ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Гречкина О.В. Шмалий О.В.
11. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04); АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)
11.1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В
ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Гречкина Ольга Владимировна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: и.о. зав. кафедрой. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Подразделение: кафедра административного права и процесса. E-mail: [email protected] Шмалий Оксана Васильевна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующая кафедрой. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Филиал: Южно-Российский институт управления. Подразделение: кафедра административного и служебного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена вопросам соотношения мер финансово-правовой ответственности в таможенных правоотношениях и мер административно-правового принуждения. Рассмотрены концепции института финансово-правовой ответственности, и сделан вывод об административно-правовой природе восстановительных мер, применяемых таможенными органами, что показательно характеризует содержание правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Ключевые слова: финансово-правовая ответственность, меры административно-правового принуждения, таможенные правоотношения.
FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY IN CUSTOMS RELATIONS
Grechkina Olga Vladimirovna, Dr of law, professor. Position: acting Head of chair. Place of employment: Russian academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation. Department: administrative law and process chair. E-mail: [email protected] Shmaliy Oksana Vasilyevna, Dr of law, professor. Position: Head of chair. Place of employment: Russian academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation. Branch: Southern Russian institute of Management. Department: administrative and office law. Email: [email protected]
Annotation: The article is devoted to the correlation of measures of financial and legal liability in the customs and relations of measures of administrative-legal coercion. The concepts behind the Institute of financial and legal responsibility, and concluded that the administrative-legal nature of the remedial measures applied by the customs authorities, revealing that characterizes the content of law enforcement activity of customs bodies of the Russian Federation.
Keywords: financial responsibility, administrative measures and legal enforcement, customs legal relations.
В современных социально-экономических условиях вопросы определения места таможенных органов в системе субъектов финансового права, выявление институциональных признаков таможенных платежей, исследование их правовой природы и видов представляют в совокупности одну из наиболее сложных и дискуссионных проблем не только для теории таможенного права, но и для финансово-правовой и юридической науки в целом.
Не вызывает сомнений тот факт, что при осуществлении таможенными органами финансовой деятельности неизбежно возникает множество различных конфликтов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности субъектами таможенных правоотношений, которые должны быть урегулированы мерами финансово-правовой ответственности.
В юридической науке в настоящее время существует известное противопоставление концепций о правовой природе института финансово-правовой ответственности. Согласно одной концепции, сторонниками которой в основном являются ученые-административисты, принудительное взыскание обязательных платежей признается как мера административно-правового принуждения1 и складывается из мероприятий восстановительного характера и мероприятий по применению административной ответственности.
Согласно другой концепции, сторонниками которой являются ученые-финансисты, взыскание таможенных платежей - как мера финансово-правового принуждения является разновидностью государственного принуждения, применяемая в рамках охранительных тамо-женно-фискальных правоотношений и обеспечивающая реальное исполнение обязанности уплаты таможенных платежей2. При этом в основу принуждения в сфере взыскания и уплаты таможенных платежей положен конфликт интересов фискальной направленности3. Размышляя в этом направлении, ученые называют такую ответственность таможенно-финансовой и утверждают, что она может реализовываться в развитии та-моженно-правовых норм в соответствии с Таможенным кодексом4.
Профессор О.Ю. Бакаева предлагает признать финансово-правовую ответственность в качестве самостоятельного вида юридической ответственности, применяемой в результате совершения таможенного правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате таможенных пошлин, налогов5. По ее мнению установление такого вида ответственности обусловлено
1 Сафоненков П.Н. Принудительное взыскание таможенных платежей как мера административно-правового принуждения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Право». 2016. Т. 14. Вып. 1. - С. 74-85.
2 Бакаева О. Ю. Сочетание публичных и частных интересов как принцип финансового и таможенного права // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). - С. 22-28.
3 Саттарова Н. А. О принудительном взыскании таможенных платежей // Финансовое право. 2014. № 11. - С. 41-43.
4 Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации : моногр. - СПб.:, 2008. - С. 215.
5 Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - С. 31.
8'2016
Пробелы в российском законодательстве
тем, что институт финансово-правовой ответственности за таможенные правонарушения в современных условиях должен стать мощным рычагом государственного регулирования экономики. Основной особенностью этого института является не только его правоохранительная, но и фискальная направленность. Далее автор, рассуждая о финансово-правовой ответственности, относит принудительное взыскание таможенных платежей к финансовому принуждению, обладающему чертами восстановительной и карательной ответственности6.
К восстановительным мерам, которые вправе использовать таможенные органы, следует отнести принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов7, начисление и взыскание пени8. К ним можно также отнести взыскание с виновных издержек по делам о нарушении таможенных правил9.
На наш взгляд, восстановительные меры, которые учеными-финансистами относятся к мерам финансово-правовой ответственности, применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием. Заметим, что не все восстановительные меры имеют нормативную регламентацию административно-процессуальными нормами, однако, в полной мере урегулированы нормами таможенного законодательства и реализуются в правоприменительной практике таможенных органов. В свою очередь, финансовые санкции, применяемые таможенными органами, направлены на воссоздание и восстановление порядка, который был нарушен, на исполнение налогоплательщиком своих обязанностей10.
Особенность восстановительных санкций заключается в том, что они могут быть исполнены добровольно, без вмешательства государственных органов, поэтому положения различных нормативных правовых актов (налоговых, таможенных, финансовых и т.д.) содержат указания о неприменении к налогоплательщикам финансовых санкций за нарушения законодательства в случае самостоятельного добровольного исправления ими допущенных ошибок.
В свою очередь, принудительное взыскание, например, таможенных пошлин, налогов с юридических лиц, производится путем взыскания за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)11, или за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных
6 Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: моногр. / под ред. Н.И. Химичевой. - М.: Статут, 2005. - С. 155.
7 См.: ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. - Ст. 6252.
8 По мнению О.Ю. Бакаевой, пеня как мера финансовой ответственности имеет восстановительный характер, который выражается в том, что за счет ее применения в определенной мере компенсируются потери доходной части федерального бюджета. (См.: Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - С. 32).
9 См.: ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. - Ст. 1.
10 Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - С. 204.
11 См.: ст. 153 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-
ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с
посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. - Ст. 6252.
средств12, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание с физических лиц производится в судебном порядке.
Взыскание в судебном порядке осуществляется по правилам ст. 4.7 КоАП РФ. Данная норма предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе, при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба, одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. Если дело об административном правонарушении рассматривается иным уполномоченным органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства13.
Таким образом, можно сделать вывод, что восстановительные меры, хотя и имеют и добровольный и принудительный характер, однако содержат признаки административно-правовой природы мер принуждения, применяемых таможенными органами, что показательно характеризует содержание правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Список литературы:
1. Бакаева О. Ю. Сочетание публичных и частных интересов как принцип финансового и таможенного права // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). - С. 22-28.
2. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - С.
31.
3. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: моногр. / под ред. Н.И. Химичевой. -М.: Статут, 2005. - С. 155.
4. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - С.
32.
5. Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - С. 204.
6. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации : моногр. - СПб.:, 2008. - С. 215.
7. Саттарова Н. А. О принудительном взыскании таможенных платежей // Финансовое право. 2014. № 11. - С. 41-43.
8. Сафоненков П.Н. Принудительное взыскание таможенных платежей как мера административно-правового принуждения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Право». 2016. Т. 14. Вып. 1. - С. 74-85.
12 См.: ст. 158 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. - Ст. 6252.
13 См.: ст. 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. - Ст. 1.