ческой ответственности за нецелевое использование бюджетных средств мера принуждения в виде блокировки расходов, наряду с другими видами ответственности в этой сфере, приобретает особое значение и может быть эффективно реализована при обеспечении законности использования бюджетных средств.
1 См.: Комягин Д.Л. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности: виды, классификация и особенности // Финансовое право. 2006. № 10. С. 6.
2 См.: Приказ Министерства финансов РФ от 26 апреля 2001 г. № 35н «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 30.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 8; 2007. № 18, ст. 2117.
4 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 34.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 18, ст. 2117; 2012. № 47, ст. 6400.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 19, ст. 2291; 2011. № 49, ст. 7039.
7 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 8. С. 15; 2009. № 25. С. 10.
Ю.А. Загороднев
ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В статье анализируются различные составы финансовых правонарушений кредитных организаций в сфере обязательного социального страхования. На основе выявления составляющих элементов правонарушений формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Ключевые слова: финансовая ответственность, кредитная организация, банк, обязательное социальное страхование, срок давности.
Yu.A. Zagorodnev
FINANCIAL RESPONSIBILITY OF THE CREDIT ORGANIZATIONS FOR A VIOLATION OF THE LAW IN THE SPHERE OF OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE
In article various structures of financial offenses of the credit organizations in the sphere of obligatory social insurance are analyzed. On the basis of identification of making elements of offenses, offers on current legislation improvement become.
Key words: financial responsibility, credit organization, bank, obligatory social insurance, limitation period.
В соответствии с федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»1 и от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского стра-
© Загороднев Юрий Александрович, 2012
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
хования»2 (далее — Закон о страховых взносах), а также законами об отдельных видах обязательного социального страхования3 кредитные организации, наряду с иными видами организаций, являются плательщиками страховых взносов, а также обладают рядом иных обязанностей, неисполнение которых влечет за собой применение мер финансово-правовой ответственности. Вместе с тем законодатель рассматривает их также в качестве специальных субъектов правонарушений данной категории, что обусловлено наличием у них специфического статуса.
Законодателем предложено следующее определение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах: «Это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Законом о страховых взносах установлена ответственность» (ч. 1 ст. 40 Закона о страховых взносах).
Все правонарушения кредитных организаций в данной сфере можно подразделить на две группы в зависимости от субъектного состава: 1) правонарушения, субъектами которых выступают исключительно банки; 2) правонарушения, ответственность за которые, наряду с кредитными организациями, несут и иные субъекты.
Правонарушения первой группы закреплены ст. 49-51 Закона о страховых взносах. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в «несообщении банком сведений о счете плательщика страховых взносов» (ст. 49); «нарушении банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов» (ст. 50); «неисполнении банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов» (ст. 51).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о страховых взносах «банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета с организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или К в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту р
К « т
своего нахождения в течение 5 дней со дня соответствующего открытия, за- в
крытия или изменения реквизитов такого счета. Порядок сообщения банком об §
открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронной у
форме устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с Пенсионным р
фондом РФ (далее — ПФР) и Фондом социального страхования РФ»4. |
Срок исполнения банком поручения о перечислении страховых взносов, пе- °
se
ней и штрафов на основании ч. 3 ст. 24 Закона о страховых взносах не должен р превышать «одного операционного дня, следующего за днем получения такого ч
поручения». Данный срок может быть продлен «при предъявлении физическим о
лицом поручения о перечислении страховых взносов в обособленное подразделе- КК
ние банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета) на время доставки е такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное и подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более g
чем на 5 операционных дней» (ч. 4 ст. 24). 9
В качестве отдельного состава законодатель выделяет неправомерное неис- •
полнение банком в установленный срок поручения органа контроля за упла- 2 той страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов, являющееся следствием совершения банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете плательщика страховых взносов, в отношении которых в банке находится поручение на списание и перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда необходимых
денежных средств (ч. 2 ст. 51). 185
Правонарушения данной группы могут быть выражены в форме действия — нарушение срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов, а также в форме бездействия. Субъективная сторона указанных правонарушений характеризуется прямым или косвенным умыслом либо неосторожностью.
Штраф за нарушение законодательства в сфере обязательного социального страхования, субъектами которого выступают исключительно банки, установлен в трех вариантах: в фиксированном размере, а также в процентном отношении к ставке рефинансирования Центрального банка РФ либо к не поступившей в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда суммы денежных средств.
Для правонарушений второй группы характерно регулирование несколькими нормативными актами (ст. 46-48 Закона о страховых взносах, ст. 27 Закона о пенсионном страховании, ст. 17 Закона об индивидуальном учете в системе пенсионного страхования, ст. 19 Закона о социальном страховании, ст. 18 Закона о медицинском страховании), нередко закрепляющими тождественные составы правонарушений.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в следующем:
1) непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона о страховых взносах).
В ст. 46 Закона о страховых взносах законодателем установлена ответственность как за собственно «непредставление плательщиком страховых взносов в 2 установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ? орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета», так и за «несоблю-8 дение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым | взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде». I В соответствии с пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 15 ст. 15 Закона о страховых взносах расчет
| по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой
го
| страховых взносов должен быть представлен кредитными организациями: а) «не § позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным | периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ»; б) «не позднее §■ 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в терри° ториальный орган Фонда социального страхования РФ»; в) «до дня подачи в « регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического | лица в связи с его ликвидацией».
I На основании разъяснений, данных Фондом социального страхования РФ
1 в Письме от 15 июля 2010 г. № 02-03-10/05-59105, расчет размера штрафа за нео
° своевременное представление плательщиком страховых взносов расчета по на-
(Го
¿5 численным и уплаченным страховым взносам должен осуществляться исходя I из суммы начисленных страховых взносов, подлежащих уплате страхователем I на основании данного расчета без учета произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам и перечислений.
Плательщики страховых взносов обязаны в электронной форме предоставить расчеты по начисленным и страховым взносам, «у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек,
186
а также для вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, у
которых численность указанных физических лиц превышает данный предел» (ч. 10 ст. 15 Закона о страховых взносах);
2) «нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке» (ст. 46.1 Закона о страховых взносах).
Плательщик несет ответственность за нарушение срока предоставления страховых взносов, сведений об открытии или о закрытии счетов в банке согласно Федеральному закону от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»6. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах «плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов»;
3) «неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов» (ст. 47 Закона о страховых взносах; абз. 5 п. 1 ст. 19 Закона о социальном страховании).
Неисполнение обязанностей, установленных ч. 1 ст. 18, пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах и п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона о социальном страховании по своевременной и в полном объеме уплате плательщиками страховых взносов влечет за собой ответственность по ст. 47 Закона о страховых взносах и абз. 5 п. 1 ст. 19 Закона о социальном страховании. Законодатель разграничивает деяния на совершенные неумышленно и совершенные умышленно, устанавливая в последнем случае повышенный размер штрафной санкции.
В соответствии с Распоряжением Правления ПФР от 5 мая 2010 г. № 120р «Об с организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской к Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов р
а
за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах»7, с плательщик страховых взносов не может быть привлечен к ответственности на | основании ст. 47 Закона о страховых взносах за неуплату (неполную уплату) пра- у
вильно исчисленных страховых взносов, поскольку неуплата (неполная уплата) с
т
правильно исчисленных страховых взносов не образует состава правонарушения, н установленного нормами Закона
о страховых взносах; й
ЛЧ „5
4) «отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов и документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых |
о
взносов» (ст. 48 Закона о страховых взносах). °
В соответствии со ст. 37 Закона о страховых взносах «должностное лицо органа Д контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребо- | вать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о • представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченно- ( му представителю) организации или физическому лицу (законному или уполно- ~ моченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным 22 письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Документы, истребованные в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования;
5) нарушение страхователем установленного срока регистрации (п. 1 ст. 27 Закона о пенсионном страховании; абз. 2, 3 ч. 1 ст. 19 Закона о социальном страховании). 127
За нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней законодателем предусмотрена двойная штрафная ответственность;
6) «непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в т. ч. физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы» (ст. 17 Закона об индивидуальном учете в системе пенсионного страхования).
Состав данного правонарушения вплоть до принятия Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» дублировал состав правонарушения, закрепленный ч. 3 ст. 27 Закона о пенсионном страховании в прежней редакции. Подобная ситуация неоднократно становилась предметом разбирательства высших судебных органов государства, результатом которого являлись радикально противоположные судебные решения8.
В настоящее время Законом установлены следующие основания для привлечения страхователей к ответственности: непредоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета; предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленных сроков; предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета не в полном объеме; предоставление недостоверных сведений индивидуального 2 (персонифицированного) учета.
? Вместе с тем в Письме от 14 декабря 2004 г. № КА-09-25/13379 «О примене-
8 нии финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от | 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ»9 при самостоятельном выявлении страхователем Ï ошибок и предоставлении достоверных сведений по персонифицированному | учету, а также в случае исправления в двухнедельный срок обнаруженных тер-J риториальным органом Пенсионного фонда РФ ошибок Пенсионный фонд РФ | считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 | ст. 17 Закона о пенсионном страховании, что фактически можно определить как
s
основания освобождения от данного вида финансово-правовой ответственности. ° Подобный подход, как сообщается в вышеназванном письме, обоснован не-« обходимостью применения любых санкций с учетом принципов «виновности, | противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновное сти» и «позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоя° тельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной
0
° обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами § Пенсионного фонда РФ, снизить напряженность во взаимоотношениях между
1 страхователями и органами Пенсионного фонда РФ, а также послужить допол-| нительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда РФ»;
7) «непредставлении страхователем в установленный срок установленной отчетности страховщику» (абз. 6, 7 п. 1 ст. 19 Закона о социальном страховании).
Обязанность страхователей по представлению «ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетности по форме, установленной 188 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования», закреплена ст. 24 Закона о социальном страховании. Ответственность за непредставление отчетности в установленные сроки дифференцирована в зависимости от продолжительности нарушения сроков.
Субъектами рассматриваемых правонарушений, наряду с другими организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, могут выступать исключительно кредитные организации (банки) (ч. 1 ст. 41 Закона о страховых взносах). В этой связи судебные органы обоснованно отказывают в привлечении к ответственности их обособленных структурных подразделений филиалов, которые вместе с представительствами в соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ не являются юридическими лицами10.
За совершение кредитными организациями правонарушений рассматриваемой группы законодателем установлены следующие виды санкций: а) штраф, исчисляемый в фиксируемом рублевом эквиваленте либо в процентном отношении: к сумме страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления; к неуплаченной или причитающейся к уплате сумме страховых взносов; б) взыскание 10 % причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР. Взыскание штрафов осуществляется в бесспорном порядке. Взысканные штрафы зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Взыскание платежей возможно органами ПФР лишь в судебном порядке.
Статьей 44 Закона о страховых взносах установлены обстоятельства, смягчаю- ш щие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения в данной сфере. н «Срок давности привлечения к ответственности за совершение» рассматри- С
а
ваемых правонарушений в соответствии со ст. 45 Закона о страховых взносах т
о
составляет 3 года. Вместе с тем законодателем предусмотрены случаи приостанов- к
о
ления «течения срока давности привлечения к ответственности, если лицо, при- о' влекаемое к указанной ответственности, активно противодействовало проведению уа выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и в
определения органами контроля за уплатой страховых взносов сумм страховых нн
о
взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды. Течение Ю срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения и считается приостановленным со дня составления акта», отражающего факт вос- с
к
препятствования доступу на территорию или в помещение плательщика страховых а взносов и «возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, Л препятствующие проведению выездной проверки, и вынесено решение о возоб- | новлении выездной проверки» (ч. 2, 3 Закона о страховых взносах). •
Таким образом, резюмируя изложенное, следует отметить, что финансовая 68 ответственность за нарушение законодательства в сфере обязательного социаль- ^ ного страхования устанавливается целым рядом нормативных актов разного § уровня и носит бессистемный характер. На наш взгляд, возможным выходом из подобной ситуации будет сосредоточение всех составов правонарушений в данной сфере, включая тождественные правонарушения, устанавливаемые законами об отдельных видах обязательного социального страхования, в едином нормативном акте. На сегодняшний день таким актом может послужить Закон о страховых взносах, содержащий наибольшее количество общих составов. Кроме 189
того, целесообразным представляется также унификация процедуры привлечения к ответственности и ее регулирование законодательным актом.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3686.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 30, ст. 3738.
3 См.: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном страховании) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51, ст. 4832; Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон об индивидуальном учете в системе пенсионного страхования) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 14, ст. 1401; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон о социальном страховании) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3803; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон о медицинском страховании) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 49, ст. 6422.
4 В настоящее время такой порядок установлен Положением ЦБР от 15 ноября 2010 г. № 361-П «О порядке сообщения банком в электронном виде органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета» // Вестник Банка России. 2010. 17 дек.
5 См.: Нормативные акты для бухгалтера. 2010. 5 окт.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49, ч. 5, ст. 7057.
7 См.: Нормативные акты для бухгалтера. 2010. 22 июня.
8 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 27, ст. 2804; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 декабря 2004 г. № 7879/04 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. № 4.
9 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант-Максимум».
10 См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2012 г. № 09АП-5195/12. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант-Максимум»; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2012 г. № 09АП-3474/12. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант-Максимум» и др.
А.С. Кондукторов
ФАКТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
В статье исследуются юридические факты, порождающие налоговое правоотношение при применении специальных налоговых режимов. Анализируются элементы фактического состава, обосновывается его трехзвенная структура.
Ключевые слова: юридический факт, фактический состав, налог, налоговое правоотношение, специальный налоговый режим.
A.S. Konduktorov
THE ACTUAL COMPOSITION OF LEGAL TAX PAYMENT IN CONNECTION WITH THE USE OF SPECIAL TAX TREATMENTS
The article deals with the study of jural facts that generate fiscal relations with the use of special tax treatments. It touches upon set of facts components and its three-link structure analysis.
Keywords: Jural fact, set of facts, tax, fiscal relation, special tax treatment.
© Кондукторов Антон Сергеевич, 2012
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]