Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ И ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ'

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ И ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ / СОВЕТ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL FINANCIAL AND LEGAL NORMS / ENSURING FINANCIAL STABILITY / DEVELOPMENT MANAGEMENT CONCEPTS / THE FINANCIAL STABILITY BOARD / INTERNATIONAL FINANCIAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

Введение. Баланс между требованиями международных финансовых институтов и их применением на национальном уровне для каждого государства определяется совместимостью национальных стратегий развития финансового сектора и их согласованностью с международными стандартами и юридической практикой. Для этого требуется усиление взаимодействия с международными финансовыми институтами. Россия осуществляет сотрудничество с МВФ, Всемирным Банком, Совета Финансовой Стабильности (СФС) в сфере валютно-финансового регулирования и надзора, что обусловлено наличием в России глобального системно значимого финансового сектора, функционирующего по международным стандартам финансовой стабильности. В работе рассмотрено влияние мировых экономических концепций развития на финансирование инвестиций, стабильность, практику применения мировых норм-стандартов в этой сфере. Материалы и методы. Использованы аналитические материалы экспертов СФС о прогнозах мировой финансовой стабильности, отчет СФС за 2019 год, Программа работы СФС на 2020 год, документы о социально-экологических принципах финансирования проектов Всемирного Банка (ВБ), резолюции ГА ООН о финансировании развития, Программа СФС по оценке финансового сектора (FSAP), законодательство о банковской деятельности РФ. Применялись методы сравнительного анализа научных концепций по теме работы. Результаты. Выявлено, что происходит конкуренция международных норм, разработанных в рамках ООН, касающихся как контроля за финансами и ограничений инвестиций со стороны ВБ, так и поддержки финансирования инвестиций для развития экономик развивающихся стран. На международном уровне конкурируют несколько моделей применения норм и принципов международного финансового права как системы правовых регуляторов, обеспечивающих международные потребности в кредитовании торговли, финансировании инвестиций, капитализации активов компаний. Выделены основные международные и национальные финансовые правоотношения, отражающие уровень правового обеспечения финансовой стабильности. Обсуждение и выводы. Порядок исчисления квот государств-членов МВФ, несмотря на решения Саммитов Группы 20-ти 2010-2019г. до сих пор носит дискриминационный и субъективный характер, ориентируясь на проамериканские критерии оценки ВВП и американские теории экономического роста, тогда как на Саммитах «Группы 20» было принято решение исчислять квоты по новым критериями оценки эффективности экономик. Мировую финансовую стабильность снижает противоречивость правовых подходов некоторых государств по соблюдению международных норм и принципов добросовестной конкуренции на финансовых рынках. Например, финансовые санкции США и ЕС против России, являясь все более изощренными, направлены на «сдерживание» экономического развития России, дестабилизацию финансов, что угрожает мировой финансовой стабильности в целом. То есть все еще продолжает действовать валютно-финансовый порядок, сформировавшийся в МВФ с 1944 году, имея целью сдерживать развитие стран-конкурентов англо-американскому финансовому капиталу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and legal standards to ensure international and national financial stability in a competitive environment of development concepts and legal practice

Introduction. The balance between the requirements of international financial institutions and their application at the national level for each state is determined by the compatibility of national strategies for the development of the financial sector and their consistency with international standards and legal practice. This requires increased collaboration with international financial institutions. Russia cooperates with the IMF, the World Bank, and the Financial Stability Council (SFS) in the field of monetary and financial regulation and supervision, which is due to the presence in Russia of a global systemically important financial sector that operates according to international standards of financial stability. The paper discusses the impact of world economic development concepts on investment financing, stability, the practice of applying global norms and standards in this area. Materials and methods. Analytical materials of the SPS experts on forecasts of world financial stability, the SPS report for 2019, the SPS work program for 2020, documents on the socio-environmental principles of financing World Bank (WB) projects, UNGA resolutions on financing for development, the SPS financial assessment program were used Sectors (FSAP), banking legislation of the Russian Federation. The methods of comparative analysis of scientific concepts on the topic of work were applied. Results. It was revealed that there is a competition of international norms developed within the UN framework, both regarding financial control and investment restrictions by the WB, as well as support for investment financing for the development of economies of developing countries. At the international level, several models of the application of the norms and principles of international financial law compete as a system of legal regulators that provide international requirements for trade credit, investment financing, and capitalization of company assets. The main international and national financial legal relations reflecting the level of legal support for financial stability are highlighted. Discussion and conclusions. The procedure for calculating quotas of IMF member states, despite decisions of the Group of 20 Summits 2010-2019 it is still discriminatory and subjective in nature, guided by pro-American criteria for assessing GDP and American theories of economic growth, while at the G20 Summits, it was decided to calculate quotas for new criteria for evaluating the effectiveness of economies. World financial stability is reduced by the inconsistency of the legal approaches of some states to comply with international standards and principles of fair competition in financial markets. For example, the US and EU financial sanctions against Russia, being increasingly sophisticated, are aimed at “holding back” the economic development of Russia, destabilizing finances, which threatens global financial stability in general. That is, the monetary and financial order that has been formed at the IMF since 1944 is still in place, with the goal of restraining the development of rival countries to Anglo-American financial capital.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ И ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ»

8. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО, НАЛОГОВОЕ ПРАВО

12.00.04

8.1. Финансово-правовые нормы по обеспечению международной и национальной финансовой стабильности в условиях конкуренции концепций развития и правовой практики

©Г. В. Петрова1,2,3 1МГИМО МИД России, г. Москва, Российская Федерация 2Институт проблем безопасности СНГ, г. Москва, Российская Федерация 3Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, г. Москва, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Аннотация. Введение. Баланс между требованиями международных финансовых институтов и их применением на национальном уровне для каждого государства определяется совместимостью национальных стратегий развития финансового сектора и их согласованностью с международными стандартами и юридической практикой. Для этого требуется усиление взаимодействия с международными финансовыми институтами. Россия осуществляет сотрудничество с МВФ, Всемирным Банком, Совета Финансовой Стабильности (СФС) в сфере валютно-финансового регулирования и надзора, что обусловлено наличием в России глобального системно значимого финансового сектора, функционирующего по международным стандартам финансовой стабильности. В работе рассмотрено влияние мировых экономических концепций развития на финансирование инвестиций, стабильность, практику применения мировых норм-стандартов в этой сфере. Материалы и методы. Использованы аналитические материалы экспертов СФС о прогнозах мировой финансовой стабильности, отчет СФС за 2019 год, Программа работы СФС на 2020 год, документы о социально-экологических принципах финансирования проектов Всемирного Банка (ВБ), резолюции ГА ООН о финансировании развития, Программа СФС по оценке финансового сектора (FSAP), законодательство о банковской деятельности РФ. Применялись методы сравнительного анализа научных концепций по теме работы. Результаты. Выявлено, что происходит конкуренция международных норм, разработанных в рамках ООН, касающихся как контроля за финансами и ограничений инвестиций со стороны ВБ, так и поддержки финансирования инвестиций для развития экономик развивающихся стран. На международном уровне конкурируют несколько моделей применения норм и принципов международного финансового права как системы правовых регуляторов, обеспечивающих международные потребности в кредитовании торговли, финансировании инвестиций, капитализации активов компаний. Выделены основные международные и национальные финансовые правоотношения, отражающие уровень правового обеспечения финансовой стабильности. Обсуждение и выводы. Порядок исчисления квот государств-членов МВФ, несмотря на решения Саммитов Группы 20-ти 2010-2019г. до сих пор носит дискриминационный и субъективный характер, ориентируясь на проамериканские критерии оценки ВВП и американские теории экономического роста, тогда как на Саммитах «Группы 20» было принято решение исчислять квоты по новым критериями оценки эффективности экономик. Мировую финансовую стабильность снижает противоречивость правовых подходов некоторых государств по соблюдению международных норм и принципов добросовестной конкуренции на финансовых рынках. Например, финансовые санкции США и ЕС против России, являясь все более изощренными, направлены на «сдерживание» экономического развития России, дестабилизацию финансов, что угрожает мировой финансовой стабильности в целом. То есть все еще продолжает действовать валютно-финансовый порядок, сформировавшийся в МВФ с 1944 году, имея целью сдерживать развитие стран-конкурентов англо-американскому финансовому капиталу. Ключевые слова: международные финансово-правовые нормы, обеспечение финансовой стабильности, концепции управления развитием, Совет финансовой стабильности, международные финансовые стандарты.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Петрова Г. В. Финансово-правовые нормы по обеспечению международной и национальной финансовой стабильности в условиях конкуренции концепций развития и правовой практики // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №1. С. 126-131.

Financial and legal standards to ensure international and national financial stability in a competitive environment of development concepts and legal practice

©G. V. Petrova1'2'3 1MGIMO University, Moscow, Russian Federation institute for Security Problems of the CIS, Moscow, Russian Federation institute of International Law and Economics named after A. S. Griboedov, Moscow, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Abstract. Introduction. The balance between the requirements of international financial institutions and their application at the national level for each state is determined by the compatibility of national strategies for the development of the financial sector and their consistency with international standards and legal practice. This requires increased collaboration with international financial institutions. Russia cooperates with the IMF, the World Bank, and the Financial Stability Council (SFS) in the field of monetary and financial regulation and supervision, which is due to the presence in Russia of a global systemically important financial sector that operates according to international standards of financial stability. The paper discusses the impact of world economic development concepts on investment financing, stability, the practice of applying global norms and standards in this area. Materials and methods. Analytical materials of the SPS experts on forecasts of world financial stability, the SPS report for 2019, the SPS work program for 2020, documents on the socio-environmental principles of financing World Bank (WB) projects, UNGA resolutions on financing for development, the SPS financial assessment program were used Sectors (FSAP), banking legislation of the Russian Federation. The methods of comparative analysis of scientific concepts on the topic of work were applied. Results. It was revealed that there is a competition of international norms developed within the UN framework, both regarding financial control and investment restrictions by the WB, as well as support for investment financing for the development of economies of developing countries. At the international level, several models of the application of the norms and principles of international financial law compete as a system of legal regulators that provide international requirements for trade credit, investment financing, and capitalization of company assets. The main international and national financial legal relations reflecting the level of legal support for financial stability are highlighted. Discussion and conclusions. The procedure for calculating quotas of IMF member states, despite decisions of the Group of 20 Summits 2010-2019 it is still discriminatory and subjective in nature, guided by pro-American criteria for assessing GDP and American theories of economic growth, while at the G20 Summits, it was decided to calculate quotas for new criteria for evaluating the effectiveness of economies. World financial stability is reduced by the inconsistency of the legal approaches of some states to comply with international standards and principles of fair competition in financial markets. For example, the US and EU financial sanctions against Russia, being increasingly sophisticated, are aimed at "holding back" the economic development of Russia, destabilizing finances, which threatens global financial stability in general. That is, the monetary and financial order that has been formed at the IMF since 1944 is still in place, with the goal of restraining the development of rival countries to Anglo-American financial capital. Keywords: international financial and legal norms, ensuring financial stability, development management concepts, the Financial Stability Board, international financial standards.

FOR CITATION: Petrova G. V. Financial and legal standards to ensure international and national financial stability in a competitive environment of development concepts and legal practice // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №1. P. 126-131.

ВВЕДЕНИЕ. КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

Согласование международных финансовых стандартов с юридической практикой их применения на национальном уровне является сложным процессом, который зависит от концепции экономического развития, выбранной государством. Двойные стандарты в позициях международных финансовых организаций вытекают из противоречий между западной глобальной моделью экономического доминирования и моделями развития других государств, включая российскую модель ориентации экономики на суверенные интересы собственного инвестиционного развития и развития экономик евразийских партнеров России.

Международное финансовое, банковское, валютное право в рамках ООН, несмотря на определенные успехи развития, остается рекомендательным, «мягким», «толерантным» поскольку развиваются под влиянием нескольких противоборствующим на данный момент финансово-экономических концепций, представленных разными субъектами международно-

го права. При этом разные международные финансовые и торгово-экономические организации системы ООН, такие как МВФ, МАГИ, ВБ, ЮНКТАД, ЮНИДО, ВТО, ПРООН, Департамент экономического и социального развития, Комитет ООН по налогово-бюджетной реформе, ФАТФ, и другие вне ООН, такие как СФС и ОЭСР, не имеют между собой четкой скоординированной политики.

В процессе международного урегулирования противоречивых проблем, связанных с основными направлениями социально-экономического развития государств, в ООН возникли как минимум три концепции управления развитием.

Первая концепция «контролируемого финансирования для социально-экономического развития» нацелена на контроль со стороны кредитора-Всемирного Банка за экономическим ростом государств при обеспечении стандартов устойчивого, экологически чистого (зеленого) развития, борьбы с бедностью, защиты климата, иных мер ограничения роста в целях «устойчивости». Она поддерживается развитыми странами,

имеющими высокий технологический потенциал и возглавляется МВФ и Группой Всемирного Банка (ВБ), являющимися финансовыми регуляторами новой «зеленой» и «ограниченной» мировой экономики. Это нашло отражение в документе ВБ «Социально-экологические принципы Международного Банка Реконструкции и Развития /Всемирного Банка» 2017г., положения которого распространяются на все проекты финансирования, получаемого от ВБ [1].

Вторая концепция «финансирования развития путем инфраструктурных инвестиций в глобальные проекты» отражает интересы развивающихся стран, стран развитых рынков, их межгосударственных объединений в дальнейшем развитии социально-экономических инициатив: «Один пояс-Один путь», «Большая Евразия», «Новый Арктический морской путь», Трансконтинентальные энергосистемы, Африканские трансконтинентальные проекты в рамках АС, БРИКС и других. Концепция продолжения развития связана с поиском новых источников финансирования роста экономик развивающихся стран, защитой их бюджетных интересов, экономической интеграцией в целях повышения уровня жизни народов. Идеи этой концепции отражены в Плане Аддис-Абебской Конференции ЮНКТАД по финансированию развития 2015г., Резолюциях ООН по борьбе с бедностью в Африке и др. [2].

Третья концепция «обеспечения финансовой стабильности, безопасности в целях противодействия финансовым кризисам», отражает интересы конкурирующих глобальных системно значимых финансовых институтов, групп транснациональных финансовых корпораций, заинтересованных в расширении, созданных ими международных правил, стандартов, глобальных типовых и модельных актов для доминирования на рынке высоко прибыльных финансовых операций. Это координируется Советом Финансовой Стабильности, международной ассоциацией, объединяющей 24 государства [3].

Транснациональные корпорации (ТНК), получая доходы от использования природных ресурсов развивающихся стран и перечисляя налоги и прибыль от этого в свои стран, не нацелены на финансирование национальных проектов стран, в которых ТНК эксплуатируют ресурсы. Прибыль ТНК направляют не на развитие экономики этих стран, а на получение сверхприбылей от финансовых операций, высоко технологического развития инноваций, биотехнологий, космических проектов, нано технологий, цифровых инвестиционных платформ и других сфер, где можно быстро получить прибыль. [3]

Однако ООН стремится сохранить принципы справедливости в отношении развивающихся стран и «заставить» ТНК нести ответственность. Так, например, в 2000 году ГА ООН утвердила Глобальной договор ООН о социальной ответственности ТНК, в который вступила в 2010 году и Россия1. ГА ООН принимает резолюции, которые отражают идеи всех этих трех вышеназванных концепций и обеспечивают компромисс между 17 целями ООН устойчивого развития человечества третьего тысячелетия и активной ролью ТНК в мировых глобальных производственных циклах создания добавленной стоимости.

1 Глобальный договор Организации Объединенных Наций (ГД ООН), действующий с 26 июня 2000 года как международная инициатива ООН для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, призыв ООН трансформировать бизнес в пользу общества, природы и будущего планеты http://www.globalcompact.ru /about/

СОВЕТ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (СФС) КАК МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Для контроля за ТНК и другими глобальными финансовыми институтами в 2009 году был создан Совет Финансовой Стабильности (СФС), в который входят 24 подчиненные ему комиссии, комитеты экспертные группы финансовых аналитиков и арбитров, выносящих решения и принимающих стандарты поведения глобальных системно значимых финансовых институтов. Эти документы стали источниками нормативно-правового регулирования и развития валютного, банковского, инвестиционного права государств. Главная цель СФС - не допустить мировых финансовых кризисов, ранее провоцируемых бесконтрольным поведением ТНК на мировых финансовых рынках2.

СФС как глобальный финансовый мегарегулятор состоит из нескольких десятков авторитетных международных финансовых институтов, включая организации ассоциативного типа3. Сегодня МВФ и ВБ, действуя вместе с СФС на глобальном уровне, определяют новейшие стандарты, способы, методы, стратегии обеспечения финансовой стабильности банковского, финансового, фондового, валютного рынков на мировом и национальном уровнях. Как и в ХХ веке эти «глобальные регуляторы», возникшие под влиянием идей англо-американского политического и финансового альянса, стараются использовать свое преимущественное положение для давления на конкурентов.

В ХХ веке западные страны через свои доминирующие квоты в МВФ, используя валютно-кредитные механизмы МВФ, «тормозили» развитие валютной системы восточно-европейских (социалистических) стран. Сегодня в ХХ1 веке они «тормозят» евразийских конкурентов на финансовых рынках с помощью «жестких» унифицированных стандартов управления системными рисками, разработанных под интересы западных финансовых корпораций [4].

СФС возник в 2009 году как глобальный финансовый регулятор в связи со сложностью и многофункциональностью национальных и транснациональных банковских и финансовых систем, основанных на публичных и частных финансах. Все чаще

2 СФС создан в 2013 году в статусе международной ассоциации государств-членов «Группы-20 при участии международных финансовых институтов, представленных Банком международных расчетов (BIS), Международным валютным фондом (IMF), Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), Всемирным банком, Базель-ским комитетом по банковскому надзору (BCBS), Комитетом по глобальной финансовой системе (CGFS), Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурным организациям (CPMI), Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS), Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), за последние семь лет проделана значительная работа как внедрению новейших финансовых стандартов стабильности финансовых систем развитых стран, стран с формирующимися рынками и развивающихся стран

3 В настоящее время на постоянной основе действует пять комитетов СФС: Координационный комитет (Steering Committee, SC); Постоянный комитет по оценке уязвимых мест в финансовой системе (Standing Committee on Assessment of Vulnerabilities, SCAV) Постоянный комитет по соблюдению международных стандартов (Standing Committee on Standards Implementation, SCSI); Постоянный комитет по сотрудничеству в области регулирования и надзора (Standing Committee on Supervisory and Regulatory Cooperation, SRC); Постоянный комитет по бюджету и ресурсам(Standing Committee on Budget and Resources, SCBR)), 6 региональных консультативных групп для стран Америки, Азии, СНГ, Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, а также для Африки южнее Сахары и ряд рабочих групп.

финансовые организации в условиях глобализации используют различные формы платежей и инвестиций, включая суверенные долги государств, производные финансовые инструменты, электронные расчеты, электронные инвестиционные и торговые платформы и другие коммуникативно-операционные формы обеспечения валютных операций в торговле и движении капитала.

В этой связи доктрина международного валютного права ХХ1 века, основанная на принципах и нормах Статей Соглашения о создании МВФ 1944г., претерпела трансформацию в новый тип международного права финансовой стабильности, основанного на стандартах и правилах финансовой стабильности СФС [6].

Если в ХХ веке международное валютное (финансовое) право было направлено в целом на регулирование валютно-финансовых отношений по кредитованию и финансированию МВФ экономического развития развивающихся стран, то международное право финансовой стабильности ХХ1 века - это право о предотвращении финансовых кризисов, защите добросовестной конкуренции на глобальной финансовом рынке между глобальными системно-значимыми финансовыми институтами, право использования «зеленых финансов» [7].

Внедрение на национальном уровне макро-пруденциальной финансовой политики СФС в течении 2009-2019г.г. произвело двойственный эффект.

С одной стороны, разработанная без должного учета особенностей финансовых рынков развивающихся стран и стран с формирующимся рынком политика СФС привела в отдельных странах к невозможности выполнения банками этих стран «жестких» мировых стандартов финансовой стабильности, что вызвало банкротство значительного числа кредитных организаций и исключение их из числа участников мировых финансовых рынков как «ненадежных».

С другой стороны, макро-пруденциальная надзорная политика СФС усилила контроль за глобальными системно-значимыми финансовыми институтами разных стран, обеспечив мониторинг мировой финансовой стабильности. Это содействовало укрупнению капиталов участников банковского сектора и созданию крупных банковских групп, холдингов, корпораций, в том числе, со значительными долями государственного участия.

Таким образом, в мире продолжают доминировать крупные финансовые корпорации, включая государственные со стопроцентным публичным капиталом. Последние как «активные игроки» преимущественно существуют в рамках интеграционных сообществ, создавших их. Идет процесс жесткой конкуренции между транснациональными финансовыми корпорациями с частным капиталом и межгосударственными корпорациями интеграционных объединений с государственным капиталом.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ О ФИНАНСИРОВАНИИ И ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ И СТАНДАРТОВ В ФИНАНСОВОМ И БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ

Сформировалась колоссальная по своему влиянию система органов управления мировым финансовым сектором, включающая межправительственные и ассоциативные органы. Поэтому международно-правовые нормы, возникающие в процессе нормотворчества разных субъектов международного права «конкурируют» и переплетаются между собой.

Так международное валютное право МВФ «конкурирует» с валютным правом ЕС, БРИКС, ЕАЭС, АСЕАН, поскольку возникли коллизии между правовыми основами валютной системой

МВФ и новыми интеграционными валютно-платежными соглашениями.

Это связано с тем, что правовые системы интеграционных сообществ в рамках Большого евразийского партнерства, такие как ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, «Один пояс-Один путь» отказались от концепции развития посредством глобального монетаризма в пользу развития путем инфраструктурных инвестиций.

Типовые унифицированные правила по операциям на финансовых рынках, разработанные в рамках ассоциативных неправительственных учреждений конкурируют с Модельными конвенциями ОЭСР, Модельными законами ЮНСИТРАЛ, Директивами ЕС по рынку финансовых услуг, Модельными законами СНГ и других интеграционных объединений на всех континентах.

Повышается роль национальных законов государств в регулировании трансграничных и межгосударственных финансовых отношений. Большинство российских законов по финансовому праву, таких как НК РФ, БК РФ, ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ «О Центральном Банке РФ», «О международных компаниях в РФ», «Об инвестиционных фондах в РФ» и другие имеют нормы с иностранных элементом и число их растет. При этом часто эти нормы не являются имплемента-цией норм межгосударственных соглашений, внедряются из «мягкого права».

Особую роль приобретают соглашения, заключенные между ООН и государствами по поддержке Программы развития ООН (ПРООН) через трастовые денежные фонды. Так Россия заключила 23 января 2015 года Соглашение о партнёрстве между ПРООН и Россией в целях содействия продвижения положений Плана ООН о финансировании развития. Был создан Трастовый фонд «Российская Федерация - Программа развития ООН в целях развития» как международный фонд финансирования инвестиций проектов в Армении, Беларуси, Камбодже, Кубе, Киргизии, Сербии, Таджикистане, Узбекистане, Зимбабве и других странах с развивающейся экономикой.4

Возникли новые региональные финансовые регуляторы в рамках интеграционных сообществ: Банки развития ШОС, БРИКС, АСЕАН, ЕАЭС, ЕС, и др., Фонды условных валютных резервов, Межгосударственные инвестиционные фонды, Банки поддержки инфраструктурных проектов, Аналитические структуры интеграционных сообществ и союзов ориентированы на разработку собственных интеграционных финансовых стандартов и унификацию финансового законодательства государств-участников в целях обеспечения финансовой стабильности5.

Факторы взаимовлияния условий параллельного формирования международных, региональных, национальных требований финансовой стабильности приводят к появлению следующих тенденций. Во-первых, происходит «конкуренция» глобальных и региональных финансово-правовых регуляторов, усиливающая системные риски в секторе мировой торговли финансовыми услугами. Во-вторых, возникает проблема финансового анализа инвестиционных, валютных, банковских рисков при расхождении информационных сведений по мак-ропруденциальным показателям на отдельных интеграционных финансовых рынках межбанковского кредитования, сделок репо, рынках ценных бумаг и финансовых инструментов.

4 О партнерстве Россия - ПРОООН - 2017. р1Н^://ехре^ог-development.ru/partners/

5 В секторе финансирования развития активизируются многосторонние региональные организации, такие как Форум банковских контролеров SEANSA; Комитет GCC; Карибская группа; Арабский комитет и др.

В этой связи на уровне СФС необходимо расширять практику правового анализа условий сближения мировых и разных региональных стандартов финансовой стабильности для усиления их позитивного влияния на эффективность управления банковской и финансовой деятельностью [8].

Финансово-правовое регулирование международной финансовой стабильности невозможно без развития международного банковского права (МБП) при стандартизации и унификации требований к транснациональным и межгосударственным банкам.

Одна из распространенных моделей МБП отражает англоамериканское понимание правового регулирования транснациональной банковской деятельности, основанное на доктрине англо-американского права о банковских сделках и операциях с иностранными участниками рынков, создании и функционировании транснациональных банковских корпораций, международных финансовых центров, фондовых бирж, банковских трастов и синдикатов.

Такая модель МБП основана на концепции «глобального монетаризма» финансовых рынков и ориентирована на продвижение торговых интересов англо-американских банков и финансовых корпораций в кредитовании торговли и финансировании инвестиций на финансовых рынках государств развивающихся рынков для доминирования на них и влияния на финансовую политику государств. Несмотря, на то, что такая модель соответствует историческим «тенденциям» колониальной политики англо-американской финансовой элиты, она стремительно «вытесняется» суверенными государствами Азии, Африки, Южной Америки из финансово-правовой практики [2].

Другая модель МБП противоположна предыдущей и предполагает «разворот» транснациональных банков России, Китая, Индии, Ирана, стран ЕАЭС, других банков государств евразийского пространства от «глобального монетаризма» к «финансированию инфраструктурных проектов» в рамках интеграционных объединений.

Это отражает современные тенденции межбанковского интеграционного взаимодействия путем создания межгосударственных Банков развития в рамках БРИКС, ЕАЭС, ШОС, СНГ, ЕС. АСЕАН, АС и других. Ориентация политики евразийских банков на кредитование социально-экономического развития потребовала создание независимых от МВФ и США международных валютно-платежных систем [10].

Новые валютно-платежные союзы государств-участников ЕАЭС, СНГ, БРИКС формируются для расчетов в национальных валютах в торговле на межгосударственном уровне, для неторговых расчетов, оплаты услуг на транспорте, при выдаче государственных, банковских, коммерческих кредитов, при реструктуризации внешних долгов, при обороте денежных средств в банках6. Это дает стабильность национальным платежным системам и создает условия сближения норм валютного регулирования, позволяя коммерческим банкам, без

ограничений использовать национальные валюты в торговых расчетах на едином экономическом и финансовом пространстве [9]. При этом государства-участники платежного союза исполняют единообразные требования поддержания стабильности валютного курса каждой из национальных платежных единиц. Это позволяет формировать стабилизационные фонды в национальных валютах и драгоценных металлах [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного можно классифицировать международные и национальные финансовые правоотношения в сфере финансовой стабильности (МНФП) по критерию направленности мер правового регулирования, учитывающих разные концепции международной и внутригосударственной практики управления финансированием развития.

Виды МНФП по обеспечению стабильности финансирования, наиболее свойственные праву евразийских государств, подразделяются на следующие:

1. Направленные на управления финансовыми рисками и предотвращение банкротства системно значимых национальных и транснациональных финансовых организаций;

2. Связанные с регулированием международного финансирования «зеленых проектов» под эгидой Всемирного Банка и других банков;

3. Направленные на стимулирующее финансирование с использованием бюджетного кредитования и налоговых льгот во внешнеэкономической деятельности;

4. Касающиеся создания и деятельности управляющих компаний инвестиционных фондов центральными банками и банками развития в сфере проектного финансирования;

5. Устанавливающие правила добросовестного поведения на финансовых рынках в соответствии с нормами ВТО, МВФ, СФС;

6. Устанавливающие стандарты обеспечения финансовой стабильности и формы контроля за их соблюдением на международном и региональном уровне;

7. Определяющие режим международных платежно-расчетных систем интеграционных объединений и статус их валютных фондов;

8. Регламентирующие трансграничные валютно-кредитные отношения финансового лизинга, факторинга, синдицированного кредитования, предоставления независимых гарантий, выполнения банковских платежных обязательств, вексельные экспортно-импортные кредиты и другие.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,07%.

6 Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках СНГ, подписанное государствами СНГ 18 ноября 2012 года. Федеральный закон «О ратификации Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ» от 2 января 2013 года

Список литературы:

1. Социально-экологические принципы Всемирного Банка, вступившие в силу 1 октября 2018г. http://pubdocs. worldbank.org/en/376931518802050637/Environmental-Social-Framework-Russian.pdf

2. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 июля 2015 года A/69/L.82), 69/313. Аддис-Абебская Программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments /ares69d313_ru.pdf

3. Совет по финансовой стабильности (СФС) https://www.fsb.org/

4. International Monetary Fond/ Международный валютный фонд. https://www.imf.org/external/index.htm

5. FSB work programme for 2020 https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P171219.pdf

6. Global Financial Stability Report: Lower for Longer/2019 https://www.imf.org/en/Publications/GFSR/Issues/2019/10/01/g lobal-financial-stability-report-october-2019

7. World Economic Outlook, October 2019 : Global Manufacturing Downturn, Rising Trade Barriers https://www.elibrary. imf.org/?redirect=true

8. Зеленые финансы: Повестка дня для России. Диагностическая записка. Октябрь 2018г. Маnериал Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, подготовленный Рабочей группой по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance), в т. ч. «зеленого» финансирования. https://cbr.ru/content /document/file/51270/diagnostic_note.pdf

9. Голодова Ж.Г. Ранчинская Ю.С. Валютная политика в странах СНГ: основные проблемы и тенденции реализации // Финансы и кредит .-№ 27.- 2014

10. Петрова Г.В. Правовое регулирование проектного финансирование инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. -№1-2018

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Петрова Галина Владиславовна, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России, г. Москва, Российская Федерация; Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, г. Москва, Российская Федерация; руководитель центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества; профессор кафедры конституционного и административного права Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 2700-7493, Author ID 407440, e-mail: [email protected]

Reference list:

1. The socio-environmental principles of the World Bank, which entered into force on October 1, 2018. http://pubdocs. worldbank.org/en/376931518802050637/Environmental-Social-Framework-Russian.pdf

2. Resolution adopted by the General Assembly on 27 July 2015 A / 69 / L.82), 69/313. Addis Ababa Action Program of the Third International Conference on Financing for Development https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares69d31 3_en.pdf

3. The Financial Stability Board (SPS) https://www.fsb.org/

4. International Monetary Fond / International Monetary Fund. https://www.imf.org/external/index.htm

5. FSB work program for 2020 https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P171219.pdf

6. Global Financial Stability Report: Lower for Longer / 2019 https://www.imf.org/en/Publications/GFSR/Issues/2019/10/01Zg lobal-financial-stability-report-october-2019

7. World Economic Outlook, October 2019: Global Manufacturing Downturn, Rising Trade Barriers https://www.elibrary. imf.org/?redirect=true

8. Green finance: an agenda for Russia. Diagnostic note. October 2018 The material of the Expert Council on the Long-term Investment Market at the Bank of Russia, prepared by the Working Group on Responsible Financing (ESG-finance), including «green» financing .. https://cbr.ru/content/document/file/51270 /diagnostic_note.pdf

9. Golodova Zh.G. Ranchinskaya Yu.S. Foreign exchange policy in the CIS countries: the main problems and trends of implementation // Finance and Credit. -№ 27.- 2014

10. Petrova G.V. Legal regulation of project financing of investment activities in Russia and analysis of the impact of international principles for financing the World Bank investment projects on the financial and legal regime of investments in the EAEU countries // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law. -№1-2018

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina V. Petrova, Dr. Sci. (Law), Prof., Department of Administrative and Financial Law, MGIMO University, Moscow, Russian Federation; Deputy Director of the Institute for Security Problems of the CIS, Moscow, Russian Federation; Head of the Center for International Legal and Political Issues, Eurasian cooperation; professor of the department of constitutional and administrative law of the Institute of International Law and Economics named after A. S. Griboedov, Moscow, Russian Federation, SPIN-Kog: 27007493, Author ID 407440, e-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.