<glb>
УДК 336.64
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Р.К. Мукасеев, МА. Гожко
Аннотация. В статье рассматривается инвестиционная привлекательность и инвестиционная стратегия компаний нефтехимической промышленности. Выделяются современные проблемы финансового обеспечения инвестиционной деятельности компаний.
Ключевые слова: нефтехимическая промышленность, инвестиционная привлекательность отрасли, инвестиционная стратегия отрасли, финансовое обеспечение инвестиционной деятельности.
Abstract. In this article we are talking about investment attractiveness of petrochemical industry companies. Modern issues of financial support for investment operations in these companies are being pointed out.
Keywords: petrochemical industry, investment attractiveness of industry, investment strategy of industry, financial support for investment activities.
Вне зависимости от сферы деятельности компании нуждаются во внедрении инноваций, технологической модернизации производства. Однако инвестиционный проект требует привлечения значительных денежных средств. Особенно инвестиционные проекты в нефтехимической отрасли. В настоящее время весь имеющийся инновационный потенциал нашей страны используется крайне неэффективно, что негативно отражается на развитии компаний. Инициаторами инновационной деятельности в химической и нефтехимической отрасли являются сами организации, которые заинтересованы в расширении производства, рынков сбыта и, тем самым, увеличении прибыли. Несмотря на относительно стабильную ситуацию, сложившуюся в области нефтехимической промышленности в нашей стране, существует ряд проблем, от решения которых зависит как развитие самой химии и нефтехимии, так и страны или региона, в котором находится компания. К числу таких проблем можно отнести: использование устаревших технологий и оборудования, что снижает объем и качество выпускаемой продук-
ции; необходимость привлечения существенной доли заемных средств при реализации инвестиционных проектов. Решение данных проблем невозможно осуществить без активного участия государства, регулирующего инвестиционные процессы в экономике, а также компаний, формирующих инвестиционную политику.
Нефтехимическая продукция применяется практически во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта, в оборонном и топливно-энергетическом комплексе, торговле, сфере услуг, образовании и науке. Нефтехимическая продукция используется во многих смежных отраслях промышленности. Продукция нефтехимического производства используется в таких отраслях, как: производство продуктов органического синтеза, производство пластмассовых изделий, производство резиновых изделий, производство химических средств защиты растений и агрохимических продуктов, производство пластмасс и синтетических смол, производство синтетических и искусственных волокон, производство синтетического каучука, производство лаков и красок. На данный момент Россия производит 1% от мирового объема нефтехимической продукции и занимает 20-е место в мире (лидирующие позиции занимают США, Китай и Евросоюз) [9].
Среди крупных и средних нефтехимических предприятий доля тех, которые занимаются инновационной деятельностью, составляет около 20%. Меньше 10% продукции отрасли относится к инновационной, а затраты на технологические инновации составляют менее 3% [8]. Для сравнения, доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в 2013 г. в Японии составила 33,0, в Корее - 43,2, в Великобритании - 39,0, а в Германии - 65,8%. [9].
Материально-техническая база большинства организаций, занимающихся НИОКР в России, к данному моменту устарела. Также произошла существенная утечка научных кадров.
Объемов внешнего и внутреннего финансирования явно не хватает для повышения конкурентоспособности изготавливаемой продукции. Российские предприятия предпочитают покупку технологий за рубежом, рассматривая это как быстрый и надежный способ модернизации производства. В итоге деятельность отечественных НИОКР практически не влияет на состояние индустрии в стране.
Также увеличивается разрыв между объективными потребностями производства в промышленности и предложениями научно-исследовательских и проектно-конструкторских компаний.
<д|Ь>
МФЮА
Ситуация ухудшается вследствие неразвитости рынка технологий, а также нерешенных проблем организационно-правового характера относительно вопросов сертификации инновационной продукции, охраны и передачи объектов интеллектуальной собственности.
Для нефтехимической промышленности свойственны высокая капиталоемкость и длительный срок окупаемости (свыше 5 лет), сложность связей внутри производства, вследствие чего, инвестиции только в одну стадию технологического процесса модернизации недостаточно эффективны. Также можно выделить высокие инфраструктурные, экологические и сырьевые риски, связанные с дефицитом соответствующих мощностей первого передела и слабым развитием инфраструктуры, а также неопределенностью поведения естественных монополий.
Наиболее привлекательными для инвестиций в таких условиях являются два варианта, практически противоположных друг другу. Первый вариант представляет собой развитие производств с меньшим количеством технологических звеньев до выхода товара. Второй вариант связан с вложением средств в технологии со сравнительно малыми издержками и периодом окупаемости (такие, как катализаторы, красочные материалы, товары бытовой химии и т.д.). На данные варианты приходится основная часть инвестиций в нефтехимическую отрасль в течение 1991-2013 гг.
Особенностью финансового обеспечения инвестиционной деятельности компаний нефтехимической промышленности является существенная доля заемных источников финансирования. Большинство компаний вынуждено направлять существенную часть прибыли на восполнение недостатка в оборотных средствах и на ремонт оборудования. Лишь немногие крупные компании в состоянии обновлять самостоятельно основные фонды. Однако привлечение заемных средств затрудняется из-за высоких процентов краткосрочных банковских кредитов, когда сроки их выплаты (2-3 года) существенно меньше срока окупаемости масштабных инвестиционных проектов. Многие кредиторы требуют в качестве обеспечения для кредита предоставления акций компаний (в виде залога или доли совместного предприятия), на что российские компании идут неохотно.
Характерный для отечественного финансового рынка дефицит финансовых инструментов и неспособность предприятий ими воспользоваться существенно ограничивают развитие инвестиционного процесса
в компаниях и в России в целом. Иностранные инвестиции до сих пор не вносят существенного вклада в развитие отечественной нефтехимической промышленности; главным образом, они ориентируются на сравнительно недорогое сырье и дешевую рабочую силу, а также сравнительно низкие экологические требования, либо ориентированы на захват российского рынка сбыта.
Инвестиционная привлекательность отрасли существенно повышается в условиях реализации масштабных инвестиционных программ, объявленных крупнейшими компаниями отрасли.
Одним из таких проектов является проект ОАО «Лукойл», который в ближайшие 10 лет планирует вложить 25 млрд долл. в нефтехимию и нефтепереработку. Одним из направлений вложений является вложение в дочернее предприятие «Саратоворгсинтез», на базе которой ОАО «Лукойл» планирует создать центр обработки и переработки ресурсов пропилена и бензола, вырабатываемых на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) [6].
Группа ТАИФ до 2020 г. собирается инвестировать в нефтехимию и нефтепереработку Татарстана, а также в постройку новых производств на сумму 425 млрд руб. (порядка 14 млрд долл.). В соответствии с заявлением руководства компании, ключевым проектом будет создание производства полиэтилена на базе «Нижнекамскнефтехима» мощностью в 1 млн тонн в год [4].
Крупный проект по строительству нефтехимического комплекса «Восточная нефтехимическая компания» (ВНК) в Приморском крае планирует «Роснефть». Инвестиции в него планируются в размере 4-5 млрд долл. Строительство комплекса началось в 2013 г., а сдача в эксплуатацию запланирована на 2016 г. [7].
Активность крупнейших компаний нефтехимического сектора экономики и их готовность инвестировать в проекты крупные суммы могут ускорить процесс формирования системы государственного регулирования отрасли.
Министерство энергетики РФ утвердило стратегию плана развития газо- и нефтехимии России на период вплоть до 2030 г., который разрабатывался с 2010 г. С 1 марта 2014 г. был получен статус официального документа.
В соответствии с данным планом предполагается создание на территории Российской Федерации шести нефтехимических кластеров: ЗападноСибирского, Волжского, Каспийского, Северо-Западного, Восточно-
<д|Ь>
Сибирского, Дальневосточного. Особенностью выделения кластеров является их размещение рядом с рынками сбыта и источниками сырья.
Это позволит снизить затраты на логистику сырья и сбыт готовой продукции, операционные и капитальные издержки, сбалансированно развивать объекты основных средств по производству и переработке нефтегазовой и нефтехимической продукции, прежде всего полиэтилена. По оценкам Министерства энергетики России, развитие кластеров (с учетом влияния на отрасли, которые взаимодействуют с нефтехимической) даст существенный экономический эффект - на уровне 900 млрд руб. в год, объем налоговых поступлений в бюджет РФ составит около 70 млрд руб. (без учетов налоговых каникул) [2].
Реализация запланированных проектов в пяти из шести кластеров уже стартовала. В частности, продолжается строительство мощностей по производству АБС-пластика на базе «Нижнекамскнефтехима», полипропилена в Тобольске («Сибур»), полиэтилена в Новом Уренгое («Газпром»), поливинилхлорида в Нижегородской области («РусВинил»).
Еще 5 крупных инвестиционных проектов находятся в стадии разработки и закупки оборудования. Например, дальневосточный проект «Роснефти», который, по плану, станет центром одного из шести нефтехимических кластеров. На этапе разработки также находятся инвестиционные проекты Западно-Сибирского кластера.
Данный документ дает российским компаниям нефтехимической промышленности долгосрочные ориентиры и возможность планирования инвестиций, однако не предполагает выделения средств из государственного бюджета.
Государство планирует регулировать пошлины на экспорт не-фтегазохимической сырьевой продукции, создавать транспортную инфраструктуру, совершенствовать технологическое регулирование в отрасли, стимулировать и повышать потребление готовой продукции внутри страны и т.п. Также планируется унифицировать процедуру предоставления налоговых льгот и упростить доступ к кредитованию на долгие сроки в индустрии, в т.ч. за счет изменения в меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка. На данный момент этот документ не предусматривает инвестиций в нефтехимическую отрасль.
При этом основными проблемами финансового обеспечения инвестиционной деятельности компаний нефтехимической отрасли продолжают оставаться следующие:
■ инвестиции в инновации нефтехимической отрасли, как правило, являются масштабными, что представляет собой проблему в условиях дефицита собственных средств и, как следствие, обуславливает необходимость привлечения большого количества заемных средств;
■ повышенные риски инновационных проектов, связанные с приобретением новых технологий, что влечет за собой страхование, либо принятие инвестором повышенных рисков, что для предприятия является дополнительными издержками;
■ отсутствие инвестиционной инфраструктуры, созданной государством, которая бы способствовала благоприятным условиям в области проектного финансирования путем снижения ставки процентов по банковским кредитам;
■ недостаточность альтернатив банковским кредитам, необходимым для финансирования инновационной деятельности, связанным с потенциальным риском потери контроля собственником над предприятием. Также необходимо отметить слабые правовые нормы РФ относительно инновационного инвестирования.
Осведомленность государства о проблемах нефтехимической отрасли привела к разработке Стратегии развития в нефтехимической отрасли, что является существенным шагом на пути к решению многих проблем финансового обеспечения компаний отрасли, снижению зависимости отечественной экономики от импорта наукоемкой продукции, расширению НИОКР, высокотехнологичного экспорта; повышению налоговых поступлений в бюджет РФ, а также выручки от экспорта. На фоне существующей внешнеполитической нестабильности данные меры положительно скажутся на укреплении экономики страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru
2. Министерство энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www. minenergo.gov.ru
3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
4. Группа компаний ТАИФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. taif.ru
<glb>
МФЮА
5. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.con-sultant.ru
6. Нефтяная компания «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lukoil.ru (дата обращения: 01.10.2014).
7. Нефтяная компания «Роснефть». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosneft.ru
8. РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rbc.ru
9. Global Business of Chemistry. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.americanchemistry. com
Р.К. Мукасеев, старший преподаватель,
Финансовый университет при Правительстве РФ E-mail: [email protected]
М.А. Гожко, студент,
Финансовый университет при Правительстве РФ E-mail: [email protected]