Научная статья на тему 'Финансирование муниципального здравоохранения'

Финансирование муниципального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2074
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТ / РЕФОРМА / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ / ПРОБЛЕМЫ / ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / FINANCE / BUDGET / REFORM / MEDICAL INSTITUTIONS / ECONOMY / HEATH SERVICE / MUNICIPAL / PROBLEMS / INVESTMENT / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штукерт А. Б., Штукерт А. А.

Статья посвящена финансированию муниципального здравоохранения. Показаны: новые экономические отношения в здравоохранении; система финансового обеспечения муниципального здравоохранения; итоги Нацпроекта «Здоровье» во Владимирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF MUNICIPAL HEALTH SERVICE

Financing, economic relations transformations, results of national project Health in Vladimir region are showed in this article.

Текст научной работы на тему «Финансирование муниципального здравоохранения»

- слабая развитость социальной инфраструктуры в значительном числе регионов перспективного трудоустройства специалистов;

- недостаточная экономическая основа перспективных работодателей для финансирования целевой подготовки специалистов на контрактной основе.

По нашему мнению, эти факторы будут в значительной мере определять в дальнейшем перспективы функционирования российского рынка образовательных услуг ВПО и его разви-

тие в контексте интеграции в международное образовательное пространство.

Примечания

1 Россия в цифрах. - официальный сайт Госкомстата, Росстата и государственной службы статистики. иИЬ: http://www.statistika.ru

2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: ИздАТ, 2001.

3 ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: «ИПК Изд-во стандартов», 2001.

Bonjushko N. Д.

DEVELOPMENT PROSPECTS THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY

In article prospects of development of the higher vocational training in Russia are analyzed. Keywords: the higher professional development, innovative economy.

УДК зз846 Штукерт А. Б., Штукерт А. А.

ФИНАНСИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья посвящена финансированию муниципального здравоохранения. Показаны: новые экономические отношения в здравоохранении; система финансового обеспечения муниципального здравоохранения; итоги Нацпроекта «Здоровье» во Владимирской области.

Ключевые слова: Финансы, бюджет, реформа, медицинские учреждения, экономика, система здравоохранения, муниципальный, проблемы, инвестиции, модернизация.

Здравоохранение представляет собой одну из подсистем народно-хозяйственной, социально-экономической системы и производит медицинские товары и услуги. Кроме того, здравоохранение, являясь составной частью непроизводственной сферы народного хозяйства, наряду с чисто медицинскими задачами решает социальные и экономические, связанные с повышением качества жизни человека, его благосостояния, способствует реализации социальных гарантий и формирует трудовой потенциал общества.

Этим объясняется то пристальное внимание, которое уделяется в последнее время вопросам управления и финансирования здравоохранения.

В настоящее время существует трехуровневая структура управления сферой здравоохранения (рис. 1), где первый уровень (федеральный) представлен Президентом РФ, Государственной Думой

152

РФ, Председателем Правительства РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, которые формируют нормативную базу, определяют объем финансирования сферы здравоохранения, разрабатывают и принимают федеральные (приоритетные) программы развития здравоохранения, включая проблемы экономического управления (методология, цены, тарифы, стандарты, лицензирование и т. д.); второй уровень (региональный) представлен регулирующими органами субъектов РФ, наделенными полномочиями по определению собственности и особенностей финансирования с учетом экологических, промышленных и прочих факторов; третий уровень (муниципальный) представлен муниципальными органами управления здравоохранением, способствующими исполнению целевых программ развития здравоохранения на местах.

© Штукерт А. Б., Штукерт А. А., 2010

Рис. 1. Структура управления сферой здравоохранения

Процессы, происходящие в российском здравоохранении последние 15 лет, привели к формированию в Российской Федерации децентрализованной системы здравоохранения. Однако процесс повышения самостоятельности на местах обгонял наполнение местных бюджетов и формирование необходимой нормативно-правовой базы. Образовался своеобразный разрыв между федеральными и региональными органами управления здравоохранения, с одной стороны, и муниципальной системой здравоохранения

- с другой. К 2005 г. все это привело здравоохранение, прежде всего, муниципальное, к упадку и разрухе. С этого момента в России было предпринято несколько последовательных шагов для исправления сложившейся ситуации. Во-первых, это реализация отдельных мероприятий

приоритетного национального проекта «Здоровье», который, кроме того, что обеспечил повышение материально-технического состояния муниципального здравоохранения, так еще и предоставил регионам и органам местного самоуправления новые технологии управления отраслью: оплата труда работников участковой службы на основе качественных показателей труда, размещение государственного задания в лечебных учреждениях первичного звена с целью выполнения комплекса диагностических услуг (дополнительная диспансеризация), а также в государственных и муниципальных учреждениях с целью оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Все эти шаги, предпринятые с 2005 по 2009 гг. существенно преобразовали управление российским здравоохранением.

Вторым шагом стала реализация в здравоохранении принципа делегирования полномочий. На сегодняшний день субъектам РФ переданы полномочия по лицензированию муниципального и частного здравоохранения, контролю качества, лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан. Этот механизм позволяет при сохранении принципа самостоятельности каждого уровня власти реализовывать единую политику в сфере охраны здоровья граждан, так как передача полномочий сопряжена с трансфертами денежных средств. Эти шаги привели к определенным положительным результатам, поэтому по состоянию на конец 2009 года управление здравоохранением в России можно охарактеризовать как умеренно децентрализованное.

Масштабы муниципального здравоохранения г.Владимира, динамику его развития и обеспеченности населения города главными медицинскими услугами характеризуют следующие данные.

Данные таблицы могут свидетельствовать о положительных результатах реализации национального проекта «Здоровье»: произошла оптимизация больничной сети при сохранении обеспеченности населения необходимой медицинской помощью.

Таким образом, структурная перестройка медицинской помощи в определенной мере может дать экономический эффект без ущерба для интересов пациентов только за счет замены стационарной помощи амбулаторно-поликлинической там, где это возможно с точки зрения медицинских технологий и условий расселения. О том, что резервы для этого есть, говорит тот факт, что в России уровень госпитализаций выше, чем во многих цивилизованных странах. В России он составлял 21-

22% всего населения, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой 12-13% населения.

Говоря о мерах по защите здоровья нации, повышения одного из важнейших показателей -продолжительности жизни, можно отметить, что благодаря среднесрочным программам Минсоц-здравразвития, реально поднять данный показатель до 70-72 лет, как было в СССР (в Европе сегодня средняя продолжительность жизни - 75 лет, в РФ - 65 лет, во Владимирской области этот показатель составляет 63,3).

Понятно, что стабильность функционирования любой социальной системы, связанной с финансами, зависит от полноты и стабильности поступления финансовых средств в систему.

Нужно отметить, что затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода работников. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

Система финансирования здравоохранения играет три важные взаимосвязанные роли:

- мобилизует финансовые средства для здравоохранения;

- объединяет их для распределения финансовых рисков, связанных с оплатой услуг;

- использует имеющиеся финансовые средства на приобретение и предоставление требуемых медико-санитарных услуг.

Та блица 1

Динамика развития муниципального здравоохранения в 2004-2008 гг.

Основные показатели 2004 2005 2006 2007 2008

Число больничных учреждений 20 20 20 20 20

Число больничных коек, всего 5705 5173 5404 5108 5016

Число больничных коек на 10000 человек населения 172,1 151,8 159,0 150,5 147,6

Число врачебных амбулаторнополиклинических учреждений 44 50 65 71 58

Численность врачей, всего, человек 2023 2019 2231 2266 2216

Численность врачей на 10000 человек населения 61,0 59,3 65,7 66,7 65,2

Число жителей, приходящихся на одного врача 164 169 152 150 153

Численность среднего медицинского персонала, человек 4996 4952 5290 4982 5048

Напомним, что финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения на территории Владимирской области осуществляется в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации и законодательством Владимирской области.

Источниками финансирования здравоохранения являются:

1) средства областного бюджета Владимирской области;

2) средства Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования;

3) средств бюджетов муниципальных образований Владимирской области;

4) доходы организаций здравоохранения, полученные от осуществления ими в установленном порядке предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

5) добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц;

6) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Бюджетное финансирование здравоохранения в России составляет 3%ВВП, в том время как Всемирная организация здравоохранения

рекомендует расходовать на эту сферу минимум 5-6% ВВП (в Европе этот показатель составляет 7-9%, в США 13-14%). По данным Ассоциации медицинских обществ, сумма, выделяемая на здравоохранение на душу населения в абсолютных цифрах в РФ составляет 180 дол. в год, против 2 тыс.дол. в Великобритании. Этот показатель в России вдвое меньше, чем в Турции и 5 раз меньше, чем в Чехии. Решить задачу повышения финансирования здравоохранения можно только за счет средств федерального бюджета, так как многие субъекты РФ не в состоянии обеспечить необходимое дофинансирование.

Система финансового обеспечения здравоохранения, источники и направления их использования представлены на рисунке 2.

Состав и структуру источников финансового обеспечения здравоохранения характеризуют данные за 2005 год (табл. 2).

Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.

Средства бюджетной системы: расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы (табл. 3).

И с т о ч н и к и ф и н а н с о в ы х р е с у р с о в

Рис. 2. Финансовое обеспечение здравоохранения

Таблица 2

Общие расходы на здравоохранение в Российской Федерации в 2005 г.

Сумма, млрд.руб В % к итогу В % к ВВП

1. Государственное финансирование, в т. ч. 84,4 53,7 3,1

1) Федеральный бюджет 5,7 3,6 0,2

2) Территориальные бюджеты 58,7 37,4 2,2

3) Взносы работодателей на ОМС 20,0 12,7 0,7

2. Расходы населения на медицинские нужды, в т. ч. 69,5 44,3 2,5

1) Расходы на медицинскую помощь 32,3 20,6 1,2

2) Расходы на приобретение лекарств 37,0 23,6 1,3

3) Расходы на добровольное мед.страх. 0,2 0,1 0,07

3. Расходы ведомств и предприятий на содержание ведомственных ЛПУ 3,2 2,0 0,1

ИТОГО: 157,1 100,0 5,7

Таблица 3

Распределение бюджетных расходов между звеньями бюджетной системы

Консолидированный бюджет Российской Федерации Федеральный бюджет Территориальные бюджеты В том числе

региональные бюджеты местные бюджеты

100 10 90 38 52

Таблица 4

Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению в рамках Программы государственных гарантий на 2010 г. (в руб.)

Наименование показателя за счет средств бюджета за счет средств ОМС

Средняя стоимость одного койко-дня в стационаре 887,89 935,94

Средняя стоимость одного дня пребывания в дневном стационаре 317,47 255,61

Средняя стоимость одного посещения в поликлинике 254,7 170,76

Средняя стоимость одного вызова скорой мед.помощи 1366,04

За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.

Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемические мероприятия и др.

Таким образом, главным источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Бюджетные средства являются наиболее крупным источником финансирования здравоох-

ранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в статье 41 Конституции РФ, где записано, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».

В рамках обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1146 была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2010 год». Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи, которая должна оказываться населению в рамках базовой программы госгарантий, представлены в таблице 4.

Таблица 5

Примерная структура затрат бюджета здравоохранения на единицу объема медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий на 2010 год (в % от итоговой суммы)

Затраты на скорую мед. пом. (1 вызов) Затраты на амб-поликл. помощь (1 посещение) Затраты на стационарную помощь (1 койко-день)

Оплата труда 683,95 110,17 424,59

Начисления на оплату труда 179,19 28,86 111,24

Медикаменты 31,47 7,76 128,13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продукты питания - - 68,49

Мягкий инвентарь 3,30 0,22 4,27

Коммунальные расходы 35,87 9,59 80,41

Прочие статьи бюджета, кроме коммунальных расходов 432,26 14,16 118,81

ИТОГО: 100,0 100,0 100,0

Таблица 6

Динамика средней заработной платы в учреждениях здравоохранения г. Владимира

Период Средняя заработная плата по отрасли Уровень зарплаты по сравнению со средним уровнем по экономике города

2005 5549,3 79,2

2006 7419,3 85,9

2007 8786,5 76,5

2008 13546,0 87,1

Подушевые нормативы финансирования Программы установлены в расчете на 1 человека в год и составляют в среднем 5494,35 руб., в том числе 3503,34 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования и 1991,01 руб. за счет средств соответствующих бюджетов.

Примерная структура затрат, рассчитанная на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы государственных гарантий на 2010 год, показана в таблице 5.

Реализация на территории Владимирской области национального проекта «Здоровье» позволила освоить области значительные финансовые средства в рамках отработки всех направлений пилотного проекта.

Впервые по итогам работы за 2008 год Департамент здравоохранения Владимирской области констатировал тот факт, что по отношению к федеральным нормативам медицинская помощь во Владимирской области оплачена с профицитом в 3,5% в системе обязательного медицинского страхования.

Модернизация здравоохранения, начатая во Владимирской области в рамках нацпроекта в

2006 году, позволила уменьшить естественную убыль населения на 8%. С 17,8% до 20,5% выросло число людей, относящихся к первой группе здоровья.

Благодаря переходу владимирской медицины на отраслевую систему оплаты труда удалось добиться роста средней зарплаты работников здравоохранения. Только за последний год она выросла примерно на 30% и сегодня в среднем по области составляет свыше 13,5 тыс.рублей в месяц.

Общий объем средств, направленных на реализацию нацпроекта «Здоровье» во Владимирской области, составил более 3 миллиардов рублей из федерального бюджета и более 460 миллионов - из областного.

Опыт реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» показал, что до сегодняшнего дня сохраняются трудности в его реализации в большей степени на муниципальном уровне. Именно здесь наблюдается наибольшее количество ошибок в учетно-отчетной документации, в соблюдении исполнительной дисциплины, отмечается низкая готовность руководителей управлений здравоохранения муниципальных

образований и главных врачей к происходящим переменам, что в свою очередь, препятствует динамичному развитию отрасли.

В целях эффективного управления муниципальными ресурсами в сфере охраны здоровья граждан необходимо обеспечить руководителей муниципальных образований необходимой методической базой и ключевыми оценочными показателями функционирования системы здравоохранения.

В заключении необходимо отметить, что заложенные на сегодняшний день федеральным

уровнем власти механизмы управления здравоохранением должны максимально полно использоваться региональными и местными органами власти, что, несомненно, будет способствовать повышению качества и эффективности использования ограниченных ресурсов в здравоохранении.

Таким образом, здравоохранение, являясь особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье, должно стать одним из приоритетных направлений в политической, экономической и социальной жизни страны и общества.

Shtuert A. B., Shtuert A. A. FINANCING OF MUNICIPAL HEALTH SERVICE

Financing, economic relations transformations, results of national project “Health” in Vladimir region are showed in this article.

Keywords: Finance, budget, reform, medical institutions, economy, heath service, municipal, problems, investment, modernization.

УДК 373.2+373 Правдов Д. М., Ермакова Ю. Н., Чистякова А. А.

МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема совершенствования образования на основе модели физкультурно-образовательного процесса в системе детский сад - начальная школа. Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы, по проблеме «Наша новая школа: сохранение и укрепление здоровья детей» (ГК № П613).

Ключевые слова: модель физкультурно-образовательного процесса, дети дошкольного и младшего школьного возраста, интеграция двигательной и познавательной деятельности.

Общие тенденции перестройки системы дошкольного и школьного образования характеризуются обращением к личностно-ориентированной педагогике, отходом от жестко регламентированных форм воспитания и обучения, поиском путей укрепления и сохранения здоровья детей [1]. Развитие инновационных процессов в системе образования отразилось в проекте «Наша новая школа». В Национальной образовательной инициативе предусматривается решение пяти основных направлений развития общего образования. Прежде всего, это разработка новых образовательных стандартов, направленных на подготовку школьников к новым условиям жизнедея-

158

тельности в высокотехнологичном конкурентном мире; систему поиска, поддержки и сопровождения в образовательном пространстве талантливых детей; качественное улучшение кадрового состава корпуса учителей; создание новой школьной инфраструктуры и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья школьников на основе индивидуального подхода [2, 3].

Одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования является создание модели здоровьесберегающего образовательного процесса. При этом первым звеном в совершенствовании системы образования выступают дошкольные учреждения и началь-

© Иравдов Д. М., Ермакова Ю. Н., Чистякова А. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.