Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ ДАОСИЗМА'

ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ ДАОСИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
335
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
даосизм / мораль / нравственность / идеальный человек / нравственный идеал / добродетель / принцип / taoism / morality / morality / ideal man / moral ideal / virtue / principle

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ли, Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются принципы и нравственные нормы и требования учения даосизма. Даосизм, склоняющийся к естественности, призывает к умеренности. Главный принцип недеяния (у-вэй) трактуется по разному, имеет более глубокий смысл нежели, просто бездействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND MORAL TEACHINGS OF TAOISM

The article discusses the principles and moral norms and requirements of the teaching of Taoism. Taoism, which tends to naturalness, calls for moderation. The main principle of non-action (wu-wei) is interpreted in different ways, has a deeper meaning than just inaction.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ ДАОСИЗМА»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ ДАОСИЗМА

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-474-477

Ли Екатерина Владимировна

кандидат философских наук, доцент Ташкентский государственный педагогический университет имени

Низами li300176@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются принципы и нравственные нормы и требования учения даосизма. Даосизм, склоняющийся к естественности, призывает к умеренности. Главный принцип недеяния (у-вэй) трактуется по разному, имеет более глубокий смысл нежели, просто бездействие.

Ключевые понятия: даосизм, мораль, нравственность, идеальный человек, нравственный идеал, добродетель, принцип

Abstract: The article discusses the principles and moral norms and requirements of the teaching of Taoism. Taoism, which tends to naturalness, calls for moderation. The main principle of non-action (wu-wei) is interpreted in different ways, has a deeper meaning than just inaction.

Keywords: taoism, morality, morality, ideal man, moral ideal, virtue, principle

Даосизм является одной из основных философских школ и религий Китая, основателем которой признается Лао Цзы. Учение даосизма как философия возникло в VI веке до н.э., но как религия формируется со II века до н.э. О жизни основателя даосизма известно мало, но существует множество легенд. Одна из которых гласит о его непорочном зачатии, нахождении в утробе матери 81 год и рождение стариком.

Нравственно-этическое учение даосизма известно не столь широко как, к примеру, конфуцианство. Важнейшей добродетелью даосизма является воздержание. «Для того чтобы служить Небу и управлять людьми, лучше всего соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства» [Гавристова, 2010: 56]. В даосизме также рассматривается проблема совершенного человека. «В отличие от конфуцианского подхода совершенномудрый отнюдь не гуманен, не справедлив: он реализует в своей жизни принцип отношения к людям, зафиксированный в Дао дэ цзин: «Небо и Земля лишены человечности, Для них все вещи - что соломенные собаки. Премудрый человек лишен человечности, Для него все люди - что соломенные собаки» [Даосизм]. Соломенные собаки использовались в ритуалах жертвоприношений, выбрасывались по окончанию

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

за ненадобностью. Равнодушие одна из характерных черт совершенного человека. Нравственный идеал даосизма - отшельник, живущий вне общины и занимающийся медитацией, постижением Дао. В даосизме проблема добра и зла не противопоставляется друг другу, они равнозначны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Главным литературным источником даосизма является «Книга о Дао и Дэ», состоящая из дух частей «Дао Цзин» и «Дэ Цзин», соответственно «Книга о Дао» и «Книга о Дэ». Слово Дао легло в название учения. «Иероглиф «Дао» состоит из двух частей: шоу (голова) и цзоу (идти) - означает путь, по которому ходят люди»» [Гавристова, 2010: 50]. Некоторое уточнение предлагается в следующем источнике: «для даосов Дао или Путь не был правильным образом жизни в пределах человеческого общества, но путем, по которому следовала вселенная; другими словами, Порядок природы» [Кистенко, 2008: 125]. Дэ нравственное начало «благодать», «благая сила», «добродетель». «Дэ - это незримая структура каждого предмета, делающая его тем, что он есть; это наша индивидуальность, наша самобытность» [Кендл]. Посредством дэ устанавливается связь между человеком и дао.

Основными принципами даосизма являются «цзы жань» (естественность) и «у- вэй» (недеяние). Момент слияния человека и Дао есть цель совершенствования человека и: «Такое состояние именуется в Дао дэ цзин» состояние «естественности» (цзыжань) и характеризуется как спонтанное следование даосского совершенного человека природному ходу вещей» [История философии, 2010: 54]. По мнению Абраменко Лао цзы цзыжань ставит выше метафоричного уровня Дао: «Человек следует Земле, Земля - Небу, Небо - Дао, а Дао следует цзыжань» [Абраменко].

«У вэй»: «рассматривается, с одной стороны, как отсутствие целенаправленной деятельности, противоречащей спонтанному ходу событий и преобразующей естественные свойства вещей» [История философии, 2010: 39]. Т.е. невмешательство в естественные процессы. С другой стороны понимается: «особый неприметный вид активности, «осуществления недеяния» в согласии и соответствии с Дао, когда деяние скрыто, «замаскировано» «совершенномудрый, совершая дел, предпочитает недеяние»; осуществляя учение, не прибегает к словам» [История философии, 2010: 39]. Исследователь даосизма М. Томсон считает, что у вэй: «следовало бы перевести как спонтанное или естественное действие» [Томсон, 2005: 273]. «самопроизвольный, самовозникающий, естественный» [Киктенко, 2008: 134].

Принцип недеяния (у-вэй) зачастую трактуемый как отсутствие всякой деятельности, понимается не совсем верно. Сторонники даосизма отрицают целенаправленную деятельность, считая ее противоречащей способу существования Дао. Спонтанность как внутренний порыв противопоставляется выверенности и упорядоченности, которые удаляют нас от простоты и

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

естественности. Томпсон понимает данный принцип как невмешательство и выделяет два принципа:

«- ни одно усилие не должно быть потрачено даром;

- не следует делать ничего противоречащего законам природы» [Томпсон 2000: 273].

Кент Кендл и Дин Халверзон подчеркивают оригинальное понимание гуманистической сущности принципа недеяния. Приводя изречение Лао-цзы: «Злые и жестокие люди не умирают естественной смертью», отмечают, что: «... этот принцип верен не только в случаях физического насилия, но и тогда, когда один человек навязывает свою волю другому» [Кендл, Халверзон]. Авторы отмечают актуальность данного принципа, как способность не навязывать свою волю другим, что востребовано в современных реалиях, войне культур, столкновения интересов и идеологического противостояния.

Ева Вонг объясняет различие толкования «у вэй»: в «Дао дэ цзин» у вэй вовсе не означает «ничегонеделания»; оно даже не тождественно невмешательству в дела мира, которое проповедуется в «Чжуан-цзы» В «Дао дэ цзин» у вэй означает всего лишь отказ от применения силы» [Вонг, 2001: 37]. Таким образом, у вэй толкуется по разному разными авторами в источниках.

В 12 веке в школе «Учение истинного великого Дао» сформулированы нравственные правила:

«1. Следует относиться к другим, как к самому себе, и избегать дурных аффектов, направленных на ближних.

2. Следует быть преданным государю, почтительным к родственникам и искренним с другими людьми. Необходимо воздерживаться от злословия.

3. Следует очищать сердце от страстей и помыслов разврата.

4. Следует удаляться от власти и богатства и жить своим трудом.

5. Не следует привязываться к вещам, ибо подобная привязанность порождает разбойные помыслы.

6. Следует воздерживаться от употребления вина, быть умеренным в еде и одежде, довольствоваться малым.

7. Следует избавляться от эгоизма, искоренять представление о независимом существовании своего «я» и стремиться к единству с людьми.

8. Не полагаться на силу. Избегать самодовольства и гордыни.

9. Сердце должно быть уравновешенным. Полагающий только на собственные силы потерпит поражение» [Кендл, Халверзон].

Гавристова Т.М. отмечает следующие обеты и добродетели: «1) не убивать живых существ; 2) не пить вина; 3) не одобрять словами того, чего не одобряешь сердцем; 4) не воровать; 5) не предаваться сладострастию - и десять добродетелей: 1) почтительность к родителям; 2) уважение к государю и учителям; 3) любовь ко всем тварям; 4) терпение; 5) чистота; 6) самопожертвование; 7) питание (кормление) всех тварей: сеянье травы, посадка

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

деревьев, разведение лесов и т.д.; 8) строительство и обслуживание гостиниц у дорог; 9) просвещение неразумных; 10) чтение священных книг» [Гавристова, 2010: 56-57]. Сопоставляя перечисленные добродетели, можно убедиться, что по основным пунктам совпадают: воздержание от вина, сладострастия. Неясным остается каким образом можно сочетать уважение к правителю со стремлением соблюдать некоторую дистанцию от общественной жизни.

Даосизм, склоняющийся к естественности, призывает к умеренности. Главный принцип недеяния (у-вэй) понимается как воздержание от навязывания своей воли другому. Добро и зло не противопоставляются друг другу. Нравственное учение конфуцианство стремится сформировать, воспитать политического, общественного человека, ставящему общественные интересы выше личных, следующему долгу и верному повелителю.

Литература (REFERENCES):

1. Абраменко В.П. Категория цзыжань в даосском каноне «Дао дэ цзин» // https://www.ifes-

ras.ru/files/generic_files/2020_Russia_and_China_Dialogue_of_Cultures/Abramenko _V_Ziran_Category_m_the_Taoist_Canon_Dao_deJmg.pdf

2. Вонг Е. Даосизм / Ева Вонг. Пер с англю Ю.Бушуевой. - М.: ФАИР_ПРЕСС, 2001. - 352 с.

3. Гавристова Т.М. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство: учебное пособие. Ярослав: ЯрГУ, 2012. - 140 с.

4. История философии: Учебник для вузов / Под ред. А.С. Колесникова. СПб.: Питер, 2010. - 656 с.

5. Кендл К., Халверзон Д. //

https://docviewer.yandex.ru/view/139107876/?page=4&*

6. Киктенко В.А. Историко-философская Джозефа Нидэма: китайская наука и цивилизация: (филос. анализ теорет. подходов)- К., 2008. - 530 с.

7. Томсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.