Черникова Л.И.
доцент кафедры финансов,
Российский государственный университет туризма и сервиса Суворова Т.П.
зам. главного бухгалтера, Институт туризма и гостеприимства
информатизация
и финансизация
финансовая информация и ее роль
в современной экономике
Вторая половина ХХвека, особенно последняя его четверть, ознаменована масштабными качественными изменениями в финансово-экономической, информационной, институциональной, организационной и технологической среде. В экономической литературе эти процессы именуются глобализацией, финансизацией, сервисизацией, информатизацией, виртуализацией, сетизацией. Среди них особое место занимает параллельное и почти одновременное проявление информатизации и финансизации.
Информатизация и концепция информационного общества пришли на смену неоклассической парадигме вещных богатств индустриального общества. Распространение информации тождественно ее самовозрастанию, что исключает применение к этому феномену понятия редкости, а ее потребление не вызывает ее исчерпаемости как производственного ресурса [1].
«Финансы ради финансов» или финансизация
В «Новой экономической энциклопедии» информатизация характеризуется как организационный социально-экономический и науч-
но-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [2]. Наряду с информатизацией в последние десятилетия в развитых странах наблюдается феномен «финансы ради финансов». Он проявляется в изменении роли финансов и финансовых отношений в жизнедеятельности экономических агентов, усилении позиций финансовых институтов и финансо-
ийское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
вой интеграции не только субъектов национального хозяйства, но и национальных экономик. Этот процесс в экономической литературе именуется финансизацией. Считается, что термин «финан-сизация» ввел в экономический оборот С. Амин. По его мнению, финансизация выражается в высоких процентных ставках, «плавающих» обменных курсах, свободе спекулятивных трансфертов, повсеместной приватизации (3). Информация и информатизация общества, с одной стороны, финансы и финансизация экономики, с другой стороны, в последние десятилетия оказывают влияние на всю жизнедеятельность человека. Они трансформируют многие экономические явления, выступают катализатором движения капитала. В России эти процессы совпали во времени с социально-экономической трансформацией постсоветского периода. Это обусловило их невысокую динамику и медленное протекание в стране. Однако уже сегодня они прослеживаются во всех сферах жизнедеятельности.
Информация в целом и финансовая информация в частности становятся определяющими сущностными характеристиками современного общества. Их изучение является важной научно-практической задачей.
Финансовая информация как ключевой элемент рынка
В массиве информации особое место занимает информация финансового характера. Однако ни в энциклопедических изданиях,
ни в фундаментальных исследованиях авторам не удалось найти ее определение. Это говорит о недооценке данной категории современными учеными. По нашему мнению, финансовая информация представляет собой сведения финансового характера, имеющие предметное содержание и предназначенные для снятия неопределенности и принятия финансовых решений. Финансовая информация чрезвычайно важна и объективно необходима на уровне хозяйствующих субъектов - нефинансовых организаций. Ее своевременность, насыщенность и достоверность способствуют росту объемов продаж и массы прибыли, активному продвижению на рынке и усилению позиций в деловом сообществе, снижению рисков и уменьшению неопределенности. В рамках корпоративного менеджмента качественная финансовая информация востребована в стратегическом и инвестиционном менеджменте, маркетинге и логистике, управлении затратами и результатами и, конечно, в финансовом менеджменте.
финансовая информация позволяет предприятиям разнообразить политику
заимствований, способствует снижению стоимости займов и оптимизации затрат
Финансовая информация позволяет предприятиям и организациям разнообразить политику заимствований, способствует снижению стоимости займов и оптимизации затрат.
Благодаря финансовой информации хозяйствующий субъект получает эталон для оценки своего положения относительно конкурентов на региональном, национальном и международном рынках. Это позволяет ему определять стратегию развития и корректировать все составляющие стратегического менеджмента.
Содержательная информация финансового характера позволяет оптимизировать поставки и, благодаря ее коммуникативной функции, развивать и совершенствовать партнерские отношения. Для выполнения этого множества функций в корпоративном управлении важны все виды финансовой информации:
- сведения нормативно-регулятивного характера;
- финансовые сведения справочного характера;
- статистические данные финансового характера;
благодаря финансовой
информации хозяйствующий субъект получает эталон для оценки своего положения на рынке относительно конкурентов
Для любого экономического агента важна информация о процессах, происходящих в смежных областях. Информация, ограниченная лишь внутренними оценками, повышает риски и способствует принятию решений, тормозящих развитие.
Для принятия оптимальных решений необходима систематизированная и структурированная информация о рынках и их участниках, основанная на оценках независимых экспертов. При этом, учитывая изменчивость современного рынка, «правил игры» на нем, состава участников и их роли, она должна постоянно актуализироваться, зачастую меняться в режиме реального времени. Информация должна быть простой и понятной, формироваться на основе общепризнанной шкалы оценок, позволяющей определить состояние и тенденции развития того или иного субъекта, сегмента, рынка, региона. Масштабное аккумулирование информации, ее профессиональная обработка, оценка и структурирование, лаконичное представление и своевременная актуализация обусловливают необходимость информационных агентств, независимых аналитиков и рейтинговых компаний. Им отводится важная роль в формировании рынка финансовой информации.
Признаки и классификация финансовой информации
Поскольку финансовая информация представляет собой одну из разновидностей экономической информации, для нее характерны
российское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
признаки последней, а также специфические черты. К признакам финансовой информации можно отнести:
- большие массивы данных;
- цикличность движения, обусловленная особенностями кругооборота капитала;
- многообразие источников и потребителей;
- преимущественно стоимостные измерители;
- параллелизм в обеспечении: высокая цена ошибок обусловливает необходимость и оправданность 4-5-кратного запараллеливания данных,
- наличие логических зависимостей, что позволяет формализовать бизнес-процессы и их составляющие на основе эконометрики или финансовой математики,
- вариабельность оценок в зависимости от применяемых цен (фактических, сопоставимых, отпускных, трансфертных и т.п.), расчетной валюты, стандарта оценки, учетной политики и т.д.,
- волатильность (изменчивость) динамических характеристик,
- особая значимость в средствах визуализации не столько графика изменений, сколько тренда (вектора) изменений,
- специфические правила чтения информации, предусматривающие методологию технического, финансового и др. анализа.
По мнению авторов, разновидности финансовой информации могут быть классифицированы по следующим критериальным признакам:
- по функциональной роли,
- по технологии получения и хранения,
для принятия оптимальных решений необходима систематизированная и структурированная информация о рынках и их участниках
- по способу отображения,
- по форме представления,
- по отношению к хозяйствующим субъектам,
- по значимости для принятия решения,
- по источнику формирования и способу получения,
- по временному периоду,
- по измерителям,
- по привилегиям доступа,
- по признаку платности,
- по степени обработки.
Это и стало причиной того, что значимость информации в современном обществе и ее разнообразие обусловили формирование в структуре финансового рынка сегмента, специализирующегося на финансовой информации.
Литература
1. Crawford R. In the Era of Human Capital. - L.-NY, 1991. - P. 11.
2. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: Инфра-М, 2005. - С.168.
3. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - Москва: Гардарики,- 2002. - С. 131.