Научная статья на тему 'Философско-педагогические взгляды А. И. Герцена (к 200-летию со дня рождения). Методологический семинар лаборатории истории педагогики и образования и лаборатории теоретической педагогики ФГНУ ИТИП рао'

Философско-педагогические взгляды А. И. Герцена (к 200-летию со дня рождения). Методологический семинар лаборатории истории педагогики и образования и лаборатории теоретической педагогики ФГНУ ИТИП рао Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Занаев С. З.

16 апреля 2012 г. в Институте теории и истории педагогики РАО состоялся научно-методологический семинар лаборатории истории педагогики и образования и лаборатории теоретической педагогики «Философско-педагогические взгляды А.И. Герцена», посвященный 200-летию со дня рождения А.И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-педагогические взгляды А. И. Герцена (к 200-летию со дня рождения). Методологический семинар лаборатории истории педагогики и образования и лаборатории теоретической педагогики ФГНУ ИТИП рао»

ФИЛОСОФСКО-П ЕДАГОГИЧ ЕСКИ Е ВЗГЛЯДЫ А.И. ГЕРЦЕНА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

PHILOSOFICAL-PEDAGOGICAL VIEWS OF GERTSEN A.I. AND MODERN EDUCATION

Занаев C.3.

Научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГНу «Институт теории и истории педагогики» РАО E-mail: zanaev@yandex.ru

ZanaevS.Z.

Research scientist of the laboratory of history of pedagogic and education, Institute of the theory and history of pedagogic (Russian academy of Education)

E-mail: zanaev@yandex.ru

Аннотация. 16 апреля 2012 г. в Институте теории и истории педагогики РАО состоялся научно-методологический семинар лаборатории истории педагогики и образования и лаборатории теоретической педагогики «Философско-педагогические взгляды А.И. Герцена», посвященный 200-летию со дня рождения А.И. Герцена.

Annotation. On April 16, 2012 atthe Institute of the theory and history of pedagogic of the Russian Academy of Education took place the scientific and methodological seminar of laboratory of history of pedagogic and education and laboratoryoftheoretical pedagogic «Philosophical-pedagogical views of Gertsen A.I.», dedicated to the 200 anniversary since the birth of Gertsen A.I.

Открывая заседание, зам. директора по научной работе ИТИП РАО, д.п.н. A.B. Овчинников отметил, что семинар посвящен памяти видного представителя нашего Отечества XIX века, А.И. Герцена, личность которого знакома нам со школьных лет. Это один из ярких выразителей отечественной философской, литературной, общественной и педагогической мысли. Человек с интересной, сложной, неоднозначной судьбой! Он вобрал в себя все те течения, веяния, ту противоречивую борьбу взглядов, мнений по вопросам развития нашей страны, которыми был так характерен сложный, противоречивый, насыщенный богатой культурой XIX век.

Достаточно вспомнить годы жизни А.И. Герцена. Он родился в год Отечественной войны 1812 г., а ушел из жизни в 1870 году, когда в России вновь возрасло внимание к общественной мысли, к поискам перспектив развития страны, путей ее модернизации.

Этот период великого реформирования выразился в трудах и творчестве великого человека, 200-летие которого в этом году отмечается в России. Творчество А.И. Герцена актуально для ученых-педагогов. Ведь в нём важное место занимали вопросы образования, педагогической мысли. А.И. Герцен последовательно выступал за демократическое развитие российской системы образования, видел в ней стимул духовного, более того, гуманитарного обогащения населения нашей страны.

Выступающий отметил, что именно человек образованный может плодотворно участвовать в совершенствовании жизни. Такова позиция представителей лучших мыслителей золотого века российской культуры, к которым по праву принадлежит А.И. Герцен.

В завершение выступления A.B. Овчинников сообщил, что на семинаре будут заслушаны доклады известных ученых института, посвященные философско-педагогическим воззрениям этого выдающегося человека.

Доклад М.В. Богуславского, зав. лабораторией истории педагогики и образования ИТИП РАО, чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. был посвящен генезису педагогического мировоззрения А.И. Герцена.

Начиная свое выступление, М.В. Богуславский отметил, что в истории педагогики бывают удивительные сближения ретроспективы и современности, когда мировоззрение, идеи и взгляды какого-то педагогического мыслителя прошлого мощно актуализируются и вступают в резонанс с новой эпохой. В данной связи для отечественной педагогики, вновь ищущей пути дальнейшего развития в направлении духовно-нравственного оздоровления, существенное и во многом путеводное значение обретает философия образования Александра Ивановича Герцена (1812-1870), чей 200-летний юбилей широко отмечается деятелями мировой и отечественной политики, культуры и науки.

А.И. Герцен прожил яркую и сложную жизнь. За прошедший после смерти мыслителя исторический период произошло международное признание вклада А.И. Герцена в мировую науку и культуру. Подчеркивалось, что яркий дар писателя, блестящие способности полемиста, колоссальная эрудиция, выдающийся талант мыслителя дали возможность Герцену стать одной из центральных фигур русской и мировой общественной мысли. Бесспорным считается его значительный вклад в литературу, философию, политологию и культурологию.

Однако намного менее изученными и оцененными с современных подходов являются идеи и взгляды А.И. Герцена в сфере воспитания и образования, его педагогическое мировоззрение в целом. По выражению историка педагогики М.Ф. Шабаевой, его произведение «Кто виноват?» по праву может считаться «педагогическим романом русской литературы как «Эмиль или о воспитании» Руссо - французской, «Лингард и Гертруда» Песталоцци - швейцарской».

На всей его педагогической концепции явный отпечаток личности Герцена, по сути, он писал ее с себя. В этом плане, несомненно, Герцен - предтеча и основоположник педагогического экзистенциализма. Предметом его философии образования последовательно выступал человек.

По мнению М.В. Богуславского, все это обусловливает необходимость вдумчивого переосмысления творческого наследия А.И. Герцена, существенной переоценки его педагогического мировоззрения, оказавшего сильное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли. Сейчас мы можем не только, что вполне естественно, выйти за рамки прежних классово-политических стереотипов, но, главное, посмотреть на мировоззрение Герцена с точки зрения современной педагогической проблематики, значительно актуализировав его взгляды на образование, которым всегда была присуща футурологичность. В целом педагогическую концепцию Герцена можно трактовать как либерально и социально ориентированное педагогическое учение, наполненное гражданскими устремлениями и вместе с тем базирующееся на народной основе.

М.В. Богуславский выделил несколько периодов в развитии педагогического мировоззрения Герцена: первая половина 1840-х годов, когда в центре его внимания находились преимущественно вопросы естественно-научного образования; вторая половина 40-х годов - первая половина 50-х годов, когда ведущая направленность его педагогических размышлений была обусловлена проблематикой гражданского воспитания свободной личности; вторая половина 1850-х - первая половина 60-х годов, когда мыслителем была создана концепция национального воспитания; вторая половина 1860-х годов, когда приоритетной для Герцена сферой оказываются ценности семейной педагогики, прежде всего, в плане национального и духовно-нравственного воспитания детей.

Более подробно докладчик остановился на втором периоде формирования педагогического мировоззрения А.И. Герцена, когда мыслитель обращается к центральной для него проблеме гражданского воспитания свободной личности. По его убеждению, «воспитание - одна из наиболее сложных задач и не может быть разрешаема общими фразами».

Именно в это время Герцен создает свои, насыщенные педагогическими проблемами и духовно-нравственными исканиями произведения - роман «Кто виноват?» и рассказ «Сорока-воровка», где он поставил самые острые вопросы тогдашней социально-педагогической реальности. В них впервые зазвучала позднее центральная для Герцена педагогическая реминисценция - идеалы гражданского воспитания.

Эта проблема рассматривалась мыслителем в ракурсе воспитания личности, несущей в себе стойкий нравственный стержень и не отступающей от своих идеалов под давлением обстоятельств. И, наоборот, сожаление о горькой судьбе тех, кто не имеет такого внутреннего стержня, а потому легко ломается под давлением первых препятствий со стороны внешних сил.

По мнению М.В. Богуславского, необходимой основой воспитания личности для Герцена являлось утверждение нравственной свободы, реализуемой в творчестве и являющейся защитой от мещанского образа жизни как выражении духовного оскудения человека и упадка культуры. Решая задачу соотношения нравственной свободы личности и общественной необходимости, Герцен пришел к выводу, что разумное, сознательное сочетание личности и государства приведет к истинному понятию о личности и ее важной роли в социокультурном процессе. Особое значение имеет то, что Герцен с поразительной силой поставил проблему культуры внутри самого человека. Он предлагал внутренний путь, в котором человек сам строит свою нравственность и осуществляет свободу с обязательной реализацией в практической жизни.

В заключение докладчик подчеркнул, что, рассматривая общественно-политические процессы, происходящие в России начала XXI века, в их проекции на развитие образования, особенно понимаешь значимость, необходимость и своевременность нового обращения к педагогическим идеям Герцена. Педагогическое мировоззрение А. И. Герцена удивительно современно, оно, прежде всего, по своей целеценностной, аксиологической основе отвечает как сегодняшним реалиям России, так и перспективам развития отечественного образования.

Доклад М.А. Лукацкого, зав. лабораторией теоретической педагогики ИТИП РАО, чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. был посвящен теме: «Мировоззрение А.И. Герцена и его взгляды на образование».

Докладчик отметил, что А.И. Герцен как выдающийся отечественный мыслитель оставил нам богатейшее философское и художественное наследие, в котором нашли объемное отражение события бурного XIX века, во многом определившего судьбы России XX столетия. Вчитываясь в это наследие, осмысливая его, мы становимся способными понять, в частности, то, как развивалось радикальное движение в России, каковыми были смыслы и противоречия русской культуры, неуклонно двигавшейся к революционному повороту своей истории. Углубляясь в наследие Герцена, мы начинаем лучше понимать специфику дум о будущем России, присущих практически всем общественным деятелям, философам и представителям науки того времени. Понятнее становится нам и то, как трактовались в то многосложное время задачи, стоявшие перед образованием, призванным готовить людей к будущей осененной ликом справедливости жизни. Уже в самых первых своих произведениях Герцен обозначил те социально-философские проблемы, без решения которых, по его мысли, Россия не могла конструктивно развиваться.

М.А. Лукацкий обратил внимание на то, что традиционно в научной литературе Герцена представляют как последовательного западника, «русского европеиста». Действительно, есть основания так полагать. О своем несогласии со славянофилами он подробно

поведал в «Былом и думах» и в «Развитии революционных идей в России». При этом он подчеркивал, что и у славянофилов, и у западников «бьется одно сердце». В герценовской прозе раннего периода не сложно найти фразы, романтически идеализирующие Запад как царство свободы. Обращение Герцена к философии Гегеля - несомненное свидетельство близости идей западного рационализма молодому Герцену.

Докладчик подчеркнул, что гегелевская попытка установить универсальные зако-ны развития человеческого общества и человеческой культуры полностью принимается, в отличие от славянофилов, Герценом. Вслед за немецким мыслителем Герцен утверждает, что наука должна занять ведущее место в общественной жизни людей, что именно она в конечном итоге позволит людям открыть закономерности природного бытия и, опираясь на них, организовать поступательное движение в сторону культурного и цивилизацион-ного прогресса. Нужно отметить, что Герцен довольно своеобразно прочитывает Гегеля. По Герцену, главная характеристика личности - это воля и способность к действию.

Да, действительно, как мы видим, есть немало оснований считать Герцена западником. Но есть и иные мнения, в соответствии с которыми Герцен - антизападник. Такого видения, к примеру, придерживался В.В. Зеньковский, писавший, что Герцен был ярким представителем антизападничества. Точка зрения, согласно которой Герцен - антизападник, также имеет под собой весомые основания.

Понятно, что отождествлять Герцена с человеком, столкнувшимся с достижениями европейской цивилизации и обомлевшим от них, не следует, но ясно то, что Герцен осознал несостоятельность своих надежд на то, что Запад своей революционной активностью трансформирует мир, в том числе и Россию. Нет сомнений в том, что Герцен изменил взгляд на Запад. После поражения европейских революций он, по-существу, перестал быть западником, о чем писал, например, в «Письмах к противнику».

Восторженное отношение к Западу сменилось у Герцена разочарованием в западных ценностях. Запад стал жестко критиковаться Герценом, даже более жестко, чем славянофилами. Антизападный пафос писаний Герцена был сразу подмечен отечественными философами. Дело, как известно, дошло до того, что западники, «русские европеисты» стали упрекать Герцена в славянофильстве, за его рекомендации учиться мудрости у неграмотного русского народа.

Рассмотрев факты личной истории жизни Герцена, его западничество и антизападничество, его веру в науку и убежденность в победе социалистических идей, докладчик ещё раз подчеркнул, что Герцен - мыслитель персоналистического толка. В своих произведениях он постоянно напоминал читателю, что человек должен опираться только на свою внутреннюю свободу, ставя перед собой задачу в полной мере раскрыть свой личностный потенциал.

Мировоззренческие установки Герцена определили и его отношение к феномену образования. Персоналистический взгляд на природу человеческой жизни обусловил своеобразное понимание Герценом задач образования. Истинное образование, по его мысли, должно помочь человеку обрести достоверное знание о природном и социальном мире, частью которого является каждый. Оно должно способствовать тому, чтобы человек

стал свободным в личностном плане и независимым в плане умственном. Образование должно развить в человеке способность к нравственному мышлению и нравственному деянию. Оно неминуемо должно базироваться на самых последних достижениях науки.

В заключение докладчик подчеркнул, что А.И. Герцен был ярым противником копирования западного образования. Россия может и должна одновременно с реализацией социалистических идей осуществить и образовательный проект, суть которого, по Герцену, состоит в укреплении на научных основах в человеке свободы и разума.

В докладе К.Ю. Милованова - с.н.с. лаборатории истории педагогики и образования ИТИП РАО, к.ист.н. были освещены общественно-педагогические взгляды и деятельность А.И. Герцена.

Выступающий отметил, что путь А.И. Герцена к созданию собственной общественно-педагогической системы был типичен для многих прогрессивных мыслителей николаевского царствования. Для общественной жизни того времени были характерны поляризация взглядов, резкие повороты и трансформация общественных воззрений от классического либерализма западного типа к почвенничеству, от славянофильства к общинному социализму.

А.И. Герцен как никто другой из последовательных критиков николаевского цар-ствования показал опасность авторитарного воспитания в России своего времени. Он резко критиковал систему, современную ему, образования и отношение к образованию императора Николая I. Герцен назвал царствование Николая I «тридцатилетним гонением на школы и университеты» и показал, какими методами николаевское правительство управляло системой народного образования. Мыслитель решительно выступал против клерикальной экспансии на систему образования - внедрения религиозных ценностных установок в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления самодержавной власти. А.И. Герцен считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине.

Отметив, что в творческом наследии Герцена нет крупных теоретических работ, посвященных воспитанию, К.Ю. Милованов подчеркнул, что в течение всей жизни он интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявших в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции.

Основной задачей воспитания А.И. Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию и обновлению социума на началах Разума. Детям должны быть созданы все условия для свободного развития. В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет талант терпеливой любви воспитателя, его расположение к ребенку, уважение к нему, знание его нужд , устремлений и потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания.

А.И Герцен отстаивал распространение просвещения и знаний среди широких слоев населения, призывал ученых вывести науку из стен высших учебных заведений, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Вместо «кабинетной науки», он ратовал за «науку народную». Подчеркивая существенный воспитательный и образовательный по -тенциал естественных и точных наук, как и многие его современники, испытавшие сильнейшее воздействие просветительских идей предшествующего столетия, Герцен в то же время был сторонником системы всестороннего классического образования. Он желал, чтобы школьники наряду с естествознанием и математикой изучали литературу, иностранные языки и историю. А. И Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни широкого понимания многих вещей, явлений и фактов. Благодаря чтению человек переживает столетия. Книга оказывает влияние на глубинные и незамутненные сферы человеческой психики.

Герцен постоянно подчеркивал, что образование должно способствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления. Воспитателям следует, опираясь на врожденные склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и навыки. Этому способствует общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия. Мыслитель боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считая, что установление дисциплины - основное условие правильного воспитания.

Завершая выступление, докладчик подчеркнул, что, испытав на себе различные перипетии борьбы двух популярных общественно-философских трендов своего времени - рационалистически-просветительского и религиозно-романтического или идеалистического, Герцен переходит к концу 30-х годов XIX века на так называемые «западнические», а точнее сказать европейские постпросветительские позиции. Кризис традиционного просветительства у Герцена проявился, в первую очередь, в отходе от просветительской идеи-доминаты политического над социальным, и появлению общей идеи господства социального, что также выразилось в его сомнениях во всемогуществе Разума. Мыслитель сыграл роль идейного архитектора политического народничества и народнического социализма.

А.И. Герцен был создателем целостного педагогического учения гуманистической направленности, устремленного в будущее, основанного на постпросветительских и гегельянских идеях, с привлечением мощнейшего национального пласта русского общинного социализма.

Дальнейшая работа семинара продолжилась в виде вопросов и кратких выступлений научных сотрудников ИТИП РАО.

Д.п.н., проф. Ю.Б. Алиев подчеркнул содержательность всех докладов и поинтересовался, почему Ленинградский педагогический институт, ныне Российский государственный педагогический университет, носит имя А.И. Герцена, учитывая, что он учился в Москве.

М.В. Богуславский ответил, что на это были формальные основания, пусть и недолго, но молодой Герцен жил и работал в Санкт-Петербурге. Но важнее, конечно,

общественно-политические обстоятельства. Имя Герцена было присвоено Ленинградскому педагогическому институту в 1920-е годы, когда А.И. Герцен воспринимался как автор утопического социализма, как крупнейший просветитель и революционер - демократ. Кстати, для сравнения, надо учесть, что многие высшие учебные заведения в 1990-е годы отказались от своих исторических имен, например, это бывшие МОПИ им. Н.К. Крупской, МГПИ им. Ленина и т.д. ЛГПИ же - ныне РГПу им А.И. Герцена оставил свое историческое имя, сотрудники университета проводят разные мероприятия и конференции, посвященные его памяти.

Г.М. Случ попросил прояснить, в чем заключается принципиальное отличие образования в Царскосельском лицее, где учился A.C. Пушкин, и «николаевской системы образования», и какая была дальнейшая судьба этого лицея?

Отвечая на этот вопрос, М.В. Богуславский отметил, что Николай I после восстания декабристов сделал вывод о том, что значительная часть декабристов была воспитана в Царскосельском лицее. Император прекрасно понимал, где взросли идеи свободы, равенства и братства, поэтому он уничтожил Царскосельский лицей, в том виде, который мы знаем. Практически все преподаватели, которые тогда там работали, были уволены. А через определенное время Лицей был переведен из Царского села в Петербург, где он становится Александровским лицеем и теряет весь свой гуманный образ.

В возникшей дискуссии Ю.Б. Алиев заметил, что А.И. Герцен в докладах высветился с совершенно новой стороны. Ведь в советский период он был во многом «канонизирован». На семинаре же он увидел и услышал и апологетов Герцена, и «анализаторов» его наследия.

При этом мы ищем и находим, как отметил М.В. Богуславский, каждый своего А.И. Герцена. Существенно, что в беседах Герцена с молодыми людьми, особенно с детьми, характеризуются пути использования искусства в вопросах воспитания. Это то новое, что высвечивает нам А.И. Герцена с той стороны, с какой он никогда ранее так не освещался. Нужно отделить А.И. Герцена общественного деятеля, от А.И. Герцена - педагога, от А.И. Герцена - человека. Нужно выделить из педагогического наследия А.И. Герцена то, что ценно для сегодняшнего и завтрашнего российского образования, а именно его футуро-логические общественно-педагогические взгляды и совершенно гениально выраженные идеи и мысли. Из его книги «Былое и Думы» можно почерпнуть массу педагогических инноваций, не утративших своего значения сегодня. В заключение Ю.Б. Алиев выразил благодарность всем организаторам семинара.

В продолжении дискуссии принял участие д.п.н., проф., чл.-корр. РАО И.И. Логвинов, который сообщил, что узнал много нового и интересного из всех выступлений, переосмысление которых заставляет о многом задуматься. По его мнению, все то, что сегодня было изложено докладчиками, корреспондируется с тем, что сейчас осуществляется на Западе, по сравнению с тем, что происходит у нас в России. Было бы очень важно, если бы на семинаре эта сторона мировоззрения А.И. Герцена и реалий сегодняшней России нашли бы свое отражение. Понятно, что историкам сложно предлагать идти по «остывшему пеплу». Но в какой-то мере отразить те самые моменты, на которые стоило бы сей-

час обратить внимание нашим «модернизаторам образования», было бы очень значимо. И.И. Логвинов подчеркнул, что такие мысли возникли у него на основе изложенного в бесспорно хороших, насыщенных, содержательных выступлениях докладчиков!

В обсуждениях приняла участие д.ист.н. O.E. Кошелева, сообщившая, что все выступления ей понравились, поскольку были очень содержательными и хорошо воспринимались. Подчеркнув, что она очень любит творения А.И Герцена, выступающая отметила, что в докладах были освещены разные стороны его деятельности, на ее же взгляд, одна из наиболее выдающихся сторон это то, что А.И. Герцен изумительный писатель.

По мнению выступающей, вызывает интерес то, что было до А.И. Герцена. Здесь действуют очень показательные аналогии. Вспомним XVIII век, который Герцен духовно захватил как просветитель. Выпуская «Колокол», он формировал в России гражданское общество. Так же, как это было во Франции перед Великой революцией, где такая же обличительная литература сформировала общественную мысль. Известно чем все это закончилось. У А.И. Герцена были такие же образцы. Сравнение здесь достаточно интересное, но «Франция не Россия и Россия не Франция»!

В то же время, как историк O.E. Кошелева не может согласиться с тем, что было сказано по поводу того, чтобы сегодня из А.И. Герцена что-то «вынуть и приспособить к сегодняшнему дню». По убеждению выступающей, ничего «вынуть не сможем, ничего приспособить к сегодняшнему дню не удастся», как «нельзя вступить дважды в одну и ту же реку». Историк должен работать с контекстом того времени, когда те или иные идеи, мысли возникли, через это в совокупности с контекстом мы можем понять, что писал А.И. Герцен или тот или иной мыслитель. O.E. Кошелева призвала всех, чтобы сегодня из Герцена ничего необдуманно не воспринимали и ничего не приспосабливали к современным реалиям российского образования. Тем не менее, вся работа семинара, по ее мнению, была продуктивной.

Ю.Б. Алиев задал выступавшей вопрос: Чем Вам понравился А.И. Герцен?

O.E. Кошелева: Он очень остроумный писатель, замечательно читается! У него идет мощный подтекст, который во многом важнее, нежели текст. Он играет на смыслах, упоминает массу скрытых цитат, его произведения были расчитаны на грамотных, знающих читателей, понимающих его тонкую игру словом и смыслами, просто так его сразу и не поймешь. Есть некоторые авторитетные мнения, утверждающие, что Герцен не очень талантливый писатель, но необходимо брать текст и с ним работать, кстати, современным студентам Герцен очень нравится!

В выступлении к.п.н. Е.Ю. Шабалина была отмечена прозвучавшая в докладах слишком негативная направленность оценки России периода императора Николая I. Вместе с тем, эпоха его правления, наряду с противоречивыми тенденциями, характеризуется как пик развития нашей страны, и это несомненный факт! Учитывая, что Николай I был «Самодержец Всея Руси», то есть фактически он был владыка России, «что хочу то и ворочу»!

Но с точки зрения развития государства, экономики, культуры и образования, николаевский период был временем расцвета станы. Профессорство второй половины XIX века появилось во многом из Николаевской России! А территориальный рост страны - по

сути, это были последние и самые наиболее значимые для будущего России крупные приобретения: Дальний Восток, Сахалин, потом уже Средняя Азия и т.д. И это все за Николаевский период!

Если же говорить о самом А.И. Герцене, то здесь уместно выражение, что главное не сама идея, сколько мысль, выведенная из этого и изучение его наследия, конечно, достойно всяческой поддержки.

Д.п.н., проф. А.К. Савина поблагодарила организаторов и выступавших в прениях и отметила, что все доклады были очень интересными, а выступления дополняли одно другое. Такие выступления, по ее мнению, «открывают глаза на очень многие процессы и явления в сфере образования, поэтому необходимо продолжать проведение методологических семинаров в этом же духе».

Завершая работу семинара, М.В. Богуславский отметил, что необходимо проведение таких междисциплинарных семинаров и по другим тематикам. Очень важно и интересно, что выражаются разные оценки и мнения! Действительно сложно точно охарактеризовать и дать полную оценку деятельности и мировоззрения А.И. Герцена, а однозначно вообще невозможно! За что же мы ценим А.И. Герцена? Он первым сформулировал новую эпистемологию образования, был первым отечественным и мировым педагогическим экзистенциалистом. Самая современная его идея - это идея формирования свободной личности в борьбе с неблагоприятными внешними политическими и социальными условиями.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.