Научная статья на тему 'Финансово-экономическаядеятельность государственных унитарных предприятий производственного сектора экономики Чеченской Республики в 2009 году'

Финансово-экономическаядеятельность государственных унитарных предприятий производственного сектора экономики Чеченской Республики в 2009 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ / СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ / УБЫТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решиев С. С., Осмаев Я. Н.

В статье авторы исследуют финансово-экономическую деятельность государственных унитарных предприятий производственного сектора экономики Чеченской Республики. Проведен сравнительный анализ агрегированных показателей производства продукции и услуг в реальном секторе экономики республики с показателями в сопредельных регионах, находящихся в составе Южного федерального округа. Сделан вывод, что без создания современной конкурентоспособной экономики при участии федерального центра и федерального бюджета на территории Чеченской Республики невозможно полноценно интегрировать республику в единое социально-экономическое пространство России и достичь устойчивой стабильности в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическаядеятельность государственных унитарных предприятий производственного сектора экономики Чеченской Республики в 2009 году»

Экономика региона

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2009 ГОДУ

С. С. РЕШИЕВ, кандидат экономических наук, начальник отдела экономического и бюджетного планирования E-mail: [email protected]

Я. Н. ОСМАЕВ,

главный специалист-эксперт отдела экономического

и бюджетного планирования E-mail: [email protected] Департамент отраслевой политики администрации Президента и Правительства Чеченской Республики

В статье авторы исследуют финансово-экономическую деятельность государственных унитарных предприятий производственного сектора экономики Чеченской Республики. Проведен сравнительный анализ агрегированных показателей производства продукции и услуг в реальном секторе экономики республики с показателями в сопредельных регионах, находящихся в составе Южного федерального округа. Сделан вывод, что без создания современной конкурентоспособной экономики при участии федерального центра и федерального бюджета на территории Чеченской Республики невозможно полноценно интегрировать республику в единое социально-экономическое пространство России и достичь устойчивой стабильности в данном регионе.

Ключевые слова: Чеченская Республика, финансово-экономическая деятельность, промышленность, сельское хозяйство, строительство, объем производства продукции и услуг, стоимость основных фондов, производительность труда, кредиторская задолженность, финансовый результат, средняя заработная плата, численность работников, убытки.

В Чеченской Республике до сих пор не принят закон о разгосударствлении и приватизации госу-

дарственной собственности, как в других регионах Российской Федерации. В результате этого Чеченская Республика является единственным регионом в стране, где не проведена приватизация государственной собственности с участием и учетом интересов всего населения республики. Приватизация объектов государственной собственности в республике (на основании федерального законодательства и подзаконных актов) не станет, на взгляд авторов, позитивным фактором становления альтернативных форм собственности в республике, а наоборот, может стать миной замедленного действия, способной на определенном этапе осложнить социально-политическую обстановку в обществе.

Данное обстоятельство и крайне низкая эффективность государственных унитарных предприятий (ГУП) как основной формы собственности в экономике республики требуют принятия республиканского закона о разгосударствлении и приватизации государственной собственности с учетом имеющегося опыта и интересов всего населения республики.

Неэффективность ГУПов реального сектора экономики подтверждает проведенный анализ фи-

Таблица 1

Показатели финансово-экономической деятельности подведомственных государственных предприятий министерства промышленности и энергетики Чеченской республики за период с 2000 по 2009 г., тыс. руб.

стоимость основных фондов Производство работ и услуг Численность работающих,чел. Фонд заработной платы выработка на 1 работника кредиторская задолженность на конец отчетного периода дебиторская задолженность на конец отчетного периода Финансирование Финансовые результаты

всего в том числе всего в том числе убытки Прибыль

заработная плата налоги и сборы Прочее ФЦП консолидированный бюджет

2000 298 988,0 382,0 79 836,0 4,8 13 837,0 4 747,0 4 598,0 4 492,0 2 485,0 3 716,0

2001 412 802,0 3 788,0 429 6 012,0 8,8 50 231,0 14 998,0 23 544,0 11 689,0 8 679,0 6 522,0

2002 512 649,0 15 306,0 441 10 951,0 34,7 53 735,0 18 028,0 20 164,0 15 543,0 13 165,0 124 450,0 124 450,0 40 527,0

2003 350 887,0 13 166,0 342 8 492,0 38,5 49 324,0 17 188,0 21 765,0 10 371,0 10 632,0 92 000,0 92 000,0 11 717,0

2004 347 754,0 19 516,0 215 8 043,0 86,1 49 859,0 16 423,0 21 292,0 12 144,0 6 569,0 144 500,0 90 000,0 54 500,0 26 837,0

2005 402 978,0 27 825,0 219 10 556,0 127,1 83 791,0 18 308,0 22 038,0 43 445,0 38 130,0 242 200,0 191 700,0 50 500,0 13 782,0

2006 464 848,0 96 611,0 391 24 201,1 247,1 91 467,0 20 696,0 25 995,0 44 776,0 42 032,0 164715,0 150 000,0 14 715,0 12 550,0

2007 621 659,0 119 784,2 472 33 390,8 253,8 168 137,0 21 317,0 22 415,0 30 944,0 39 596,0 167 400,0 167 400,0 137 034,0

2008 552 981,0 152 040,9 539 43 256,4 282,1 122 811,0 24 395,0 25 586,0 36 815,0 13 233,0 458 420,0 423 140,0 35 280,0 20 664,0

2009 691 314,0 122 875,7 519 36 974,3 236,8 186 891,0 27 888,0 128 851,0 91 412,0 409 290,0 371 610,0 37 680,0 73 447,0

Источник, по данным Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики.

нансово-экономической деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий ключевых министерств этого сектора Чеченской Республики в период с 2000 по 2009 г.

Финансово-экономическая деятельность подведомственных государственных унитарных предприятий министерства промышленности и энергетики Чеченской республики в 2009 г. 1. На 01.01.2010 Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики имеет 38 подведомственных ГУПов, из них реально лишь 10 предприятий осуществляют производственную деятельность, 20 предприятий действуют по временной схеме, т. е. находятся на стадии восстановления, а на остальных предприятиях работают лишь отдельные цеха и участки (по временной схеме).

Основные агрегированные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность этих предприятий в период с 2000 по 2009 г., приведены в табл. 1.

Все эти предприятия в исследуемый период являются убыточными. На 01.01.2010 убытки ГУПов, подведомственных Министерству промышленности и энергетики Чеченской Республики, составили 73 447 тыс. руб. Ситуация по этому интегральному показателю продолжает ухудшаться.

1 По данным Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики.

Убытки подведомственных предприятий министерства в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличились на 52 783 тыс. руб. (355,4 %).

В анализируемый период стоимость основных фондов у большинства подведомственных ГУПов министерства увеличилась. Стоимость основных фондов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 158 691 тыс. руб.

Объем производства продукции и услуг подведомственных ГУПов в 2009 г. составил 122 875,7 тыс. руб., или 80,8 % от показателя 2008 г. и уменьшился в стоимостном выражении на 29 165,2 тыс. руб. Этот показатель, по сути, указывает на отсутствие в республике конкурентной промышленности. Подтверждением этому утверждению служит сравнительный анализ данного показателя промышленности республики с аналогичными показателями сопредельных регионов (являющимися также слаборазвитыми среди регионов страны).

Так, в 2008 г. значение этого показателя для Республики Дагестан составляло 16 949 000 тыс. руб., Кабардино-Балкарской Республики — 16 533 000 тыс. руб., Республики Северная Осетия — Алания — 17 598 000 тыс. руб., Чеченской Республики — 1 200 000 тыс. руб. [5, с. 444]. Отставание Чеченской Республики — некогда промышленного центра юга России, от сопредельных регионов по этому показателю десятикратное.

Производительность труда во многих подведомственных ГУПах министерства в рассматриваемый период находится на крайне низком уровне. Большинство из этих предприятий производили продукцию даже не ежегодно.

В 2009 г. производительность труда, в среднем, по ГУПам министерства составила 237,3 тыс. руб. на одного работника. Усредненное значение показателя формируется в основном за счет следующих предприятий: ГУП Аргунский завод «Пищемаш», ООО «Электропульт-Грозный», ГУП Чеченпромс-тройсервис», ГУП «Электромеханический завод» и ГУП завод «Трансмаш». На долю этих предприятий приходится 77,6 % от общего объема выпуска продукции в данной отрасли.

Основными причинами спада производства на остальных действующих предприятиях, на взгляд авторов, явились:

— отсутствие госзаказа (однако, в условиях рыночных отношений госзаказ предприятиям отрасли нельзя гарантировать; чтобы его получить они должны выиграть тендер, т. е. быть конкурентоспособными);

— отсутствие оборотных средств;

— ограниченный доступ к кредитам и высокие процентные ставки на получаемые кредиты;

— слабая организация производства и системы управления производственным персоналом;

— слабая организация маркетинга;

— отсутствие мотивации к труду.

В исследуемый период все подведомственные ГУПы министерства имеют хроническую кредиторскую и дебиторскую задолженности. В 2009 г. кредиторская задолженность этих предприятий составила 186 891 тыс. руб., а дебиторская — 91 412 тыс. руб. В 2009 г. значения этих показателей выросли по сравнению с 2008 г. на 64 080 и 78 179 тыс. руб. соответственно.

Ситуация вокруг этих показателей требует серьезного анализа деятельности и перспектив развития предприятий отрасли с формулированием конкретных выводов и предложений.

В 2009 г. средняя заработная плата на этих предприятиях составляет 5,9 тыс. руб., т. е. на этих предприятиях практически до сих пор отсутствует мотивация к труду.

Из 10 действующих подведомственных ГУПов министерства ни одно не получило субсидий в 2009 г.

Сальдированный финансовый результат подведомственных предприятий Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики в последние годы отрицательный.

В 2008 и 2009 гг. он составил, как уже было отмечено ранее, 20 664 и 73 447 тыс. руб. соответственно.

На основании приведенного анализа можно сделать выводы о характере и уровне развития подведомственных государственных унитарных предприятий Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики:

• практически все они хронически убыточные;

• у большинства из них увеличились основные фонды;

• все эти предприятия имеют хроническую кредиторскую и дебиторскую задолженности;

• у большинства этих предприятий производительность труда на крайне низком уровне;

• практически у всех этих предприятий средняя заработная плата на очень низком уровне, что является главной причиной отсутствия мотивации к труду (в 2009 г. средняя заработная плата на этих предприятиях составила около 5,9 тыс. руб., она лишь незначительно выше прожиточного минимума в Чеченской Республике (4 828 руб.);

• большинство этих предприятий не получило субсидий от государства;

• у большинства этих предприятий в исследуемый период сократилась или наблюдалась неустойчивая штатная численность, т. е. данный сектор государственной экономики значительно сузил свое присутствие на рынке труда (в 2009 г. численность занятых в этом секторе составила 519 чел.);

• в условиях рыночных отношений большинство подведомственных государственных унитарных предприятий Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики, при сохранении нынешних принципов организации производства и управления, не станут прочно на ноги, и любые финансовые инъекции в них со стороны государства в этих условиях могут оказаться бессмысленными. Финансово-экономическая деятельность предприятий Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Чеченской Республики в 2009 г.2. На 01.01.2010 в строительный комплекс Министерства жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и строительства Чеченской Республики входят 8 ГУ-Пов и 2 государственных учреждения (ГУ).

2 Анализ проведен на основании данных базы данных Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Чеченской Республики.

<3 у

3

5

Наличие техники, ед. ннишвк эняое^й! сл сч «л сч оо сч СЛ сч «л «л о

вйсштйх о Г-- о Г-- о оо СЛ Г-- 7 оо сч

Финансовый результат юшчдх 6 268 I 71 657 41 602 I 15 937 11 978 9 628

чшчдийц 6 740 | 1 323 6 512 I 89 361 139 783 159 701

Получено дотаций автсдерс эннюйодо 1 65 000 I 400 000

вяюсэйэ э1чняонэо 1 000 073 | 1 200 000 550 000

Фонд заработной платы ц£у эгоиь ко! а 25 737 | 41 123 44 946 | 90 681 216 094 49 851

олээд 88 195 | 110 567 206 1561 585 237 788 452 76 783

Численность работников, чел. ц£у эгоиь ж>1 а 527 527 | 528 528 7 о 6 4 СЛ 8 7 2 но 2

олээд 2567 2277 2750 3132 20728 о ■чТ

ояюСояеиойн эоямгвд 285 473 | 503 321 997 762 | 5 593 751 8 894 533 4 826 409

иэоннэшгоСве игаэйшлдэ'д' 223 693 | 2 808 853 572 634 | 943 451 1 878 181 969 194,0

Кредиторская задолженность ээьойц | 127643 | 212 190 | 673 788 | 861 129 1037 538 1 578 964,0

шоиод 180 0581 241 282 132 8881 276 151 240 274 85 237,9

вхв1тн ввнюдв(1в£ 21 872 29 909 8338122 33 978 50 026 343290 31 016,7

Стоимость основных фондов ввньо!в1эо 101 266 | 110 781 114 203 | 130 465 52 203 111 284 996,0

ивяоэншгвд 176 334 158 873 182 188 235 689 134 382 371 450 076,5

1гол 3 Я 5 о о 2 6 о о 2 7 о Я 8 о Я 9 о Я

Основные агрегированные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность предприятий и учреждений строительного комплекса министерства в период с 2004 по 2009 г., приведены в табл. 2.

В 2009 г. прибыль ГУПов строительного комплекса министерства составила 159 701 тыс. руб. Основная доля прибыли приходится на ГУП «Стройинвестиции» (более 91,8 %, или 146 656 тыс. руб.)

Рентабельно работали также ГУП «Спецстрой» (707,0 тыс. руб. прибыли), ГУП «Комбинат строительных материалов» (921 тыс. руб. прибыли), ГУП «Чеченгражданпроект» (498 тыс. руб. прибыли) и ГУ «Чеченское управление строительства» (455 тыс. руб. прибыли).

Убытки понесли ГУ «Дирекция по строительству и восстановлению производственных, | социально-бытовых и жилищно-коммунальных объектов» (9 351,0 тыс. руб.) и ГУП «Аргунский | завод железобетонных изделий» (277 тыс. руб.). ^ В анализируемый период незначительно

| выросла стоимость основных фондов у следу-3 ющих ГУПов строительного комплекса минис -терства: ГУП «Чеченкарьеруправление», ГУП « «Чечегражданпроект».

° л

§ В исследуемый период у остальных пред-

| приятий этот показатель не меняется.

^ Объемы выполненных работ и оказанных ус-

« луг предприятиями (учреждениями) строитель-

га ного комплекса министерства за исследуемый

=| период в целом растут. В 2009 г. значение этого

| показателя составило 4 826 409 тыс. руб., или

8 17,9 % от общего объема выполненных работ по

5 виду экономической деятельности «строительс-

| тво» в республике. Общий объем работ по виду

| экономической деятельности «строительство» 8

в республике в 2009 г. составил 26 889 400 тыс. руб. [3]. Значение этого показателя Чеченской | Республики в последние годы по сравнению с сопредельными регионами относительно высо-§ кое. Так, в 2008 г. этот показатель у Республики £ Дагестан составлял 45 666 800 тыс. руб., Кабар-5 дино-Балкарской Республики — 6 537 200 тыс. § руб., Республики Северная Осетия — Алания — ^ 11 399 400тыс. руб., Чеченской Республики — | 27 970 400 тыс. руб. [5, с. 626]. Относительно § высокий уровень этого показателя Чеченской о Республики объясняется тем, что на ее террито-у рии в последние годы ведется серьезная работа ЦР по восстановлению и развитию социально-эко-| номической сферы, разрушенной в результате

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

боевых действий на территории республики, в рамках различных федеральных целевых программ.

Высокий уровень выполненных работ имеют следующие организации:

— ГУ «Управление строительства» — 3 450 165 тыс. руб. (71,5 % от всего объема выполненных работ строительным комплексом);

— ГУП «Спецстрой» — 632 953 тыс. руб. (13,1 % от всего объема выполненных работ строительным комплексом);

— ГУП «Стройинвестиции» — 637 607 тыс. руб. (13,2 % от всего объема выполненных работ строительным комплексом).

Все подведомственные организации строительного комплекса министерства имеют хроническую кредиторскую и дебиторскую задолженности. В 2009 г. кредиторская задолженность составила 1 695 219 тыс. руб., а дебиторская — 969 194 тыс. руб. Большую кредиторскую задолженность имеет ГУП «Стройинвестиции» — 828 396 тыс. руб., или 49 % от общего объема.

В 2009 г. средняя заработная плата предприятий и учреждений строительного комплекса министерства составляет 15,6 тыс. руб.

В исследуемый период подведомственные предприятия министерства не получили субсидий по линии государства.

На основании приведенного анализа можно сделать выводы о характере и уровне развития предприятий и учреждений строительного комплекса Министерства ЖКХ и строительства Чеченской Республики:

— все эти предприятия имеют хроническую кредиторскую и дебиторскую задолженности;

— у большинства этих предприятий основные фонды незначительно увеличились;

— у большинства этих предприятий количество техники осталось на неизменном уровне.

На основании выводов авторы предлагают следующий алгоритм оптимизации деятельности в этом секторе:

— провести инвентаризацию всех подведомственных предприятий строительного комплекса министерства на предмет определения их состояния и категории, возможности преобразования в различные формы хозяйствования;

— разработать и утвердить в установленном порядке стратегию развития строительного комплекса Чеченской Республики.

На 01.01.2010 Министерство ЖКХ и строительства Чеченской Республики имеет 9 государственных унитарных предприятий и 3 государственных

учреждения в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Основные агрегированные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность предприятий и учреждений отрасли ЖКХ министерства в период с 2000 по 2009 г., приведены в табл. 3.

Все эти предприятия (учреждения) в 2000— 2009 гг. были практически убыточными. В 2009 г. убытки ГУПов этой отрасли составили 208 133 тыс. руб., а убытки ГУ составили 25 857,3 тыс. руб. Ситуация по этому интегральному показателю продолжает ухудшаться в последние годы. Так, в 2009 г. убытки предприятий и учреждений ЖКХ министерства по сравнению с 2008 г. возросли почти в 3 раза и составили 233 990 тыс. руб.

В анализируемый период стоимость основных фондов у большинства этих ГУПов сократилась. В 2009 г. стоимость основных фондов этих предприятий сократилась по сравнению с 2008 г. значительно (на 2 267 154, 67 тыс. руб.).

Основной причиной уменьшения стоимости основных фондов у предприятий жилищно-коммунального хозяйства явилось списание не пригодных для дальнейшего использования основных средств, разрушенных в результате боевых действий, и изношенных (физически и морально).

Объем производства продукции предприятиями ЖКХ по итогам работы в 2008 г. составил 853 444,4 тыс. руб., т. е. увеличился на 391 253,2тыс. руб. по сравнению с 2007 г., или на 184,6 %. Производительность труда на многих предприятиях ЖКХ в рассматриваемый период находилась на крайне низком уровне. Большинство этих предприятий производили продукцию и оказывали услуги не ежегодно. В 2009 г. производительность труда в среднем по ГУПам ЖКХ министерства составила 28,1 тыс. руб. Однако результаты тщательного анализа показывают, что усредненное значение этого показателя формируется в основном за счет ГУП «Чеченжилкомпроект», ГУП «Жилкомстрой» и ГУП «Чеченкоммунэнерго», на долю которых приходится 91,3 % всего объема оказанных услуг в данной отрасли.

Все подведомственные ГУПы министерства имеют хроническую кредиторскую задолженность, а также дебиторскую. В 2009 г. значения этих показателей составили 2 371 826,6 и 149 411,1 тыс. руб. соответственно.

Ситуация вокруг этого показателя продолжает ухудшаться (см. табл. 3). Это требует серьезного анализа деятельности и перспектив развития предприятий отрасли.

о о иншпвш эняое^йд сч чо чо сл оо сл Г-- оо т сл 3 о чо

к Э и вйохзтйх сч чо о сч Г-- сл сл о т «л

3 н § § = II юшчдх 625,0 8 151,0 2 445,0 13 931,0 25 906,0 123 694,0 32 899,0 97 542,0 84 496,0 233 990,31

в « 1 " чичдийц О о" о о о 847,0 582,0 3 733,0 1 456,0 10 293,0 2 059,0 |

Получено дотаций автсдерс эншойодо 636,0 11 554,0 62 804,0 87 243,0 124 184,0 156 172,0 389 592,9 380 614,0 440 330,1 106 000,01

автсдерс э1чняонэо О СЭ 4 178,0 39 555,0 11 727,0 14 897,0 8 190,0 15 793,0 32 703,0 84 958,0 122 529,41

о тно о ю 3 ат ц£у э1гэш1 ко! а 486,0 13 758,0 35 669,0 12 851,4 16 483,7 33 295,9 37 494,8 46 395,1 42 104,6 93 804,9|

а 5 ал « а 1 © олээд 1 127,0 14 376,6 46 096,6 64 909,0 79 464,0 124 664,0 149 289,0 177 484,0 204 509,7 221 353,11

Численность работников, чел. ц£у э1гэш1 ж>1 а сч сл сл 0 сл 9 «л 6 Г-- 1 077 4 «л 2 4 оо 2 3 2 3 но

олээа 6 о 8 6 1219 1 385 1 333 1 544 1 633 1 746 2 007 2 042 |

ояюСояеиойл эоямгва о о* 335,0 3 169,0 9 722,0 18 334,0 24 968,0 84 419,0 462 191,2 853 444,4 870 974,41

иэоннэшгосве игаэйошдэ'д' 57 593,0 70 103,0 133 879,0 156 256,0 177 756,0 295 205,0 534 135,0 730 252,0 293 460,2 149 411,11

кредиторская задолженность ээьойц 10 075,0 6 476,0 13 902,0 49 621,0 150 084,0 448 786,0 760 746,0 1 074 137,9 1 609 810,0 2 334 600,7|

Ш01ТВН 196,0 2 629,0 4 724,0 7 824,0 15 307,0 22 864,0 16 876,0 21 335,7 37 527,7 | 18 978,7 |

628,0 4 938,0 5 788,0 6 372,0 8 969,0 24 481,0 11 304,0 138,4 114,0 18 283,2|

1 овн ввнь01в1эо 20 930,0 67 566,0 118 896,0 163 658,0 296 197,0 199 551,0 213 231,0 152 465,0 323 861,0 445 252,91

сть ндо ои 5 ивяоэншгвд 39 974,0 93 441,0 157 479,0 212 396,0 305 699,0 275 856,0 360 094,0 424 291,0 2 268 741,0 310 683,0 |

1гол 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

В 2009 г. средняя заработная плата на этих предприятиях составляла около 9,03 тыс. руб., что является причиной слабой мотивации к труду.

В исследуемый период 6 из 9 подведомственных ГУПов ЖКХ министерства получали субсидии, но не ежегодно, а некоторые и с большими временными разрывами.

В 2009 г. ими были получены субсидии в размере 228 529,4 тыс. руб.

В 2009 г. фонд заработной платы увеличился на 109 % и превысил рост объема производства на 4 %.

Сальдированный финансовый результат организаций ЖКХ министерства в последние годы отрицательный. В 2009 г. он составил 233 990,3 тыс. руб.

На основании приведенного анализа | можно сделать выводы о характере и уровне развития подведомственных государствен-| ных унитарных предприятий Министерства ^ ЖКХ и строительства Чеченской Республики | в отрасли ЖКХ:

3 — практически все предприятия ЖКХ

хронически убыточные; | — у большинства этих предприятий в

| исследуемый период сократились основные | фонды;

Ц — все эти предприятия в исследуемый к период имеют хроническую кредиторскую « и дебиторскую задолженности; 5| — у большинства этих предприятий про-

| изводительность труда до сих пор находится В на крайне низком уровне; 3 — практически на всех этих предприятиях

| уровень средней заработной платы до сих пор | находится на низком уровне, что является § причиной отсутствия мотивации к труду; § — большинством этих предприятий по-

| лученные субсидии использованы неэффективно, без должной отдачи в виде получения прибыли.

С учетом этих выводов предлагаем следующий алгоритм оптимизации деятельности в этом секторе:

— провести инвентаризацию всех предприятий ЖКХ министерства на предмет определения их состояния и категории, возможности преобразования в различные формы хозяйствования с учетом опыта ус-

| пешных аналогов из отечественной и миро

вой практики;

— разработать и утвердить в установленном порядке стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики (после проведения экспертизы комплекса проблем этой сферы);

— осуществить разработку и реализацию постоянно действующей программы мер, направленных на ведение мониторинга деятельности предприятий (учреждений) и обнаружение (профилактику) случаев бюрократических (коррупционных) действий с их стороны в отношении населения республики, в том числе в отношении предпринимательского класса.

Финансово-экономическая деятельность подведомственных государственных унитарных предприятий Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики в период с 2000 по 2009 г.3. На 01.01.2010 на территории Чеченской Республики функционируют 150 подведомственных государственных унитарных предприятий Министерства сельского хозяйства (МСХ) Чеченской Республики. Основные агрегированные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность подведомственных предприятий МСХ ЧР в период с 2000 по 2009 г., приведены в табл. 4.

За анализируемый период стоимость основных фондов как балансовая, так и остаточная практически у всех подведомственных ГУПов МСХ ЧР заметно сократилась. Наблюдается также крайне высокий уровень износа основных фондов, в 2009 г. он составил в среднем по республике 52,5 %.

За последние годы использование пашни по назначению у большинства ГУПов МСХ ЧР ниже 50 %-ного уровня. В 2009 г. этот показатель составил в среднем по республике 58 %.

Динамика производства валовой продукции на этих предприятиях в рассматриваемый период неустойчивая. В 2009 г. общий объем производства валовой продукции ГУПами МСХ ЧР составил 416 555 тыс. руб., или 4,9 % от общего объема производства сельскохозяйственной продукции в республике. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства республики в 2009 г. составил 8 554 800 тыс. руб. Значение этого показателя в сопредельных регионах значительно (многократно) выше. Так, в 2008 г. этот показатель у Республики Дагестан составлял 40 306 000 тыс. руб., Кабардино-Балкарской Республики — 19 459 000 тыс. руб., Республики Северная Осетия—Алания — 14 194 000 тыс. руб., Чеченской Республики — 8 547 000 тыс. руб.

3 Анализ проведен на основании базы данных Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики.

[5, с. 522]. Сравнительный анализ этого показателя указывает на крайне слабое развитие сельского хозяйства Чеченской Республики и необходимость его реформирования с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики.

Производительность труда в исследуемый период в ГУПах МСХ ЧР также находилась на крайне низком уровне, в 2009 г. она составила в среднем по республике 120,9 тыс. руб.

Средняя заработная плата в ГУПах МСХ ЧР в анализируемый период наблюдалась крайне низкая. В 2009 г. ее размер составлял около 3,7 тыс. руб. Этот факт является, на наш взгляд, главной причиной отсутствия мотивации к труду, если учесть, что прожиточный минимум в IV квартале 2009 г. в Чеченской Республике составил 4 828 руб.4, а размер минимальной оплаты труда в Российской Федерации с 01.01.2009 составляет 4 330 руб. [2].

Динамика численности работников ГУПов МСХ ЧР в исследуемый период наблюдалась неустойчиво отрицательная, т. е. количество рабочих мест в этом государственном секторе сельского хозяйства республики заметно сократилось. Следовательно, государственный сектор сельского хозяйства способствует увеличению безработицы в республике.

В ГУПах МСХ ЧР наблюдается заметное сокращение сельскохозяйственной техники, а в некоторых из них этот процесс носит критический характер. Если эта тенденция будет иметь продолжение, то в скором времени у этих ГУПов не останется никакой техники (средств производства).

Практически все подведомственные ГУПы МСХ ЧР в исследуемый период убыточные. В 2009 г. убытки ГУПов МСХ ЧР составили 100 927 тыс. руб.

Анализ показывает, что все подведомственные ГУПы МСХ ЧР в исследуемый период имеют хроническую кредиторскую задолженность. В 2009 г. общий объем их кредиторской задолженности составил 1 098 800 тыс. руб.

В исследуемый период все подведомственные ГУПы МСХ ЧР получали субсидии. В 2009 г. ими получены субсидии в размере 83 460 тыс. руб.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие обобщенные выводы о характере и уровне развития подведомственных государственных унитарных предприятий Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики в период с 2000 по 2009 г.:

4 Постановление Правительства Чеченской Республики от 26.01.2010 № 11.

а у

з

& --

<и а

н _

о =

& Э

л и

5 ч

Я

Ё :=

си 8

Е I

I *

о <и

э ^

Э *

Э в

о н

в У

я в

е «

8 *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I § Ё 3

Й о

§ ¡§

:= и

О

¡5 I

^ К

м и 9

= о

§ ¡3

§ В * =

о & а

0 и

1 =

=

*

о =

■а =

к

О =

3 эняонйэе нниедиод оо 3 4 4 5 8 5 г- 5 9 5 о 5 4 о 3 о 4

« 1чншпви/в эняоьСс^ 1 347 1 318 1 451 1 395 1 219 1 026 7 00 8 2 8 9 чо 4 г- 4

& ейоьяейх 2 289 2 410 2 410 2 397 2 155 2 116 2 023 1 926 1 242 1 228

1 , § яоичд^ 52 904 92 582 121 973 177 744 125 436 172 497 199 110 93 965 98 816 100 927

в чтндийц 1 857 2 282 19 6901 12 926 22 140 73 536 47 563 72 881 31 174 30 808

•дХй 'э1ч1 'ииЕИэдХэ онэ1ийгоц 14 012 66 584 284 057 116 058 110 289 116 026 281532 272 447 84 233 83 460

■ Е- 11 чг. ИЛУ э1гэиь им д 8 711 28 062 28 958 28 390 31 486 47 470 52 001 47 062 17 218 17 676

М Н у 3 в я © мээд 33 019 90 444 106 567 107 523 110 632 146 970 163 858 149 935| 154 441 154 400

•дХй 'э1ч1 'кСМь Ч1ЭОНЧ1ГЭ11ПЙ)Я£ИО<1ц 37,5 39,7 52,2 6 72,7 90,8 101,9 143,3 132,8 121,0

£ «в ° 1 В§ 5 ИАУ э1гэиь им д 2 1П чо 1 967 1 800 2 196 1 461 1 503 1 172 1 091 9

Эр« ¿г & мээд 4 592 8 465 8 121 6 973 5 691 7 027 5 831 4 588 3 203 3 444

•дХй *э1чх 'ояьэйояшойи эояогед 172 281 336 227 424 266 433 308 413 793 637 808 594 418 657 470 425 306 416555

•дХй *э1чх 'чьэоннэшгоСве вe^IэdoJlIgэ'п, 61 092 108 552 103 949 115 692 90 041 136 566 132 224 114 075 102 179 102 443

« й 3 В ээьойц 262 228 419 647 278 440 234 874 216 121 447 013 395 406 376 961 496 593 490 136

едитора )лженно( тыс. руб. шгаген 81 415 122 688 192 5391 249 294 261 491 423 661 412 062 382 488 565 991 565 332

м аъетшйеЕ оц 59 306 73 230 99 803 126 282 134 756 201 577 220 823 183 261 43 129 43 332

стоимость основный фондов, тыс. руб. веньотъэо 1 624 109 1 917 538 2 094 592 1 954 061 1 860 491 2 405 867 2 305 928 2 464 696 2248819 2 227 725

веяоэнетгед 3 833 234 4 425 433 4661890 4 476 969 4352937 5 820 103 5 607 077 5 803 172 4 733 832 4 694 296

я % 'вей -а(ЕЧ1гоюи г- оо 1П 5 49,7 43,2 46,8 45,0 57,0 58,0

« е в! 'мээд 116 337 204 512 209 440 218 159 205 467 239 493 239 830 241 722 209 252 207 512

В! 'ВЧЙ01<( Э1ЧННЭЯ1ЭИВ£ОХОМЭЧ1ГЭЭ 426 299 597 009 583 237 629 872 620 549 722 975 726 487 743 278 800 955 800 955

В! 'Ч1ГЭИЭЕ 0!ЭЭд 416115 738 098 730 873 783 080 766271 924828 927018 954 386 811 898 811 898

Кол 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

— практически все они хронически убыточные;

—у абсолютного большинства этих предприятий заметно сократились основные фонды;

— у абсолютного большинства этих предприятий значительно сократилось количество техники всех видов;

— процент использования пашни по назначению этими предприятиями крайне низок, так в 2009 г. он составил 58 % от общей площади этих хозяйств;

— все эти предприятия имеют хроническую кредиторскую задолженность;

— у абсолютного большинства этих предприятий производительность труда находится на недопустимо низком уровне;

— практически у всех ГУПов МСХ ЧР уровень средней заработной платы находится на недопустимо низком уровне, что является главной причиной отсутствия мотивации к труду (в 2009 г. средний уровень заработной платы в этих хозяйствах составил около 3,7 тыс. руб.);

— абсолютным большинством этих предприятий полученные субсидии были использованы неэффективно, без должной отдачи в виде увеличения дохода (прибыли);

^ — у абсолютного большинства этих предел приятий резко сократилась штатная численность (в некоторых — до уровня администра-§ тивного персонала), т. е. данный сектор госу-^ дарственной экономики практически уходит с § рынка труда республики (в 2009 г. численность 3 занятых в этих хозяйствах составила всего лишь 3 444 чел.).

« При определении более конкретных проблем государственных унитарных предприятий | сельского хозяйства на территории отдельного 8 района следует проанализировать их финансо-Й во-экономическую деятельность. Целью такого

л

§ анализа должна быть разработка продуманной

§ политики, нацеленной на реальное повышение

£ производства сельскохозяйственной продук-

и

5 ции в том или ином районе с учетом его особен-§ ностей (в том числе природно-климатических)

^ и имеющегося успешного опыта.

а ^

3 С учетом выводов, сделанных на основе

х

§ приведенного анализа, авторы предлагают

4 „ „

о следующий алгоритм действий в сельском

у хозяйстве республики:

ИР 1) разработать и утвердить за короткие

о

| сроки и в установленном порядке стратегию

развития сельского хозяйства Чеченской Республики с привлечением экспертов (по проблемам села) и с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики и с учетом особенностей республики;

2) объявить конкретные сроки начала и завершения реформ (в форме сетевого графика) в этом секторе экономики Чеченской Республики, с указанием ответственных за их проведение согласно требованиям стратегии развития сельского хозяйства Чеченской Республики;

3) провести инвентаризацию всех государственных унитарных предприятий МСХ Чеченской Республики на предмет определения их состояния и категории к началу реформ. При этом определить конкретно, какие из них должны остаться при любых обстоятельствах в государственной собственности, а какие могут (должны) быть преобразованы в различные формы хозяйствования с учетом позитивного опыта из отечественной и мировой практики;

4) реализовать утвержденный Правительством Чеченской Республики сетевой график реформ (преобразований) в этом секторе, строго следуя его срокам и требованиям.

Представленный анализ финансово-экономической деятельности государственных унитарных предприятий реального сектора экономики и сравнительный анализ агрегированных показателей этого сектора Чеченской Республики с сопредельными регионами показывают, в каком критически тяжелом положении находится до сих пор экономика республики. Она, безусловно, нуждается в коренных реформах и модернизации с учетом опыта успешных аналогов. К подобным выводам приходят и другие исследователи производственного сектора экономики Чеченской Республики на современном этапе [1].

Сегодня республика, по сути, встала перед необходимостью создания современной конкурентоспособной экономики. Без решения этой задачи республика не сможет полноценно интегрироваться в единое социально-экономическое пространство России, достичь устойчивой стабильности в регионе. Однако решить эту задачу республика не в состоянии без действенной поддержки федерального центра и федерального бюджета. В последние годы более 90 % республиканского бюджета формируется за счет безвозмездных перечислений из федерального бюджета [4]. Этот факт обязывает органы власти как Чеченской Республики, так и федерального центра активизировать взаимодействие по созданию современной конкурентной экономики на территории республики в общегосударственных интересах.

Список литературы

1. Израйилов А. М., Решиев С. С. Время выбора долгосрочной стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики. М.: МАКС-Пресс. 2008.

2. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 24.06.2008 № 91-ФЗ.

3. О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за январь-декабрь 2009 года: доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный. 2010. С. 22.

4. Решиев С. С. Формирование и исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2006—2009 гг. // Финансы и кредит. 2009. № 42. С. 8-19.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сборник / Росстат. М., 2009.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 Httpywww.fin-izdat.nj

е-таП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.