Научная статья на тему 'Финансирование системы образования России (Динамика расходов на образование: Российский и Международный опыт)'

Финансирование системы образования России (Динамика расходов на образование: Российский и Международный опыт) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7466
1074
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) / СТРАНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) / ИНДЕКС УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Южакова Татьяна Александровна, Каракчиева Инна Викторовна

В статье представлены информационно-аналитические материалы о динамике расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование с учетом численности детей и молодежи, охваченных системой образования за период 2005-2014 годы. Авторами анализируется не только общий уровень расходов, но и их структура по уровням образования. Актуальность проведенного анализа в том, что рассматривается стратегический вопрос государственной политики в сфере образования инвестиции государства в человеческий капитал страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование системы образования России (Динамика расходов на образование: Российский и Международный опыт)»

Финансирование системы образования России (динамика расходов на образование:

российский и международный опыт)

Южакова Т. А.1, Каракчиева И. В.2

1 Южакова Татьяна Александровна / Yuzhakova Tatyana Aleksandrovna -ведущий научный сотрудник;

2Каракчиева Инна Викторовна / Karakchieva Inna Viktorovna - старший научный сотрудник,

Управление научно-исследовательских работ Федерального государственного учреждения «Аналитический центр при

Правительстве Российской Федерации», г. Москва

Аннотация: в статье представлены информационно-аналитические материалы о динамике расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование с учетом численности детей и молодежи, охваченных системой образования за период 2005-2014 годы. Авторами анализируется не только общий уровень расходов, но и их структура по уровням образования. Актуальность проведенного анализа в том, что рассматривается стратегический вопрос государственной политики в сфере образования - инвестиции государства в человеческий капитал страны.

Ключевые слова: расходы, консолидированный бюджет Российской Федерации, расходы на образование, валовой внутренний продукт (ВВП), страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), индекс уровня образования.

Расходы на образование являются одним из важнейших показателей социального развития, отражающих степень внимания государства к образованию граждан. Инвестиции в образование - не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, но и расширение кругозора людей, обеспечение возможности самореализации, также образование способствует материальному благополучию граждан и их здоровому образу жизни.

Анализ показал, что в целом объемы бюджетных расходов на систему образования в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации с учетом реализуемых социальных проектов и программ увеличились за период 2005-2014 годов в 3,7 раза. Доля расходов на образование в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации ежегодно составляет около 11% (таблица 1).

Таблица 1. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации - всего, млрд руб. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на образование

всего, млрд руб. в % к расходам консолидированного бюджета Российской Федерации

2005 г. 6 820,6 801,8 11,8

2006 г. 8 375,2 1 036,4 12,4

2007 г. 11 378,6 1 343 11,8

2008 г. 14 157 1 664,2 11,8

2009 г. 16 048,3 1 783,5 11,1

2010 г. 17 616,7 1 893,9 10,8

2011 г. 19 994,6 2 231,8 11,2

2012 г. 23 174,7 2 558,4 11

2013 г. 24 931,1 2 888,8 11,6

2014 г. 27 216 3 037,3 11,2

Источник: Федеральное казначейство.

Наибольшая доля государственных (муниципальных) расходов приходится на общее образование из-за длительности обучения и большего охвата населения (таблица 2).

Таблица 2. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование по уровням

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Дошкольное образование 113 145,3 189,7 254,5 287 321,3 394,7 469,6 598,1 658,1

Общее образование 356 475,9 599 737,1 795,6 827,4 989,7 1 184 1 329,2 1 414,7

Профессиональное образование1 82,8 102,8 128 159,4 169 163,8 177,7 188,7 197,4 201,8

Высшее образование 125,9 169,9 240,2 294,6 347,2 377,8 416,8 464 512,5 519,7

Источник: Федеральное казначейство.

Увеличение расходов на общее и профессиональное образование связано в последние годы с реализацией различных программ и проектов, направленных на обеспечение конкурентоспособности российского образования, повышение соответствия потребностям рынка труда, а увеличение расходов на дошкольное образование - с введением новых мест, необходимостью их оборудования, содержания (в том числе в связи с увеличением численности соответствующего персонала).

В целом положительная динамика роста государственных (муниципальных) расходов в системе образования сохраняется. Однако при оценке необходимо учитывать и динамику изменения сети и контингента обучающихся (воспитанников) системы образования.

Система образования ежегодно охватывает около 30 млн человек, что составляет 20% от численности населения (таблица 3).

Таблица 3. Динамика численности населения в системе образования

Численность населения - всего, млн чел. Численность населения в системе образования

всего, млн чел. в процентах к численности населения

2005 г. 143,8 31,3 21,8

2006 г. 143,2 30,6 21,4

2007 г. 142,9 30,2 21,1

2008 г. 142,7 29,8 20,9

2009 г. 142,7 29,4 20,6

2010 г. 142,9 29,1 20,4

2011 г. 142,9 28,9 20,2

2012 г. 143,1 28,4 19,9

2013 г. 143,3 28,2 19,7

2014 г. 143,7 27,9 19,4

Источник: Росстат.

Анализ показал, что количество образовательных организаций в целом снизилось на 21,7%, численность обучающихся (воспитанников) - на 10,5% (таблица 4).

Таблица 4. Динамика изменения сети и контингента обучающихся (воспитанников) системы образования

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Число дошкольных образовательных организаций, тыс. 46,5 46,2 45,7 45,6 45,3 45,1 44,9 44,9 44,3 43,2

в них численность воспитанников, млн чел. 4,5 4,7 4,9 5,1 5,2 5,4 5,7 5,7 6 6,3

Число общеобразовательных организаций, тыс. 62,5 60,3 57,3 55,1 52,4 50,1 47,7 46,2 44,7 44,1

в них численность обучающихся, млн чел. 15,6 14,7 14,1 13,8 13,6 13,6 13,7 13,7 13,8 14,3

1 При анализе в составе данных по профессиональному образованию учитываются данные по начальному и среднему профессиональному образованию. С 1 сентября 2013 г. согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт 2 части 1 статьи 108) образовательный уровень начального профессионального образования приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Число профессиональных образовательных организаций, тыс. 6,3 6,1 6 5,6 5,5 5,2 5 4,7 4 2,9

в них численность обучающихся, млн чел. 4,1 3,9 3,7 3,4 3,2 3,1 3,0 2,9 2,8 2,1

Число образовательных организаций высшего образования, тыс. 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1 1 1

в них численность обучающихся, млн. чел. 7,1 7,3 7,5 7,5 7,4 7 6,5 6,1 5,6 5,2

Источник: Росстат.

Расходы в 2014 году (по отношению к 2005 году) увеличились на дошкольное образование в 5,8 раза (численность детей, охваченных дошкольным образованием, увеличилась на 40,1%), на общее образование - в 4 раза (численность лиц, охваченных общим образованием, уменьшилась на 8,1%), на среднее профессиональное образование - в 2,4 раза (численность лиц, охваченных средним профессиональным образованием, уменьшилась на 48,7%), на высшее образование - в 4,1 раза (численность лиц, охваченных высшим образованием, уменьшилась на 26,3%).

Ежегодно расходы на образование по отношению к ВВП в среднем составляют 3,98%. Минимальный уровень этого показателя отмечен в 2005 и 2006 годах (3,71% и 3,85% соответственно) (таблица 5).

Таблица 5. Динамика расходов на образование по отношению к ВВП, %

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Образование - всего, в том числе: 3,71 3,85 4,04 4,03 4,6 4,09 3,99 4,12 4,36 4,28

Дошкольное образование 0,52 0,54 0,57 0,62 0,74 0,69 0,71 0,76 0,9 0,93

Общее образование 1,65 1,77 1,8 1,79 2,05 1,79 1,77 1,91 2,01 1,99

Профессиональное образование 0,38 0,38 0,39 0,39 0,44 0,35 0,32 0,3 0,3 0,28

Высшее образование 0,58 0,63 0,72 0,71 0,89 0,82 0,74 0,75 0,77 0,73

Источник: Федеральное казначейство.

Расходы на дошкольное образование по отношению к ВВП в среднем составляют 0,72%, на общее -1,8%, на профессиональное - 0,32%, на высшее образование - 0,72%. Минимальный уровень этого показателя отмечен в 2012-2014 годах (профессиональное образование).

В 2014 году по отношению к предшествующему году наблюдалась общая тенденция к снижению доли расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование по отношению к ВВП, в том числе по всем уровням образования, за исключением дошкольного.

Несмотря на рост государственных (муниципальных) расходов на образование за последние десять лет расходы на образование по отношению к ВВП в странах Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оказались выше (среднее значение - 6,3%) (таблица 6).

Таблица 6. Пятерка стран ОЭСР, имеющих максимальный показатель расходов на образование по отношению к

ВВП, %

Страна 2005 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г.

Дания 7,4 7,0 8 7,9

Исландия 8 7,9 7,8 7,7

Южная Корея 6,7 7,6 7,6 7,6

Новая Зеландия 5,1 5,4 5,9 7,5

Норвегия 7,5 7,1 7,4 7,4

Источник: Education at a Glance 2014.

Сравнивая расходы на образование по отношению к ВВП в странах ОЭСР, можно отметить, что в целом уровень расходов на образование достаточно стабилен.

Россия занимает 41 место в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование с учетом данных рейтинга стран мира по уровню образования (таблица 7)2.

Таблица 7. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование с учетом данных рейтинга стран мира по

уровню образования (выборка)

№ п/п Место Страна Индекс Расходы (%)

1 1 Куба 0,9 12,9

2 6 Швеция 0,9 7,3

3 8 Финляндия 0,9 6,8

4 9 Бельгия 0,9 6,4

5 12 Франция 0,9 5,9

6 13 Израиль 0,9 5,8

7 19 Великобритания 0,8 5,6

8 21 Австрия 0,9 5,5

9 22 США 0,9 5,4

10 41 Россия 0,8 4,1

Источник: Сайт информационно-аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info).

При этом в рейтинге стран мира по уровню образования Россия занимает 49 место из 188 стран мира и 98 место из 153 стран мира в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование. При этом, к примеру, в Бурунди расходы на образование по отношению к ВВП составили 9,2%, Намибии - 8,1%, Конго - 6,2%3.

Таблица 8. Доля расходов на образование в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на 1 млн

обучающихся

Доля расходов на образование в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на 1 млн обучающихся, %

2005 г. 0,376

2006 г. 0,404

2007 г. 0,391

2008 г. 0,394

2009 г. 0,378

2010 г. 0,369

2011 г. 0,386

2012 г. 0,389

2013 г. 0,411

2 Данные по состоянию на 2006-2010 годы (опубликованы в 2012 году).

3 Относительно высокие позиции ряда слаборазвитых стран связаны, как правило, с программами ликвидации массовой неграмотности, финансируемыми международными институтами и благотворительными организациями в этих государствах. Поэтому данный рейтинг рекомендуется анализировать совместно с рейтингом стран мира по уровню образования.

0,400

2014 г.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в Российской Федерации за последние 10 лет уровень расходов на образование не уменьшается (таблица 8), учитывая демографическую специфику, особенности экономической ситуации. Но вместе с тем модернизационные и оптимизационные процессы последних лет, роль которых отражается прежде всего на изменении структуры сети (укрупнении образовательных организаций) и повышении эффективности расходования выделяемых средств, также не привели к существенному снижению общего уровня расходов на образование.

В этой связи доведение уровня расходов на образование в отношении к ВВП до среднего по странам ОЭСР с учетом общего уровня образования в Российской Федерации может дать существенный кумулятивный эффект.

Литература

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: www.gks.ru / www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата

обращения 13.03.2015 г.).

2. Официальный сайт Федерального казначейства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.roskazna.ru/ / www.roskazna.ru/konsolidirovannogo-byudzheta-rf/ (дата обращения 13.03.2015 г.).

3. Сайт информационно-аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info/ (дата обращения: 13.03.2015 г.).

4. Шелестов Д., Минаев В. Демографическая ситуация в России // Родина. 2002. - № 10. - С. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.