ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация. В статье акцентируется внимание на проблемах разработки финансовой стратегии устойчивого развития инновационных предприятий. Выделены направления финансовой стратегии инновационных предприятий. Для оценки роста стоимости компании и эффективности ее деятельности предлагается использовать показатель экономической добавленной стоимости. В статье также представлены ключевые показатели эффективности, позволяющие оценить инновационную активность предприятий. Ключевые слова: финансовая стратегия, ключевые показатели эффективности, инновационное предприятие, инновационная деятельность, экономическая добавленная стоимость.
FINANCIAL STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTERPRISES
Annotation. The article focuses on the problems of developing financial strategy of sustainable development of innovative enterprises. The directions of financial strategy of innovative enterprises are determined in the article. Also the indicator of economic value added is proposed to evaluate the growth of the company's value and its effectiveness. The article also presents key performance indicators to evaluate the innovative activity of enterprises.
Keywords: financial strategy, key performance indicators, innovative enterprise, innovative activity, economic value added.
Инновационная деятельность предприятий направлена на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности, следовательно сопряжена со значительными капитальными и текущими затратами практически на всех этапах инновационного цикла. Согласно Федеральному закону № 127-ФЗ от 23 августа 1996 (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике», инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Таким образом, инновационно-активное предприятие (организация) - предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности осуществляющее на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности [1]. По данным Федеральной службы статистики [4], инновационная активность организаций с 2010 по 2014 гг. сохраняется в пределах 9,510,5 % в общем числе обследованных организаций, при этом организации, осуществляющие технологические инновации составляют наибольший удельный вес (см. табл. 1).
Инновационная направленность деятельности предприятий должна согласовываться с ее экономическими целями и финансовой стратегией предприятия. Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой устойчивости предприятия. Инновационно-активные предприятия, разрабатывая финансовую стратегию, должны ставить задачи, направленные на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню и значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса [2], включая: значительное повышение производительности труда (не менее 5 % ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний; существенная (не менее 5 % ежегодно) экономия энергетических ресурсов как в процессе производства, так и при эксплуатации производимой продукции; существен-
УДК 658.14 Д.В. Бойко
Daria Voyko
© Войко Д.В., 2016
ное удешевление себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения пользовательских характеристик и снижения экологичности; существенное улучшение потребительских качеств производимой продукции. Финансовая стратегия предприятия обеспечивает охват всех основных направлений развития финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия; формирует специфические финансовые цели долгосрочного развития предприятия; обеспечивает выбор наиболее эффективных направлений достижения финансовых целей предприятия; учитывает и адекватно реагирует на изменения внешних условий финансовой деятельности предприятия.
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности, %
№ п/п Показатели инновационной деятельности 2010 2011 2012 2013 2014
1 Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году) 9,5 10,4 10,3 10,1 9,9
2 Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 7,9 8,9 9,1 8,9 8,8
4 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 4,8 6,3 8,0 9,2 8,7
5 Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 3,2 3,3 3,0 2,9 2,8
6 Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 2,2 2,3 1,9 1,9 1,7
7 Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 4,7 5,7 2,7 1,5 1,6
На фоне геополитической нестабильности и замедления роста экономики в 2015 г. большая часть инновационных предприятий планируют реализовать инициативы по сокращению затрат, повышению операционной эффективности бизнеса, добиваясь более высокой производительности всех элементов, процессов и сотрудников. В этой связи разработка и реализация финансовой стратегии должны быть направлены на устойчивое развитие инновационного предприятия. Устойчивое развитие предприятия характеризуется ростом его акционерной стоимости за счет повышения экономической эффективности, развития персонала и поддержания стабильных трудовых коллективов, поддержание высокого уровня безопасности ее деятельности для работников компании, контрагентов, населения и окружающей среды, и социально-экономическое развитие регионов присутствия. Экономическая составляющая финансовой стратегии устойчивого развития определяется факторами рационального использования ресурсов, обеспечения требуемой отдачи на вложенный капитал, поддержания финансовой устойчивости, конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг, инновационной активностью.
Каждое предприятие должно ставить своей целью увеличение акционерной стоимости, а также достижение самых высоких стандартов в управлении, будучи убежденным во взаимосвязанности
этих двух целей. Приверженность прозрачному и ответственному управлению бизнесом важна для поддержания доверия инвесторов и для получения акционерами максимальной прибыли. Предприятие должно стремиться к достижению лидирующих финансовых и производственных показателей в своей отрасли. Достижение этой цели напрямую зависит от эффективности сотрудничества предприятия с поставщиками и подрядчиками, построенного на принципах прозрачности и честной конкуренции, а также лояльности потребителей, которая обеспечивается высоким качеством производимой продукции. Для повышения эффективности своего бизнеса предприятие должно разрабатывать и внедрять новые технологии на всех этапах своей деятельности.
При разработке финансовой стратегии устойчивого развития руководство и собственники предприятия определяют долгосрочные цели финансовой деятельности. Таким образом, можно выделить следующие цели финансовой стратегии предприятия(см. рис. 1).
Рис. 1. Цели финансовой стратегии инновационного предприятия
Цели финансовой стратегии можно сгруппировать по следующим направлениям (см. рис. 2), которые в дальнейшем будут формировать финансовую политику предприятия.
Рис. 2. Направления финансовой стратегии инновационного предприятия
Как правило, на предприятии может разрабатываться два вида стратегии: генеральная финансовая стратегия видения бизнеса и оперативная финансовая стратегия. В генеральной стратегии формируются принципы образования и использования дохода компании, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на среднесрочный (долгосрочный) период. Оперативная стратегия разрабатывается на конкретный период времени и затрагивает текущее управление финансовыми ресурсами.
Одним из важнейших результатов устойчивого роста инновационного предприятия является рост стоимости компании. Для оценки роста стоимости компании и эффективности ее деятельности предлагается использовать показатель экономической добавленной стоимости (далее - EVA). Инновационное предприятие при разработке финансовой стратегии должно планировать будущие показатели EVA с целью поиска оптимальных направлений инвестирования финансовых ресурсов.
EVA - это разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала. EVA позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой ставке доходности, которую акционеры и кредиторы смогли бы получить, вложив свои средства в ценные бумаги с таким же уровнем риска, а также является индикатором качества управленческих решений. Формула расчета этого показателя следующая:
EVA = NOPAT - WACC ■ IC , (1)
где NOPAT - чистая операционная прибыль после уплаты налогов, WACC - средневзвешенная стоимость капитала, IC - инвестированный капитал.
Еще один вариант расчета EVA:
EVA = - WACC) ■ 1С = (ROI - WACC) ■ 1С, (2)
где ROI - рентабельность инвестированного капитала.
Итак, возможны три варианта значений EVA:
1) EVA > 0 - прирост рыночной стоимости компании, эффективное вложение капитала.
2) EVA = 0 - рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости чистых активов, доход от инвестиций капитала в собственное предприятие равен нулю.
3) EVA < 0 - уменьшение рыночной стоимости компании, неэффективное вложение капитала.
Капитализация инновационного предприятия зависит также от изменений подлинной стоимости предприятия, от состояния рынка капитала, от эффективности инвестиционной политики. Для оценки устойчивости роста инновационного предприятия необходимо анализировать изменения экономической прибыли.
Для увеличения стоимости инновационного предприятия необходимо выделить факторы, которые влияют на показатель EVA: выручка от реализации, текущие затраты, налоговая ставка, величина инвестированного капитала и средневзвешенная стоимость капитала; спред доходности капитала = ROI - WACC; темп роста инвестированного капитала. Показатель EVA может быть увеличен за счет увеличения выручки от реализации, сокращения текущих затрат и оптимизации затрат на привлечение капитала. Рост спреда доходности капитала возможен при росте доходности инвестированного капитала (ROI) при неизменной средневзвешенной стоимости капитала или снижении затрат на капитал (WACC). При стабильном положительном спреде доходности капитала и росте величины инвестированного капитала также происходит наращивание величины экономической прибыли.
Для оценки устойчивого развития инновационного предприятия необходимо определять индекс устойчивости роста, который учитывает влияние выше рассмотренных факторов (далее - SGI).
SGI = gs ■j ■ Й=í max [0, (ROIt - WACCt)], (3)
где gs - средний темп прироста продаж, k - количество лет наблюдений, l - количество лет, в течение которых спред доходности инвестированного капитала положителен, ROIt - рентабельность инвестированного капитала в год t, WACCt - средневзвешенная стоимость капитала в год t.
Финансовая стратегия инновационного предприятия должна учитывать также ключевые показатели эффективности (KPI), позволяющие оценить его инновационную активность. KPI инновационного предприятия - это оценочный критерий эффективности деятельности инновационного предприятия, который позволяет количественно измерить достижение долгосрочных и среднесрочных
целей финансовой и инновационной стратегии. Показатели KPI являются измерителями целей определенных стратегией развития и плановых значений, заложенных в долгосрочной программе инновационного развития предприятия.
Основными задачами внедрения KPI в деятельность инновационных предприятий являются: оценка достижения стратегических целей; мониторинг и контроль реализации стратегии; создание должной мотивации менеджмента с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей.
Менеджмент инновационного предприятия, на основе выбранной стратегии, с учетом долгосрочной программы развития, обеспечивает формирование KPI: разработка перечня KPI; разработка методики расчета KPI; формирование целевых значений KPI с разбивкой по годам в рамках реализации стратегии, а также с поквартальной разбивкой значений KPI на отчетный год; утверждение KPI комитетом по стратегии инновационного предприятия.
Таким образом, ключевые показатели эффективности в данном случае можно разделить на четыре группы [3].
1. Общие показатели эффективности деятельности:
1.1 Производительность на одного работника, тыс. руб./чел (KPI 1)
+р/ 1 __Выручка (нетто) от продажи товаров,продукции,работ,услуг (4)
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) за отчетный год
1.2 Доля затрат на энергию в структуре полной себестоимости продукции, % (KPI 2)
+р/ 2 _ Затраты на потребление энергии и топлива за отчетный год (_)
Полная себестоимость реализованной продукции за отчетный год '
1.3 Отношение полной себестоимости реализованной продукции к выручке от продажи товаров (работ, услуг), % (KPI 3)
+р/ 3 _ Полная себестоимость реализованной продукции за отчетный год
Выручка (нетто) от продажи товаров,продукции,работ,услуг
2. Показатели финансирования и результативности инновационной деятельности
2.2 Совокупные затраты на реализацию инновационной программы, тыс. руб. (KPI 4)
2.3 Выручка от экспорта инновационной продукции, тыс. руб. (KPI 5)
2.4 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, в том числе в пределах РФ и за пределы РФ, % (KPI 6)
„п, ^ Отгружено инновационных товаров,работ,услуг „„„л,
лг/ 6 _------100 % . (7)
Отгружено товаро,работ и услуг,всего
3. Показатели финансирования и результативности исследований и разработок
3.1 Затраты на исследования и разработки в процентах к выручке от продажи товаров (работ, услуг) , % (KPI 7)
+Р/ 7 _-Затраты на т°кр--100 % . (8)
Выручка (нетто) от продажи товаров,продукции,работ,услуг
3.2 Затраты на исследования и разработки, выполненные за счет внебюджетных средств, в процентах к выручке от продажи товаров (работ, услуг), % (КР1 8)
Затраты на НИОКР,выполненные за счет внебюджетных средств . .. п. .„.
ЛГУ о — —--------- 1ии % . (9)
Выручка (нетто) от продажи товаров,продукции,работ,услуг
3.3 Удельный вес нематериальных активов в общей стоимости активов, % (КР1 9)
Стоимость нематериальных активов 1 пп п/ ,1т
лгУ 9 — ----- 1ии % . (10)
Балансовая стоимость внеоборотных активов на конец отчетного года
3.4 Коэффициент использования патентов, полученных за последние три года, % (КР1 10)
ътп-1п Число патентов на изобретения,используемых в производственных подразделениях ...... /114
лгУ 1и — ---- 1ии %. (11)
Всего,число патентов на изобретения,полученных за последние три года
4. Показатели взаимодействия со сторонними организациями
4.4 Затраты на исследования и разработки, выполняемые сторонними организациями, в том числе по исполнителям (вузы, научные организации, компании малого и среднего бизнеса), тыс. руб. (КР1 11)
4.5 Затраты на повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров в вузах в расчете на одного работника, руб./чел. (КР1 12)
. „ Объем финансирования компанией подготовки кадров . . . п/ ..
ЛГУ 12 — --------- 1ии % . (12)
Число лиц,обученных по программам дополнительного профессионального образования
Фактические значения ключевых показателей эффективности служат для оценки результативности реализации инновационной программы предприятия в отчетном году. Анализируя ключевые показатели эффективности необходимо выявлять факторы, оказавшие существенное влияние на достижение их текущих значений. Оценку ключевых показателей эффективности целесообразно представить в табличном виде (см. табл. 2).
Таблица 2
Оценка выполнения КР1 инновационного предприятия
Наименов ание Фактическое значение на конец предшествующего отчетному года Плановое значение на отчетный год Фактическое значение на конец отчетного года Отклонение Оценка достижения планового значения показателя (да / нет)
1 2 3 4 4-3 5
КР1 1
КР1 12
Финансовый мониторинг реализации финансовой стратегии инновационного предприятия предполагает, прежде всего, оценку соответствия достигнутых значений ключевых показателей эффективности, за отчетный период, запланированным значениям. При этом необходимо также провес-
ти оценку соответствия объемов фактически направленных финансовых средств на реализацию инновационной программы, в отчетном периоде, заявленным в программе планам финансирования. В случае, если запланированные значения не достигаются или выполнены не в полном объеме, определяются причины отклонений, а также разрабатываются предложения по устранению отклонений. Выявление причин отклонений достигнутых результатов, в рамках реализации инновационной программы, позволит повысить результативность и эффективность инновационной деятельности предприятия, а также своевременно выявлять проблемы в реализации финансовой стратегии.
На мой взгляд, финансовая стратегия устойчивого развития предполагает разработку новых подходов к управлению финансами инновационного предприятия, стратегическую направленность высшего руководства на достижение целей предприятия, и ответственного отношения к ведению бизнеса.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс» (дата обращения : 08.03.2016).
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 20.04.2016).
3. Методические материалы по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 20.04.2016).
4. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика/Наука, инновации и информационное общество/Наука и инновации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science (дата обращения : 21.03.2016).