СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 336.02:93/94(470+571)(045)
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Л.А. МУРАВЬЕВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и истории экономических учений e-mail: lam1812@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье рассмотрены состояние финансов России накануне Первой мировой войны и финансовая политика государства в военный период. Уделено внимание деятельности последнего министра финансов Российской империи П.Л. Барка. Освещен вопрос об основных источниках доходов государственного бюджета. Объектом рассмотрения выступают внутренние и внешние займы, денежная эмиссия и налоговая система.
Ключевые слова: Первая мировая война, министр финансов, Государственный банк, бюджет, Министерство финансов, налог, золотой запас, доходы, расходы, внутренние займы, внешние займы, эмиссия
На рубеже XIX и XX вв. капитализм свободной конкуренции перерос в капитализм монополистический, что стало решающим фактором внутреннего развития и внешнеполитической деятельности многих стран. Складывалась новая всемирная система международных отношений, в которой положение государств определялось их финансовой мощью. На фоне обостряющихся геополитических противоречий стал быстро
нарастать градус общей конфликтной напряженности. Это привело к возникновению противоборствующих группировок, которые были представлены двумя военно-политическими блоками мировых держав - Антантой (фр. entente -согласие), включавшей Англию, Францию, Россию, и Тройственным союзом в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии. Империалистические войны локального характера переросли в Первую мировую войну, в которую 1 августа 1914 г. была втянута и Россия.
28 июня 2014 г. исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны. К сожалению, в общественном сознании она до сих пор остается войной малоизвестной, полузабытой. Отдавая глубокую дань памяти и уважения героям Второй Отечественной, как называли ее в России, автор считает актуальным рассмотрение основных направлений российской финансовой политики в этот драматический и судьбоносный период в истории нашей Родины.
Вступление России в войну вызвало во всех слоях общества массовый подъем патриотизма.
По стране прокатилась волна переименований городов, улиц, торговых заведений. Пример показала столица: по Высочайшему указу от 18 августа 1914 г. Санкт-Петербург стал называться Петроградом. Эти настроения коснулись и финансовой области: было упразднено немецкое слово «бухгалтер», вместо него вводилось в употребление русское «счетовод».
К началу войны на посту министра финансов находился Петр Львович (Людвигович) Барк (1869-1937 гг.), занявший эту должность 6 мая 1914 г. Ранее в течение трех месяцев он выполнял обязанности управляющего Министерства финансов. По словам его непосредственного предшественника в кресле министра В.Н. Коковцова, уволенного в отставку 30 января 1914 г., назначение имело целью «приручить» Барка и подготовить в его лице «более сговорчивого», чем Коковцов, министра финансов [1, с. 694].
Сфера деятельности Министерства финансов России в ту пору была обширной. Оно управляло почти всеми экономическими отраслями страны, а также руководило Государственным банком, управлениями государственными сберегательными кассами по делам мелкого кредита, Крестьянским поземельным банком и Государственным дворянским земельным банком, Кассой городского и земского хозяйства; в его ведении находился Отдельный корпус пограничной стражи.
Новый министр начал энергично проводить в жизнь намеченную ранее программу. С началом войны был приостановлен золотой размен кредитных билетов на золото - любимое детище С.Ю. Витте. Законом от 16 (29) сентября 1914 г. прекращалась торговля водкой. Сокращение поступлений в бюджет компенсировалось повышением практически всех видов косвенных и некоторых прямых налогов и сборов. П.Л. Барк также приступил к разработке проекта подоходного налога.
Все перечисленные мероприятия вызвали недовольство как в придворных кругах, так и в Государственной думе. Но, несмотря на это, Барк получил чин действительного статского советника, стал членом Государственного совета, продолжал тесное сотрудничество с финансовыми ведомствами стран Антанты и благополучно пережил «министерскую чехарду». Покинуть
занимаемый пост его заставила Февральская революция 1917 г.
В историю П.Л. Барк вошел как последний министр финансов Российской империи.
Российские внутренние займы. Следуя исторической правде, надо отметить сравнительно хорошее финансовое положение России накануне войны. Благодаря стараниям министра финансов и председателя Совета министров В.Н. Коковцова российский государственный бюджет вырос более чем на треть - с 2,4 до 3,4 млрд руб. Золотой запас России оценивался в 1,5 млрд руб., что превышало сумму золотого запаса Англии и Германии вместе взятых.
Однако с началом войны наблюдалось сокращение поступлений доходов в бюджет. Уменьшение перевозок и поступлений импорта привели к упадку доходной части железных дорог и таможенных пошлин. Особенно существенными оказались потери бюджета от прекращения продажи крепких напитков. Введение сухого закона сократило бюджетные поступления на четверть. В .Н. Коковцов, зная об ужасающих размерах тайного винокурения, рекомендовал председателю Госсовета И.Л. Горемыкину лишь ограничить объем продаж крепких напитков с одновременным поднятием цены на них. Но И.Л. Горемыкин легкомысленно уповал на печатный станок: «Мы напечатаем лишних 800 миллионов бумажек. Ведь ясно всем и каждому, что мы должны вести войну на бумажки, что даже и недурно, так как их охотно берет народ» [1, с. 778].
Для покрытия военных расходов привлекались различные источники. Одним из них были внутренние займы. За годы войны Россия провела 6 внутренних облигационных займов на общую сумму 8 млрд руб., принесших в казну, за вычетом расходов на операции, 7,4-8 млрд руб. чистой выручки [2, с. 159]. С их помощью покрывалось около 30% всех военных расходов Российской империи.
В отличие от других воюющих стран, в которых к внутренним займам обратились с начала военных действий, Россия не сразу прибегла к этой мере, опасаясь провала финансовой операции по причине обострения ситуации в кредитно-денежной и финансовой сфере в начале войны. Первым шагом Министерства финансов
стал выпуск билетов казначейства («серий») на 250 млн руб. Положительные результаты этой операции, а также рост курса российской валюты за рубежом с 73 до 85% способствовали выпуску в октябре 1914 г. на основе царского указа первого большого внутреннего займа в 500 млн руб. Заем рассчитывался на погашение тиражами в течение 49 лет, начиная с 1916 г. под 5% годовых по курсу 94 руб. за 100 номинальных [3, с. 28-29]. В проведении заемной операции Государственный банк тесно взаимодействовал с частными кредитными учреждениями, 29 из которых образовали специальный синдикат, что обеспечило им возможность получения займа на 2% ниже выпускной цены. В январе 1915 г. Комитет финансов на своем заседании констатировал «успешную реализацию займа», которая состояла в получении казной 466 млн руб. Однако длительные рассрочки при внесении платежей не позволили добиться уменьшения количества кредитных билетов в обращении.
Постоянный рост военных расходов заставил российское правительство вновь обратиться к внутреннему кредиту. Новый внутренний заем по многим параметрам был аналогичен первому. Частные банки размещали 300 млн руб., 100 млн руб. зачислялись в фонд сберегательных касс, оставшиеся 100 млн руб. реализовывались через Государственный банк, пенсионные и эмеритальные кассы. Царским указом проведение второго внутреннего займа назначалось на 2 марта 1915 г.
Отличие первых двух займов состояло в технике реализации. При проведении второго займа предполагалось поднять публичную активность за счет деятельности постоянных казначейств и уменьшения сроков на внесение платежей. Но результаты не оправдали ожиданий. Через синдикат акционерных коммерческих банков было размещено 72% планируемых сумм, поэтому государственным ведомствам пришлось размещать на 61 млн руб. больше [3, с. 30].
Неудачу можно отнести на счет изменения в России характера и условий кредита. Уменьшились возможности государства оперировать свободными и доступными средствами банков, а требовалось прибегать к свободным средствам всей страны. Мало того, что коммерческие банки приобретали крупные пакеты облигаций со скидкой, они делали это за счет вкладов своих
клиентов, не изыскивая новых возможностей размещения кредитных обязательств. Финансовая деятельность коммерческих банков, направленная на участие в более доходных операциях, не помогала посредством займов бороться с увеличением бумажных денег в обращении страны. К тому же при каждом новом займе увеличивались ссуды Государственного банка под залог процентных бумаг, а значит, росла и задолженность частных банков государству.
Тем не менее в апреле 1915 г. Комитет финансов принял решение о размещении третьего внутреннего займа на сумму 1 млрд руб. Такое увеличение находилось в прямой зависимости от расширения эмиссионных прав Госбанка со стороны Совета министров. Если два первых займа преследовали цель сокращения денежной массы в обращении, то третий заем уже был призван лишь ограничить эмиссию за счет вторичного использования кредитных билетов. Таким же инструментом ограничения бумажных денег в обращении выступали три последних внутренних займа.
Третий долгосрочный внутренний заем Министерство финансов постаралось обставить как можно более привлекательными условиями для желающих подписаться на него. Официально его погашение посредством ежегодно проводимых тиражей планировалось начать в 1921 г. и продолжать вплоть до 1996 г. При этом правительство уверяло, что все держатели облигаций смогут обменять их на деньги по номиналу. «Причудливое сочетание долгосрочности с краткосрочностью», по меткому замечанию «Финансовой газеты», ясно выдавало стремление правительства заинтересовать третьим займом население любым путем.
Реализовать заем полностью не удалось. Банки сумели выполнить обязательства и разместить бумаги только на 683 млн руб. К тому же подписка проходила в условиях увеличения размеров ссуд, выплачиваемых Госбанком, под залог свидетельств предыдущих займов.
Четвертый заем, выпущенный в октябре 1915 г., аккумулировал все достижения предыдущих трех экспериментальных займов. Его особенность заключалась в ориентации не только на банки и состоятельных граждан, но и на широкие народ-
ные массы. Стремление к расширению социальной базы за счет держателей мелких капиталов сказалось на условиях и характеристике займа. Стремясь пробудить в народе патриотические чувства, официальная печать впервые назвала очередной заем военным. Повсеместно выпускались афиши, агитационные брошюры и плакаты с изображением молодого рабочего у станка по вытачиванию снарядов. Государство всячески пыталось привлечь к кредитным операциям крестьян, которые пока оставались в стороне от заемной практики.
С начала 1915 г. заметно вырос приток средств населения в сберегательные кассы. Государство воспользовалось этим обстоятельством, издав в октябре 1915 г. закон об увеличении численности государственных сберегательных касс. За 1916 г. их количество увеличилось более чем на 4 тыс. Большинство из них располагалось при почтово-телеграфных отделениях сел и железнодорожных станций.
Высокие оценки результатов проведенного займа, отраженные в печати, плохо корреспондировались с реальной действительностью. Объем публичной подписки несколько вырос, но цифры говорили о том, что привлечь к кредитным операциям крестьянство в массовом масштабе не удалось. Основным держателем облигаций, как и прежде, оставалась крупная буржуазия.
В феврале 1916 г. был выпущен пятый внутренний заем на 2 млрд руб. Подписка на него вместо объявленного месяца продолжалась до середины июня. С 1 ноября началась подписка на очередной и последний, шестой, внутренний военный заем на 3 млрд руб., которая растянулась до Февральской революции. Разрешение участия в займе 5%-ными обязательствами казначейства делали его во многом средством конверсии долговых обязательств государства.
Для проведения займов 1916 г. характерна четкая организация и заметное расширение состава участников. К реализации займов были привлечены городские общественные банки и общества взаимного кредита, земские управы, отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков, страховые общества, ломбарды. Среди участников количество учреждений мелкого кредита достигло 12 тыс. Размещением
последнего займа занимались священники, фабричные инспекторы и нотариусы. Для привлечения широких слоев населения вводились значительные льготы. При подписке на февральский заем предоставлялась 50%-ная льгота на 2 месяца, а на ноябрьский принималась десятая доля от номинала стоимости облигации и льготная ссуда на оставшуюся сумму с погашением до 1918 г. Как и ранее, в основу проведения займов было положено соглашение Министерства финансов с синдикатом коммерческих банков. Частные банки брались обеспечить 60% подписки.
Печать начала свою пропагандистскую работу до опубликования указа царя и назвала пятую кредитную операцию «Заем Победы». С обращениями к населению на страницах прессы выступали политики, военачальники, губернаторы, общественные деятели, руководители учреждений. Населению Кавказа было адресовано выступление наместника великого князя Николая Николаевича. Его обращение вышло не только на русском, но и на языках многочисленных коренных народов и, по данным печати, активизировало их участие в подписке.
В агитации за пятый заем приняли активное участие начальник штаба Верховного главнокомандующего М.В. Алексеев и командующий Юго-Западным фронтом А.А. Брусилов. Обращение А.А. Брусилова было с особой силой пронизано духом патриотической героики: «В этот грозный час вся Великая Россия должна прийти на помощь Государевой казне, все мы должны нести ей сбережения свои, вкладывать их в Военный Заем. В этом залог победы, залог той счастливой поры, что ждет нас впереди...» [3, с. 34].
Со специальными воззваниями к верующим обращались представители магометанского духовенства и лидер ламаистов.
В пропаганде займов участвовали и оппозиционные силы, например кадеты и прогрессисты. Но если правительственная пропаганда призывала к единению вокруг царя, то оппозиционные либералы всячески подчеркивали роль общественных организаций в приближении победы и стремились использовать решение финансовых проблем для укрепления своего политического влияния в обществе. Подобную тактическую линию сформулировал член ЦК парии кадетов
Ф.Ф. Кокошкин: «мы одновременно и поможем обороне, и подготовим различное участие общества во власти» [4, с. 34].
При Государственной думе кадетско-октяб-ристские силы создали Всероссийский комитет общественного содействия военным займам под председательством М.В. Родзянко с целью привлечь миллионы подписчиков. Используя возможности Думы и общественных организаций, Комитет проводил многочисленные акции - лекции, митинги, лотереи. На денежные пособия от казны Комитет издавал популярную агитационную литературу. Среди изданий можно выделить сборник статей ученых-финансистов «Военные займы», брошюры и книги профессоров и преподавателей вузов - «Откуда берутся деньги для войны» М.И. Туган-Барановского, «На помощь Родине» А. Шестова и др.
Учитывая антиправительственную направленность деятельности оппозиции, власти пытались поставить ее под жесткий контроль.
В пропаганде займов традиционно широко использовалась печатная продукция в виде плакатов, брошюр, почтовых карточек и марок-виньеток. Наряду с печатью Министерство финансов по примеру союзников подключило и новое массовое средство - кинематограф. По заказу министерства фирма «Русская лента В.С. Глаголин и Ко» подготовила две киноленты «Заветная кубышка» и «Все для войны». По специальному указанию Синода их разрешали показывать даже на страстной неделе Великого поста.
Значительные усилия прилагались для привлечения к подписке на займы широких крестьянских масс. Пропагандой на селе занимались земские начальники, служащие различных присутствий и ведомств, в том числе Управления по делам мелкого кредита. При местных комитетах этого Управления создавались Совещания или Особые заседания, которые объединенными усилиями всех государственных служб призваны были популяризировать идею подписки на займы и способствовать размещению облигаций.
Усиление внимания к деревне было правильной тактикой, так как в годы войны повысилась роль докапиталистических форм промышленности -кустарной, ремесленной, промысловой, на которые не распространялось внимание государства.
На это время пришелся третий период расцвета и развития кооперативного движения в России, поскольку именно кооперация помогала объединить капиталы крестьянских хозяйств, организовать покупку и сбыт товаров, бороться против спекуляции частных товаров. К 1917 г. в России было примерно 35 тыс. потребительских обществ с числом членов 11,5 млн человек, свыше 16 тыс. кредитных кооперативных обществ с числом участников 10,5 млн человек, т.е. более половины населения России было охвачено кооперацией.
Российская кооперация была главным образом деревенской и обслуживала более 90 млн человек, или 82% сельского населения [5, с. 358]. При этом необходимо отметить резкое снижение удельного веса займов (т.е. средств, которые брались по инициативе кооперативов или их союзов) государства и земств в оборотных средствах кредитной кооперации. С января 1915 по январь 1917 г. государственные займы у ссудно-сберега-тельных товариществ снизились в 1,8 раза (с 5,7 до 3,1%), у кредитных кооперативов - в 2,4 раза (с 22,5 до 9,1 %); земские займы - соответственно в 2,4 (с 2,7 до 1,1 %) и в 2,6 раза (с 8,4 до 3,2 %). Это произошло потому, что кооперативы больше не испытывали недостатка в обеспеченности капиталами, накопив их за счет собственных средств и притока вкладов [6, с. 22].
Все структуры кредитной кооперации располагали свободными средствами и искали сферы их приложения. Наиболее широкое распространение получили торговые операции. Московский народный банк (МНБ) не только финансировал кооперацию, но и аккумулировал значительные частные вклады. За годы войны сумма вкладов в МНБ увеличилась в 35 раз, в то время как общая сумма вкладов в Государственный и частные банки увеличилась только в 3-4 раза.
Несмотря на затраченные усилия, организацию пропагандистской работы на селе по распространению подписки на внутренние займы, этой работе не удалось придать широкий и систематический характер. В удаленных от центра губерниях местные власти игнорировали все распоряжения и рекомендации правительственных циркуляров.
При размещении последних займов правительство стремилось привлечь к ним внима-
ние рабочего класса, что отражало понимание властями политического значения этого шага. В рабочих кварталах профессора читали лекции о военных займах. На крупных военных заводах, где производительность труда выросла на 30% по сравнению с 1913 г., предпринимались попытки организовать коллективные подписки на займы или выплачивать премии и надбавки облигациями двухмиллиардного займа. К участию в военных займах рабочих также старались привлечь предоставлением долговременных рассрочек за счет средств предприятий. Однако в основной своей массе рабочий класс остался в стороне от проведения подписной кампании.
И все же, несмотря на инфляцию, рост цен и призывы в армию, определенная активизация подписчиков на займы все-таки произошла. В 1916 г. наблюдался рост числа мелких подписчиков через сберегательные кассы. Правда, увеличение подписчиков на небольшие суммы сопровождалось уменьшением количества лиц, внесших средние и крупные суммы. Среди мелких подписчиков преобладала низшая интеллигенция, полупролетарские слои города и зажиточные крестьяне, которые таким путем стремились уберечь свои денежные накопления от инфляции.
В целом размещение займов 1916 г. шло не так бойко, как планировало Министерство финансов. Хотя правительство уверяло, что оба займа размещены полностью, цифры этого не отражают. Коммерческие банки разместили лишь 34% от планируемых 60%. По двухмиллиардному займу правительство получило лишь 1,5 млрд руб., по трехмиллиардному - 1,4 млрд руб. [3, с. 38]. Заметно снизилась подписная активность крупной буржуазии. Внутренние займы не останавливали рост инфляции, а лишь сдерживали ее, придавая процессу вялотекущий характер.
О трудностях размещения последних займов красноречиво свидетельствует попытка организовать на них подписку за границей. От подписки отказались Англия, Франция, США, скандинавские страны. Подписка состоялась лишь в Греции и среди русских переселенцев в США через созданные сберегательные кассы, что прибавило русской казне несколько миллионов рублей в валюте. Коммерческие банки смогли организовать подписку в Швеции, Китае и Персии. Общие результаты этих
усилий были незначительны, поскольку царские займы не пользовались спросом за рубежом.
Итог по военным российским займам 1916 г. был подведен на заседании Комитета финансов, на котором прозвучали резкие и пессимистические суждения. Не прибавила оптимизма и оценка перспектив проведения внутренних займов на 1917 г., данная Кредитной канцелярией. Возможности внутреннего кредита царского правительства полностью исчерпали себя.
Oстальные источники пополнения российского бюджета. Другим источником покрытия военных расходов была эмиссия бумажных денежных знаков, которая всегда ведет к инфляции. Уже в конце 1915 г. золотые рубли были почти в два раза дороже бумажных. Средняя заработная плата фабрично-заводских рабочих к 1916 г. увеличилась на 200% по сравнению с 1913 г. Реальная же заработная плата составляла 80% от довоенного уровня. В 1915 г. начались перебои с мелкой серебряной монетой, а к 1916 г. в обращении не стало металлических денег, курс рубля к доллару упал в 4,25 раза. Количество денег в обращении увеличилось в 6 раз, поэтому стоимость бумажного рубля к февралю 1917 г. составила 27 довоенных коп. [7, с. 46; 2, с. 143-144].
Итак, денежная эмиссия, внутренние займы и выпуск краткосрочных 5%-ных государственных обязательств обеспечивали финансирование военных затрат. Примерно к тем же источникам прибегали и другие воюющие страны. Правда, союзники России более аккуратно подходили к эмиссионным операциям, поэтому объем денежной массы во Франции увеличился в 3,5 раза, а в Англии существенного увеличения не произошло вовсе [8, с. 264].
Еще одним рычагом финансирования войны стали внешние займы. Война внесла глубокое расстройство в сложную систему международных финансовых связей. Были заморожены денежные расчеты стран Антанты с Германией и ее союзниками. С началом войны Россия приступила к проведению «ликвидационной политики» по отношению к своим военным противникам - Германии, Австро-Венгрии и Турции. Чиновникам российского Министерства финансов удалось изъять из германских и австрийских банков «процентные бумаги» на 20 млн руб. и своевременно перевести их в Россию, Англию и Францию.
Во всех воюющих странах сократилась выдача коммерческих кредитов, прекратился обмен кредитных билетов на золото, объявлялся мораторий на выплаты по векселям, закрывались фондовые биржи. Иностранные инвестиции продолжали поступать в Россию и в военный период, но реже чем до войны и в меньших объемах. Огромные прямые военные расходы быстро истощили российскую казну, и промышленность не могла в полной мере обеспечивать потребности армии и флота. Российскому правительству пришлось прибегнуть к заграничным заказам в больших размерах, составивших почти 8 млн золотых рублей [9, с. 139].
За годы войны внешние заимствования России увеличились в 2,5 раза в сравнении с довоенным периодом. Произошли и структурные изменения заимствований: от размещения на иностранных рынках облигационных займов Россия перешла к прямым кредитам. Ее основными кредиторами выступали Англия и Франция. Но если в мирное время договоры о займах заключались в основном с частными банками, то военные займы предоставлялись правительствами. В кредитовании России в военные годы первенство перешло к Англии. Первый английский кредит Россия получила осенью 1914 г., заплатив за беспроцентные обязательства британского казначейства 40 млн руб. золотом. Русское золото вывозилось на английских кораблях через Архангельск и Владивосток в обстановке повышенной секретности.
По вопросам экономического сотрудничества в военное время союзники периодически проводили переговоры. В феврале 1915 г. в Париже проходила конференция министров финансов союзных стран, в ней участвовали А. Рибо (Франция), П.Л. Барк (Россия), Д. Ллойд Джордж (Англия). На конференции П.Л. Барк вел переговоры о получении кредита на 1 млрд руб., из которых 300 млн должны были пойти на обслуживание внешнего долга, 700 - на военные заказы и закупки за рубежом. Эти требования удовлетворили лишь частично [10, с. 274].
В 1915 г. английское казначейство предоставило России ежемесячные кредиты на сумму 25 млн ф. ст. на год и не подлежащий расходованию кредит в 200 млн ф. ст. для обеспечения банковских билетов. Кредитование со стороны Англии
продолжилось и в 1916 г., за что Россия обязалась отправить ей золота на 20 млн ф. ст. Вывозу золота резко противилось Министерство финансов, так как золотое обеспечение российских бумажных денег к этому времени снизилось до критического уровня. К 1917 г. сумма кредитных знаков, находящихся в обращении в России, достигла 9 млрд руб., а золотой запас оставался на довоенном уровне. Тем не менее вывоз золота продолжался до октября 1917 г. и составил 600 млн руб.
Продолжая довоенную практику, значительные кредиты России предоставляла Франция. Но они уходили главным образом на покрытие довоенных долгов, оплату французских военных заказов и внесения платежей по займам. Только по краткосрочным обязательствам задолженность России Франции составила 855 млн руб. [11, с. 642]. В 1915-1916 гг. Россия обращалась за займами также к Италии и Японии. Из итальянских кредитных операций на 325 млн лир было использовано лишь 55 млн лир. По японскому кредиту в 200 млн иен, полученному при посредничестве Англии, Россия закупила артиллерийское и стрелковое вооружение, медицинские препараты и ткани.
Трудности размещения военных заказов в Англии и Франции заставили российское правительство обратиться к американским компаниям. Всего на США пришлось 38% всех русских военных заказов за границей. До войны США не располагали масштабной военной промышленностью. Ее формирование и мощность наращивались постепенно, и русские заказы выполнялись после поставок в Англию и Францию. Военный заказ стоимостью в 2 млрд золотых рублей, размещенный в США, также не был реализован. Россия потеряла время, деньги и не смогла использовать силы 2 тыс. русских специалистов, отправленных в Америку для налаживания производства артиллерийских снарядов [12, с. 202]. Незадолго до Февральской революции США предоставили России два займа на сумму 30,5 млн долл. В общем итоге сумма американских займов была невелика и составила всего 135 млн долл. [13, с. 121]. Сравнительно небольшие размеры американских займов объяснялись высоким процентом кредитования - 10 и более процентов в год.
За годы войны заграничная часть российского золотого запаса увеличилась до 612 млн руб., из
которого 378 млн руб. было отправлено в Англию, 189 млн руб. - в Канаду, 5 млн руб. было депонировано в Швейцарии и 40 млн руб. - в различных международных банках. При этом ликвидность заграничных золотых российских резервов была достаточно условной [7, с. 47].
В результате политики активного внешнего заимствования Россия по темпам наращивания государственного долга в годы войны обогнала все воюющие страны. В октябре 1917 г. ее внешняя задолженность, включая проценты, достигла более 13 млрд руб. [9, с. 243]. Предоставляемые кредиты ставили военные планы России в зависимость от стратегических установок союзников и создавали основу для ее неравноправного положения в системе Антанты.
Компенсация бюджетных потерь также осуществлялась в результате повышения всех видов прямых и косвенных налогов. Принятые в этой сфере законы начали действовать с 1915 г. и в целом не оказали существенного влияния на решение проблемы финансирования военных действий. Массы податного населения и до войны испытывали высокие налоговые нагрузки, а в военное время в результате мобилизации уменьшилось число платежеспособных работников. Дополнительное налогообложение высших классов вызывало их яростное сопротивление, сломить которое правительство не решалось.
Когда стал ясен затяжной характер войны, власти начали прибегать к повышению налогового бремени. Так, выросли поземельный, промысловый, квартирный налоги и налог на недвижимость. Повышались акцизы на пиво- и медоварение, фруктово-виноградный спирт. Дважды возрастали налоговые ставки на табак, акцизы на сахар, спички и нефтепродукты. Повышение коснулось страховых и судебных пошлин, гербовых, портовых и железнодорожных сборов, тарифов на почту и телеграф. Доли основных податей выросли в следующих пропорциях: прямые налоги на 6,9%, косвенные - на 3,3%, пошлины -на 7,2%. Больше всего - на 9,2% - возросли поступления, проходившие по статье «остальные доходы» [8, с. 266].
В Министерстве финансов понимали, что российская налоговая система нуждается в дальнейшем совершенствовании. Под руководством
П.Л. Барка в 1915 г. была подготовлена записка «К вопросу о преобразовании действующей налоговой системы», составители которой обосновывали необходимость повышения прямого и косвенного налогообложения (с акцентом на последний), а также введения новых видов налогов. В ходе реализации этих мер были введены: налог на прирост прибыли предприятий в размере от 20 до 40%, налог на русский хлопок, увеселения, зрелища, тотализатор, телефон, перевозки пассажиров и грузов, сбор с денежных капиталов, акциз на виноградные вина и прессованные дрожжи, новая, повышенная, оценка земель.
С началом войны власти вернулись к проекту о введении налога с лиц, освобожденных от воинской повинности. Военный налог был введен с 1915 г. на мужчин в возрасте до 43 лет, не подлежащих призыву в армию.
Наконец, вернулись также к проекту о введении личного прогрессивно-подоходного налога. После утверждения Государственным советом и императором проект получил силу закона, вступавшего в действие с января 1917 г. Обложение начиналось с 850 руб. годового дохода, шкала прогрессивного обложения вводилась со 100 до 400 тыс. руб., максимальная ставка обложения составляла 12%. Доходы сверх 400 тыс. руб. облагались по пропорциональной схеме: 12% + 1 250 руб. с каждых 10 тыс. руб. излишка [8, с. 277].
Закон распространялся на российских и иностранных подданных, постоянно проживающих в России. Вместе с тем в нем перечислялись категории, освобожденные от нового налога. В орбиту действия закона не входила территория Финляндии.
Контролировали взимание налога Департамент окладных сборов Министерства финансов как центральный орган, а на местах - казенные палаты. Начислялся налог на основе декларации плательщика о доходах. В случае отсутствия сведений, подтверждающих данные декларации, к проверке подключались податные инспекторы.
По мнению ряда исследователей, главную слабость закона составляло не сохранение коммерческой тайны, а время его принятия. Слишком позднее введение закона не позволило ему повлиять на процесс оздоровления финансовой ситуации в России и собрать намеченные 130
млн руб. В итоге изменения налоговой системы покрывали лишь 14% растущих расходов на войну [2, с. 126; 14, с. 173].
Война вызвала расстройство финансов. Общие финансовые расходы в военное время составили небывалую сумму - свыше 39 млрд руб. За 1914-1916 гг. расходы государственного бюджета выросли почти в 4 раза, что привело к огромному бюджетному дефициту, который за 4 года войны составил 49 млрд руб. [15, с. 188]. На уплату одних только процентов по долгу уходило ежегодно 3 млрд руб., что равнялось размеру довоенного государственного бюджета. Каждый день войны обходился в 50 млн руб.
Подводя итог, следует отметить, что Россия вступила в войну в тот момент, когда ее хозяйство переживало процесс бурного развития в рамках частного предпринимательства. Можно сказать, сама война стала модернизирующим кризисом. Это была первая война экономик. Экономик пока еще довольно замкнутых, не нашедших и не создавших подлинных мировых хозяйственных связей.
Итоги Первой мировой войны носили судьбоносный характер для всего мира. В войне погибло 10 млн человек, еще 10 млн умерли от голода и болезней, 20 млн было ранено и искалечено. Первая мировая война стоила миру 300 млрд руб., что в 12 раз превышало стоимость мирового золотого запаса и национальное богатство Англии и Франции вместе взятых. С учетом материального ущерба населению урон составил 600 млрд руб. золотом или 1/3 материальных ценностей всего мира. Расходы противоборствующих коалиций на войну превзошли расходы на все войны за предыдущие 100 лет. В Европе образовались новые буржуазные государства в результате распада Австро-Венгерской, Германской и Османской империй. Российская империя также прекратила свое существование вследствие Февральской и Октябрьской революций 1917 г. В новой России началось строительство советского государства. Заключив 3 марта 1918 г. сепаратный Брестский мир с Германией, Советская Россия вышла из Первой мировой войны и лишила себя прав страны-победительницы, хотя Восточный фронт на протяжении всей войны оставался решающим.
Список литературы
1. Коковцов В.Н. Из моего прошлого (19031919): Воспоминания. Мемуары. Минск: Харвест, 2004. 895 с.
2. Сидоров А.Л. Финансовое положение России в годы Первой мировой войны (1914-1917). М.: АН СССР, 1960. 580 с.
3. Страхов В.В. Внутренние займы в России в Первую мировую войну // Вопросы истории. 2003. № 9. С. 28-43.
4. ШелохаевВ.В. Российские либералы в годы Первой мировой войны // Вопросы истории. 1993. № 8. С. 27-39.
5. Кооперативное движение в России в эпоху империализма // Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917: учеб. пособие / под ред. В.Г. Тюкав-кина. М.: Просвещение, 1990. 416 с.
6. Бубнов И.Л. Формирование кредитной кооперации в России и ее нормативно-правовое регулирование до 1917 г. // Вестник Финансовой академии. 1997. № 4. С. 17-30.
7. Хейфец Б.А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М.: Экономика, 2003.387 с.
8. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало XX века. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 296 с.
9. Россия в мировых войнах ХХ века: материалы научной конференции (Москва. 2627.09.2001). М.-Курск. 2002.
10. Ионичев Н.П. Внешние экономические связи России (1Х-начало XX века): учеб. пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2000. 307 с.
11. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1956. 728 с.
12. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. М.: Академический проект, 1999. 367 с.
13. Исторический архив. 1957. № 4. 247 с.
14. ПетуховаН.Е. История налогообложения в России IX-XX вв.: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2008. 416 с.
15. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учеб. пособие. М.: Юстицинформ, 1998. 432 с.
International accounting Chapter of history
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
FINANCIAL POLICIES OF THE TSARIST GOVERNMENT DURING THE FIRST WORLD WAR
Lyudmila A. MURAV'EVA Abstract
The article considers the state of finances of Russia on the eve of the First World War and the financial policy of the State in the war period. The author pays attention to the activities of the last Russian imperial minister of finance Barka P.L. The paper covers the main sources of revenue of the State budget. The author also reviews internal and external loans, currency issue and the tax system.
Keywords: First World War, minister of finance, state bank, budget, tax, gold reserves, income, expenses, domestic loans, foreign loans, emission
References
1. Kokovtsov V.N. Iz moego proshlogo (19031919): Vospominaniya. Memuary [From my past (1903-1919). Reminiscences. Memoirs]. Minsk, Khar-vest Publ., 2004, 895 p.
2. Sidorov A.L. Finansovoe polozhenie Rossii v gody Pervoi mirovoi voiny (1914-1917) [The financial situation of Russia during the First World War (1914-1917)]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1960, 580 p.
3. Strakhov V.V. Vnutrennie zaimy v Rossii v Per-vuyu mirovuyu voinu [Internal loans in Russia during the First World War]. Voprosy istorii - Issues of history, 2003, no. 9, pp. 28-43.
4. Shelokhaev V.V. Rossiiskie liberaly v gody Pervoi mirovoi voiny [Russian liberals during the First World War]. Voprosy istorii - Issues of history, 1993, no. 8, pp. 27-39.
5. Kooperativnoe dvizhenie v Rossii v epokhu im-perializma. Khrestomatiyapo istorii SSSR. 1861-1917 [The cooperative movement in Russia in the age of imperialism. A reader on the history of the Soviet Union. 1861-1917]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990, 416 p.
6. Bubnov I.L. Formirovanie kreditnoi kooperatsii v Rossii i ee normativno-pravovoe regulirovanie do 1917 g [Credit cooperation development in Russia and its statutory regulation up to1917]. Vestnik Finansovoi
akademii - Bulletin of Financial Academy, 1997, no. 4, pp. 17-30.
7. Heifetz B.A. Kreditnaya istoriya Rossii. Khar-akteristika suverennogo zaemshchika [Credit history of Russia. Characteristic of sovereign borrower]. Moscow, Ekonomika Publ., 2003, 387 p.
8. Zakharov V.N., Petpov Y.A., Shatsillo M.K. Istoriya nalogov v Rossii. IX - nachalo XX veka [The history of taxes in Russia. IX - the beginning of XX century]. Moscow, Rossiiskaya politicheskaya entsik-lopediya Publ., 2006, 296 p.
9. Rossiya v mirovykh voinakh XX veka: materialy nauchnoikonferentsii (Moskva. 26-27.09.2001) [Russia in the world wars of the 20th century: Proc. Sci. Conf. Moscow, September 26-27, 2001]. Moscow-Kursk, 2002.
10. Ionichev N.P. Vneshnie ekonomicheskie svyazi Rossii (IX-nachalo XX veka) [External economic relations of Russia (IX - the beginning of XX century): a textbook]. Moscow, Financial Academy under Government of Russian Federation Publ., 2000, 307 p.
11. Lyashchenko P.I. Istoriya narodnogo khozyaist-va SSSR. T. 2 [History of national economy of the USSR. Vol. 2]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1956, 728 p.
12. Konotopov M.V., Smetanin S.I. Istoriya ekonomiki [History of economics]. Moscow, Akadem-icheskii proekt Publ., 1999, 367 p.
13. Istoricheskii arkhiv - Historical archive, 1957, no. 4, 247 p.
14. Petukhova H.E. Istoriya nalogooblozheniya v Rossii IX-XX vv. [The history of taxation in Russia of IX - XX centuries: a textbook]. Moscow, Vuzovskii uchebnik, 2008, 416 p.
15. Timoshina T.M. Ekonomicheskaya istoriya Rossii [Economic history of Russia: a textbook]. Moscow, Yustitsinform Publ., 1998, 432 p.
Lyudmila A. MURAV'EVA
Finance University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation lam1812@mail.ru