31 (217) - 2014
Инновации и инвестиции
УДК 336.77
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕчЕНИЕ
научно-технического развития
О.Г. АЛЕКСАНДРОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики E-mail: knedlix@yandex.ru
К.Ю. СЕРГЕЕВА,
студентка экономического факультета E-mail: sk_kristi16@mail.ru Чувашский государственный университет
им. И.Н. Ульянова
Объект исследования статьи - результативность механизмов финансирования НИОКР в условиях российской и зарубежной действительности. Предметом исследования являются особенности и формы взаимосвязи показателей, отражающих вклад различных секторов в научно-техническое развитие, и степень взаимовлияния показателей деятельности государственных и частных институтов. Цель исследования - определение места и роли финансово-кредитных институтов и государственного сектора в системе финансового обеспечения научно-технического развития.
В работе над исследованием нашли применение различные методы: анализ и декомпозиция первичной информации, методы аналитической систематизации данных, экономико-математическое моделирование и прогнозирование.
Сформулированы особенности структуры источников финансирования исследований и разработок в России, выявлены факторы, создающие препятствия на пути кредитования банками наукоемких проектов. Сопоставлены российский и международный опыт в коммерциализации НИОКР посредством применения механизма венчурного финансирования и определены перспективы его развития в Российской Федерации, а также смоделированы факторы финансирования научно-технического и инновационного развития в макроэкономическом аспекте.
Проведенное исследование показало, что рынок проектного финансирования в России не обеспечива-
ет в достаточной степени потребности организаций в дополнительных источниках финансирования НИОКР, в то же время наблюдаются определенные успехи в развитии российской венчурной индустрии. Особое внимание в ходе исследования уделялось моделированию факторов финансирования исследований и разработок. При помощи инструментария кластерного анализа выявлены группы стран, схожие по показателям научно-технического развития. Формированию основных результатов работы предшествовало построение корреляционно-регрессионной модели взаимообусловленности важнейших характеристик научно-технического развития и ключевых показателей деятельности различных секторов.
Особый интерес могут представлять отдельные разработки в области преодоления препятствий на пути проведения частным бизнесом научных исследований и разработок, а также повышения заинтересованности кредитных организаций и иных структур в финансировании наукоемких проектов.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, проектное финансирование, венчурное финансирование, государственное финансирование, кластерный анализ, НИОКР
В современных условиях внедрение в воспроизводственный процесс научно-технических разработок выступает в качестве важнейшего фактора обеспечения высоких темпов экономического роста.
Довольно напряженная геополитическая ситуация в мире, недостаточно благоприятная для перестроения на новый уровень развития внутренняя обстановка, вызванная набором инфляционных, денежно-кредитных, бюджетно-налоговых проблем, диктуют необходимость формирования в стране особых механизмов финансирования научных исследований и разработок, создающих предпосылки для инновационного развития на основе сочетания определенных приемов и инструментов. Такими инструментами в настоящее время выступают банковское кредитование проектов, играющее важную роль в образовании финансовых ресурсов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также венчурное инвестирование как наиболее подходящий вариант для коммерциализации разработок.
Научно-техническое развитие является одним из ключевых аспектов инновационной составляющей экономики, благодаря которому происходят структурные перестройки, повышается эффективность общественного производства, обеспечивается экономический рост, решаются важнейшие задачи. Уровень развития страны напрямую зависит от результативности деятельности предприятий и организаций, занимающихся исследованиями и разработками и заинтересованных в коммерциализации их результатов. Государственный сектор, должным образом оценивая значимость высокотехнологичных и наукоемких предприятий в формировании инновационной модели экономического развития, оказывает поддержку через финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований. Однако без участия в этом процессе комплекса рыночных структур уполномоченными органами власти не могут быть созданы условия для полноценного научно-технического развития. В связи с этим вовлеченность финансово-кредитных институтов в деятельность организаций наукоемких и высокотехнологичных секторов приобретает в современных условиях особую актуальность. Посредством использования всего спектра необходимых методов и инструментов данные субъекты способны в конечном итоге вывести страну на новый инновационный уровень.
Во многих странах вопросам финансирования научных исследований и разработок со стороны государства уделяется повышенное внимание. Например, Российская Федерация, где в последние годы наблюдается прирост бюджетных ассигнований на
НИОКР). Стабильная доля расходов на науку в ВВП свидетельствует о том, что объемы других источников (в числе которых частные российские средства, зарубежное финансирование) сокращаются. Это важная характеристика сферы науки и инноваций. В развитых странах обратная тенденция: опережающий рост внебюджетного финансирования НИОКР при более высокой, чем в России, доле финансирования из частных средств. Так, в США расходы федерального правительства выросли в 2013 г. на 1,5%, расходы частного сектора - на 4%. При этом вклад компаний в суммарное финансирование НИОКР уже был более чем вдвое выше (71%) по сравнению с размером бюджетных ассигнований1.
Говоря о структуре расходов федерального бюджета РФ на прикладные научные исследования, необходимо отметить, что в 2013 г. доля этого направления составила 4,1% в общем объеме расходов. При этом 48,3% расходов на научно-исследовательскую деятельность приходилось на раздел «Национальная экономика», 35,6% - на раздел «Национальная оборона»2.
Однако в настоящее время для обеспечения роста высокотехнологичных и наукоемких производств возможностей бюджетного финансирования недостаточно, а ресурсы финансового сектора пока не играют существенной роли в решении приоритетных задач по стимулированию инновационного развития и модернизации экономики. Банки, не без оснований, рассматривают проекты, связанные с разработкой и внедрением высоких технологий, как высокорискованные и невыгодные.
О вкладе различных секторов, в том числе и банковского, в развитие российской экономики можно судить, проанализировав динамику и структуру инвестиций в основной капитал предприятий. На протяжении последних десятилетий эти показатели свидетельствовали о серьезном отставании Российской Федерации от развитых стран в институциональном и экономическом развитии инвестиционных процессов. Авторами была изучена структура инвестиций в основной капитал
1 Battelle Global R&D Funding 2014. URL: http://www.sHdeshare. net/morellimarc/battelle-global-rd-funding-2014, CIA Fact Book. December 2013. P. 7, 8. URL: https://www.cia.gov/library, International Monetary Fund (IMF). URL: http://www.imf.org, World Bank Group. URL: http://www.worldbank.org/, 2014 R&D Magazine Global Funding Forecast. URL: http://www.rdmag.com/ articles/2013/12/2014-r-d-magazine-global-funding-forecast.
2 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
31 (217) - 2014
Вопросы экономики
в Российской Федерации по источникам финансирования. В результате выяснилось, что принципиально важной характеристикой экономического развития в 2009-2013 гг. стал сдвиг в сторону увеличения финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций при сокращении участия привлеченных средств. Доля собственных средств предприятий и организаций в источниках финансирования инвестиций в основной капитал повысилась до 46,1% в 2013 г. против 37,1% в 2009 г.
Несмотря на то, что кредитные организации чаще стали принимать участие в инвестиционной деятельности предприятий, этот показатель все еще остается ниже докризисного уровня 2007-2008 гг. В 2013 г. доля банковских кредитов в структуре источников финансирования составила 9,3%, на 0,9 п.п. превысив показатель предыдущего года. По сравнению с 2000 г., когда данный показатель находился на уровне 2,9%, наблюдается положительная динамика, но этого явно недостаточно (для сравнения: в развитых странах аналогичный показатель превышает 50%) [3].
Таким образом, инвестиции в основной капитал в настоящее время являются одной из ключевых характеристик инновационного и научно-технического развития как конкретного предприятия, так и в конечном итоге страны в целом. Рационально подобранная структура инвестиций по источникам финансирования создает основу для расширенного производства, воспроизводства, обновления действующих фондов, а это в свою очередь способствует сокращению издержек предприятия, производству более качественной и конкурентоспособной продукции, освоению новых рынков сбыта, расширению сферы деятельности организации и увеличению ее доходности. Соответственно увеличиваются и возможности предприятия по осуществлению научных исследований и разработок и впоследствии коммерциализации результатов НИОКР.
Переходя на макроуровень, на основе изученных тенденций можно заметить, что одним из главных факторов, сдерживающих научно-техническое развитие в Российской Федерации, выступает неимоверно высокая доля государственного финансирования НИ-ОКР, что создает для частного бизнеса определенные трудности, связанные прежде всего с отягчением условий коммерциализации результатов научно-технической деятельности. В настоящее время российский сектор нефинансовых корпораций, ссыла-
ясь на зарубежный опыт, не видит существенных стимулов для участия в финансировании НИОКР. В то же время многие страны уже длительный период времени применяют самые разнообразные условия и способы регулирования, приводящие к увеличению затрат бизнеса на инновационную деятельность, -использование особой системы налоговых кредитов и скидок, льготных механизмов, государственных гарантий коммерческого кредитования и т.д. В ряде стран (США, Великобритания, Швеция, Норвегия и др.) предприятиям, осуществляющим НИОКР, разрешено из прибыли, подлежащей налогообложению, вычетать большую долю расходов на научные исследования и разработки, а в некоторых случаях -всю ее часть, что в конечном итоге уменьшает налогооблагаемую базу, способствует более эффективному функционированию этих организаций, увеличению объема их вложений в инновационную сферу и содействует нормализации отношений между государством и бизнес-структурами. Опыт США интересен также и тем, что в этой стране подобные затраты могут отождествляться с капитальными расходами и подлежать амортизации в 5-летний срок со дня их осуществления. Допустимо и применение коэффициентов ускоренной амортизации (США, Япония). При этом, если американское предприятие осуществляет научные исследования непосредственно на территории своей страны, то оно имеет возможность получить обратно свои средства до 20% приращения затрат на разработки из суммы, перечисленной в бюджетную систему в качестве налога. В большинстве стран (Франция, Испания, Канада, Бразилия, Китай, Индия) широко применяется механизм налоговых субсидий, что приводит к возврату значительной доли средств, вложенных бизнесом в научные исследования и разработки.
В России основным нормативно-правовым актом, позволяющим хозяйствующим субъектам определенным образом учитывать расходы на исследования и разработки, является Налоговый кодекс РФ. Ко всему прочему, в регионах России в целях оптимизации налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающихся НИОКР, предусмотрена возможность применения упрощенной системы налогообложения, которая предполагает использование определенных льгот в отношении данной категории налогоплательщиков. К примеру, законом Москвы от 07.10.2009 № 41 «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных пред-
принимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов» устанавливается пониженная ставка налога (10%) для организаций, выполняющих научные исследования и разработки3.
Таким образом, налоговых стимулов для вовлечения предприятий в процесс финансирования разработок достаточно, необходимо лишь грамотно подходить к выбору таких приемов и на основе обобщения международной практики применять их в соответствии с требованиями экономической политики Российской Федерации.
Научно-техническое развитие страны во многом зависит от уровня развития предприятий, функционирующих в сфере высоких технологий и научных разработок. Известно, что подобные организации ведут свою деятельность преимущественно за счет собственных средств и ввиду этого многие из них продолжают оставаться в проблемной ситуации, становятся низкорентабельными, не имея достаточных ресурсов для проведения модернизации и обновления действующих основных фондов. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется вопросам формирования эффективного взаимодействия высокотехнологичных и наукоемких предприятий с банковским сектором страны.
В 2012 г. наибольшая финансовая помощь кредитными организациями в составе прочих источников финансирования была оказана высокотехнологичным предприятиям следующих видов экономической деятельности:
- производство летательных аппаратов, включая космические, - в объеме 7 687,1 млн руб.;
- производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний, оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов - 1 803,9 млн руб.;
- производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи - 626,3 млн руб.4.
Однако в настоящее время участие банков в кредитовании наукоемких проектов незначительно, что отмечалось в письме экс-главы Счетной палаты
3 Закон Москвы от 07.10.2009 № 41 «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».
4 Индикаторы инновационной деятельности: 2013: стат. сбор-
ник. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2013. 472 с.
РФ С. Степашина премьер-министру Д. Медведеву об итогах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг кредитных организаций в сфере модернизации экономики и обеспечения реализации ключевых функций национальной инновационной системы»5. Такая политика банковских учреждений объясняется прежде всего высокими рисками - их трудно просчитать, когда речь идет об инновационных проектах. Тем не менее некоторые кредитные организации, в числе которых ОАО «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Банк «Возрождение», ОАО «Промсвязьбанк», постепенно вводят линейку кредитных продуктов для предприятий, занимающихся инновациями.
В свою очередь для успешного развития данного направления потребуется и специальная поддержка государства, которая может быть проявлена в форме субсидирования процентной ставки по наукоемким проектам. Такая форма государственной поддержки является оптимальной, поскольку способствует стимулированию развития конкуренте способных инновационных проектов, повышению ответственности заемщика перед кредитором, а также обеспечивает эффективное использование бюджетных ресурсов.
Участие кредитных организаций в деятельности предприятий высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности выражается прежде всего через инструментарий проектного финансирования.
Государство может предусматривать разные цели при использовании механизма проектного кредитования при участии банковской системы. В настоящее время, как известно, темпы роста российской экономики падают. По словам доктора экономических наук, профессора, академика РАН А. Аганбегяна, и вовсе в 2013 г. экономика страны перешла к стагнации, а с I квартала 2014 г., особенно после введения санкций против России в связи с присоединением Крыма, ситуация стала ухудшаться и наступила рецессия [1]. В целях стабилизации сложившейся ситуации в рамках Международного экономического форума, прошедшего 22-24 мая 2014 г. в Санкт-Петербурге, Президент РФ предложил расширить доступ к дешевым инвестиционным ресурсам посредством введения инструмента проектного финансирования, прежде всего в про-
5 Дайджест инноваций и высоких технологий / Институт менеджмента инноваций. М.: НИУ «Высшая школа экономики». 2012.
мышленности [2]. Предполагается, что средства будут предоставляться на длительный срок под гибкие, необременительные условия кредитования по стоимости, не превышающей уровень инфляции, плюс 1%. Однако банкиры полагают, что подобные действия принесут кредитным организациям только убытки. Ссылаясь на ставку рефинансирования, они утверждают, что ставка с учетом инфляции плюс 1% окажется ниже себестоимости банковских заимствований. Такого же мнения придерживается и председатель правления ЗАО «ВТБ Капитал» Ю. Соловьев [4].
В рамках подобного проектного финансирования ставки по кредитам окажутся ниже ставок по депозитам, а это недопустимо. Такая ситуация в конечном итоге приведет, по оценкам экспертов, к растрачиванию накопленных резервов, стимулированию роста инфляции и нестабильности курса национальной валюты.
Резюмируя изложенное, можно констатировать, что российские кредитные организации, несмотря на активное использование в своей деятельности инструментария проектного финансирования, неохотно занимаются кредитованием проектов высокотехнологичных и наукоемких предприятий. Но некоторые из них (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпромбанк») применяют проектное финансирование в высокотехнологичных и наукоемких видах экономической деятельности, однако при этом лишь небольшая часть таких проектов связана с осуществлением научных исследований и разработок. Данное обстоятельство вызвано тем, что, во-первых, само понятие проектного финансирования не предполагает проведения подобного рода действий с наукоемкими проектами и прежде всего акцентирует внимание на использовании различных видов и схем финансирования. Во-вторых, наиболее выгодные для банковского сектора направления вложения средств определяются с учетом риска и доходности. В случае чрезмерно высокой доли затрат на НИОКР при более длительном периоде кредитования таких проектов, особенно предприятий, находящихся на ранних этапах развития, риски кредитных организаций увеличиваются в разы, соответственно, финансирование подобных проектов для банка представляется нерациональным. В этом случае банковские учреждения либо отказываются от сотрудничества с такими предприятиями и организациями, либо происходит переориентация от проектного финансирования к другим формам орга-
низации инвестиционной деятельности, например, венчурное финансирование.
В современном мире венчурное инвестирование выступает одним из ключевых элементов, обеспечивающих научно-техническое развитие. Являясь эффективным вариантом финансирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок, механизм венчурного финансирования получил довольно широкое распространение во многих зарубежных странах.
По состоянию на III кв. 2013 г. во всем мире было совершено 4 011 сделок с совокупным объемом инвестиций в размере более 33 млрд долл.6. Сокращение общего объема инвестиций в 2012 г. по сравнению с предыдущим периодом связано со снижением данного показателя практически во всех странах - лидерах развития венчурного рынка (США, Европа, Израиль, Китай). Однако к концу 2013 г. в Европе все же сумели обеспечить высокие темпы роста, а в Израиле объем вложений и вовсе превысил уровень 2012 г.
По данным Dow Jones VentureSource, рынки США и Европы традиционно признаются лучшими по характеру и эффективности осуществления инвестирования посредством венчурных вложений. За 2007-2013 гг. в среднем на их долю приходится 82% совокупного объема инвестиций и 85% количества сделок, совершенных на глобальном венчурном рынке. Для сравнения: в России в 2013 г. эти показатели составляли 2 и 3% соответственно.
Анализ распределения венчурных инвестиций в мире по видам экономической деятельности свидетельствует, что в последние годы наибольший объем вложений и максимальное количество сделок отмечались в информационных технологиях, здравоохранении, потребительских, деловых и финансовых услугах. Вложения в информационные технологии являются наиболее привлекательными для инвесторов. За три квартала 2013 г. на их долю пришлось 32% от общего количества совершенных на рынке сделок. В США в этот лидирующий сектор рынка венчурных инвестиций было вложено 2 292 млн долл., в Израиле - 104 млн долл.
Венчурные фонды вносят немало корректировок в свои инвестиционные стратегии, предпочитая осуществлять вложения в деятельность состоявшихся организаций, имеющих стабильную вели-
6 Вестник инноваций и венчурного рынка URL: http://www.
venture-news.ru/dowjones, VentureSource. URL: https://www. venturesource.com.
чину выручки, а на молодые предприятия, ведущие разработку продукта, приходится незначительная их часть. За последние 7 лет на компании, находящиеся на стадии получения выручки, пришлось в среднем 60% объема вложений практически во всех анализируемых странах.
В России оживлению венчурного рынка во многом способствовали институты развития (ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Роснано», Инновационный центр Сколково), которые создали необходимые условия для ведения деятельности российским и иностранным инвесторам.
Рынок венчурных инвестиций за 2007-2012 гг. увеличился, по меньшей мере, в четыре раза как по объему вложений, так и по количеству сделок. К концу 2012 г. общий объем вложений составил 2,51 млрд долл., т.е. в 2012 г. объем инвестиций был примерно таким же, как за пять предшествующих лет в совокупности. Таким образом, рекордный объем рынка в 2012 г. вывел Российскую Федерацию на второе место в Европе и пятое место в мире7.
Ключевыми секторами рынка венчурных инвестиций по среднему объему вложений в России за 2011 - 2013 г. стали потребительские товары и потребительские услуги, информационные технологии. К середине 2013 г. под управлением действующих 173 венчурных фондов находилось 5,2 млрд долл.
Оживление на российском венчурном рынке также связано с проявлением повышенного интереса к осуществлению инвестирования со стороны публичных институциональных инвесторов, самым активным из которых по числу профинансированных проектов за последние два года стал Runa Capital, ориентированный в первую очередь на проекты в высокотехнологичных сферах. Наибольшие вложения в размере 144,4 млн руб. были осуществлены фондом Bright Capital Energy, приоритетом деятельности которого были инвестиции в сферы возобновляемой энергетики, цифровых технологий, ресурсосбережения.
Среди иностранных фондов, оказавших значительное влияние на развитие российской венчурной индустрии, по данным экспертов Firrma, выделяются международные фонды Intel Capital, Mangrove Capital Partners и Ventech (по четыре проинвестированных проекта), Kreos Capital - три проекта, Accel Partners - два проекта.
7 Российская ассоциация венчурного инвестирования. URL: http://www.rvca.ru/rus, EY. URL: http://www.ey.com, RusBase. URL: http://rusbase.vc.
По опыту зарубежных стран, наиболее привлекательными для инвесторов являются зрелые проекты. В этом отношении и Россия не стала исключением. Наибольший объем вложений осуществляется в организации, находящиеся на стадиях расширения, реструктуризации, поздней стадии. Доля таких инвестиций в совокупном объеме вложений за I полугодие 2013 г. составила 86%.
Таким образом, венчурная индустрия в России в последние годы развивается достаточно успешно. Многими экспертами она оценивается как одна из самых быстрорастущих и перспективных в мире.
Одними из институтов, успешное функционирование которых способно ускорить научно-техническое развитие в стране, по праву считаются технополисы и технопарки. В России, как и во всем мире, формируются центры науки и инноваций, являющиеся наиболее эффективной площадкой для развития высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, функционирования малых инновационных предприятий, а также коммерциализации результатов НИОКР. Подобные структуры создаются в целях обеспечения социально-экономического развития страны, активизации инновационных процессов, вывода на внутренний и международный рынки новых идей, технологий, продуктов, взаимодействия со всеми участниками научно-технической и инновационной системы.
В ходе проведенного исследования было установлено, что несмотря на стабильный рост в Российской Федерации внутренних затрат на научные исследования и разработки, их доля в ВВП в несколько раз уступает показателям многих европейских государств, не говоря уже о «локомотивах» научно-технического развития.
Для определения места России в построении инновационной модели развития и выявления схожести мировых держав по некоторым параметрам обеспечения экономического роста был проведен кластерный анализ при помощи программы STATISTICA по двум переменным - расходам на НИОКР в процентах к ВВП и ВВП в постоянных ценах 2005 г.8.
В силу того, что по некоторым странам за определенные периоды Всемирным банком необходимые данные не приводятся, недостающие значения показателей были спрогнозированы на основе построения тренда изменения фактических значений (см. рисунок).
8 World Bank Group. URL: http://www.worldbank.org.
10
1 —1 ' —' —г-Ц гЦ
о о о ср
ч
ев H
К
«
ев H
S *
s
ев
а в
ев H S
а
ю §
s
ч <и
m
ев
Ч
ев «
ев «
■q
4
5 ев Ч
а
<и
4
5 X
<u F
u ■о
Ч <u
pq
■о
4
5 ев
а
со
s
4
5 к
ч s
s ©
к s
s
ев
S a
<u
l-ч
<
В
и
Кластеризация стран за 2014 г. по ВВП в постоянных ценах 2005 г. и расходам на научные исследования и разработки от ВВП, %
8
6
4
2
0
На дендрограмме выделяются 7 кластеров (см. рисунок). Первый кластер образуют Российская Федерация и Италия, являющиеся аутсайдерами среди всех представленных стран по осуществлению расходов на НИОКР, имеющие относительно средние значения (Россия - 1 082,06 млрд долл., Италия -1 795,85 млрд долл.) объемов ВВП в постоянных ценах 2005 г. Низкие значения доли расходов на НИОКР от ВВП в этих странах объясняются главным образом известными особенностями формирования российской и итальянской рыночных экономик -значительной ролью государства в экономической системе, его излишним участием в финансировании науки, что тормозит процесс вовлечения предпринимательского сектора в сферу НИОКР. Кроме того, в России и Италии еще недостаточно усовершенствованы методы налогового стимулирования инновационной активности частных структур. Эти обстоятельства во многом содействовали тому, что эти страны образовали одну совокупность.
Объединение Франции, Великобритании, Канады в один кластер связано с тем, они имеют средние значения показателя «доля расходов на НИОКР в ВВП, %» и высокие значения объемов ВВП, что особенно четко прослеживается в отношении двух рассмотренных европейских держав. В отличие от
России, где налоговые инструменты используются в основном для достижения фискальных целей, эти страны создали своеобразный вектор для системы налогообложения, ориентированный прежде всего на научно-техническое развитие. Например, по данным ОЭСР, налоговые субсидии на 1 долл. расходов на исследования и разработки во Франции в 2009 г. составили 0,4 долл. в отношении всех субъектов предпринимательства, в Канаде - 0,3 долл. (малый и средний бизнес) и 0,2 долл. (крупный бизнес), в Великобритании - 0,2 долл. для небольших организаций и 0,1 долл. в части крупных компаний9. К тому же достаточно высокие показатели научно-технического развития в Великобритании постоянно поддерживаются и за счет старейших всемирно известных британских высших учебных заведений -University of Oxford и University of Cambridge. Увеличению инновационного потенциала Франции во многом способствует функционирование в пределах страны центров НИОКР в различных видах экономической деятельности. Наиболее крупным из них является Centre national de la recherche scientifique (CNRS), в области атомной энергетики специализируется Comissariat а l'mergie atomique
9 Организация экономического сотрудничества и развития. URL: http://oecdru.org/oecd_rf.html.
(CEA), а проектами в сфере исследований космоса занимается Centre national d'Eudes spatiales (CNES). Известно также, что на базе многих французских и британских научных образований формируются технопарки. В свою очередь весомый вклад в научно-техническое развитие Канады вносят предприятия - ведущие мировые производители компонентов и акустических систем.
Самостоятельный кластер образуют США с наибольшим объемом ВВП среди не только представленных в данном исследовании стран, но и во всем мире, а также значительной долей расходов на исследования и разработки по отношению к ВВП. В США сложился наиболее эффективный механизм комплексного развития НИОКР, сочетающий государственный, предпринимательский и учебно-исследовательский центры науки.
Проведенное в ходе работы исследование также выявило, что показателями, наиболее полно отражающими вклад различных секторов в инновационное и научно-техническое развитие страны, являются затраты на научные исследования и разработки и инвестиции в основной капитал. Их величина и эффективность зависят от множества внутренних и внешних факторов - начиная от показателей деятельности конкретного предприятия и заканчивая уровнем распределения государством бюджетных ассигнований, объемами финансирования организаций банковской системой, общеэкономической ситуацией, сложившейся в стране.
Для определения взаимосвязи между подобным набором показателей и важнейшими характеристиками научно-технического развития был применен классический метод экономико-математического моделирования, которым является корреляционно-регрессионный анализ (см. таблицу).
Исходными данными (переменными) для анализа послужили ключевые показатели, отражающие деятельность различных субъектов (предприятий, государства, кредитных организаций) по построению основ для осуществления вложений в модернизацию и обновление основных фондов, а также проведения научных исследований и разработок и коммерциализации их результатов.
Ввиду недостаточности некоторых данных и ограниченного объема информации10 модель для показателя «инвестиции в основной капитал» не могла быть признана достоверной. Таким образом,
Коэффициент корреляции внутренних затрат на НИОКР с размерами финансирования из различных источников, млрд руб.
Показатель Теснота связи
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций Х1 0,897
Финансирование прикладных научных исследований средствами федерального бюджета Х2 0,974
Кредиты, предоставленные кредитными организациями нефинансовым организациям Х3 0,997
Источник: рассчитано авторами.
в роли результативного показателя выступили внутренние затраты на НИОКР.
Анализ данных таблицы свидетельствует о тесной связи по шкале Чеддока между показателями деятельности различных субъектов и важнейшими характеристиками научно-технического развития.
Для того чтобы из большего числа отобранных независимых переменных выбрать наиболее существенные, оказывающие влияние на зависимую переменную, был проведен тест на «короткую» и «длинную» регрессии. На основе первоначально заявленных факторов составлена модель множественной регрессии, которая показывает, каким образом оказывают влияние предикторы на изменение величины внутренних затрат на научные исследования и разработки:
Y= 82,05763 + 0,0085444^ - 0,0012Х2 + + 0,0254161Х3.
1 Банк России. URL: http://cbr.ru.
7х"
(1)
Коэффициент детерминации составил 0,997 и свидетельствует о том, что 99,7% общей вариации результативного признака Y1 объясняется вариацией факторных признаков.
Анализ уравнения регрессии по приведенным Р-значениям позволяет сделать вывод о том, что на зависимую переменную Y1 значимое влияние оказывают переменные Х1 и Х3 (сальдированный финансовый результат деятельности организаций и кредиты, предоставленные кредитными организациями нефинансовым организациям, соответственно), незначимое - оставшийся регрессор.
После исключения незначимой переменной в уравнении (1), для которой значение вероятности значимости больше по сравнению с другими переменными, коэффициент детерминации практически не изменился. Значения коэффициентов регрессии также значительно не изменялись.
В результате освобождения уравнения от незначимой переменной Х2, обозначенной как «фи-
33
нансирование прикладных научных исследований средствами федерального бюджета», получим «короткую» модель множественной регрессии, состоящую только из двух переменных Х1 и Х3 : У1= 82,07928 + 0,0085435Х1 + 0,0254021Х3. (2)
По данным Р-значений сделан вывод о том, что коэффициенты оказались значимыми.
Для определения наиболее предпочтительной для анализа регрессии воспользуемся расчетом ^-статистики. Значение ^набл близко к нулю. Сравнив его с ^крит, которое равно 2,6, получаем, что ^набл < ^крит, следовательно, в рассматриваемой регрессионной модели гипотеза о невлиянии переменной Х2 на затраты на научные исследования и разработки У1 принимается, для дальнейшего анализа предпочтительна модель «короткой» множественной регрессии (2).
Таким образом, основными факторами, оказывающими статистически значимое влияние на динамику расходов на НИОКР, стали сальдированный финансовый результат деятельности организаций и кредиты нефинансовым организациям, предоставленные банковской системой.
Для того чтобы определить, в каком направлении будут меняться объемы расходов на научные исследования и разработки исходя из сложившейся тенденции, были рассчитаны их прогнозные значения. Дальнейший анализ в целом свидетельствует о значимости построенной модели и схожести результативных показателей по факту и прогнозу. Исходя из этих данных можно предположить, что при сохранении существующих макроэкономических трендов развития внутренние затраты на НИ-ОКР в ближайшем будущем будут увеличиваться и составят в 2015 г. около 809,278 млрд руб.
Итак, результаты моделирования факторов финансирования научно-технического развития свидетельствуют о том, что в настоящее время бюджетные средства не могут быть рассмотрены в качестве основного стимула, обеспечивающего эффективное функционирование высокотехнологичных и наукоемких предприятий, а также гарантирующих коммерциализацию НИОКР. Причиной этого являются особенности выделения и распределения бюджетных инвестиций, т.е. для получения подобных ресурсов, которые предоставляются преимущественно в форме грантов, организации обычно проходят непростой путь, сложность которого заключается в оформлении и сборе необходимого пакета документов, ежедневном проделывании рутинной работы, подтвержде-
нии весомости обоснования на финансирование и адекватности модели расходования средств. К тому же оказание такого вида государственной поддержки осуществляется в отношении ограниченного круга лиц и, как правило, в небольших объемах. Вследствие этого подавляющее большинство предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками, часто не отводят приоритетную роль в участии в их деятельности государству, а рассчитывают на собственные силы. При этом механизм самофинансирования в сочетании с привлечением средств из банковской системы открывает наибольшие возможности для проведения НИОКР, что демонстрирует полученная в настоящем исследовании модель. В то же время следует иметь в виду, что при реализации крупных проектов, играющих ключевую роль в научно-техническом развитии конкретной территории или отдельно взятой компании, представляющих практическую ценность в использовании их результатов, непременно требуется вмешательство государства. Тем более государство заинтересовано в подобного рода действиях, способных привести в конечном итоге к созданию благоприятной инновационной среды, а это как раз то, к чему стремится любая готовая к переменам страна.
Говоря о переменах, следует отметить, что для обеспечения должного уровня научно-технического развития, сопоставимого с зарубежными странами, необходимо разработать комплекс мероприятий по вовлечению частного сектора в процесс осуществления НИОКР. В настоящее время это достаточно трудная задача, решить которую возможно главным образом в случае устранения традиционных «изъянов» российской экономики, проявляющихся в виде:
- административных барьеров, ограничивающих свободу действий субъектов предпринимательства;
- несовершенства нормативно-правовой базы, создающей предпосылки для возникновения спорных ситуаций в отношениях хозяйствующих субъектов, проводящих исследования и разработки, и взаимодействующих с ними участников;
- многочисленных коррупционных скандалов, все чаще всплывающих на поверхность и подрывающих и без того неустойчивое положение экономики;
- недостаточного налогового стимулирования НИОКР и т.д.
Нельзя забывать и о том, что сложившаяся в настоящее время внешняя обстановка, напрямую затрагивающая интересы России, ставит под угрозу решение поставленной задачи в отношении предпринимательского сектора.
В свою очередь также необходимо сформировать условия для более активного включения финансово-кредитных институтов в процесс финансирования проектов, носящих наукоемкий характер. Как правило, специфика выполнения НИОКР по объективным причинам связана с риском неполучения ожидаемых результатов. В связи с этим кредитные организации и иные участники подобных отношений не видят коммерческой отдачи от осуществления деятельности, связанной с выделением ресурсов предприятиям высокотехнологичных и наукоемких сфер. Одним из действенных способов урегулирования такой ситуации должен стать, по мнению авторов, своеобразный механизм компенсации рисков, который, с одной стороны, обеспечит уверенность в завтрашнем дне кредитных и других организаций, принимающих участие в наукоемких проектах, с другой - будет содействовать нормализации взаимоотношений между сторонами.
Таким образом, с помощью предложенных мер в сочетании с грамотно проводимой государственной политикой можно решить не только существующие проблемы, но и открыть дверь в светлое будущее научно-технического и инновационного развития.
Список литературы
1. Аганбегян А.Г. Почему экономика России перешла к стагнации и рецессии? URL: http:// aaganbegyan.livejournal.com/830.html#comments.
2. Ведев А. В итоге получится разбазаривание накопленных резервов. URL: http://www.iep. ru/kommentarii/v-itoge-poluchitsia-razbazarivanie-nakoplennykh rezervov.html.
3. Дворецкая А.Е. Долгосрочное банковское кредитование как фактор эффективного финансирования экономического роста // Деньги и кредит. 2007. № 11. С. 23-30.
4. Соловьев Ю. Банкам невыгодно кредитовать инвестпроекты по ставке инфляции плюс 1 п.п. URL: http://bankir.ru/novosti/s/vtb-kapital-bankam-nevygodno-kreditovat-investproekty-po-stavke-inflyatsiya-plyus-1-p-p-10076889.
Financial analytics: science and experience Innovation and investment
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
FINANCIAL SUPPORT OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT
Ol'ga G. ALEKSANDROVA, Kristina Yu. SERGEEVA
Abstract
The article deals with the impact of funding mechanisms of the research and development under the Russian and foreign conditions. The subject of the study features peculiarities and forms of the relationship of indicators, which reflect the contribution of the different sectors in scientific and technological development, as well as the degree of mutual influence of the performance of public and private institutions. The aim of the study is to determine the place and role of financial and credit institutions, as well as the state sector in the system of financial support for scientific and technological development. The study describes the application of the various methods: analysis and decomposition ofthe primary information, analytical methods of data systematization,
economic-mathematical modeling and forecasting. The authors set forth the features of the structure of the sources of funding for research and development in Russia and identify the factors that create barriers to lending of technology-intensive projects by banks. The paper compares the Russian and international experience in the commercialization of research and development through the use of venture financing mechanism and define its development prospects in the Russian Federation. The paper simulates the factors of financing of scientific, technological and innovation development in macroeconomic terms. The undertaken study has shown that the market of project finance in Russia does not provide sufficient additional sources of financing for research and development of the organizations, at
the same time, the development of the Russian venture industry has made some progress. In the course of the study, the particular attention was given to the modeling of the factors of financing research and development. Using cluster analysis instruments, the authors identified a country group, which is similar in terms of scientific and technological development with Russia. A major outcome was preceded by a correlative-regression model of codependence of the major characteristics of scientific and technological development and the key performance indicators of various sectors. The authors emphasize that the individual development in the field of overcoming of the obstacles on the way of the participation of the private business in the scientific research and development, as well as an increase of the interest of credit institutions and other institutions in the financing of high-tech projects can be of particular interest.
Keywords: investment, project financing, venture capital financing, public funding, cluster analysis, R&D
References
1. Aganbegyan A.G. Pochemu ekonomika Rossii pereshla kstagnatsii i retsessii? [Why Russia's economy shifted to stagnation and recession?]. Available at: http:// aaganbegyan.livejournal.com/830.html#comments. (In Russ.)
2. Vedev A. V itoge poluchitsya razbazarivanie nakoplennykh rezervov [In the long run, there will be waste of accumulated reserves]. Available at: http://www. iep.ru/kommentarii/v-itoge-poluchitsia-razbazarivanie-nakoplennykh rezervov.html. (In Russ.)
3. Dvoretskaya A.E. Dolgosrochnoe bankovskoe kreditovanie kak faktor effektivnogo finansirovaniya ekonomicheskogo rosta [Long-term bank lending as a factor of effective financing of economic growth]. Den 'gi i kredit - Money and credit, 2007, no. 11, pp. 23-30.
4. Solov'ev Yu. Bankam nevygodno kreditovat' investproektypo stavke inflyatsii plyus 1 p.p. [Lending to investment projects at the rate of inflation plus 1 percentage point is unprofitable for the banks]. Available at: http://bankir.ru/novosti/sMb-kapital-bankam-nevygodno-kreditovat-investproekty-po-stavke-inflyatsiya-plyus-1-p-p-10076889. (In Russ.)
Ol'ga G. ALEKSANDROVA
Chuvash State University named after I.N. Ulianov, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation E-mail: knedlix@yandex.ru
Kristina Yu. SERGEEVA
Chuvash State University named after I.N. Ulianov, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation sk_kristi16@mail.ru