Научная статья на тему 'Финансово-правовая ответственность в таможенных правоотношениях'

Финансово-правовая ответственность в таможенных правоотношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречкина Ольга Владимировна, Шмалий Оксана Васильевна

Статья посвящена вопросам соотношения мер финансово-правовой ответственности в таможенных правоотношениях и мер административно-правового принуждения. Рассмотрены концепции института финансово-правовой ответственности, и сделан вывод об административно-правовой природе восстановительных мер, применяемых таможенными органами, что показательно характеризует содержание правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY IN CUSTOMS RELATIONS

The article is devoted to the correlation of measures of financial and legal liability in the customs and relations of measures of administrative-legal coercion. The concepts behind the Institute of financial and legal responsibility, and concluded that the administrative-legal nature of the remedial measures applied by the customs authorities, revealing that characterizes the content of law enforcement activity of customs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовая ответственность в таможенных правоотношениях»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Гречкина О.В. Шмалий О.В.

11. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04); АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

11.1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В

ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Гречкина Ольга Владимировна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: и.о. зав. кафедрой. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Подразделение: кафедра административного права и процесса. E-mail: [email protected] Шмалий Оксана Васильевна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующая кафедрой. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Филиал: Южно-Российский институт управления. Подразделение: кафедра административного и служебного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена вопросам соотношения мер финансово-правовой ответственности в таможенных правоотношениях и мер административно-правового принуждения. Рассмотрены концепции института финансово-правовой ответственности, и сделан вывод об административно-правовой природе восстановительных мер, применяемых таможенными органами, что показательно характеризует содержание правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: финансово-правовая ответственность, меры административно-правового принуждения, таможенные правоотношения.

FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY IN CUSTOMS RELATIONS

Grechkina Olga Vladimirovna, Dr of law, professor. Position: acting Head of chair. Place of employment: Russian academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation. Department: administrative law and process chair. E-mail: [email protected] Shmaliy Oksana Vasilyevna, Dr of law, professor. Position: Head of chair. Place of employment: Russian academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation. Branch: Southern Russian institute of Management. Department: administrative and office law. Email: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the correlation of measures of financial and legal liability in the customs and relations of measures of administrative-legal coercion. The concepts behind the Institute of financial and legal responsibility, and concluded that the administrative-legal nature of the remedial measures applied by the customs authorities, revealing that characterizes the content of law enforcement activity of customs bodies of the Russian Federation.

Keywords: financial responsibility, administrative measures and legal enforcement, customs legal relations.

В современных социально-экономических условиях вопросы определения места таможенных органов в системе субъектов финансового права, выявление институциональных признаков таможенных платежей, исследование их правовой природы и видов представляют в совокупности одну из наиболее сложных и дискуссионных проблем не только для теории таможенного права, но и для финансово-правовой и юридической науки в целом.

Не вызывает сомнений тот факт, что при осуществлении таможенными органами финансовой деятельности неизбежно возникает множество различных конфликтов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности субъектами таможенных правоотношений, которые должны быть урегулированы мерами финансово-правовой ответственности.

В юридической науке в настоящее время существует известное противопоставление концепций о правовой природе института финансово-правовой ответственности. Согласно одной концепции, сторонниками которой в основном являются ученые-административисты, принудительное взыскание обязательных платежей признается как мера административно-правового принуждения1 и складывается из мероприятий восстановительного характера и мероприятий по применению административной ответственности.

Согласно другой концепции, сторонниками которой являются ученые-финансисты, взыскание таможенных платежей - как мера финансово-правового принуждения является разновидностью государственного принуждения, применяемая в рамках охранительных тамо-женно-фискальных правоотношений и обеспечивающая реальное исполнение обязанности уплаты таможенных платежей2. При этом в основу принуждения в сфере взыскания и уплаты таможенных платежей положен конфликт интересов фискальной направленности3. Размышляя в этом направлении, ученые называют такую ответственность таможенно-финансовой и утверждают, что она может реализовываться в развитии та-моженно-правовых норм в соответствии с Таможенным кодексом4.

Профессор О.Ю. Бакаева предлагает признать финансово-правовую ответственность в качестве самостоятельного вида юридической ответственности, применяемой в результате совершения таможенного правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате таможенных пошлин, налогов5. По ее мнению установление такого вида ответственности обусловлено

1 Сафоненков П.Н. Принудительное взыскание таможенных платежей как мера административно-правового принуждения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Право». 2016. Т. 14. Вып. 1. - С. 74-85.

2 Бакаева О. Ю. Сочетание публичных и частных интересов как принцип финансового и таможенного права // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). - С. 22-28.

3 Саттарова Н. А. О принудительном взыскании таможенных платежей // Финансовое право. 2014. № 11. - С. 41-43.

4 Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации : моногр. - СПб.:, 2008. - С. 215.

5 Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - С. 31.

8'2016

Пробелы в российском законодательстве

тем, что институт финансово-правовой ответственности за таможенные правонарушения в современных условиях должен стать мощным рычагом государственного регулирования экономики. Основной особенностью этого института является не только его правоохранительная, но и фискальная направленность. Далее автор, рассуждая о финансово-правовой ответственности, относит принудительное взыскание таможенных платежей к финансовому принуждению, обладающему чертами восстановительной и карательной ответственности6.

К восстановительным мерам, которые вправе использовать таможенные органы, следует отнести принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов7, начисление и взыскание пени8. К ним можно также отнести взыскание с виновных издержек по делам о нарушении таможенных правил9.

На наш взгляд, восстановительные меры, которые учеными-финансистами относятся к мерам финансово-правовой ответственности, применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием. Заметим, что не все восстановительные меры имеют нормативную регламентацию административно-процессуальными нормами, однако, в полной мере урегулированы нормами таможенного законодательства и реализуются в правоприменительной практике таможенных органов. В свою очередь, финансовые санкции, применяемые таможенными органами, направлены на воссоздание и восстановление порядка, который был нарушен, на исполнение налогоплательщиком своих обязанностей10.

Особенность восстановительных санкций заключается в том, что они могут быть исполнены добровольно, без вмешательства государственных органов, поэтому положения различных нормативных правовых актов (налоговых, таможенных, финансовых и т.д.) содержат указания о неприменении к налогоплательщикам финансовых санкций за нарушения законодательства в случае самостоятельного добровольного исправления ими допущенных ошибок.

В свою очередь, принудительное взыскание, например, таможенных пошлин, налогов с юридических лиц, производится путем взыскания за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)11, или за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных

6 Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: моногр. / под ред. Н.И. Химичевой. - М.: Статут, 2005. - С. 155.

7 См.: ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. - Ст. 6252.

8 По мнению О.Ю. Бакаевой, пеня как мера финансовой ответственности имеет восстановительный характер, который выражается в том, что за счет ее применения в определенной мере компенсируются потери доходной части федерального бюджета. (См.: Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - С. 32).

9 См.: ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. - Ст. 1.

10 Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - С. 204.

11 См.: ст. 153 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-

ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с

посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. - Ст. 6252.

средств12, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание с физических лиц производится в судебном порядке.

Взыскание в судебном порядке осуществляется по правилам ст. 4.7 КоАП РФ. Данная норма предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе, при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба, одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. Если дело об административном правонарушении рассматривается иным уполномоченным органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства13.

Таким образом, можно сделать вывод, что восстановительные меры, хотя и имеют и добровольный и принудительный характер, однако содержат признаки административно-правовой природы мер принуждения, применяемых таможенными органами, что показательно характеризует содержание правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Бакаева О. Ю. Сочетание публичных и частных интересов как принцип финансового и таможенного права // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). - С. 22-28.

2. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - С.

31.

3. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: моногр. / под ред. Н.И. Химичевой. -М.: Статут, 2005. - С. 155.

4. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - С.

32.

5. Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - С. 204.

6. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации : моногр. - СПб.:, 2008. - С. 215.

7. Саттарова Н. А. О принудительном взыскании таможенных платежей // Финансовое право. 2014. № 11. - С. 41-43.

8. Сафоненков П.Н. Принудительное взыскание таможенных платежей как мера административно-правового принуждения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Право». 2016. Т. 14. Вып. 1. - С. 74-85.

12 См.: ст. 158 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. - Ст. 6252.

13 См.: ст. 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. - Ст. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.