УДК 336.61
финансирование государственных и муниципальных унитарных предприятий в российской федерации
Д.Л. Забелин
Аннотация. В статье рассмотрены законодательные подходы к правовому регулированию финансирования государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации. Уделено внимание произошедшим изменениям в области предоставления бюджетных субсидий государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
ключевые слова: государственное (муниципальное) унитарное предприятие, финансирование, субсидия, капитальные вложения.
Abstract. The paper reviews the legislative approaches to the legal regulation of financing state and municipal unitary enterprises in the Russian Federation. Attention is paid to the changes occurring in the provision of budgetary subsidies to state and municipal unitary enterprises.
Keywords: state (municipal) unitary enterprise, financing, subsidies, capital investment.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются для производства определенной продукции, выполнения определенного вида работ или оказания услуг, в том случае, если отсутствуют или ограничены соответствующие предложения на рынке.
Финансовые отношения предприятия и учредителя строятся на договорной основе, в том числе на основе государственного (муниципального) заказа. Предприятие осуществляет расчеты за выполняемые им работы и оказываемые услуги по договорным ценам, а в установленных законодательством или решениями местных органов власти (соответственно) - по фиксированным тарифам.
В связи с этим у государственных и муниципальных унитарных предприятий возникает необходимость образования и использования собственных финансовых ресурсов.
Источниками формирования финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий выступают:
1) прибыль, полученная от реализации продукции, работ и услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
2) заимствования в следующих формах:
- кредиты по договорам с кредитными организациями, получаемые исключительно с письменного согласия учредителя;
- бюджетные кредиты, предоставленные на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации;
- путем размещения облигаций или выдачи векселей.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе
осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств. При этом лицо, выступающее от имени собственника, устанавливается порядком определения состава имущества, закрепляемого за предприятием.
Так, порядок осуществления заимствований предприятиями муниципального образования определяется местными органами власти (например, Советом народных депутатов). К таким источникам финансирования муниципального унитарного предприятия могут быть отнесены:
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, предприятий и физических лиц;
- иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются собственниками имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Указанные предприятия не могут, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенности организационно-правовой формы государственных и муниципальных унитарных предприятий ставят их в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.
Учитывая это обстоятельство, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых
<£г>
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия в гражданских правоотношениях действуют от собственного имени, с ограничением субсидиарной ответственности по их обязательствам со стороны государства и муниципального образования.
Так, например, согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) [1], государственные гарантии Российской Федерации не могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий.
До недавнего времени государственные и муниципальные унитарные предприятия не могли выступать получателями бюджетных средств, что ограничивало возможности их финансирования со стороны государства и муниципального образования.
Однако Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №418-ФЗ [2] был внесен ряд изменений в БК РФ.
Так, согласно введенной указанным законом ст. 78.2. БК РФ [1], предусмотрена возможность предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Согласно нормативным подходам в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, которое заключается между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и государственным (муниципальным) унитарным предприятием на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В связи с возможностью субсидирования государственные (муниципальные) унитарные предприятия выступают объектами государ-
ственного (муниципального) финансового контроля, что определено ст. 266.1. БК РФ [1].
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются собственниками имущества; использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов является довольно проблематичным. До недавнего времени государственные и муниципальные унитарные предприятия не могли выступать получателями бюджетных средств, что ограничивало возможности их финансирования со стороны государства и муниципального образования. Внесенные изменения в БК РФ позволяют государственным (муниципальным) унитарным предприятиям получать субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 1998, №31, ст. 3823.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 №418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2013, №52 (часть I), ст. 6983.
Д.Л. Забелин,
заместитель руководителя по финансам -
главный бухгалтер Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» E-mail: [email protected]