historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ ДАОСИЗМА
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-474-477
Ли Екатерина Владимировна
кандидат философских наук, доцент Ташкентский государственный педагогический университет имени
Низами li300176@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматриваются принципы и нравственные нормы и требования учения даосизма. Даосизм, склоняющийся к естественности, призывает к умеренности. Главный принцип недеяния (у-вэй) трактуется по разному, имеет более глубокий смысл нежели, просто бездействие.
Ключевые понятия: даосизм, мораль, нравственность, идеальный человек, нравственный идеал, добродетель, принцип
Abstract: The article discusses the principles and moral norms and requirements of the teaching of Taoism. Taoism, which tends to naturalness, calls for moderation. The main principle of non-action (wu-wei) is interpreted in different ways, has a deeper meaning than just inaction.
Keywords: taoism, morality, morality, ideal man, moral ideal, virtue, principle
Даосизм является одной из основных философских школ и религий Китая, основателем которой признается Лао Цзы. Учение даосизма как философия возникло в VI веке до н.э., но как религия формируется со II века до н.э. О жизни основателя даосизма известно мало, но существует множество легенд. Одна из которых гласит о его непорочном зачатии, нахождении в утробе матери 81 год и рождение стариком.
Нравственно-этическое учение даосизма известно не столь широко как, к примеру, конфуцианство. Важнейшей добродетелью даосизма является воздержание. «Для того чтобы служить Небу и управлять людьми, лучше всего соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства» [Гавристова, 2010: 56]. В даосизме также рассматривается проблема совершенного человека. «В отличие от конфуцианского подхода совершенномудрый отнюдь не гуманен, не справедлив: он реализует в своей жизни принцип отношения к людям, зафиксированный в Дао дэ цзин: «Небо и Земля лишены человечности, Для них все вещи - что соломенные собаки. Премудрый человек лишен человечности, Для него все люди - что соломенные собаки» [Даосизм]. Соломенные собаки использовались в ритуалах жертвоприношений, выбрасывались по окончанию
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
за ненадобностью. Равнодушие одна из характерных черт совершенного человека. Нравственный идеал даосизма - отшельник, живущий вне общины и занимающийся медитацией, постижением Дао. В даосизме проблема добра и зла не противопоставляется друг другу, они равнозначны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Главным литературным источником даосизма является «Книга о Дао и Дэ», состоящая из дух частей «Дао Цзин» и «Дэ Цзин», соответственно «Книга о Дао» и «Книга о Дэ». Слово Дао легло в название учения. «Иероглиф «Дао» состоит из двух частей: шоу (голова) и цзоу (идти) - означает путь, по которому ходят люди»» [Гавристова, 2010: 50]. Некоторое уточнение предлагается в следующем источнике: «для даосов Дао или Путь не был правильным образом жизни в пределах человеческого общества, но путем, по которому следовала вселенная; другими словами, Порядок природы» [Кистенко, 2008: 125]. Дэ нравственное начало «благодать», «благая сила», «добродетель». «Дэ - это незримая структура каждого предмета, делающая его тем, что он есть; это наша индивидуальность, наша самобытность» [Кендл]. Посредством дэ устанавливается связь между человеком и дао.
Основными принципами даосизма являются «цзы жань» (естественность) и «у- вэй» (недеяние). Момент слияния человека и Дао есть цель совершенствования человека и: «Такое состояние именуется в Дао дэ цзин» состояние «естественности» (цзыжань) и характеризуется как спонтанное следование даосского совершенного человека природному ходу вещей» [История философии, 2010: 54]. По мнению Абраменко Лао цзы цзыжань ставит выше метафоричного уровня Дао: «Человек следует Земле, Земля - Небу, Небо - Дао, а Дао следует цзыжань» [Абраменко].
«У вэй»: «рассматривается, с одной стороны, как отсутствие целенаправленной деятельности, противоречащей спонтанному ходу событий и преобразующей естественные свойства вещей» [История философии, 2010: 39]. Т.е. невмешательство в естественные процессы. С другой стороны понимается: «особый неприметный вид активности, «осуществления недеяния» в согласии и соответствии с Дао, когда деяние скрыто, «замаскировано» «совершенномудрый, совершая дел, предпочитает недеяние»; осуществляя учение, не прибегает к словам» [История философии, 2010: 39]. Исследователь даосизма М. Томсон считает, что у вэй: «следовало бы перевести как спонтанное или естественное действие» [Томсон, 2005: 273]. «самопроизвольный, самовозникающий, естественный» [Киктенко, 2008: 134].
Принцип недеяния (у-вэй) зачастую трактуемый как отсутствие всякой деятельности, понимается не совсем верно. Сторонники даосизма отрицают целенаправленную деятельность, считая ее противоречащей способу существования Дао. Спонтанность как внутренний порыв противопоставляется выверенности и упорядоченности, которые удаляют нас от простоты и
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
естественности. Томпсон понимает данный принцип как невмешательство и выделяет два принципа:
«- ни одно усилие не должно быть потрачено даром;
- не следует делать ничего противоречащего законам природы» [Томпсон 2000: 273].
Кент Кендл и Дин Халверзон подчеркивают оригинальное понимание гуманистической сущности принципа недеяния. Приводя изречение Лао-цзы: «Злые и жестокие люди не умирают естественной смертью», отмечают, что: «... этот принцип верен не только в случаях физического насилия, но и тогда, когда один человек навязывает свою волю другому» [Кендл, Халверзон]. Авторы отмечают актуальность данного принципа, как способность не навязывать свою волю другим, что востребовано в современных реалиях, войне культур, столкновения интересов и идеологического противостояния.
Ева Вонг объясняет различие толкования «у вэй»: в «Дао дэ цзин» у вэй вовсе не означает «ничегонеделания»; оно даже не тождественно невмешательству в дела мира, которое проповедуется в «Чжуан-цзы» В «Дао дэ цзин» у вэй означает всего лишь отказ от применения силы» [Вонг, 2001: 37]. Таким образом, у вэй толкуется по разному разными авторами в источниках.
В 12 веке в школе «Учение истинного великого Дао» сформулированы нравственные правила:
«1. Следует относиться к другим, как к самому себе, и избегать дурных аффектов, направленных на ближних.
2. Следует быть преданным государю, почтительным к родственникам и искренним с другими людьми. Необходимо воздерживаться от злословия.
3. Следует очищать сердце от страстей и помыслов разврата.
4. Следует удаляться от власти и богатства и жить своим трудом.
5. Не следует привязываться к вещам, ибо подобная привязанность порождает разбойные помыслы.
6. Следует воздерживаться от употребления вина, быть умеренным в еде и одежде, довольствоваться малым.
7. Следует избавляться от эгоизма, искоренять представление о независимом существовании своего «я» и стремиться к единству с людьми.
8. Не полагаться на силу. Избегать самодовольства и гордыни.
9. Сердце должно быть уравновешенным. Полагающий только на собственные силы потерпит поражение» [Кендл, Халверзон].
Гавристова Т.М. отмечает следующие обеты и добродетели: «1) не убивать живых существ; 2) не пить вина; 3) не одобрять словами того, чего не одобряешь сердцем; 4) не воровать; 5) не предаваться сладострастию - и десять добродетелей: 1) почтительность к родителям; 2) уважение к государю и учителям; 3) любовь ко всем тварям; 4) терпение; 5) чистота; 6) самопожертвование; 7) питание (кормление) всех тварей: сеянье травы, посадка
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
деревьев, разведение лесов и т.д.; 8) строительство и обслуживание гостиниц у дорог; 9) просвещение неразумных; 10) чтение священных книг» [Гавристова, 2010: 56-57]. Сопоставляя перечисленные добродетели, можно убедиться, что по основным пунктам совпадают: воздержание от вина, сладострастия. Неясным остается каким образом можно сочетать уважение к правителю со стремлением соблюдать некоторую дистанцию от общественной жизни.
Даосизм, склоняющийся к естественности, призывает к умеренности. Главный принцип недеяния (у-вэй) понимается как воздержание от навязывания своей воли другому. Добро и зло не противопоставляются друг другу. Нравственное учение конфуцианство стремится сформировать, воспитать политического, общественного человека, ставящему общественные интересы выше личных, следующему долгу и верному повелителю.
Литература (REFERENCES):
1. Абраменко В.П. Категория цзыжань в даосском каноне «Дао дэ цзин» // https://www.ifes-
ras.ru/files/generic_files/2020_Russia_and_China_Dialogue_of_Cultures/Abramenko _V_Ziran_Category_m_the_Taoist_Canon_Dao_deJmg.pdf
2. Вонг Е. Даосизм / Ева Вонг. Пер с англю Ю.Бушуевой. - М.: ФАИР_ПРЕСС, 2001. - 352 с.
3. Гавристова Т.М. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство: учебное пособие. Ярослав: ЯрГУ, 2012. - 140 с.
4. История философии: Учебник для вузов / Под ред. А.С. Колесникова. СПб.: Питер, 2010. - 656 с.
5. Кендл К., Халверзон Д. //
https://docviewer.yandex.ru/view/139107876/?page=4&*
6. Киктенко В.А. Историко-философская Джозефа Нидэма: китайская наука и цивилизация: (филос. анализ теорет. подходов)- К., 2008. - 530 с.
7. Томсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 384 с.