Научная статья на тему 'Финансовая система России и проблемы глобализации'

Финансовая система России и проблемы глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2163
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ВАЛЮТНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC AND FINANCIAL GLOBALIZATION / FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL MARKETS / INTERNATIONAL RESERVES / CURRENCY LIBERALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыхова Алла Леонидовна, Андреева Нейля Кабировна

Финансовая глобализация создает новые вызовы для национальной финансовой системы. Низкая эффективность российской финансовой системы в условиях глобализации обусловливает необходимость ее трансформации в направлении обеспечения ее экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s financial system and problems of globalization

Financial globalization creates new challenges for the national financial system. Low efficiency of Russia’s financial system in the context of globalization causes the necessity of its transformation in the direction of ensuring its economic security.

Текст научной работы на тему «Финансовая система России и проблемы глобализации»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

УДК 336.1(470+571)

А. Л. Дыхова, Н. К. Андреева

Финансовая система России и проблемы глобализации

Финансовая глобализация создает новые вызовы для национальной финансовой системы. Низкая эффективность российской финансовой системы в условиях глобализации обусловливает необходимость ее трансформации в направлении обеспечения ее экономической безопасности.

Financial globalization creates new challenges for the national financial system. Low efficiency of Russia’s financial system in the context of globalization causes the necessity of its transformation in the direction of ensuring its economic security.

Ключевые слова: экономическая и финансовая глобализация, финансовая система, финансовые рынки, международные резервы, валютная либерализация.

Key words: economic and financial globalization, financial system, financial markets, international reserves, currency liberalization.

В настоящее время наблюдается ускорение процессов глобализации мировой экономики, которая постепенно превращается в наднациональную систему. Ядром мировой экономики и движущей силой глобализации являются транснациональные корпорации (ТНК), которые рассматривают мир как единый рынок, который должен обслуживать только их интересы. Именно в интересах ТКН размываются границы, либерализуется законодательство стран в области трансграничного движения товаров и капиталов. Цель экономической глобализации, проводимой ТНК, - получение контроля над мировыми активами и ресурсами.

Одним из элементов экономической глобализации является финансовая глобализация, которая представляет процесс постепенного объединения национальных и региональных финансовых рынков в единый мировой финансовый рынок, а также усиления взаимозависимости между рынками отдельных финансовых инструментов. Финансовая глобализация заключается в формировании нового глобального механизма принятия решений с принципиально более сложным потоком информации, подлежащей обработке, с но-

© Дыхова А. Л., Андреева Н. К., 2013

61

вым составом участников и с абсолютно новым расписанием обязанностей и ответственности.

В результате глобализационных процессов меняется и функционирование национальных финансовых рынков, возрастает неопределенность воздействия мер, предпринимаемых центральным банком, на макроэкономические переменные. Это происходит под влиянием, с одной стороны, роста трансграничных потоков капитала, а с другой - финансовых инноваций (возникновения новых финансовых инструментов и их рынков). Рост трансграничных потоков капитала увеличивает риски возникновения спекулятивных «пузырей» на рынках активов и масштабы их негативных последствий.

Финансовая глобализация осуществляется так называемым «ядром мировой финансовой системы» - крупными транснациональными банками (ТНБ) в целях:

> контроля за мировым движением и перераспределением денежных капиталов и ресурсов;

> доминирования над финансовыми рынками;

> подчинения национальных финансовых систем для реализации своих интересов;

> получения монопольной прибыли от проведения финансовых операций.

Финансовая глобализация создает новые вызовы для национальной финансовой системы. Это связано с усилением воздействия внешней среды на национальную экономику в целом и финансовую сферу в частности. По мере все большего включения экономик в систему мирохозяйственных связей усиливается их взаимозависимость. В результате национальные центральные банки при принятии своих решений должны учитывать большее число факторов, находящихся за пределами их прямого контроля.

Действие внешних факторов ограничивает национальную финансовую систему по нескольким направлениям: непосредственно, сужая возможности центральных банков по использованию отдельных инструментов и установлению различных целей, и опосредованно, когда центральные банки вынуждены реагировать на последствия внешних негативных шоков.

Мировая финансовая система находится на пороге глобального кризиса, в основе которого лежат проблемы финансовой системы США. Государственный долг США на 28.05.2013 г. составил 16,8 трлн долл. [2]. Долги штатов, государственные долги по медст-рахованию, по пенсионному обеспечению, долги компаний, долги, взятые для выплаты пособий по безработице, долги домохозяйств и т. д. составляют около 115 трлн долл. Обслуживание ссудного процента по этой сумме составляет в год 4-5 трлн долл. Долги растут экспоненциально [3].

Первая в истории существования федеральная резервная система США (ФРС США) аудит, проведенная в 2012 г., показала, что во время и после кризиса 2008 г. частная корпорация ФРС секретно эмитировала и раздала 16 трлн долл. «своим» банкам. Среди получателей - Goldman Sachs - 814 млрд, Merrill Lynch- 2 трлн, City Group - 2,5 трлн, Morgan Stanley - 2 трлн, Bank of America -1,3 трлн, The Royal Bank of Scotland и Deutsche Bank получили по 500 млрд. Обращает на себя внимание тот факт, что среди получателей финансирования присутствуют и иностранные банки, что категорически запрещено американским законодательством [3].

Бесконтрольная эмиссия доллара ФРС США может привести не только к галопирующей инфляции внутри самих США, но и к потере долларом статуса мировой резервной валюты. Однако главной опасностью для Америки является то, что ФРС, раздавая по своему усмотрению ничем не обеспеченные доллары, делает должником именно американское государство, которое будет нести ответственность перед кредиторами из Китая, Японии, России и ЕС всем своим имуществом. По сути, США является страной-банкротом и уже не принадлежит ни правительству, ни народу, поскольку её долговые обязательства многократно превысили размеры национального богатства страны.

Чтобы не допустить неконтролируемого распада системы, министерство финансов США и ФРС в очередной раз применяют так называемую «стратегию анаконды»: удушение мира в долларовых объятиях, сбрасывание ставших обременительными элементов финансовой системы (типа инвестбанков, сырьевых и ипотечных пузырей), а также создание хаоса в «чужих» финансовых системах (в БРИК, Азии, Европе).

Чтобы замедлить ход событий, американские власти ведут финансовую войну с более слабыми звеньями мировой финансовой системы, стремясь мобилизовать оставшиеся ресурсы для собственного спасения. В этой ситуации финансовая система США выполняет доступную ей функцию - транслирует собственную неплатежеспособность вовне, обесценивая активы, компании, целые страны и континенты. Это неизбежная и вынужденная реакция самосохранения системы, которая даже в момент саморазрушения не в состоянии вести себя иначе, чем диктует ее природа.

Мировая финансовая система ставит перед Россией и другими странами проблемы и создает вызовы, угрожающие безопасности многих стран, на которые надо дать соответствующий ответ. Все это требует государственного реагирования, причем именно совместные действия стран Содружества могут оказаться существенно более эффективными, чем разрозненные и некоординированные.

В настоящее время зависимость финансовой системы России реализуется с использованием инструментов либеральной валютной и денежно-кредитной политики, к которым относятся: определение курса национальной валюты; увеличение валютных резервов в масштабах, определяемых интересами стран-эмитентов твердой валюты и, прежде всего, США; размещение средств международных резервов в государственных ценных бумагах США; либерализация миграции капитала.

Страна, догматично следуя монетаристским рецептам в по-стмонетаристском мире, загоняет себя «в угол». Ей грозит утрата остатков самостоятельной финансовой системы. Необходимо видеть ограниченность монетаристской политики финансового регулирования, которая потерпела крах в США и в России тоже. Поэтому именно монетаристскую и либеральную политику, политику дерегулирования и вытеснения государства из экономической и финансовой системы, в том числе с помощью мер административной реформы, следует рассматривать как базисный причинный фактор современного финансового экономического кризиса, создавшего условия для критически опасного характера спекулятивности мирового и национального капитала России.

Реализация монетарного так называемого антиинфляционного курса финансовой и денежно-кредитной политики, проводимой Минфином и Банком России, нашла отражение в ограничениях как внутренних, так и внешних финансовых и денежных ресурсов экономического роста. Использование монетарных методов в проведении денежно-кредитной политики, направленных на борьбу с инфляцией, обусловили создание механизмов выведения денежной массы из сферы активного кредитования реального сектора экономики. Действие этого механизма остается доминирующим и в настоящее время. Направленность финансовой политики и инструментария ее реализации на выведение денег из экономического оборота носит скрытый характер. На поверхности идет постоянная борьба с инфляцией с помощью монетарных мер. Применяемые антиинфляционные методы - высокий уровень ставки рефинансирования, укрепление курса рубля, формирование в крупных размерах международных резервов дестабилизируют финансовую систему и негативно отражаются на ее способности инвестировать в модернизацию экономики. В такой ситуации компании не просто выводят капитал, который можно было бы использовать для развития их бизнеса в России, они замещают его внешним финансированием.

Денежно-кредитная политика Банка России ведется в основном в направлении все большего экономического либерализма, обслу-

живая не интересы развития и модернизации отечественной экономики, а интересы развитых стран, в первую очередь США.

Неспособность государства создать эффективные механизмы использования накопленных сбережений в качестве источника инвестиций также проявляется в накоплении в чрезмерных размерах международных резервов. Чрезмерные международные резервы, накапливаемые ЦБР в последние годы, представляют собой беспроцентный кредит, предоставляемый иностранным государствам. Масштабные вложения ресурсов Банка России в средства на счетах и в ценные бумаги нерезидентов ограничивают ликвидность коммерческих банков. Искусственное сдерживание роста количества денег и ограничение банковских резервов подавляют внутренний спрос.

Массированный приток в страну иностранной валюты и покупка части этой валюты Банком России - основной канал денежной эмиссии в российской экономике. Политика привязки эмиссии рублей к приобретению долларов исключает создание полноценной национальной денежной системы.

Далее, существовавшие валютные ограничения до июля 2007 г. служили главным фактором сдерживания оттока капитала из страны. Одним из основных факторов дестабилизации денежного обращения в 90-х годах являлся приток спекулятивного капитала на фондовый рынок России и его бегство, что во многом обусловило дефолт 1998 г. Поэтому идея либерализации оттока капитала предполагала компенсацию притоков и оттоков капитала в страну, что должно было ограничить прирост денежной массы, а следовательно, и снизить совокупный спрос и цены на российском внутреннем товарном рынке.

Таким образом, российское государство открыло границы для вывоза капитала, добровольно лишая экономику инвестиций. Свободная миграция капиталов дестабилизирует финансовую систему страны. Приток спекулятивных международных капиталов на финансовый рынок страны надувает «финансовый пузырь», отвлекает из реального сектора капиталы, перенаправляя их в финансовые спекуляции. Последующий отток обрушивает созданный «финансовый пузырь», что ведет к потере доходов банков и инвесторов, девальвации курса национальной валюты, инфляции и дестабилизации экономики в целом. Развивающиеся страны, к которым относится и Россия, в условиях валютной либерализации несут большие убытки от так называемых «финансовых цунами», провоцируемых спекулятивными капиталами зарубежных хедж-фондов.

Сложившаяся финансовая система блокирует инвестиции в реальный сектор. В совокупности изъятия финансовых ресурсов социально-экономического развития страны за время реформ

составляют по разным оценкам от 1 до 3 трлл долл. - сумма, необходимая для модернизации экономики страны. Очевидно, что проводимая финансовая политика консервирует сложившуюся отсталую структуру экономики и ее экспортно-сырьевую направленность, превращая Россию в сырьевую периферию глобальной экономики и финансового донора США.

Низкая эффективность российской финансовой системы обусловливает необходимость ее трансформации в направлении обеспечения ее экономической безопасности, которая должна

предусматривать следующее.

1. Вместо осуществляемой сейчас разрушительной для реального сектора пассивной (ограничительной) денежной политики, основанной на модели «валютного управления» (эмиссия денег только под покупку валюты), Банк России должен перейти к проактивной политике таргетирования инфляции путем «связывания» денег в средне- и долгосрочных инфраструктурных проектах. Процентные ставки должны понизиться до величины процента окупаемости основных секторов экономики и инфраструктуры.

2. Осуществление ряда защитных мер по «отгораживанию» российской финансовой системы от экономики импорта «токсичности» мировой финансовой системы:

• возврат ряда мер валютного регулирования ЦБР (продажа части валютной выручки, лимитирование открытых валютных позиций банков и пр.);

• жесткое исполнение ЦБР ранее принятых мер контроля и регулирования капитальных операций с оффшорными зонами, что означает «примерное выполнение» рекомендаций G20;

• переход на преимущественно внутреннее рейтингование банков и компаний для целей кредитования, в том числе со стороны ЦБР.

3. Переориентация финансовой системы на мобилизацию финансовых ресурсов в интересах модернизации отечественной экономики. С точки зрения защиты вкладчиков в качестве превентивной меры может рассматриваться введение по примеру Германии и ряда других стран полной гарантии по вкладам (может быть, только в национальной валюте, что само по себе будет мощным фактором дедолларизации сбережений).

4. Размещение резервов во внутренних валютных обязательствах системообразующих банков и компаний. Цель - недопущение риска дефолтирования нашей страны и ее крупных компаний.

Конечно, это неполный перечень всех необходимых мероприятий по трансформации финансовой системы страны, однако именно дедолларизация и использование всех внутренних накоплений для модернизации экономики должны быть поставлены во главу угла.

Список литературы

1. Катасонов В. Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия проблем «денежной цивилизации». - М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2011.

2. http://flb.ru/info/45391.html

3. http://www.fondsk.ru/news/2012/12/28/o-neobhodimosti-nacionalizacii-frs-ssha.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.