САЙФИЕВА С.Н. , СОЛОВЬЕВА С.В.
ФИНАНСОВОЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
ЧАСТЬ 1
Аннотация. В статье на основе изучения статистических материалов и научной литературы по финансово-денежной проблематике выполнен анализ современной финансовой и денежно-кредитной политики, результатом проведения которой стала серьезная зависимость российской экономики от внешнего рынка, сырьевая специализация, деградация инвестиционного сектора и упадок обрабатывающей промышленности, подчиненность финансовой системы интересам иностранного капитала. Анализ сложившихся тенденций позволил сделать выводы и сформулировать предложения по кардинальному улучшению экономической ситуации в России. Для перевода российской экономики на траекторию роста необходимо смягчение денежно-кредитной политики, направленное на расширение финансирования и кредитование предприятий реального сектора за счёт использования эмиссионного ресурса и удешевления заёмных средств. Налоговая система и система кредитования должны учитывать дезинтеграцию российской экономики, особенности развития отраслей промышленности. Финансово-денежная политика должна обеспечить приемлемый налоговый режим и движение денег под адекватные для реального сектора процентные ставки.
Ключевые слова: финансовая и денежно-кредитная политика, бюджет, реальный сектор экономики, промышленность, налогообложение, законодательство, банковская система, кредитование, инфляция.
SAYFIEVA S.N. ,SOLOVIEVA SV.
FINANCIAL AND MONETARY-CREDIT REGULATION OF THE RUSSIAN ECONOMY IN MODERN CONDITIONS (PART I)
Abstract. Based on the study of statistical materials and scientific literature on financial-monetary problems, there was an analysis performed in the manuscript of the modern financial and monetary-credit policy, the result of which brought out a serious dependence of the Russian economy from the overseas market, resource specialization, degradation of the investment sector and the decline of the processing industry, the subordination of the financial system to the interests of the foreign capital. An analysis of tendencies that formed in Russia allowed to make conclusions and formulate suggestions to dramatically improve the economic situation in Russia. In order to transform the Russian economy on the trajectory of growth it is necessary to soften the monetary-credit policy directed towards the expansion of financing and crediting of enterprises of the real sector due to the use of the emission resource and reducing the cost of the borrowed funds. The taxation system and the system of crediting have to take into account the disintegration of the Russian economy, characteristic features of development of manufacturing industries. The financial-monetary policy has to provide for the acceptable taxation mode and movement of money with the adequate for the real sector interest rates.
Keywords: the financial and monetary-credit policy, budget, the real sector of the economy, manufacturing, taxation, legislation, the banking system, crediting, inflation.
В. В. Новожилов отмечал, что «проблема правильного "создания денег", такого, при котором "мир денежных отношений" был бы точным отражением "мира товаров", является труднейшей экономической задачей». В результате проведения либеральных реформ в российской экономике произошло дерегулирование экономических процессов, которое к настоящему моменту привело к развалу отечественного производства и к превалированию финансового сектора со спекулятивной составляющей. ВВП в 2014 г. в постоянных ценах 2008 г. составил 100,6% к уровню 2013 г.; сальдированный финансовый результат экономики в целом сократился на 13,9%, промышленности — на 9,8% по сравнению с уровнем 2013 г.; инвестиции остановились на уровне 100,6%; рентабельность активов экономики в 2012 г. составила 6,1%, в 2013 г. — 4,5%, рентабельность выпускаемой продукции, соответственно: 8,6% и 7,0% при ставке кредитования от 10 до 13% годовых. Степень износа основных фондов по экономике в целом в 2014 г. составила 49,0%, в добывающем секторе — 54,0%, в обрабатывающем — 47,1%, в производстве электроэнергии, газа и воды 47,8%. Индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году в 2013 г. составил 100,4, в 2014 г. — 101,7. В россий-
ской экономике неуклонно падает производительность труда: 2011 г. — 103,8; 2012 г. — 103,0; 2013 г. — 101,9; в т. ч. в секторе добычи, соответственно, 102,7; 100,0; 96,9; в обрабатывающем секторе: 105,6; 103,1, 105,5; в секторе производства и распределения энергии: 99,8; 100,8, 99,2. В I квартале 2015 г. также отмечено падение всех экономических показателей. ВВП в постоянных ценах 2008 г. составил 97,8% к уровню I квартала 2014 г. Чистый операционный убыток российских организаций составил 152,5 млрд руб., доля убыточных предприятий в среднем по российской экономике достигла 36,1% (в обрабатывающих отраслях — 39,9%). В июле 2015 г. промышленное производство сократилось ещё на 4,7% по сравнению с тем же месяцем 2014 г. Таким образом, российская промышленность демонстрирует спад. «Мы толком ничего не производим и гарантированно скатываемся в разряд третьесортных стран. Страна, не обладающая широким набором самых разных обрабатывающих производств, просто гарантирует себе попадание в ловушку бедности» [1, с. 98].
Экономика любой страны регулируется посредством бюджетной, банковской и налоговой политики. Насколько эффективно и согласованно они функционируют, зависит экономический рост и благосостояние народа. В соответствии с политикой финансовой стабилизации через банковские и налоговые механизмы в России происходит изымание средств из реального сектора экономики.
Теоретические разработки зарубежных специалистов в области специфики банковской системы сводятся к следующим основным концепциям банковской фирмы: банк как финансовый посредник, банк как производитель финансовых продуктов и услуг, банк как мультипликатор роста, банк как делегированный контролёр, банк как фирма, обеспечивающая рационирование между потреблением и сбережением [2, с. 113-116]. Нам представляется, что определение «концепция» здесь не вполне подходит. Скорее, это функции банка как системы: посредническая, производства финансовых инструментов, мультиплицирующая рост, контролирующая, рационирующая сбережения и потребление. Инструментами монетарного регулирования, используемыми Центральным банком РФ в процессе осуществления денежно-кредитной политики, являются:
• уровень процентных ставок;
• рефинансирование коммерческих банков;
• обязательное резервирование;
• операции на открытом рынке;
• валютный курс;
• таргетирование инфляции;
• регулирование денежной массы;
• использование эмиссионного ресурса.
В соответствии с объявленной политикой стабилизации экономики и борьбы с инфляцией регулятор из всего спектра инструментов максимально использует уровень процентных ставок, главным образом, в сторону повышения, и ограничение денежной массы. С 2011 г. осуществляется жёсткая политика финансовой и денежной рестрикции, приведшая к хроническому дефициту ликвидности. Несмотря на проводимую политику таргетирования, инфляция в 2014 г. (ИПЦ декабрь 2014 к декабрю 2013 г.) составила 11,4%, вдвое превысив прошлогодние результаты (106,5%). По мнению аналитиков, «политика таргетирования инфляции — рискованный эксперимент Банка России, затеянный не к месту и не ко времени и потому провалившийся» [3, с. 96]. Сконцентрировав своё внимание на обуздании инфляции, денежные власти фактически отказались от других инструментов, кроме ключевой ставки (см. табл. 1), существенный рост которой в 2014 г. оказал негативное воздействие на производство. В нестабильной экономике, при низком уровне рентабельности большинства предприятий обрабатывающих отраслей, недоступны дорогие кредиты, особенно когда не хватает залогового обеспечения. Поэтому средства, выделяемые коммерческим банкам, часто используются не по назначению [4, с. 18-20]. Одним из основных средств борьбы с инфляцией является сокращение производственных издержек, для минимизации которых, в свою очередь, необходимы инвестиции и внедрение новых технологий. Но дорогие кредиты способствуют росту себестоимости выпускаемой продукции. Получается замкнутый круг.
Таблица 1
Ключевая ставка и ставка рефинансирования (2002-2013 гг.)*
Инструменты 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Ключевая ставка 1 3.09.2013 - 27.04.2014 3.03.2014 - 16.12.2014 - 01.02.2015 03.08.15- 5,57,0 17,0 11,0
Ставка рефинансирования в среднем за год 23,0 19,5 15,0 13,0 11,75 10,75 10,9 11,0 8,4 8,0 8,1
* URL: http://www.cbr.ru/.
Для регулирования уровня инфляции проводится политика обязательных резервов, средние нормы которых в России значительно превышают аналогичные показатели ведущих развитых стран, часто равные нулю. Сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских счетах в ЦБ РФ, выросла с 825,8 млрд руб. (10.01.2014 -10.02.2014) до 1066,7 млрд руб. (10.02.2015 - 10.03.2015) [5, с. 68]. Эмиссионный ресурс не работает в качестве источника финансирования государственных расходов, как в других странах. Рубли вводятся в экономику путём покупки Центробанком иностранной валюты на бирже, то есть происходит жёсткая привязка денежной эмиссии к валюте, поступающей извне. Другими словами, денежная эмиссия ЦБ РФ не зависит от потребности экономики в деньгах. В современном арсенале Банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объёмом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место [6, с. 136].
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ отражена в его балансе, из которого следует, что на 01.02.2015 г., несмотря ни на какие санкции, большую часть активов — 60% — составляют средства, размещённые у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов, а кредиты и депозиты, формирующие внутренний спрос, не превышают 23,5% в общей величине активов [5, с. 64].
Стремление создавать и приумножать финансовые резервы, которые должны служить страховкой в случае наступления кризиса, является частью либеральной доктрины, когда предпочтительнее резервировать в зарубежных банках, кредитуя чужую экономику, чем тратить на развитие собственной. Однако, несмотря на угрозы санкций, продолжается размещение в американских и европейских ценных бумагах российских активов. Как известно, развитые страны поступают прямо наоборот. Например, США вместо формирования резервов осуществляют политику «количественного смягчения».
На 01.02.2015 г. в России зарегистрировано 1047 кредитных организаций, в т. ч. банков 975 [5, с. 107], общий капитал российской банковской системы составляет на ту же дату 9.054.094 млн руб. [5, с. 64], что в несколько раз меньше капитала одного крупного зарубежного банка. ЦБ РФ действует на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ о Центральном банке Российской Федерации (Банк России) [7]. Статья 1 Закона гласит: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления». Это значит, что, формально являясь федеральной собственностью, ЦБ РФ, тем не менее, не несёт каких-либо обязательств по отношению к государству [8, с. 32].
В дальнейшем были приняты поправки и дополнения. Для конкретизации независимости ЦБ РФ от государства в Законе написаны три статьи. Статья 2 «...Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом». Из этого следует, что государство не может самостоятельно распоряжаться золотовалютными резервами без одобрения ЦБ РФ. Статья 22 «Банк России не вправе предо-
ставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».
Не имея права кредитовать дефицит бюджета собственной страны, ЦБ РФ может покупать государственные облигации других стран, главным образом, США. Независимость ЦБ РФ от власти усугубляется формальным характером его подотчётности Государственной Думе. Одна из важнейших статей Закона 4 наделяет ЦБ РФ правом «монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение». Гарантией для печатания рублей служат золотовалютные запасы. На счетах ЦБ РФ сосредоточены все финансовые ресурсы страны, которыми, как мы видели, государство не всегда имеет право распоряжаться [9].
Кредитный портфель банков (см. график на рис.) представлен тремя основными составляющими: кредиты физическим лицам, организациям, кредитным организациям. На графике виден существенный рост корпоративных кредитов (в 2014 г. почти втрое по сравнению с 2008 г.) и незначительный рост кредитов физическим лицам. На 01.05.2015 г. объём кредитов физическим лицам составил 10,8 трлн руб., организациям — 30,2 трлн руб. [5, с. 128-129]. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам свыше 1 года в рублях составили физическим лицам: январь 2014 г. — 15,44% годовых, январь 2015 г. — 21,07%, нефинансовым организациям — 12,83% и 17,77% соответственно [5, с. 130]. По оценке ЦБ РФ, корпоративный кредитный портфель в 2015 г. вырастет на 12%, розничный — около 10%. Из-за подорожания кредитов и падения экономики предпосылок для значительного роста кредитования нет [10].
Рис. Кредитный портфель банков1
С 2002 по 2014 гг. средневзвешенные процентные ставки по кредитам снизились практически вдвое. В 1-м полугодии 2015 г. они выросли по сравнению с уровнем 2014 г. на 64,1%; 38,5%; 25,3% соответственно (см. табл. 2).
Аналитики «Эксперта» определили три основных фактора стабильной дороговизны российского кредита: высокая стоимость депозитов, «питаемая популистской и фактически обанкротившейся сегодня системой страхования вкладов»; «избыточная маржа, назначаемая банкирами, — явное свидетельство неконкурентного характера банковского сектора»; «третье и главное — завышенная оценка риска заемщиков, которая и задает замкнутый круг: высокая ставка сама по себе эти риски увеличивает» [3].
1 Построено авторами на основе статистических данных: URL: http://www.cbr.ru/.
Таблица 2
Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам и нефинансовым организациям, в рублях за соответствующий период времени (2002-2015 гг.) [11]
Среднее значение 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 1 полугодие 2015 г.
До года 19,5 16,2 13,7 13,1 10,5 10,0 12,2 15,3 10,8 8,5 9,1 9,5 7,8 12,8
Свыше 1 года 17,8 15,2 12,7 12,5 12,5 11,5 13,1 15,4 12,0 10,4 11,2 11,5 9,1 12,6
Свыше 3 лет 14,3 13,0 12,7 12,2 - - - - - - 11,2 11,3 9,5 11,9
Ставки кредитования превышают уровень рентабельности многих отраслей промышленности. Разница в процентных ставках по краткосрочному и долгосрочному кредитованию незначительна. Российская экономика в силу своей открытости слишком зависима от внешних источников кредитования. При введении санкций стало недоступным зарубежное кредитование российских компаний.
Объем кредитования банками различных видов экономической деятельности в 2009-2014 гг. увеличился вдвое. Основными заемщиками выступают следующие виды деятельности (в разбивке ЦБ РФ: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг и прочие виды деятельности); торговля и обрабатывающие производства (см. табл. 3). В 2015 г. ситуация резко изменилась по многим позициям, объемы кредитования резко сократились.
Таблица 3
Объемы кредитования по видам экономической деятельности, млрд руб. [11]
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 На 01.08.2015
Всего, в т. ч.: 14,0 15,6 22,5 24,3 28,1 31,6 33,2 16,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,41 0,44 0,54 0,53 0,57 0,6 0,6 0,3
Добыча полезных ископаемых 0,17 0,22 0,35 0,53 0,37 0,4 0,8 0,3
Обрабатывающие производства 2,3 2,5 3,1 3,0 3,3 4,6 5,4 3,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,5 0,65 0,81 0,62 0,93 1,1 0,9 0,4
Строительство 0,76 1,0 1,4 1,6 2,1 2,3 1,9 0,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,17 3,62 4,86 5,83 7,14 9,2 9,3 3,7
Транспорт и связь 0,74 0,55 0,98 1,39 1,67 1,2 1,2 0,6
Прочие (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг и прочие виды деятельности, на завершение расчетов) 5,95 6,62 10,46 10,8 12,02 12,2 13,1 6,1
Если общая сумма задолженности по кредитам юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности на 01.01. 2010 г. составляла 9,1 млрд руб., то на 01.01. 2015 г. — 20,7 млрд руб., то есть возросла на 27,5% [11]. Таким образом, для реального сектора кредиты из-за дороговизны малодоступны, для погашения полученных кредитов у многих предприятий уходит до половины прибыли, то есть промышленность фактически работает на банки. Таким образом, при масштабном вывозе капитала отечественные предприятия испытывают финансовый голод из-за отсутствия «длинных» денег в экономике.
Вследствие введения санкций эксперты прогнозируют изменение банковских приоритетов
кредитования основных отраслей российской экономики. В 2014 г. основные деньги банковской системы адресованы нефтяникам, газовикам и энергетикам — крупным компаниям, отлученным от западного финансирования. На остальную часть российской экономики надвигаются кредитные заморозки [12].
В табл. 4 показано соотношение величины налоговых доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации к валовому внутреннему продукту (ВВП) — в 2000 -1-м полугодии 2015 г. Налоговая нагрузка с 2000 г. по 2005 г. возросла на 9,1 п.п. и достигла максимального значения за анализируемый период в 2007 г. (37,0%). В период кризисных для российской экономики 2008-2009 гг. она колебалась на уровне 31%. В последующие годы продолжился рост налоговой нагрузки до 35,4% в 1-м полугодии 2015 г., структура налоговых доходов в котором поменялась существенным образом (см. табл. 4). До 2015 г. консолидированный бюджет был сформирован в основном за счет поступлений от налога на добавленную стоимость, доходов от внешнеэкономической деятельности, налогов на заработную плату и доходов от налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами. В 2014 г. отмечается фактическое снижение на 40% поступлений от НДС, что во многом обусловлено как сложностью процедуры расчета налога, так и контроля над его взиманием. Расчеты, произведенные по данным Росстата, позволяют утверждать о собираемости налога в России на уровне 30%.
Таблица 4
Налоговые доходы бюджета расширенного правительства РФ в ВВП в 2000 - 1-м полугодии 2015 гг., %*
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 1-е полугодие 2015
Налог на прибыль организаций 5,5 5,7 4,3 4,0 5,1 6,2 6,2 6,5 6,1 3,2 3,8 4,1 3,8 3,1 3,3 4,4
Налог на доходы физических лиц 2,4 2,9 3,3 3,5 3,4 3,3 3,5 3,8 4,0 4,3 3,9 3,6 3,6 3,8 3,8 3,7
НДС 6,3 7,1 7,0 6,7 6,3 8,2 5,6 6,8 5,1 5,2 5,5 5,8 5,6 5,3 3,2 6,1
Акцизы 2,3 2,7 2,4 2,6 1,5 1,2 1,0 0,9 0,8 0,8 1,0 1,2 1,3 1,5 1,4 1,5
Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами 1,1 1,5 3,1 3,0 3,4 4,3 4,4 3,7 4,2 2,8 3,1 3,7 4,0 3,9 4,1 4,9
Налоги на имущество 0,9 1,0 1,1 1,0 0,8 1,2 1,2 1,2 1,2 1,5 1,3 1,2 1,3 1,4 1,3 1,4
Прочие налоги на капитал 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,6 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 0,7 0,7 0,5 0,6 1,6
Доходы от внешнеэкономической деятельности 3,6 4,3 3,6 3,8 5,3 7,8 8,6 7,2 8,6 6,7 7,0 8,3 7,9 7,6 7,7 4,6
ЕСН, 2000, 2010-2014 гг. — страховые платежи 3,5 1,6 1,5 1,1 1,1 5,5 5,4 6,0 5,1 5,9 5,1 5,1 4,9 7,6 7,6 7,3
С учетом доходов от внешнеэкономической деятельности и ЕСН (в 2000 г. и с 2010 г. — страховых взносов)* 25,5 26,9 26,2 25,7 26,8 34,6 36,3 37,0 36,1 31,6 31,5 33,7 33,1 34,7 33,0 35,4
* Без учета налога с продаж, действовавшего с 1999 по 2003 гг. включительно. Расчеты выполнены авторами на основе данных URL: http://www.nalog.ru/rn50/.
Чтобы снизить зависимость госбюджета от экспортных пошлин, которые падают вместе с ценой на нефть, в конце 2014 г. Государственная Дума в третьем чтении утвердила Закон о налоговом маневре [13], предложенный и разработанный Министерством финансов РФ. Суть маневра заключается, во-первых, в сокращении вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Во-вторых, повышение ставки НДПИ: на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз). В третьих, чтобы не допустить роста цен на нефтепродукты, снижаются ставки акцизов на них — но меньше чем предполагалось первоначально. По расчетам Минфина, налоговые изъятия в нефтегазовом секторе в 3 раза выше, чем в остальных видах экономической деятельности (см. табл. 5).
Таблица 5
Налоговые доходы к ВВП видов экономической деятельности, % (2007-2014 гг.) [14]*
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 85,35 88,95 75,21 75,43 78,89 76,84 77,09 81,46
Остальные виды деятельности 28,61 27,78 25,09 24,95 27,18 27,68 26,98 26,74
* Налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль к ВВП по виду экономической деятельности рассчитана как отношение налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН) к ВВП по виду экономической деятельности (сумма валовой добавленной стоимости и чистых налогов на продукты). Источники данных: ВВП по видам экономической деятельности: Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы по видам экономической деятельности. ФНС России.
С 1 января 2015 г., в результате введения налогового маневра, произошло снижение доходов от внешнеэкономической деятельности и рост налоговых поступлений от налогов сборов и платежей за пользование природными ресурсами в 1-м полугодии 2015 г. Рост поступлений от НДС можно связать с вводом в эксплуатацию Федеральной налоговой службой (ФСН) второй автоматизированной системы контроля НДС (АСК НДС - 2), которая, в отличие от старой системы, позволяющей проверять только заявки на возмещение НДС, способна контролировать все вычеты и охватывает все цепочки транзакций. Не вызывает сомнения, что новая система многократно повысит эффективность контроля и будет способствовать росту собираемости налога [15]. В 1-м полугодии 2015 г., по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в действующих ценах составил +5268,8 млрд руб. (для сравнения: сальдированный финансовый результат 1-го полугодия 2014 г. составил +3588,3 мдрд руб.), рост прибыли в действующих ценах — 36,7%. Структура прибыли, рассчитанная авторами и представленная в табл. 6, позволяет утверждать, что ее рост произошел в обрабатывающем секторе экономики и финансовом. Существенный рост прибыли произошел в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (6,9 раза) при сокращении производства (индекс производства 1-го полугодия 2015 г. к соответствующему периоду предыдущего года) — 85,2; в химическом производстве (2,5 раза), индекс производства — 105,9; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (3,4 раза), индекс производства — 94,1. Следовательно, увеличение прибыли в секторах российской экономики и отраслях промышленности вызван не за счет роста производства, а за счет ценового фактора (см. табл. 6).
Таблица 6
Индекс промышленного производства и структура прибыли по некоторым видам экономической деятельности в 1-м полугодии 2015 г., % [16]
Виды экономической деятельности Индекс производства, 1-е полугодие 2015 г. к соответствующему периоду предыдущего года Прибыль
1-е полугодие 2014 г. 1-е полугодие 2015 г. Разница
Добыча полезных ископаемых 100,0 24,5 20,4 - 4,1
Обрабатывающие производства 95,5 23,7 30,0 + 6,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 99,9 5,4 4,2 - 1,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 90,9 21,0 21,2 +0,2
Транспорт и связь 97,8 11,1 9,7 - 1,4
Финансовая деятельность 2,4 3,3 +0,9
Прочие 11,9 11,2 - 0,7
Всего 97,3 100 100
Высокий финансовый результат секторов экономики вызвал рост поступлений от налога на прибыль в 1-м полугодии 2015 г. (см. табл. 4). Как такое могло произойти при снижении промышленного производства в 1-м полугодии 2015 г. на 2,7% по сравнению с аналогичным уровнем 2014 г.? За счет роста цен производителей, которые компенсируют свои расходы, перекладывая их на потребителя, раскручивая инфляционную спираль. Затратный характер российской инфляции обоснован в работах [17, с. 24-30; 18, с. 6-10]. Так, индекс цен производителей промышленных товаров во 2-м квартале 2015 г. к декабрю прошлого года составил по экономике в целом 111,5%, в секторе добычи полезных ископаемых 126,5%, в обрабатывающем — 109,9%, в производстве и передаче электроэнергии, газа и воды — 97,4%. Цепной индекс потребительских цен на товары и услуги в 1-м полугодии 2015 г. по расчетам авторов — 105,3%. За последние два десятилетия проведены многочисленные исследования, свидетельствующие о том, что повышение процентной ставки и сжатие денежной массы, как правило, не приводят к снижению инфляции, но всегда и везде влекут падение производства и инвестиций, а также банковский кризис и лавину банкротств. В условиях демонетизации и монополизации экономики они сопровождаются не снижением, а повышением инфляции [19-29]. Продолжение следует
Литература
1. К станку //Эксперт. 20 июля-16 августа 2015. № 30034. С. 98.
2. Смулов, А. М. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий и банков. — М. : Финансы и статистика, 2002. С.113-116.
3. Вопросы к проклятым ответам //Эксперт. 20 июля016 августа 2015. № 30-34. С. 96.
4. Соловьёва, С. В. О необходимости активизации системы рефинансирования коммерческих банков в изменившейся экономической ситуации //Материалы VII международной конференции «Современные концепции научных исследований», Москва, 30П31 октября 2014. № 7. Ч. 5. С. 18-20.
5. Статистический бюллетень Банка России. 2015. № 2. С. 68.
6. Андрианов, В. Д. Инфляция : причины возникновения и методы регулирования. — М., 2010. С. 136.
7. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ о Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» // [Электронный ресурс]. — URL : http://www/consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 07.09.2015).
8. Стариков, Н. Национализация рубля : путь к свободе России. — Питер, 2013. С. 32.
9. Соловьёва, С. В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ и проблемы экономического роста //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6.
10. Ведомости. 26 марта 2015. № 52.
11. Официальный сайт ЦБ РФ. — URL : http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx? Month=08&Year=2015&TblID=302-03 (дата обращения 17.08.2015).
12. Яковенко, Д. Кредитные заморозки на подходе // Эксперт. 2014. 29 сентября. № 40 (917).
13. Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ. [Электронный ресурс]. — URL : Консультант-Плюс: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38662.html (дата обращения 07.09.2015).
14. Основные направления налоговой политики на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/0NNP_2016-2018.pdf (дата обращения 24.08.2015).
15. Новое автоматическое оружие налоговиков //Ведомости. 2015. 26 мая. № 92. С. 1.
16. Социально-экономическое положение России // Федеральная служба государственной статистики, январь-июль 2015 года. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086922125 (дата обращения 31.08.2015).
17. Сайфиева, С. Н. Особенности российской инфляции : исторический аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6. С. 24-30.
18. Соловьева, С. В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ и проблемы экономического роста //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6. С. 6-10.
19. Глазьев, С. Ю. Доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России» // «БИЗНЕС Online» [Электронный ресурс]. — URL : http://www.business-gazeta.ru/article/140998 (дата обращения 28.09.2015).
20. Дохолян, С. В. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 78-84.
21. Дохолян, С. В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.С. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 9.
22. Дохолян, С. В. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова //Вопросы структуризации экономики. 2008. № 1. С. 36-43.
23. Дохолян, С. В. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 30-37.
24. Петросянц, В. З. Критерии и факторы экономического роста региона /В.З. Петросянц, С.В. Дохо-
лян //Проблемы современной экономики. 2007. № 4. С. 245-250.
25. Петросянц, В. З. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В.З. Петро-сянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 27. С. 2-10.
26. Петросянц, В. З. Формы и методы реализации инвестиционных процессов в депрессивном регионе / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 27 (210). С. 3643.
27. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Губин, В. А., Зоидов, З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М. : ЦЭМИ РАН, 2012.
28. Цветков, В. А., Аносов, А. В., Зоидов, К. Х. Формирование модели регулирования финансово-бюджетного отношения в условиях глобальной нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9(47). С. 82-90.
29. Цветков, В. А., Аносов, А. В., Зоидов, К. Х. Цикличность динамики финансового рынка в странах мирового экономического пространства в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 11(49). С. 173-183.
References:
1. To machine //Expert. 2015. July 20-August 16. No 30-34. P. 98.
2. Smulov, A. M. Problems of interaction of industrial enterprises and banks. — M. : Finance and Statistics, 2002. P. 113-116.
3. Questions to the damn answers //Expert. 2015. July 20-August 16. No 30-34. P. 96.
4. Solovyova, S. V. The need to strengthen the system of refinancing of commercial banks in the changed economic situation // Proceedings of the VII International Conference «Modern concepts of scientific research», Moscow, October 30-31, 2014. No 7. Part 5. P. 18-20.
5. Statistical Bulletin of the Bank of Russia. 2015. No 2. P. 68.
6. Andrianov, V. D. Inflation : causes and control methods. — M., 2010. P. 136.
7. Federal Law of July 10, 2002 No 86-FZ «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)». [Electronic resource].— URL : http: //www/consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ Accessed on 07.09.2015).
8. Starikov, N. Nationalization of the ruble : Way to Freedom of Russia. — St. Petersburg, 2013. P. 32.
9. Solovyova, S. V. Anti-inflation policy of the Central Bank of the Russian Federation and problems of economic growth // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No 6.
10. Bulletin. 2015. 26 March. No 52.
11. The official website of the Central Bank of the Russian Federation. — URL : http://www.cbr.ru/statistics/ UDStat.aspx?Month=08&Year=2015&TblID=302-03 (accessed on 08.17.2015).
12. Yakovenko, D. Credit freeze on the way // Expert. 2014. 29 September. No 40 (917).
13. The Federal Law of 24.11.2014 N 366-FZ «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation». [Electronic resource].— URL : Consultant: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38662.html (accessed on 07.09.2015).
14. The main directions of tax policy for 2016 and the planning period of 2017 and 2018. [Electronic resource]. — URL : http://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/0NNP_2016-2018.pdf (accessed on 08.24.2015).
15. The new automatic weapon of tax // Vedomosti. 2015. 26 May. No 92. P. 1.
16. The socio-economic situation in Russia // Federal State Statistics Service, in January-July 2015. [Electronic resource]. — URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140086922125 (accessed on 08/31/2015).
17. Sayfieva, S. N. Features of Russian inflation : the historical aspect // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No 6. P. 24-30.
18. Solovyov, S. V. Anti-inflation policy of the Central Bank of the Russian Federation and the problems of economic growth // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No 6. P. 6-10.
19. Glazyev, S. YU. The report «On urgent measures to strengthen the economic security of Russia» // «Business Online». [Electronic resource]. — URL : http://www.business-gazeta.ru/article/140998 (accessed on 09/28/2015).
20. Dokholyan, S. V. Methodological aspects of forming the regional social and economic policy / S.V. Dokhol-yan, V.Z. Petrosyants, A.M. Sadykov // Regional problems of transformation of economy. 2013. No 3. P. 84.
21. Dokholyan, S. V. The Mechanism of implementation of the industrial policy of a depressive region / S.V. Dokholyan, V.Z. Petrosyants, A.S.Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. 2010. No 1. P. 9.
22. Dokholyan, S. V. Features of structural transformations in the transition economy / S.V. Dokholyan, V.Z. Petrosyants, A.M. Sadykov // Issues of economy structuring. 2008. No 1. P. 36-43.
23. Dokholyan, S. V. Modern problems of innovative socio-economic development of the region / S.V. Dokholyan, V.Z. Petrosyants., A.M. Sadykov // Regional problems of transformation of economy. 2012. No 3. P. 30-37.
24. Petrosyants, W. Z. Criteria and factors of economic growth of the region /V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // Problems of modern economy. 2007. No 4. P. 245-250.
25. Petrosyants, W. Z. Projections and scenarios for regional development / V.Z. Petrosyants, S.V. Dokholyan // Regional economy : theory and practice. 2011. No 27. P. 2-10.
26. Petrosyants, W. Z. Forms and methods of realization of investment processes in the depressed region / V. Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // Regional economy : theory and practice. 2011. No 27 (210). P. 36-43.
27. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH., Gubin, V. A., Zoidov, Z. K. A study of socio-economic cyclical dynamics in Russia and better regulation strategy of priority development. — M. : CEMIRAS, 2012.
28. Tsvetkov, V. A., Anosov, A. V., Zoidov, K. KH. Formation model of regulation offinancial and budgetary relations in the conditions of global instability // Regional problems of economic transformation. 2014. No 9 (47). P. 82-90.
29. Tsvetkov, V. A., Anosov, A. V., Zoidov, K. KH. Cyclical dynamics of the financial market in the world economic space in conditions of instability // Regional problems of economic transformation. 2014. No 11 (49). P. 173-183.