Радченко МВ.
Кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский
филиал
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Обоснована необходимость использования потенциала инновационного развития России. Показаны возможности финансового обеспечения инновационной деятельности в современных условиях, а также механизмы хеджирования рисков инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновации, финансовое обеспечение, экономика, эффективность.
Radchenko MV.
PhD in economics, associate professor, Financial University under the government of Russian Federation FINANCIAL PROVIDING OF INNOVATIVE ECONOMY DEVELOPMENT
Abstract
Need of use of potential of innovative development of Russia is proved. Possibilities offinancial providing of innovative activity in modern conditions, and also mechanisms of hedging of risks of innovative activity are shown.
Keywords: innovations, financial providing, economy, efficiency.
Исчерпание потенциала сырьевых отраслей экономики России для обеспечения роста ВВП требует поиска решений в инновационном направлении [1-4]. Однако опыт развертывания производства инновационной продукции [5, 6] показывает, что наукоемкие технологии требуют инвестирования значительных финансовых средств [7, 8].
Современная система финансового обеспечения Российских инновационных производств, как показывает сопоставительный анализ с зарубежной практикой, отстает по объемам как в относительном выражении (в долях ВВП), так и в абсолютном [9, 10].
Проблема финансового обеспечения инновационного развития экономики не может быть разрешена исключительно за счет средств бюджетов федерального и других уровней государственной власти. Требуется существенное повышение частных инвестиций в инновации. Для такого сегмента повышение расходов на инновационную деятельность возможно только в том случае, если прибыль частных компаний от таких инвестиций повышается. Но априори таких гарантий инновационная деятельность дать не может. Более того, именно инновационная деятельность является одной из самых непредсказуемых по результативности. Так, технологии 3D изображений в кинопроизводстве 80-х годов ХХ века в СССР оказались убыточными, а в XXI веке - высокорентабельными.
Вышеуказанное заставляет искать механизмы стимулирования инвестирования в инновационные компании и проекты. На наш взгляд, решением проблемы может стать предоставление инвесторам государственных гарантий на возмещение убытков от возможных нерентабельных проектов. Государственные структуры [11] имеют возможность аккумулировать под управлением и хеджированием столь большое число инновационных проектов, сколь это необходимо для покрытия доходами от высокорентабельных проектов убытков от неэффективных. Действительно, опыт реализации инновационных проектов во всем мире показывает, что не более 20% инновационных проектов приносят прибыль, причем с инновационным дисконтом, а 80% -убытки. Но 20% высокодоходных покрывают затраты на 80% убыточных проектов и обеспечивают положительное сальдо баланса управления агрегированными инновационными проектами.
Вывод. Финансовое обеспечение инновационного развития страны может быть повышено при агрегировании инновационных проектов под управлением органов государственной власти. Такое управление обеспечивает хеджирование рисков инновационной деятельности за счет высокодоходных проектов. Общая доходность таких инновационных корпораций является фактором привлечения частного капитала, заинтересованного в прибыльности инвестиций.
Литература
1. Радченко М. В. Оценка инвестиционной привлекательности региона // Московское научное обозрение. - 2012. - № 11 (27). - С. 52-55.
2. Радченко М. В. Проблемы инновационного развития высшего образования // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 5-1 (24). - С. 102-103.
3. Радченко М. В. Совершенствование инновационной деятельности вузов. Дисс. ... канд. экон. наук. - Ставрополь. - 2005. -169 с.
4. Minakov V. F., Ilyina O. P., Lobanov O. S. Concept of the Cloud Information Space of Regional Government // Middle-East Journal of Scientific Research - 2014. - № 21 (1). - P. 190-196.
5. Лобанов О. С., Минаков В. Ф., Артемьев А. В. Облачные технологии в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 67-68.
6. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Информационное общество и проблемы прикладной информатики // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 69-70.
7. Барабанова М. И., Воробьев В. П., Минаков В. Ф. Экономико-математическая модель динамики дохода отрасли связи России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2013. - № 4 (82). - С. 24-28.
8. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е., Галстян А. Ш., Шиянова А. А. Обобщенная экономико-математическая модель распространения и замещения инноваций // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 47 (302). - С. 49-54.
9. Радченко М. В., Беличенкин С. А. Проблемы криминализации общества в контексте экономической безопасности страны // Наука. Инновации. Технологии. - 2010. - Т. 5. - С. 152-159.
10. Минакова Т. Е., Минаков В. Ф. Интеграция средств защиты электродвигателей // Научное обозрение. - 2013. - № 10. - С. 172-176.
11. Минаков В. Ф., Лобанов О. С. Концепция облачного информационного пространства исполнительных органов государственной власти региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 3. - С. 181-185.
References
1. Radchenko M. V. Ocenka investicionnoj privlekatel'nosti regiona // Moskovskoe nauchnoe obozrenie. - 2012. - № 11 (27). - S. 52-55.
2. Radchenko M. V. Problemy innovacionnogo razvitija vysshego obrazovanija // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 5-1 (24). - S. 102-103.
3. Radchenko M. V. Sovershenstvovanie innovacionnoj dejatel'nosti vuzov. Diss. ... kand. jekon. nauk. - Stavropol'. - 2005. - 169 s.
4. Minakov V. F., Ilyina O. P., Lobanov O. S. Concept of the Cloud Information Space of Regional Government // Middle-East Journal of Scientific Research - 2014. - № 21 (1). - P. 190-196.
5. Lobanov O. S., Minakov V. F., Artem'ev A. V. Oblachnye tehnologii v ispolnitel'nyh organah gosudarstvennoj vlasti Sankt-Peterburga // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - S. 6768.
33
6. Minakov V. F., Minakova T. E. Informacionnoe obshhestvo i problemy prikladnoj informatiki // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - S. 69-70.
7. Barabanova M. I., Vorob'ev V. P., Minakov V. F. Jekonomiko-matematicheskaja model' dinamiki dohoda otrasli svjazi Rossii // Izvestija Sankt-Peterburgskogo universiteta jekonomiki i finansov. - 2013. - № 4 (82). - S. 24-28.
8. Minakov V. F., Minakova T. E., Galstjan A. Sh., Shijanova A. A. Obobshhennaja jekonomiko-matematicheskaja model' rasprostranenija i zameshhenija innovacij // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. - 2012. - № 47 (302). - S. 49-54.
9. Radchenko M. V., Belichenkin S. A. Problemy kriminalizacii obshhestva v kontekste jekonomicheskoj bezopasnosti strany // Nauka. Innovacii. Tehnologii. - 2010. - T. 5. - S. 152-159.
10. Minakova T. E., Minakov V. F. Integracija sredstv zashhity jelektrodvigatelej // Nauchnoe obozrenie. - 2013. - № 10. - S. 172176.
11. Minakov V. F., Lobanov O. S. Koncepcija oblachnogo informacionnogo prostranstva ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti regiona // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2014. - № 3. - S. 181-185.
Сазонов С.Н.
Заведующий лабораторией, доктор технических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Аннотация
Рассмотрены основные противоречия в системе налогообложения фермерских хозяйств, связанные с тем, что они имеют право иметь различный юридический статус.
Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, противоречия, налогообложение, правовой статус
Sazonov S.N.
Laboratory chief, Doctor of Technical Sciences, professor, All-Russian research Institute for use of equipment and products in
agriculture
CONTRADICTIONS IN THE SYSTEM OF FARMING TAXATION
Abstract
The basic contradictions in the system of taxation of farms associated with the fact that they have the right to have a different legal status.
Keywords: farms, contradictions, taxation, legal status
Успех деятельности фермерских хозяйств непосредственно зависит от организационно-экономических условий их деятельности. Очевидно, что доступность для фермеров производственных ресурсов, условия их кредитования, страхования и налогообложения предопределяют эффективность фермерского сектора аграрной экономики страны [1-13]. К сожалению, например количество проблем, вызванных различного рода институциональными ловушками в системе налогообложения фермерских хозяйств, от года к году только увеличивается [14-16].
Например, дополнительные сложности возникли в связи с признанием, начиная с 2013 г., возможности сохранения за фермерскими хозяйствами статуса юридического лица. На протяжении 18 лет (1995-2012гг.), после вступления в силу с 1 января 1995г. первой части Гражданского Кодекса, предполагалось, что все фермерские хозяйства перерегистрируются и станут индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Естественно, все главы фермерских хозяйств, которые создавали свои хозяйства в период 1995-2012гг., регистрировались только в качестве индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, в 2012г. по данным ЕГРЮЛ в стране насчитывалось около 43 тыс. фермерских хозяйств-юридических лиц, что составляло примерно 23% от общего их количества в России в 2012 году [17].
Суть проблемы состоит в том, что все эти годы (1995-2012гг.) нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность фермерских хозяйств, формировалась, исходя из предположения о том, что фермерские хозяйства - юридические лица - не более как «уходящая натура». Не случайно возвращение в правовое поле фермерских хозяйств-юридических лиц вызвало немало проблем. Прежде всего фермерские хозяйства, в зависимости от юридического статуса и применяемой системы налогообложения, имеют определенные отличия в системе исчисления налогов, платежей и (см. таблицу).
Например, в свое время в целях исчисления и уплаты единого социального налога глава и члены фермерского хозяйства (независимо от их юридического статуса) были приравнены к индивидуальным предпринимателям (пп.2 п.1 ст.235 НК РФ), на этом основании и Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ от 15.12.2001г отнес их к страхователям, не производящим выплат физическим лицам, признав их плательщиками страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС в фиксированном размере.
Таблица - Основные налоги, платежи и взносы во внебюджетные фонды, плательщиками которых являются фермерские хозяйства
Наименование КФХ, зарегистрированное как юридическое лицо КФХ, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель
общий режим налогооблож ения упрощенная система налогообложен ия единый сельхозналог общий режим налогооблож ения упрощенная система налогообложения единый сельхоз- налог
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) + - - + - -
2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - от предпринимательской деятельности
- как налоговый агент +
3. Налог на прибыль - - - - -
4. Транспортный налог +
5. Налог на имущество организаций - - - - -
6. Земельный налог +
7. Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН - - - + -
8. Единый сельскохозяйственный налог - - -
34