ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ экономики
САЙФИЕВА С. Н., СОЛОВЬЕВА С.В.
ФИНАНСОВО-ДЕНЕЖНЫЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО
В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности финансово-денежной политики в период вступления России в ВТО. Модернизация экономики невозможна без привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов, без совершенствования налоговой политики. Особое внимание авторы уделяют вопросам обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, повышению национальной безопасности и защите интересов российских производителей посредством применения финансово-денежных механизмов.
&4УЕПЕУА 5.Ж, Ю1Х)УУОУ А Б. У.
MONETARY AND FINANCIAL ASPECTS OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY AT ACCESSION TO WTO
The article deals with the problem of increasing the effectiveness of the financial and monetary policy in the period of Russia's accession to the WTO. Modernization of the economy is not possible without the credit and investment resources without improving tax policy. Special attention is paid to ensuring the competitiveness of domestic products, enhance national security and protect the interests of Russian producers through the use of financial and monetary mechanisms.
Ключевые слова: модернизация, национальная безопасность, конкурентоспособность, финансово-денежная политика, банковская система, налогообложение.
Keywords: modernization, national security, competitiveness, financial and monetary policy, banking system, taxation.
В настоящее время обсуждение процесса модернизации российской экономики в различных аспектах доминирует в дискуссиях специалистов, аналитиков и широкой общественности [26, с. 105-121]. Нельзя не согласиться с мнением академика Н.Я. Петракова, что модернизировать российскую экономику необходимо исключительно, исходя из национальных интересов страны, которые «значительно шире и многообразнее, чем получение доходов от продажи нефти и газа» [17, с. 6]. Одним из важнейших событий для России в 2012 г. стало вступление в члены Всемирной торговой организации (ВТО). По нашему мнению, важнейшим условием решения задачи модернизации российской экономики при вступлении в ВТО является принятие ряда мер, направленных на защиту отечественного производителя посредством активизации финансово-денежной политики.
23 июля 2012 г. Российская газета опубликовала Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», который был принят Государственной Думой 10 июля 2012 г., одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 г. и вступил в силу 3 августа 2012 г. В документе говорится о ратификации Протокола о присоединении РФ к ВТО, подписанного в Женеве 16 декабря 2011 г., текст которого вместе с приложениями изложен на 525 страницах [33]. Как известно, Россия вступила в ВТО после многолетних переговоров с целью преодоления стихийности встраивания России в международные экономические отношения. Переходный период завершится к 2019 г.
Напомним, что ВТО была преобразована в 1995 г. из ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которое существовало с 1948 г. с целью создания и реализации определенных норм международной торговли. В настоящее время в ВТО состоит 153 страны, ею контролируется 97% мировой торговли. Наряду с жесткими обязательствами, которые берут на себя при вступлении члены ВТО, страны имеют возможность, при определённых условиях, использовать универсальные правила движения товаров и услуг на мировом рынке, а именно, свободный доступ на рынки, реализацию сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности, введение антидемпинговых пошлин, защитных мер по санитарным и фитосанитарным нормам, импортное лицензирование и др.
По нашему мнению, решение такого важнейшего вопроса, как вступление России в члены ВТО, должно базироваться на серьезных научных исследованиях, подкрепленных экономическими расчетами, перспективы - подтверждаться моделями и прогнозами. Это особенно актуально для России, экономика которой ослаблена вследствие проводимых в течение последних 20 лет либеральных реформ, направленных на достижение финансовой стабилизации в ущерб экономическому росту. Особое внимание члены ВТО уделяют проблемам защиты национальных финансовых интересов в условиях глобальной конкурентной среды. Открытость российской экономики привела к усилению влияния внешнего мира, вплоть до признаков внешнего управления, что наглядно доказал мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Российские компании в большинстве неконкурентоспособны из-за своей небольшой величины по сравнению с западными. Исключение составляют сырьевые компании. В списке Forbes за 2012 год среди 2000 крупнейших компаний только 20 российских, причём в первую сотню вошли лишь 4. Для сравнения: в этот список входят около 530 американских компаний (в первую сотню - 31), около 140 китайских (в первую сотню - 8) и около 100 немецких (в первую сотню - 7) [35]. Кроме того на западе существует мощная поддержка бизнеса со стороны регуляторов, в отличие от российского, задыхающегося от налогов и невозможности получать дешёвые кредиты. Долговая зависимость наших компаний от транснациональных банков и депонирование российских финансовых резервов на зарубежных счетах приве-
ли к типично российскому парадоксу, когда изобилие ликвидности не приносит пользы российской экономике, а работает на западную.
Для того чтобы избежать кабальных условий вступления в ВТО с перспективой превращения России в сырьевой придаток транснациональных компаний с внешним управлением, необходима была тщательная подготовка с выработкой необходимого комплекса протекционистских мер. Однако этого сделано не было. Пышные защиты диссертаций на тему о сугубо положительных последствиях вступления России в ВТО имели место, а серьезного обсуждения данного вопроса научной общественностью не проводилось.
Было бы целесообразно изучить и исторический опыт России, в частности реформу по введению золотого червонца, подготовленную министром финансов С. Витте. Оценка этого факта неоднозначна. По мнению В. Катасо-нова, компания по навязыванию России золотой валюты в конце XIX века очень напоминает компанию по втягиванию России в ВТО в начале XXI века [10]. При этом автор ссылается на труды русского экономиста С.Ф. Шарапова, который предвидел национальную катастрофу (две революции 1917 г.) в результате реформы С. Витте. Однако есть и другое мнение в экономической литературе, которое преобладает. Большинство учёных считает, что С.Ю. Витте обеспечил создание национальной промышленности именно введением жесткой протекционистской политики. Более того, именно это и позволило привлечь в достаточном количестве иностранных инвесторов к участию в развитии промышленности Российской империи [11, с. 64].
Разное толкование фактов российской истории и специфика российской экономики в современных условиях обуславливают необходимость тщательного изучения и более осторожного подхода к решению такого важного вопроса, как членство России в ВТО. Ответственность за подготовку была возложена на Министерство экономического развития, которое опиралось на два документа: работа Национального инвестиционного совета и РАН «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО», и исследование Государственного университета - Высшей школы экономики «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО».
Первый из указанных документов датирован 2002 г., в его разработке приняли участие видные ученые и специалисты ведущих научных институтов РАН, руководители крупнейших банков и промышленных объединений страны. Прогноз построен по 2010 г. включительно. В докладе содержится «итоговый вывод о том, что присоединение России к ВТО не принесет каких-либо фатальных негативных последствий для отечественной экономики. Последняя в перспективе может оказаться и в выигрыше, в т.ч. и потому, что как член ВТО страна получит систематизированный блок современного делового законодательства, сопоставимого с мировым». Однако присутствует перечень мер и действий, обязательных с точки зрения Российской академии наук [16, с. 11-12], но оказавшихся за рамками предвступительных мероприятий.
С текстом второго из указанных документов, также датированного 2002 годом, ознакомиться не удалось. На официальном сайте НИУ ВШЭ указано, что исследование выполнено под руководством А.В. Данильцева; из аннотации следует, что «по проекту подготовлены аналитические и расчетные материалы, включающие прогнозы последствий присоединения России к Всемирной торговой организации в социальной сфере (в области развития рынка труда, в области торгового режима, в области промышленности, экономического развития, доходов и мер социальной защиты), в том числе на уровне регионов» [32].
Понятно, что переговоры о вступлении России в ВТО охватывают значительный период времени, но опираться на расчеты десятилетней давности при существенном изменении экономической ситуации представляется нецелесообразным. За указанный период времени изменился даже классификатор с Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК-ВЭД), а расчеты в первом документе выполнены в соответствии с ОКОНХ [18].
Анализ современных материалов, представленных на официальном сайте Минэкономразвития в разделе «Внешнеэкономическая деятельность» и его рубрике «Присоединение России к ВТО» [29], позволяет утверждать об их абсолютной идентичности. В материалах содержатся интервью директора Департамента торговых переговоров М.Ю. Медведкова, касающихся следующих вопросов: история присоединения, плюсы и минусы для России, и, в частности, для бизнеса, кадровые проблемы и пр. [5; 14; 20; 21]. Было официально заявлено о завершении работ над проектом стратегии защиты национальных интересов России в ВТО, которая определяет ключевые элементы ее позиционирования в ВТО, принципы выработки конкретных позиций [4]; об обсуждении этой стратегии с бизнесом, Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) [2]. На сайте размещено тезисное описание стратегии, без каких-либо вычислений и прогнозов [24]. На вопрос: существуют ли расчеты, как ВТО скажется на росте экономики, М.Ю. Медведков сообщил, что «расчетов много, они разновекторные. Суммируя их результаты, можно утверждать, что в долгосрочном плане итоги членства в ВТО будут для экономики нейтрально-позитивными, а влияние на нее других, вневэ-тэошных факторов, окажется более сильным. При самом негативном сценарии потери ВВП могут составить до 0,5 процента его роста» [3]. По мнению министра А.Р. Белоусова, Россию после вступления в ВТО ожидают хорошие перспективы, следует развенчать мифы о вступлении в организацию, все трудности преодолимы [6]. К сожалению, развенчать мифы и слухи в экономике «на пальцах» и примерах по снижению пошлин на определенные виды товаров невозможно. На наш взгляд, требуется разработать долгосрочную экономически обоснованную стратегию развития Россия в результате присоединения к ВТО с конкретными расчетами, направленными на максимальное снижение себестоимости продукции в целях повышения ее конкурентоспособности. В одном из разделов стратегии должны быть выполнены вы-
числения в разрезе основных видов экономической деятельности. Возможно, какие-либо расчеты Министерством проводились, но тогда почему бы их не сделать предметом научного и общественного обсуждения? Тогда удалось бы избежать множества вопросов.
Между тем, существуют другие прогнозы. Например, по расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, из-за роста импорта вследствие вступления в ВТО Россия ежегодно будет терять 7,2 млрд. долл. (или 1% ВВП), причем 4 млрд. долл. придется на российский аграрный сектор. По прогнозам Российской сельскохозяйственной академии, потери доходов российского агропрома в период 2013-2020 гг. могут составить 1 трлн. руб. [25, с. 6].
Российская финансовая система должна выполнить двоякую задачу: обеспечивать собственную конкурентоспособность и удовлетворять потребности реального сектора экономики в финансово-кредитных ресурсах. При этом не потерять национального суверенитета. Опасность со стороны транснациональных банков заключается в их стремлении и способности контролировать движение международного капитала через кредитную политику отдельных стран, которые попадают в финансовую зависимость от интересов этих компаний.
Следует внести изменения [8] в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 10.07.2001 г. № 86-ФЗ и «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. № 4015-1 в соответствии с положениями Доклада Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО. Суть поправок в применении требования величины уставного капитала на недискриминационной основе, как к государственным, так и частным банковским и страховым структурам. Если величина иностранного капитала превышает 50%, то его размер рассчитывается по определенной формуле. Несмотря на то, что вступление в ВТО дает финансовому сектору определенный опыт по технологии и конкуренции, следует запретить открывать на территории РФ филиалы иностранных банков в качестве субъектов регулирования других стран. Филиалы иностранных страховщиков должны находиться под юрисдикцией РФ, а ограничения касаться страхования жизни, государственных и муниципальных поставок [19].
Членство России в ВТО предполагает принятие ею положений, разработанных такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Базельский комитет, FATF, ОЭСР. Базельский комитет по банковскому надзору был создан в 1975 г. и за время своего существования подготовил три отдельных документа - Базель I, Базель II, Базель III, направленных на установление минимальных требований к достаточности банковского капитала, усиление банковского надзора и др. Реакцией Базельского комитета на мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. было создание документа Базель III, который предлагает новые стандарты капитала, «леве-ридж» (соотношение заемного и собственного капитала) и ликвидности для усиления регулирования, надзора и риск - менеджмента в банковском секторе. Ключевым элементом Базельских соглашений является создание в каж-
дом банке внутренней системы оценки кредитных и операционных рисков, которые позволят банкам рассчитывать необходимый размер собственного уставного капитала [34].
Для того чтобы российская банковская система смогла безболезненно встроиться в международную финансовую систему, необходимо осуществить ряд мер, направленных на активную капитализацию банковского сектора за счет внутренних источников, на развитие системы рефинансирования ЦБ коммерческих банков, на усиление кредитной деятельности банков, как краткосрочной, так и особенно - долгосрочной, на расчистку коммерческих банков от «плохих» долгов. Присутствие иностранного капитала в капитале российских банков должно регулироваться квотами.
Следует разработать и принять изменения в Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39 - ФЗ, «Об организованных торгах» от 21.11.2011 г. №325 - ФЗ о применении ограничений в 20% на долевую собственность фондовых бирж для иностранных и отечественных инвесторов, также и к другим видам альтернативной торговли. С учетом того, что процедура лицензирования сама по себе не является ограничением для предоставления услуг, необходимо внести изменения в акты, регулирующие лицензирование видов деятельности, к которым не применяется закон «О лицензировании».
Не вызывает сомнения тот факт, что для успешной конкуренции в условиях ВТО предприятиям нужен доступ к дешевым и длинным кредитам... В результате присоединения к ВТО для российских и иностранных компаний должны быть выравнены условия конкуренции. Доступ к деньгам - один из важнейших факторов конкурентоспособности. Государство должно обеспечить выполнение этого условия.
Уровень кредитной ставки в России, хотя и снизился в 2011 г. троекратно по сравнению с уровнем 2000 г. с 21,7% до 7% годовых для долгосрочных кредитов [1]1, остается очень высоким для подавляющего большинства отраслей российской экономики, уровень рентабельности которых находится либо ниже, либо на уровне ставки, либо незначительно ее превышает. Семь процентов - средняя величина, а в каждом конкретном случае при предоставлении кредита учитываются срок, финансовая репутация, прозрачность компании, цели кредитования: пополнение оборотных средств, проектное финансирование, бриджевые кредиты, облигации; наконец, уровень мотивированности и компетентности менеджмента. В отличие от Банка России, центральные банки ведущих стран мира придерживаются политики нулевых и невысоких реальных процентных ставок: Япония - 0,1-0,2%, США -0,2-0,3%, Великобритания - 0,5-0,6%, Еврозона - 0,8% [27].
Анализ современной документации, разработанной Министерством экономического развития в области ВТО, в частности «Об итогах переговоров по присоединению России к ВТО», позволяет утверждать о недостаточной проработке вопросов налогообложения. В трех основных соглашениях
1 Рассчитана как средневзвешенная величина ежемесячных процентных ставок за указанный период
ВТО: Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ), Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) и Соглашении о субсидиях и уравновешивающих мерах (ЛБСМ) дефиниция «налог» довольно часто применяется. При этом отметим, что у всемирной торговой организации свой взгляд на определение налога. «Поскольку основной целью ВТО является снятие дискриминационных торговых мер, то именно в этом контексте ВТО и рассматривает концепцию налога, концентрируя свое внимание только на тех налогах, которые создают дискриминационный торговый барьер. ... В странах-членах ВТО торговые соглашения традиционно связываются с косвенными налогами в форме таможенных пошлин (таможенные тарифы или другие налоги при пересечении границы) и с внутренними косвенными налогами (НДС, налог с продаж, акцизы и налоги со сделок). Общей для всех этих налогов является прямая связь с торговыми операциями, касающимися импортированных, экспортированных или внутристрановых продуктов» [23, с. 40]. Следует отметить, что в Российской Федерации доходы от внешнеэкономической деятельности с 01.01.2006 г. выведены из состава налоговых платежей, при этом они обеспечивают существенные поступления в бюджет. Поэтому, на наш взгляд, при решении споров по вопросам налогообложения, придется исходить из определения налога, принятого в ВТО, а не в России, что представляется серьезной проблемой.
Основными положениями при вступлении в ВТО являются: обеспече-
1 2
ние доступа на рынок товаров (импортные пошлины , тарифные квоты , обязательства по поддержке сельского хозяйства3, экспортные пошлины1), обес-
1 Перечень обязательств по доступу на рынок товаров охватывает 11 567 тарифных линий. В целом по тарифу снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит несколько большую величину - порядка 4,4 процентных пункта. Максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в РФ снизится в 3,3 раза, до 30 тыс. рублей с нынешних 100 тыс. рублей, с момента присоединения России к ВТО. Структура таможенных сборов меняться не будет, поскольку Россия доказала, что существующая процедура не нарушает принципы ВТО. Но страна обязана по запросу членов Всемирной торговой организации предоставлять информацию о том, как формируются и взимаются таможенные сборы.
Сохранится возможность использования комбинированных ставок таможенных пошлин, являющихся как инструментом борьбы с занижением таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления внешнеторговых поставок, так и, в определенной мере, дополнительным средством защиты отечественного рынка от массированных импортных поставок дешевых товаров, оказывающих серьезное конкурентное давление на отечественное производство.
Информация о ставках импортных пошлин на товары ВЭД как на момент присоединения к ВТО, так и после переходного периода будет открытой только после завершения переговорного процесса по присоединению.
2 Результатом достигнутых договоренностей является возможность для России иметь уровень тарифной за -щиты внутреннего рынка не ниже ныне действующего. Имеет место перечень тарифных уступок России, который в настоящее время носит конфиденциальный характер и для широкого ознакомления не предназначен.
3 Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на достижение договоренностей по объему внут -ренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарного ящика» (меры поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю). Обязательства по объемам «янтарного ящика» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее - АМС). Россия принимает обязательство о связывании объема АМС на уровне 4,4 млрд. долл., что соответствует базовому периоду 2006-2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составит 9 млрд. долл. США, который постепенно будет сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд. долл. (то есть фактически после присоединения уровень поддержки, соответствующий базовому периоду, не сокращается, а увеличивается).
печение доступа на рынок услуг. Но национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности его налогами. Отчасти это смягчается стимулированием внешнеэкономической деятельности национальных фирм, осуществляемым, в частности, при помощи налоговых льгот.
По заявлению Минэкономразвития, налоговое законодательство при вступлении в ВТО претерпит незначительные изменения. Они будут касаться устранения дискриминации иностранных товаров при применении отдельных налоговых льгот. Налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с момента присоединения РФ к ВТО. До сих пор ряд сельскохозяйственных товаров в отдельных случаях не облагался НДС, то же самое касалось ряда товаров из-за границы в рамках сотрудничества в области космических исследований. С момента присоединения к ВТО такая практика должна прекратиться.
Изменится система лицензирования импорта алкоголя, фармацевтической продукции, а также устройств с криптографическими функциями. В настоящий момент организации должны иметь соответствующие лицензии на импорт этой продукции, но после присоединения к ВТО импортные лицензии не потребуются. Для выпуска товаров в свободное обращение на рынке необходима будет лицензия на осуществление данного вида деятельности, например на торговлю алкоголем.
Одним из главных условий присоединения России к ВТО является приведение отечественного налогового законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с нормами и правилами ВТО. В области налогообложения необходимо обратить внимание на следующие проблемы и решить указанные вопросы.
На наш взгляд, процедура проработки налогового законодательства РФ и стран - членов ВТО заслуживает более подробного анализа. Министерству экономического развития Российской Федерации необходимо опубликовать заверенный перевод на русский язык полного текста Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации, подписанного 16 декабря 2012 года. Как указано выше, эта работа не выполнена к январю 2013 г.
Для выработки налоговой стратегии при вступлении России в ВТО следует оценить налоговую нагрузку в разрезе основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности, чтобы определить «группу
1 Обязательства предусматривают «связывание» и сокращение ставок пошлин на определенный список товаров (порядка 700 тарифных линий). В данный список вошли все товары, в отношении которых действовали экспортные пошлины на май 2004 г.
На нефть и нефтепродукты предусмотрено применение особой формулы расчета ставок, аналогичной применяемой в настоящее время. На природный газ зафиксировано применение ставки 30% без обязательств по снижению ставок. Сохранится возможность применения экспортных пошлин, использующихся как для регулирования объемов вывоза сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства на внутреннем рынке, так и для обеспечения поступлений в федеральный бюджет дополнительных доходов от экспорта, образующихся на базе разницы внутренних и экспортных цен.
риска», налогообложение которой избыточно и может существенно снизить конкурентоспособность по сравнению с аналогичными зарубежными видами деятельности. Совокупная налоговая нагрузка рассчитывается по данным формы № 1-НОМ Федеральной налоговой службы [30]. Поскольку для России характерна фрагментарность системы управления налоговым процессом, отдельные виды налоговых платежей планируются, администрируются и контролируются различными министерствами и ведомствами; имеет место изменение структуры бюджетных доходов. Например, поступление доходов от внешнеэкономической деятельности контролирует Федеральная таможенная служба [31], что затрудняет получение официальной статистической информации о фактических выплатах таможенных пошлин в разрезе основных видов экономической деятельности1.
Особого внимания потребует НДС. В соответствии со Ст. 3 ГАТТ «Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования», налогообложение сделок с товарами в соответствии с национальными правилами (внутренние косвенные налоги) не может зависеть от того, является ли товар отечественным или импортным. Иными словами, таким образом, ВТО препятствует дискриминационному налогообложению [23, с. 40]. По нашему мнению, следует провести:
❖ сопоставление объекта налогообложения НДС и объекта, свободного от налогообложения НДС номенклатуры ввозимых товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (текст подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) и ст. 150 НК РФ) с налоговым законодательством стран, входящих в ВТО.
❖ сопоставление российского налогообложения ввоза-вывоза (ст. 151 НК РФ) с налогообложением ввоза-вывоза стран, входящих в ВТО. По нашему мнению, подпункт 1 пункта 1 ст. 151 НК РФ, в котором говорится, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, «при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме» (10 или 18% (подпункт 5 п.3 ст. 164 НК РФ)), требует изменения. Следует дифференцировать налоговые ставки не только по видам ввозимых товаров и продукции, но и в зависимости от их отраслевой принадлежности, исходя из экономического положения соответствующих видов деятельности в РФ, но с учетом уровня налогообложения таких товаров в странах, входящих в ВТО.
В монографии [28] указано, что ГАТТ может ограниченно применяться к дискриминационным прямым налогам. В отличии от ГАТТ, правила ГАТС распространяются не на налоги и таможенные пошлины, а на «меры, влияю-
1 На официальном сайте указано, что доступ к данным таможенной статистики внешней торговли России предоставляется федеральным органам власти, иностранным и международным организациям в соответствии с заключенными соглашениями и оформляется письмом на руководителя ФТС. К сожалению, бланк для заполнения к соглашению недоступен.
щие на торговлю услугами» (ст. 1, XVII ГАТС), которые означают «любую меру стороны соглашения в форме закона, постановления, правила, процедуры, решения административного действия или в любой другой форме» (Ст. XXVIII (а) ГАТС). «Поэтому любая мера, в том числе налоговая, примененная к услугам или к тем, кто их оказывает, может потенциально нарушить принцип наиболее благоприятствуемой нации ГАТС и национальные правила. Применение принципов недискриминации содержит, однако, значительные исключения, включая оговорки о прямых налогах (ст. XIV (е), XXII (3), XIV (ё) ГАТС).» [23, с. 40]. К прямым налогам относятся «все налоги с общего дохода, со всего капитала или с элементов дохода или капитала, включая налоги на поступления от отчуждения собственности, налоги на недвижимость, наследство и дарение, и налоги на общую сумму жалованья или заработной платы, выплаченной предприятиями, а также налоги на прирост капитала» (ст. XXVIII (о) ГАТС).
В российской научной литературе встречается большое разнообразие налоговых классификаций [7, с. 45; 12, с. 106], в соответствии с которыми к прямым налогам, в принципе, относятся все выше перечисленные по правилам ВТО. Однако в целях повышения безопасности отечественного производителя следует еще раз досконально проанализировать тяжесть его налогообложения по сравнению с зарубежными коллегами.
В целях предотвращения нанесения серьезного ущерба национальным производителям товаров и нарушения нормального состояния платежного баланса, принимая во внимание величину установленных импортных и экспортных пошлин, политику квотирования1, наконец, обязательства по поддержке сельского хозяйства, следует предусмотреть комплекс налоговых льгот для видов экономической деятельности и отраслей промышленности, продукция которых может существенно пострадать от импорта.
Необходимо устранить унифицированность российской системы налогообложения (неравномерность распределения налоговой нагрузки по отраслям и видам экономической деятельности), превалирование фискальной функции над стимулирующей; сократить высокий удельный вес затрат на налоговое администрирование; разработать комплексный налоговый подход к формированию эффективного стимулирования видов экономической деятельности и отраслей промышленности, уровень налоговой нагрузки которых является высоким.
При осуществлении финансово-экономической интеграции России следует уделять особое внимание переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Вопросы конкурентоспособности российской системы налогообложения в свете предстоящего вступления в ВТО стали предметом обсуждения на парламентских слушаниях, организованных Комитетом по бюджету и налогам в Государственной Думе 30 мая 2012 г. По мнению председателя Коми-
1 Проект Перечня уступок и обязательств России по товарам представляет собой консолидацию результатов двусторонних (с 57 членами ВТО) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, которые проходили в период с 1998 по 2007 гг.
тета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству И.Н. Руденского, «конкурировать на мировом рынке России приходится с развивающимися государствами, козырем которых выступают низкие ставки налогообложении и инвестиционные льготы.... Заслуживает поддержки в первую очередь сельское хозяйство», следует решить проблему «с просроченной кредитной задолженностью и сохранять нулевую ставку обложения прибыли фермерских хозяйств. И.Н. Ру-денский отметил также острейший дефицит квалифицированных специалистов по брендам, продвижению продукции, международному праву и ряду других направлений, которые препятствуют успешной интеграции российской экономики в мировую» [15, с. 35].
Опасность превращения России в сырьевой придаток запада не единственная в результате вступления в ВТО. Вполне вероятно, что наша страна превратится в гигантский рынок сбыта сельскохозяйственной продукции для развитых стран. Отмена или сокращение таможенных пошлин и импорт продовольствия угрожают национальной безопасности страны. По расчетам первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам А. Хайруллина, наши пашни могут прокормить 1,3 млрд. чел., а по факту мы не можем обеспечить продовольствием 140 млн. [13]. Как показали исследования Всероссийского института аграрных проблем и информатики, либерализация российского рынка по правилам ВТО убьёт остатки конкурентоспособности нашего аграрного сектора. Правилами ВТО запрещено прямое финансирование сельского хозяйства, применяются только косвенные меры поддержки сельхозпроизводителей: финансирование целевых программ развития отрасли; выделение субсидий для производства отдельных видов продукции и технологических субсидий для приобретения новой техники в лизинг; субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам; поддержка НИОКР и укрепление кадрового потенциала [9, с. 131]. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозеф Стиглиц, говоря о ВТО, справедливо отметил: «эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран. Проповедуя необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам» [13]. Об указанном факте красноречиво свидетельствует статистика. Размер государственных дотаций из расчета долл./га посевной площади в странах ЕС составил 1386, в США - 136, в Канаде - 123, В Австралии - 94, в России - 72 [25, с. 6]. В первые месяцы членства в ВТО российские производители сельскохозяйственной продукции ощутили серьезное давление со стороны конкурентов Финляндии, Прибалтики и стран СНГ. Импортная продукция молочного и мясного животноводства серьезно потеснила отечественные продукты. С 1 января 2013 г. по условиям ВТО сельхозпроизводители должны покупать мировые удобрения по мировым ценам, что приведет к повышению цен на российскую продукцию на 35-40%. За шесть лет действия национальной программы развития агропромышленного комплекса на создание свиноводства «с нуля» было потрачено 200 тыс. млрд. руб., были по-
строены огромные современные свинокомплексы. Теперь, после вступления в ВТО, ввиду резкого снижения сверхквотной ставки ввозной таможенной пошлины на свинину, ее импорт увеличился на 50%. В этой ситуации отечественные производители просто не выдержат конкуренции. От присоединения к ВТО пострадали и производители сельхозтехники. В 2009-2011 гг. импорт зерноуборочных комбайнов в страны таможенного союза вырос на 19,9%, а в первом полугодии 2012 г. - на 92,3% (к тому же периоду 2011 г.) В итоге их внутреннее производство упало на 14,4%, продажи - на 43,4%, товарные запасы выросли на 67,4%. В связи с этим Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла решение о введении предварительной специальной защитной пошлины на импорт комбайнов в Таможенный союз в размере 27,5% [22]. Считаем, что это своевременная и положительная мера, но недостаточная. По мнению совладельца «Ростсельмаша» К. Бабкина, отрасль рассчитывает и на другие меры поддержки со стороны государства: субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, снижение стоимости заёмных средств, поддержка экспорта и др. Конкуренция налицо, последствия предсказуемы.
Основным преимуществом от вступления в ВТО является обеспечение равных условий для производителей. По заявлению Минэкономразвития, «членство в ВТО открывает для нашего бизнеса принципиально новые возможности. Главный плюс - стабильность правил торговли, прозрачность законодательства и административных процедур. Создаются и лучшие условия для доступа на внешние рынки, поэтому компании могут рассчитывать на развитие своих экспортных программ. Для отдельных предприятий могут возникнуть и риски, связанные, прежде всего, со снижением тарифных и других барьеров при импорте. У правительства, Таможенного союза есть инструменты их нейтрализации. Но инициатива их применения - в руках бизнеса» [3]. На практике громоздкость отечественного налогообложения, неразвитость системы страхования, отсутствие нормальных налоговых и кредитных условий для производителей и серьезной поддержки со стороны государства, иными словами - отсутствие цивилизованных условий для ведения бизнеса и программы государственной защиты производителя - предполагает не создание конкуренции, а экономическое закабаление. Первые месяцы членства в ВТО показали полную нежизнеспособность правительственных инструментов по защите отечественного производителя.
В материалах, представленных на официальном сайте Министерства экономического развития, указывается, что «следствием либерализации доступа товаров и услуг на российский рынок после присоединения станет дальнейшее развитие рыночных отношений и создание адекватной конкурентной среды в экономической сфере, что в итоге сформирует новые условия деятельности для ряда секторов и подотраслей российской экономики». Следует отметить, что большинство видных ученых-экономистов и политических деятелей такого оптимизма по-прежнему не разделяют, но обратной дороги нет.
_Литература_
1. Бюллетень банковской статистики: №11, 2001. С. 75; №11, 2004. С. 92; №11, 2006. С. 94; №11, 2008. С. 104; №11, 2011. С. 118; №11, 2012. С. 121. Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=BBS.
2. Вот и ВТО//Российская газета - Федеральный выпуск № 5839 (166) от 23.07.2012 г.
3. ВТО время пошло// Российская газета,№ 5865 (192) от 22 августа 2012 г.
4. ВТО это не волшебная палочка//РБК daily от 22 августа 2012 г.
5. Инвестиции в торговую политику - самые прибыльные инвестиции в ми-ре//Журнал Эндаумент (вкладка «MGIMO Journal», июль 2012 г.
6. Интервью А.Р. Белоусова О второй волне кризиса, безработице и вступлении в ВТО//Комсомольская правда, 1 августа 2012 г.
7. Грибкова Н.Б. Налоги в системе государственного регулирования экономики России// М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. С. 45.
8. Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО. Документ аутентичен только на английском. 16.11.2011.
9. Камилов М.К., Камилова П.Д. Государственное регулирование и поддержка АПК России после вступления в ВТО//Региональные проблемы преобразования экономики, № 2, 2012. С. 131.
10. Катасонов В. ВТОизация всей страны//Литературная газета № 26 от 27 июня - 3 июля 2012 г.
11. Кротов Н.И. С.Ю. Витте: уроки истории//Финансы, № 6, 2012.
12. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Налогообложение прибыли в России: формирование современной модели // М.: Эксмо, 2010. С. 106.
13. Люльчак Е. С чем остаётся российское село после вступления в ВТО?// Мир новостей от 25 декабря 2012 г.
14. Медведков М.Ю. Есть ли жизнь после ВТО//Московский комсомолец, №26003 от 1 августа 2012 г.
15. Налоговая тема на парламентских слушаниях //Финансы, № 6, 2012
16. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО// Национальный инвестиционного совет, Российская академия наук. М., 2002
17. Петраков Н.Я. К вопросу о модернизации экономики//Вопросы экономики, №12, 2010. С. 6.
18.Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2003 г. №108
19. Рекомендации Круглого стола на тему «Законодательное обеспечение международной финансово-экономической интеграции России и защита отечественного финансового сектора», состоявшегося 23 апреля 2012 г. в Государственной Думе РФ.
20.Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации// РБК daily от 22 августа 2012 г.
21. Специалистов экстра-класса по вопросам ВТО Россия вырастит через 20 лет//Агентство экономической информации «Прайм», 13 ноября 2012 г.
22. Стеркин Ф., Шматов В. Россия защищается//Ведомости № 246 от 26 декабря 2012 г.
23. Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н., Тернопольская Г.Б. Дефиниция «налог» в России, странах СНГ и ВТО // Финансы, № 4, 2012. С. 40.
24.22 августа 2012 г. Российская Федерация стала полноправным членом Всемирной торговой организации // Бизнес ТАСС, 21 августа 2012 г.
25. Хакимова Е. ВТО: всероссийский торговый облом//Мир новостей, № 4 (995), январь 2013. С. 6.
26. Цветков В. А. Направления неоиндустриальной модернизации Рос-сии//Модернизация и экономическая безопасность России: Т 2/ Под редакцией Н.Я. Петракова. - М., СПб.: Нестор-История, 2011. С.105-121.
27. Эксперт, № 40 (822), 8 октября, 2012 Электронный ресурс: http://expert.ru/expert/2012/40/zamyisel-kapitala/media/163636/.
28.Lang M. et al (eds.) WTO and Direct Taxation // Linde Verlag, Vienna, 2005.
29.Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Электронный ресурс: http ://www. economy. gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/w to/index.
30. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Электронный ресурс: http://www.nalog.ru/.
31. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Электронный ре-сурс:http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category& id=125&Itemid=1976&limitstart=90.
32. Официальный сайт НИУ ВШЭ. Электронный ресурс: http://www.hse.ru/org/projects/25613.
33. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132721;fld =134;dst=4294967295;rnd=0.5326036427501213.
34. Электронный ресурс://www.worldbiz.ru/analytics/detail.php?ID=1505.
35.Forbes.com/global 2000