Финансы инновационной экономики
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
л. а. чалдаева,
доктор экономических наук, профессор ФГОУ вПО «Финансовая академия приПравительстве Российской Федерации»
современные проблемы промышленно-производственного комплекса страны связаны с развитием инновационных основ экономики. Переход от преимущественно сырьевой экономики к инновационной является актуальной и злободневной проблемой. суть дела в том, что динамично развивающаяся экономика китая, индии, Бразилии, россии в настоящий момент и в будущем предъявит повышенный спрос на продукты комплекса сырьевых и конструкционных материалов, отраслей топливно-энергетического комплекса, так как поставка продукции этих отраслей происходит под влиянием высокой конкуренции на мировом рынке. таким образом, необходимо повышать конкурентоспособность товаров российских производителей, снижая себестоимость и повышая их качество за счет интенсивных факторов производства, роста производительности труда и развития инновационных процессов.
В сложившейся ситуации переход от сырьевой экономики к инновационной является естественным и единственно возможным направлением, которое обеспечит стране и ее гражданам достойное будущее.
для этого необходимо осуществить:
• в целом в экономике страны — развитие предпринимательства, как среды, формирующей потребность в инновациях и способной принять их на основе конкуренции в созданной и функционирующей индустрии инноваций;
• в области науки — развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, обеспечивающих постоянный приток инноваций, как продукта интеллектуального
творчества с последующим внедрением их в производство;
• в области образования — развитие новых форм организации образовательного процесса, его финансирования, материально-технического обеспечения, формирования кадрового состава и материального стимулирования;
• в области финансирования — переход на приоритетно бюджетное финансирование тех научных исследований, которые являются «системообразующими», создающими базу для развития экономики;
• в области организации инновационных процессов экономики — объединение в единой организационно-управленческой структуре государственного, регионального и отраслевого уровня материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• в области промышленного производства — развитие инноваций, таких типов как продуктовые инновации и процессные инновации.
В настоящий момент экономика россии демонстрирует ускоренные темпы развития, о чем свидетельствуют факты, отмечаемые в средствах массовой информации и констатируемые Федеральной службой государственной статистики. так, объем ВВП россии за I полугодие 2007 г. составил в текущих ценах 14 213,7 млрд руб., темп роста его реального объема относительно I полугодия 2006 г. составил 107,9 %.
Предполагается, что выпуск новой продукции должен осуществляться в инновационной среде, которая характеризуется способностью предприятия воспринять и использовать научный, научно-технический и интеллектуальный потенциал, накопленный как в данной отрасли или стране, так и
Финднсы и кредит
2
на международном уровне. Основу инновационной деятельности предприятия составляет организация перехода производства на изготовление новой техники, оказание новых видов услуг.
Таким образом, сущность инновационной деятельности составляет поиск новых идей в области техники, технологии и организации производства. Ее реализация осуществляется в ходе выполнения поисковых, фундаментальных, теоретических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые заканчиваются разработкой проекта по «товаропродвижению» новшеств на рынок и формированием нового рынка. Продукция, получив признание потребителей, в конечном итоге, обеспечит изготовителю приоритет на рынке и возможность получения дополнительных средств.
Российская наука, являясь генератором инновационных идей, имеет неоспоримые заслуги, признанные мировой и научной общественностью. требования к науке со стороны инновационной экономики связаны с развитием приоритетных отраслей знаний и на этой основе промышленно-производственного комплекса страны. В 1990-х гг. для финансирования науки и инноваций были созданы четыре государственных фонда, которые функционируют и по настоящее время:
1) Российский фонд фундаментальных исследований (естественные науки);
2) Российский гуманитарный научный фонд;
3) Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
4) Российский технологический фонд.
Приращение интеллектуального потенциала в
России зарубежные аналитики и предприниматели ставят в один ряд с результатами, сравнимыми по масштабу отдачи от сырьевых ресурсов.
Однако вместе с тем, наука и научное обслуживание характеризуются тем, что большая половина кадрового состава этой отрасли пенсионного возраста, бюджетное финансирование обеспечивает только одну четверть общей потребности в ресурсах. При этом не наблюдается сдвигов в стремлении науки к организации инновационно-технологических центров, научных центров, инкубаторов. Ученые с мировым именем, преуспевающие предприниматели, политики редко читают лекции в студенческих аудиториях, ведут семинары, проводят коллоквиумы, руководят студенческими научными работами и исследованиями.
Появление новшеств, в большей мере явление вероятностное, чем закономерное, но, на взгляд автора, произрастание их на подготовленной почве имеет
большие возможности. Поэтому развитие науки, научного обслуживания, подготовка научных кадров в условиях инновационной экономики должны быть объявлены приоритетными направлениями.
Задача превращения высшей школы в источник инновационных идей, воспитания специалистов , способных создавать новшества и на их основе развивать экономику страны может быть решена при условии реформирования образовательного процесса. Прежде всего, должна претерпеть изменение его организация, финансирование, система формирования кадрового состава и материального стимулирования.
Потенциал в этом отношении, на первый взгляд, достаточный. Количество учреждений высшего профессионального образования в форме государственных, муниципальных и негосударственных учреждений в 2006 г. достигло 1 090 единиц, с совокупной численностью студентов 7 309,9 тыс. человек, что составляет не более 5,2 % населения страны. Прием на обучение в государственные и муниципальные вузы за счет бюджетов всех уровней составил 585,3 тыс. человек и сократился по сравнению с 2005 г. на 28 тыс. человек. В то же время удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение в 2006 г. вырос на 2,2 процентного пункта по сравнению с 2005 г. и составил 57,5 % от общего числа принятых. В 2006 г. доля принятых студентов в негосударственные вузы увеличилась на 0,7 процентного пункта и составила 17 %. Валовая добавленная стоимость образовательной деятельности в 2006 г. в процентах к итогу составила 3 %, а за первое полугодие 2007 г. - 3,1 %.
Очевидно, что необходимо организовать государственную систему управления инновационным процессом, в которой объектом управления будут сами новшества и изобретатели, создатели новшеств. Это будет способствовать повышению вероятности появления новшеств и увеличению числа людей, способных их генерировать, опираясь на научные учреждения и учреждения высшей школы.
С этой целью, во-первых, необходимо возрождение научных школ, которые формировались в крупных университетах, во-вторых, создание в вузах исследовательских центров, в-третьих, привлечение преподавателей к научным исследованиям через снижение учебной нагрузки в аудиториях и перенос центра тяжести в лаборатории, полигоны, студии.
Таким образом, организация образовательного процесса в вузах будет направлена на воспитание творчески мыслящих специалистов, владеющих
системой знаний по избранному направлению. Этому препятствует высокая учебная нагрузка преподавателей и низкая оплата труда. К тому же не следует предавать забвению и тот факт, что студенты, особенно на старших курсах, вынуждены зарабатывать на жизнь и оплату обучения. Это приводит к снижению требовательности преподавателей, администрации учебных заведений, дискредитации высшего образования.
Это современные реалии характерные для сырьевой экономики.
Для формирования условий, позволяющих осуществить переход к инновационной экономике необходимо осуществить следующие преобразования:
1) активно использовать систему образования, основанную на принципе преемственности в образовании, начиная с учреждений общего образования, начального профессионального образования, среднего, высшего, послевузовского научно-профессионального образования и, заканчивая систематическим повышением квалификации по инициативе администрации учреждений и на индивидуальной основе;
2) осуществить переход на двухуровневую практику организации образовательного процесса в высшей школе — к подготовке бакалавров, способных решать производственные задачи, применяя типовые приемы и стандартные схемы-алгоритмы и магистров, ориентированных на решение нестандартных задач, способных творчески осмыслить ситуацию и предложить оригинальный подход с учетом перспектив научного развития событий;
3) подготовку высококвалифицированных научных кадров в аспирантуре и докторантуре осуществлять преимущественно на условиях заказа со стороны государственных органов управления и учреждений бизнеса, материально обеспечивая решение проблемы;
4) в области финансирования образования ввести адресную поддержку учебных заведений, независимо от организационно-правовой принадлежности, в формировании материально-технической базы организации, привлекая средства государства и бизнеса, всемерно поощряя меценатство и благотворительность, например, снижая налоговое бремя в зависимости от активности и величины материальной помощи науке и образованию;
5) применять систему материального поощрения ученых и преподавателей, в результате чего их заработная плата будет состоять из двух частей: первая — оплата за преподавательскую деятельность,
а вторая — за результаты научных исследований.
В науке и технике принято считать, что зарождение идеи, ее последующее воплощение в новом продукте до снятия его с производства как устаревшего характеризуется жизненным циклом новшества, инновации. Жизненный цикл изделия включает такие стадии как научная и техническая подготовка производства новой техники, ее производство и эксплуатация. В целях своевременного обновления производства продукции, как в техническом, так и в технологическом отношении осуществляется анализ продолжительности цикла жизни новой техники. Этой же задаче отвечает оценка научно-технического потенциала предприятия, через показатели технического уровня новшеств и технико-экономического уровня самого производства. Кроме этого необходимо оценить возможность экспорта инноваций. с этой точки зрения становиться неоспоримым тот факт, что новые идеи, новые продукты, новые способы производства дадут возможность предприятию стать родоначальником нового рынка. В то время как нововведения в этом отношении дадут более низкий экономический эффект, но полностью пренебрегать этим видом инноваций не следует.
следовательно, продуктовая инновация, как тип инноваций, наиболее предпочтительна, чем процессная инновация, основанная на нововведениях с использованием известных технологий, техники и товаров в новом качестве, в новом применении.
Организация инновационной деятельности, таким образом, может осуществляться на основе двух моделей, предполагающих развитие инноваций принципиально новых и инноваций относительной новизны (см. рис.).
Первая модель инновационной экономики характеризуется тем, что в науке получают развитие фундаментальные и на этой основе прикладные исследования, требующие значительных капитальных вложений, высококвалифицированного кадрового состава, оформленной инновационной инфраструктуры, организации единичного и мелкосерийного производства, создания возможностей экспорта инновационного продукта. Безусловно, это дорогостоящий проект с длительным сроком окупаемости вложений, с большой долей риска и низкой вероятностью исполнения.
Вторая модель основана на развитии инноваций относительной новизны. Эта модель инновационной деятельности не требует значительных капиталовложений, квалифицированной рабочей
4
финансы и кредит
Модели инновационного развития экономики
Модель первая
Новшества принципиально новые
Новшества -
• новые области знаний;
• новые открытия, изобретения;
• принципиально новые технологии;
• оригинальные изделия;
• продукция принципиально новой сферы применения;
• новые материалы;
• новые источники энергии, материальных ресурсов.
1
Модель вторая
Новшества относительной новизны
Новшества -
• имитации, копии;
• продукция новой сферы применения;
• продукция сравнительной новизны;
• продукция модернизированная:
- вытесняющая;
- замещающая;
- дополняющая;
- улучшающая.
силы, развитой инфраструктуры. Она основана на крупносерийном и массовом производстве, стандартных отечественных и зарубежных технологиях. Продуктом этой модели инновационного развития могут быть техника, технология, продукция, услуги новой сферы применения, новшества сравнительной новизны, нововведения — усовершенствования. Исходным посылом для развития второй модели инновационной деятельности могут быть промежуточные результаты, полученные в ходе выполнения работ первой модели инновационного развития.
Практика применения этих моделей в реальном производстве может быть ориентирована на такие направления как на продуцирование новшеств принципиально новых, а вторая — на новшества относительной новизны. Инновационная политика предприятия в этом случае может быть ориентирована как на первое направление инновационного развития, так и на второе. Все зависит от того, какими финансовыми ресурсами располагает предприятие, каково качество рабочей силы и масштабы инновационной инфраструктуры, существует ли возможность государственной поддержки в виде снижения налоговой нагрузки, бюджетного финансирования, заинтересованности собственников и партнеров по бизнесу.
В зарубежной практике организации инновационной деятельности можно выделить два уровня заинтересованности и мер их воплощения. Первый уровень поддержки — государственный. Суть ее состоит в определении приоритетов в поисковых, фундаментальных, теоретических и
научно-исследовательских работах, в развитии инновационной инфраструктуры, в усилении правовой защиты результатов научных исследований, в налоговом субсидировании. Второй уровень поддержки — общественно-частное сотрудничество, которое выражается в создании венчурных компаний, лабораторий, технологических и инкубационных центров. В соответствии с данной схемой поддержки инновационных процессов работают страны Западной Европы и США.
В отличие от западной модели финансирования и поддержки инновационного развития экономики восточная модель, представленная Японией и странами Юго-Восточной Азии основана на системе государственного планирования научных разработок различного уровня, на государственных гарантиях и финансировании. На уровне общественно-частного сотрудничества распространены общества взаимного кредитования, льготное кредитование и благотворительная поддержка.
Таким образом, в области инновационной деятельности ведущие страны мира в этом направлении используют:
1) систему государственного планирования и финансовой поддержки;
2) правовую защиту интеллектуальной собственности;
3) гарантии в развитии инновационной инфраструктуры;
4) стимулирование частных инвестиций в инновации.
В России развитие инновационной экономики и решение на этой основе проблем промышлен-но-производственного комплекса страны по сути дела затрагивает все стороны ее деятельности, кардинально меняя отношение к организации науки и научного обслуживания, образованию, материальному и финансовому обеспечению, ориентации общества и бизнеса на формирование интеллектуального потенциала.
Литература
1. Барышева A.B., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации. М.: Дашков и Ко, 2006.
2. Симагути Мицуаки. Эпоха системных инноваций. М.: Секрет фирмы, 2006.
3. Роберт Б. Такер. Инновации как формула роста. новое будущее ведущих компаний. М.: Олимп-бизнес, 2006.