Эргашев У.А. преподаватель
кафедры «Кафедра общественных наук и спорта» Ферганский политехнический институт г Фергана, Республика Узбекистан
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЖАДИДИЗМА
Аннотация: В статье рассматривается философское осмысление джадидизма как общественно-политического и культурного движения, возникшего в Туркестане в конце XIX- начале XXвека.
Ключевые слова: Джадидизм, Туркестан, философия, Исмаил Гаспринский, Махмудходжа Бехбуди, Мунаввар коры Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Абдурауф Фитрат, образование, культура, общественная жизнь.
Ergashev U.A.
Lecturer
of the Department of "Social Sciences and Sports " the Fergana Polytechnic Institute Fergana, Republic of Uzbekistan
PHILOSOPHICAL WORLDVIEW OF JADIDISM
Abstract: The article examines the philosophical understanding of Jadidism as a socio-political and cultural movement that arose in Turkestan in the late XIX th - early XX th centuries.
Key words: Jadidism, Turkestan, philosophy, Ismail Gasprinsky, Mahmudkhoja Behbudi, Munavvar kory Abdurashidkhanov, Abdullah Avloni, Abdurauf Fitrat, education, culture, social life.
В этом плане в современный период развития Узбекистана отношение к наследию наших предков поднимается на новый уровень и не может быть мыслимо вне процесса обновления, происходящего в нашей духовной жизни.
Современный период обновления, как и времена минувшие, требует обновления мышления людей как социальной необходимости, превращения граждан в полноценных реформаторов. Новейшая история свидетельствует о том, что идея и философия джадидов, представителей широких слоев нашего народа лишь 100 лет назад обрели новое мышление, и что их дух сохранился и в нынешнем поколении. По законам социальной социологии можно возродить эту преемственность, придать ей новый, современный дух и силу.
Идея и философия джадида, движение и практика джадидизма являются не только одним из главных источников поддержки таких смелых интеллектуалов, но и важным и необходимым руководством для процесса
обновления современного мышления, потребности каждого из быть для нас примером и фактором укрепления чувства моральной ответственности.
С этой точки зрения концептуальные идеи джадидов служат духовным руководством нынешней практики перемен, генетической основой сегодняшней стратегии и комплексных реформ.
Чтобы дать объективную оценку и правильное описание причин возникновения и развития движения джадидизма в нашей стране, важно проанализировать, в какой степени оказали влияние исторические условия и социально-политические факторы. С этой точки зрения в социально-философском, религиозно-этическом и культурном развитии нашего народа период последнего и начала следующего столетия XIX века отличается разнообразием идейно-теоретических и идеологических форм.
Джадидизм — это общественно-политическое и культурное движение, возникшее в Туркестане в конце XIX - начале XX века. В основе идеи Джадидизма было не революционизировать, а добиться прогресса, следуя по пути революции и реформ, путем максимально широкого распространения знаний и просвещения. Причиной этого было то, что Туркестан сильно отставал даже от своего прежнего развития, не мог справиться с возникающей и наступающей конкуренцией между развитыми странами в социально-экономической сфере и превращался в колонию. Националисты и прогрессивные модернисты глубоко понимали эту ситуацию и считали, что единственный путь вывести Туркестан в ряды развитых стран мировой цивилизационной системы — это обновление сознания народа, развитие науки и образования.
Туркестанские современники поняли, что спасти страну от нищеты, разобщенности и неграмотности можно только через просвещение.
Философский анализ движения Джадидизма позволяет нам увидеть его важность и роль в истории Узбекистана. Основными философскими принципами Джадидизма были учебный подход к религии, более открытый подход к образованию и модернизация общественной жизни.
В философии Джадида отражены отшлифованные веками восточные ценности, духовный образ, мышление и образ жизни нашего народа, менталитет, обычаи, традиции, принципы толерантности, стремление к стабильности и творчеству. в философских принципах, понятиях и категориях.
Не случайно в выступлении Президента особое значение было уделено необходимости проведения обширных исследований по философским вопросам наследия джадидов и джадидского движения, а также систематического развертывания специальных научных исследований.
Однако, по мнению исследователей, проводящих исследования в этой области, ведущие мировые научные центры и высшие учебные заведения тщательно изучают современную философию, литературу и систему образования, уделяя особое внимание исследованию наследия наших предков.
Социально-философское исследование джадидизма заключается в следующих положениях:
- доказано, что сущность джадидизма заключается в совокупности социокультурных отношений, обусловленных поисками светской идентичности;
- установлены различия между джадидизмом, мусульманским либерализмом, демократическим просветительством и религиозным реформаторством;
-раскрыта специфика джадидизма, которая проявляется в признании просвещения и образования в качестве критерия прогресса; практической полезности духовных ценностей; приоритете научного познания; культуре толерантности; этике благотворительного поведения; единстве этического и эстетического;
-выявлено, что джадидизм отражает антагонизмы между социальными группами и классами;
- обосновано, что типологическая идентичность джадидизма и выражается в признаках: эволюционного пути социального развития; экономической детерминированности; приоритета научного познания; культуры толерантности; фактора гражданского мира и стабилизации социально-политической обстановки.
Итак, философия движения джадидизма заключается в том, что независимость от свободы и зависимости достигается не войнами, а грамотностью населения и повышением его грамотности, во-вторых, развитием национального самосознания, реализацией национальной идентичности, созданием единства, ведением к политическим фактор.
Использованные источники:
1. Пулатов К.А. Международный научный журнал «Научный импульс» № 17 (100), часть 1 Января, 2024.
2. Агзамходжаев С.С. Реформаторское движение в Туркестане http://www.sociosphera.com/publication/
conference/2014/241/reformatorskoe_dvizhenie_v_turkestane/ (дата обращения: 10.04.2016).
3. Узбекистон Миллий энциклопедияси. 1-жилд. - Тошкент: ФзМЭ, 2000.
4. А.А.Мадаминов. "Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Бируни". Достижения науки и образования, 2018. №13. 48стр.
https://scholar.google.com/citations?view op=view citation&hl=ru&user= 3waD c4AAAAJ&citation for view= 3waDc4AAAAJ:UeHWp8X0CEIC
5. А.А.Мадаминов. Влияние СМИ на политическую культуру молодёжи. Вопросы науки и образования. 2018. 7 (19).
https://scholar.google.com/citations?view op=view citation&hl=ru&user= 3waD c4AAAAJ&citation for view= 3waDc4AAAAJ:HoB7MX3m0LUC
6. А.А.Мадаминов. ACTUAL PROBLEMS OF YOUTH SOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION. Экономика и социум. 2019. №4(59). 62-64стр.
https://www.iupr.ru/ й^/и^/Ь06Шс 0а8е3а360с514еаЬ84А8ЬЬ092е3а7£Ь.рат ndex=true
7. Эргашев У А. Гармонично развитое поколение-решающая сила развития Нового Узбекистана //Экономика и социум. - 2021. - №. 11-2 (90). - С. 730732.