Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 378.101:001
ФИЛОСОФСКОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ В НАУЧНОМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Н. А. Князев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: knyazev@sibsau.ru
Рассмотрены философские вопросы интеграции в современном научном и технологическом познании. Раскрывается содержание нового термина «технонаука».
Ключевые слова: научное знание, технологическое знание, технонаука, NBIC-конвергенция, философия.
PHILOSOPHICAL TEACHING OF ACTUAL TENDENCIES IN SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL RESEARCH
N. A. Knyazev
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: knyazev@sibsau.ru
The philosophical issues about the integration in modern scientific and technological research are examined. The maintenance of actual term "technoscience" is argued.
Keywords: science knowledge, technological knowledge, technoscience, NBIC - convergation, philosophy.
Прямая зависимость будущего состояния общества от технологического прогресса, существенно меняющего среду обитания и самого человека, становится все более очевидной. В рамках этих реалий философам приходится активно обсуждать проблему, связанную с преподаванием на магистерских курсах новых закономерностей, которые возникают в интеграционном взаимодействии между научной и технологической ветвями познания. Изучение этих закономерностей требует значительных философских и методологических усилий. Они должны помочь раскрытию принципов понимания того, что сейчас происходит на переднем крае научно-технологических достижений, насколько это может изменить техносферные условия жизни людей и какие инновационные стороны развития цивилизованного мира начинают занимать приоритетные позиции уже сейчас.
Если говорить о самом общем содержании наиболее значимых событий в области интеграции современной науки и технологии, то в этом качестве, на наш взгляд, предстает совершенно новый статус взаимоотношений между ними. Этот статус предполагает отрицание прежнего взгляда на развитие научного знания и технологий как на весьма изолированные и даже противопоставляемые друг относительно друга направления. Считалось, что фундаментальные научные знания противостоят технологии, относимой исключительно к прикладному или проектировочному виду знания.
Основания радикального изменения таких представлений в свое время появились со стороны генной инженерии. Как известно, именно в этой области по-
знания впервые состоялась трансформация биологии в техническую науку, и биология приобрела двойную направленность - на познание фундаментальных законов жизни и на проектирование искусственных (по сути артефактных) объектов. С этого момента ученые все чаще стали говорить, что инженерия не является всего лишь просто прикладным естествознанием.
Однако наиболее убедительным аргументом в пользу научно-технологического интеграционного слияния выступили новейшие события научно-технического прогресса. Так, за последнее десятилетие была зафиксирована необычная область чрезвычайно активного интеграционного взаимодействия. Эту область образовал целый ряд состоявшихся в разное время волн научно-технической революции. К ним, в частности, относятся идущая с 80-х гг. XX столетия революция в области информационных и коммуникационных технологий, последовавшая за ней биотехнологическая революция, недавно начавшаяся революция в области нанотехнологий и, наконец, бурно развивающаяся когнитивная наука (когни-тология). Интересным и значимым здесь представляется взаимовлияние именно информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки. Это явление получило, как известно, название КШС-конвергенция.
Графическая визуализация МБ1С-конвергенции стала возможна, когда, базируясь на анализе научных публикаций и используя метод визуализации, основанный на взаимном цитировании и кластерном анализе, была построена схема сети пересечений новейших технологий.
Решетневскуе чтения. 2013
Развитие конвергирующих НБИК-технологий открывает перед человечеством возможность создания принципиально нового способа эволюции - техноэво-люции. Нанотехнологии дают ключ к «искусственному» изменению мира систем живой природы, в том числе и биологии человека на самом фундаментальном уровне. В настоящее время, например, идет речь о реальной возможности в буквальном смысле срастить твердотельную микроэлектронику с тканями и организмами живой природы. Это принципиально новый тип гибридной реальности. Он предполагает «оразумнивание» среды за счет обретения ею элементов цифровой индивидуальности, памяти, а также вычислительных, перцептивных и коммуникативных свойств (т. е. сети беспроводных сенсоров, сопряженных с Интернетом). Такая синтетическая биология комбинирует знания многих дисциплин - молекулярной биологии, математики, химии, физики и инженерии. И именно инженерная культура отличает ее от традиционной биологии. Если традиционная биология пытается понять, как эволюционируют живые организмы, то синтетическая биология воссоздает организмы для использования их человеком. Ряд немецких ученых, принимавших участие в работе Международного конгресса по философии и методологии науки (2011 г.), считают, что синтетическая биология -лучший способ понять жизнь, поскольку то, что невозможно сделать, нельзя и понять. В этом немецкие ученые усмотрели возрождение принципа verum factum («истинное-сделанное»): истинно то, что сделано.
Трансформация биологии в техническую науку, которая имеет двойную направленность - на познание и на проектирование, характеризует современное состояние науки. И это состояние утвердилось на международном конгрессе под названием технонаука. «Технонаука - это не техническая наука, а новая форма организации науки, интегрирующая в себе многие аспекты как естествознания и техники, так и гуманитарного познания. Этот термин наиболее часто используется для обозначения таких современных дис-
циплин, как информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии, искусственный интеллект или также биотехнологии» [1]. Конечно, техно-наука стимулирует постановку новых философских вопросов, которые лежат в плоскости социального, этического и эпистемологического содержания. И здесь философы науки и техники обязаны устанавливать активный диалог с учеными-специалистами. Ученые, в свою очередь, не в состоянии мировоззренчески осмыслить эти вопросы без участия философов. О важности таких направлений технонауки, как синтетическая нанобиология, интернет вещей, разумные среды (включая «умный дом» и «умный город»), свидетельствует принятие соответствующих интегральных стратегических программ развития, всесторонняя поддержка соответствующих исследовательских проектов во всех технологически развитых странах, а также в Китае. Указанные направления являются приоритетной стратегией развития для многих транснациональных корпораций, например, IBM, Cisco Systems, Hewlett Packard. А эти корпорации представляют собой очень серьезных глобальных «игроков» на геополитической арене современного общества.
Рассмотренные нами вопросы должны найти свое отражение в современных курсах преподавания философии науки и техники для магистрантов и аспирантов.
Библиографические ссылки
1. Мамчур Е. А., Горохов В. Г. Философия науки и техники // Х1У Международном Конгрессе по логике, методологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http:// vphil.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=554&Itemid=52.
References
1. Mamchur E. A., Gorohov V. G. Philosophy of the science and technique // XIV International congress of logic and philosophy of science. http:// vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 554&Itemid=52.
© Князев Н. А., 2013
УДК 378.14
О ПРИКЛАДНОМ БАКАЛАВРИАТЕ
В. С. Козлов, С. В. Котельникова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-шаП: sv_kot@sibsau.ru
Рассмотрены задачи прикладного бакалавриата, показаны основные отличия, возможные базы практик для преодоления разрыва между знаниями, приобретенными бакалавром в вузе, и умениями применять их на практике.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, практико-ориентированная подготовка, образовательная программа, база практик.