Библиографические сведения
1. Гражданский кодекс РФ, ст. 58.
2. Грязнова А. Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 511.
3. Об акционерных обществах: Закон РФ, ст. 16.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: Закон РФ, ст. 52.
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.berg.com.ua/basic/mergers-acquisitions/
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coolreferat.com/
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ma-journal.ru/news/
8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/publications/index.jhtml
О.М. Махалина
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «ПАРТНЕРСТВО ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ» РОССИЯ - ЕС
Ключевые слова: модернизация, финансирование инноваций, Партнерство для модернизации, Рабочий план, прямые иностранные инвестиции.
«Партнерство для модернизации» Россия - ЕС активно развивается на протяжении более чем двух лет. Инициатива стартовала после подписания сторонами совместного заявления на саммите Россия - ЕС 1 июня 2010 г. в Ростове-на-Дону. В декабре 2010 г. был одобрен Рабочий план как неформальный обновляемый инструмент реализации «Партнерства для модернизации». Партнерство постепенно становится опорным элементом во взаимоотношениях России и ЕС и остается гибким, ориентированным на потребности, механизмом содержательного сотрудничества. За обозначенный период было дважды проведено обновление Рабочего плана - в декабре 2011 г. и в мае 2012 г. А также добавлены новые проекты в сферах энергетики, здравоохранения, морской политики, финансовой и макроэкономической политики, рыболовства, развития предпринимательства, обновлен ряд уже реализующихся проектов [2].
Конференция, состоявшаяся в г. Москве в октябре 2012 г., была направлена на обсуждение инвестиционного климата и проектов, стимулирующих модернизацию, поиск возможностей для улучшения, выравнивания и гармонизации регулятивных условий для бизнеса, создание совместных проектов в области верховенства закона и сотрудничества в борьбе с коррупцией, поиск путей поддержки малого и среднего предпринимательства, развития образовательных программ и программ по подготовке кадров. Министр экономики А. Белоусов во вступительном слове выразил удовлетворение развитием программы. Хотя, по его мнению, ее можно улучшить, повысив долю прагматизма в партнерстве. Он предложил определить стратегические и конкретные приоритеты. Россия, по его словам, видит шесть приоритетных направлений: развитие технологий, стабильные поставки энергоносителей из России в Европу, формирование общей транспортно-логистической системы с учетом недавнего предложения, выдвинутого на саммите АТЭС, о транспортном коридоре из Европы в Азию, создание единого образовательного пространства (Россия со следующего года выделит 5
© Махалина О.М., 2013
млрд рублей на трехлетнюю программу пор отправке лучших студентов в Европу, напомнил министр), а также стратегическое сотрудничество в области освоения космоса и укрепление партнерства в сфере атомной энергетики.
Куратор программы от ЕС, директор Европейской службы внешних связей Гуннар Виганд отметил, что в последний год работы программы ее потенциал не был раскрыт полностью. «Эта инициатива состоит из серии диалогов на экспертном уровне, потребовалось много времени, чтобы запустить этот экспертный механизм. Затем последовали выборы в России, создание новой администрации и приход новых людей. Еще одной причиной промедления стало создание интеграционных структур Евразийского союза», - объяснил Г. Виганд.
В 2010 г. бюджет партнерства составил 3 млн евро, в 2011 г. — 4 млн евро. «Партнерство не программа финансирования модернизации, это программа, которая объединяет лучших экспертов, которые могут разработать наилучшие условия для содействия сотрудничеству», - говорит Виганд в интервью СМИ.
«Мы инвестировали в конкретные проекты (например, по согласованию законодательства) около 3 млн евро за два года. На эти деньги работали эксперты, чтобы обеспечить объединение наших регулирующих норм», - продолжает он. Имея необходимые условия для работы, инвесторы смогут ими пользоваться. В конце года или в начале следующего пойдут первые совместные инвестиции в проекты в России на сумму около 2 млрд евро, обещает Г. Виганд [4].
За два года действия инициативы «Партнерство для модернизации» Россия - ЕС «мо-дернизационные» соглашения Россия подписала с 23 странами ЕС, которые представляют самостоятельные инвестиционные проекты. В этой связи на конференции отмечено, что в приоритетной области расширения возможностей для инвестиций в ключевые секторы, которые способствуют росту и развитию инноваций, компании России и ЕС реализуют и/или планируют к реализации большое количество проектов в ряде промышленных и высокотехнологичных секторов, энергоэффективности и энергосбережения, а также транспорта. Практический опыт инвесторов должен помочь лицам, ответственным за принятие решений, определить конкретные меры, необходимые для создания благоприятной среды, предоставляющей дополнительные возможности для инвестиций и торговли. В ходе конференции, посвященной «Партнерству для модернизации», обсуждались главные позитивные результаты, в частности уже предпринятые шаги по улучшению инвестиционного климата и широкие рыночные возможности, а также главные барьеры в этой области, такие как бюрократическая волокита и коррупция, сложность в получении лицензий, доступ к финансовой и инженерной инфраструктуре.
В соответствии с обновленным Рабочим планом за период действия инициативы «Партнерство для модернизации» Россия - ЕС были реализованы ряд совместных проектов. В частности, подписанный меморандум о взаимопонимании в вопросах финансирования проектов между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и ЕС включает такие проекты, как [2]:
- долгосрочное (до 10 лет) финансирование малых и средних предприятий за счет кредитов ЕИБ в размере 200 млн евро, выдаваемых через Внешэкономбанк (ВЭБ) и коммерческие банки. Данный проект отмечает возобновление деятельности ЕИБ в России;
- долгосрочные (до 10 лет) кредиты малым и средним муниципалитетам для инвестиций в инфраструктуру и сферу энергоэффективности, осуществляющиеся ЕБРР и Райф-файзен-Банком/местным банком через раздел рисков по кредитному портфелю в размере 3,9 млрд руб.;
- кредит ЕБРР в размере 10 млн евро с выдачей гранта в размере 2,5 млн евро Партнерству «Северного измерения» в области окружающей среды на реализацию проекта в сфере районного теплоснабжения Ломоносовского муниципального округа;
- софинансирование ЕИБ и ЕБРР в размере 200 млн евро создания во Владивостоке новой теплоэлектроцентрали, работающей на газу (Восточная ТЭЦ), для усиления внедрения наилучших доступных технических стандартов ЕС в области термогенерации, снижения выбросов парниковых газов, энергоэффективности и охраны окружающей среды;
- финансирование ВЭБ в размере 3,06 млрд руб. проекта «Организация промышленного производства композитных материалов».
Признавая важность финансовой поддержки модернизационных проектов с участием бизнеса или государства в рамках Партнерства, координаторы приветствуют подписание меморандума о взаимопонимании между ЕБРР, ЕИБ и ЕС для поддержки «Партнерства для модернизации» путем предоставления кредитов на индустриальные модернизационные проекты. ЕС уже выделил гранты на сумму 7 млн евро в рамках механизма «Партнерства для модернизации». Координаторы обсудили возможность взаимного грантового финансирования совместной деятельности российской стороной в ближайшем будущем.
Наша экономика нестабильна, поэтому предприятия охотнее используют свои средства за рубежом, помещая капитал в зарубежные банки стран со стабильной экономикой и надежным экономическим курсом, а не для инвестиций и вложений внутри своей страны. Отток капитала, как правило, имеет незаконный характер, что вынудило Россию принять определенные меры по обеспечению возврата валюты в страну. Необходимо создать условия для того, чтобы отечественные инвесторы не опасались вкладывать свои деньги в экономику страны. Нужно обязательное уменьшение инвестиционного риска, которого можно достичь путем снижения инфляции, приняв стабильные экономические законы. Законы, которые, в свою очередь, будут основаны на рыночных принципах, которые будут препятствовать утечке капитала за пределы страны и стимулировать приток иностранных инвестиций. Ведь иностранные инвестиции - это вливание капитала других стран в национальные компании и их активы, это то, что может помочь стабилизировать экономику, а также активно способствовать ее росту. Подобные инвестиции могут быть осуществлены не только в денежной, но и в товарной форме. На сегодняшний день все большее значение приобретают формы эффективного взаимодействия стран в инвестиционной сфере. Привлечение в страну иностранного капитала имеет существенные преимущества [5]:
- создание новых производств и, как следствие, реализация возможности диверсификации общественного производства для обеспечения экономического роста в национальной системе хозяйствования;
- организация новых рабочих мест, а в идеале высокотехнологичных и более современных по сравнению с общим уровнем существующих в стране;
- рост производительности труда и экономия производительных экономических ресурсов, а как следствие - повышение рентабельности экономики в целом;
- появление на рынке новых продуктов, удовлетворяющих более высоким требованиям потребителей и, тем самым, повышающих уровень жизненных стандартов;
- создание конкурентной среды для отечественных производителей, что характерно в большей степени для инвестиционной стратегии высокоразвитых государств.
Иностранными инвесторами могут выступать как юридические, так и физические лица, постоянно проживающие за границей, а также иностранные фирмы и организации, страны. Инвестиции иностранного капитала могут быть осуществлены путем:
- покупки ценных бумаг или имущества;
- долевого участия совместно с гражданами России в каких-либо предприятиях;
- создания предприятий, которые будут принадлежать инвестору;
- приобретения прав на использование природных ресурсов или земли;
- иных форм применения иностранных инвестиций, предусмотренных договором, заключенным с инвестором.
Инвестиции делятся на прямые и портфельные. Прямые - это настоящие вложения средств, которые предусматривают отношения партнеров на долгое время. Портфельные -вложение капитала в акции, посредством которого приобретаются права на доход. В России предполагается поддержка прямых иностранных инвестиций. В свою очередь, Россия интересует инвесторов следующим:
- во-первых, экономическим положением: страна пытается диверсифицировать свою экономику Немаловажную роль играет общая экономическая ситуация: внешний долг России на данный момент около 20% по отношению к ВВП, для сравнения долг США - 97% Германия -160%;
- во-вторых, политическая стабильность: третий срок В.В. Путина инвесторы восприняли весьма позитивно;
- в-третьих, у России огромный потенциал, в силу геополитического положения она является связующим мостом между Европой и Азией;
- в-четвертых, инвесторов привлекает обилие разнообразных природных ресурсов.
В общем и целом иностранные инвесторы видят, что российские рынки обладают хорошей ликвидностью, открываются новые возможности для прямых инвестиций, для работы на фондовом рынке, для приватизации государственной собственности - и работают с Россией год от года эффективнее, потому что российский рынок один из немногих, который при не максимальных вложениях может дать очень значительный доход.
Помимо мобилизации собственных ресурсов для поддержки производственных инвестиций, для вложений в модернизацию и инновации, имеющихся у каждой из сторон в отдельности - подготовка финансовыми институтами развития России и Евросоюза совместных программ содействия реализации проектов, представляющих взаимный интерес, равно, как и создание в этих целях объединенной институциональной среды. Сотрудничество с ЕС в инвестиционной сфере характеризуется показателями, наглядно представленными в табл. 1.
Таблица 1
Динамика иностранных инвестиций в Россию из ЕС (млрд долл. США)
Типы инвестиций Отчетный период (год)
2008 2009 2010 2011 2012 (январь-июнь)
Поступление инвестиций и инвестиционных доходов (в %)
Всего 83,6 54,8 87,3 78,8 33,1
Прямые 21,8 11,5 10,8 13,8 6,1
Портфельные 1,1 0,6 0,4 0,6 0,2
Прочие 60,7 42,4 76,2 64,4 26,8
Изъято (погашено) инвестиций
Всего 52,4 63,2 101,9 57,5 26,6
Прямые 9,9 17,3 13,1 11,0 1,8
Портфельные 1,1 0,7 4,7 0,8 1,8
Прочие 41,4 45,1 84,2 45,9 21,0
Накоплено организацией инвестиций в пересчете на конец отчетногопериода
Всего 221,4 211,6 225,0 261,8 252,0
Прямые 101,9 87,8 93,8 110,2 101,3
Портфельные 4,3 9,0 6,8 7,0 5,2
Прочие 115,0 114,9 124,4 144,5 145,4
Источник: Статистический сборник Росстат, 2012.
Более подробный анализ динамики, структуры и объемов прямых иностранных инвестиций в Россию рассмотрим по данным Росстата за январь-сентябрь 2012 года. По состоянию на конец сентября 2012 года [6], накопленный иностранный капитал в экономике России составил 353,3 млрд долларов США, что на 9,3 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе -59,2 % (на конец сентября 2011 г. - 58,3 %), доля прямых инвестиций составила 38,3 % (39,1 %), портфельных - 2,5 % (2,6 %). В январе-сентябре 2012 г. в экономику России поступило 114,5 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 14,4 % меньше, чем в январе-сентябре 2011 г. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 99,7 млрд долларов, что на 17,2 % меньше, чем в январе-сентябре 2011 года (см. табл. 2).
Таблица 2
Поступление иностранных инвестиций по типам (2011-2012 гг.)
Типы инвестиций Январь-сентябрь 2012 г. Итого (в %) Январь-сентябрь 2011 по сравнению с отчетным периодом за 2010 г. (в %) Итого (в %)
Объем (в млн долл. США) К январю-сентябрю 2011 г. (в %)
Всего 114463 85,6 100 Увеличение в 2,8 раз 100
прямые 12277 104,6 10,7 143,2 8,8
в том числе: взносы в капитал 6316 110,5 5,5 141,2 4,3
из них: реинвестирование 577 28,1 0,5 в 5,4 раз 1,5
лизинг 3 3,9 0 143,2 0,1
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев 4842 99,1 4,2 151,7 3,6
прочие прямые инвестиции 1116 106,1 1,0 120,9 0,8
портфельные 1571 в 2,9 раза 1,4 61,8 0,4
в том числе:
акции и паи 1456 в 3,7р. 1,3 121,4 0,3
долговые ценные бумаги 115 82,7 0,1 27,6 0,1
прочие 100615 82,8 87,9 Увеличение в 3,2 раз 90,8
в том числе: торговые кредиты 19541 104,8 17,1 163,1 13,9
прочие кредиты 74172 74,7 64,8 Увеличение в 4,1 раз 74,3
из них: 39118 57,1
на срок до 180 дней 34,2 Увеличение в 14,7 раз 51,2
на срок свыше 180 дней 35054 113,7 30,6 155,3 23,1
прочее 69,02 195,3 6,0 142,8 2,6
Источник: Статистический сборник Росстат, 2012.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2012 г., составил 119,2 млрд долл. США. В январе-сентябре 2012 г., из России за рубеж направлено 109,4 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 13 % больше, чем в январе-сентябре 2011 г. (см. табл. 3) [6]. Объем погашенных инвестиций, ранее направленных из России за рубеж, составил 101,3 млрд долл. США, что на 12,9 % больше, чем в январе-сентябре 2011 г.
Таблица 3
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн долл. США)
Страна - получатель инвестиций Накоплено на конец сентября 2012 г. Справочно: направлено в январе-сентябре 2012 г.
Всего В % к итогу В том числе:
Прямые Портфельные Прочие
Всего инвестиций 119211 100 78488 10924 29799 109398
из них в страны -крупнейшие получатели инвестиций 102744 86,2 70860 8978 22906 91961
в том числе:
Нидерланды 31049 26,0 27752 1841 1456 6848
Кипр 25686 21,5 17727 1141 6818 10834
Швейцария 8115 6,8 2933 56 5126 38641
США 7880 6,6 6444 134 1302 642
Соединенное Королевство (Великобритания) 6270 5,3 2297 3229 744 7528
Люксембург 6206 5,2 2508 2417 1281 213
Беларусь 5820 4,9 5258 1 561 5877
Сент-Кис и Невис 5196 4,4 3822 - 1374 4603
Виргинские о-ва (Брит.) 4541 3,8 1671 156 2714 2318
Австрия 1981 1,7 448 3 1530 14457
Источник: Статистический сборник Росстат. 2012.
Таблица 4
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн долл. США)
Основные страны-инвесторы Накоплено на конец сентября 2012 г. Справочно: направлено в январе-сентябре 2012 г.
Всего В % к В том числе:
итогу прямые портфельные прочие
Всего инвестиций 353344 100 135308 8947 209089 114463
из них по основным 300829 85,1 105434 7248 188147 55745
странам инвесторам
Основные страны-инвесторы Накоплено на конец сентября 2012 г. Справочно: направлено в январе-сентябре 2012 г.
Всего В % к итогу В том числе:
прямые портфельные прочие
в том числе:
Кипр 78566 22,2 53357 2187 23022 11788
Нидерланды 59223 16,8 21723 24 37476 15676
Люксембург 39808 11,2 1191 133 38484 5393
Китай 27792 7,9 1346 3 26443 575
Соединенное Королевство (Великобритания) 26713 7,6 3212 3066 20435 10618
Германия 24757 7,0 11393 10 13354 3799
Виргинские о-ва (Брит.) 12382 3,5 8476 1790 2116 2389
Ирландия 11121 3,1 8476 1790 2116 2389
Япония 10659 3,0 1182 6 9471 826
Франция 9808 2,8 3227 25 6556 3485
Источник: статистический сборник Росстат.
В качестве примера можно рассмотреть, в какие конкретные проекты осуществлены накопленные инвестиции из Германии в экономике России. Из наиболее интересных инвестиционных проектов, реализуемых (или планируемых к реализации) германскими компаниями на территории России, можно выделить ряд наиболее заметных.
В Нижегородской области это строительство завода по производству строительных материалов фирмы Knauf; строительство завода по производству автокомплектующих (Knorr - Bremse); строительство комплекса по производству конструктивных элементов и компонентов (головная организация - ООО «Либхерр - Нижний Новгород», комплекс введен в эксплуатацию в июне 2011 г., объем инвестиций - 11,6 млрд руб.; создание производства упаковки из стекла для фармацевтической продукции (головная организация - Schott AG); создание предприятия по строительству кранов и подъемной техники (Demag AG).
В Ульяновской области - создание станкостроительного производства «Гильдемай-стер АГ», объем инвестиций - до 45 млн евро.
В Калужской области в июле 2011 г. между правительством Калужской области и ООО «НПП АВТЭЛ») подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционного проекта по реконструкции и модернизации производства автокомпонентов (в том числе контроллеров управления двигателем); концерн HP Pelzer Group создал в Калуге предприятие ООО «ХП Пельцер РУС», занимающееся производством шумоизоляции для автомобилей «Фольксваген-поло» (шесть типов изделий) и «Шкода-Октавиа» (четыре типа изделий) производства ООО «Фольксваген-Групп РУС».
В Республике Татарстан в марте 2011 г. СП ОАО «КАМАЗ» и немецкий автоконцерн Daimler AG - «Мерседес-Бенц-Тракс-Восток» (МБТВ) официально запустили в г. Набережные Челны линию сборки грузовиков «Мерседес-Бенц» [7].
В заключение следует отметить, что в настоящий момент российская экономика остро нуждается в иностранных инвестициях, но какой объем их можно считать оптимальным или достаточным, определить трудно. Это связано с тем, что эффективность прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на различных стадиях развития национальной экономики существенно различается. Если на первых стадиях процесса прямые иностранные инвестиции начинают оказывать положительное влияние на интенсивность развития национальной экономики страны их принимающей, то на последующих этапах влияние ПИИ может оказаться и отрицательным. Другие последствия неуправляемого процесса прямых иностранных инвестиций сформулированы авторами как четыре парадокса эффективности ПИИ для национальных экономик на последующих стадиях инновационного процесса:
- современное наукоемкое высокотехнологичное производство, созданное на основе ПИИ, подвержено риску из-за склонности иностранных капиталов к «блужданию» по экономическому пространству страны-реципиента;
- при господствующих позициях иностранных компаний в отрасли начинается стагнация отечественных производителей в этой отрасли и последующая их ликвидация;
- страны-инвесторы порождают для своих отраслей промышленности мощных конкурентов, не оставляющих шансов для предприятий в стране происхождения ПИИ;
- рост доли услуг и продукции ВПК в ВВП стран-инвесторов - объективный фактор развития экономики в условиях глобализации.
Вместе с тем на пути прямых иностранных инвестиций в Россию до сих пор стоят разные препоны. Несмотря на то что правительство РФ в целом поддерживает иностранные вливания в российскую экономику и принимает меры по улучшению инвестиционного климата в стране, зарубежные инвесторы продолжают говорить о сложностях бюрократии, особенно на местном или региональном уровнях, а также об отсутствии прозрачности и предсказуемости в исполнении налогового и таможенного законодательства РФ, отмечает Ш. МакКарти. «На данном этапе российское законодательство и судебная практика не всегда в состоянии обеспечить уровень защиты прав инвесторов, сопоставимый с другими крупными международными финансовыми центрами», - соглашается партнер BDO в России Елена Хромова.
По мнению Е. Дорофеева из банка «Петрокоммерц», отношение российских властей к иностранным инвесторам за последние годы по большому счету мало изменилось. «Иностранцев допускают в любые отрасли, но только если реальные рычаги стратегического управления важнейшими активами остаются у подконтрольных власти структур, которые сами де-юре могут иметь и иностранную регистрацию», - говорит эксперт. Иначе говоря, российские власти расценивают иностранный капитал как потенциальный источник опасности для России как суверенного государства, поясняет он. «При этом степень готовности допускать иностранцев к владению крупными участками собственности в России колеблется обратно пропорционально мировым ценам на сырье и, соответственно, способности власти «самостоятельно» развивать соответствующие активы», - добавляет аналитик.
Что касается заинтересованности иностранцев в покупке приватизируемых стратегических предприятий РФ, то здесь, по мнению экспертов, также может возникнуть множество
вопросов. «Захочет ли купить этот актив крупный прямой иностранный инвестор при непонятных правилах игры, которые определяются конъюнктурой и договоренностями в данный момент и, свою очередь, могут поменяться в перспективе двух-трех лет. У нас все планы очень долгосрочные, просто они пересматриваются каждые шесть месяцев. Я думаю, что, скорее всего, таких инвестиций иностранные инвесторы будут избегать», - полагает главный стратег «Уралсиб Кэпитал» В. Смольянинов [3].
Библиографический список
1. Бочков В.Е. Парадокс эффективности прямых иностранных инвестиций для национальных экономик в условиях глобализации / В.Е. Бочков, Э.С. Хазанович, Ю.В. Бочков, Е.А. Усова // Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития: материалы международной научно-практической конференции 12 мая 2011 г. - Т. 1. - М.: ИЦ ЕАОИ, 2011. - 608 с.
2. Доклад о ходе работы, согласованный координаторами «Партнерства для модернизации» Россия - ЕС. 21 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: formodernization.com >МоМосЫ21-12-12.рИр
3. Привалова М. Инвестиции: иностранцы захватили потребительский рынок России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/20/08/2012/665272.shtml
4. Химшиашвили П. Перестановки в Правительстве России помешали «Партнерству для модернизации» с ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/ 4963521/perestanovki_v_pravitelstve_rossii_pomeshali_partnerstvu#ixzz2N8HOUjsj
5. Прямые иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 2012solution.com>vse-o-biznese/inostrannie.. .rf.html
6. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/257inv22.htm
7. Россия - Германия: новый импульс сотрудничества. Интервью торгового представителя РФ в ФРГ А. Зверева [Электронный ресурс] // Деловой клуб «Женщины будущей России». Международные связи. - Режим доступа: http://www.womenoírussia.org/international.aspx?Id=309
А.К. Хубиев
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ИНТЕГРАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЩЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: комплекс, интеграция, организация, регион.
Развитие стран происходит на фоне усиления международного взаимодействия, предполагающего реализацию товарооборота на межгосударственном уровне, заимствование и передачу технологий. Перераспределение ресурсов на межстрановом уровне формирует определенный уклад межгосударственного взаимодействия, выстраивающий жесткую иерархическую систему поставок ресурсов низкой степени переработки от развивающихся государств в технологически развитые страны, предоставляющие со своей стороны технологии
© Хубиев А.К., 2013