ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРЕХОДНЫХ УСЛОВИЯХ 1990-Х ГГ.
(НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГСХА)
© Емельянова Е.И.*
Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, г. Курск
В статье рассматриваются формы финансирования высшего образования в сложных условиях перехода от плановой экономии к рыночным отношениям 1990-х гг. на примере Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова.
В условиях перехода на рыночную экономику 1990-х гг. сельхозвузы получали возможность сами зарабатывать внебюджетные средства в рамках норм, допустимых законодательством об образовании. Закон РФ «Об образовании» юридически закрепил нормотворческую деятельность федеральных финансовых ведомств. Кроме того, в Законе были даны ответы на многие вопросы: об увеличении доли бюджетных средств на образование (ст. 40), о переходе на нормативное финансирование (ст. 41) и т.д. В 1992 г. начала формироваться многоканальная система финансирования вузов [1]. Поиски механизма экономического стимулирования развития профессионального образования шли в разных направлениях. Была предложена система образовательных ваучеров; введение многоуровневого финансирования и регионализации системы профессионального образования, развитие хозяйственной, экономической деятельности образовательных учреждении, создание сети учреждений профессионального образования - государственных, финансирование которых должно было осуществляться из федерального бюджета; муниципальных, получающих средства из бюджета городов; отраслевых, размещаемых при конкретных предприятиях и финансируемых за их счет; негосударственных вузов со смешанным финансированием.
В 1992 г. доля расходов на образование в РСФСР к общим расходам федерального бюджета составляла 5,85 %. Госбюджетное финансирование в 1992 г. Курского СХИ было сведено к нищенскому уровню: выделяемых средств не хватало на зарплату и стипендию, на хозяйственную деятельность, на ремонт и капитальное строительство. Институт был вынужден использовать внебюджетные средства.
Наиболее крупным источником дополнительного финансирования средств в 1992 г. явилось предоставление гражданам и организациям платных образовательных услуг, а также иные виды деятельности, не связанные непо-
* Старший преподаватель кафедры Истории государства и права, кандидат исторических наук.
средственно с образовательным процессом (создание учебными заведениями коммерческих организаций, участие в их деятельности, сдача в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности и т.д.). В том же году прошел первый съезд ректоров России, на котором было отмечено, что «вузы обрастают кооперативами и другими коммерческими структурами, но это не решало проблем их финансового обеспечения» [2]. Правительство гарантировало, что вузы будут получать госзаказ, 30-40 % от необходимых вузу средств будет давать государство, остальные он должен будет добывать сам через коммерческие структуры, дополнительные учебные услуги. Президентом был подписан Указ о передаче вузам земли и основных средств, им гарантировали льготные условия налогооб-ложения[3]. На баланс Курского СХИ были переданы, столовая № 28 «Нива» и учебные хозяйства № 1 и № 2, институт был вынужден установить плату за многие формы деятельности: проживание в общежитии студентов заочного обучения, за обучение на заочном факультете при договорной основе, за проведение дополнительных занятий, пропущенных студентами без уважительной причины, Реализовывать рекомендации, методические руководства, изданные типографским способом по договорным ценам, Оплачивались курсы водителей автомобилей студентами немеханических факультетов и пр. [4].
На основании Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ и Типового положения об образовательных учреждениях высшего профессионального образования все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, в рамках направления (специальности), по которой обучался студент, не являлись дополнительными образовательными услугами и взимание платы за них не допускалось. Платные образовательные услуги могли быть оказаны обучающимся только по их желанию и за рамками объемов образовательных услуг, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования, включая федеральный и региональный компонент. Условия предоставления дополнительных образовательных услуг (стоимость, порядок и сроки их предоставления) определялись договором. В соответсвии с Постановлением Правительства от 22.08.98 г. № 1001 «О мероприятиях по переводам в органы федерального казначейства счётов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учёту средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» право вуза самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от деятельности приносящей доход, оказывалось урезанным до права оперативного управления, когда собственник через органы казначейства полностью контролирует доходы и расходы учреждения [5]. В 1998 г. при академии был создан отдел дополнительных образовательных услуг для упорядочения
практики оформления договоров об оплате за обучение, в 1999 г. он был преобразован в отдел экстерната и платного обучения по экономическим специальностям, в 2000 г. по решению ученого совета академии реорганизован в специальный факультет.
В 1999 г. Курская ГСХА, как и все вузы России, законодательно имела возможность получать доходы по специальным средствам (от услуг учебнопроизводственных мастерских, направляемых на их содержание, эксплуатации автотранспорта (выручка на его содержание автотранспорта), от услуг редакционно-издательской деятельности, поступления от сдачи в аренду помещений от сдачи в аренду спортивных сооружений, от реализации столовой продукции (блюд) столовой, от услуг ветеринарной клиники и др. Следует заметить, что поступления от услуг учебно-производственных мастерских, регламентировались Постановлением ЦИК и СНК СССР от 12.05.29 г., получение средств на содержание платных курсов по подготовке к поступлению в вуз - Постановлением СМ СССР от 22.05.48 г. №1739, доходы от эксплуатации автотранспорта - Распоряжением от 19.04.52 г. и Инструкцией Минфина СССР от 23.07.52 г., остальные же Постановлениями Минфина СССР 1972 г. и 1976 г. [6]. Финансирование образовательной деятельности осуществлялось за счет средств федерального бюджета Министерством сельского хозяйства РФ и в соответствии с контрольными цифрами на подготовку специалистов [7].
Курская ГСХА стремилась не только максимизировать бюджетное финансирование, поскольку его величина напрямую зависела от количества принятых на обучение «бюджетных студентов», но и расширить источники внебюджетного финансирования (расширение платных форм обучения по различным программам). Однако оценка процессов развития внебюджетной деятельности неоднозначна. С одной стороны, ее развитие создавало для образовательных учреждений дополнительный источник финансовых ресурсов, стимулируя финансовое положение системы образования в целом и обеспечивало некоторый потенциал развития. С другой стороны, расширение коммерческой деятельности размывало и без того достаточно условные границы, которые отделяли некоммерческую организацию от коммерческой. Увеличение доли внебюджетных поступлений ставило под сомнение некоммерческий характер сферы образования. Однако для решения копившихся годами финансовых и материально-технических проблем бюджетных средств не хватало. В этих условиях необходимо было дальнейшее развитие многоканального финансирования вуза из бюджетов различных уровней, привлечение в систему образования внебюджетных средств, в первую очередь за счет расширения дополнительных платных образовательных услуг и научной деятельности. Внебюджетная деятельность вуза характеризовалась широким спектром направлений. Уровень получаемых доходов не был связан прямо с колебаниями уровня бюджетного финансирования, т.е. внебюд-
жетные источники являлись дополняющими, а не замещающими бюджетные средства. Объем внебюджетных поступлений определялся рыночной конъюнктурой и возможностями учебного заведения по их привлечению (наличие кадрового и материально-технического потенциала, возможность отвлечения финансовых ресурсов от учебного процесса для целей получения дополнительных доходов).
Положение дел кардинальным образом изменилось в 2000 г. после утверждения Президентом РФ Федеральной программы развития образования, благодаря чему удалось возобновить выделение средств на заработную плату сотрудникам, стипендии студентам, капитальный ремонт зданий и сооружений, приобретение оборудования для переоснащенных учебных заведений.
В 2000 г. наряду с федеральными бюджетными средствами источниками формирования имущества и финансирования деятельности Курской ГСХА были: имущество, переданное вузу собственником в соответствии с законодательством РФ; средства, получаемые от осуществления платной образовательной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством РФ; добровольные пожертвования, спонсорские, благотворительные и другие целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
В период перехода к рынку, начиная еще с 1989 г., вуз получил возможность сам зарабатывать внебюджетные средства, перейдя на хозрасчет. Наиболее значимым источником дополнительного финансирования средств являлось предоставление гражданам и организациям платных образовательных услуг, не связанные с образовательным процессом. Это позволили Курскому сельскохозяйственному вузу выжить в сложный период финансового и экономического кризиса 1990-х гг., но внебюджетные источники были дополняющими, а не заменяющими бюджетные поступления. Поэтому требовалось развитие многоканального финансирования вуза из бюджетов различных уровней.
В период перехода к рынку, начиная еще с 1989 г., вуз получил возможность сам зарабатывать внебюджетные средства, перейдя на хозрасчет. Наиболее значимым источником дополнительного финансирования средств являлось предоставление гражданам и организациям платных образовательных услуг, не связанные с образовательным процессом. Это позволили Курскому сельскохозяйственному вузу выжить в сложный период финансового и экономического кризиса 1990-х гг., но внебюджетные источники были дополняющими, а не заменяющими бюджетные поступления. Поэтому требовалось развитие многоканального финансирования вуза из бюджетов различных уровней.
Список литературы:
1. Воронин А.А., Беляков С.А. Проблемы финансирования высшего образования в Российской Федерации // Финансы. - 1999. - № 10. - С. 21-25.
2. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф.Р. 723. Оп. 2. Д. 4141. Л. 114.
3. ГАКО. Ф.Р. 723. Оп. 2. Д. 4142. Л. 15.
4. ГАКО. Ф.Р. 723. Оп. 2. Д. 4215. Л. 17.
5. Текущий архив Курской ГСХА (ТА КГСХА). Ф. Протоколы заседаний Ученого совета. Оп. 1. Д. 2. Л. 69-70.
6. ТА КГСХА. Ф. Годовые отчеты вуза. Оп. 1. Д. 6. Л. 26-29.
7. Текущий архив Министерства сельского хозяйства РФ. Ф. Департамент административно-контрольной работы. Оп. 1. Д. 98. Л. 79.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА: РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
© Муромцева А.К.*
Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева,
г. Кемерово
В статье рассматривается одна из важнейших функций высшего образования - формирование и развитие кадрового потенциала народного хозяйства. Характеризуется специфика выполнения данной функции в России.
Высшее образование - продукт исторического развития общества, в процессе которого произошло его обособление от других видов деятельности. Это было вызвано необходимостью удовлетворения потребности личности в повышении уровня своего развития, а также тем, что индустриальное общество нуждалось в квалифицированной и образованной рабочей силе, способной не просто обслуживать все усложняющийся технологический комплекс, но и обеспечивать его непрерывное обновление.
Потребности общества в высшем образовании находят свое отражение в выполнении им ряда функций, которые определяют его место и роль в обществе, а также формируют его цели и задачи. Одной из таких функций можно обозначить формирование и развитие кадрового потенциала народного хозяйства.
Высшая школа, подготавливая специалистов различного уровня и профиля, обеспечивает народное хозяйство любой страны необходимыми трудовыми ресурсами в соответствии с потребностями экономики. Система производства выдвигает перед системой образования определенные требования к рабочей силе: для исполнения той или иной работы требуется вполне опре-
* Преподаватель кафедры Отраслевой экономики.