А. А. Мамбетова, С. П. Кюрджиев, Е. П. Пешкова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация
В статье с целью оценки финансовых доминант теневой экономики и выявления направлений ограничения ее масштабов раскрыты причины, источники и методы формирования теневых финансовых ресурсов; детерминированы условия и потенциальные возможности их легализации в пределах официальной экономической деятельности; выявлены в пределах финансовой системы эффективные механизмы влияния на процессы их образования и легализации.
Ключевые слова
Теневая экономика, теневое производство, теневой ВНП, теневой ВВП, теневые финансы, теневые финансовые ресурсы, экономическая безопасность.
A. A. Mambetova, S. P. Kyurdzhiev, E. P. Peshkova
FINANCIAL SUPPORT OF THE SHADOW ECONOMY AS A THREAT TO ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Annotation
In the article to assess the financial dominant of the shadow economy and identify areas of limitation in its scale, reveals the causes, sources, and methods of forming the shadow of financial resources; deterministic conditions and their potential legalization within formal economic activities; identified within the financial system, effective mechanisms of influence on processes of their formation and legalization.
Keywords
Shadow economy, shadow trade, shadow GNP, GDP shadow, shadow finance, informal financial resources, economic security.
2016 № 2 (54) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Необходимость возникновения и функционирования теневой экономики обусловлена неудовлетворенной общественной потребностью. Именно необходимость является действенным толчком для создания общественных благ. С развитием производства и культуры наблюдается совершенствование в качественном, количественном и структурном выражении человеческих потребностей: минувшие потребности исчерпывают себя, а новые появляются.
Возможность теневого обеспечения потребностей граждан прямо зависит от наличия в сфере теневой экономики определенных ресурсов, классифицирующихся следующим образом: материальные — средства и предметы труда, использующиеся в процессе теневого удовлетворения общественных потребностей; человеческие — количество и структура трудовых ресурсов, их качественный уровень: образование, опыт работы, уровень квалификации, а также предпринимательские возможности; финансовые — имеющиеся у субъектов теневого хозяйствования фонды денежных средств, использующиеся в процессе создания теневой стоимости. При этом для материальных и человеческих ресурсов характерной особенностью является возможность их параллельного использования как в сфере теневой экономики, так и в официальной экономической деятельности (производство так называемой «левой продукции», предоставление транспортных услуг служебным автотранспортом и т. д.).
Вместе с тем распространение в обществе системы теневых экономических отношений не может происходить без сферы теневых финансов — системы экономических отношений, связанных с формированием теневых финансовых ресурсов в результате распределительных отношений, объектом которых является теневой ВНП. Задачей сферы теневых финансов является организация финансового обеспечения тене-
вой экономики, распределение и перераспределение неофициальной стоимости между всеми участниками нелегальной хозяйственной активности.
Отправная точка в исследовании финансового обеспечения сферы теневой экономики — результат теневого производства товаров и услуг, отраженный в виде теневого валового внутреннего продукта (ВВШ), являющегося основным макроэкономическим показателем теневой экономики, т. е. стоимостью, созданной за пределами правового экономического поля государства, не зафиксированной в официальной статистике. Тем не менее в России как и в других странах, на наш взгляд, следует вести речь не о теневом ВВП, а о теневом валовом национальном продукте (ВНГО), учитывая значительную долю теневых доходов, которые возникают в результате неофициальной занятости в других странах. Объемы доходов работников-нелегалов, по подсчетам, равняются значительной величине доходной части государственного бюджета. Главное назначение теневого ВНП — обеспечение индивидуальных и общественных потребностей, достигающихся путем его распределения по соответствующим теневым фондам денежных средств.
Вместе с тем обеспечение указанного процесса нуждается в наличии теневых финансов как механизма формирования, распределения и использования теневых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в результате распределения и перераспределения теневого ВНП. Возникновение теневых финансов обусловлено: необходимостью стоимостного перераспределения образованного теневого продукта между участниками теневой деятельности; наличием государства и деятельностью его контролирующих органов; необходимостью легализации теневых капиталов в пределах официальной экономической деятель-
ности; наличием общего эквивалента — денег, использующихся преимущественно в наличной форме.
Как объективное явление в системе экономических отношений государства теневые финансы играют определенную роль, в частности им присущи:
- фондообразующий характер — формирование в пределах преступных криминальных структур централизованных фондов денежных средств, имеющих исключительно целевое назначение и выполняющих функции резерва для покрытия непредвиденных расходов;
- собственная «налоговая» система, олицетворением которой является рэкет со стороны криминальных структур и взяточничество коррумпированных государственных служащих — изъятие денежных средств у субъектов как официальной, так и теневой деятельности за «предоставление» услуг в сфере охраны и защиты;
- система «черного» арбитража — теневое решение хозяйственных споров, «выбивание» долгов как формы оптимизации дебиторской задолженности.
Теневые финансы имеют две диалектические формы: национальную и международную. Национальные теневые финансы не выходят за пределы определенной страны и непосредственно зависят от состояния экономического развития последней, деятельности ее контролирующих органов, географического расположения, естественных условий и ресурсов. В противоположность национальным, международные теневые финансы характеризуются участием в них иностранных элементов и служат, прежде всего, для «отмывания» и дальнейшей легализации теневых капиталов в пределах официальной экономики.
В зависимости от хозяйственных проблем, решаемых в среде теневой экономики, надо выделить следующие группы финансовых отношений:
- связанные с формированием субъектами теневой экономики первич-
ных теневых капиталов для организации и ведения неофициальной экономической деятельности;
- возникающие в процессе формирования и дальнейшего распределения доходов, полученных в результате производства и обмена продуктами теневой экономической активности — компенсация понесенных материальных затрат, оплата труда и т. д. ;
- возникающие между представителями теневого бизнеса и государством, направленные на перелив финансовых ресурсов из официального сектора в теневой за счет уклонения от уплаты налогов, безосновательного получения льгот в налогообложении, бюджетных ссуд, нелегальных схем передачи прав собственности на государственное имущество;
- возникающие между теневиками и представителями финансового сектора официальной экономики (кредитными учреждениями, страховыми компаниями, инвестиционными фондами), направленные на легализацию теневых прибылей;
- связанные с обеспечением безопасности теневого бизнеса путем уплаты неофициальных обязательных платежей представителям организованных преступных групп и коррумпированным государственным служащим;
- возникающие в результате формирования и распределения централизованных теневых фондов денежных средств.
Субъектом теневых финансов является та часть общества, которая активно участвует в создании и распределении теневой стоимости: население, представители бизнеса, государственные чиновники, участники организованной преступности.
Объект теневых финансовых отношений — это теневой валовой национальный продукт, результатом распределения и перераспределения которого является образование теневых финансовых ресурсов — централизованных и децен-
трализованных фондов денежных средств, которые должны обеспечивать воспроизводство теневого продукта и потребности участников теневой деятельности. Процесс перераспределения теневого ВНП проходит два этапа: первичное распределение; перераспределение.
Как видно из рисунка 1, в результате первичного распределения ВНТО между субъектами хозяйствования формируются три теневых децентрализованных фонда денежных средств —
теневой фонд возмещения (О), теневой фонд потребления (V) и теневой фонд накопления (Ы^.
Теневой фонд возмещения — это совокупность затрат субъектов хозяйствования в процессе создания теневого продукта. Его формируют теневые материальные затраты, необходимые для выпуска и реализации теневой продукции, и затраты, связанные с организацией мер по утаиванию и защите теневой деятельности.
Рисунок 1 — Первичное распределение и перераспределение теневого ВНП
Характеризуя теневые материальные затраты, следует отметить, что они меньше затрат в официальном секторе экономики. Это, прежде всего, связано с возможностью безвозмездного использования теневыми субъектами хозяйствования основных фондов, принадлежащих представителям официальной экономики, в частности государству, при этом нет потребности в начислении и включении в состав себестоимости амортизационных расходов. Потребление в процессе создания теневого продукта списанных, похищенных или сэкономленных материалов, полуфабрикатов, энергоносителей в официальном секторе — это еще один источник существенной минимизации материальных затрат. Кроме того, теневые субъ-
екты в процессе производства могут использовать основные и оборотные фонды, полученные контрабандным путем, т. е. без уплаты соответствующих косвенных налогов (НДС, акцизы), которые взимаются при пересечении границы. Понизить расходы дает возможность несоблюдение «теневиками» требований к организации производственного процесса, которые предъявляются государством к представителям легального сектора относительно правил противопожарной безопасности, санитарных и экологических норм и нормативов.
Затраты утаивания — другой составной элемент фонда возмещения. Исследователь теневой экономики О. В. Тур-чинов выделил четыре группы таких затрат: организационные, накладные, фи-
нансовые теневые затраты, расходы по раскрытию [1, с. 47].
Наличие организационных теневых затрат связано с необходимостью маскировки технологического процесса. К этой группе относятся расходы на подделку необходимых товаротранс-портных документов, разрешений, лицензий, открытие фиктивных фирм в России и за границей.
Накладные теневые затраты имеют элемент перераспределения новообразованной теневой стоимости. Они необходимы для обеспечения безопасности функционирования бизнеса и охватывают выплаты, осуществленные в пользу представителей организованных преступных группировок, высокопоставленных чиновников, прикрывающих теневую экономическую деятельность, для подкупа представителей контролирующих органов и должностных лиц разрешительной системы.
Теневой экономической деятельности необходимы, прежде всего, наличные средства. Денежная наличность нужна для выплаты теневой зарплаты и других выплат, предусмотренных накладными теневыми затратами. В настоящее время в теневом экономическом пространстве сформировалась система предпринимательских структур, которая обслуживает нелегальное наличное обращение и предоставляет услуги, связанные с нелегальным переведением безналичных средств в денежную наличность и их конвертацией в иностранную валюту. При этом указанные услуги соответственно оплачиваются в размере, составляющем 1015 % от суммы соглашения [2, с. 69]. Именно такой вид затрат, наряду с расходами на легализацию («отмывание») теневых доходов и открытие зарубежных банковских счетов, образует группу финансовых затрат.
Еще одну группу теневых затрат формируют потери теневого бизнеса от разоблачения представителями государ-
ственных контролирующих органов нарушений законодательства. К этой группе принадлежат штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, потери от конфискации нелегально произведенных или завезенных с нарушением действующего таможенного законодательства материальных ценностей.
Величина теневого фонда возмещения оказывает непосредственное влияние на результаты теневой деятельности, а также на хозяйственное поведение «теневиков». Если теневые затраты меньше затрат в официальном секторе, теневая деятельность будет иметь смысл, в противном случае потребность в теневой деятельности отпадает и неформальные хозяйственные отношения переходят в плоскость официальной экономики.
Теневые фонды потребления и накопления — это вновь образованная стоимость (теневой доход), известная как теневой капитал.
Наличие теневого фонда потребления (V) связано с необходимостью перераспределения части теневого дохода в пользу лиц, занятых в теневых процессах, т. е. для оплаты их труда. Экономическая целесообразность теневого фонда оплаты труда объясняется также возможностью минимизации налоговых платежей, объектом определения которых или источником уплаты является официальный фонд оплаты труда.
Согласно действующему законодательству РФ из заработной платы взимается налог на доходы физических лиц, взносы на государственное пенсионное и социальное страхование. Именно величина социальных отчислений, объектом определения которых является официальный фонд оплаты труда предприятия, стимулирует отечественных юридических лиц к искусственному занижению уровня расходов на оплату труда и переводу отношений, связанных с оплатой труда, в тень, если даже речь идет об официально отработанном вре-
мени или объеме изготовленной продукции.
Побудительным мотивом любой экономической деятельности, в т. ч. теневой, является ее целесообразность, выражающаяся в общей сумме получаемой выгоды, т. е. прибыли. Конечным результатом теневой деятельности является величина фонда накопления (ЫТ). На размер этого фонда оказывают непосредственное влияние следующие факторы:
1) в сторону увеличения: уменьшение уровня материального затрат по сравнению с официальным сектором экономики; превышение размера официального фонда оплаты труда над теневым и неуплата социальных отчислений; неуплата в бюджет налогов на потребление, т. е. тех, которые включаются в цену продукции; возможность уклонения от уплаты налога на прибыль;
2) в сторону уменьшения: величина затрат, связанных с организацией охраны и прикрытием теневой деятельности.
Необходимость в перераспределении теневого ВВП логически следует из потребностей организации в безопасном ведении теневой деятельности. Субъектами перераспределения, с одной стороны, являются физические и юридические лица, занятые в неформальном секторе экономики, и представители государственных органов власти и организованной преступности — с другой. На них возлагается задача защиты теневых субъектов от контроля и преследования в случае выявления нелегального бизнеса со стороны государства; обеспечения личной безопасности руководителей теневых структур и членов их семей; решения экономических проблем «теневиков» путем использования силовых методов («выбивание» долгов, нейтрализация и уничтожение конкурентов); защита от «наездов» представителей других криминальных группировок. Кроме того, государственные чиновники могут создать для представи-
телей теневого бизнеса определенные экономические преимущества путем предоставления налоговых льгот, размещения государственных заказов и обеспечения административными методами сбыта теневой продукции.
На уровне организованной преступности по территориальным и национальным признакам происходит формирование централизованных фондов денежных средств, создание которых предусматривает различные цели: расширение объемов криминальной деятельности, подкуп государственных чиновников, материальную поддержку участников преступных групп, находящихся в местах лишения свободы и членов их семей. Эти фонды формируются за счет отчислений из доходов, полученных криминальными структурами за определенный период. Фактически речь идет о «налоге на доходы от криминальной деятельности».
Формирование теневых финансовых ресурсов происходит по двум основным источникам: собственно стоимостью, созданной в сегменте теневой экономики и путем перелива финансовых ресурсов официального сегмента (уклонение от налогообложения, злоупотребление бюджетными средствами).
Дальнейшее использование теневых финансовых ресурсов предусматривается в двух направлениях: первое заключается в их возврате в теневую сферу для увеличения объемов неофициального бизнеса; второе — легализации этих ресурсов в официальной экономике с помощью инструментов финансового рынка (депозитов, ценных бумаг, страховых, инвестиционных, валютных операций) и офшорных территорий.
Результатом перераспределительных процессов теневых субъектов хозяйствования является формирование теневого капитала, для которого характерны следующие признаки: более высокая мобильность по сравнению с официальным; высокий уровень доход-
ности теневого капитала; преобладающее использование теневого капитала в свободно конвертируемой валюте в наличном выражении; «отмывание» и легализация теневого капитала через использование офшорных зон и стран с благоприятным налогообложением.
С целью понимания сути теневого капитала необходима его классификация по следующим признакам:
1) по источникам формирования: доходы, полученные в секторе неформальной экономики: мелкие приработки в пределах официального правового поля, доходы, полученные от приусадебных участков, стихийное мелкое предпринимательство; доходы, полученные в секторе подпольной (криминальной) экономики: теневое предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, коррупция, криминальный промысел, финансовое мошенничество, теневая приватизация;
2) по уровню формирования: централизованный — образованный на уровне устойчивых преступных формирований по региональному или национальному признаку («общаки», «черные кассы») или теневые ресурсы, сформированные на уровне финансово-промышленных групп; децентрализованный — теневые финансовые ресурсы, сформированные на уровне субъектов теневой экономической деятельности — физическими и юридическими лицами;
3) по местопребыванию: национальный теневой капитал — полученный и размещенный резидентами и нерезидентами на таможенной территории страны; эмиграционный теневой капитал — находящийся за пределами страны и являющийся теневой собственностью физических и юридических лиц, которые на момент его образования были резидентами государства; репатриированный теневой капитал — теневой капитал, полученный на таможенной территории страны, «отмытый» в государствах с благоприятным налогообло-
жением или офшорных зонах и инвестированный в экономику страны — места происхождения;
4) по отраслевым признакам: теневой капитал, созданный в отраслях производственной сферы: промышленности, сельском хозяйстве, торговле и т. д.; теневой капитал, образованный в отраслях непроизводственной сферы (финансово-кредитный); бытовом обслуживании, образовании, здравоохранении;
5) по форме проявления: 5.1) в денежной форме: в наличных дензнаках; на банковских счетах — в безналичной форме; в национальной валюте; в иностранной валюте; 5.2) в фондовой форме: внеоборотные активы; оборотные активы; нематериальные активы; имущественные права: обычные и привилегированные акции, государственные и корпоративные облигации, векселя, казначейские обязательства и сберегательные сертификаты, приватизационные бумаги; драгоценные металлы и ценные камни; предметы искусства: картины, скульптуры, раритетные литературные издания;
6) по степени организованности его получения: индивидуальный — полученный в результате теневой деятельности отдельно взятого физического лица; групповой — нелегальные доходы, полученные от теневой деятельности группы физических лиц (формирование централизованных фондов денежных средств, так называемых «общаков», на уровне организованной преступности); корпоративные — теневые доходы, полученные в результате нелегальной деятельности физических и юридических лиц, объединенных в финансово-промышленные группы (кланы), руководителями которых являются высокопоставленные представители законодательной и исполнительной власти;
7) по правовому статусу: легализованный — теневой капитал, «отмытый» через офшорные зоны или на финансовом рынке и инвестирован-ный в легальный сектор экономики; нелегаль-
ный — теневые средства, ко-торые обслуживают нелегальную хозяйственную деятельность в сфере подпольной экономики (наркобизнес, торговля оружием и людьми);
8) по стоимостной величине: мелкий; незначительный; значительный; крупный; сверхкрупный.
9) по периодичности получения: стабильный — теневой капитал, полученный субъектами неформальной деятельности на протяжении всего периода, который не зависит от сезонных колебаний; периодический (сезонный) — получение капитала зависит от периодичности теневой деятельности; ситуационный — получение происходит под влиянием случайных обстоятельств.
Совокупность фондов теневых финансовых ресурсов и взаимосвязь между ними образует теневую финансовую систему — объединение относительно отделенных групп финансовых отношений, отражающих специфические формы и методы распределения и перераспределения теневого ВНП.
По нашему мнению, структуру теневой финансовой системы можно представить следующим образом: на микроэкономическом уровне — теневые финансы субъектов хозяйствования; на макроуровне — теневые финансы финансово-промышленных групп (ФПГ) и организованных преступных групп.
Сферу теневых финансов субъектов хозяйствования можно разделить на две подсистемы: теневые финансы до-мохозяйств, основой которых являются отношения, направленные на формирование теневых финансовых ресурсов для удовлетворения личных потребностей граждан; финансы организованных предпринимательских структур теневой экономики, которые опосредствуют процессы создания, распределения и потребления теневой стоимости (теневые инвестиции, формирование и распределение теневой выручки, оплата труда и т. д.).
Уровень макроэкономики представлен теневыми структурами, осуществляющими деятельность на общенациональном уровне как в сфере официальной экономики (финансово-промышленные группы), так и в пределах криминальной составляющей теневой экономики (организованная преступность).
Теневая финансовая деятельность отечественных ФПГ направлена, прежде всего, на изъятие финансовых ресурсов из официального сектора экономики путем неуплаты налогов, бюджетных средств (возмещение из государственного бюджета фиктивно сформированного налогового кредита), теневой приватизации и создания централизованных теневых фондов денежных средств, использующихся для инвестирования избирательных кампаний.
Финансовые отношения в сфере организованной преступности основываются на формировании теневых доходов от противозаконных экономических операций (производство и реализация запрещенных товаров, работ, услуг, финансовое мошенничество, криминальная деятельность и др.) и создании централизованных теневых фондов денежных средств.
Сферу международных теневых финансов опосредуют отношения, направленные на перелив теневых капиталов в планетарном масштабе и легализацию теневых финансовых ресурсов в пределах официальной экономики.
Таким образом, с целью оценки финансовых доминант теневой экономики и выявления направлений ограничения ее масштабов необходимо: выяснить причины, источники и методы формирования теневых финансовых ресурсов, сосредоточив, прежде всего, внимание на роли и значении государственных финансов в этом процессе; определить условия и потенциальные возможности их легализации в пределах официальной экономической деятельности; выявить в
пределах финансовой системы эффективные механизмы влияния на процессы их образования и легализации.
Библиографический список
1. Турчинов, О. В. Теневая экономика: закономерности, механизм функционирования, методы оценки. — СПб. : ИНКО, 2010.
2. Агафонов, Ю. А., Мельников, А. Б., Логинов, Э. Л. Борьба с «отмыванием»
денег в рыночной экономике. — Краснодар : КЮИ, 2012.
Bibliographic list
1. Turchynov, О. V. Shadow economy: patterns, functioning and evaluation methods. — SPb. : INKO, 2010.
2. Agafonov, Yu. A., Melnikov, А. В., Loginov, E. L. Struggle against «laundering» money in market economy. — Krasnodar : KLI, 2012.