Компетенционная функция. Зачастую посредством конклюдентных действий может быть выражено не любое действие, а только входящее в компетенцию лица, осуществляющего правоприменение, или правоприменительного органа. Возможность совершения конклюдентных действий, т.е. «говорящих» действий, имеющих юридическое значение, заложена в правах должностных лиц. Об этих правах знают (исходя из презумпции знания закона) иные лица, которые должны выполнять предписываемое конклюдентными действиями поведение под угрозой наказания. Выполнение предписываемого поведения
носит не праздный характер, а необходимо в публичных интересах. Компетенционная функция подчеркивает наличие у лица соответствующей компетенции на осуществление действий, имеющих обязательное значение для лиц, в отношении которых они предпринимаются.
Конклюдентное действие обладает системой функций, посредством которой достигается соответствующий эффект в использовании этой категории. В рамках системы представляется возможным выделение следующих функций — информационной, экономии времени, управления, компетенционной.
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
О.Ш. ПЕТРОСЯН,
кандидат юридических наук, соискатель Московского государственного лингвистического университета Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются содержание и сущность национальной, экономической и финансовой безопасности, раскрывается соотношение этих категорий.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, финансовая безопасность, финансы.
FINANCIAL SAFETY OF RUSSIA IN A CONTEXT
OF NATIONAL SAFETY
O.SH.PETROSYAN,
candidate of law sciences, the competitor of a scientific degree at the Moscow state linguistic university
Annotation. The maintenance and essence of national, economic and financial safety are analyzed, the parity of these categories reveals.
Keywords: national safety, economic safety, financial safety, the finance.
Реализация конституционных принципов становления гражданского общества, формирования демократического правового социального государства представляет собой сложный противоречивый процесс совершенствования всей системы экономических, социальных, политических, право-
вых отношений на всех уровнях их проявления — федеральном, региональном, муниципальном, что, в свою очередь, сопровождается разными формами реализации в этих отношениях отнюдь не всегда совпадающих корпоративных, групповых, индивидуальных интересов1. Это предопределяет в качестве
1 Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства и прав человека // Законодательство и экономика. 2004. № 4.
одной из ключевых проблему достижения баланса интересов личности, общества и государства в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, в том числе как в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, так и при решении публично значимых задач по защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Институт безопасности в государстве является комплексным правовым институтом, характеризующим организацию защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз2. Различают личную, общественную и государственную безопасность, которые в комплексе составляют такую категорию, как национальная безопасность3. В юридической литературе нет единства мнений об объекте и содержании национальной безопасности.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объектом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом; увеличение объема ведет к образованию понятия с меньшим содержанием. Так, рассматривая содержание понятия «безопасность» применительно к объекту, переходим к понятиям «личная безопасность», «общественная безопасность», «государственная безопасность». Исходя из закона обратного отношения, понятие «безопасность» шире по объему понятий «национальная безопасность», «общественная безопасность», «безопасность личности», «государственная безопасность», «экологическая безопасность», «демографическая безопасность» и др.
Юридическая ответственность за совершение действий, представляющих угрозу разным объектам национальной безопасности, предусмотрена прежде всего в УК, КоАП, где определены санкции к лицам, нарушившим запреты, установленные государством.
Гарантиями национальной безопасности России являются соблюдение всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции РФ и законов, а также способность государства создать условия, обеспечивающие безопасность человека, общества и самого государства от внутренних и внешних угроз. Целью обеспечения национальной безопасности является защита личных, политических, социально-экономических прав человека и гражданина, интересов общества и государства.
Вместе с тем в Конституции РФ термин «национальная безопасность» отсутствует, в ней говорится о «государственной безопасности» или о «безопасности государства». Конституция РФ, как и конституции других стран, правильно исходит из понимания государства как «государства-нации»4. В результате противопоставления «государства» и «нации» возникла путаница в этих понятиях. Более того, перевод конституционных положений о государственной безопасности России в плоскость политических рассуждений о национальной безопасности сопровождается «растворением» базового понятия «безопасность государства» в многочисленных модификациях национальной безопасности — экономической, продовольственной, экологической, религиозной, морально-этической, безопасности свидетелей, выступающих в суде, и др.
Размывание конституционных основ происходит путем искусственного разграничения таких понятий, как «личность», «общество», «государство», в отрыве от конкретных правовых норм и механизмов их реализации. Именно такой подход был использован в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. В ней говорится об обеспечении «безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Тем самым фактически провозглашается примат безопасности личности перед безопасностью общества и государства. Интересы личности при таком подходе определяют интересы общества и государства. Более того, государство, с точки
2 Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности: лекция. Тамбов, 2006. С. 9.
3 Национальная безопасность и роль ОВД в ее обеспечении : учеб. пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 10; Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. 2003. № 11.
4 Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ / В.Г. Вишняков [и др.] // Журнал российского права. 2005. № 2.
зрения либеральных демократов, не в состоянии обеспечить безопасность личности, поскольку является для нее главным источником опасности.
Безопасность личности, общественная безопасность, государственная безопасность — элементы национальной безопасности, под которой понимают защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства; принадлежащие стране объекты материальной, интеллектуальной, духовной и иных видов собственности, охраняемых государством в силу их особого значения для существования и развития личности, общества и самого государства5.
Экономическая безопасность справедливо рассматривается как составная неотъемлемая часть государственной национальной безопасности. Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» введена стратегия экономической безопасности. Во исполнение Указа принято постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608». В документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Постановлением Правительства РФ выдвинута задача разработки количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинга и прогнозирования факторов, способствующих возникновению угроз экономической безопасности, проведения исследований для определения тенденций и возможностей развития угроз и поиска оптимальных путей их преодоления. При этом система
экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры для их преодоления, проводить экспертизу принимаемых нормативных правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.
В научной литературе категория (и явление) «экономическая безопасность» трактуется по-разному. Так, В. Тамбовцев полагает, что «под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»6. Авторы учебника по экономике считают, что экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержание социально-политической стабильности общества7.
По мнению Л.И. Абалкина, «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую по-литику»8. На взгляд В.А. Савина, «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности»9.
А.Х. Хаупшев отмечает: «...Экономическая безопасность России означает такое состояние экономики, при котором осуществляется снятие социальной напряженности внутри государства посредством роста благосостояния населения, возрастания престижа страны на мировом уровне и приоритета национальных интересов, установления конкурентоспособности
5 Осокин Р.Б. Указ. соч. С. 11.
6 Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1995. № 3. С. 14.
7 Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, Л.К. Большакова. М., 1999. С. 11.
8 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 17.
9 Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 25.
новейших технологий и видов производства и приумножение потенциала России во внешнеэкономическом пространстве»10. А. Архипов, А. Городецкий и Б. Михайлов считают, что «экономическая безопасность — это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантировать от различного рода угроз и потерь»11.
Под экономической безопасностью понимается важнейшая качественная характеристика экономической системы, ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности общества, государства, населения страны, устойчивое обеспечение необходимыми ресурсами развития экономики, уровень эффективности государственного управления, его ветвей власти и их институтов и структур, в том числе судебной власти и ее структурных подразделений.
Важнейший элемент экономической безопасности страны — финансовая безопасность. Это основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Как следует из самого словосочетания «финансовая безопасность», это понятие является сложносоставным. Структуру анализируемого понятия составляют два самостоятельных термина — «финансы» и «безопасность», каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распреде-
лении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег12.
В толковом словаре В. Даля дается понятие «безопасный» как «неопасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надежный. Безопасность — отсутствие опасности; сохранность, надежность. Без-опасить кого, оградить, обеспечивать»13. Словарь русского языка С.И. Ожегова под безопасностью понимает «положение, при котором не угрожает опасность кому, чему»14.
На основе анализа ст. 8 Закона РФ «О безопасности» Р.Б. Осокин под безопасностью понимает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз; систему отношений между субъектами общественной жизни, которые обеспечивают благоприятные условия для функционирования и развития субъектов15.
Точнее относительно определения состояния финансовой безопасности выразился В.И. Сенчагов, который под безопасностью понимает состояние экономики с точки зрения способности самовыживания в условиях возникновения внутренних и внешних угроз, а также функционирования в непредсказуемой окружающей среде и трудно прогнозируемых факторов16.
Финансовая безопасность — это создание условий устойчивого, надежного функционирования финансовой системы государства, региона, предотвращающих возникновение финансового кризиса, дефолта, деструкцию финансовых потоков, сбои в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми ресурсами, нарушение стабильности денежного обращения, уровень эффективности государственного управления, его ветвей власти и их институтов.
10 Хаупшев А.Х. Правовое обеспечение экономической безопасности и проблемы борьбы с организованной преступностью (региональный аспект). М., 1998. С. 11.
11 Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 21.
12 Райзберг Б.А., ЛозовскийЛ.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2000. С. 423.
13 Даль В. Толковый словарь; в 4 т. Т. 1. М., 1989. С. 67, 68.
14 Словарь русского языка. М., 1984. С. 40.
15 Осокин Р.Б. Указ. соч. С. 11.
16 Сенчагов В.И. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 98.