ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Белеков Ж.К.1, Воронов Д.А.2, Аэршен М.3, Абдуразаков У.Ю.4, Исмаилова А.К.5, Ажимаматова А.А.6
'Белеков Женишбек Качыбекович - кандидат географических наук, доцент, кафедра экономики и налогов, факультет бизнеса и менеджмента;
2Боронов Диярбек Алимович — магистрант; 3Аэршен Мулакайлэ — магистрант;
4Абдуразаков Урматбек Юсупжанович — магистрант;
5Исмаилова Асел Кадырбековна — магистрант;
6Ажимаматова Айжамал Акильбековна - магистрант, направление; экономика, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
В сельском хозяйстве развитых стран высок уровень привлечения ссудного капитала. Роль кредита в финансировании сельскохозяйственных производителей особенно возросла в 60-70-е гг., в некоторых западноевропейских странах его доля в аграрном капитале приблизилась к 50%. О значении кредита в формировании и накоплении аграрного капитала в этих странах в известной мере можно судить по удельному весу заемных средств (кредитной задолженности сельского хозяйства) в стоимости основного капитала, а также по соотношению годовой кредитной выдачи (краткосрочных ссуд) и годовых вложений в основной капитал. Анализ показывает, что к числу стран с наиболее высоким удельным весом заемных средств в основном капитале сельского хозяйства относятся 40 Англия, ФРГ, Франция, Италия, Бельгия и скандинавские страны. Начиная с 60-х гг. доля общей кредитной задолженности в аграрном капитале этих стран (без недвижимости) достигает в Англии и ФРГ около 50%, во Франции -более 40, Италии и Бельгии - более 30%. Предоставляют заемные средства для сельского хозяйства в этих странах прежде всего государственные и кооперативные кредитные учреждения, и лишь в отдельных странах первенство в этом отношении принадлежит частным коммерческим банкам. Так, в Англии доля государства и кооперации в кредитовании сельского хозяйства традиционно мала (10-12% в общей задолженности фермеров). Напротив, во Франции государственный и кооперативный кредит преобладает - удельный вес государственно-кооперативной системы «Кредиагриколь» в кредитной задолженности сельского хозяйства составляет около 90%, примерно такое же положение в Испании. В скандинавских странах, отличающихся значительным развитием сельскохозяйственной кооперации, основная масса ссудного капитала поступает в сельское хозяйство из кооперативных кредитных учреждений, кредитных касс, ипотечных объединений кредитам по сравнению с рентабельностью сельскохозяйственного производства, что достигается во многих случаях путем государственного кредитования аграрного сектора или путем участия государства в организации такого кредитования. В сельском хозяйстве Западной Европы для интенсивного накопления аграрного капитала и индустриальной перестройки сельскохозяйственного производства основой служит более низкий размер процентных поставок. Анализ показывает, что значительная часть кредита представляет собой средне- и долгосрочные ссуды, что служит причиной постоянного возрастания кредитной задолженности сельскохозяйственных производителей. [2.]
Одно время такое возрастание кредитной задолженности считалось негативным фактором для развития всех социально-экономических групп сельскохозяйственных предприятий, тогда как это справедливо лишь в отношении мелких хозяйств. Мы считаем, что неправомерно говорить об отрицательном влиянии кредита на сельское хозяйство с характерным для этой отрасли растянутым периодом производства и постоянной нехваткой свободных денежных средств в условиях конкуренции на рынке и давления «ножниц цен», налогов и т.д. Сельское хозяйство, лишенное долгосрочного и среднесрочного кредита, просто не выжило бы, не говоря уж о невозможности в такой ситуации осуществлять техническое перевооружение и индустриальную перестройку.
На наш взгляд, абсолютное возрастание задолженности, сопровождающее рост капиталоемкости сельского хозяйства, еще не свидетельствует об усилении зависимости фермерства от финансового капитала. Важно соотношение кредитной задолженности и собственных средств фермеров, то есть удельный вес задолженности в общей стоимости
аграрного капитала. Крупные сельскохозяйственные предприятия обладают более интенсивной оборачиваемостью капитала и большей кредитоспособностью. Более обширная земельная площадь позволяет крупным фермам получать под залог земли более крупные ипотечные ссуды, а масштабные размеры производства обеспечивают им предоставление более широкого краткосрочного и среднесрочного кредита под залог производимой продукции и частично необеспеченных ссуд. Важнейшим рычагом государственного регулирования аграрной экономики является льготное кредитование фермеров, осуществляемое с целью оптимальных условий производства для хозяйств, неспособных финансироваться из собственных средств или заемного на общих условиях капитала. Льготы часто предоставляются в рамках целевых программ, отражающих приоритеты государственной политики.
Например, для получения льготных кредитов во Франции обязательно, чтобы фермерство было основным занятием претендента, не менее 50% рабочего времени фермер должен быть занят в сельском хозяйстве, и доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять половину общего до - хода фермы. Для молодых фермеров минимальный возраст - не ниже 21 года, максимальный - не более 35 лет. Претендент должен иметь профессиональную квалификацию и регулярно вести типовую бухгалтерскую отчетность. Помимо этого, действует ряд условий для отдельных видов кредитов.
Так, во Франции кредиты на модернизацию производства не выдаются птицеводческим хозяйствам (кроме выращивающих птицу на жирную печень), хозяйствам с размером стада более 60 коров и т.д. Для кооперативов оговаривается количество членов и др. Интересен опыт кредитования сельского хозяйства Рабобанком в Нидерландах. Рабобанк предоставляет до 90% всех кредитных ресурсов для сельского хозяйства Голландии, вместе с тем он также успешно работает и в других направлениях. Его доля на рынке кредитов мелким несельскохозяйственным предприятиям Голландии составляет более 40%, а на рынке кредитов, предоставляемых под залог недвижимости, - 30%. Кроме того, около 40% всех частных сбережений в стране сосредоточено в этом банке. Активы его составляют более 250 млн. голландских гульденов (170 млн. американских долларов). Собственные 44 средства в капитале банка превышают 7%, а показатели баланса позволяют причислить его к категории первоклассных финансовых институтов. Как работает система Рабобанка? А это 600 местных и один центральный банк.
Наблюдательный совет контролирует рассмотрение Советом управляющих этих вопросов и имеет полномочия выводить из состава последнего не способных к работе членов. Местный банк несет ответственность за эффективность своих операций, кредитную политику, доходность и хорошее финансовое положение. Акционеры несут ответственность в случае краха банка, однако в связи с тем, что определенная часть годового дохода зачисляется в резервные фонды, возникает коллективная ответственность внутри всей структуры, поэтому сопряженные с этим риски минимальны. Местные банки являются прямыми акционерами и имеют непосредственные контакты с Рабобанком Нидерландов. Они избирают представителей в органы, вырабатывающие банковскую политику, которые собираются на заседания не менее двух раз в год. Кроме того, все местные банки участвуют в работе общего собрания Рабобанка Нидерландов и 45 голосуют по предложениям, утверждению годового отчета и выбору Совета управляющих Центральный банк осуществляет контроль над платежеспособностью и ликвидностью всех банков; на него возложены функции организации банковской инфраструктуры, например, компьютерных и иных сетей, проведение маркетинговых исследований, а также финансирование и предоставление иных банковских услуг клиентам, работающим на национальном и международном уровне. Возможность получения консультационных услуг и помощи весьма важна для местных банков. Эти услуги предоставляются на коммерческой основе . Операции на финансовых рынках являются дополнительными по отношению к традиционным банковским операциям и осуществляются только Рабобанком Нидерландов. Статус первоклассного банка позволяет Рабобанку работать практически с любым участником мировой финансовой системы. В финансовых отношениях между центральным и местными банками поддерживается деликатный баланс. Если этот баланс слишком смещен в пользу местного банка, то центральный банк не сможет адекватно . Ресурсы организации формируются за счет привлечения средств частных лиц или компаний через местную сеть отделений или же мобилизуются на национальном и международных финансовых рынках. Государственная помощь в этом плане никогда не оказывалась. Поэтому с самого основания банк был заинтересован завоевать доверие населения. Местные банки должны предоставлять часть своих ресурсов центральному кооперативному банку, частично
для обеспечения надежности размещения своих активов, частично для гарантирования ликвидности всей системы в целом. Центральный банк также работает на рынке капиталов, что позволяет ему обеспечивать кредитными ресурсами местные банки, выполнять не свои внутренние функции, ни оперировать на финансовых рынках. Центральный банк имеет разумный доход от своих банковских операций, например, от корпоративных банковских услуг, международных операций, лизинга и факторинга и т.д. Ему также необходимы средства на централизованное управление, маркетинг. Эти расходы учитываются при начислении процентов на сальдо по корреспондентским счетам местных банков, которые обязаны держать в центральном банке не менее 17% своих ресурсов.
Таким образом, зарубежный опыт кредитования сельхозпроизводителей еще раз показывает, что в этих государствах обращают пристальное внимание на актуальность процессов государственного регулирования и государственной поддержки всех направлений сельскохозяйственного сектора экономики, что отражается самым благоприятным образом на состояние продовольственного рынка и уровне самообеспеченности продовольственными товарами. Ни одна мировая стран не принимала дискриминационных мер по отношению к сельскому хозяйству, какие бы для этого не находились серьезные экономические причины и предпосылки. Во всех мировых странах сельское хозяйство это дотационный сектор экономики [1].
На наш взгляд, те положительные аспекты, которые можно адаптировать в условиях национальной экономики Кыргызской Республики, необходимо тщательно проанализировать и, по возможности отражать в перспективных программах и стратегиях развития сельского хозяйства нашей страны.
Список литературы
1. Боева Т. Субсидирование и кредитование сельского хозяйства во Франции // Международный сельскохозяйственный журнал, 2002. №7. С. 31-39.
2. Чупина И.П. Мировой опыт развития сельскохозяйственной кооперации. Журнал «Проблемы современной экономики», 2007. № 1 (21), С.167-168
3. Официальный сайт. Кредитные союзы в США. РФ. Чувашия, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http/www.editeoop.ru/ (дата обращения: 18.05.2018).
4. Официальный сайт. Кредитные союзы в США. РФ. Чувашия, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http/www.editeoop.ru/ (дата обращения: 18.05.2018).
5. УстиянИ. Кооперация развитых стран. [Электронный ресурс]. Режим доступа: йпапа!. ги1/ (дата обращения: 18.05.2018).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ
И ИХ РЕШЕНИЕ Гвоздикова Н.К.1, Лунина К.А.2, Жуков Р.А.3
'Гвоздикова Наталия Константиновна — студент; 2Лунина Кристина Андреевна — студент, кафедра финансов и кредита; 3Жуков Роман Александрович - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра математики и информатики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Тула
Аннотация: проведен анализ обеспеченности молочной продукцией регионов РФ, в том числе, Тульской области. Выявлена негативная тенденция. Предложены мероприятия, направленные на улучшение состояния молочной отрасли в Тульской области.
Ключевые слова: производство, молочная продукция, тенденция, модель, управление.
После введения санкций Запада Россия ввела эмбарго на поставки в страну сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В список в том числе вошли и молочные продукты. В связи с этим, необходимо принимать соответствующие меры по производству собственной продукции [7].