УДК: 37.014.543.1
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ РЕШЕНИЯ
Комарова О.А., студентка
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проанализирована проблема устаревания имеющихся стоимостных групп, используемых для определения итоговых значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образование. Выявлено, что в рамках одной стоимостной групп существует значительная дифференциация в необходимом объеме финансирования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки в рамках одной стоимостной группы - в результате этого часть укрупненных групп специальностей и направлений подготовки перефинансированы, а другая часть укрупненных групп специальностей и направлений подготовки недофинансирована. Сделаны выводы о значительном превышении фактической балансовой стоимости материальных запасов и объектов особо ценного движимого имущества стоимость, заложенную в базовый норматив затрат. Выявлено, что на содержание недвижимого имуществ, заложенного в базовый норматив затрат, закладывается низкий объем затрат. С учетом объективно более высоких затрат на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги составляющая базового норматива затрат «Содержание недвижимого имущества также требует увеличения». Автор также предлагает увеличение количества стоимостных групп и перегруппировка в рамках стоимостных групп.
Ключевые слова: education, basic cost standards, cost group, funding
EDUCATION FUNDING: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Komarova O.A., student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the problem of obsolescence of existing cost groups used to determine the final values of the basic cost standards for the provision ofpublic services for the implementation of educational programs of higher education. It was revealed that within one cost group there is a significant differentiation in the required amount of funding for the enlarged groups of specialties and areas of training within the same cost group - as a result, part of the enlarged groups of specialties and areas of training are overfinanced, and the other part of the enlarged groups of specialties and areas of training is underfunded. Conclusions are drawn about a significant excess of the actual book value of inventories and objects of especially valuable movable property, the cost included in the basic cost standard. It was revealed that the maintenance of real estate, included in the basic cost standard, has a low amount of costs. Taking into account the objectively higher costs of forming in the prescribed manner a reserve for the complete restoration of the composition of objects of especially valuable movable property used in the process ofproviding public services, the component of the basic cost standard "Maintenance of real estate also requires an increase. " The author also proposes an increase in the number of cost groups and a regrouping within the value groups.
Keywords: education, basic cost standards, cost group, funding.
1. ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация является одной из наиболее социально-ориентированных стран мира в части предоставления гражданам социальной помощи, социальных услуг, а также реализации права на получение образования и медицинской помощи [1;2]. Часть 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации закрепляет за каждым право на образование, а Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует эту норму.
По данным мониторинга главного информационно-вычислительного центра в 2022
году в Российской Федерации функционировало 1208 организаций высшего образования, из них 896 государственных и муниципальных организаций и 312, соответственно, частных. Рассматривая исключительно образовательные программы высшего образования, можно заметить, что наибольшая доля приходится на финансовое обеспечение образовательных программ бакалавриата (60,3%) и программ специалитета и магистратуры (34,62%). Гораздо меньшую долю финансового обеспечения составляют программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре,
ассистентуре-стажировке (5,02%) [3]. 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ
На рисунке 1 представлена динамика
700 600 500 400 300 200 100 0
структура финансового
образовательных организаций образования в разрезе финансирования (рис.1).
обеспечения высшего источников
1 9
161
28-
иностранных источников
внебюджетных источников
населения организаций
2015
2017
2019
2021
Рис. 1. Динамика и структура финансового обеспечения образовательных организаций высшего образования в разрезе источников финансирования, 2015-2021 гг., млрд. рублей. Источник: [4]
Анализ структуры финансового обеспечения идентичную структуру источников
образовательных организаций высшего финансирования за последние годы (табл. 1). образования в динамике показал относительно
Таблица 1. Структура источников финансового обеспечения образовательных организаций ВО (доли в общем
объеме), 2015-2021 гг. Источник: [4]
Год Доля источника финансового обеспечения в общем объеме
бюджеты всех уровней организации население внебюджетные источники иностранные источники
2015 61,58% 1,69% 35,06% 0,30% 1,37%
2017 61,09% 1,80% 34,97% 0,18% 1,95%
2019 63,55%% 1,59% 32,00% 0,14% 2,72%
2021 63,10% 1,90% 31,01% 0,60% 3,39%
и
В настоящее время финансовое обеспечение высшего образования, как видно из таблицы 1, осуществляется через бюджеты всех уровней (а именно за счет субсидии на выполнение ГЗ). Для расчета объема субсидии первоначально рассчитывается итоговое значение базового норматива затрат (далее - БНЗ) на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ ВО. На сегодняшний день значения БНЗ рассчитываются не для каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (далее - УГСН), а для стоимостных групп.
В таблице 2 отражены итоговые значения составляющих БНЗ на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ ВО на 2023 год (рис. 2).
Переход на нормативное финансирование значительно упростил систему финансирования, однако повлек за собой ряд рисков - в частности,
один из рисков - это значительная дифференциация в необходимом объеме финансирования УГСН в рамках одной стоимостной группы - в результате этого часть УГСН перефинансированы, а другая часть УГСН недофинансирована [6;7]. Таким образом, можно сформулировать проблему как устаревание имеющихся стоимостных групп при расчете итоговых значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образование, необходимость их перегруппировки и увеличения количества стоимостных групп. Выявление данной проблемы было продиктовано анализом балансовой стоимости имущества, находящегося в собственности вузов, осуществляющих подготовку по направлениям, находящимся в одной стоимостной группе при расчете БНЗ на оказание услуг по реализации образовательных программ высшего образования.
Государств енная услуга Стоимостная группа Итоговое значение БНЗ, тыс. руб.
Бакалавриат, спецналнтет Группа 1 95,8
Группа 2 111,9
Группа За 139,2
Группа ЗЬ 192,5
Группа Зс 260.3
Магистратура Группа 1 103.2
Группа 2 119,2
Группа За 148,5
Группа ЗЬ 205.3
Аспирантура (адъюнктура) Группа 1 121.7
Группа 2 128,3
Группа За 150.7
Ассистентура-стажировка Группа 2 171,7
Группа ЗЬ 176,7
Ординатура - 157.1
Рисунок 2. Итоговые БНЗ на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ ВО на
2023 год, тыс.руб. Источник: [5]
состав затрат на содержание недвижимого имущества включаются в том числе затраты на текущий ремонт, на обслуживание и уборку помещений, на содержание прилегающей территории. Затраты на содержание недвижимого имущества у вузов, осуществляющих подготовку по УГСН 07.00.00 или 10.00.00, будут в несколько раз ниже, чем затраты на содержание недвижимого имущества у вузов, осуществляющих подготовку по сельскохозяйственным УГСН.
На мой взгляд, эта проблема может быть решена следующим способом: пересчет всех базовых нормативов затрат на основе фактических данных для каждой УГСН, а затем -перегруппировка стоимостных групп с возможностью увеличения групп.
Автором был проведен предварительный анализ информации о результатах деятельности и об использовании имущества, в том числе планов финансово-хозяйственной деятельности
учреждений, сведений об изменении балансовой стоимости нефинансовых активов, сведений о кассовых поступлениях, сведений о кассовых выплатах, сведений о балансовой стоимости имущества и др., а также информации, представленной в форме № ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования». На основании упомянутых источников можно оценить примерную
«Хроноэкономика» № 1(39). Апрель 2023 www.hronoeconomics.ru
30
3. ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В рамках 2 стоимостной группы финансируются более 20 УГСН, в том числе такие УГСН как 07.00.00 «Архитектура», 10.00.00 «Информационная безопасность» и 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство». Очевидно, что значение некоторых составляющих БНЗ несопоставимо - например, объем затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества - в ведении вузов, осуществляющих подготовку по сельскохозяйственным УГСН (35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и 36.00.00 «Ветеринария и зоотехника»), находится значительное количество площадей,
используемых в процессе оказания государственных услуг - поля для выращивания (используемые при подготовки по направлению 35.03.03 «Агрохимия и почвоведение»), сады (используемые при подготовки по направлению 35.03.05 «Садоводство»), коровники, свинарники (используемые при подготовке по направлению 36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и «Зоотехния») и т.д. Объем затрат на электроснабжение, газоснабжение,
теплоснабжение, потребление холодного и горячего водоснабжения, водоотведения для таких УГСН будет в десятки раз превышать аналогичный показатель для, например, УГСН 07.00.00 «Архитектура». Аналогично и с содержанием недвижимого имущества - согласно действующей нормативной правовой базе, в
дифференциацию в фактическом объеме балансовой стоимости материальных запасов и особо ценного движимого имущества [8;9;10].
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в России, несмотря на достаточно высокий уровень развития нормативной правовой базы, а также инструментов финансового обеспечения образования, остаются проблемы, существенно снижающие уровень эффективности
финансирования вузов. В статье рассмотрены проблемы, возникающие при финансировании высшего образования, а именно значительная дифференциация в необходимом объеме финансирования УГСН, а также проблемы в определении значений объема затрат некоторые составляющие.
Предложено:
- пересчет БНЗ для всех УГСН
- перегруппировка УГСН
- увеличение количества стоимостных
групп
- добавление капитального ремонта в
состав затрат на СНИ
Список используемых источников
[1] Клячко, Т.В., Новосельцев, А.В., Одоевская, Е.В., Синельников-Мурылев, С.Г. Уроки пандемии коронавируса и возможное изменение механизма финансового обеспечения деятельности вузов. -М.: Вопросы образования. - 2021. - №1. - С. 8-30.
[2] Агранович, М.Л. Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение. - М.: Вопросы образования. - 2019. - №4. - С. 254-275.
[3] Главный информационно-вычислительный центр: Официальный сайт. - URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 12.04.2023).
[4] Федеральное казначейство: Официальный сайт. -URL: clck.ru/33RmM6 (дата обращения: 12.04.2023).
[5] Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23.06.2022 «Об утверждении итоговых значений и величин составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, отраслевых корректирующих коэффициентов и порядка их применения на очередной год и на плановый период» [Электронный ресурс]. - URL: clck.ru/33vBuV (дата обращения: 12.04.2023).
[6] Стебков, С.Г. Вектор развития нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования в России. -Вестник НГИЭИ. - 2020. - №9 (112). - С. 54-72.
[7] Абанкина, И.В., Абанкина, Т.В., Филатова, Л.М. Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов. - М.: Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - Т.10. - №2. - С.38-58.
[8] Форма № ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» за 2021 год: официальный сайт Минобрнауки России. - URL: clck.ru/33vDP6 (дата обращения: 12.04.2023).
[9] Информация о результатах деятельности и об использовании имущества: Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных учреждениях). - URL: https://clck.ru/33vKJJ (дата обращения: 12.04.2023).
[10] Распоряжение Минобрнауки России от 18.05.2016 № Р-204 «Об утверждении методики определения нормативов обеспеченности объектами недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества при расчете базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки» [Электронный ресурс]. - URL: clck.ru/33vCez (дата обращения: 12.04.2023).
V V