УДК 17.023.32
ФИЛОСОФСКОЕ РОССИЕВЕДЕНИЕ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ:
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
Южный федеральный университет
e-mail: serd-elena@yandex.ru
Е.В. СЕРДЮКОВА
Статья посвящена исследованию философской россиевед-ческой мысли послеоктябрьского зарубежья, анализу предложенных русскими философами различных вариантов развития России после падения коммунистического строя, ее возможного политического устройства в будущем, предчувствованию грядущих национальных, экономических, социокультурных проблем.
Ключевые слова: философское россиеведение, будущее России, русская идея, христианство.
Известный русский философ Н.А. Бердяев в работе «Русская идея» отмечает, что в русской истории нет органического единства, он выделяет пять периодов русской истории: Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. «И возможно, - добавляет философ, - что будет еще новая Россия»1. Сегодня мы живем в тот момент истории, когда образ советской России размывается и постепенно уходит в прошлое, а новая Россия еще только пытается самоопределиться. Особую актуальность в данном контексте получают идеи русских философов послеоктябрьского зарубежья, которые предлагали различные проекты будущего устроения России. И.А. Ильин в этой связи пишет: «Мы, русские люди за рубежом, должны постоянно думать о России, ибо мы - живая часть ее. Мы живем ею, мы разделяем ее судьбу, ее горе и ее радости, мы призваны готовить ее будущее в сердцах и делах наших. Поэтому мы должны смотреть вперед и вдаль, чтобы увидеть очертания будущей России»2.
Тема России являлась одной из сквозных в русской философии XIX - первой половины XX вв., а размышления о русской идее, русской культуре, русском характере стали лейтмотивом творчества многих русских философов. Об этой существенной особенности русской мысли писали многие исследователи русской философии. В статье «Русская идея и история русской философии» М.А.Маслин обратил внимание на то, что философский термин «русская идея», введенный в оборот В.С.Соловьевым, широко использовался русскими философами в конце XIX и XX в. (Е.Н.Трубецкой, В.В.Розанов, В.И.Иванов, С.Л. Франк, Г.П.Федотов, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев) «для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества»3. В рамках сходной парадигмы А.Н. Ерыгин полагает, что «вместе с Н.А.Бердяевым, как и его великими современниками - С.Н. Булгаковым, о. Павлом Флоренским, Л.П. Карсавиным, С.Л. Франком, Г.П. Федотовым, И.А. Ильиным - отечественное философское россиеведение не только показывает высший, почти предельный уровень, на котором оказалась в ХХ в. русская религиозная философия, не только намекает на возможности разума, философствующего в вере, но еще и подчеркивает факт случившегося обрыва...»4. Несколько иной взгляд на специфику русской философии можно найти у Ф.Коплстона, который не выделяет россиеведческую проблематику в качестве одной из ведущих в русской фи-
1 Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990. - С. 45.
2 Ильин И.А. России нужны независимые люди // Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С.449
3 Маслин М.А. Русская идея и история русской философии // Феномен восточнохристианской цивилизации и русская философия // Философское и культурологическое россиеведение. Вып. 17. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2009. - С.15.
4 Ерыгин А.Н. Философское россиеведение: мысль о Росии и русская мысль. Часть первая. Ростов н/Д: Альтаир, 2010. С.195-196.
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25
лософской мысли XIX - первой половины XX вв., акцентируя внимание, прежде всего, на социально-политическом характере философии в России5.
Впервые тема России, ее отношение к Европе, становится предметом философско-исторического осмысления у П.Я.Чаадаева, который первым создает способ самосознания России, вписывая ее в культурно-историческую парадигму «Восток-Запад», но особо оговаривая в первом «Философическом письме», что Россия это ни Восток, ни Запад. С этого момента начинает свой отсчет философский спор о России. Свой вклад в осмысление судьбы России, ее специфики, русской культуры, русского характера внесли А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Н.Я. Данилевский, С.М. Соловьев, Вл. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Вяч. Иванов, Г.П. Федотов, В.В.Зеньковский; о феномене «русскости» писали А. Пушкин и Ф. Тютчев, Ф. Достоевский и Л. Толстой, Н. Гоголь и В. Белинский.
Роковые события 1917 года потрясли творческую интеллигенцию, которая не приняла советской власти и вскоре была выслана из страны. Произошла, своего рода, культурная революция, символом которой стал «Философский пароход». Как отмечает историк П.Е. Ковалевский, между 1920-25 годами Россию покинуло свыше миллиона человек, которые представляли собой цвет русской интеллигенции, «русское рассеяние превзошло все бывшие до него и по числу и по культурному значению, так как оно оказалось центром и движущей силой того явления, которое обычно называется русским зарубежьем, но которое следовало бы называть "Зарубежной Россией"»6. В эмиграции Н.А.Бердяев, И.А. Ильин, Г.П. Федотов, С.Л. Франк и ряд других мыслителей создают сценарии будущего развития России. Последний из таких проектов - «Как нам обустроить Россию» А.И. Солженицына. Мы предлагаем остановиться на некоторых идеях, касающихся видения России в будущем, которые, на наш взгляд, представляют особый интерес в ситуации поиска современной Россией своего дальнейшего пути развития.
О своеобразии русского исторического пути развития и свободе
Н.А. Бердяев во многих работах отмечает полярность, антиномичность русской души, фиксирует противоречивость исторического и культурного развития России. Можно выделить несколько факторов, сыгравших роковую роль в судьбе России и являющихся причинами этой противоречивости:
- культурно-исторический (Россия - место пересечения двух потоков мировой истории, своеобразный Востоко-Запад);
- космический (преобладание женского начала в русском характере);
- духовный (двоеверие: язычество и монашески-аскетическое православие);
- географический (власть пространств над русской душой).
Несмотря на все потрясения, «Россия как Божья мысль осталась великой, в ней есть неистребимое онтологическое ядро»7. Это ядро - истинная свобода, свобода духа. Это именно то, чего нет в России: в русской истории есть только царский режим, цензура, затем кровавый хаос революций, мировая и гражданские войны, отсутствие общественной свободы и свободы слова. Все эти факты побудили философа искать причины, объясняющие данное явление. Что это: трагедия истории или нежелание русского народа снискать себе свободы? Бердяев находит следующее объяснение: «добыть себе относительную общественную свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет абсолютной Божественной свободы»8.
Бердяев утверждает, что русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего, а русский народ «по метафизической своей природе и по своему призванию в мире
5 См. об этом: Copleston F. Philosophy in Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev. Univ. of Notre Dame, 1986. - P. viii.
6 Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия как историческое явление и причины его образования / / История и историография России. Из научно-литературного наследия русского зарубежья. Серия «Антология русского зарубежья». Том III. - М.: «Русский мир», 2006. С.17.
7 Бердяев Н.А. Судьба России / / Николай Бердяев. Судьба России. - М.: "Эксмо-пресс", 1998. С. 269.
8 Там же. С. 294.
есть народ конца»9. Россия должна донести остальному миру ту истину, что история есть путь к иному бытию и задача истории разрешима лишь за её пределами. Миссия России - всемирная и всечеловеческая. Философ надеется, что в России когда-нибудь будет провозглашена «свобода духа, совести, мысли, слова» и речь идет «не о так называемых политических свободах, которые вторичны и в капиталистических обществах слишком часто бывали лживы, а о свободе духа, которая есть вечная правда»10. Бердяев не мыслит возрождения России вне христианства, которое представляется ему совместимым с системой персоналистического социализма, «соединяющего принцип личности, как верховной ценности, с принципом братской общности людей»11.
О политике и государстве
И.А. Ильин отстаивает целостность и неделимость России, а будущее российской государственности связывает с восстановлением монархии, полагая, что монархический строй более всего соответствует характеру русского народа. Ильин ведет речь о новом историческом типе монархии - самодержавной, где «самодержавный монарх есть высший правовой орган государства: его верховенство устанавливается правом и есть правовое верховенство»12. Философ рисует модель правового государства, в котором сильная самодержавная власть сосуществует со свободой личности.
Весьма продуктивной, на наш взгляд, является идея русского мыслителя о том, что при внедрении новой государственной формы, которая есть не «политическая схема», а «строй жизни и живая организация народа», необходимо учитывать уровень народного правосознания и ряд других существенных особенностей государства: его территориальные размеры, климат, природу, многонациональный состав страны13. «Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствования и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным»14. Чем глубже будет уровень правосознания в народе, тем более совершенную государственную форму можно будет осуществить.
В статье «Надо готовить грядущую Россию» Ильин формулирует следующие задачи политики: «властно внушаемая солидаризация народа, авторитетное воспитание личного, свободного правосознания, оборона страны и духовный расцвет культуры; созидание национального будущего через учет национального прошлого, собранного в национальном настоящем»15. Для решения таких задач стране необходимы люди «высокой духовной силы», так как государственная и политическая деятельность требует «человека с религиозно и нравственно сильным характером, человека качественного и призванного к власти», сама же политика требует «большой идеи, чистых рук и жертвенного служения»16.
О культуре, религии и национальном вопросе
Будет ли существовать Россия? Это вопрос задает себе и другой представитель русского зарубежья Г.П. Федотов. «Бытие народов и государств оправдывается только творимой ими культурой. Русская культура оправдывала Империю Российскую. Пушкин, Толстой, Достоевский были венценосцами русского народа»17. Весьма важна роль интеллигенции в России, именно она должна будить в себе и растить, осмыслять национальное созна-
9 Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. С. 214.
10 Бердяев Н.А. Власть прошлого и грядущее // Истина и откровение. Спб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996. - С. 266-267.
11 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - С.152.
12 Ильин И.А. Почему сокрушился в России монархический строй? // Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 2. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - С. 235.
13 Ильин И.А. О государственной форме // Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - С. 71.
14 Там же. С.73.
15 Ильин И.А. Надо готовить грядущую Россию // Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 2. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - С. 74.
16 Там же. С.74
17 Федотов Г.П. Революция идет // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х томах. Том 1. -С.-Петербург.: София, 1991. - С.143.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ \Щ Серия Философия. Социология. Право. зд
IЩ I 2013. № 16 (159). Выпуск 25
ние, которое должно быть «одновременно великорусским, русским и российским»18. Федотов видит Россию сверхнациональным государством, она есть союз народов и должна дать остальному миру образец мирного сосуществования различных народностей.
Русский мыслитель предвидит распад Советского Союза и предупреждает о возможном обострении межнациональных отношений, прежде всего между Украиной и Россией, так как происходит опасный процесс зарождения нового украинского сознания, практически новой нации. Перед Россией встанет задача «не только удержать Украину в теле России, но вместить и украинскую культуру в культуру русскую»19. Самой прочной связью между Россией и Украиной является православная вера, но Федотов предупреждает о «роковом» соседстве Украины с Польшей и влиянии католичества, в силу чего «Украине объективно придется выбирать между Польшей и Россией, и отчасти от нас зависит, чтобы выбор был сделан не против старой общей родины»20. Кроме Украины к независимости также будут стремиться Грузия, Азербайджан и Казахстан, с Дальнего Востока наступает Япония и следом за ней начнет наступление Китай. Одной из важных задач будущей России, в этой связи, становится создание «гибких и твердых юридических норм, которые выразили бы одновременно единство и многоплеменность России»21.
В более поздних работах (статьи американского периода) Федотов приходит к мысли, что Россия как империя невозможна, она «потеряет донецкий уголь, бакинскую нефть», да и вообще «все старые империи исчезнут»22. Прекращение существования России как империи станет, по выражению Федотова, ее «нравственным очищением», Россия сможет вернуться к своим внутренним проблемам - «к построению выстраданной страшными муками свободной социальной демократии»23.
О грядущих межнациональных проблемах предупреждал и Н.О. Лосский в своей статье «Украинский и белорусский сепаратизм». Лосский пишет о появлении в эмигрантской среде украинцев-националистов, питающих ненависть не столько к коммунизму, сколько к русскому народу и мечтающих после падения советской диктатуры об отделении от России и образовании самостоятельного государства. Единственный выход, который видит в этой ситуации Лосский, это существование Украины (как и Белоруссии) «в форме федерации с остальными областями России, федерации такой, при которой единство культуры и великие задачи ее были сохранены»24.
Как мы видим, для Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова и Н.О. Лосского тема России является одной из приоритетных в творчестве. Мыслители признают национальную самобытность России, полагают, что коммунистическая эпоха рано или поздно себя изживет (являясь чем-то чуждым для России) и будущее страны не может мыслиться без возвращения к своим духовным истокам - христианским ценностям. Как пишет Владимир Варшавский: «Измученным бездонным изгнанникам, которые видели гибель всего, что им было дорого, нужно было найти опору в чем-то, что больше смерти. Они обращались к православию как к вечной и нерушимой святыне потерянной родины»25. Русские философы отстаивают духовное наследие России как залог ее спасения и возрождения.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 199°
18 Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х томах. Том 1. - С.-Петербург.: София, 1991. - С.179.
19 Там же. С.180.
20 Федотов Г.П. Проблемы будущей России // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х томах. Том 1. - С.-Петербург.: София, 1991. - С.248.
21 Там же.
22 Федотов Г.П. Судьба империй // Собрание сочинений в 12 т. Т.9: Статьи американского периода. - М.: Мартис, 2004. - С.252
23 Там же. С.253.
24Лосский Н.О. Украинский и белорусский сепаратизм // Грани. №39. Франкфурт-на-Майне, изд-во «Посев», 1958. - С.196.
25 Варшавский В.С. Незамеченное поколение. - М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына: Русский путь, 2010. - С. 20.
2. Бердяев НА. Власть прошлого и грядущее // Истина и откровение. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996.
3. Бердяев НА. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М.: Наука,
1990.
4. Бердяев НА Судьба России // Николай Бердяев. Судьба России. - М.: Эксмо-пресс,
1998.
5. Варшавский В.С. Незамеченное поколение. - М.: Дом русского зарубежья имени Aлек-сандра Солженицына: Русский путь, 2010.
6. Ерыгин A^. Философское россиеведение: мысль о России и русская мысль. Часть первая. Ростов н/Д: Aльтаир, 2010.
7. Ильин ИА. Надо готовить грядущую Россию // Ильин ИА. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 2. - М.: Aйрис-Пресс, 2008.
8. Ильин ИА. О государственной форме // Ильин ИА Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1. - М.: Aйрис-Пресс, 2008.
9. Ильин ИА. Почему сокрушился в России монархический строй? // Ильин ИА Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 2. - М.: Aйрис-Пресс, 2008.
10. Ильин ИА России нужны независимые люди // Ильин ИА. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1. - М.: Aйрис-пресс, 2008.
11. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия как историческое явление и причины его образования // История и историография России. Из научно-литературного наследия русского зарубежья. Серия «Aнтология русского зарубежья». Том III. - М.: «Русский мир», 2006.
12. Лосский Н.О. Украинский и белорусский сепаратизм // Грани. №39. Франкфурт-на-Майне, изд-во «Посев», 1958.
13. Маслин МА. Русская идея и история русской философии // Феномен восточнохристианской цивилизации и русская философия // Философское и культурологическое россиеведение. Вып. 17. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2009.
14. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 томах. Том 1. - С.-Петербург: София, 1991.
15. Федотов Г.П. Проблемы будущей России // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 томах. Том 1. - С.-Петербург.: София, 1991.
16. Федотов Г.П. Революция идет // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х томах. Том 1. - С.-Петербург.: София, 1991.
17. Федотов Г.П. Судьба империй / / Собрание сочинений в 12 т. Т.9: Статьи американского периода. - М.: Мартис, 2004.
18. Copleston F. Philosophy in Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev. Univ. of Notre Dame,
1986.
THE PHILOSOPHICAL RUSSIAN STUDIES OF POSTOCTOBER THOUGHT FROM ABROAD:
THE SCENARIOS OF THE FUTURE
Southern Federal University
e-mail: serd-elena@yandex.ru
E.V. SERDYUKOVA
The article is devoted to the research of the Russian philosophical thought of the Postoctober thought from abroad. The article deals with the analysis of the different variants of the development of Russia after the the fall of the Communist regime proposed by the Russian philosophers. The article deals with the feelins and perdic-tions of the future national, economic, social and cultural problems.
Key words: philosophical Russian Studies, future of Russia, Russian idea, Christianity.