2.5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКП(Б)-ВКП(Б) В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х гг.
Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Подразделение: кафедра Теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Несмотря на наличие большого количества научной литературы, посвященной Коммунистической партии периода однопартийной системы, вопросы, связанные с осуществлением финансирования, не получили должного освещения. Целью работы является анализ источников финансирования деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.
Предметом исследования выступают источники финансирования деятельности РКП(б)-ВКП(б).
В первой половине 1920-х гг. источниками финансирования деятельности РКП(б)-ВКП(б) выступали государственное финансирование, членскими взносами было невозможно покрыть все расходы партии. Практиковались также различного рода дополнительные обложения членов партии, в том числе осуществлявшиеся в не денежной форме. На практике развитие получило также косвенное финансирование. Кроме того, партийные расходы могли отчасти покрываться и за счет деятельности хозяйствующих субъектов - кооперативов, в которых состояли партийные работники.
Результаты научной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по истории отечественного государства и права.
Статья может представлять интерес для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами финансирования политических партий.
Ключевые слова: РКП(б), членские взносы, финансирование, партийные работники.
FUNDING OF THE RCP (B)-VKP (B) IN THE FIRST HALF OF THE 1920s.
Dolgikh Fedor Igorevich, candidate of historical sciences, assistant professor. Position: head of the department. Place of employment: Moscow financial and industrial university "Sinergiya". Division: Chair of Theory and history of state and law. E-mail: [email protected]
Annotation: Despite the large number of scientific literature devoted to the Communist party of the period of one-party system, issues related to the implementation of funding not received adequate coverage. The aim of this work is the analysis of the sources of financing the activities of the RCP(b)-VKP(b) in the first half of the 1920s.
The subject of study are the sources of financing the activities of the RCP (b)-VKP (b). In the first half of the 1920s, the sources of financing the activities of the RCP(b)-VKP(b) was made by state funding, membership fees, it was impossible to cover all expenses of the party. Practiced various kinds of additional taxation of party members, including those not carried out in cash. In practice, the Development has also received indirect funding. In addition, party costs could be partly covered by and at the expense of economic entities - cooperatives, which consisted of party workers.
The scientific results can be used in the preparation of textbooks on the history of Russian state and law.
The article may be of interest to teachers and law students interested in issues of funding of political parties. Keywords: RCP(b), membership fees, funding, party workers.
В современной России проблемы деятельности политических партий привлекают внимание широкого круга исследователей. Значимость политических партий обусловлена тем, что они «являются особым институтом, пронизывающим все звенья конституционно-правовой структуры государственной власти» , важнейшим институтом политической системы общества2, обеспечивают ее целостность и устойчивость3.
Но ни одна политическая партия не может вести полноценную деятельность и выполнять свои функции, если не располагает стабильными источниками дохода. Партии необходимы средства на содержание материально-технической базы, выплату заработной платы партийным функционерам, изготовление и распространение агитационных материалов, проведение съездов, конференций, иных массовых мероприятий и т. д.4. Не являлась исключением и Коммунистическая партия в период становления в Советской России и СССР однопартийной системы.
В первые несколько лет после победы Октябрьской революции в Советской России допускалось легальное существование ряда левых партий, в то время как буржуазные партии, включая кадетов, сразу же попали под запрет. Ликвидация почти всех оставшихся кроме РКП (б) партий произошла в начале 1920-х гг. В Советской России сформировалась однопартийная система, и отношения, связанные с деятельностью политических партий, перестали регулироваться на законодательном уровне. Деятельность единственной на тот момент легальной политической партии - Российской коммунистической партии (большевиков), переименованной затем во Всероссийскую коммунистическую партию (большевиков), - регулировалась локальными актами самой партии . В этих условиях наиболее важные вопросы, связанные с финансированием Коммунистической партии, регулировались главным образом ее уставом.
Устав Российской Коммунистической Партии (большевиков), принятый на VIII партконференции в декабре 1919 г., предусматривал, что «денежные средства организации составляются из членских взносов, субсидий высших партийных организаций и других поступлений»6. Членские взносы устанавливались в разме-
1 Блинкова Н.Ю. Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере российской Федерации и Федеративной Республики Германии)// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 1. С. 48.
2 Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 14.
3 Моисеев А.М. Численность политической партии как статусное требование российского законодательства// Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 17.
4 Долгих Ф.И. Виды источников финансирования политических партий// Государство и право в прошлом и настоящем: Сборник статей по итогам научной конференции кафедры Теории и истории государства и права [10.03.2015]/ под ред. Ф.И. Долгих. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. С. 68.
5 Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М., 2010. С. 29.
6 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистиче-
ская партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т
Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова,
К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 :
1917 - 1922. М., - 1983. С. 207.
4-2015
Пробелы в российском законодательстве
ре не менее 0,5 % заработной платы. В зависимости от величины оклада существовали 4 категории размера членского взноса: 1-я - 0,5%, 2-я - 1%, 3-я - 2% и 4-я - 3%. Членские взносы для лиц, получавших неопределенный доход - например, крестьян - устанавливались местным губернским комитетом применительно к общим нормам. Членские взносы на общих основаниях были обязаны уплачивать и кандидаты в члены партии. Для новых членов был предусмотрен вступительный взнос в размере 5 рублей. Члены партии, не уплатившие членские взносы в течение 3 месяцев без уважительных причин, считались выбывшими. Все местные партийные организации должны были отчислять Центральному Комитету 10 % всех членских взносов и прочих денежных поступлений, не имеющих специального назначения. Волостные организации отчисляли 60 % в кассу уездного комитета, включая в них и 10 % для Центрального Комитета, уездный комитет - 30 % в кассу губернского комитета. А 10 % всех поступлений губернским комитетом пересылались в кассу Центрального Комитета7.
В начале 1920-х гг. многим партийным организациям приходилось работать в условиях острого дефицита средств. Так, по данным Г.Л. Олеха, в декабре 1922 г. Алтайский губернский комитет получил от Сибирского бюро ЦК РКП(б) телеграфный перевод на 5 370 000 руб., что составляло менее трети от суммы, требуемой только на выплату жалованья личному составу комитета8. Для покрытия дефицита комитеты прибегали к займам. Нередки были случаи, когда партийные работники по нескольку месяцев не получали заработной платы. В условиях недостатка средств прибегали к снижению заработной платы партийным работникам, сокращению штатов партаппарата, совмещению партийных и советских должностей. Вследствие этого партийные работники даже не всегда имели возможность уплатить членские партийные и профессиональные взносы9. Делегаты XII Всероссийской конференции РКП(б), проходившей в августе 1922 г., признали
материальное положение активных партийных работ-
10
ников крайне неудовлетворительным .
Партийные органы прибегали к безвозвратному изъятию необходимых им средств из местных бюджетов. С 1923 г. использование средств государственной казны со стороны правящей партии приняло системный характер. Решения об объеме и порядке финансирования партаппарата принимались президиумами либо пленумами комитетов РКП(б) и беспрепятственно проводились через коммунистические фракции губернских, уездных и волостных исполкомов Советов. Циркуляр ЦК РКП(б) от 22 июля 1923 г. предписывал переложить субсидирование учреждений РКП(б) на местные государственные структуры, но без проведе-
7 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 202,207.
8 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 80.
9 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 80-81.
10 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 595.
ния подобных расходов по сметам, а скрывая субсидии легальными статьями расходов11.
Таким образом, приведенные факты указывают на наличие государственного финансирования правящей партии. По мнению А. Меликяна, «отношения в области финансирования Коммунистической партии СССР и государством законодательно не регулировались. Сама политическая партия имела возможность истребовать из государственного бюджета ту сумму денег, которая была необходима»12. По данным названного автора, одним из первых документов, подтверждающих осуществление прямого государственного финансирования политической партии в СССР, являлся опубликованный в 1920 году в официальном печатном органе высшего руководства Коммунистической партии -в газете «Известия Центрального Комитета» бюджет РКП(б). Государственное субсидирование РКП(б) на 1 марта 1920 года составляло более 85 процентов от всех поступлений в партийный бюджет13.
Помимо выделения средств из государственного бюджета, осуществлялось и косвенное государственное финансирование Коммунистической партии, выражавшееся, например, в предоставлении помещений и оказании коммунальных услуг партийным организациям. Так, в середине 1920-х гг. Сибирский краевой комитет Компартии располагался в здании Сибревко-ма, переданном в 1925 г. Сибирскому крайисполкому Советов. Отсутствие собственного помещения и наличие в штате советских краевых органов хозяйственных сотрудников позволяли Сибирскому краевому комитету партии не тратиться на содержание хозяйственных работников14.
Постановление «О материальном положении активных партработников» также предусматривало, что партийные работники обеспечивались жильем - через местные исполкомы, медицинской помощью - через Наркомздрав, им должны оказываться услуги по образованию и воспитанию детей - через Наркомпрос. Соответствующие мероприятия должны были проводиться Центральным Комитетом за счет партии15. На практике же расходы зачастую перекладывались на государство, а также на профсоюзные и кооперативные организации. Так, в 1922 г. Сибирское представительство Центрального комитета фактически обязало Сибпродком, Сибвнешторг, Сибпрофбюро, Сибцен-тросоюз оплатить 40 из 50 «парткоек» на курортах Сибири, которые находились в ведении Сибирского бюро РКП (б). Имели место случаи, когда партийные функционеры, проживавшие в домах, принадлежавших местному коммунальному хозяйству, полностью освобождались от внесения квартирной платы16. А в 1928 г.
11 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 83.
12 Меликян А.Б. Правовое регулирование государственного финансирования деятельности политических партий: конституционно-правовой аспект: дисс ... канд. юр. наук. М., 2011. С. 54.
13 Меликян А. Правовое регулирование прямого государственного финансирования политических партий в России и зарубежных странах// Журнал о выборах. 2010. № 4. С. 13.
14 Морозова Т.И. Организация и деятельность Сибирского краевого комитета РКП(б)-ВКП(б) (май 1924 г. - август 1930 г.). Дисс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2015. С. 87.
15 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 597.
16 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 84, 89.
обязанности по финансированию провинциальных советско-партийных школ были переложены на местные бюджеты 7.
Дополнительным источником денежных поступлений для образования фонда заработной платы партийных работников, в первую очередь волостного уровня, были потребительская и сельскохозяйственная коопера-ция18. В то же время, официально подобная деятельность не поощрялась, и более того, организация парткомами хозяйственных предприятий, преследующих цели получения прибыли, считалась недопустимой19. Несмотря на это, на практике данная деятельность осуществлялась. Так, в конце 1922 г. возник кооператив «Партработник». В него вошли, в частности, сотрудники аппарата Сибирского бюро ЦК РКП(б) и Новониколаевского губернского комитета РКП(б). По данным Г.Л. Олеха, в декабре 1922 г. управление делами Сибирского бюро ЦК РКП(б) заключило с указанным кооперативом договор, на основании которого Сибирское бюро передавало кооперативу товаров в кредит на сумму 46 232 рублей с 30%-ной скидкой. Взамен кооператив обязывался содержать столовую для технического персонала Сибирского бюро ЦК РКП(б), причем плата за обед из двух блюд должна была быть ниже рыночной. Кооператив развил бурную деятельность и даже осуществлял торговлю в буфете при местном кинотеатре портвейном и церковным вином и играл на колебаниях курсов акций коммерческих банков20.
Также имело место создание фондов взаимопомощи среди коммунистов. Подобный фонд должен был создаваться в центре, в губерниях и областях и формироваться за счет 3% от отчислений от сметных ассигнований партийным организациям, 50 % от суммы всех членских взносов, от отчислений, образуемых со сверхставок, а также за счет специального обложения членов партии21. Согласно Постановлению «О материальном положении активных партработников», «коммунисты, работающие в хозяйственных, советских, кооперативных и профессиональных органах, месячный заработок которых выше полуторной ставки 17 разряда, должны отчислять в фонд взаимопомощи от 25 до 50 % разницы между получаемым окладом и полуторной ставкой 17 разряда»22' Конкретный размер процента отчислений устанавливался губернскими комитетами. Коммунисты, имевшие заработок свыше
17 Морозова Т.И. Организация и деятельность Сибирского краевого комитета РКП(б)-ВКП(б) (май 1924 г. - август 1930 г.). Дисс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2015. С. 162.
18 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 82-84.
19 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 595.
20 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 85-87.
21 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 595.
22 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т
Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 :
1917 - 1922. М., - 1983. С. 597-598.
предельной ставки, установленной Советом Труда и Обороны, помимо указанного процента отчисления были обязаны передавать в фонд взаимопомощи и
„23
весь излишек свыше данной предельной ставки . Данные отчисления осуществлялись помимо предусмотренных членских взносов. Практиковались и всевозможные партийные обложения сельских коммунистов в не денежной форме - натуральный налог дровами, зерном, запашки в фонд уездного и волостного комитетов и др. Низовые партийные организации получали помощь и со стороны шефствующих городских ячеек24.
Таким образом, на основании анализа приведенных фактов можно сделать вывод, что в начале 1920-х гг. за счет членских взносов было невозможно покрыть все расходы партии. Практиковались также различного рода дополнительные обложения членов партии, в том числе осуществлявшиеся в не в денежной форме. На практике имело место государственное финансирование РКП(б). Развитие получило также косвенное финансирование. Кроме того, партийные расходы могли отчасти покрываться и за счет деятельности хозяйствующих субъектов - кооперативов, в которых состояли партийные работники.
Литература
1. Блинкова Н.Ю. Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере российской Федерации и Федеративной Республики Германии)// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 1.
2. Долгих Ф.И. Виды источников финансирования политических партий// Государство и право в прошлом и настоящем: Сборник статей по итогам научной конференции кафедры Теории и истории государства и права [10.03.2015]/ под ред. Ф.И. Долгих. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.
3. Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М., 2010.
4. Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983.
5. Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной Рос-сии//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1.
6. Меликян, А.Б. Правовое регулирование государственного финансирования деятельности политических партий: конституционно-правовой аспект: дисс ... канд. юр. наук. М., 2011.
7. Меликян А. Правовое регулирование прямого государственного финансирования политических партий
23 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 598.
24 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 85.
4'2015
Пробелы в российском законодательстве
в России и зарубежных странах// Журнал о выборах. 2010. № 4.
8. Моисеев А.М. Численность политической партии как статусное требование российского законодательства// Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2.
9. Морозова Т.И. Организация и деятельность Сибирского краевого комитета РКП(б)-ВКП(б) (май 1924 г. - август 1930 г.). Дисс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2015.
10. Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995.
Статья Долгих Ф.И. посвящена такой недостаточно исследованной в юридической литературе проблеме, как финансирование РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг. С конца 1980-х гг. было издано значительное количество работ, затрагивающих вопросы финансирования Коммунистической партии в период однопартийной системы. Но данные работы, авторы которых сосредотачивали внимание главным образом на проблеме поиска «золота партии», носили преимущественно
В настоящее время вопросы источников финансирования политических партий приобрели особую значимость. Недавние изменения, внесенные в Федеральный закон «О политических партиях», направлены на обеспечение большей прозрачности партийного финансирования. А сами политические партии в условиях роста расходов на свою деятельность вынуждены искать все новые источники финансирования. Поэтому анализ опыта финансирования РКП(б)-ВКП(б) представляет интерес как для самих политических партий, так и для законодателя и правоприменителя - в плане доработки и совершенствования механизма правового регулирования финансирования современных российских политических партий.
С учетом того, что на начало 1920-х гг. пришлось складывание в нашей стране однопартийной системы, данная статья представляет интерес и с теоретической точки зрения, так как позволяет лучше и всестороннее понять и оценить особенности взаимоотношений государства и партии.
С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.» представляет как теоретический, так и практический интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется длг-лубликации в открытой печати и