ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 631.145+332
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Е. В. АФОНИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра финансов и кредита e-mail: [email protected]
Афонина Е. В. - Финансово-кредитный механизм государственной поддержки малого аграрного предпринимательства // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 212-215. - Малое аграрное предпринимательство занимает важное место в производстве сельскохозяйственной продукции. Поддержка малых форм хозяйствования является актуальной проблемой.
Ключевые слова: малое аграрное предпринимательство, государственная поддержка, регион.
Afonina E. V. - Financial and credit mechanism of the state support of small agrarian business // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 212-215. - A small agrarian business occupies an important role in agricultural production. Support of small forms of managing is an actual problem.
Keywords: small agricultural enterprise, government support, the region.
Малое аграрное предпринимательство имеет большое значение как с точки зрения теоретических исследований, так и с точки зрения практической деятельности. Малые аграрные предприятия активно участвуют в создании конкурентной среды в аграрном секторе экономики, решают проблему обеспечения продуктами питания населения страны, проблему занятости и снижения социальной напряженности в сельской местности и др.
Наибольшая доля в поставках сельскохозяйственной продукции на внешние рынки принадлежит, несомненно, крупным агрохолдингам. Что же касается поставок свежей, качественной натуральной продукции (парное мясо, молоко, свежие овощи и фрукты), то на локальных рынках должно доминировать малое аграрное предпринимательство (крестьянские фермерские хозяйства, личные подворья).
но ожидаемого роста малого, в том числе и аграрного предпринимательства в стране не происходит. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в выступлении на заседании Президиума Госсовета РФ в марте 2008 г. отметил: «Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, давление, которое существует на всех стадиях развития малого предпринимательства» [7].
Тогда были намечены меры, направленные на активизацию развития малого предпринимательства в России, среди которых облегчение доступа малых предприятий к ресурсам; создание финансовых инсти-
тутов, учитывающих специфику кредитования малых и средних предприятий; сокращение перечня сертифицируемых видов продукции; облегчение доступа малого и среднего предпринимательства (МСП) к инфраструктуре; снижение бремени налогообложения и др.
Можно констатировать, что практически все вышеперечисленные меры реализованы. Так, в настоящее время органы надзора могут осуществлять проверки предпринимателей малого бизнеса не чаще одного раза в три года, расширилась инфраструктура поддержки МСП. Она включает центры и агентства по поддержке предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, правовые центры, бизнес-инкубаторы, консультационные центры, лизинговые компании, торговопромышленные палаты и др. [1].
но предпринятые попытки не оказали существенного влияния на ожидаемый рост малого бизнеса. В 2008 г. насчитывалось 1,3 млн. малых предприятий во всех отраслях экономики, на которых работало более
10,5 млн. человек. Их оборот составил 18,3 трлн. руб., или 26 %. В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве насчитывалось 35 271 предприятий (2,6 % от всех предприятий малого бизнеса) с годовым оборотом в 228,7 млрд. руб. [8].
Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. обострил и выявил многие нерешенные проблемы отечественной экономики. Число малых предприятий изменилось. Так, на 01. 01 2011 г. число малых предприятий уменьшилось на 3,6 %. наиболь-
шее сокращение наблюдалось в Южном федеральном округе (на 17 %) и Центральном федеральном округе (на 6,5 %). Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован лишь в трех федеральных округах, среди них дальневосточный федеральный округ (прирост на 4 %), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5 %) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9 %). [11]
Что касается предприятий малого бизнеса в аграрном секторе, то их количество увеличилось на 56 %, а их доля в структуре всех малых предприятий выросла на 0,8 % (с 2,6 до 3,4 %).
Безусловно, это небольшой рост. В качестве причин, сдерживающих развитие МСП, представители малого бизнеса называют административные барьеры и коррупцию чиновников.
По данным Тгашрагепсу1П;етаШпа1 за 2010 г. Россия по индексу восприятия коррупции (ИВК) находилась на 154-м месте из 178 стран (рядом с Конго, Таджикистаном, новой гвинеей). При этом размер средней бытовой взятки вырос в 2008-2010 гг. с 8 тыс. до 27 тыс. руб. [9].
Что же касается малого аграрного предпринимательства, то здесь ситуация крайне неблагоприятная по следующим причинам: во-первых, особенностей сельскохозяйственного производства (сезонность, неудовлетворительное финансовое положение, низколиквидная залоговая база и др.), во-вторых, трудностей с обеспечением предприятий финансовыми ресурсами. Кредиты и займы, привлечённые малыми формами хозяйствования на селе в 2010 г. составили 9,6 % от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства (в 2009 г. - 13,8 %).
В аграрной экономике на всех этапах необходимо государственное регулирование и государственная поддержка, ибо сельское хозяйство является не только сферой производства продукции, но сферой жизнеобеспечения общества. От того, в какой степени развита социальная и экологическая сферы сельских территорий и поселений, зависит состояние экономики государства, социальная и экологическая устойчивость региона [2].
Поэтому государственная поддержка сельских товаропроизводителей с помощью финансово-кредитного обеспечения является актуальной в настоящее время. Государственная поддержка представляет собой методы воздействия государства на экономический механизм в целях повышения эффективности деятельности субъектов малого аграрного предпринимательства, обеспечения расширенного воспроизводства, развития социальной и экологической сфер в сельской местности, защиты экономических интересов сельских предпринимателей.
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. предусмотрены меры по развитию сельских территорий, сохранению и воспроизводству используемых земельных ресурсов, развитие кредитных отношений.
Комплексный подход к обеспечению устойчивого развития сельского хозяйства заложен в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
Основными направлениями государственной программы по поддержки малого аграрного бизнеса являются:
- обеспечение доступа ЛПХ, КФХ и СПК к кредитам;
- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
В Российской Федерации внешним источником обеспечения финансовыми ресурсами предприятий малого аграрного бизнеса является Россельхозбанк, представляющий собой «инструмент реализации государственной политики в области укрепления и совершенствования финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» [5].
Специализированная кредитная организация федерального значения ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» создан государством в 2000 г. В настоящее время он располагает второй по величине в России сетью банков (после Сбербанка России), состоящей из 77 филиалов, дочернего банка и более 1303 дополнительных офисов.
Россельхозбанк является самым крупным кредитором малых форм хозяйствования. Его доля увеличилась с 69,5 % в 2008 г. до 73,4 % в 2010 г. В 2009 г. было заключено 147,4 тыс. кредитных договоров, подлежащих субсидированию, на общую сумму 41,4 млрд. руб., в том числе:
- с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 14,7 млрд. руб.;
- с личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) -
22,6 млрд. руб.;
- с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (СПК) - 4,1 млрд. руб. [3].
В 2010 г. объём субсидируемых кредитов, привлечённых КФХ, ЛПХ, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и гражданами, проживающими в сельской местности, составил 44,4 млрд. руб. и превысил запланированный (35 млрд. руб.) в 1,25 раза.
из средств федерального бюджета было направлено на субсидирование процентов по кредитам и займам для малых форм хозяйствования в 2010 г. 6091,2 млн. руб., что несколько меньше, чем в 2009 г. (6327,2 млн. руб.). В то же время эта сумма в 1,2 раза больше, чем было выделено в 2008 г., когда субсидии малым формам составили 5227,2 млн. руб. Получателями 64,7 % субсидий стали ЛПХ. По состоянию на 01.01.11 г. объём субсидируемых кредитов и займов, привлечённых ЛПХ, составил 70,7 млрд. руб.; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями -27,2 млрд. руб. [6].
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является одним из
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
направлений государственной программы, в рамках которой предусмотрено предоставление банком субсидируемых кредитов в размере не менее 95% ставки рефинансирования и 5 % за счет средств региональных бюджетов РФ. Следует отметить, что не все регионы выполнили данные условия. Так, часть регионов (Костромская обл., Калмыкия) не обеспечили нормативное софинансирование, другая часть - превысила этот показатель в несколько раз (в Волгоградской области доля регионального бюджета в софинансиро-вании составила 14,3 %).
Целевые показатели по субсидирванию кредитов для малых форм хозяйствования выполнили 64 субъекта РФ, треть из них - более чем в два раза. Наибольшую долю субсидированных кредитов получили малые субъекты хозяйствования Приволжского (30,6 %) и Южного (26,3 %) федеральных округов.
В среднем каждый обратившийся за кредитом в банки и кредитные кооперативы российский фермер получил 1,5 млн. руб. кредитов и займов, каждый владелец ЛПХ - 173 тыс. руб. Более высокие размеры кредитов (займов) получили фермеры республик Татарстан, Мордовия, Северо-Кавказского федерального округа, Томской области (более 3 млн. руб. на одного фермера). По показателю обеспеченности кредитами (займами) на 1 действующего фермера лидировали Владимирская, Астраханская, Томская и Тюменская области, Республики Мордовия, Татарстан и Карачаево-Черкесия, Забайкальский край [6].
Пензенская область относится к регионам с перспективным развитием малого аграрного предпринимательства. Количество КФХ на 01.01.2010 г. увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 15,4 % и составило 2 703 ед. Хозяйства населения (включая лПХ), КФХ и индивидуальные предприниматели производят более половины (55%) всей сельскохозяйственной продукции.
Что касается кредитования малого аграрного бизнеса, то в 2008 г. было выдано кредитов на сумму 752 449 тыс. руб. В 2009 г. сумма кредитов уменьшилась до 669 332 тыс. руб. (КФХ - 155 125 тыс. руб., ЛПХ -514 207 тыс. руб.). Причем наибольшая часть кредитов выдана Россельхозбанком - 613 889 тыс. руб. [4].
Одной из причин низкой кредитоспособности малых форм хозяйствования является недостаточность или полное отсутствие залоговой базы и слабая работа региональных гарантийных и залоговых фондов с сельскими заёмщиками.
С принятием Федерального Закона № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные органы могут за счет местных бюджетов поддерживать ЛПХ (обеспечение молодняком скота, птицы, кормами, транспортом и др.). По мере возврата средств выделенного товарного кредита денежные средства реинвестируются на создание новых К(Ф)Х. Так, на эти цели из бюджета Пензенской области за 2 года направлено 60 млн. руб. По ПНП «Развитие АПК» за 2006-2007 гг. малым формам хозяйствования выдано около 10 тыс. кредитов на сумму более 1,2 млрд. руб. [3]
Таким образом, в связи с тем, что на момент организации ЛПХ и К(Ф)Х не могут привлечь кредитные ресурсы, следует на региональных уровнях за счет средств региональных и муниципальных бюджетов увеличивать товарное кредитование данных субъектов хозяйствования.
В Пензенской области в настоящее время в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области №713-иП от 27.10.2008 г., действует гарантийный фонд ОАО «Поручитель», созданный с целью развития и поддержки малого предпринимательства в Пензенской области.
ОАО «Поручитель» содействует обеспечению равного доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитию в Пензенской области системы кредитования малого предпринимательства, системы гарантий и поручительств по обязательствам малого предпринимательства, основанных на кредитных договорах; развитию инфраструктуры финансирования субъектов малого предпринимательства в форме краткосрочных займов.
Основными видами деятельности ОАО «Поручитель» являются:
• предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства по кредитным договорам и договорам займа перед банками-кредиторами;
• микрофинансовая деятельность в виде предоставления займов субъектам малого предпринимательства.
Формирование активов Гарантийного фонда ОАО «Поручитель» осуществляется на условиях долевого финансирования с привлечением средств бюджета Пензенской области и средств федерального бюджета [10].
Таким образом, финансово-кредитный механизм государственной поддержки малого аграрного бизнеса должен способствовать: увеличению доли кредитных ресурсов для малого аграрного предпринимательства; расширению консультационной помощи по оформлению документов на получение кредитов, субсидий; расширению направлений по субсидированию микропредприятий; выдаче субсидируемых кредитов лицам, реализующим сельскохозяйственную продукцию отечественных товаропроизводителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. 2011. № 6. С. 149.
2. Князев А. В. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием финансово-кредитного механизма (на материалах Смоленской области). Автореф. дис. ... канд. экон. наук. 2010. 27 с.
3. Коротнев В. Д., Чалов С. П. Особенности форм поддержки малых форм хозяйствования в Пензенской
области // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 12 (195). С. 16.
4. Сельское хозяйство Пензенской области за 2009 г.: статистический бюллетень. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Пенза. 2010.
5. Юняева Р. Р. Механизм реализации кредитной политики в сельском хозяйстве региона. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. С. 62.
6. Янбых Р. Г. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в России. М.: Энциклопедия российских деревень, 2011. 222 с.
7. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kremlin.ru/stc/ епе^с162896^ЬШІ.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
9. Правда.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravda.ru/society/27-10-2010/1055041-mzda-0.
10. Официальный сайт ОАО «Поручитель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://garantfond.e58.ru.
11. Российский деловой портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allmedia.ru.