (222) 691 (248)
Объем экспорта портфельных компаний фондов РВК (тыс. дол.) - - 27 000 44 400 43 200
Доходы за год (млн руб.) - 1937 1 956 2 544 2 133
Прибыль (убыток) за год (млн руб.) - 455 585 1505 (243)
Источник: составлено на основе публичных годовых отчетов за 2012-2016 гг. www.rvc. ru/about/results-of-operations/.
(в т. ч. иностранных), и рост объема экспорта в целом. В то же время не удается остановить тенденцию диверсификации портфеля российских инвесторов за счет зарубежных инвестиций. В 2017 г. объем вложений российских инвесторов в иностранные проекты составил 696 млн долл. США, что почти в 3 раза больше, чем инвестиции на российском рынке6.
В целом увеличение количества и общей суммы сделок на российском венчурном рынке позволяет, со сдержанным оптимизмом, оценивать перспективы его развития. При этом растущие инвестиции в зарубежные активы указывают на наличие достаточной ликвидности у российских венчурных фондов.
6 MoneyTree™: навигатор венчурного рынка. Обзор венчурной индустрии России за 2017 г. и первое полугодие 2018 г. / PwC ; АО «РВК». 2018. www.rvc.ru/upload/iblock/ dc1ZMoneyTree_2018.pdf.
Фонд развития промышленности создан в 2014 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ в целях содействия модернизации российской промышленности, организации новых производств и решения проблем импортозамещения. Основной принцип работы этого фонда - предоставление льготных условий софинансиро-вания проектов (целевые займы по ставке 1% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 750 млн руб.), направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции и на техническое перевооружение. До 2020 г. за счет займов Фонда планируется обеспечить следующие показатели: каждый рубль займа должен принести 2 рубля налоговых поступлений; привлекаемые в экономику страны частные инвестиции должны превышать суммы выданных займов7. Фонд открыл 8 специальных стимулирующих программ финансирования. Эти программы ориентированы на поддержку импортозамещения, технологического перевооружения и модернизации основных фондов, станкостроения, цифровизации промышленности, повышении производительности труда и т. п.8
Основные показатели деятельности Фонда за 2015-2017 гг. указывают на положительную динамику развития данного института. В частности, количество профинансированных за год проектов возросло за этот период на 78,18%, средний «чек» займа в 2017 г. составил 224 млн руб. При этом значительно выросла доля займов на реализацию средних по масштабу проектов, что соответствует приоритетным задачам Фонда. Каждый третий заем в 2017 г. был менее 100 млн руб.9 Это объясняется не только активностью средних компаний, но и запуском программ совместных займов с региональными фондами (минимальная и максимальная сумма займа по ним ниже, чем в программах федерального ФРП).
Основной отраслью финансирования, осуществляемого Фондом развития промышленности, является машиностроение, которое как по количеству, так и по объему профинансированных проектов превосходит остальные. Также весомая доля приходилась на металлургию и металлообработку. Однако в 2017 г. доля финансирования этих отраслей сократилась до 9,18%, а доля финансирования химической промышленности резко выросла - до 22,45%. Отметим, что в 2017 г.
7 Годовой отчет Фонда развития промышленности за 2015 г. / Фонд развития промышленности. frprf.ru/download/godovoy-otchyet-fonda-za-2015-god.pdf.
8 Возможности финансирования и поддержки проектов / Фонд развития промышленности. frprf.ru/download/prezentatsiya-novye-standarty-finansirovaniya-frp.pdf.
9 Годовой отчет Фонда развития промышленности за 2017 г. / Фонд развития промышленности. frprf.ru/download/godovoy-otchyet-fonda-za-2017-god.pdf.
существенно сократилось финансирование таких отраслей, как «мед-биофарма» и «электрическое оборудование»10.
Меры стимулирования российской промышленности, предлагаемые данным ИР, являются эффективными (основная часть предоставленных займов оказала положительное влияние на деятельность получивших их предприятий) и уникальными (инструменты стимулирования - низкопроцентные целевые займы - не используются ни в одном другом крупном ИР). Кроме того, предлагаемое стимулирование относительно доступно (процедура получения займа не обременена лишними бюрократическими процедурами и относительно непродолжительна по времени согласования).
Одним из важнейших финансовых институтов развития в России является Внешэкономбанк (ВЭБ), деятельность которого регламентируется законом «О Банке развития». До недавнего времени приоритеты ВЭБа были связаны в основном с антикризисной политикой, поэтому его внимание к инновационным проектам было минимальным. С принятием в 2016 г. новой стратегии развития количество проектов, поддерживаемых ВЭБом в сфере инноваций, значительно увеличилось. Сегодня он участвует в реализации 66 проектов, направленных на развитие инноваций, что составляет 34,5% общего кредитного портфеля банка. Такие проекты в основном затрагивают сферы ОПК, авиастроения, медицинской техники и фармацевтики, ракетно-космического комплекса, электронной промышленности, двигателестроения и т. п. Через свои дочерние структуры, в частности, через компанию «ВЭБ Инновации», созданную в 2017 г., ВЭБ осуществляет финансирование проектов Национальной технологической инициативы и программы «Цифровая экономика», а также оказывает содействие российским инновационным компаниям в выходе на международные рынки.
В настоящее время активно обсуждается законопроект о внесении изменений в деятельность ВЭБа, в частности, о его переименовании из государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» в Государственную корпорацию развития «ВЭБ РФ». Изменения позволят завершить формирование правовой основы для перестройки ВЭБа под национальные цели развития и подкрепить его главную роль в выполнении задач, нацеленных на осуществление стратегии перехода к глобальному технологическому лидерству, определенных Указом Президента России № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года». Речь идет об участии ВЭБа
10 Данные годовых отчетов Фонда за 2015, 2016, 2017 г. frprf.ru/download/godovoy-otchyet-fonda-za-2015-god.pdf; frprf.ru/download/godovoy-otchet-za-2016-god.pdf; йртй т/ downloadZgodovoy-otchyet-fonda-za-2017-god.pdf.
в управлении ИР, формировании процедур совместной работы над проектами, обеспечивающих использование различных инструментов поддержки, включая государственную, и организующих информационное взаимодействие ИР с органами власти и подготовку предложений по совершенствованию мер их поддержки.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан в июне 2011 г. с целью осуществления доходных инвестиций в капитал компаний на принципах соинвестирования и наделен статусом суверенного фонда России. В рамках каждого инвестиционного проекта РФПИ привлекает инвестиционных партнеров, взнос которых как минимум не меньше вклада самого Фонда, что должно стать катализатором роста прямых инвестиций в российскую экономику [3, с. 94].
По данным официального сайта РФПИ (rdif.ru/) за 6 лет Фонд инвестировал и одобрил для этих целей 1,4 трлн руб., из них более 100 млрд руб. - средства РФПИ и более 1,3 трлн руб. - средства соинве-сторов, партнеров и банков. Иными словами, на каждый собственный рубль РФПИ привлек 9 руб. средств партнеров. Выручка портфельных компаний РФПИ составила за эти годы 5% ВВП России. Преимущественно инвестиции направляются на модернизацию и технологическое перевооружение производств, обновление промышленности. Причем 80% от общего объема инвестирования приходятся на регионы вне Москвы и Санкт-Петербурга.
Новым направлением инвестиций, объявленным в конце 2017 г., стала инвестиционная платформа «РФПИ-Технологии», цель которой — инвестиции в быстрорастущие технологические компании России. Планируется, что в перспективе технологические инвестиции составят до 25% портфеля РФПИ. Инвестиции РФПИ и партнеров уже превысили 55% рынка венчурных инвестиций в РФ в 2017 г. В ближайшие два года РФПИ планирует вложить в технологические проекты свыше 50 млрд руб.11
В кредитовании малого и среднего бизнеса продолжает участвовать и АО «МСП Банк». Начиная с апреля 2016 г. 100% его акций принадлежат акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). На рынке кредитования МСП доля этого банка по состоянию на 01.01.2018 г. составила 1,32% при средневзвешенной ставке прямого кредитования субъектов МСП - 10,52% (на срок от 3 до 7 лет). Однако стратегия Банка меняется. Теперь помимо кредитной и гарантийной поддержки МСП в рамках двухуровневой системы через широкую сеть
11 Базанова Е., Синицына И., Адамчук О. Суверенные фонды готовы делать крупные сделки // Ведомости. 2018, 23 мая. www.vedomosti.ru/economics/ characters/2018/05/23/770510-fondi-gotovi.
партнеров (банков, лизинговых и факторинговых компаний, микрофинансовых организаций) ему добавили еще два ключевых направления деятельности: секьюритизацию портфелей кредитов МСП (финансирование кредитов при помощи выпуска ценных бумаг) и реализацию совместных программ с Корпорацией МСП в части лизинга, факторинга, прямых инвестиций, а также поддержки приоритетных и социально значимых сегментов МСП.
Основным сегментом кредитно-гарантийной поддержки Банка на период до конца 2020 г. будет финансирование субъектов МСП - участников закупок. В данном сегменте Банк планирует занять не менее 10% объема финансовой поддержки к концу 2020 г. Помимо этого, Банк в рамках поддержки приоритетов Корпорации МСП будет осуществлять такие социально значимые направления деятельности, как финансирование субъектов МСП в ДФО, в моногородах, а также сельхозкоопе-рации, индивидуального малого предпринимательства и т. д.12
Следует отметить, что сегодня большинство представителей малого бизнеса стремятся к простым видам предпринимательства: розница, услуги и так далее. Но большим корпорациям и крупным госпредприятиям - участникам госзакупок нужны предприниматели, в т. ч. и производители инновационной продукции. Корпорация МСП намерена работать в этом направлении. Уже сегодня МСП-стартапам, ориентированным на выпуск инновационной продукции, МСП Банком предоставлено гарантий на общую сумму 2,250 млрд руб. Это позволило малым и средним компаниям привлечь 4,164 млрд руб. кредитных средств. Каждый из поддержанных проектов реализуется с применением инновационных технологий и предполагает создание уникального продукта. С 2019 г. такие стартапы станут одним из приоритетов при выдаче кредитно-гарантийной поддержки13.
Открытое акционерное общество «РОСНАНО» (с 27.01.2016 г. АО «РОСНАНО») было создано 11 марта 2011 г. в результате реорганизации Государственной корпорации «Российская корпорация нано-технологий». Одновременно из корпорации выделился Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), которому была передана вся «нематериальная» часть наноиндустрии - наука, методология, популяризация и т. д. Таким образом, основной целью АО
12 Годовой отчет Акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» за 2017 г. / АО «МСП Банк». www.mspbank.ru/ upload/iblock/c93/c93bfb72542978563a37959cb1dceb92.pdf.
13 Мануйлова А. Малый и средний бизнес будет поддержан в рамках национального проекта. Интервью с Браверманом А.А. / Малый бизнес. Приложение к газете Коммерсант. 2018, 25 мая (№ 89). www.kommersant.ru/doc/3630619?query=%D0%BA %Б0%ВЕ%Б1%80%Б0%ВБ%Б0%ВЕ%Б1%80%Б0%В0%Б1%86%Б0%Б8%Б1%8Б%20 %D0%BC%D1%81%D0%BF.
«РОСНАНО» стала коммерциализация нанотехнологических проектов, создание на их основе реально работающего бизнеса. Компания проводит также техническую экспертизу проектов и оценивает их коммерческую эффективность. Осуществляя опеку таких проектов, РОСНАНО зачастую выступает в качестве поручителя или сотрудничает в сфере лизинга.
Вместе с тем, если проанализировать основные показатели деятельности РОСНАНО за период 2014-2017 гг. (см. табл. 4), то можно увидеть, что ежегодный прирост запросов на соинвестирование значительно сокращается: за 2017 г. - 7 запросов, 2016 г. - 18, за 2015 г. - 16. По сравнению с 2010 г., когда заявок было 439, показатель сократился в 63 раза. Очевидно, что интерес к сотрудничеству хозяйствующих субъектов с «РОСНАНО» падает. Также падают и показатели прироста одобренных проектов (за 2017 г. по сравнению с 2010 г. - более чем в 10 раз) и объема финансирования данных проектов. Единственным положительным показателем является выручка портфельных компаний от реализации продукции, которая из года в год показывает рост и соответствует или превышает плановые значения стратегии данного института развития.
Подводя итог проведенному анализу, можно сделать следующие выводы, характеризующие в целом систему институциональной поддержки инновационного развития в России.
1. Несмотря на широкое разнообразие используемых способов стимулирующей поддержки, действующие ИР пока так и не смогли стать катализатором для развертывания инновационных процессов в масштабах отечественной экономики в целом. Приходится констатировать, что деятельность нынешних ИР не привела к формированию устойчивой экосистемы инновационной деятельности - к построению комплексной сети институтов, каждый из которых осуществлял бы финансовую поддержку инновационных проектов на разных стадиях их реализации, тем самым обеспечивая непрерывность всего инновационного процесса.
2. Решая задачу перехода России к инновационной модели развития, нужно акцентировать внимание на возрождении и развитии реального сектора экономики на самой передовой технологической основе. В этой связи следует расширить деятельность финансовых ИР по поддержке проектов не только в сфере высокотехнологичных производств и развития передовых технологий перспективного технологического уклада, но и направленных на технологическую модернизацию традиционных отраслей. Одной из центральных задач на сегодня является возрождение инвестиционных отраслей. Поэтому следует либо увеличить капитализацию такого финансового ИР, как Фонд развития промышленности, либо создать ряд новых подобных фондов.
Таблица 4
Основные показатели деятельности АО «РОСНАНО»
Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Количество зарегистрированных запросов 2468 2484 2502 2509
Количество одобренных к финансированию проектов 97 92 109 111
Общий объем одобренного финансирования, млрд руб. 451 456 536 565
в т. ч. из средств РОСНАНО 168 180 212 238
Количество выходов из проектов - 26 35
Количество проектов на конец года: 97 92 83 76
в т. ч. прямых инвестиций 87 82 72 64
в т. ч. инвестиционных фондов 10 10 11 12
Фактический объем финансирования АО «РОСНАНО» указанных выше проектов, млрд руб. 141 153 157 151
Общий бюджет фондов, млрд руб. - - 75 107
Доля РОСНАНО в фондах, млрд руб. - - 34 51
Выручка от реализации нанопродукции портфельными компаниями за год (в оптовых ценах), млрд руб. 187,25 280,8 294,8 -
Выручка от реализации нанопродукции портфельными компаниями за год (в рыночных ценах), млрд руб. 227,2 340,6 357,6 -
* - здесь и далее нет информации
Источник: составлено автором по: ежеквартальные финансовые отчеты за 2014-2017 гг. www.rusnano.com/about/highlights/financial-report.
3. До настоящего времени не выработано единых подходов к анализу деятельности финансовых институтов развития, действующих в инновационной сфере. Каждый из этих институтов формирует свои КР1, исходя из собственной миссии и целей по поддержке инноваций. Это затрудняет проведение общей объективной оценки эффективности всей системы действующих финансовых ИР и их сопоставление. На наш взгляд, такая оценка должна в первую очередь учитывать степень эффективности использования предоставляемых бюджетных средств, обеспечение доступности получения средств на всех стадиях инновационного цикла, объем привлеченных частных инвестиций, направленность поддерживаемых проектов на технологическое лидерство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Домнина И.Н., Маевская Л.И. Федеральные институты развития в инновационной системе региональной экономики. Оценка и перспективы их деятельности в российских регионах // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 1А. С. 16-34.
2. Королева А. На институты развития косо посмотрели // Expert Online. 2016. 27 июня. expert.ru/2016/06/27/institutyi-razvitiya.
3. Ленчук Е.Б., Вологова Ю.В. Эффективность финансовых институтов развития в контексте задач инновационного развития // В сборнике: Экономические, организационные и управленческие механизмы стимулирования новой индустриализации России / Под. ред. Е.Б. Ленчук. М.: ИЭ РАН, 2014. С. 87-113.
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018.
5. Ленчук Е.Б. Эффективна ли работа российских финансовых институтов инновационного развития? // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 4. С. 362-367.
ABOUT THE AUTOR
Vologova Yulia Viktorovna - Junior Scientific Associate of the Center for Innovative Economics and Industrial Policy, of the Federal State Budgetary Institution of Science - the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia. yuliya-vologova@yandex.ru
FINANCIAL INSTITUTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE STRATEGY OF RUSSIA'S TRANSITION TO TECHNOLOGICAL LEADERSHIP The article analyzes current trends and problems in the functioning of financial development institutions. It emphasizes their strategic importance for building an innovative economy. The principal shortcomings of Russian development institutions that constrains the implementation of innovative projects, in particular, due to systemic gaps in the hierarchy of financial institutions by the "life cycle stages" of the innovation process, are identified. Measures to improve the effectiveness of development institutions, in order to create a full-fledged innovation ecosystem and address such a priority task as Russia's achievement of the level of global technological leadership are proposed.
Keywords: development institutions, tools to stimulate innovation, venture financing, direct investment, innovation ecosystem, technological leadership. JEL: 014, 016, 033.