Финансирование инновационных процессов в Азербайджане
Резюме. В статье раскрывается актуальность финансирования инновационных процессов. Проанализированы источники обеспечения денежными средствами сферы генерирования нововведений, а также представлена их классификация. Исследован мировой опыт и проблемы Азербайджана в данной области. Ключевые слова: финансирование, инновационный процесс, источники финансирования, классификация источников финансирования инноваций, инвестиции.
Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень развития страны. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск наукоемкой продукции - ключевые факторы устойчивого экономического роста для большинства государств мира. Наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли, которые ориентированы на создание высокотехнологичных товаров. Этот коммерческий успех больше основан на знаниях и новых технических решениях, чем на производственных возможностях, поэтому проблемы финансирования инновационных процессов являются крайне актуальными для любой державы.
Формирование инновационной экономики требует сбалансированного развития и стимулирования материального обеспечения всех компонентов национальной инновационной системы (НИС). Именно на уровне НИС, а не на уровне отдельных проектов и предприятий нужно рассматривать данную проблему.
Классификация источников финансирования инноваций
В инновационной экономике НИОКР и технологии становятся основополагающими составляющими, страны находят разнообразные возможности для их развития. При этом расширяется спектр методов поддержки инноваций.
Различают две формы финансирования нововведений - прямое и косвенное. К первой группе относятся:
Арзу Гусейнова,
начальник отдела
НИИ экономических
реформ
Министерства
экономики
и промышленности
Азербайджанской
Республики,
кандидат
экономических наук, доцент
■ бюджетные средства,
■ внебюджетные фонды,
■ собственные ресурсы,
■ кредиты (в том числе иностранные),
■ инвестиции,
■ специальные фонды,
■ гранты,
■ страховые фонды, целевые благотворительные поступления и др.
Косвенными источниками являются:
■ налоговые послабления,
■ налоговые кредиты,
■ кредитные льготы,
■ лизинг специального научного оборудования,
■ таможенные преференции,
■ амортизационные льготы.
По уровню управления источники материальной поддержки инноваций подразделяются на:
■ республиканские (госбюджет, внебюджетные и специальные фонды);
■ отраслевые (отраслевые
и межотраслевые внебюджетные фонды, привлеченные средства, бюджетные и банковские займы, ресурсы, полученные в результате международного сотрудничества);
■ региональные (региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды).
Разработана специальная классификация источников финансовых ресурсов по стадиям инновационного процесса (табл.).
Для эффективного управления инновационной деятельностью необходимо учитывать специфику и структуру НИС государства, которая может быть представлена в виде следующих блоков:
■ регулирования (органы власти, их специализированные подразделения и различные объединения);
■ обеспечения основной деятельности (образование, функциональная и фундаментальная наука);
■ основной деятельности (прикладная наука и бизнес).
Каждый из этих компонентов имеет свои отличительные особенности и закономерности функционирования, свои специфические источники финансовых ресурсов.
Мировой опыт
Развитие национальной инновационной системы требует решения проблемы финансирования. Общей тенденцией в данном направлении является сокращение удельного веса в капиталовложениях потребительского и инновационно-инвестиционного секторов. Ситуация в Азербайджане отличается от инвестиционных процессов развитых государств, где основными факторами роста выступают инновации. По оценкам экспертов, внутренние затраты на НИОКР в республике составляют около 0,2% ВВП против 2,2%
в странах ОЭСР, 2,5% - в США и 3% - в Японии. При этом доля корпоративных (наиболее эффективных для коммерциализации) издержек на НИОКР в США равняется 2/3 от общих расходов, а в Азербайджане, наоборот, основа поддержки НИОКР - бюджет страны. В республиканском научном сегменте доминируют структуры, находящиеся в государственном секторе (около 95%). Для сравнения: в Канаде их 10%, в США - 7%. Это актуализирует проблему практического применения нововведений в Азербайджане и удовлетворения потребностей реальной экономики в разработках.
Что касается государственного участия в материальном обеспечении сектора генерирования нововведений, то, несмотря на его приоритет, оно нерезультативно. Ограниченные объемы финансирования не позволяют ученым своевременно доводить свою продукцию до стадии конечной реализации. Нет специализированных учреждений, оказывающих услуги по маркетингу инновационных разработок.
По мнению ряда экспертов, венчурный бизнес в ближайшее время в Азербайджане вряд ли будет иметь существенное значение в финансировании нововведений. Это связано с исторически сложившимися особенностями экономики и отсутствием исчерпывающего
законодательства регулирования данной сферы.
Мировой опыт показывает, что инновационный процесс может успешно развиваться как за счет частного, так и государственного капитала. Все зависит не от характера источника инвестиций, а от его эффективности. При этом важную роль играет инновационный климат в стране, правовая база, информационное и материально-техническое обеспечение научных исследований, сотрудничество между субъектами НИС. В США и Европе доли частного и государственного финансирования инновационной деятельности примерно равны. Для Соединенных Штатов в последние годы характерен программно-целевой подход, который позволяет концентрироваться на приоритетных технологических и отраслевых направлениях. Например, в авиакосмической промышленности на государственных ассигнованиях находится более 75% НИОКР. В Японии доля частных инвестиций превышает 80%. Наиболее мобильная форма финансирования в этой стране - рисковый капитал. Большое значение придается сотрудничеству бизнеса и государства в форме специальных фондов и программных исследований по общенациональным приоритетам, определяемым Министерством внешней торговли и промышленности. По темпам прироста инвестиций
в приоритетные научные направления это государство занимает первое место в мире. В Японии широко применяется практика передачи частным фирмам оборудования научных лабораторий и опытных предприятий, а также результатов исследований государственных учреждений и университетов. К тому же частным фирмам, выпускающим продукцию на базе новейших технологий, предоставляются на срок от 3 до 5 лет значительные (до 50%) налоговые льготы.
Проблемы финансирования инноваций
Необходимо отметить, что в настоящее время в Азербайджане не сложилась четкая, прозрачная и вместе с тем эффективная система финансирования нововведений. Прежняя советская модель была ясной, довольно результативной и включала два примерно равноценных источника - бюджетные и хозрасчетные средства. Однако после распада СССР и социалистического лагеря она перестала существовать. Это вызвало ухудшение материального состояния академических и отраслевых научно-исследовательских институтов и стало причиной утечки наиболее квалифицированных кадров. Разрыв связей с предприятиями других бывших союзных республик, изменение структуры экономики требовали новых форм денежного обеспечения.
Таблица.
Классификация
источников
финансовых
ресурсов
по стадиям
инновационного
процесса
Источник финансовых ресурсов Фундаментальные исследования Научно-исследовательские работы Опытно-конструкторские работы Сертификация Трансфер технологий Выход на рынок Расширение рынка
Фонд научного развития + +
Нефтяной фонд + + + +
Фонд ИКТ + + +
Отраслевые и ведомственные фонды + + +
Финансирование регионов и муниципалитетов + + + + +
Венчурный капитал + + + + +
Рисковый инвестиционный капитал + + + +
Собственные средства предприятий + + + + +
Привлеченные и заемные средства + + + + +
В процессе формирования системы финансирования инноваций Азербайджан опирается на практику Европейского союза. Применяются следующие механизмы:
■ финансирование бизнес-сектором,
■ прямые инвестиционные мероприятия,
■ фискальные косвенные инструменты,
■ государственные закупки,
■ венчурное финансирование,
■ бизнес-ангелы,
■ использование общественных средств,
■ льготное налогообложение исследований и разработок,
■ гранты,
■ государственно-частное партнерство.
Развитие экономики Азербайджана
Для республики 2014 г. вошел в историю как год устойчивого развития, укрепления макроэкономической стабильности, дальнейшего улучшения благосостояния населения, повышения авторитета государства на международной арене. Сегодня страна стала одной из стремительно развивающихся и конкурентоспособных, выполнены все предусмотренные социальные программы. Если в 2004 г. национальная экономика составляла половину от экономики Южного Кавказа, то в последнее время ее доля достигла 75%.
Сформирована прочная основа для создания современной инфраструктуры, выполнения многочисленных проектов, устойчивого улучшения бизнес-и инвестиционной среды, активизации предпринимательства, стабильного роста ВВП.
Проводимая политика индустриализации, работа по совершенствованию ИКТ, сельского хозяйства, туризма, реализация транзитного потенциала и другие меры придали стимул стреми-
тельному росту ненефтяного сектора, укрепили энергетическую, продовольственную, транспортную и экологическую безопасность государства.
Достигнутые успехи на фоне серьезных экономических проблем в некоторых странах и резких скачков на валютном и энергетическом рынках еще раз продемонстрировали безаль-тернативность модели развития. Не случайно, в прошедшем году в очередном отчете Всемирного экономического форума Азербайджан занял 38-е место среди 144 стран и уже 6 лет лидирует среди участников СНГ.
В 2014 г. реальный темп роста ВВП составил 2,8%, что было достигнуто за счет 7%-ного расширения ненефтяного сегмента. Показатель внешнего государственного долга в ВВП был в пределах 9%, стратегические валютные запасы, многократно превысив его, достигли пятилетнего уровня импорта. Доходы государственного бюджета составили 18,4 млрд манатов, расходы - 18,7, поступления из ненефтяного сектора увеличились на 19,5%. В результате успешного социально-экономического развития регионов денежные потоки в виде налогов возросли на 9,8%. В прошлом году инвестиции в экономику страны составили 27 млрд долл., из них внутренние - 16 млрд, внешние - 11 млрд долл. За счет первых были сданы в эксплуатацию Шамкирчайское водохранилище, первый этап Бакинского международного морского торгового порта и другие объекты, проложен ряд магистралей и 1295 км проселочных дорог, соединяющих 597 населенных пунктов. В настоящее время успешно выполняются проекты по строительству учебных заведений и медицинских учреждений, спортивных объектов для первых Европейских игр, улучшению водо- и газоснабжения в 43 городах и районных центрах.
Прошедший год стал важным этапом для промышленности. Принятая Государственная программа по развитию промышленности в Азербайджанской Республике в 2015-2020 гг. придаст ускоряющий импульс этой сфере. Закладка фундамента Южного газового коридора -крупнейшего инфраструктурного проекта Европы - еще больше повысила авторитет Азербайджана. Было открыто более 230 новых предприятий и расширена производственная мощность уже существующих. В результате этих преобразований по ряду товаров (гипс, укладочные блоки, металлоконструкции, краски и др.) Азербайджан получил возможность самостоятельно удовлетворять внутренние потребности. Сформировано акционерное общество «Азербайджанский комплекс по производству стали», налажена бесперебойная деятельность Дашкесанского рудно-обо-гатительного комбината.
В Сумгаитском химиче-ско-промышленном парке продолжается работа по созданию внешней и внутренней инфраструктуры. Действующие резиденты уже начали производство стальных и полиэтиленовых труб, гидротехнического оборудования, полипропилена и полиэтилена высокой плотности, листового стекла. В Балаханском промышленном парке также развивается инфраструктура, налажена деятельность трех предприятий по переработке отходов.
В соответствии с Указом «О дополнительных мерах по развитию предпринимательства» в прошлом году была продолжена работа по дальнейшему улучшению инвестиционного и бизнес-климата. В 2014 г. Национальный фонд помощи предпринимательству предоставил 5560 фирмам льготные кредиты в размере 295 млн манатов. По этим проектам предусмотрено создание более 12,5 тыс. но-
вых рабочих мест, уже введены в эксплуатацию 39 крупных производственных, перерабатывающих и инфраструктурных предприятий, а в 2015 г. ожидается сдача еще 81.
Улучшается благосостояние населения. В то время, когда инфляция составила 1,4%, доходы граждан увеличились на 4,8%, среднемесячная зарплата достигла 443 манатов. На социально направленные проекты были выделены средства в размере 9,9% от государственного бюджета. Создано более 123 тыс. новых рабочих мест, показатель безработицы снизился до 4,9%, уровень бедности - до 5%.
Удельный вес промышленности в ВВП увеличился с 38% в 2003 г. до 48% в 2013 г. В целом за последние десять лет производство возросло в 2,7 раза. Политика, проводимая в республике, направлена в первую очередь на диверсификацию экономики, снижение зависимости от нефтяного сектора, динамическое и устойчивое развитие других сегментов народного хозяйства. Формируются современные химические, нефтехимические, металлургические, машиностроительные комплексы, предприятия легкой и пищевой промышленности. С целью увеличения производства инновационной продукции в ненефтяной сфере создан Сумгаитский технологический парк (СТП), где функционируют 12 современных заводов и продолжается строительство 6 новых. Товары, выпускаемые в СТП, отличаются высоким качеством и экспортируются во многие страны.
Активно формируются в Азербайджане промышленные парки. Помимо уже существующих планируется открыть подобные структуры в Гяндже и Мин-гячевире, в Гарадагском районе Баку. Основная их цель - привлечение в страну инвестиций, высоких технологий, стимулиро-
вание инновационных проектов, ускорение развития ненефтяного сектора.
Созданные предприятия увеличивают спрос на энергоресурсы. С целью его удовлетворения построено 11 новых электростанций. В то же время проводятся широкомасштабные работы для развития альтернативной и возобновляемой энергии, налажено производство солнечных батарей. Азербайджан, удовлетворив свои внутренние потребности в электроэнергии, стал ее экспортером.
В одном из приоритетных направлений ненефтяного сектора - аграрной сфере значительно расширилось применение интенсивных методов, новых форм хозяйствования, формируется современная инфраструктура выпуска и хранения продукции. С 2001 г. фермеры освобождены от всех видов налогов, кроме земельного. Одновременно осуществляется субсидирование топлива и смазочного масла, минеральных удобрений, а также производства зерна. Создано предприятие «Агролизинг», которое обеспечивает сельхозпроизводителей современной техникой на льготных условиях. Импорт аграрного оборудования освобожден от таможенной пошлины и НДС.
В диверсификации экономики особая роль отводится сегменту ИКТ. Осуществляемые в этой сфере действия, в частности формирование электронного правительства, готовящийся вывод на орбиту в следующем году спутника, обеспечение конкуренции на рынке мобильной связи, позволяют надеяться на то, что данный сектор станет вторым по величине после нефтяного.
Подводя итог, следует отметить, что в инновационной деятельности для Азербайджана важным вопросом остается обеспечение финансовыми ресурсами. Средства, необходимые для внедрения новейших
технологий в производство, выпуска на их основе продукции и ее продвижения на рынке, на порядок превышают затраты на проведение фундаментальных исследований. Вместе с тем будущий доход от реализации инновационных проектов также во много раз может быть больше не только издержек на НИОКР, но и прогнозированного дохода от экстенсивного расширения производства. Для Азербайджана финансирование инноваций может стать результативным за счет частных, государственных и смешанных (на основах ГЧП) инвестиций. Как свидетельствует мировая практика, необходимо разделение и четкое определение тех сфер и направлений, которые могут быть профинансированы наиболее эффективным образом за счет каждого источника. СИ
See: http://innosfera.by/2015/06/ financing_in_Azerbaijan
Литература
1. Под председательством Президента Азербайджана Иль-хама Алиева состоялось заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за 2014 г. и предстоящим в 2015 г. задачам. Электронный ресурс: http://president.az/articles/14007.
2. Заенчковский А.Э. Механизмы совершенствования процессов финансирования инновационной деятельности на региональном уровне: на примере Смоленской области: Авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007.
3. Зельднер А.Г. Концептуальные подходы к стратегии и тактике государственного регулирования экономики. - М., 2007.
4. Полянин А.В. Методы инвестирования инновационной деятельности за рубежом // Инновации. 2008, № 3. С. 97-100.
5. Cross domestic expenditure on R&D by sectors (% share of GDP). Электронный ресурс: http://epp.eurostat R&D expenditure by sector.
6. Тульцева М. Бюджет развития - новая реальность. Электронный ресурс: http://www.economics.ru.
7. Продуктовые и процессные инновации. Электронный ресурс: http://docs.rcsme.ru.
8. Венчурный капитал. Электронный ресурс: http://www. techbusiness.ru.
9. Факторинг в вопросах и ответах. Электронный ресурс: http://www.factoring.ru.
10. Инновации на рубеже веков. Электронный ресурс: http:// iic.rags.ru.