УДК 336:314.722(470.345)
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
В. П. МИНИЧКИНА, кандидат экономических наук, исполняющая обязанности директора Е-mail: [email protected] Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, г. Саранск
В статье обосновывается применение программно-целевого подхода к процессам привлечения дополнительных трудовых резервов в регион. Делается акцент на отборе территорий вселения Саранской агломерации с учетом перспектив их развития. Приводится механизм расчета финансирования программы.
Ключевые слова: регион, программа, трудовые ресурсы, финансовое обеспечение, агломерация, территории вселения, экономическая эффективность, социальная эффективность.
Республиканская программа по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010—2012 гг., разработанная Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия (далее — программа), направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития региона.
Основанием применения программно-целевого подхода к процессам привлечения дополнительных трудовых резервов послужила социально-демографическая ситуация в республике, которая остается сложной долгие годы.
Характер ситуации традиционно определялся высокой миграцией жителей республики (в том числе насильственной). Отрицательный естественный прирост населения был зафиксирован в
сельской местности Мордовии уже в 1985 г., а в 1992 г. — для всего населения региона.
Деформация половозрастной структуры населения в ХХ в. оказывает существенное влияние на современную динамику демографических процессов и будет определять ее в ближайшем будущем. Особенно заметно проявлялись последствия этой деформации в середине 1960-х гг., когда резкий спад числа рождений был связан с вступлением в возрастную группу наибольшей детородности (20—29 лет) малочисленных контингентов, родившихся в военные годы. Второй спад пришелся на конец 1980-х — начало 1990-х гг., когда в активный детородный возраст вошло поколение жителей региона, родившихся в конце 1960-х гг.
Республика Мордовия характеризуется низкой рождаемостью, которая с 1992 г. не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Естественная убыль жителей имеет устойчивый и долговременный характер. В последние годы ежегодное превышение умерших над родившимися в республике постепенно снижается и составляет около 7 тыс. чел.
Демографическая ситуация в республике негативно сказывается на трудовом потенциале. Несмотря на наличие внушительного числа официально зарегистрированных безработных, регион нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управлен-
цев до работников неквалифицированного труда. Кроме того, недостаток трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в ходе реализации инвестиционных проектов на территории республики.
Главная цель программы — оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического развития республики.
Основными задачами реализации программы являются:
— обеспечение социально-экономического развития Республики Мордовия;
— сокращение дефицита трудовых ресурсов;
— улучшение демографической ситуации;
— увеличение миграционного притока населения в республику;
— закрепление переселенцев в регионе, обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.
Программа дополняет систему мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленную на стабилизацию численности населения республики и восполнение трудовых ресурсов.
Для реализации программы определены приоритетные территории вселения и инвестиционные проекты, предполагающие привлечение дополнительных трудовых ресурсов из числа соотечественников с возможностью оказания содействия в предоставлении жилья, наделении земельными участками и других мер социальной поддержки переселенцам.
Для обеспечения сбалансированного подхода к отбору территорий будущего проживания с учетом региональной специфики органами государственной власти проведен комплексный анализ и отбор территорий вселения с учетом перспектив их развития.
При выборе территорий вселения учитывались следующие факторы:
— финансово-экономический потенциал и уровень жизни населения;
— демографический потенциал;
— степень развития инженерной инфраструктуры;
— обеспеченность социальной инфраструктурой;
— наличие жилья и перспектива приобретения или его строительства;
— перспективы развития производственного и сельскохозяйственного секторов (реализация инвестиционных и национальных проектов).
Для участия в программе в Республике Мордовия сформированы три территории вселения с учетом целевого характера направления миграционных процессов:
— Инсарский район,
— Чамзинский район,
— городской округ Саранск.
Все они входят в проект переселения «Саран-ско-Чамзинская агломерация».
Крупные города и образованные ими городские агломерации — одна из главных форм территориальной организации производительных сил России, обусловленная в значительной мере условиями хозяйственного освоения ее территории. Они являются благоприятной средой для формирования наиболее важных элементов рыночной инфраструктуры, становления новых экономических отношений.
Производственный комплекс Саранской агломерации представляет собой сложную многоотраслевую систему, состоящую из множества предприятий различного размера и профиля, как определяющих его специализацию в территориальном разделении труда, так и обслуживающих основные производства. В условиях перехода экономики на рыночные отношения территориальный производственный комплекс агломерации обладает наибольшей устойчивостью и способностью к адаптации в силу его диверсифицированности и возможности перераспределения функций и различных ресурсов (например трудовых) между различными элементами агломерации. Саранская агломерация имеет также развитую научно-производственную базу, хотя и недостаточно обеспеченную высококвалифицированными кадрами. Наличие этих элементов (ресурсов), сконцентрированных на достаточно компактной территории, дает более благоприятную возможность структурной перестройки хозяйства агломерации и ее отдельных элементов в соответствии с рыночными требованиями. Концентрация на компактной и инфраструктурно обеспеченной территории разнопрофильных и разномасштабных объектов является основой для активной межхозяйственной и межотраслевой кооперации, позволяющей максимально реализовать агломерационный эффект. Следует отметить, что в отличие от прошлых лет в настоящее время практически сняты все преграды для такого взаимодействия (прежде всего ведомственные, внеэкономического характера и др.).
Город Саранск — ядро агломерации. Он играет организационную, регулирующую роль, а также выступает как центр формирования новых рыночных структур, обслуживающих близлежащие территории, распространения инноваций и подготовки кадров.
Сформировавшаяся в предшествующие годы развитая инженерно-транспортная инфраструктура в Саранско-Рузаевско-Чамзинской зоне на фоне территорий с низкой плотностью таких объектов в большей мере соответствует новым экономическим отношениям, позволяя эффективно перераспределять различные ресурсы и продукцию (в том числе информацию) между ее элементами, обеспечивая мобильность всей системы в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка.
Развитая социальная инфраструктура, наличие большого количества разнопрофильных учреждений профессиональной подготовки и переподготовки кадров различного уровня позволяют целенаправленно формировать необходимые для развития рыночных отношений и новых сфер деятельности трудовые ресурсы.
Территориальная сближенность поселений в Саранской агломерации, их благоприятная транспортная взаимодоступность являются важными условиями формирования в ее границах единого рынка труда. Параллельно с ним развивается и рынок жилья. В связи с этим имеется возможность перераспределения населения между элементами агломерации, снижаются показатели безработицы в отдельных ее поселениях, и таким образом в значительной степени уменьшается острота социально-экономического кризиса.
Агломерация как специфическая форма территориальной организации хозяйства и расселения обладает рядом серьезных преимуществ, связанных с так называемым агломерационным эффектом. Он включает несколько составляющих:
— эффект концентрации производства и органически связанный с ним эффект специализации;
— эффект кооперирования и комбинирования в условиях территориальной близости предприятий;
— эффект совместного использования инженерной и социальной инфраструктур.
Кроме экономической следует отметить и социальную эффективность, связанную с возможностями более полной и разнообразной занятости населения, обеспечения относительно равных и благоприятных условий жизни.
Таким образом, использование структурных особенностей агломерации дает возможности для опере-
жающего перехода к инновационному типу развития, усилению социальной ориентации производства.
Сценарий перспективного развития агломерации ориентирован на прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре промышленности с приближением ее к типу наукоемкого производства при существенном усилении социальной ориентации. Такой подход обусловлен не только совокупностью благоприятных предпосылок, включая уже созданный мощный потенциал передовых отраслей. Не менее важно и то, что именно г. Саранск может стать зоной «прорыва» к инновационному типу развития экономики. Это предполагает следующие принципиальные направления совершенствования экономической базы агломерации:
— приоритетное формирование инновационных сфер деятельности;
— диффузию передовых технологий в другие виды производства, транспортную и инженерную инфраструктуры, опережающее развитие средств связи, обработки и передачи информации;
— корректировку системы подготовки и переподготовки кадров, постоянную их адаптацию к новым условиям и требованиям;
— усиление взаимодействия между образованием, наукой и производством, в том числе путем создания таких новых форм территориальной организации, как технополисы, технопарки, инкубаторы малого бизнеса и др.;
— опережающее развитие социально ориентированных сфер и видов деятельности: сферы услуг, рекреации, пищевой и легкой промышленности.
Динамика занятости и формирование рынка труда в перспективе в значительной степени будут зависеть от решения экономических проблем как в границах агломерации, так и по стране в целом. Фактор структурной динамики начнет при этом действовать в двух направлениях:
— высвобождения рабочей силы;
— создания на нее дополнительного спроса.
Возникают следующие задачи: разработка экономически обоснованного прогноза ситуации на рынке труда в агломерации и оценка потребности в различных категориях специалистов на предстоящий период.
Подъем уровня занятости населения возможен при условии развития производства и требует масштабных капиталовложений. Основными направлениями работы по смягчению ситуации на рынке труда являются:
— стимулирование самозанятости населения, поддержка малого бизнеса и предпринимательства;
— развитие инфраструктуры рынка труда;
— создание единого рынка труда агломерации и включение его в объединенный рынок труда России;
— создание и совершенствование системы переподготовки кадров;
— финансовая поддержка предприятий, сохраняющих и создающих новые рабочие места, из средств фонда занятости;
— организация общественных работ;
— социальная поддержка безработных (выплата им пособий и компенсаций, содействие в поиске работы и т. д.).
В случае стабилизации экономических процессов в агломерации, улучшения уровня жизни населения и его уверенности в будущем данная тенденция может измениться и привести к нормализации демографического воспроизводства.
Проект переселения «Саранско-Чамзинская агломерация» представлен тремя муниципальными образованиями республики (территориями вселения), участвующими в реализации республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом: «Инсарский муниципальный район», «Чамзинский муниципальный район», «ГО Саранск», численность населения в которых на 01.01.2010 составляет 369 203 чел. (табл. 1).
Привлечение соотечественников на выбранные территории вселения Саранской агломерации обусловлено наличием инвестиционных проектов, требующих квалифицированных специалистов и рабочей силы.
Программой предусмотрены следующие меры финансовой поддержки переселенцев:
— компенсация за счет средств федерального бюджета расходов по переезду переселенцев и перевозу их личного имущества (в рамках установленных нормативов);
— компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственных пошлин по оформлению документов (в рамках установленных нормативов);
Таблица 1
Численность населения саранско-Чамзинской агломерации в 2008-2010 гг., чел.
— субсидирование за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по банковским кредитам, полученным на приобретение жилой площади (в рамках установленных нормативов);
— субсидирование за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по банковским кредитам, полученным на создание личных подсобных хозяйств (в рамках установленных нормативов);
— получение услуг, включенных в компенсационный пакет;
— выдача ипотечных жилищных кредитов (в рамках установленных нормативов).
Экономический механизм реализации программы предполагает ее дальнейшее совершенствование путем внесения изменений в зависимости от складывающейся социально-экономической и миграционной ситуации в республике.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.07.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» участник государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Россию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение компенсационного пакета участника государственной программы (далее — компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Первичный медицинский осмотр соотечественников, включая детей, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская помощь участникам региональной программы оказывается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи.
При добровольном переселении в Республику Мордовия соотечественникам будет предоставлен компенсационный пакет, формируемый за счет льгот и гарантий, действующих на ее территории, за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Территории вселения 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010
Город Саранск 322 329 323 116 323 772
Инсарский район 14 305 14 004 13 707
Чамзинский район 32 417 31 958 31 724
Всего... 369 051 369 078 369 203
Таблица 2
Расчет расходов на проведение первичного медицинского осмотра в 2010—2012 гг., руб. на 1 чел.
Год Стоимость обследования
В наркологическом диспансере В кожно-венерологическом диспансере В туберкулезном диспансере На СПИД Итого
2010 346 609,85 622,22 310 1 888,07
2011 405 700 653,22 340 2 098,22
2012 442 806 685,89 380 2 313,89
Расчет суммы компенсационного пакета будет производиться индивидуально для каждого участника программы.
Механизм расчета финансирования программы. Расчет потребности в финансировании программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, разработчиками осуществлялся следующим образом.
Общий объем расходов складывался из расходов на компенсационный пакет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.01.2007 № 1 «О компенсационном пакете участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (на медицинское обследование, образовательные услуги, социальное обслуживание, услуги в области занятости).
Расходы на медицинское обследование включают расходы на проведение первичного медицинского осмотра и расходы на медицинскую помощь соотечественникам в рамках Программы государственных гарантий (табл. 2, 3).
Общий объем расходов на медицинское обследование составит 12 578,1 тыс. руб. В том числе:
- в 2010 г. - 2 005,7 тыс. руб.;
- в 2011 г. - 4 483,1 тыс. руб.;
- в 2012 г. - 6 089,3 тыс. руб.
При расчете расходов на образовательные услуги подразумевалось, что семья каждого переселенца состоит из двух родителей и одного ребенка (в одной половине семей ребенок - дошкольник, в другой -учащийся общеобразовательного учреждения). Здесь учитывалась стоимость содержания одного воспитанника в дошкольном образовательном учреждении
Таблица 3
Расчет расходов на медицинскую помощь соотечественникам в рамках Программы государственных гарантий в 2010—2012гг., руб. на 1 чел.
Год Расходы на медицинское обслуживание
II полугодие 2010 2 569,1
2011 5 138,2
2012 5 138,2
(ДОУ) и одного обучающегося в общеобразовательном учреждении в районном разрезе (табл. 4).
Объем расходов на образовательные услуги составит 18 707,7 тыс. руб. В том числе:
- в 2010 г. - 2 039,7 тыс. руб.;
- в 2011 г. - 7 050,9 тыс. руб.;
- в 2012 г. - 9 617,1 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.05.2009 № 223 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременного денежного пособия гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и гражданам, имеющим заслуги перед Отечеством, в том числе при ликвидации последствий аварий» пособие гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выплачивается:
- в случае пожара, стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций в размере 20 тыс. руб.;
- в случае болезни, требующей дорогостоящего лечения, в размере стоимости лечения, но не более 10 тыс. руб.;
- в случае любой другой жизненной ситуации, с которой гражданин не может самостоятельно справиться в силу своего тяжелого материального положения, в размере 2 тыс. руб.;
- на газификацию жилых домов в размере затрат на газификацию домовладения, но не более 50 тыс. руб.
Таблица 4
Стоимость содержания одного обучающегося в Республике Мордовия в 2010—2012 гг., руб.
Наименование Содержание одного обучающегося
В общеобразовательном учреждении В ДОУ
2010 2011 2012 2010 2011 2012
ГО Саранск 19 059 20 935 20 951 25 250 28 403 28 718
Инсарский район 39 457 46 071 47 165 23 980 27 199 29 527
Чамзинский район 33 212 36 754 37 076 32 103 32 476 33 036
Гражданам, имеющим заслуги перед Отечеством, в том числе при ликвидации и последствий аварий, пособие выплачивается в следующих размерах:
— ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 500 руб.;
— военнослужащим, получившим инвалидность вследствие военной травмы в ходе боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике, в размере 2 тыс. руб.;
— участникам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и труженикам тыла на ремонт жилого помещения в размере его стоимости, но не более 10 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2007 № 1 «О компенсационном пакете участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в области социального обслуживания предусмотрено предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством РФ о социальном обслуживании граждан.
Общий объем расходов на социальное обслуживание составит 1 252,4 тыс. руб. В том числе:
— в 2010 г. — 137,1 тыс. руб.;
— в 2011 г. — 461,4 тыс. руб.;
— в 2012 г. — 653,9 тыс. руб. (табл. 5).
Расчет расходов на обслуживание участников программы и членов их семей в сфере содействия
Таблица 5
Расходы на оказание мер социальной поддержки в 2010-2012 гг., руб. на 1 чел.
Год Расход
2010 6 093
2011 6 152
2012 6 228
трудоустройству (из средств федерального бюджета— субвенции) представлен в табл. 6.
Дополнительные льготы переселенцам в сфере содействия трудоустройству населения, финансируемые из республиканского бюджета, не предоставляются.
Общий объем расходов по содействию занятости переселенцев составит 1 965,2 тыс. руб. В том числе:
— в 2010 г. - 846,8 тыс. руб.;
— в 2011 г. — 559,2 тыс. руб.;
— в 2012 г. — 559,2 тыс. руб.
Общий объем расходов на реализацию программы составит 34 503,4 тыс. руб. из республиканского бюджета Республики Мордовия на весь период реализации (табл. 7).
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.
Эффективность реализации программы определяется в соответствии с целевыми индикаторами, установленными Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также с индикаторами, разработанными применительно к условиям
Таблица 6
Расчет расходов на обслуживание участников программы и членов их семей в сфере содействия трудоустройству в 2010-2012 гг., тыс. руб.
Показатель 2010 2011 2012 Итого
Участие во временной занятости подростков 84,1 53,6 53,6 191,3
Содействие самозанятости 12,3 8,6 8,6 29,5
Участие в программе «Первое рабочее место» 102 71,4 71,4 244,8
Содействие занятости испытывающим трудности в трудоустройстве 102 71,4 71,4 244,8
Выплата пособия по безработице 214,2 142,8 142,8 499,8
Выплата стипендии 112,2 71,4 71,4 255
Финансирование обучения 220 140 140 500
Итого 846,8 559,2 559,2 1965,2
Таблица 7
Общий объем расходов на реализацию программы в 2010-2012 гг., тыс. руб.
Год Всего Медицинские услуги Образовательные услуги Социальные услуги Содействие трудоустройству
2010 5 029,4 2 005,7 2 039,7 137,1 846,9
2011 12 554,5 4 483,1 7 050,9 461,4 559,1
2012 16 919,5 6 089,3 9 617,1 653,9 559,2
Итого... 34 503,4 12 578,1 18 707,7 1252,4 1965,2
Республики Мордовия в целях более детального анализа выполнения программы.
Анализ хода реализации программных мероприятий проводится на основе сопоставления прогнозно-целевых индикаторов программы и фактически достигнутых результатов, выявляются отклонения от сроков, а также оценки влияния результатов реализации мероприятий программы на уровень экономического и социального развития Республики Мордовия.
Для оперативной диагностики общественных настроений, адаптации участников программы Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия проводит социологические исследования информационной и общественной ситуации.
Основные сведения о результатах реализации программы, достижении целевых показателей, объеме затраченных финансовых ресурсов, а также результатах мониторинга публикуются в республиканских и местных средствах массовой информации и размещаются в сети Интернет.
На основании результатов мониторинга реализации программы уполномоченный орган по
расселению соотечественников в установленном порядке выносит на координационный совет информацию о ходе финансирования, выполнения и эффективности реализации программных мероприятий с предложениями о целесообразности их дальнейшей реализации либо корректировке.
Информация о ходе выполнения мероприятий программы заслушивается на заседаниях координационного совета не реже одного раза в полугодие.
По результатам мониторинга в программу могут вноситься корректировки, в том числе и изменение числа проектов вселения.
Список литературы
1. Миничкина В. П. Формирование миграционной привлекательности региона в рамках программно-целевого подхода // Регионология. 2007. № 1.
2. Проект республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 гг.
1 С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И УЧЕТА
Продажа, доставка и установка программных продуктов
Сопровождение (обновление, консультации, настройка и доработка программ)
Внедрение 1С
Разработка программ (с учетом специфики деятельности и индивидуальных требований клиента)
Автоматизация бизнес-процессов предприятий на базе 1С
Перенос данных и организация обмена данными между различными программами
®
1 С:ФРД НЧ АЙЗИНГ
"Альмасофт" (495) 767-21-80
http://www.almassoft.ru/ [email protected]/
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО ДЕЛОВОМУ ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ