Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2
Экономика
УДК 347.73
Финансово-контрольная деятельность налоговых органов
Дубинский А.М.
Аспирант кафедры финансового права, преподаватель Казанского филиала Российской академии правосудия
В статье отражена общая характеристика деятельности налоговых органов в сфере финансового контроля. Отдельно рассмотрены основные направления деятельности налоговых органов: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и контроль за соблюдением законодательства о денежном обращении.
Ключевые слова: налоговые органы, финансово-контрольная деятельность, налоговый контроль, контрольно-кассовая техника, налично-денежное обращение, валютный контроль.
Финансово-контрольная деятельность налоговых органов выражается в деятельности государства в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов по осуществлению контроля за соблюдением установленного финансовым законодательством порядка формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований, а также порядка денежного обращения, обеспечивающего данное формирование.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих финансово-контрольную деятельность налоговых органов, позволяет выделить в ней два самостоятельных вида, основанием деления будет выступать сфера финансового контроля: 1) контрольная деятельность в области налогов и сборов, 2) контрольная деятельность в области денежного обращения.
Контрольная деятельность налоговых органов в области налогов и сборов связана с осуществлением налогового контроля, который определяется в ст. 82 Налогового кодекса РФ как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
«Налоговый контроль, - пишет И.И. Кучеров, - следует определить как важнейшее направление 22
финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов налогообложения с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно» [1, с. 189-190].
Как справедливо отмечено О.В. Скворцовым, «Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой - уважения к налогоплательщику и недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику» [2, с. 22].
Следующим видом финансово-контрольной деятельности налоговых органов является контрольная деятельность в области денежного обращения, которая может быть выражена несколькими функциями.
Первая функция - контроль за правильностью применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных рас-
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2
Экономика
четов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [3].
На наш взгляд, требование закона применять контрольно-кассовую технику или выдавать бланки строгой отчетности является юридическим препятствием, предотвращающим попытки организаций и индивидуальных предпринимателей, при фактическом занятии в налоговом периоде предпринимательской деятельностью, подавать в налоговый орган заявления, свидетельствующие об обратном, уклоняться от уплаты налогов, уклоняться от постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, не отражать в бухгалтерском и налоговом учете, в налоговых декларациях действительные показатели своей предпринимательской деятельности.
Вторая функция - контроль за правильностью применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием платежных карт.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием платежных карт, являются Федеральный закон № 54-ФЗ, «Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (ред. от 23.09.2008), утвержденное Банком России 24.12.2004 № 266-П [4].
Вопросы, касающиеся регулирования расчетов с использованием платежных карт, в том числе вопросы совершенствования законодательства, например, предложения о внесении дополнений в Гражданский кодекс РФ, устанавливающих порядок использования платежных карт как формы безналичных расчетов, находят отражение в документах Правительства РФ и Банка Росси [5].
Так, в соответствии со «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации» предполагается дальнейшее совершенствование платежной системы России, включающее в себя сокращение наличного денежного оборота и развитие правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.
Третья функция - контроль за полнотой оприходования наличных денежных средств юридическими лицами.
Правовой основой для оприходования в кассу денежной наличности, в том числе по наличию кассы, ведению кассовой книги и соблюдению лимита остатка кассы, служит «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18 (ред. от 26.02.96) [6].
Имеющая место практика «привязки» индивидуальных предпринимателей к Порядку ведения кассо-
вых операций со ссылкой на п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, согласно которому к предпринимателям применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, представляется ошибочной уже в силу того, что данный Порядок не относится к актам, содержащим нормы гражданского права (п. 7 ст. 3 Гражданского кодекса РФ).
Четвертая функция - валютный контроль.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» [7].
Федеральная налоговая служба, являясь агентом валютного контроля, осуществляет контроль и надзор за осуществлением контроля и надзора за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
В Федеральном законе № 173-ФЗ не дано определение валютного контроля, что, по нашему мнению, является серьезным недостатком. По мнению А.А. Тедеева, под валютным контролем необходимо понимать комплекс правовых мер по контролю за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций [8, с. 113].
Подводя итог рассмотрению вопросов финансово-контрольной деятельности налоговых органов, можно сказать, что данная деятельность является важным и необходимым условием обеспечения правопорядка в области формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.
Литература:
1. Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. - М.: Учеб.-консульт. центр «ЮрИнфоР», 2001. - 360 с.
2. Скворцов О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 240 с.
3. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // Собрание законодательства РФ. 26.05.2003. - № 21. - Ст. 1957.
4. Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт (ред. от 23.09.2008) // Вестник Банка России. - 2005. - 30 марта. - № 30.
23
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2
Экономика
5. Заявление Правительства РФ № 983п-П13, ЦБ РФ № 01-01/1617 от 05.04.2005 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России. - 2005. - 13 апреля - № 19.
6. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18 (ред. от 26.02.96) // Экономика и жизнь. - 1993. - № 42, 43.
7. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 15 декабря. - № 50. - Ст. 4859.
8. Тедеев А.А. Валютное право: учеб. пособие. -СПб: Питер, 2009. - 192 с.
Financially-control activity of taxing authorities
A. Dubinskiy
The Kazan branch of the Russian academy of justice
In the present article the general characteristic of activity of taxing authorities in financial screening sphere is briefly reflected. The basic lines of business of taxing authorities are separately considered: the control of a compliance with law about taxes and tax collections and the control of a compliance with law about currency circulation.
Key words: taxing authorities, financially-control activity, tax control, control-cash techniques, cash-currency circulation, currency control.
24