Лютова И. И.
ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПЕРВИЧНОМ ПУБЛИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ
17.3. ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПЕРВИЧНОМ ПУБЛИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ
Лютова Ирина Ивановна, д.э.н., профессор
Место работы: Национальный институт бизнеса, Москва
irinajyuto va@mail. ru
Аннотация: Рассматривая причины размещения IPO, положительные и отрицательные стороны процесса, определяется недостаточность финансового информационного обеспечения, соответствующего международным нормативам. Представленное в динамике размещение IPO и его влияние на финансирование деятельности, выявлены проблемы обеспечения финансовой информацией инвесторов. Предложено: информационное обеспечение всех стадий проведения IPO, участие структурных подразделений в подготовке и оптимизации финансовой информации.
Ключевые слова: процесс первичного предложения акций, финансовый рынок, финансовая информация, оптимизация процесса, инвестиции
FINANCIAL INFORMATION IN INITIAL PUBLIC OFFERING
Lyutova Irina I., the Doctor of Economics, the professor Work place: National institute of business, Moscow
Annotation: Considering the reasons of placement of IPO, positive and negative sides of process, insufficiency of the financial information support corresponding to the international standards is defined. The placement of IPOI presented in dynamics its influence on activity financing, problems of providing investors with financial information are revealed. It is offered: information support of all stages of carrying out IPO, participation of structural divisions in preparation and optimization of financial information.
Keywords: process of primary offer of actions, financial market, financial information, optimization of process, investment
Практически каждая успешная и крупная компания становится публичной и проходит через процедуру IPO, которое может принести компании и ее существующим акционерам значительные выгоды - привле-Положительные стороны
чение значительных средств для развития компании и расширения ее бизнеса; возможность частичного выхода существующих акционеров из своей инвестиции со значительной прибылью; повышение «видимости» и престижа компании; создание особого статуса надежности публичной компании (из-за лучшей прозрачности и корпоративного управления); привлечение новых партнеров и клиентов.
IPO (сокр. от англ. initial public offering) - это процесс первичного публичного предложения акций компании, когда бывшие «частные» собственники-акционеры решают, что пришла пора становиться «публичной компанией»[1].
Процесс IPO отличается от SPO (secondary public offering), когда компания, акции которой уже торгуются на публичных рынках и фондовых биржах, решает провести дополнительную эмиссию своих новых акций с целью привлечения дополнительного капитала.
В 2008 году публичное размещение акций резко сократилось, что, объясняется финансовым кризисом. Однако в 2008 году выход российских компаний на IPO все же состоялся, но объемы привлеченных средств были значительно ниже рекордных показателей прошлых лет. Российская металлургическая отрасль, которая одна из первых стала осваивать практику IPO, на протяжении последних лет занимавшая верхние позиции в отраслевом распределении IPO по объему привлеченного капитала, перенесла сроки размещения, но не отказалась от него. Такая ситуация сохранялась до конца 2008 года, но уже к 2010 году положение на рынке ликвидности и связанным с ним кризисом доверия изменилось, и предприятия не отказались от успешного проведения IPO, в результате которого были: привлечены новые инвестиции без уплаты процентов за пользование капиталом; получена эффективная возможность «выйти из бизнеса» для прежних владельцев; Основными целями IPO для эмитента являются: повышение капитализации; привлечение инвестиций; реструктурирование бизнеса и прочие.
Однако существуют различные мнения по поводу целесообразности проведения IPO российскими компаниями. Необходимо более подробно рассмотреть все «за» и «против» IPO для эмитента (рис. 1).
Отрицательные стороны
Получение значительных денежных ресурсов Разводнение капитала
Диверсификация источников финансирования Дополнительные затраты на подготовку
Создание истории компании на публичном Длительный срок на подготовку
финансовом рынке
Возможности финансового конструирования Повышение инвестиционной привлекательности
Рис. 1. Положительные и отрицательные стороны IPO для эмитента.
Положительные стороны. В результате IPO происходит получение значительных денежных ресурсов с временным горизонтом свыше одного года. Это создает возможности для осуществления капиталоемких инвестиций эмитента в расширение производства, в увеличение его операционной способности в сфере оптовой и розничной торговли, в развитие экспортного потенциала и т.п.
При IPO возникает история компании на публичном финансовом рынке. Более полно начинает раскрываться информация о рисках предприятия. Инвесторы, кредиторы и эмитенты начинают лучше понимать друг друга и все возможные риски. Компания становится более узнаваемой и, соответственно, расширяется доступ к заемному капиталу, растет операционная способность предприятия привлекать денежные ресурсы на иных сегментах финансового рынка, умень-
231
Бизнес в законе
5’2014
шаются издержки на получение доступа к заемным денежным ресурсам. Компания обретает биржевую историю и биржевую репутацию.
Отрицательные стороны. Возникает проблема разводнения капитала (решается тем, что IPO охватывает до 10-20% акций, контроль за бизнесом со стороны главных акционеров в данном случае не изменится).
Появляется необходимость публичного раскрытия информации об эмитенте, что, с одной стороны, делает предприятие информационно более открытым (в т.ч. и для конкурентов), снижает его риски, а с другой -
требует дополнительных затрат, связанных с раскрытием информации.
Необходимо провести детальный анализ разместившихся компаний за период с 2005 по 2013 гг. На рис. 2 приведен укрупненный перечень компаний, вышедших на международный финансовый рынок в течение последних пяти лет (в период с 2009 по 2013 гг.). Стоит отметить значительное снижение количества разместившихся на фондовом рынке компаний начиная с 2008 года, на что в большей степени повлиял финансовый кризис 2008 года.
2009 2010 2011 2012 2013
Exillon Energy Фармсинтез Ютинет.Ру Мультисистема AK АЛРОСА
Институт Стволовых Клеток Человека Русские Навигационные Технологии Федеральная сетевая компания IG Seismic Services TKC Банк
РусГ идро Mail.ru Global Ports CIS Acquisition Живой офис
Мостотрест* Яндекс МегаФон Luxoft Holding
О'Кей НОМОС-БАНК Руспетро QIWI
IRC (Petropavlovsk) Etalon Group ЕРАМ Systems Московская Биржа
ТрансКонтейнер Русагро MD Medical Group
диод ФосАгро
Кузбасская топливная компания Worldwide Papa's
ПРОТЕК* Группа ГМС
Русское море
РУСАЛ
Рис. 2. Компании, разместившиеся за период с 2009 по 2013 г.
На рис. 3-4 приведен анализ по рынкам размещения российских предприятий. Данный анализ показывает, что наиболее предпочтительными площадками для размещения акций российских компаний являются Лондонская фондовая биржа и Московская биржа. [2]
Рис. 3. Количество разместившихся компаний.
Рис. 4. Количество сделок IPO на финансовых рынках от-
дельных стран.
В посткризисный период наиболее высокие объемы финансовых ресурсов российские компании привлекали на Лондонской фондовой бирже, что же касается российского рынка, то он по-прежнему является менее популярным в связи с политическими и экономическими факторами. Фактические объемы привлеченных средств почти всегда оказывались выше планируемых, что, несомненно, является положительной тенденцией (рис. 5-6).
232
Лютова И. И.
ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПЕРВИЧНОМ ПУБЛИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ
Рис. 5. Объем привлеченных средств на финансовом рынке Великобритании, млн. долл.
Рис. 6. Объем привлеченных средств на финансовом рынке РФ, млн. долл.
Наибольшее количество разместившихся компаний за анализируемый период (с 2005 по 2013 гг.) приходится на металлургическую и горнодобывающую отрасль, а также на нефтегазовую отрасль (Рис. 7). Данная тенденция объясняется необходимостью значительных инвестиций в производственные мощности при развитии и поддержании деятельности российских предприятий указанных отраслей, в связи с чем компании выходят на международные финансовые рынки.
Центральный момент процесса проведения IPO -формирование финансовой информации по международным подходам, цели и задачи которой полностью соответствуют выходу на IPO. Отчетность по МСФО для IPO является частным случаем финансовой информации, подготовленной в соответствии с международными подходами. При выходе компании на публичный уровень к ней предъявляются более жесткие требования в отношении раскрытия информации и дополнениях к ней. Например, «закрытая» компания предпочитает соблюдать коммерческую тайну и не делать дополнительные детальные расшифровки, если это не противоречит МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО». Однако это существенно затруднит выход компании на IPO, поскольку инвесторам будет недостаточно информации для принятия решения о финансировании.
■ Металлургическая и горнодобывающая отрасль
* Нефтегазовая отрасль
■ Финансовые услуги
■ Высокие технологии и коммуникации
■ Электроэнергетика
■ Недвижимость
■ Розничная торговля Пищевая промышленность
« Транспорт и логистика
■ Фармацевтика
* Прочие(менее 5)
Рис. 7. IPO российских компаний по отраслям (2005-2013)
Основными целями и задачами формирования финансовой информации в соответствии с международными подходами для IPO являются: прозрачность для внешних и внутренних пользователей (инвесторов, менеджеров, кредиторов, поставщиков, покупателей, общественности);достоверное и объективное отражение финансового положения, его изменений и результатов деятельности компании; систематизация финансовых потоков внутри предприятия; поиск инвесторов для расширения производства; покупка (продажа,
аренда) активов у иностранных партнеров; привлечение дополнительных денежных средств в иностранных банках. Все это необходимо компании, чтобы удержать и улучшить свои позиции на рынке, стратегически подойти к решению основных задач.
Первоначальное публичное размещение акций (IPO) - непростая задача. Основные ключевые моменты, касающиеся преобразования финансовой информации компании при выходе на международные рынки капитала можно представить следующим образом:
233
Бизнес в законе
5’2014
Рис. 8. Стадии преобразования финансовой информации перед проведением IPO.
Рис. 9. Стадии
Необходимо более детально сформулировать ключевые моменты, касающиеся подготовки финансовой информации компании при выходе на международные рынки капитала с выделением шагов преобразования финансовой информации на каждой стадии процесса IPO (рис. 9).
Нельзя не отметить роль аудиторов до и после IPO. Перед IPO осуществляется аудит финансовой информации за прошлые годы. На этапе осуществления IPO происходит несколько взаимосвязанных процессов. Формируется отчет аудитора по исторической финансовой информации. На основе этого отчета осуществляется детальное исследование бизнеса за предыдущие периоды, составляются прогнозы ликвидности, координируется система контроля и управления. После проведения IPO компания все равно нуждается в поддержке и сопровождении аудиторской компании, которая проводит аудит финансовой информации и дает консультации при ее подготовке.
Проведение IPO многократно увеличивает требования к качеству и количеству подготавливаемой финансовой информации. При размещении на западных фондовых биржах необходима подготовка такой информации (либо USGAAP для Нью-Йоркской фондовой биржи) минимум за три предшествующих периода. После проведения IPO компания должна представлять бирже и инвесторам аудированную годовую финансовую информацию не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (требования Лондонской фондовой биржи) и неаудированную полугодовую информацию не позднее чем через четыре месяца после окончания полугодия.
проведения IPO
Подготовка как первой, так и последующей финансовой информации потребует значительного вовлечения не только ключевого персонала финансовых служб, но и других основных подразделений.
Процесс IPO может быть задержан из-за множества причин, в том числе и в связи с проблемами подготовки финансовой информации: отсутствие каких-либо данных, необходимых для полноценной подготовки раскрытия информации в соответствии с международными стандартами; неэффективные процедуры формирования финансовой отчетности; недостаточно квалифицированные консультанты; отсутствие автоматизации учета; отсутствие понимания задачи, мотивации внутреннего персонала; отсутствие внутреннего контроля отчетности; попытки руководства повлиять на форму отчетности; наличие оговорок в заключении аудитора (зачастую как следствие предыдущих пунктов).
Финансовые показатели, рассчитанные на основе национальных стандартов бухгалтерского учета, могут требовать значительных корректировок в соответствии с международными положениями (с учетом правил составления консолидированной отчетности, оценки и амортизации основных средств, начисления пенсионных обязательств и отложенных налогов, отражения затрат по договорам аренды, метода начисления понесенных расходов и т. д.).
Основной задачей компаний, переходящих на составление финансовой информации по международным подходам, является сочетание новых финансовых стандартов с изменением целого ряда аспектов деятельности компании. Изменения затрагивают сферы финансового учета, внутренней управленческой и внешней финансо-
234
Лютова И. И.
ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПЕРВИЧНОМ ПУБЛИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ
вой отчетности, взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами (акционерами, сотрудниками, инвесторами, кредиторами, поставщиками, клиентами, регулирующими органами и пр.), оценки результатов деятельности, информационных систем и человеческих ресурсов.
Многие подразделения компании должны быть задействованы при переходе на международные стандарты:
- Публикация финансовой информации. Отдел, отвечающий за предоставление финансовой информации, должен подчеркнуть отличия отчетности по МСФО от информации, предоставленной в соответствии со стандартами национальной системы бухгалтерского учета.
- Юридический отдел. Сотрудники юридического отдела компании должны оказывать поддержку отделу бухгалтерского учета при трактовке условий договоров в соответствии с МСФО. Компании могут это учесть еще на этапе формирования процессов и систем контроля за заключением, составлением, утверждением и отслеживанием исполнения договоров.
- Отдел операций с ценными бумагами. Для достижения соответствия учета операций хеджирования требованиям МСФО необходима их детальная документация и непрерывное тестирование их эффективности.
- Отдел кадров. Внедрение МСФО может требовать пересмотра расчетной базы целого ряда выплат (участие в прибылях, бонусы, вознаграждения в форме акций), а также перерасчета задолженности по пенсионным обязательствам.
- Налоговый отдел. Специалисты налогового отдела должны тесно сотрудничать с отделом бухгалтерского учета для оценки возможного влияния МСФО на все финансовые схемы, применяемые в компании.
- Отдел маркетинга и продаж. Переход на МСФО окажет влияние на целый ряд областей, включая управление портфелем брендов и товарных знаков, отражаемых на балансе компании, определение реализационной стоимости товарно-материальных запасов, пересмотр условий торговых договоров с точки зрения учета доходов, условий поставки и встроенных производных инструментов.
- Производство/НИОКР. Информация, предоставляемая сотрудниками производственного отдела, а также отдела исследований и разработок, будет включать определение нормальной производственной мощности и определение размера товарноматериальных запасов, определение элементов учета зданий, сооружений и оборудования, разделение этапов исследования и разработки и т. д.
Главный вопрос при переходе на новые стандарты подготовки финансовой информации - насколько реалистично для компании осуществить перечисленные ранее полномасштабные изменения. Местное законодательство и отраслевое регулирование многих стран могут иметь значительные расхождения с международными стандартами. В результате компании вынуждены составлять отчетность в соответствии, как с национальными, так и с международными стандартами.
Для того чтобы финансовая информация по международным подходам успешно проходила аудиторскую проверку и составлялась в установленные сроки, необходимо принять во внимание некоторые рекомендации. Должен быть создан соответствующий отдел подготовки финансовой информации, который может либо подчиняться финансовому директору, либо существовать в рамках бухгалтерии (в зависимости от уровня главного бухгалтера). Количество сотрудников в отделе напрямую зависит от объема операций, а также от числа дочерних предприятий и должно составлять от трех до пяти человек.
Необходимо сократить время на составление отчетности по РСБУ для компаний группы и на выверку внутригрупповых операций. Для этого потребуется четко регламентировать документооборот с контрагентами, все хо-
зяйственные операции проводить методом начислений (на основании бухгалтерской справки), унифицировать учетные политики, а также разработать единый для всех формат предоставления данных, необходимых для составления информации по международным подходам.
Информационная система должна анализироваться на предмет ее эффективности и при необходимости либо должны вноситься изменения в существующую систему, либо должна быть внедрена новая.
Учитывая все вышесказанное можно сформулировать ряд рекомендаций, которые компаниям необходимо осуществить в целях оптимизации процесса подготовки финансовой информации для потенциальных инвесторов:
- полный пересмотр информационной стратегии, направленной на то, чтобы финансовая и любая другая информация представляли собой конкурентное преимущество компании;
- пересмотр ключевых показателей деятельности компании, используемых при принятии управленческих решений;
- гармонизация внутренней и внешней системы финансовой отчетности в целях устранения несоответствия и быстрого реагирования на возникающие проблемы;
- адаптация информационных систем для ускорения процедур закрытия отчетности и обеспечения полноты предоставляемой информации;
- оптимизация информационных потоков и процесса обмена информацией, улучшение взаимодействия между сотрудниками различных подразделений;
- обучение всех заинтересованных сторон, в особенности акционеров и финансовых аналитиков для того, чтобы они ориентировались в новой и более сложной финансовой информационной среде.
Следующие аспекты должны быть приняты во внимание компанией при переходе на предоставление финансовой информации в соответствии с международными подходами для целей выхода на международные финансовые рынки:
- приведение процесса составления управленческой информации и бюджетов в соответствие с международными подходами;
- разработка и внедрение руководством базы учета, проведение специальных тренингов в дочерних компаниях и подразделениях;
- разработка систем, обеспечивающих наличие всех данных для целей раскрытия информации;
- разработка учетной политики и методов документирования сложных операций, включая документирование политики и учет хеджирования, а также определение его эффективности, оценка финансовых инструментов по рыночной стоимости, учет долгосрочных лизинговых контрактов и т. д.;
- внедрение процедур оценки влияния новых транзакций на финансовую информацию, подготовленную в соответствии с международными подходами, например, классификация договоров лизинга, отражение операций с ценными бумагами и налогового планирования, наличие финансовых инструментов в контрактах, а также отражение затрат на научные исследования и разработки.
После того как финансовая информация полностью подготовлена и соответствует всем необходимым критериям начинается достаточно подробный ее анализ всеми пользователями как напрямую, так и с привлечением внешних консультантов и регуляторов. Среди таких консультантов наиболее значимыми являются банки-организаторы (андеррайтеры), юридические консультанты, аудиторы. В процессе исследования был определен перечень работ каждого из участников в процессе IPO. На рис. 10 приведен перечень основных работ, касающихся подготовки и анализа финансовой информации на этапе непосредственно перед размещением акций компании на финансовом рынке.
235
Бизнес в законе
5’2014
Андеррайтеры Юридические консультанты Аудиторы
Координация действий по анализу деятельности компании Проверка и работа над проспектом Содействие андеррайтерам в анализе деятельности компании (выдача комфортных писем, отчетов)
Разработка истории инвестиционной пр ив лекате л ь ности Анализ деятельности компании Участие в составлении и проверке раскрытия финансовой информации
Оценка стоимости компании Выдача юридического заключения Аудит финансовой отчетности за три года
Презентация для аналитиков Организация встреч с инвесторами Изучение проспекта с целью предоставления согласия на включение финансовой отчетности в данный документ
Рис. 10. Подготовка и анализ финансовой информации непосредственно перед размещением
Первая проблема, с которой сталкивается компания после выхода на IPO, выпуска еврооблигаций или депозитарных расписок, - это требование биржи либо настоятельные просьбы инвесторов о выпуске финансовой информации в соответствии с международными подходами ежеквартально. Если предприятие готовит финансовую информацию с помощью консалтинговых компаний, то при изменении частоты выпуска финансовой информации неизбежно увеличивается нагрузка на сотрудников в связи со сбором информации для консультантов, а стоимость услуг последних весьма ощутимо возрастает. Вторая проблема - топ-менеджеры компании не принимают активного участия в процессе подготовки финансовой информации, и поэтому часто не могут детально объяснить текущие финансовые показатели по международным стандартам или сделать обоснованный прогноз, используя информацию из финансовой отчетности по международным стандартам. Данная информация необходима инвесторам и аналитикам, которые начинают активно интересоваться компанией при ее выходе на рынки капитала.
Финансовая информация, представленная в соответствии с международными подходами, является важнейшим инструментом при выходе компании на рынок публичных заимствований, поскольку содержит информацию обо всех перечисленных выше факторах. Поэтому компании, принимающие решение о выходе на фондовую биржу, должны заранее подготовиться к представлению финансовой информации в соответствии с международными стандартами. С точки зрения бизнеса такая информация показывает прозрачную, понятную и объективную его картину. Если же информация аудирована, то есть внешний источник ее подтвердил, у инвестора формируется точное представление о бизнесе, в котором он будет участвовать.
Таким образом, знания в области международных подходов необходимы каждой компании, которая намерена в обозримом будущем выйти на публичный рынок инвестиций и кредитов. Однако прежде чем вступить на этот путь, нужно понять, сколько средств необходимо потратить сегодня, чтобы в дальнейшем эти инвестиции окупились и принесли прибыль собственникам компании.
Список литературы:
1. Смирнова Н. Самостоятельная подготовка отчетности по МСФО // Финансовый директор. 2007. №10.
2. http://www.pwc.ru/en_RU/ru/capital-markets/publications/ as-sets/a4_brochure_ipos_rus_print.pdf.
Reference list:
1. http://www.pwc.ru/en_RU/ru/capital-markets/publications/ as-sets/a4_brochure_ipos_rus_print.pdf.
236