ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Экономическая политика
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБъЕКТОВ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ирек Газизович НИГМАТУЛЛИН
кандидат экономических наук, член комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уфа, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 27.02.2015 Принята в доработанном виде 23.03.2015 Одобрена 30.03.2015
УДК 336.143
Ключевые слова: финансовая политика, финансы, налог, экономический субъект, промышленное производство
Аннотация
Предмет и тема. Финансовая политика предприятий как экономических субъектов региона, особенно в сфере промышленного производства, представляет собой научный интерес в условиях необходимости ускоренного обновления технологической базы, расширения объемов производимой продукции и политики реализации импортозамещения технологий с учетом влияниях внешних кризисных явлений. В статье анализируется сектор промышленного производства (обрабатывающие производства) с позиции динамики изменения основных показателей: оборот организаций, налоговые поступления в консолидированный бюджет и уровень кредитной нагрузки (накопленная задолженность) предприятий промышленного производства.
Цели и задачи. Целями статьи являются проведение анализа и оценки основных показателей финансовой политики экономических субъектов в сфере промышленного производства Республики Башкортостан, определение направлений исследования в научных публикациях с позиции совершенствования подходов к формированию в перспективе указанной политики.
В рамках исследования определены следующие задачи: систематизировать имеющиеся научные подходы к определению, видам и типам финансовой политики предприятий в сфере промышленного производства; провести анализ и оценку в разрезе основных секторов обрабатывающих производств Республики Башкортостан, а также сделать выводы по динамике их развития; определить приоритеты и пути совершенствования финансовой политики экономических субъектов в сфере промышленного производства региона. Методология. Исследование основано на систематизации научных публикаций, исследований российских и зарубежных ученых, комплексной оценке нормативно-правовых актов в области стратегического развития и управления финансовыми ресурсами предприятий. Результаты. Выявлены основные тренды развития финансовой политики в сфере промышленного производства предприятий региона: система комплексности показателей в сфере оборота и отдачи с позиции налоговых поступлений в консолидированный бюджет показывает рост производства и снижение налоговых поступлений по ряду отраслей, что связано как с общероссийскими тенденциями ухудшения экономической ситуации, падением цен на внешних рынках, снижением платежеспособности предприятий, так и с внутренними факторами (рост кредитной нагрузки).
Выводы и значимость. В условиях финансовой нестабильности требуется совершенствование и корректировка методов управления финансовой политикой, направленной на увеличение объемов добавленной стоимости в экономику региона.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В условиях введения внешних экономических санкций и поставленных задач импортозамещения в России требуется исследование состояния финансовой политики организаций, а также влияния внешних и внутренних факторов на их хозяйственную деятельность.
В ряде научных работ выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования,
к которой относят амортизационную политику, деловую активность и ряд других направлений. Другие авторы отождествляют финансовую политику предприятия с управлением финансовыми ресурсами, аккумулируемыми организацией и направляемыми на рост и капитализацию.
Зачастую в последнее время обсуждается идея возрождения территориально-отраслевой
специализации и использования моделей межотраслевого баланса. Следует согласиться со следующим мнением: «Для принятия эффективных управленческих решений необходимо количественно измерять уровень хозяйствования при каждой форме предпринимательства в конкретных региональных условиях и оптимизировать по критерию, отвечающему целям региона» [1].
Существует достаточно большое количество определений и подходов к термину «финансовая политика предприятия» [2], одно из них гласит «финансовая политика предприятия - это прежде всего разработанные мероприятия (как внешние, так и внутренние), направленные на эффективное использование средств для достижения целей, ради которых предприятие осуществляет свою деятельность» [3].
Выделяют два типа финансовой политики: долгосрочная и краткосрочная, а с позиции достижения целей - перспективная (стратегические цели) и текущая (оперативные) [4]. Причем эта политика должна быть направлена на обеспечение сочетания четырех категорий целей:
- целей собственников предприятия;
- целей его работников;
- целей потребителей продукции;
- целей общества в целом [5].
Исследование финансов хозяйствующих субъектов Республики Башкортостан проведено по сектору обрабатывающих производств, составляющих основу промышленности региона. По данным республиканского правительства1, в 2014 г. предприятиями промышленности отгружено продукции собственного производства, выполнено работ и услуг на 1 205,9 млрд руб., при этом доля обрабатывающих производств составила 76,5%. Динамика оборота организаций в сфере промышленного производства представлена в табл. 1.
Распределение организаций промышленного производства по группам роста и падения показало, что первая группа имеет более весомую часть за счет организаций, занимающихся производством кокса и нефтепродуктов, а вторая группа представляет большое значение для развития промышленности региона и требует детальной оценки.
Структурный анализ организаций промышленного производства приведен в табл. 2.
1 Отчет о деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2014 году, с. 16.
Высокий рост оборота организаций отражает фактическую ситуацию изменения в структуре промышленности Республики Башкортостан, что обусловлено спецификой экономики в области нефтяной промышленности и инвестиционными программами модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Производством кокса и нефтепродуктов занимаются ОАО «Газпром нефтехим Салават» и компании ОАО АНК «Башнефть».
Предприятия промышленности Республики Башкортостан должны иметь взвешенную финансовую политику в условиях влияния внешних факторов нестабильности, а также повышать вклад в развитие экономики региона.
Исходя из принципов формирования финансовой политики предприятия, «управление финансами предприятия имеет целью обеспечить предприятие методиками, подходами, ресурсами, необходимыми для выхода из кризисной ситуации, а также отследить рациональное использование средств и эффективность операций и процессов, для которых эти средства предназначены» [6].
Большинство авторов отождествляют финансовую политику предприятия и ее стратегию, а также финансовое планирование и управление финансами. Основными недостатками данного подхода являются отсутствие привязки к стимулированию продаж, т.е. сбытовой функции производства, и недостаточный уровень маркетинговых исследований рынка у большинства предприятий.
Некоторые авторы выделяют основу финансовой политики предприятия - финансовые планы [7], которые разделяют по признаку классификации, виду и практической значимости, а также методы планирования финансовых показателей.
Все сказанное относится к области финансов, а именно финансов хозяйствующих субъектов. Адаптируя определение финансовой политики, приводимое Л.А. Дробозиной [8] для финансов предприятия, можно утверждать, что финансовая политика предприятий - это обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы развития (стратегии) предприятия в рамках экономического развития региона (местонахождения организации). О.С. Сухарев считает, что «состояние экономики промышленных организаций может вносить искажение в оценку привлекательности приоритетов (стратегических направлений) развития, отдельных инвестиционных
Таблица 1
Оборот организаций в сфере промышленного производства Республики Башкортостан в 2012-2014 гг., млн руб.
Вид экономической деятельности 2012 2013 2014 Темп роста (2014/2012), %
Отрасли, имеющие тенденции роста
Производство кокса и нефтепродуктов 170 118,64 504 197,19 559 531,23 328,91
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона 2 337,40 2 787,26 3 711,78 158,80
и изделий из них
Производство судов, летательных и космических аппаратов 39 587,69 44 396,27 52 979,21 133,83
и прочих транспортных средств
Производство машин и оборудования 7 929,22 10 528,44 10 393,19 131,07
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3 558,95 3 562,17 4 350,98 122,25
Производство пищевых продуктов, включая напитки 42 826,25 43 719,87 49 996,57 116,74
Производство электронных компонентов, аппаратуры для 936,46 1 218,54 1 117,84 119,37
радио, телевидения и связи
Производство медицинских изделий; средств измерений, 4 999,59 4 694,51 5 812,74 116,26
контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов
Химическое производство 105 953,28 108 447,02 110 115,31 103,93
Производство резиновых и пластмассовых изделий 7 586,88 6 570,94 7 700,79 101,50
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 209,71 231,99 211,91 101,05
Производство одежды, выделка и крашение меха 1 864,59 1 731,66 1 866,29 100,09
Всего по данной группе отраслей 387 908,66 732 085,86 807 787,84 208,24
Отрасли, имеющие тенденции снижения
Производство электрических машин и электрооборудования 6 720,76 4 319,59 6 434,45 95,74
Производство прочих неметаллических минеральных 37 254,87 37 073,41 35 604,67 95,57
продуктов
Производство готовых металлических изделий 12 070,0 11 146,45 10 756,03 89,11
Металлургическое производство 19 402,49 18 554,95 17 011,22 87,68
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 14 255,22 13 994,61 12 297,16 86,26
Издательская и полиграфическая деятельность, 1 602,75 1 496,71 1 332,71 83,15
тиражирование записанных носителей информации
Производство мебели и прочей продукции, не включенной в 1 084,41 1 085,86 820,53 75,67
другие группировки
Производство офисного оборудования и вычислительной 1 424,65 1 190,95 1 069,04 75,04
техники
Текстильное производство 2 484,69 2 106,20 1 769,97 71,24
Всего по данной группе отраслей 96 299,84 90 968,73 8 7 095,81 90,44
Источник: составлено по данным Системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК). URL: http.V/www.spark-interfax.ru/Front/Index.aspx.
Таблица 2
Структура оборота организаций в сфере промышленного производства Республики Башкортостан в 2012-2014 гг., %
Вид экономической деятельности 2012 2013 2014 Отклонение (2014/2012)
Производство пищевых продуктов, включая напитки 8,84 5,31 5,59 -3,26
Текстильное производство 0,51 0,26 0,20 -0,32
Производство одежды, выделка и крашение меха 0,39 0,21 0,21 -0,18
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,04 0,03 0,02 -0,02
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 0,74 0,43 0,49 -0,25
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 0,48 0,34 0,41 -0,07
Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 0,33 0,18 0,15 -0,18
Окончание табл. 2
Вид экономической деятельности 2012 2013 2014 Отклонение (2014/2012)
Производство кокса и нефтепродуктов 35,13 61,26 62,53 27,39
Химическое производство 21,88 13,18 12,30 -9,58
Производство резиновых и пластмассовых изделий 1,57 0,80 0,86 -0,71
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 7,69 4,50 3,98 -3,72
Металлургическое производство 4,01 2,25 1,90 -2,11
Производство готовых металлических изделий 2,49 1,35 1,20 -1,29
Производство машин и оборудования 1,64 1,28 1,16 -0,48
Производство офисного оборудования и вычислительной техники 0,29 0,14 0,12 -0,17
Производство электрических машин и электрооборудования 1,39 0,52 0,72 -0,67
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи 0,19 0,15 0,12 -0,07
Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов 1,03 0,57 0,65 -0,38
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 2,94 1,70 1,37 -1,57
Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 8,18 5,39 5,92 -2,26
Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки 0,22 0,13 0,09 -0,13
Источник: расчеты автора.
программ, включая государственные, за счет изначальных структурных диспропорций в функционировании технологических цепочек и влияния институциональных ограничений» [9].
Как считает В.Г. Когденко, в условиях кризиса эффективность финансовой политики компаний должна оцениваться через стоимость бизнеса [10]. При этом выделяют два типа антикризисной финансовой политики: выживание и экспансия (расширение). Такая логика совпадает с мнением автора в части поддержания максимально стабильных поступлений по текущей деятельности, но через призму налоговых поступлений как эффекта отдачи от организации в доходы бюджета.
«Главной целью антикризисного финансового управления, - определяет И.А. Бланк - является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами» [11].
Оценка эффективности управления финансовой политикой на уровне компании (внутренний аспект) представлена достаточно большим спектром исследований как российских, так и зарубежных ученых. Зачастую предлагается оценивать «качество управления финансами с позиции эффективности операций и достижения планируемых целей» [12]. Общие выводы большинства ученых сходятся к
проведению комплексной оценки эффективности финансовой политики как результата финансово-хозяйственной деятельности.
При этом базируются на взаимосвязи «источников эффективности (производственные ресурсы), показателей интенсификации использования производственных ресурсов (прямых и обратных) и показателей эффективности, имеющей два направления: текущее потребление ресурсов, т.е. себестоимость, и применение ресурсов, т.е. авансирование основного и оборотного капитала»
[13].
Следует согласиться с мнением ученых о необходимости триединой задачи управления финансовыми результатами для обеспечения эффективности финансовой политики организации, основанной на распределении собственных денежных ресурсов по направлениям [14]:
- создание рабочих мест и обеспеченность работой;
- распределение начисленных к выплатам доходов;
- развитие предприятия за счет собственных источников.
Эффективность финансовой политики организаций может оцениваться как внешними показателями (налоговые поступления, количество рабочих мест),
так и внутренними (рентабельность, ликвидность и т.д.), но при этом, по мнению автора, ключевыми параметрами должны стать прибыль организаций и стоимость бизнеса. Необходимо выделить несколько направлений оценки эффективности финансовой политики экономических субъектов (табл. 3).
Представленный подход отражает только фрагментарность комплексной методики оценки эффективности финансовой политики, так как требуется структурирование и определение сбалансированности в рамках территориального (регионального) управления.
Научный интерес представляет позиция Н.П. Любушина, который определяет, что «устойчивое экономическое развитие хозяйствующего субъекта мезоуровня (региона) - это совокупность свойств входящих в него подсистем (предприятий и организаций), обеспечивающих непрерывное эффективное функционирование хозяйствующего субъекта мезоуровня при имеющихся ограничениях, сохраняющееся в условиях изменения внешней и внутренней среды» [15].
Данное направление исследования совпадает с позицией автора, так как требует исследования влияния и сбалансированности отраслевого подхода в экономике регионов, а также выработки стратегических приоритетов на ближайшую перспективу и дефрагментацию существующих управленческих подходов в финансовой политике на микро- и мезоуровнях.
Проведенный анализ на примере Республики Башкортостан показал, что вклад промышленных предприятий в налоговые поступления региона снижается: в 2014 г. он составил 13,22% (2012 г. -17,95%). Другие показатели представлены в табл. 4.
Отрицательную динамику показывает сектор «Производство кокса и нефтепродуктов». По данным СПАРК, в Республике Башкортостан зарегистрировано 140 организаций, занятых в этой сфере. Крупнейшим в регионе по активам организаций является предприятие ОАО «Газпром нефтехим Салават», которое, несмотря на устойчивый рост выручки в 2012-2014 гг., имеет резкое падение прибыли до налогообложения с 5 225,17 млн руб. в 2011 г. до 546,75 млн руб. в 2012 г.
В секторе «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» наблюдается значительное уменьшение величины налоговых поступлений, имеющее устойчивые тенденции в 2012-2014 гг. Наиболее крупными компаниями по активам организаций в данном сегменте являются ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» (48,28% совокупных активов отрасли), ОАО «Белебеевский завод Автонормаль» (13,53%) и ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» (7,97%). При этом ОАО «Белебеевский завод Автонормаль» имеет устойчивое падение выручки с 2012 г., что приводит к значительному снижению прибыли до налогообложения и уменьшению налоговых поступлений по отчислениям налога на прибыль
Таблица 3
Методические подходы к оценке эффективности финансовой политики экономических субъектов
Группы показателей
Информационный ресурс
Характеристика
Внешние
Оборот организаций
Росстат
Показывает вклад в ВРП и ВВП
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней
Федеральная налоговая служба
Показывает влияние налоговых поступлений с позиции значимости организации в экономике и бюджетных поступлениях
Количество рабочих мест
Годовой отчет организаций Показывает социальную значимость организации с
позиции количества рабочих мест Внутренние
Финансовая устойчивость и платежеспособность Бухгалтерская отчетность организации Показывают состояние платежной дисциплины, проводится оценка финансовой устойчивости с позиции устойчивости (неустойчивости) организации
Оценка неплатежеспособности (вероятности) банкротства Бухгалтерская отчетность организации Показывает вероятностную оценку банкротства в краткосрочной и долгосрочной перспективах
Финансовые результаты и рентабельность Бухгалтерская отчетность организации Определяет доходность организации и качества финансовой политики
Стоимость бизнеса Бухгалтерская отчетность организации Показывает рыночную стоимость бизнеса с позиции ее максимизации
Источник: составлено автором.
Таблица 4
Поступления по налогу на прибыль в 2012-2014 гг. от организаций промышленности Республики Башкортостан в консолидированный бюджет России, млн руб.
Вид экономической деятельности 2012 2013 2014 Темп роста (2014/2012), %
Производство пищевых продуктов, включая напитки 538,62 322,19 529,20 98,25
Текстильное производство и производство одежды, выделка 123,39 93,51 102,36 83,63
и крашение меха
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 1,62 1,46 2,54 156,79
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 59,68 42,43 43,09 72,20
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, 32,96 53,22 57,87 175,58
картона и изделий из них
Издательская и полиграфическая деятельность, 18,19 9,71 13,44 73,89
тиражирование записанных носителей информации
Производство кокса и нефтепродуктов 1 489,63 -564,69 -724,91 -
Химическое производство 2 152,65 2 185,55 2 258,16 104,90
Производство резиновых и пластмассовых изделий 97,75 82,88 126,44 129,35
Производство прочих неметаллических минеральных 568,99 232,88 434,29 76,33
продуктов
Металлургическое производство и производство готовых 362,89 204,61 87,39 24,08
металлических изделий
Производство машин и оборудования 770,11 588,21 692,45 89,92
Производство электрических машин и электрооборудования 228,99 423,72 497,16 217,11
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 49,99 48,53 49,40 98,82
Производство судов, летательных и космических аппаратов 31,27 7,62 698,69 2 234,38
и прочих транспортных средств
Всего по региону 36 350,49 37 612,31 36 819,05 468,56
Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы.
организаций.
В условиях усиления кризисных явлений в организациях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, требуется выработка и корректировка налоговой политики Республики Башкортостан. Тут все должно быть направлено на устойчивое развитие предприятий, определение антикризисных мер и стабилизацию в дальнейшем экономического роста.
Наиболее полное отражение всех источников финансирования бизнеса приведено в работе А.С. Волкова [16]. В большинстве своем на современном этапе развития экономики основным источником финансирования и ресурсов организации выступают кредиты. В Республике Башкортостан основная доля кредитных ресурсов, предоставляемых коммерческими банками в 2015 г., приходится на обрабатывающие производства (0,13%) и добычу полезных ископаемых (26,05%), т.е. накопленная задолженность двух отраслей составляет 56,18% в общей сумме задолженности кредитного портфеля банков в экономике региона.
Более подробно вопросы кредитования в республике рассмотрены в статьях автора [17, 18]. Анализ задолженности по кредитам организаций промышленности показал ее рост (табл. 5).
Наблюдается неоднородность по секторам экономики в сфере кредитования; так, нарастает задолженность по кредитам предприятиям металлургического производства более чем в 3 раза, что приводит к росту нагрузки до 33,71% в обороте организаций и снижению поступлений в бюджет по налогу на прибыль. Наиболее низкая задолженность в сфере производства кокса и нефтепродуктов - за счет более высокого роста оборота организаций по отношению к формированию темпов роста кредитов банков.
В секторе «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели» занято 555 организаций в регионе, среди которых крупнейшие по величине активов ООО «Кроношпан Башкортостан», ООО «Уфимский фанерный комбинат», ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат», ООО «Термохольц» и ООО «Башхольц». Таким образом, можно отметить тип финансовой политики предприятий в этой сфере - от сдержанной
Таблица 5
Задолженность по кредитам организаций промышленности Республики Башкортостан в 2012-2014 гг.
2012 2013 2014
Вид экономической деятельности млн руб. Доля в обороте, % млн руб. Доля в обороте, % млн руб. Доля в обороте, % Темп роста (2014/2012), %
Производство пищевых продуктов, 9 110 21,27 9 345 21,38 11 066 22,13 121,47
включая напитки
Обработка древесины и 1 961 55,10 2 479 69,65 2 867 65,89 146,20
производство изделий из дерева и
пробки, кроме мебели
Производство целлюлозы, 490 20,96 599 25,63 665 17,92 135,71
древесной массы, бумаги, картона
и изделий из них; издательская и
полиграфическая деятельность
Производство кокса и 21 591 12,69 13 945 2,77 21 552 3,85 99,82
нефтепродуктов
Химическое производство 11 378 10,74 13 402 12,36 15 322 13,91 134,66
Производство прочих 4 079 10,95 2 949 7,95 3 151 8,85 77,24
неметаллических минеральных
продуктов
Металлургическое производство 2 384 7,58 7 458 25,11 9 359 33,71 392,58
и производство готовых
металлических изделий
Производство машин и 4 625 58,33 3 102 29,46 4 205 40,46 90,92
оборудования
Производство транспортных 9 707 - 8 006 - 14 251 - 146,81
средств и оборудования, в том
числе:
производство автомобилей, 1 698 11,91 1 226 8,76 1 314 10,69 77,39
прицепов и полуприцепов
Всего по обрабатывающим 70 951 14,65 65 553 7,96 86 429 9,66 121,82
производствам
Источник: составлено автором по данным Банка России.
до основанной на высоких заимствованиях.
Финансовая политика в сфере кредитования организаций промышленного производства должна быть направлена на повышение эффективности и постоянное совершенствование технологий, а также привлечение финансовых ресурсов как за счет долгосрочных и краткосрочных кредитов коммерческих банков, так и за счет привлечения инвесторов.
Повышение эффективности финансовой политики будет обеспечено за счет получения источников финансирования по более низким процентным ставкам, обновления производства и повышения производительности труда, обновления производственных мощностей, высвобождения неэффективного персонала и ряда других факторов.
Так, «эффективно работающее предприятие - это предприятие, имеющее экономический потенциал
(устойчивость к обновлению) в текущем периоде и способное получать необходимый результат, позволяющий ему осваивать за определенные сроки закономерное число изделий, востребованных рынком и обеспечивающих выживание и развитие предприятия (способность к обновлению)» [19].
В последнее время крупными компаниями используется ряд различных схем управления эффективностью бизнеса: система сбалансированных показателей, «шесть сигм», концепция интегрированной добавленной экономической стоимости и др. [20].
Для оценки эффективности управления финансовой политикой промышленных компаний Республики Башкортостан целесообразно использовать метод УВМ (так называемое «Дерево факторов стоимости», далее - ДФС) [21], модифицированный с позиции ключевого показателя валовой добавленной стоимости в экономику региона.
«Главной объективной причиной повышения результативности финансовой политики, -определяет А.С. Колесов, - является борьба как между всеми финансовыми организациями, так и между различными направлениями финансовой политики за ограниченные в любой период времени финансовые ресурсы» [22].
Таким образом, определяя совокупность финансов промышленных организаций Республики Башкортостан, следует выделить основные направления совершенствования:
- мониторинг и оценка системообразующих организаций региона по ключевым показателям финансово-хозяйственной деятельности для определения на ранней стадии тревожных симптомов ухудшения финансового состояния, ликвидности и платежеспособности предприятий;
- совершенствование стратегии и концепции управления финансовой политикой предприятий производственного сектора с учетом следующих параметров:
• рост оборота организаций и результативности (прибыль);
• формирование оптимальной структуры капитала с учетом достижения сбалансированности и финансовой устойчивости организации;
• повышение уровня инвестиционной привлекательности и качества управления;
- формирование сбалансированной модели управления кредитными ресурсами коммерческих банков и заемных ресурсов организаций на основе выработки мер по стимулированию устойчивого развития промышленности в сфере обрабатывающих производств, использования механизма субсидирования процентных ставок по полученным кредитам для снижения кредитной нагрузки предприятий, реализующих в регионе приоритетные инвестиционные проекты;
- разработка мер по управлению добавленной экономической стоимостью и повышению ее в валовом региональном продукте за счет межотраслевого перераспределения сектора услуг в сектор производства, а также модернизации и обновления производственных мощностей предприятий, и формирование инновационной экономики;
- внедрение в управление регионом механизма стратегического планирования с взаимоувязкой деятельности предприятий, занятых в сфере промышленного производства, на основе выработки единых критериев эффективности управления на микро- и мезоуровнях, а также определением ключевых показателей и вклада в экономику региона.
Список литературы
1. КилинП.М., ЧекмареваН.И. Межотраслевой баланс для агропромышленного комплекса региона. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/mezhotraslevoy-balans-dlya-agropromyshlennogo-kompleksa-regiona.
2. Взаимосвязь современной теории и практики финансов / под ред. И.В. Ишиной, С.В. Фруминой. М.: Экономическая газета, 2014. 347 с.
3. Савченко Т.В., Наумова А.Е. Финансовая политика как фактор эффективного развития предприятия // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 3. С. 153-158.
4. Евстигнеева О.А. О финансовой политике предприятия. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/o-finansovoy-politike-predpriyatiya.
5. Коптева Е.П. Проблемы целеполагания при формировании финансовой политики предприятия // Наука и современность. 2012. № 17. С. 271-273.
6. Попов В.М., Млодик С.Г., Зверев А.А. Анализ финансовых решений в бизнесе. М.: КноРус, 2004. 288 с. С. 44.
7. Внутрифирменное планирование: учебник /науч. и общ. ред. С.Н. Абдуллина, Р.А. Бурганова, М.Ф. Салахиева. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. С. 262-263.
8. Финансы: учебник для вузов / под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 31.
9. Сухарев О.С. Структурные проблемы экономики России: теоретическое обоснование и практические решения. М.: Финансы и статистика, 2010. С. 85.
10. Когденко В.Г. Особенности финансовой политики компании в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 15. С. 2-14.
11. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. К.: Ника-Центр, Эльга. 2003. С.
12. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. В.В. Ильина. М.: Омега-Л, 2011. С. 410.
13. Шеремет А.Д., НегашевЕ.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 201.
14. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Финпресс, 2002. С. 184-185.
15. Любушин Н.П., Яшина Н.И., Черкасова О.Г. Анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов различных иерархических уровней с позиции устойчивого развития // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 48. С. 2-14.
16. Волков А.С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. М.: Вершина, 2006. 328 с.
17. Нигматуллин И.Г. Масштабы кредитования реального сектора экономики Республики Башкортостан // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17. С. 34-38
18. Нигматуллин И.Г. Влияние кредитования реального сектора на развитие экономики Республики Башкортостан: приоритеты финансовой политики. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21812816.
19. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2000. С. 169.
20. Системы управления эффективностью бизнеса: учеб. пособие / под ред. Н.М. Абдикеева и О.В. Китовой. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 10.
21. Волков А. С. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности. М.: Вершина, 2007. 304 с.
22. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы. 2002. № 10. С. 10-15.
220.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Economic Policy
FINANCIAL POLICIES OF BUSINESS ENTITIES IN THE INDUSTRIAL PRODUCTION SECTOR OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Irek G. NIGMATULLIN
State Assembly - Kurultay of Republic of Bashkortostan, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 27 February 2015 Received in revised form 23 March 2015 Accepted 30 March 2015
Keywords: financial policies, finance, tax, business entity, industrial production
Abstract
Importance Financial policies of entities, especially in industrial production, are of scientific interest, considering the need to renovate the technological basis, expand production output and policies for substituting imported technologies, and the effect of external crisis phenomena. The article analyzes the industrial production sector (manufacturing) in terms of dynamics of changes in key indicators, i.e. corporate turnover, tax revenues to the consolidated budget, debt burden (accumulated debt) of industrial producers.
Objectives The article pursues analyzing and evaluating key indicators of financial policies followed by business entities, which operate in industrial production of the Republic of Bashkortostan. The research also determines areas for studying scientific publications in terms of improving approaches to formulating the said policy in the future. The research deals with such objectives as systematizing available scientific approaches to determining types and kinds of corporate financial policies in industrial production, analyzing and evaluating the main manufacturing segments of the Republic of Bashkortostan, and making conclusions on their growth rates. I also identify priorities and ways for improving financial policies of business entities in the region's industrial production. Methods The research relies upon systematization of scientific publications, studies by the Russian and foreign scholars, comprehensive evaluation of regulations on strategic development and management of corporate financial resources.
Results I identify the main trends in development of financial policies in the region's industrial production sector. The system of comprehensive and consistent indicators reflects turnover of companies and tax revenue of the consolidated budget and indicates the growth in production and reduction of tax revenue from some industries. It relates to the general national trends of the deteriorating economic situation, falling prices in external markets, decrease in corporate solvency and internal factors (increased debt burden).
Conclusions and Relevance Considering the financial volatility, it is necessary to improve and configure methods for managing financial policies that pursue an increase in added value in the region's economy.
©Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Kilin P.M., Chekmareva N.I. Mezhotraslevoi balans dlya agropromyshlennogo kompleksa regiona [The input-output balance sheet of the region's agricultural production sector]. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/mezhotraslevoy-balans-dlya-agropromyshlennogo-kompleksa-regiona. (In Russ.)
2. Vzaimosvyaz' sovremennoi teorii i praktiki fmansov: kollektivnaya monografiya [The relationship of the modern theory and practice of finance: a collective monograph]. Moscow, Ekonomicheskaya gazeta Publ., 2014, 347 p.
3. Savchenko T.V., Naumova A.E. Finansovaya politika kak faktor effektivnogo razvitiya predpriyatiya [The financial policy as a factor of the company's effective development]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie = Region: Systems, Economy, Management, 2014, no. 3, pp. 153-158.
4. Evstigneeva O.A. Ofinansovoipolitikepredpriyatiya [On the financial policy of the company]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/o-finansovoy-politike-predpriyatiya. (In Russ.)
5. Kopteva E.P. [Problems of goal-setting in formulating the corporate financial policy]. Nauka i sovremennost': materialy nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Sci. Conf. Science and Modernity]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva Publ., 2012.
6. Popov V.M., Mlodik S.G., Zverev A.A. Analizfinansovykh reshenii v biznese [Analyzing financial solutions in business]. Moscow, KnoRus Publ., 2004, p. 44.
7. Vnutrifirmennoe planirovanie [Corporate internal planning]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologii Publ., 2009, pp. 262-263.
8. Finansy [Finance]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2002, p. 31.
9. Sukharev O.S. Strukturnyeproblemy ekonomiki Rossii: teoreticheskoe obosnovanie iprakticheskie resheniya: monografiya [Structural problems of the Russian economy: the theoretical rationale and practical solutions: a monograph]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2010, p. 85.
10. Kogdenko V.G. Osobennosti finansovoi politiki kompanii v usloviyakh krizisa [The specificity of financial policies during the crisis]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 15, pp. 2-14.
11. Blank I.A. Upravlenie finansovoi stabilizatsieipredpriyatiya [Management of financial stabilization of the company]. Kiev, Nika-Tsentr, El'ga Publ., 2003, p. 220.
12. Finansovyi menedzhment [Financial management]. Moscow, Omega-L Publ., 2011, p. 410.
13. Sheremet A.D., Negashev E.V. Metodikafinansovogo analiza deyatel'nosti kommercheskikh organizatsii [Methods for financial analysis of profit-making organizations]. Moscow, INFRA-M Publ., 2003, p. 201.
14. Analiz i upravlenie finansovoi ustoichivost'yu predpriyatiya [The analysis and management of corporate financial stability]. Moscow, Finpress Publ., 2002, pp. 184-185.
15. Lyubushin N.P., Yashina N.I., Cherkasova O.G. Analiz ekonomicheskoi deyatel'nosti khozyaistvuyushchikh sub"ektov razlichnykh ierarkhicheskikh urovnei s pozitsii ustoichivogo razvitiya [Analysis of economic activity of business entities of different hierarchical levels from a position of sustainable development].
Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, no. 48, pp. 2-14.
16. Volkov A.S. Iskusstvo finansirovaniya biznesa. Vybor optimal'nykh skhem [The art of business financing. The choice of optimal schemes]. Moscow, Vershina Publ., 2006, 328 p.
17. Nigmatullin I.G. Masshtaby kreditovaniya real'nogo sektora ekonomiki Respubliki Bashkortostan [Crediting of the Republic of Bashkortostan's real sector of economy]. Finansovaya analitika:problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 17, pp. 34-38.
18. Nigmatullin I.G. Vliyanie kreditovaniya real'nogo sektora na razvitie ekonomiki Respubliki Bashkortostan: prioritety finansovoi politiki [The effect of lending to the real sector of economy on the development of the Republic of Bashkortostan's economy]. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21812816. (In Russ.)
19. Gibkoe razvitie predpriyatiya: effektivnost' i byudzhetirovanie [Flexible corporate development: efficiency and budgeting]. Moscow, Delo Publ., 2000, p. 169.
20. Sistemy upravleniya effektivnost 'yu biznesa [Systems for managing business performance]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010, p. 10.
21. Volkov A.S. Sozdanie rynochnoi stoimosti i investitsionnoi privlekatel'nosti [Creating a market value and investment attractiveness]. Moscow, Vershina Publ., 2007, 304 p.
22. Kolesov A.S. Finansovaya politika: tseli i zadachi [Financial policy: objectives and tasks]. Finansy = Finance, 2002, no. 10, pp.10-15.