Финансовая политика
финансовая политика устойчивого экономического роста и прогнозирование различных сценариев развития
и и ,
российской экономики*
И.В. БАБЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов
И.А. МИРОШНИКОВ Кубанский государственный университет
Переход к устойчивому экономическому росту в нашей стране выступает основной задачей, которая требует обоснования и соответствующего финансового обеспечения. До настоящего времени не разработана четкая финансовая концепция развития отечественной экономики. Финансовый механизм не настроен на ускоренное решение экономических и социальных проблем, что подтвердили события, начавшиеся в сентябре 2008 г., когда разразился мировой финансовый кризис, серьезно затронувший и реальный сектор.
Без развития базовых, социально значимых отраслей любая финансовая политика в области регулирования макроиндикаторов не будет работать должным образом. Экономический рост не является самоцелью — важно его качество, предполагающее распространение эффекта роста на социальную обеспеченность граждан, а также устойчивый характер роста, обеспечиваемый качественными изменениями в экономике. Как известно, экономическое развитие страны определяется не конъюнктурой мировых цен на экспортируемое сырье, а уровнем развития предприятий обрабатывающей промышленности.
Для России в настоящее время крайне важно не только сохранить системообразующую роль
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
государства, но и укрепить ее, качественно продвинуть уровень государственного управления экономикой, что должно способствовать интеграции всех экономических агентов в единое российское экономическое пространство.
В этих условиях на первый план выходит необходимость снижения зависимости экономики и бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Основная роль в этом процессе принадлежит рационализации государственных финансовых потоков, совершенствованию прогнозирования и повышению устойчивости государственных финансов, обеспечивающих эффективность бюджетной политики, формирование государственного спроса в экономике, поскольку структурная перестройка экономики во многом определяется возможностью государства регулировать хозяйственные процессы. Россия демонстрирует зависимость от притока зарубежных кредитов и от снижения цен на нефть. Еще более существенно другое: если в 1997 г. российский экспорт обеспечивался нефтью, нефтепродуктами и газом на 44,3 %, то в настоящее время — на 60,9 %. Необходимо обеспечить качественное изменение структуры экономики в пользу перерабатывающих отраслей. Это подразумевает необходимость задействовать основные источники роста: увеличение несырьевого экспорта, импорто-замещение и развитие новых секторов экономики, улучшение инвестиционного климата. Рационализация государственных финансовых потоков со-
здаст стимулы для активизации инвестиционного и потребительского спроса.
Российская экономика продолжает работать по схеме: природные ресурсы в обмен на продовольствие, приводящей к выкачиванию из страны нефти, газа, минералов и другого ценного сырья взамен на низкокачественное продовольствие и ширпотреб. Финансовые средства, полученные за экспортируемое сырье и другие ресурсы, оседают в зарубежных банках, а затем привлекаются в россий -скую экономику в виде иностранных инвестиций. Использование природных ресурсов внутри нашей страны характеризуется завышенными показателями природоемкости по сравнению с другими странами. Энергетические затраты (энергоемкость) на единицу ВВП по сравнению с развитыми странами выше в 3 и более раза. В связи с этим необходимо изменение экспортной политики в направлении сокращения доли экспорта первичных природных ресурсов и увеличения доли высокотехнологичной наукоемкой продукции. Изыскание материально-финансовых средств для создания инновационной экономики является важнейшим условием обеспечения экономической независимости государства. В бюджете должен быть создан технологически организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Это может привести первоначально к превышению расходов над доходами, что, на наш взгляд, неопасно, если процесс возврата средств от субъектов рынка будет находиться под контролем.
В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. Необходимо довести долю денежного агрегата М2 к 2015 г. до 50 %. Решение этой проблемы затрудняется не только из-за непонимания денежного фактора в экономике, его значения для обеспечения непрерывности кругооборота средств, пополнения оборотного капитала, улучшения собираемости налогов. Сказывается также сужение источников увеличения денежной массы в связи с медленным развитием безналичных расчетов. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей и иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением
денег.
Рассмотрим финансовую политику в области регулирования макроиндикаторов. Количество денежных средств в экономике определяется следующим уравнением:
Г + НЭ + О + П + ИМ = = Г + НЭ + Н — С + П + ИМ, (1)
где Г — денежные средства государства;
НЭ — денежные средства неэкспортеров; О = Н — С — остаток налогов экспортеров за вычетом резервного фонда;
П — потребление денежных средств экспортерами внутри страны ИМ — импорт.
Недостаток денежных средств на валютном рынке определяется: Н (С + О) + П + ввозимые доллары к обмену — вывозимые доллары после обмена — С. (2) Из приведенных формул видно, что чем меньше размер резервного фонда, тем выше «нефтяная» эмиссия и выше курс рубля. Одна из основных причин инфляции, как известно, в росте денежной массы. Правительство принимает определенные меры: повышает ставку рефинансирования, замораживает средства на счетах, приводящих к дефициту ресурсов обрабатывающих отраслей. За счет демонополизации экономики и политики дешевых денег возможно стимулировать внутреннее производство и в первую очередь обрабатывающие, высокотехнологичные отрасли, с высокой долей добавленной стоимости.
Позиция Министерства финансов РФ и Банка России заключается в стремлении подавить инфляцию путем укрепления курса рубля, стерилизации денежной массы, завышения ставки рефинансирования и до последнего перед мировым финансовым кризисом времени — вывоза капитала в форме размещения части валютных резервов за рубежом. При этом недооценивается другая цель монетарной политики — содействие экономическому росту. По мнению Г. Г. Фетисова, возможно быстрое экономическое развитие при инфляции в 10 — 15 %!. Отечественная экономика находится на кейнсианском участке предложения и не достигла своего потенциального ВВП. В этих условиях не стоит остерегаться расширения денежной массы. Соотношение денежного агрегата М2 к величине ВВП (М2\ВВП) составляет 37 %, а
1 Материалы Круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве РФ, на тему «Стратегия инновационного развития экономики России: роль финансовой и банковской систем» / Деньги и кредит. — 2008. — Июль.
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 • Инфляция — Рост М2 в % к предыдущему периоду
Рис. 1. Динамика соотношения уровня инфляции и прироста денежного агрегата М2
инфляция свыше 13 %. В китайской экономике это соотношение составляет 165 % (инфляция 1,8 %). При этом в России рост денежной массы отразился на инфляции несущественно, что подтверждается диаграммой (рис. 1).
Официальная точка зрения заключается в жесткой позиции относительно необходимости сжатия денежной массы. Министр финансов А. Кудрин считает снижение инфляции одним из необходимых условий для долгосрочного инвестирования средств в экономику, увеличение денежной массы повышает монетизацию экономики, что ведет к росту инфляции. Ипотечный кризис в США и его отрицательные последствия показали, насколько рискованной может быть иная, чем проводимая в последние годы, финансовая политика государства.
На результаты динамики соотношения уровня инфляции и прироста денежного агрегата М2 (рис. 1), наложили свой отпечаток дедолларизация экономики, рост импорта и, наконец, экономический рост.
КЗ (внеш.) = КЗнэ + КЗс, (3)
где — КЗ (внеш.) — все внешние кредитные заимствования;
КЗнэ — неспекулятивные кредитные заимствования (вызванные нехваткой ликвидности для производства), прямые инвестиции перерабатывающих отраслей;
КЗс — спекулятивные кредитные заимствования, вызванные высоким курсом рубля, низкой ликвидностью в России и, как следствие, высокими процентными ставками внутри страны.
С ростом ликвидности КЗ (внеш.) снизится, так как понизится цена кредита внутри страны. Это приведет к невыгодному осуществлению
значительных внешних заимствований, снижению давления на валютном рынке и повлияет на понижение курса рубля, усилит внутреннее производство в сравнении с импортом. Усиление конкуренции и рост производства повлияют на снижение инфляции, так как отношение нефтяной эмиссии к общей денежной массе снизится, что положительно скажется на производство в реальном секторе экономики. Рост производства внутри страны повлечет рост внутреннего спроса на продукцию экспортеров, и если правительство повысит экспортные пошлины, приведет к снижению объемов экспорта, затем последует снижение экспортной эмиссии денег. Государство может повысить экспортные таможенные пошлины, тогда потребление внутри страны средств от чистого экспорта уменьшится. Это приведет к снижению экспорта, росту внутреннего предложения продукции ТЭК, что повлияет на снижение цен.
Считается, что в России государство изымает 50 % сверхдоходов нефтяной отрасли, при этом в Саудовской Аравии вся нефть принадлежит государству, в Норвегии государство изымает 80 % таких сверхдоходов. В результате того, что федеральный бюджет профицитен, целесообразно снижать налоговое бремя с перерабатывающих отраслей, в первую очередь НДС, так как имеются определенные проблемы с его возвратом.
Бюджет-2009 рассчитан исходя из цены барреля нефти в 95 долл., запланированный объем ВВП — 51,5 трлн руб. при росте в 6,7 %. Доходы бюджета должны составить 10,9 трлн руб. (нефтегазовые — 4,7 трлн руб.), расходы 9 трлн руб.2.
В Бюджетном послании на 2009 — 2011 гг. Президент РФ Д. Медведев указал, что приоритетными направлениями расходования бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период определены: здравоохранение, образование, научно-исследовательские и конструкторские разработки и транспортная инфраструктура. «Мы должны заниматься эффективностью расходов бюджетной сферы за счет перехода к оказанию услуг на основе государственного задания и нормативно-подушевого финансирования», — отметил президент. Важно не только достаточное финансирование базовых отраслей, но и действенный контроль за их использованием.
! Ведомости. — 2008. — 20 октября.
Оценим структуру расходов трехлетнего федерального бюджета в свете рассматриваемых проблем. Из табл. 1 видно, что на общегосударственные расходы предусмотрено выделить в 2008 г. больше средств, чем на образование, здравоохранение, спорт и культуру вместе взятые.
Одной из основных проблем развития экономики является также преодоление административных барьеров. Государство должно активно демонополизировать экономику, стимулировать инновационное развитие, которое идет недопустимо медленно. Так, в общегосударственных расходах доля расходов на фундаментальные исследования составляет лишь 6 %. Нет особых предпосылок к массовым инновациям. Риски внедрения и сроки окупаемости велики, стимулов со стороны государства практически никаких. Система налогообложения совершенно не стимулирует корректное отражение затрат на НИОКР. Среднее отношение затрат на НИОКР к доходам компаний в 2007 г. составляло 0,5 %. Это по меньшей мере в 3 раза ниже, чем в западных фирмах. В результате наблюдается недостаточный темп роста инновационной продукции в объеме производства (с 4,2 до 5,5 % в 2001 — 2006 гг.) и экспорта (с 6,9 до 7,7 %) и низкая доля инновационно-активных промышленных предприятий (менее 10 %) по сравнению с ведущими европейскими государствами Францией, Австрией, Бельгией (20 — 30 %) и Германией (40 %).
Сценарии инновационного развития экономики рассматриваются как целевые практически во всех стратегических документах развития. Основные признаки инновационной экономики: наличие высококвалифицированных кадров, стремление
постоянно модернизировать производство, развитие системы финансово-банковских институтов, способных обеспечить ресурсами инновационно-инвестиционную деятельность. В Концепции-2020 направления этого развития впервые прописаны довольно подробно.
Рост экономики России тормозится, помимо прочего, недостаточным развитием транспортной системы. Улучшение транспортной инфраструктуры способно дать весьма ощутимый экономический эффект. «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», разработанная Минтрансом России, предполагает, что для ее реализации придется ежегодно тратить около 4,2 % ВВП. Но в результате страна получит сильнейший импульс для ускорения развития экономики. По какому именно пути пойдет развиваться Россия в ближайшие годы — от этого в значительной степени зависит и стратегия инвестиций в транспортную инфраструктуру. Известны два варианта — энергосырьевой и инновационный. Согласно первому — страна реализует конкурентные преимущества, связанные, прежде всего, с развитием добычи, переработки и экспорта углеводородов, интенсивно развивает энергетику. Второй сценарий частично повторяет первый, однако в дополнение он предусматривает формирование мощного слоя конкурентоспособных производств в обрабатывающей промышленности. Безусловно, очевидное преимущество инновационного варианта для долгосрочной государственной транспортной политики, поскольку в полной мере позволяет реализовать стратегические интересы России.
Таблица 1
структура расходов федерального бюджета, млрд руб.
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
(закон) (прогноз) (прогноз) (прогноз)
Расходы всего 5 463,5 6 570,3 7 451,2 8 090,0
в том числе:
Общегосударственные вопросы (без учета процентных расходов) 651,4 711,8 763,8 795,2
Процентные расходы 156,8 187,9 212,6 247,1
Национальная оборона 822,0 959,6 1 061,5 1 191,0
Национальная безопасность и право- 662,9 771,2 932,1 999,6
охранительная деятельность
Национальная экономика 497,2 718,2 802,0 544,2
Образование 277,9 309,0 315,5 341,1
Культура, кинематография и СМИ 67,8 82,7 70,2 67,5
Здравоохранение и спорт 206,4 218,3 234,2 274,6
Социальная политика 215,6 273,0 362,4 427,5
Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам) 787,0 919,2 905,1 874,8
Трансферты внебюджетным фондам 1 060,4 1 353,2 1 515,9 1 840,8
Источник: Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2008 — 2010 гг.
Исходя из основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 — 2010 гг., существенного перераспределения налоговой нагрузки не планируется. Для создания необходимых условий развития обрабатывающих отраслей необходимо варьировать объемы средств резервного фонда в зависимости от ситуации на мировых рынках. Вследствие нехватки денежных средств внутри России резиденты вынуждены были брать кредиты в зарубежных банках. Получилась парадоксальная ситуация: посредством средств резервного фонда дешево кредитовались нерезиденты, а резиденты вынуждены были брать кредиты под более высокие проценты в западных банках. Серьезной проблемой в связи с разразившимся финансовым кризисом является значительная внешняя задолженность российских банков и компаний, которая достигла почти 500 млрд долл. Вместе с тем корпоративный долг, который вызывает опасения с точки зрения норм финансового менеджмента, выглядит вполне благополучно: 80 % компаний, деятельность которых отслеживают аналитики компании «Тройка диалог», имеют долг на уровне 80 % от прибыли до налогообложения и 18 % — от собственного капитала3. Проблема для нашей страны заключается не в уровне долговой нагрузки, а в том, чтобы быстро привлечь ликвидность на текущие платежи. Прямую поддержку бюджета получили нефтяные компании и несколько банков.
Средства Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, которые являются финансовой подушкой безопасности, были вложены практически полностью в облигации государственных западно-европейских и американских компаний. По оценке экспертов, уже имеются существенные потери резервного фонда в размере более чем 15 млрд руб. (только с января по май 2008 г.) из-за падения курса доллара. Как известно, свои средства наше государство разместило под достаточно низкие проценты, а российские компании до последнего времени брали кредиты в западных банках по значительно более высоким ставкам. В октябре 2008 г. принято постановление Правительства РФ об изменениях порядка управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ), который стал российским. Правительство теперь не управляет средствами ФНБ, а размещает их. Максимально допустимая сумма 625 млрд руб.4.
Глобальный финансовый кризис и крушение крупнейших инвестиционных банков заставили
3 Ведомости. — 2008. — 27 октября.
4 Ведомости. — 2008. — 22 октября.
иностранные компании срочно выводить капиталы с развивающихся рынков, в том числе и из России. По данным Центрального банка РФ, в сентябре 2008 г. отток частного иностранного капитала из России составил 24,6 млрд долл., при этом основная доля этой суммы выведена иностранными банками. На фоне происходящих событий видно, в какой степени решение накопить золотовалютные резервы, создать Резервный фонд и Фонд национального благосостояния было правильным.
Мировой опыт показывает: стабильность банковской системы для долгосрочных перспектив экономического роста важнее, чем то, что происходит на рынке ценных бумаг или валютном рынке. Однако меры по стабилизации банковской системы не могут ограничиваться лишь кредитными учреждениями с государственным участием, а должны распространяться на банковскую систему в целом. При выборе приоритетов курсовой политики целесообразно избрать в качестве одного из приоритетов сохранение золотовалютных резервов, обеспечивающих свободу маневра в денежной политике. При высоких ценах на экспортные товары борьба с быстрым укреплением реального курса рубля была одним из приоритетов. В изменившейся ситуации свобода маневра в курсовой политике расширяется. Сокращение притока краткосрочного иностранного капитала позволяет снизить темпы роста денежной массы и, соответственно, на протяжении 6 — 7 мес. переломить тенденцию роста инфляции, вернуться, по мнению директора экономики переходного периода Е. Гайдара, к характерным для начала 2000-х гг. темпам ее снижения на 2 % в год. Сжатие денежной массы должно быть управляемым во избежание, во-первых, банковского кризиса и, во-вторых, резкого дестимулирования экономической активности и провоцирования рецессии. Когда национальная экономика интегрирована в глобальный мир, за меры, направленные на ограничение влияния финансового кризиса, приходится платить. Очевидны вероятные негативные последствия для экономики России — это снижение темпов роста экономики, роста инвестиций. Каким будет 2009 г., во многом зависит от ситуации на глобальных рынках. Финансовый кризис все еще в острой стадии. Пока, по данным Росстата, кризис не особо сказался на экономике: замедление роста инвестиций, промышленности, реальных доходов населения, торгового оборота началось еще весной 2008 г. Во II и III кв. замедлился рост во всех секторах, началось фронтальное торможение экономики. Усиливший-
ся финансовый кризис почти не затронул реальный сектор, но уже к концу года возможно обвальное замедление всех показателей. Если бы не мировой кризис, можно было ожидать «мягкой посадки» экономики, темпы ее роста составили бы в 2008 г. 7,5 %, а в 2009 г. сократились бы до 7 %, отмечают аналитики Goldman Sachs; теперь не исключено падение темпов роста в 2009 г. до нуля5. Во время острой фазы кризиса бизнес принимает решения не на основе стратегических планов и расчетов, а по принципу «спасай все, что можно спасти», и такое поведение замедляет рост экономики сильнее, чем фундаментальные факторы.
При благоприятном сценарии, если нестабильность на мировом рынке продлится не дольше полугода, а меры российских властей окажутся эффективными, рост экономики составит 5 — 5,5 %. Если же кризис недоверия продолжится и кредитная система не заработает, рост может сократиться до 2 — 3 % и даже уйти в минус, отмечают аналитики «Ренессанс капитал» 6.
Меняются два важных условия благополучия: вместо притока капитала — чистый отток и снижение цены на нефть после 7 лет роста. Отток без внешнего рефинансирования может достичь, по некоторым оценкам, 100 млрд долл. Свертывание инвестиционных планов ударит по закупкам машин и оборудования, а это более половины импорта, сокращение кредитования и роста доходов населения замедлит спрос на импортные потребительские товары. Дефолты заемщиков станут еще одним испытанием для банковской системы. В зоне риска торговые и строительные компании, где доля собственных средств в активах — 17,7 и 23,2 % (у добывающих — 53,8 %), говорится в докладе «Риски российской экономики — 2009», подготовленном «Эксперт — РА».
Важно сохранить устойчивость и минимизировать риски в бюджетной системе — для поддержки финансовой системы за счет бюджетных средств необходимо сохранить имеющийся профицит бюджета и резервы на уровне, достаточном для обеспечения бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. Общий объем анонсированной государственной поддержки банковского сектора и компаний превысил 6 трлн руб. — это 13,6 % ВВП, или две трети расходов федерального бюджета на 2008 г.7.
Необходимо выработать способы неинфляционного стимулирования развития российской
5 Ведомости. — 2008. — 21 октября.
6 Ведомости. — 2008. — 27 октября.
7 Ведомости. — 2008. — 22 октября.
экономики. Наиболее перспективные формы
— софинансирование крупных инновационных проектов ведущих корпораций, в том числе государственных, с участием банков, которые смогут распоряжаться этими средствами по следующим направлениям:
— кредитование предприятий, занимающихся закупкой российского экспорта (по типу японского банка JBIC);
— кредитование совместных производственных проектов стран ближнего зарубежья. К примеру, первый же из выданных российско-казахским Евразийским банком развития консорциальных кредитов позволит начать разработку одного из крупнейших в мире месторождений хромитовых руд в Казахстане. В результате Тихвинский ферросплавный завод, входящий в российскую группу ИСТ, получит доступ к новому источнику дешевого сырья. Кредит объемом 120 млн долл. предоставлен на 10 лет. Средства привлекаются банком на международных финансовых рынках. Почему бы не прокредитовать этот банк за счет имеющихся средств?
— кредитование инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов внутри страны.
Высокий курс рубля ведет к росту издержек внутри страны и, соответственно, к снижению издержек иностранных компаний, в результате
— продукция, произведенная на отечественном рынке, становится дороже. Создалась такая ситуация, когда доходы проще получать за счет импорта продукции. Стоимость национальной валюты будет зависеть от фундаментальных факторов, в первую очередь от цены на нефть. Обратимся к эмпирическим данным табл. 2.
Можно констатировать, что из-за роста курса рубля импорт в последние годы вырос на 70 млрд долл. (в какой части он вытеснил отечественного производителя, в той части, соответственно, снизился ВВП), а экспорт замедлил свой рост, в том числе и из-за снижения темпов экспорта несырьевых отраслей.
На основе сказанного предлагаем схему финансового механизма устойчивого экономического роста (рис. 2).
Для рис. 2 инструменты — точная настройка на основе мониторинга, индикативного планирования. В экономике России значительная доля принадлежит государственным предприятиям, поэтому необходимо использовать индикативное планирование
— недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне.
Таблица 2
экономические последствия роста курса рубля, млрд долл. сША
Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Импорт (до роста курса рубля) 39,5 44,9 53,8 61 - - - -
Экспорт (до роста курса рубля) 75,6 105 101,9 107,3 - - - -
Импорт 39,5 44,9 53,8 61 76 97,4 125,4 164,7
Экспорт 75,6 105 101,9 107,3 135,9 183,2 243,8 303,9
Динамика физического объема экс- 9,4 8,7 2 10 11,7 10,5 5,8 1,1
порта, темпы прироста цепные в %
Динамика физического объема эк- 9,4 8,7 2 10 - - - -
спорта до роста курса рубля, темпы
прироста цепные в %
Инструмент № 2. Рост налогов на вывоз продукции экспортеров сырья и снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли
Снижение сырьевого экспорта, рост потребления сырья внутри
Инструмент № 1. Политика дешевых денег и демонополизация экономики
Снижение внешней задолженности
Снижение курса рубля
1 т
Снижение экс-
портной эмис-
сии
Рост производства
Снижение доли экспортной эмиссии
Снижение инфляции
Кредиты закупщикам экспортной продукции
Факторы экономического роста
Внешние кредиты под производство
Внутренние инвестиции (на основе инвестиционных проектов)
Инструмент № 3. Резервный фонд
рис. 2. Финансовый механизм устойчивого экономического роста
Трудность прогнозов заключается в том, что имеем дело с многофакторными общественными явлениями, и поэтому можем лишь экстраполировать имеющиеся тенденции. Изменение макроэкономической обстановки в результате мирового финансового кризиса привело к падению цен на нефть и снижению ожидаемых темпов роста экономики.
По прогнозам 2008 г. рост экономики составил 6,9 %. По оптимистичным прогнозам на 2009 г. рост должен составить 5,5 %. По данным МВФ, который оценил ситуацию в мировой экономике, ожидается, что рост мировой экономики замедлится с 5 % в 2007 г. до 3,9 % в 2008 г., а в 2009 г. составит и того меньше — всего 3 %.
На рис. 3 показано, как могут повлиять проводимые реформы на рост ВВП России в предстоящие годы. Российская экономика в 2007 г. показала темпы роста около 7 %, но этот рост был достигнут из-за благоприятной мировой конъюнктуры, а не за счет внутренних факторов. Кроме того, как неоднократно отмечалось, в структуре роста высокотехнологичные и обрабатывающие отрасли имеют недопустимо низкую долю. Абсолютным рекордсменом по динамике развития стала промышленность строительных материалов, ведущие предприятия которой в 2007 г. показали темп роста 34,8 %, розничная торговля 45,5 %. С учетом мирового финансового кризиса рост российской экономики замедлится, а доходы бюджета будут снижаться. Сравним развитие экономики России при различных сценариях и различных трендах (рис. 4).
Кредиты государственным корпорациям
1,12
5 £
4 5
-- 3
0,98
0,96
0,94
г
о
X
о ¡е я ь о о о.
I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
С? »Р ^ V* О? & «Л* оП? оЛ?
п? <1? <1? <1? 1? 1? Т? <1? & <1? 1? «Р Т?
1 Рост экономики по годам после реформ (левая шкала) 1 Рост экономики по годам после реформ (накопленный) (правая шкапа)
рис. 3. Тенденция развития экономики России в результате проведенных реформ
г*ь <ч<Ь Л ч<ь „
^ т? т? п?
^ Л" ЛР Лр ^
ф> V ф5 ф5 ф> ф5 ф5
-О— Рост ВВП (накопленный) по линейному тренду с учетом снижения базы
НИ— Рост экономики исходя из объема промышленной продукции (линейный тренд) (накопленный) • Рост экономики по годам после реформ (накопленный)
рис. 4. Сравнение различных сценариев развития российской экономики
Составим прогноз доли российской экономики в мировом хозяйстве, основанный на предполагаемом тренде в результате предлагаемых реформ. Из диаграммы на рис. 4 видно, что если мировая экономика будет иметь среднегодовые темпы роста 3 %, а экономика России повысит темпы роста за счет внутренних факторов благодаря, в том числе, и обоснованной финансовой политике, она сможет повысить долю в мировом ВВП с 2,7 до 5,2 % в перспективе (ВВП рассчитан на основе паритета покупательной способности). На рис. 5 приведена динамика доли России в мировом ВВП в результате проведения эффективных реформ.
Таким образом, необходимо сконцентрировать все имеющиеся финансовые ресурсы для обеспечения построения инновационной модели экономического развития. Россия обладает уникальной возможностью воспользоваться колоссальными национальными инвестиционными ресурсами, накопленными государством. О готовности нашей экономики к нынешней ситуации свидетельствует большой запас международных финансовых резервов и низкий государственный долг. Но дело не только в том, каков размер накопленных резервов, но и в том, как и кто ими распоряжается, а также насколько участники рынка доверяют тем, кто распоряжается.
Важно поддержать ликвидность банковской системы и замещение зарубежных кредитов внутренними ресурсами. Нынешние попытки выдать банкам массу рублей, а олигархическим корпораци-
ям - массу долларов, выглядит скорее выкупом власти «своих» бизнесов, чем программой помощи всей системе. Необходимо сосредоточиться на действенных шагах по преодолению кризиса, отказаться от стратегий 2020 - 2030 гг., а также заморозить особо одиозные государственные «инвестиционные» программы, отойти от антизападной
риторики и включить Россию в согласованные в формате G20 поиски выхода из кризиса на путях конструктивного сотрудничества и взаимной помощи. Предложенные меры принесут только временный эффект, если не будут сопровождаться выработкой новой стратегии экономического развития страны.
Не успели оформить
подписку на 2009 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]