Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN614.pdf DOI: 10.15862/07EVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/07EVN614)
УДК УДК 338.482.2
Войнова Янина Александровна
ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»
Россия, Сочи1
Доцент кафедры «Экономика и управление» Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]
Финансирование инновационной деятельности в санаторно-курортном комплексе
Аннотация. Активизация инновационной деятельности служит одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности организаций санаторно-курортного комплекса. Поиск оптимальных способов финансирования инноваций имеет немаловажную роль, особенно в условиях нестабильной работы многих отечественных здравниц. В статье рассмотрены особенности инноваций в санаторно-курортной сфере, показаны этапы их планирования и реализации. Автор уделил особое внимание рассмотрению проблем поиска источников и выбора методов финансирования инноваций, обосновал возможность их сочетания. Для иллюстрации процесса реализации инновационной деятельности и её финансирования были рассмотрены практические примеры из деятельности санаторно-курортных организаций города Сочи, активно реализующих принцип инновационности в своей работе. На примере этих здравниц автором была выведена формула инновационного санаторно-курортного продукта. В заключительной части статьи автор определил проблемы в области финансирования инноваций и сформулировал вывод о необходимости прогнозирования результата от внедрения инноваций и ожидаемого экономического эффекта
Ключевые слова: инновации; инновационная деятельность; санаторно-курортный комплекс; финансирование; источники финансирования; санаторно-курортный продукт; конкурентоспособность.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Войнова Я.А. Финансирование инновационной деятельности в санаторно-курортном комплексе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/07EVN614
1 354000 г.Сочи, ул.Советская 26а 1
Потребность отечественных санаторно-курортных организаций в инновациях, внедряемых с целью повышения их конкурентоспособности, по мнению экспертов в лице ученых и практиков очень высока. В этой связи проблема определения оптимальных методов и источников финансирования инноваций в этой сфере имеет немаловажное значение.
По сути инновации в санаторно-курортной деятельности - это не принципиально новые технологии и методы обслуживания отдыхающих, а процесс улучшения уже применяемых, состоящий из следующих этапов:
1) Генерирование идеи инновационного продукта;
2) Отбор идей;
3) Разработка концепции нового продукта и стратегии маркетинга;
4) Анализ возможностей оказания услуг в рамках реализации инновационного
продукта и его сбыта;
5) Внедрение инновационного продукта;
6) Пробный маркетинг;
7) Коммерциализация.
Ряд специалистов в области туризма связывают инновации с внедрением информационных технологий в процесс обслуживания гостей. Действительно, информатизация процессов бронирования, размещения, оказания сервисных услуг на территории предприятия индустрии размещения играют немаловажную роль, однако в санаторно-курортной организации инновации должны рассматриваться в более широком смысле, так как в структуре санаторно-курортного продукта содержится медицинская составляющая, которая может содержать в себе большое число инноваций, связанных с организацией и проведением курортного лечения.
Примером создания и реализации инновационного санаторно-курортного продукта, в основе формирования которого лежит внедрение новых технологий диагностики и санаторно-курортного лечения, может стать санаторий ФГБУ УДП «Объединённый санаторий «Сочи»», находящийся в городе Сочи.
В период реконструкции санатория за счёт выделяемых из средств федерального бюджета субсидий был проведен не только капитальный ремонт спальных корпусов, административных зданий и зданий культурно-досугового назначения, но и приобретено новейшее медицинское оборудование, в частности:
• Денситометр (прибор для оценки массы костной ткани для выявления остеопороза и его своевременного лечения);
• Мультиспиральный компьютерный томограф (позволяет решить проблему диагностики в кардиологии, нейрохирургии и неврологии, травматологии и ортопедии, абдоминальной хирургии, урологии, онкологии);
• Цифровой маммографический комплекс (служит для проведения рентгеновского исследования без применения контрастных веществ);
• Панорамное рентгеновское устройство (служит для проведения детального исследования головного мозга и шейного отдела позвоночника);
• Цифровая телеуправляемая рентгеновская система (незаменима для оказания неотложной помощи; даёт возможность проводить широкий спектр рентгенологических исследований, в том числе различных отделов головного мозга) и т.д.
Таким образом, реализуемый в ФГБУ УДП «Объединённый санаторий «Сочи»» санаторно-курортный продукт может быть признан инновационным, а его формулу можно выразить следующим образом:
Диагностика + Лечение, основанное на применении природных и физиотерапевтических лечебных факторов + Оздоровление + + Рекреация + Клиническая помощь + Сервис = = Современный санаторно-курортный продукт
Реализация подобного комплекса санаторно-курортного обслуживания направлена на формирование здорового, активного и успешного человека.
Внедрение инноваций в санаторно-курортной деятельности сопряжено со значительными финансовыми затратами, источниками которых могут быть самофинансирование, заёмное финансирование, государственное финансирование (рисунок 1).
Рис. 1. Сочетание методов и источников финансирования реальных инвестиций
в санаторно-курортной деятельности
Самофинансирование является наиболее надёжным методом. Источниками самофинансирования развития предприятий индустрии гостеприимства преимущественно являются накопленная прибыль и амортизация. Однако возможность применения данного метода зависит от того, насколько эффективно функционирует организация.
Согласно статистическим данным Госкомстата по Краснодарскому краю доходы организаций санаторно-курортного комплекса в 2013 году составили 35689,7 млн.руб., а затраты - 44318,1 млн.руб. Налицо значительное превышение затрат над доходами (8628,4 млн.руб.), что свидетельствует о неудовлетворительных результатах деятельности здравниц. Удельный вес прибыльных санаторно-курортных учреждений в общем числе организаций составил в 2011 году 65,6% (убыточных - 34,4%), а в 2013 году - 59,8% (убыточных - 40,2%). Налицо ухудшение показателей экономической эффективности работы здравниц
Краснодарского края. В масштабах организации, работающей неэффективно, финансирование деятельности, связанной с инновациями, за счёт прибыли становится невозможным.
Источником самофинансирования помимо прибыли является амортизация. Однако обеспечить целевое расходование средств из амортизационного фонда, в том числе на инвестирование инноваций, например, приобретение новейшего медицинского оборудования, невозможно. В условиях нестабильного финансово-экономического положения санаторно-курортные учреждения предпочитают использовать накопленные в амортизационном фонде средства по собственному усмотрению, например, для пополнения оборотных средств и осуществление текущего ремонта оборудования.
Важнейшим источником финансирования реальных инвестиций является банковский кредит. Для заёмщика наибольшее значение имеет процентная ставка за пользование кредитом, зависящая от сроков и размеров пользования кредитом, их обеспеченности (под залог имущества), формы кредитования, степени кредитного риска и прочих факторов. Однако в настоящее время инвесторы привлекают кредитные средства лишь только в те сферы, где ожидается быстрый возврат вложенных средств, максимальный размер прибыли и существуют минимальные риски. Таким образом, и инвесторы, и банковские структуры в условиях существующих жестких финансовых ограничений практически не в состоянии взять на себя функцию кредитной поддержки развития санаторно-курортных и гостиничных организаций.
Получателями государственных инвестиций могут быть только находящиеся в государственной собственности организации. Государственное финансирование осуществляется на нескольких уровнях. Из федерального бюджета выделяются средства на развитие объектов, находящихся в федеральной собственности, либо тех, которые предполагается создать в рамках реализации Федеральных целевых программ. Из регионального бюджета, соответственно, финансируются объекты, принадлежащие субъекту федерации, а также в рамках реализации региональных целевых программ развития туризма. В определённых ситуациях может реализовываться финансирование и на муниципальном уровне.
По сути государственное финансирование на реализацию инновационной деятельности может осуществляться прямо (целевое финансирование), либо опосредованно за счёт выделения средств на санаторно-курортное лечение определённых в соответствующих законах категорий граждан, из которых в дальнейшем формируется прибыль здравниц и запускается процесс самофинансирования. Таким образом, можно утверждать, что опосредованно в процесс инвестирования инноваций включаются средства фонда обязательного медицинского страхования, бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного или льготного оказания гражданам санаторно-курортного лечения.
Государственное финансирование санаторно-курортных учреждений осуществляется на основе строгого соблюдения следующих принципов:
1. Получение максимального социально-экономического эффекта при минимуме затрат (избирательный характер инвестирования: в результате конкурса выбирается тот объект, который способен в будущем принести максимальный доход при минимальных ассигнованиях);
2. Целевой и контролируемый характер использования бюджетных средств (утверждается годовой бюджет и на его основе осуществляется контроль использования средств).
В государственной программе «Развитие здравоохранения» выделена специализированная подпрограмма, посвящённая развитию медицинской реабилитации и
санаторно-курортного лечения», в том числе детям. В этом разделе определены объёмы финансирования до 2020 года для достижения сформулированных в программе задач. Следует предположить, что часть этих денежных средств, полученная здравницами, будет инвестирована в инновации.
Рис. 2. Планируемый объём бюджетного финансирования реализации подпрограммы «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения»
В структуре источников финансирования санаторно-курортных организаций Краснодарского края преобладают бюджетные средства. Их доля составляет 58% от общего объёма. На долю средств головных коммерческих и некоммерческих организаций приходится 9% и 1% соответственно, а на долю прочих доходов - 32%. Это показано на рисунке 3.
Бюджетные средства 58%
Средства государственных внебюджетных
фоидовСредства 0 головной ммерческой анизации 9%
Прочие доходы и поступления 32%
Средства головной некоммерческой организации 1%
Рис. 3. Структура источников финансирования санаторно-курортных организации
Краснодарского края в 2013 году
Абсолютные показатели об объёмах финансирования санаторно-курортных учреждений Краснодарского края приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объёмы финансирования специализированных средств размещения Краснодарского края в 2013 гг.
Источник финансирования Объём финансирования, млн.руб.
Бюджетные средства 7406,3
Средства государственных внебюджетных фондов 1,1
Средства головной коммерческой организации 1194,1
Средства головной некоммерческой организации 81
Прочие доходы и поступления 4139,4
Итого: 12821,9
Возвращаясь к частному примеру ФГБУ УДП «Объединённый санаторий «Сочи», представляющему собой организацию государственной формы собственности, также можно увидеть преобладание выделяемых из бюджета средств (62% бюджетных и 38% внебюджетных средств, получаемых от реализации путёвок частным лицам). Этот санаторий финансируется за счет выделяемых из средств федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели и средств, полученных от приносящей доход деятельности. Только в 2013 году было выделено 6 миллионов рублей на покупку нового высокотехнологичного диагностического оборудования, использование которого придаёт оказываемым в санатории услугам признаки инновационности.
Расширению возможностей санаторно-курортных организаций для внедрения инноваций может способствовать применение лизинга, который следует рассматривать как финансово-инвестиционный инструмент модернизации как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всей отрасли. На практике наблюдается полное отсутствие государственной поддержки в деле создания лизинговых фондов. Инициатива в этой сфере должна безусловно исходить от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Несмотря на утверждение о том, что большинство здравниц нуждаются во внедрении в их деятельность инноваций, не все из них в действительности готовы к подобным новшествам. Для внедрения инноваций необходима определённая база, а именно:
1. Применение современной технологии обслуживания на всех этапах оказания санаторно-курортных услуг, базирующаяся на внутренних стандартах обслуживания (современное техническое оснащение номеров, наличие оборудованных точек общепита, технологии приготовления и подачи блюд, напитков в ресторанах и барах, автоматизация процедур регистрации и расчёта отдыхающих, использование информационных технологий для контроля полноты и качества оказываемых медицинских услуг, использование современных способов обслуживания в торговых и сервисных точках, расположенных на территории санаторно-курортных учреждений);
2. Наличие достаточного числа высокопрофессиональных и компетентных кадров (наличие у персонала соответствующих навыков и готовность быстро и культурно обслуживать отдыхающих, привлечение компетентных врачей, имеющих навыки работы с высокотехнологичным медицинским оборудованием);
3. Наличие в санаторно-курортной организации системы управления качеством обслуживания по ключевым аспектам деятельности: проживание, питание, лечение (система контроля технического качества: точность соблюдения
технологических требований; система контроля функционального качества: соблюдение фирменного стиля (дресс код) и стандартов обслуживания, качество уборки номеров и помещений общего назначения, культура обслуживания в ресторане, на стойке регистрации, качество медицинского обслуживания);
4. Наличие соответствующей материально-технической базы. Этот аспект имеет особо важное значение в силу того, что многие санатории, построенные до начала XX века, по планировочным решениям не позволяют поднять классность средства размещения. Более подробно проблемы в этой области можно сформулировать, как:
• ограничение по площади номеров, высоте потолков в них, отсутствие свободных площадей для создания развитой сервисной инфраструктуры;
• невысокое качество отделочных материалов, использованных для отделки внутренних помещений и фасадов, некачественная сантехника;
• высокий моральный и физический износ зданий и сооружений, систем коммуникаций (водопровод, канализация, теплотрассы, электроснабжение и т.п.);
Таким образом, можно сделать вывод, что инновационными с большей вероятностью могут стать вновь возводимые санаторно-курортные учреждения, либо подвергшиеся капитальному ремонту и переоснащению. Практика показывает, что частные инвесторы не спешат реализовывать подобные дорогостоящие проекты, так как получить сверхприбыли от санаторно-курортной деятельности представляется задачей весьма сложной. В этой связи инновационные здравницы развиваются с участием государственного капитала, принадлежат ведомствам и министерствам. Их финансирование характеризуется как проектное и осуществляется в рамках реализации целевых программ. Так, сочинские здравницы, находящиеся в ведении Управления делами Президента (санатории «Сочи», «Русь», ОК «Дагомыс») прошли в течение 2010-2012 годов через капитальный ремонт, средства на который выделялись на основании того, что они ранее были включены в перечень здравниц, предназначенных для размещения гостей XXII Олимпийских зимних Игр 2014 в Сочи.
Принимая решение относительно финансирования внедрения инноваций необходимо рассчитывать на сколько это может привести к удорожанию продукта санаторно-курортной отрасли и сопоставлять произведённые затраты с получаемой в результате выгодой, проявляющейся в следующем:
1) Повышение уровня конкурентоспособности;
2) Персонифицированный подход к каждому клиенту в процессе санаторно-курортного лечения и возможность предложить из имеющегося спектра медицинских услуг необходимую данному клиенту.
Удорожание санаторно-курортной услуги произойдёт по нескольким причинам:
1) Современное медицинское оборудование относится в дорогостоящему, соответственно в структуре себестоимости возрастёт величина амортизационных отчислений;
2) В случае, если оборудование куплено в кредит, то выплаты по кредиту также будут включены в себестоимость санаторно-курортной путёвки;
3) Внедрение современных медицинских технологий сопряжено с поиском и наймом высококвалифицированного врачебного персонала, способного наиболее эффективно использовать оборудование и трактовать результаты проведённых с его помощью исследований, следовательно, возрастут затраты на оплату труда и страховые отчисления.
В период капитального ремонта и реконструкции ФГБУ УДП «Объединённый санаторий «Сочи»» стоимость основных фондов увеличилась с 2215346,3 тыс.руб. до 7426957,7 тыс.руб., то есть в 3,35 раз. Коечная мощность санатория при этом сократилась. В этой связи безусловно произошло удорожание стоимости койко-дня.
В этой связи перед принятием решения относительно финансирования инноваций необходимо произвести расчёт экономической целесообразности их внедрения следующим образом:
Яи *100%, где:
Зи
Rи - рентабельность инноваций;
ДП - прирост прибыли после внедрения инноваций;
Зи - затраты на внедрение инновации.
На этапе планирования внедрения инноваций оценка роста прибыли будет носить прогнозный характер. Однозначно оценить эффект от внедрений можно лишь спустя определённое время. Затраты на внедрение инноваций должны складываться из нескольких компонентов:
З„ = З я + З + З + Зв + З
И приобретеие транспорт монтаж обучперсонала маркетинг
То есть помимо прямых затрат на покупку оборудования, его транспортировку и монтаж, необходимо учитывать затраты на обучение персонала работе с оборудованием, расходы на маркетинговое сопровождение инноваций: подготовку рекламы с целью информирования потенциальных клиентов о новых инновационных услугах, поддерживающей рекламы и т.д.
Процесс финансирования инноваций относится к рискованным мероприятиям, так как нельзя заранее быть уверенным в том, что клиент будет готов платить за новые услуги. Поэтому специалисты санаторно-курортных организаций, не имеющих достаточной финансовой поддержки от головных организаций, должны выявлять уровень реальной потребности клиентов во внедрении инноваций прежде чем принимать решение относительно внесения дорогостоящих новшеств, либо внедрять такие инновационные методы обслуживания и лечения, которые не связаны с большими издержками, пользуются устойчивым спросом у отдыхающих и вместе с тем не противоречат отечественной курортной традиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боголюбов В.С. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма: учеб. пособие для студ. высш. проф. учеб. заведений / В.С.Боголюбов, С.А.Быстров, С.А.Боголюбова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
2. Бунич Г.А. Инновационные аспекты в экономике туризма. Монография. М.: 2012. - 170 с.
3. Бунич Г.А., Старцев В.А. Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты. Монография. М., 2012. - 236 с.
4. Быкова О.Н. Формирование стратегии инновационного развития санаторно-курортного и туристского комплекса (на примере города Сочи): дис. д-ра экономических наук. - М.: ГОУ ВПО «Российский государственный институт интеллектуальной собственности», 2009. - 359 с.
5. Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие / A.M. Ветитнев, Л.Б. Журавлева. - М.: КНОРУС, 2006. - 528 с.
6. Ветитнев А.М. Лечебный туризм: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 100201 «Туризм» и по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / А.М. Ветитнев, А.С. Кусков. Москва, 2010. - 592 с.
7. Ветитнев А.М., Романова Г.М., Торгашева А.А. Удовлетворенность российских туристов услугами курортных дестинаций / Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 3 (26). С. 28-37.
8. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Н.А.Восколович. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 207 с.
9. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Е.А.Джанджугазова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.
10. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2009-2013. Статистический сборник. Краснодар, 2014.
Рецензент: Ветитнев Александр Михайлович, д.э.н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «СГУ», г.Сочи.
Voynova Yanina Aleksandrovna
Sochi State University Russia, Sochi E-Mail: [email protected]
Financing of innovation activity in sanatorium-resort complex
Abstract. Innovative activity is one of the key factors of competitiveness increasing of sanatorium-resort complex. The searching for optimum financing ways of innovations is important, especially in unstable conditions of domestic health resorts operating. The article presents the special aspects of innovations in the sanatorium-resort complex, the stages of innovations planning and realization. The author paid attention to the problem of finance resources searching. The process of choosing of financing methods for innovations and possibility of their combination is shown. The illustration of innovative activity and its financing is given. The practical example of the Sochi's sanatorium that is operating on the principle of innovation is reviewed. On this example the author developed an innovative sanatorium product formula. The final part of article is devoted to the problems of financing of innovations. The general conclusion about needs in results forecasting from finance of innovations and defining of expected economic effect are proved.
Keywords: innovations; innovative activity; sanatorium-resort complex; financing; financing sources; sanatorium product; competitiveness.
REFERENCES
1. Bogoljubov V.S. Jekonomicheskaja ocenka investicij v razvitie turizma: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. prof. ucheb. zavedenij / V.S.Bogoljubov, S.A.Bystrov, S.A.Bogoljubova. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2009. - 272 s.
2. Bunich G.A. Innovacionnye aspekty v jekonomike turizma. Monografija. M.: 2012. -170 s.
3. Bunich G.A., Starcev V.A. Turisticheskij produkt: teorija, praktika, innovacionnye aspekty. Monografija. M., 2012. - 236 s.
4. Bykova O.N. Formirovanie strategii innovacionnogo razvitija sanatorno-kurortnogo i turistskogo kompleksa (na primere goroda Sochi): dis. d-ra jekonomicheskih nauk. -M.: GOU VPO «Rossijskij gosudarstvennyj institut intellektual'noj sobstvennosti», 2009. - 359 s.
5. Vetitnev A.M. Kurortnoe delo: uchebnoe posobie / A.M. Vetitnev, L.B. Zhuravleva. -M.: KNORUS, 2006. - 528 s.
6. Vetitnev A.M. Lechebnyj turizm: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 100201 «Turizm» i po special'nosti 100103 «Social'no-kul'turnyj servis i turizm» / A.M. Vetitnev, A.S. Kuskov. Moskva, 2010. - 592 s.
7. Vetitnev A.M., Romanova G.M., Torgasheva A.A. Udovletvorennost' rossijskih turistov uslugami kurortnyh destinacij / Izvestija Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 3 (26). S. 28-37.
8. Voskolovich N.A. Marketing turistskih uslug: uchebnik dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po jekonomicheskim special'nostjam / N.A.Voskolovich. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: JuNITI-DANA, 2009. - 207 s.
9. Dzhandzhugazova E.A. Marketing turistskih territorij: ucheb. posobie dlja stud. Vyssh. ucheb. zavedenij / E.A.Dzhandzhugazova. - 2-e izd., ster. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. - 224 s.
10. Kurortno-turistskij kompleks Krasnodarskogo kraj a 2009-2013. Statisticheskij sbornik. Krasnodar, 2014.