УДК 658.14: 005.342
Финансовое обеспечение инновационной деятельности
Канд. экон. наук Александрова А.И. [email protected] Канд. экон. наук Королева Л.А. [email protected] Павлова С.В. [email protected] Университет ИТМО, 197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверкский пр.,49
Развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений в стратегии экономического роста страны. В статье рассмотрены виды ресурсов, необходимые для проведения инновационной деятельности, при этом основной акцент сделан на исследовании финансовых ресурсов, играющих ключевую роль в обеспечении инновационного процесса. Автором обобщена и дополнена существующая классификация финансовых ресурсов, используемых для обеспечения инновационной деятельности. Выделены соответствующие критерии: вид источника; вид собственности; позиция управления; срок; государственный признак; стадия жизненного цикла проекта в области инноваций; вид субъекта инвестирования. Проанализирована структура внутренних затрат на технологические инновации в России в зависимости от разных источников финансирования, отмечено, что собственные средства занимают лидирующее место. Выявлены основные проблемы, связанные с финансированием инновационных проектов и предложены пути их решения. Определена роль формирования эффективной системы государственно-частного партнерства (ГЧП) в качестве одного из ключевых направлений в обеспечении эффективного финансирования инновационных проектов с помощью государства.
Ключевые слова: инновационная деятельность, ресурсы, финансовые ресурсы, венчурный фонд, государственно-частное партнерство, эффективность инноваций.
DOI: 10.17586/2310-1172-2017-10-2-1-7
Financial support of innovation activity
Ph.D. Aleksandrova A.I. [email protected] Ph.D. Koroleva L.A. [email protected] Pavlova S.V. [email protected] ITMO University197101 Russia, St. Petersburg, Kronverskij Ave, 49
Increasing innovative activity is one of the priorities for the development of the country's economy. The article considers the types of resources necessary to implement innovation activity, focusing on the study of financial resources that play a key role in ensuring the innovation process. The author has summarized and extended the existing classification of financial resources used to support innovation. The relevant criteria have been selected: type of source. type of ownership. management position, timing. government characteristics, stage of the project life cycle in terms of innovation, type of investee. The structure of internal costs for technological innovation in Russia has been analyzed as a function of various sources of financing. Internal funding has been found to be the main source. The main challenges of financing innovative projects have been identified, ways of meeting them suggested. The role of forming an effective system of public-private partnership (PPP) as one of the key directions in ensuring efficient financing innovative projects with government participation has been outlined.
Keywords: Innovative activity, resources, financial resources, venture fund, public-private partnership, innovation efficiency.
На фоне ухудшения экономико-политической ситуации в России, одним из ключевых направлений обеспечения устойчивого роста экономики страны и усиления ее позиций на внешних рынках является развитие инновационной деятельности.
В мировом инновационном рейтинге в соответствии с данными, представленными в отчете Global Innovation Index, Россия в 2016 г. занимала 43 позицию (из 128), поднявшись, по сравнению с 2015 г. на 5 пунктов [1]. Первые пять позиций по инновационному развитию в 2016 г. приходились на Швейцарию, Швецию, Великобританию, США и Финляндию, инвестирование в инновационный сектор которых позволяет существенно нарастить ВВП [1].
Следует отметить положительную тенденцию по улучшению позиций РФ по уровню ресурсов, необходимых для проведения инноваций (44 место в 2016 году против 56 в 2014 году), однако по показателю эффективности инноваций позиция России в 2016 году ухудшилась и опустилась на 69 место, по сравнению с 49 позицией в 2014 году, что свидетельствует о снижении эффективности реализации инновационного потенциала страны (рис. 1) [2].
Рис. 1. Динамика позиций Российской Федерации в Глобальном инновационном индексе в 2014-2016 гг [2]
В самом общем виде под инновационными ресурсами понимают ресурсы, с помощью которых обеспечивается деятельность в области инновационного процесса субъекта хозяйствования [3]. К инновационным ресурсам исследователи относят [3-6]:
- материальные и технические - это ресурсы, которые используются для разработки, введения и распространения инновационных продуктов (сырье, материалы, оборудование, вычислительная техника, лаборатории, новейшие технологии и др.);
- финансовые - представляют собой различные источники финансирования деятельности в сфере инноваций и обеспечивают функционирование взаимодействия других видов ресурсов;
- организационно-управленческие - это ресурсы, представляющие различные механизмы, методы и способы управления, систему организации деятельности в инновационной области;
- кадровые - включают данные о сотрудниках (наличие научных работников, специалистов узкого профиля и др.), мотивационную систему, корпоративную культуру, необходимые для обеспечения деятельности в сфере инноваций;
- информационные ресурсы - связаны с процессами по созданию, передаче, применению и хранению информации, необходимой для осуществления инновационного процесса (нормативная, правовая, научно-техническая информация, данные о внешних и внутренних рынках, потребителях, конкурентах и др.);
- ресурсы, которые связаны с деловой репутацией компании (имидж предприятия, гудвилл, опыт и др.).
В качестве основной причины низкого инновационного рейтинга РФ, по сравнению с мировыми лидерами, большинство экономистов называют недостаточные объемы финансовых ресурсов, направляемых в инновационный процесс. Так, по данным ОЭСР Россия в 2015 г. занимала 39 место (всего в рейтинге было представлено 45 стран) по уровню расходов на научные разработки и исследования в общем объеме ВВП. Первая пятерка лидеров по итогам 2015 г. распределилась таким образом: Израиль - 4,25%, Корея - 4,23%, Япония - 3,49 %, Швеция - 3,26 % и Австрия - 3,07 % [7]. В Российской Федерации значение этого показателя колебалось от 1,02 % в 2011 г. до 1,13 % в 2015 г. [8].
Большинство ученых сходятся во мнении, что финансовые ресурсы играют ключевую роль среди инновационных ресурсов, поскольку все экономические отношения обеспечиваются финансовыми потоками [3-6]. Более того, как отмечают Кучина Е.В. и Вахитова Е. С., несмотря на то, что на разных этапах жизненного цикла инновационного проекта требуются разные виды ресурсов, финансовые - являются обязательным элементом на всех стадиях развития инновационного проекта [4].
Чаще всего финансовые ресурсы классифицируют по источникам возникновения и виду собственности, однако немаловажными признаками являются и период привлечения финансовых ресурсов, этап жизненного цикла инновационного проекта и др. Анализ современной литературы [4, 9-11] позволил обобщить и дополнить существующую классификацию финансовых ресурсов, используемых для обеспечения инновационной деятельности, путем выделения таких критериев как: вид источника; вид собственности; позиция управления; срок; государственный признак; стадия жизненного цикла проекта в области инноваций; вид субъекта инвестирования (табл. 3). Усовершенствованная классификация позволит более эффективно подходить к распределению и использованию финансовых ресурсов в инновационной деятельности.
Таблица 3
Критерии классификации финансовых ресурсов для обеспечения инновационной деятельности
Классификационный критерий Содержание
Вид источника - бюджетные средства, которые выделяются на разных уровнях власти; - ресурсы внебюджетных фондов; - собственные средства компаний; - средства кредитно-финансовых учреждений (банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний); - средства зарубежных инвесторов; - ресурсы инвестиционных банков; - средства частных лиц; ресурсы отечественных и зарубежных научных фондов; - средства общественных объединений; акции; государственные кредиты.
Вид собственности - собственные ресурсы (чистая прибыль, отчисления на амортизацию); - привлеченные (эмиссия акций, облигаций и других видов ценных бумаг, средства иностранных инвесторов, ресурсы венчурных, страховых, инвестиционных фондов, целевые государственные средства в виде грантов, дотаций, долевого участия, ресурсы спонсоров); - заемные средства (лизинг, кредиты финансово-кредитных учреждений).
Окончание табл. 3
Классификационный критерий Содержание
С позиции управления - федеральные (средства госбюджета, внебюджетных и специальных фондов); - отраслевые (средства отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, кредиты банков и международных организаций); - региональные (бюджетные средства регионов и внебюджетных фондов); - институциональные (собственные ресурсы, средства финансово-промышленных объединений, бюджетные и внебюджетные средства).
В зависимости от срока привлечения ресурсов - краткосрочные (до 1 года); - среднесрочные (1-3 лет); -долгосрочные ресурсы (от 3 лет).
В зависимости от стадии жизненного цикла проекта в области инноваций - финансовые ресурсы, инвестируемые на стадии разработки (собственные средства, средства государства, венчурных фондов); - финансовые средства, используемые на этапе введения проекта (прямая поддержка государства, средства частных инвесторов); - финансовые ресурсы, используемые на стадии роста (банковские кредиты, средства венчурных фондов); - финансовые средства, используемые на этапе устойчивого роста (банковские кредиты на самых выгодных условиях);
Вид субъекта инвестирования - малый и средний бизнес (собственные средства компаний, целевые державные средства, средства банков в рамках программ развития инновационных проектов); - крупные предприятия (собственные ресурсы, средства госбюджета, федерального бюджета и внебюджетные средства, кредитные ресурсы, средства инвестиционных, пенсионных и венчурных фондов, иностранных инвесторов); - научные институты (государственные средства, средства иностранных инвесторов, венчурных фондов).
Источник: составлено автором по данным [4, 9-11]
Исследование структуры внутренних затрат на технологические инновации в России в зависимости от разных источников финансирования свидетельствует о том, что основным видом финансирования в 2010-2015 гг. оставались собственные средства компаний (табл. 4). В 2015 г. следует отметить положительную тенденцию по сокращению доли собственных средств в структуре затрат, по сравнению с 2010 г. (53,5 % против 70,2 %), однако по сравнению с 2014 г. удельный вес собственных средств в 2015 г. вырос на 2,5 процентных пункта. В целом уменьшение удельного веса собственных средств в структуре затрат говорит об увеличении интереса со стороны внешних инвесторов в инновационном проекте, что дает возможность предприятию использовать высвободившиеся ресурсы для обеспечения других целей. В этой связи, положительным фактором является рост доли средств федерального и местных бюджетов с 4,7% в 2010 г. до 27,8% в 2015 г., что свидетельствует об усилении роли государства в развитии инновационного процесса в стране. Однако, по сравнению с мировыми показателями, это является недостаточными. В частности, по данным ОЕСР, в Австрии показатель финансирования за счет государственных средств в 2015 г. составлял - 36,59%, в Нидерландах - 33,36%, в Польше - 41,82 %, в Исландии - 32,01 %, в Венгрии - 34,62 % [7].
Средства иностранных инвесторов и внебюджетных фондов в 2010 - 2015 гг. имели минимальное значение в структуре затрат, что говорит об их низкой заинтересованности в инновационных проектах российских предприятий. Более того, доля иностранных инвестиций продемонстрировала тенденцию к снижению, начиная с 2013 г., что было обусловлено обострением геополитической обстановки в РФ (табл. 4).
Таблица 4
Структура расходов на деятельность в сфере инноваций в РФ в разрезе источников финансирования
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 В среднем за 2010-2015 гг.
Собственные средства организаций 70,2 67,6 60 52,4 51 53,5 59,1
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты 4,7 11,4 21,7 21,6 24,5 27,8 18,6
Внебюджетные фонды 0,03 0,2 0,4 0,1 0,5 1,3 0,4
Иностранные инвестиции 2,4 0,9 2,2 0,6 0,3 0,6 1,2
Прочие средства 22,7 19,9 15,7 25,3 23,7 16,8 20,7
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Источник: составлено автором по данным [12]
Среди основных барьеров финансирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования, помимо общеэкономических и политических проблем, имеющих место в РФ, можно выделить [11, 13, 14]:
- недостаточный объем финансовых средств, которые выделяются из бюджетов различных уровней для развития деятельности в сфере инноваций;
- непропорциональная структура финансирования указанных проектов между государственным частным сектором;
- низкий уровень капитализации отечественной банковской системы;
- неоптимальные условия по кредитам банковских учреждений (высокие процентные ставки, небольшие суммы, маленькие сроки, высокие требования к залоговому обеспечению);
- неразвитость фондового рынка, что не позволяет в полном объеме использовать его возможности по привлечению дополнительных ресурсов;
- высокий уровень рисков в инновационной деятельности;
- неразвитость сферы обслуживающих услуг и инфраструктуры в области поддержания деятельности в сфере инноваций на начальных этапах привлечения средств;
- наличие узкого перечня механизмов привлечения финансирования, особенно на ранних стадиях инновационного проекта;
- неразвитость правовой и налоговой сферы, отсутствие необходимых специалистов по управлению венчурными фондами, отраслевые диспропорции, все это тормозит развитие финансирования из венчурных фондов;
- низкая защищенность интеллектуальной собственности, отсутствие эффективной системы реализации инновационных продуктов;
- неэффективное распределение финансовых ресурсов на разных жизненных стадиях инновационного продукта;
- низкий уровень инвестиционного климата в стране, что отталкивает зарубежных инвесторов в участии по финансированию инновационных проектов на российских предприятиях;
- неверный выбор схемы финансирования.
Решение указанных проблем возможно путем усиления роли государства в развитии инновационного процесса. Одним из ключевых направлений в обеспечении эффективного финансирования инновационных проектов с помощью государства является формирование эффективной системы государственно-частного партнерства (ГЧП) [15]. В процессе создания структуры ГЧП важное значение имеет разработка эффективных механизмов по перераспределению рисков, взятых на себя обязательств и полученного дохода между участниками инновационного проекта. При этом для обеспечения заинтересованности частных партнеров в инновационном проекте государство должно предоставить им различные льготы и гарантии. А частные партнеры, в свою очередь, взять на себя ответственность за рациональное расходование бюджетных средств и достижение запланированного эффекта от процесса в инновационной сфере.
Помимо усиления роли государственно-частного партнерства, для решения проблем финансирования инновационной деятельности целесообразно: разработать показатели для оценивания уровня эффективности управления деятельности в сфере финансирования инноваций; улучшить инвестиционный климат в стране для привлечения зарубежных инвестиций; расширить перечень видов налоговых льгот для предприятий, занимающихся деятельностью в области инноваций; активизировать интерес со стороны частных инвесторов,
путем расширения регулирующими органами различных видов поддержки инновационной деятельности; развивать другие формы финансовой поддержки деятельности в области инноваций; способствовать созданию специализированных банков инновационного развития; развивать инфраструктуру рынка информации; усилить государственную поддержку венчурных фондов; повысить прозрачность договорных отношений в процессе развития инновационного проекта, расширить перечень видов договоров, что позволит уменьшить инновационные риски и др.
Таким образом, проведенное исследование финансового обеспечения инновационной деятельности позволило выявить, что финансовые ресурсы являются ключевым элементом, обеспечивающим развитие инновационного процесса на всех стадиях его развития. При этом, в силу неразвитости финансового рынка, плохого инвестиционного климата, наличия узкого перечня форм финансирования, низкой активности государства и др. факторов, отечественные предприятия сталкиваются с острой нехваткой финансовых ресурсов, что отражается на структуре их затрат по финансированию и эффективности инновационной деятельности. Для решения проблемы финансирования инновационной деятельности важнейшая роль должна отводится государственной поддержке.
Список литературы
1. The Global Innovation Index 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:www.globalinnovationindex.org/gii-2016-report (дата обращения 16.05.2017 г.).
2. Власова В.В. Глобальный инновационный индекс - 2016 / В.В. Власова, Л.М. Гохберг, Т. Е. Кузнецова, В.А. Рудь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: issek.hse. ru/data /2016/08/15/1117964142/NTI_N_12_15082016. pdf (дата обращения 18.05.2017 г.).
3. Куликова О.Н. Теоретические подходы к исследованию инновационных ресурсов // Российское предпринимательство. 2012. № 17. С. 32-36.
4. Кучина Е.В. Ресурсное обеспечение малых инновационных предприятий / Е.В. Кучина, Е.С. Вахитова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/artide/n/resursnoe-obespechenie-malyh-innovatsionnyh-predpriyatiy (дата обращения 19.05.2017 г.).
5. Жигаев Г.В. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности предприятия / Г. В. Жигаев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://uecs.ru/uecs41-412012/item/1339-2012-05-12-05-44-50 (дата обращения 17.05.2017 г.).
6. Алетдинова А.А. Методика формирования инновационного потенциала организации / А. А. Алетдинова // Вопросы инновационной экономики. - 2012. - № 1. - С. 11-23.
7. Main Science and Technology Indicators 2015. OECD Stat. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode =MSTI_PUB (дата обращения 17.05.2017 г.).
8. Федеральная служба государственной статистики РФ. Наука и инновации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения 16.05.2017 г.).
9. Нечаев А.С. Некоторые аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий в Российской Федерации / А.С. Нечаев, ДА. Антипин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-finansirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-predpriyatiy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 19.05.2017 г.).
10. Борис О.А., Шанин И.И. Научно-методический подход к классификации предприятий по признаку финансовой обеспеченности инновационной деятельности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2013. № 13. С. 16-22.
11. Саргсян А. Г. Выбор схемы финансовой поддержки инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса //Статистика и экономика. 2012. № 5. С. 91-95.
12. Инновационная деятельность в Российской Федерации. Инф.-стат. мат. - М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. - 63 с.
13. Одинокова Т.Н. Финансовое обеспечение инновационной деятельности промышленных предприятий / Т.Н. Одинокова, Н.С. Соменкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: cyberleninka.ru/article/n/ finansovoe-obespechenie-innovatsionnoy-deyatelnosti-promyshlennyh-predpriyatiy (дата обращения 19.05.2017 г.).
14. Ларионов Н.А. Российская модель венчурного финансирования: состояние и пути развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ rossiyskaya-model-venchurnogo-finansirovaniya-sostoyanie-i-puti-razvitiya (дата обращения 19.05.2017 г.).
15. Шадиева Д. Роль государственно-частного партнёрства в финансировании инновационной деятельности «Бизнес-Daily Медиа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biznes-daily.uz/birjaexpert/22950-rol-gosudarstvnno-chastnogo-partnyorstva-v-finansirovanii-innovatsionnoy-dyatlnosti
References
1. The Global Innovation Index 2016. [An electronic resource]. - Access mode: https://www.global innovation index.org/gii-2016-report (date of the access 16.05.2017).
2. Vlasova V.V. The Global Innovation Index - 2016 / V. V. Vlasova, L. M. Gohberg, T.E. Kuznecova, V.A. Rud' [An electronic resource]. - Access mode: https://issek.hse.ru/ data/2016/08/15/1117964142/NTI_N_12_15082016.pdf. (date of the access 18.05.2017).
3. Kulikova O.N. Theoretical approaches to research of innovative resources // Russian Entrepreneurship. 2012. No 17 (215). P. 32-36.
4. Kuchina E.V. Resource support for small innovative enterprises / E.V. Kuchina, E.S. Vahitova [An electronic resource]. - Access mode: http://cyberleninka. ru/article/n/resursnoe-obespechenie-malyh-innovatsionnyh-predpriyatiy (date of the access 19.05.2017).
5. Zhigaev G.V. Resource support of innovative activity of the enterprise [An electronic resource]. - Access mode: http:uecs.ru/uecs41-412012/item/1339-2012-05-12-05-44-50 (date of the access 17.05.2017).
6. Aletdinova A.A. Methodology of formation of innovative potential of the organization / A.A. Aletdinova // Issues of innovative economy. 2012. No 1. P. 11-23.
7. Main Science and Technology Indicators 2015. OECD Stat. [An electronic resource]. - Access mode: https:// stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode =MSTI_PUB (date of the access 17.05.2017).
8. Official statistics for the Russian Federation. Science and innovation [An electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/science_ and_ innovations/science/# (date of the access 16.05.2017).
9. Nechaev A. S. Some Aspects of Financing Innovative Activities of Enterprises in the Russian Federation / A. S. Nechaev, D.A. Antipin [An electronic resource]. - Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-finansirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-predpriyatiy-v-rossiyskoy-federatsii (date of the access 19.05.2017).
10. Boris O.A. Scientific-methodical approach to the classification of enterprises on the basis of financial security of innovation activities / O.A. Boris, I.I. Shanin // Financial analytics: problems and solutions. 2013. No 13. P. 16-22.
11. Sargsjan A. G. Choice of a scheme for financial support of innovation activities of small and medium-sized businesses / A. G. Sargsjan // Statistics and economics. 2012. No 5. Page 91-95.
12. Innovative activity in the Russian Federation. Inf. - stat. mat. - M.: FGBNU NII RINKCJe, 2016. - 63 p.
13. Odinokova T.N. Financial support of innovative activity of industrial enterprises / T. N. Odinokova, N. S. Somenkova. [An electronic resource]. - Access mode: http: //cyberleninka.ru/ article/n/finansovoe-obespechenie-innovatsionnoy-deyatelnosti-promyshlennyh-predpriyatiy (date of the access 19.05.2017).
14. Larionov N.A. Russian Venture Financing Model: Status and Development Paths / N.A. Larionov [An electronic resource]. - Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/ rossiyskaya-model-venchurnogo-finansirovaniya-sostoyanie-i-puti-razvitiya (date of the access 19.05.2017).
15. Shadieva D. The role of public-private partnership in financing innovation activity / D. Shadieva "Business-Daily Media" [An electronic resource]. Access mode: http://biznes-daily.uz/birjaexpert/22950-rol-gosudarstvnno-chastnogo-partnyorstva-v-finansirovanii-innovatsionnoy-dyatlnosti.
Статья поступила в редакцию 20.05.2017 г.