ЭКОНОМИКА
УДК 336
DOI: 10.21779/2500-1930-2024-39-1-7-16 Н.Г. Гаджиев1, С.А. Коноваленко2
Финансовая безопасность в формировании национальной безопасности
государства
1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала; ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected];
2 Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Россия, 390043, г. Рязань, 1-я Красная ул., 18; [email protected]
Аннотация. Деятельность хозяйствующих субъектов, государственных учреждений и органов власти во многом связана с различными рисками, в том числе финансовыми. В современных экономических условиях степень их влияния на результаты управления и обеспечения экономической безопасности существенно возрастает. Для эффективного управления этими рисками необходимо провести их предварительную оценку с широким использованием различных финансовых механизмов и инструментов анализа.
В статье отмечается, что финансовая безопасность является важнейшим условием обеспечения национальной безопасности, так как от стабильности финансовой системы, обеспеченности финансовыми ресурсами реального сектора экономики зависит устойчивое социально-экономическое развитие государства, а также способность противостоять санкциям недружественных государств. Авторами исследовано влияние финансовой безопасности на национальную безопасность государства. С этой целью был произведен расчет основных индикаторов и показателей финансовой безопасности в динамике, осуществлен прогноз поведения ключевых показателей финансовой безопасности в среднесрочной перспективе. По результатам исследования сделаны обоснованные выводы об устойчивом финансовом состоянии Российской Федерации.
Ключевые слова: финансовая безопасность, угрозы, индикаторы, прогноз.
Финансовая безопасность в первую очередь зависит от способности государства обеспечивать устойчивое финансово-экономическое развитие страны, а также от возможности противостоять угрозам в данной сфере. Система финансовой безопасности также «должна соответствовать ряду условий, обеспечивать работу финансовой системы, не допуская злоупотребления финансовыми средствами и препятствуя возможности перенаправления финансов в сферы, которые не регулируются законодательством» [1, с. 812]. Результаты исследований в этой сфере показывают, что на состояние уровня финансовой безопасности влияет множество факторов, связанных с внутренними и внешними условиями. Угрозы, связанные с внутренними факторами, создаются в основном из-за реализации неадекватной финансово-экономической политики, серьезных просчетов государственных органов, ошибок, злоупотреблений или экономических преступлений [2-5].
Механизм обеспечения финансовой безопасности представляет собой комплекс организационных и институционально-правовых мер воздействия и направлен на свое-
временное выявление, предупреждение, нейтрализацию и ликвидацию угроз финансовой безопасности государства [6].
Как отмечается в научной литературе, все угрозы в финансовой сфере так или иначе касаются национальной безопасности государства, и необходимость противодействия им обусловлена тем, что от уровня и состояния кредитно-финансовой системы зависят все направления экономической деятельности государства [7-13]. Большинством исследователей угрозы финансовой безопасности принято подразделять на внешние и внутренние (рис. 1).
Внутренние угрозы финансо безопасности РФ
затяжной характер ■экономического кризиса, замедленный выход из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса
сокращение ресурсов в финансово кредитной сфере для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ
низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения
криминализация экономических отношений, рост экономической перступиости, коррупции
Рис. 1. Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности Российской Федерации
На современном этапе развития экономики финансовая безопасность России определяется рядом индикаторов, превышение пороговых значений которых означает снижение уровня финансовой безопасности страны и утрату национальных приоритетов государства.
На рисунке 2 представлены классические индикаторы финансовой безопасности и их пороговые значения.
Внешние угрозы финансовой безопасности РФ
утрата Россией внешнеэкономических позиций вследствие вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков, а также введение экономических санкций
неравноправное участие России в международных структурах кркдитно-финансового регулирования
повышение внешней финансовой задолженности России, и как следствие — усиление ее зависимости от иностранных кредитов
зависимость курса национальной валюты от цеп на энергоносители
высокая валютизация банковской системы
Рис. 2. Индикаторы финансовой безопасности
Для дальнейшего изучения роли финансовой безопасности в формировании национальной безопасности государства рассчитаем ее основные индикаторы и показатели (табл. 1).
По результатам исследования их динамики можно утверждать, что Российская Федерация имела в целом устойчивое финансовое состояние в 2019-2021 годы. К концу исследуемого периода 8 из 11 индикаторов (среднегодовые темпы прироста ВВП; уровень монетизации экономики; уровень бюджетного профицита (дефицита) к ВВП; уровень внешнего госдолга к ВВП; уровень внутреннего госдолга к ВВП; объем трансфертов из государственного бюджета к ВВП; доля расходов на обслуживание госдолга по отношению к общему объёму расходов федерального бюджета; золотовалютный запас страны) имеют положительную динамику и соответствуют пороговым значениям. А 3 из 11, такие, как уровень инфляции, доля инвестиций в основной капитал к ВВП и доля прямых иностранных инвестиций к ВВП, не соответствуют рекомендуемым величинам.
Таблица 1. Динамика индикаторов, характеризующих финансовую безопасность
государства
Наименование показателя Период исследования Абсолютное отклонение 2021 г. от 2019 г.
2019 г. 2020 г. 2021 г.
Среднегодовые темпы прироста ВВП, % 5,53 -2,02 21,9 +16,37
Уровень монетизации экономики, % 47,13 54,62 50,57 +3,44
Уровень инфляции, % 3,05 4,91 8,39 +5,34
Уровень бюджетного профицита (дефицита) к ВВП, % 1,93 -4,002 0,8 -1,13
Уровень внешнего госдолга к ВВП, % 3,32 3,78 3,2 -0,12
Уровень внутреннего госдолга к ВВП, % 8,37 9,47 11,26 +2,89
Объем трансфертов из государственного бюджета к ВВП, % 1,46 1,33 1,08 -0,38
Доля расходов на обслуживание госдолга по отношению к общему объёму расходов федерального бюджета, % 4,01 3,44 4,38 +0,37
Золотовалютный запас страны, млрд руб. 34,67 41,02 44,09 +9,42
Доля инвестиций в основной капитал к ВВП, % 17,63 18,91 17,51 -0,12
Доля прямых иностранных инвестиций к ВВП, % 2,16 0,65 2,28 +0,12
Таким образом, проанализировав динамику индикаторов, характеризующих роль финансовой безопасности в формировании национальной безопасности, в таблице 1, можно сделать следующие выводы:
Среднегодовой темп прироста ВВП в 2021 году составлял 21,9 %, по сравнению с 2019 годом он увеличился на 16,37. В 2019 и 2021 годах значение показателя превышает пороговое значение, что свидетельствует о положительной динамике и развитии экономики. В то же время в 2020 году этот показатель значительно ниже. Следует отметить, что в тот период в стране наблюдался кризис и снижение жизненного уровня населения.
Уровень монетизации экономики к концу исследуемого периода увеличился на 3,44. В 2019 году значение индикатора составляет 47,13 %, что ниже порогового значения. Это говорит о том, что денежной массы было недостаточно по отношению к производственному валовому продукту в тот период. В 2020 и 2021 годах индикатор равен 54,62 и 50,57 % соответственно, данные значения превышают пороговое, что свидетельствует о положительной динамике и достаточной денежной массе.
Уровень инфляции в 2021 году составлял 8,39 %, что на 5,34 больше, чем в 2019 году, и на 2,39 превышает пороговое значение, что свидетельствует о значительном увеличении спроса и сокращении предложения, а также о росте цен на товары и услуги.
Уровень бюджетного профицита к ВВП в 2021 году снизился на 1,13 по сравнению с 2019 годом. Однако в 2020 году наблюдается дефицит бюджета к ВВП, что говорит о том, что в стране не хватало средств для финансирования всех расходов, но в 2021 году удалось покрыть дефицит бюджета, и динамика стала положительной.
Уровень внешнего долга к ВВП в 2021 году по сравнению с 2019 годом сократился на 0,12. Это свидетельствует об уменьшении задолженности перед иностранными
государствами. Уровень Российского государственного долга остается одним из самых низких в мире.
Уровень внутреннего долга к ВВП повышается с каждыми годом. К концу исследуемого периода его значение возросло на 2,89, что говорит об увеличении финансовых обязательств государства перед организациями и населением. Но в тоже время значения индикаторов не превышают порогового, которое составляет 75 %.
Объем трансфертов из государственного бюджета к ВВП в 2021 году по сравнению с 2019 годом сократился на 0,38. Значения индикаторов за весь исследуемый период не превышают порогового.
Доля расходов на обслуживание государственного долга по отношению к общему объему расходов федерального бюджета в 2021 году увеличилась на 0,37 по сравнению с 2019 годом, что свидетельствует об увеличении количества средств, необходимых для погашения госдолга, но при этом значение индикатора не превышает порогового.
Золотовалютный запас страны в 2021 году составлял 44,09 млрд руб., что на 9,42 больше, чем в 2019 году, при этом значения показателя за исследуемый период превышают 20 % ВВП, что свидетельствует об устойчивости национальной валюты.
Доля инвестиций в основной капитал к ВВП к концу исследуемого периода сократилась на 0,12, и значения индикатора стали намного ниже порогового, что свидетельствует о малом количестве средств, вкладываемых в развитие производства.
Доля прямых иностранных инвестиций к ВВП в 2021 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 0,12. Это говорит о том, что иностранные инвесторы стали больше интересоваться бизнесом в нашей стране.
Данное исследование не отражает влияния экономических санкций, введенных против нашего государства в 2022 году, на финансовую безопасность государства. В связи с этим требуется прогноз поведения ключевых показателей финансовой безопасности в среднесрочной перспективе.
Для проведения прогноза финансовой безопасности нами выбран такой индикатор, как золотовалютный запас страны, поскольку он показывает устойчивость национальной валюты, а также стабильность экономики и государственную кредитоспособность. Золотовалютные резервы - запасы золота и иностранной валюты Центрального банка и финансовых органов страны.
Золотовалютные резервы - национальные высоколиквидные резервы, которые относятся к важнейшим инструментам государственного регулирования сферы международных платежей; свидетельствуют о прочности финансового положения страны; являются важным элементом функционирующей системы обеспечения стабильности национальной валюты; служат гарантией выполнения страной международных финансовых обязательств.
Для прогнозирования методом экстраполяции необходимы данные о золотовалютных резервах РФ за 2017-2021 годы, основанные на данных Банка России. Исходные значения показателя переведены из иностранной валюты в рубли по среднему курсу: 1 доллар США = 74 российских рубля.
1. Построим уравнение прямой вида
уг = а0 + а^, (1)
где у - выравненное значение ряда динамики, ^ - год, а0 - начальный уровень ряда, аг - ежегодный прирост.
2. Находим неизвестные параметры и аг. Для этого необходимо решить систему уравнений
2. (2)
Ху = а0п + (Е = а0 Х £ + % Е £
где п - число периодов, у - фактический уровень ряда динамики.
3. Построим вспомогательную таблицу 2, которая позволит найти а0, а1 и у.
Таблица 2. Вспомогательная таблица
№ п/п Год Золотовалютные резервы РФ, млрд руб., у t I2 У*
1 2017 27,95 -2 4 -55,9 27,694
2 2018 32,02 -1 1 -32,02 31,822
3 2019 34,67 0 0 0 35,95
4 2020 41,02 1 1 41,02 40,078
5 2021 44,09 2 4 88,18 44,206
Итого 179,75 0 10 41,28 179,75
Подставляем значения в формулу (2) и получаем следующую систему уравнений:
("179,75 = а0 х5 + й! х0 (2)
(41,28 = а0 х0 + а1 x10, (2)
отсюда а0 = 35,95, а± = 4,128.
Зная параметры а0 и аь находим уХ по формуле (1):
1. ;у2017 = 35,95 + 4,128 х (-2) = 27,694
2. ;у2018 = 35,95 + 4,128 х (-1) = 31,822
3. 3/2019 = 35,95 + 4,128 х 0 = 35,95
4. 3/2020 = 35,95 + 4,128 х 1 = 40,078
5. 3/2021 = 35,95 + 4,128 х 2 = 44,206
Если расчеты верны, то должно выполняться следующее равенство:
Еу = ХП (3)
179,75 = 179,75
Сделаем прогноз на 2024 год, используя формулу (1), при этом Х для 2024 = 5. 3/2024 = 35,95 + 4,128 х 5 = 56,59
Представим полученные данные на графике на рисунке 3.
Рис. 3. Прогноз суммы золотовалютных резервов РФ на 2024 год
Подводя итог проведенному прогнозу, можно сделать следующий вывод. Размер золотовалютных резервов является одним из важнейших показателей финансовой безопасности, так как он показывает устойчивость национальной валюты и свидетельствует о прочности финансового положения страны.
Прогнозное значение на 2024 год составляет 56,59 млрд руб.
Следовательно, введенные экономические санкции не повлияют на размер золотовалютных резервов в негативную сторону, РФ сохранит тенденцию к увеличению золотовалютных резервов и обеспечит свою финансовую независимость и суверенитет.
Выводы и предложения
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Финансовая безопасность рассматривается в неразрывной связи с национальной безопасностью государства.
2. Все угрозы в финансовой сфере так или иначе касаются национальной безопасности государства. Необходимость противодействия им обусловлена тем, что состояние в кредитно-финансовой системе непосредственно влияет на все сферы экономической деятельности государства.
3. За исследуемый период наша страна сохраняла устойчивое финансовое положение и нормальный уровень финансовой безопасности, о чем свидетельствует проведенный анализ.
4. Размер золотовалютных резервов является одним из важнейших показателей финансовой безопасности, так как он показывает устойчивость национальной валюты и свидетельствует о прочности финансового положения страны. В соответствии с проведенным исследованием прогнозное значение на 2024 год составляет 56,59 млрд руб.
5. Введенные экономические санкции окажут негативного влияния на размер золотовалютных резервов. Российская Федерация продолжит увеличивать золотовалютные резервы и обеспечит свою финансовую независимость и суверенитет в среднесрочной перспективе.
Литература
1. Идрисов Х.В. Финансовая безопасность как один из элементов в системе национальной безопасности России // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5, № 20. - С. 809-816.
2. Экономическая безопасность / Н.Г. Гаджиев, М.А. Газимагомедов, А.В. Доронин и др. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. - 526 с.
3. Эффективность финансового сектора как важнейшее условие обеспечения экономической безопасности государства / М.Н. Трофимов, С.А. Коноваленко, Р.А. Корнилович, Н.Г. Гаджиев // Экономика. Информатика. 2021. Т. 48, № 2. - С. 307318.
4. Преступления экономической направленности в кредитной сфере как объект исследования теневой экономики государства / Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. // Теневая экономика. 2022. Т. 6, № 1. - С. 45-60.
5. Методы и способы оценки объема коррупционных хищений в государственном секторе экономики / Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Харада Г.И. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. - С. 131-141.
6. Нейтрализация современных угроз в сфере обеспечения экономической безопасности России / Н.Г. Гаджиев, А.М. Алклычев, С.А. Коноваленко и др. // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5, № 2. - С. 433-456.
7. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Основные угрозы; криминализация экономики; внешнеэкономические аспекты. - СПб.: Петрополис, 2015. - 359 с.
8. Ермакова Э.Р. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности государства // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-2. - С. 324-328.
9. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности): монография. - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. - 239 с.
10. Обеспечение экономической безопасности в кредитно- финансовой сфере: монография / Н.Г. Гаджиев, С.А. Коноваленко, М.Н. Трофимов, Р.А. Корнилович; под общ. и науч. ред. д-ра эк. н., проф. Н.Г. Гаджиева. - М.: ИНФРА-М: Научная мысль, 2024. - 237 с.
11. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства / Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. // Теневая экономика. 2021. № 3. - С. 167-182.
12. Финансовая глобализация и финансовая безопасность государства в современных условиях: монография / под науч. ред. Л.А. Омельянович, О.А. Подкопаева. -Самара: ПНК. 2023. - 257 с.
13. Экономическая безопасность: теоретические и практические подходы: монография / С.М. Сапожникова, Н.В. Рейхерт. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 120 с.
Bibliography
1. Idrisov H.V. Financial security as one of the elements in the national security system of Russia // Current problems of state and law. 2021. Vol. 5, no. 20. - Pp. 809-816.
2. Economic security / N.G. Gadzhiev, M.A. Gazimagomedov, A.V. Doronin etc. -Moscow: Limited Liability Company "Scientific Publishing Center INFRA-M", 2021. -526 p.
3. Efficiency of the financial sector as the most important condition for ensuring the economic security of the state / M.N. Trofimov, S.A. Konovalenko, R.A. Kornilovich, N.G. Gadzhiev // Economics. Computer science. 2021. T. 48, no. 2. - Pp. 307-318.
4. Crimes of an economic nature in the credit sector as an object of study of the shadow economy of the state / Konovalenko S.A., Trofimov M.N. // Shadow economy. 2022. Vol. 6, no. 1. - Pp. 45-60.
5. Methods and methods for assessing the volume of corruption thefts in the public sector of the economy / Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Harada G.I. // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019. No. 2. - Pp. 131-141.
6. Neutralization of modern threats in the sphere of ensuring economic security of Russia / N.G. Gadzhiev, A.M. Alklychev, S.A. Konovalenko etc. // Economic security. 2022. Vol. 5, no. 2. - Pp. 433-456.
7. Vechkanov G.S. Economic security. Main threats; criminalization of the economy; foreign economic aspects. - St. Petersburg: Petropolis, 2015. - 359 p.
8. Ermakova E.R. Financial security in the national security system of the state // Fundamental Research. 2016. No. 5-2. - Pp. 324-328.
9. Karanina E.V. Financial security (at the level of the state, region, organization, individual): monograph. - Kirov: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vyatka State University", 2015. - 239 p.
10. Ensuring economic security in the credit and financial sphere: monograph / N.G. Gadzhiev, S.A. Konovalenko, M.N. Trofimov, R.A. Kornilovich; under total. and scientific ed. by Dr. of Economics, prof. N.G. Gadzhieva. - Moscow: INFRA-M: Scientific thought, 2024. - 237 p.
11. Shadow economy as a factor of destabilization of the economic security of the state / Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. // Shadow economy. 2021. No. 3. -Pp. 167-182.
12. Economic security of the country in the context of globalization of the world economy / N.G. Gadzhiev, S.A. Konovalenko, M.N. Trofimov // Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2021. T. 36, no. 3. - Pp. 14-24.
13. Economic security: theoretical and practical approaches: monograph / S.M. Sapozhnikova, N.V. Reichert. - Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2021. - 120 p.
Поступила в редакцию 8 января 2024 г.
Принята 22 января 2024 г.
UDC 336
DOI: 10.21779/2500-1930-2024-39-1-7-16
Financial Security in the Formation of National Security N.G. Gadzhiev1, S.A. Konovalenko2
1 Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected];
2 Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'; Russia, 390043, Ryazan, 1st Krasnaya st., 18; [email protected]
Abstract. The activities of business entities, government agencies and authorities are largely associated with various risks, including financial ones. In modern economic conditions, the degree of their influence on the results of management and ensuring economic security increases significantly. In order to effectively manage these risks, it is necessary to conduct a preliminary assessment of them, using a wide range of financial mechanisms and analysis tools.
It is emphasized that financial security is the most important condition for ensuring national security, since the sustainable socio-economic development of the state, as well as the ability to withstand the sanctions of unfriendly states, depend on the stability of the financial system and the provision of financial resources to the real sector of the economy. The work examines the influence of financial security on the national security. For the given purpose, the authors calculated the main indicators and the indices of financial security in dynamics, and made a forecast of the behavior of key indices of financial security in the medium term. Based on the results of the study, substantiated conclusions were made about the stable financial condition of the Russian Federation Keywords: financial security, threats, indicators, forecast.
Received 8 January, 2024 Accepted 22 January, 2024