ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Канд. филос. наук А. И. Самсин М. И. Скрипникова
ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ С. Н. БУЛГАКОВА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
В статье рассматривается идейно-теоретическое наследие Н. С. Булгакова, выявляются особенности его философско-эко-номических взглядов. Показана многообразная деятельность мыслителя в области науки, политики, богословия и образования, анализируется его главный труд «Философия хозяйства» (1913). Дается характеристика Булгакова как одного из ярких и самобытных русских философов первой половины XX в. Рассматриваются его основные идеи и концепции, показано их значение для современной экономической науки и общественной жизни.
Ключевые слова и словосочетания: философия хозяйства, нравственные постулаты, православно-этические ценности, трудовая этика, государство и экономика, сельское хозяйство, собственность, субъекты и объекты хозяйственно-экономической деятельности, христианский социализм, экология в условиях глобализации.
Вехи жизни и творчество
Сергей Николаевич Булгаков родился в 1871 г. в городе Ливны Орловской губернии в семье священника. В 1884 поступил в Духовную семинарию, которую покинул в 1988 г. и попал в Елецкую гимназию. После окончания гимназии он становится студентом юридического факультета Московского университета. Получив диплом, Булгаков остается при кафедре политэкономии и статистики для подготовки к профессорскому званию.
Более двух лет С. Н. Булгаков находился в научной командировке за границей, в Германии. В те годы он придерживался теории легального марксизма, в котором впоследствии разочаровался и стал приверженцем религиозной философии.
В 1901 г. Булгаков защитил магистерскую диссертацию по политэкономии. Он преподавал в качестве ординарного профессора сначала в Киеве, а потом в Москве. С. Н. Булгаков был ведущим профессором Московского коммерческого института (ныне РЭУ им. Г. В. Плеханова) с основания и до конца 1917 г., где читал лекции по истории политической экономии, аграрному вопросу, истории экономических учений, философии и вел семинарские занятия. В тот период он активно работал в науке, им был написан фундаментальный труд «Философия хозяйства» (1913). Он часто выступал в журналах, газетах с острыми и актуальными статьями, участвовал как один из ключевых авторов в знаменитых сборниках «Вехи» и «Из глубины», в которых излагал суждения о роли русской интеллигенции в революционном движении, принимал деятельное участие в политике как сторонник партии кадетов, был избран
от Орловской губернии депутатом Второй Государственной Думы в качестве христианского социалиста.
Революцию 1917 г. Булгаков, по собственному признанию, пережил трагически, не принял насильственных мер преобразования России. В годы Гражданской войны работал в университетах Киева, Симферополя, принял священный сан, увлекся богословской тематикой, участвовал в работе Всероссийского Поместного собора.
В августе 1922 г. по инициативе В. И. Ленина советское правительство приняло решение о высылке более двухсот ученых, писателей, общественных деятелей, обвиненных в нелояльном отношении к новой власти. В истории страны эта акция получила название «философский пароход». Большинство представителей русской интеллигенции принудительно были вывезены на двух пароходах за границу. В числе эмигрантов оказался и Булгаков. Сначала он обосновался в Праге, затем переехал в Париж. Здесь с 1925 г. он возглавлял кафедру догматического богословия в Богословском институте. Этот период творчества Булгакова связан преимущественно с разработкой богословских тем и сюжетов. Он развивает учение о софиологии.
Русский мыслитель до конца жизни оставался патриотом своей Родины, верил в неизбежную победу в войне с фашизмом. Он умер в июне 1944 г. и похоронен на православном кладбище под Парижем в Сент-Женевьев де Буа.
Социально-философские взгляды, философия хозяйства С. Н. Булгакова
В русской социально-философской мысли конца XIX - начала XX в. хозяйственно-экономические проблемы обсуждались достаточно активно. Большое внимание этой теме уделял известный философ В. С. Соловьев -главным образом в сочинениях «Экономический вопрос с нравственной точки зрения» (1896) и «Оправдание добра» (1900). Соловьев рассматривал хозяйственную деятельность как вспомогательную. Цель человека заключается в достижении абсолютной нравственности и добра. Хозяйство может помочь ему в этом процессе, если сконцентрирует свои силы на обеспечении человеку достойного существования.
Интересные мысли о природе и сущности экономико-хозяйственных отношений были в трудах Н. А. Бердяева. Он критиковал экономическую концепцию К. Маркса и его последователей. Бердяев полагал, что их взгляды на проблему хозяйства слишком узкие и односторонние. Хозяйственная жизнь не только не противоположна духовной, но тождественна ей, «хозяйство как претворение природных сил, как их организация и регуляция, есть акт человеческого духа»1.
Авторы знаменитого сборника «Вехи» (1909) кроме множества затронутых здесь острых проблем пытались выявить свое понимание хозяйства и его роли в общественном развитии. В России, где огромные массы населения жили на границе или даже за чертой бедности, широкие круги интеллигенции вполне естественно отдавали приоритет распределительным и уравнительным
1 Бердяев Н. А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии. - Л., 1991. - С. 206.
идеям. Веховцы (среди них было немало известных экономистов и правоведов) доказывали, что русская интеллигенция должна пересмотреть свои экономические представления и отказаться от утопических иллюзий социального равенства и коллективизма.
Из всех представителей социальной философии Серебряного века наиболее подробно и основательно проанализировал хозяйственно-экономическую проблематику С. Н. Булгаков. Систематическое и глубокое рассмотрение она получила в известной его книге «Философия хозяйства» (1913). Она представляет собой идейно-теоретическое ядро, сосредоточие его мировоззренческих исканий. Булгаков обозначил новый подход в трактовке хозяйства.
Усматривая основную задачу в выяснении «общих философских предпосылок экономической деятельности и экономического мышления»1, его интересовала прежде всего философско-религиозная сущность хозяйства. Булгаков критически переосмысливал материалистический экономизм, полагая, что марксистское объяснение хозяйственной жизни человека и человечества носит односторонний характер. По его мнению, здесь не учитываются духовно-этические аспекты хозяйства и недооценивается роль личности в этой важнейшей сфере бытия.
Каковы же базовые понятия булгаковского учения о хозяйстве? Прежде всего он дает следующее определение понятия «хозяйство»: «Это есть борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяи-ном»2.
Существенное значение Булгаков придавал трактовке ключевых субъектов хозяйства. Сверхприродным субъектом выступает божественное начало, Бог - творец, созидатель всего сущего, в том числе природы и самого человека. И в этом смысле он выступает как хозяин и главный субъект. Согласно Булгакову, хозяйство как важнейшая часть бытия проявляет себя не только как общественный процесс, но и религиозный.
Историческое человечество трактуется как высший субъект - носитель, придающий особую динамичную связанность эмпирическим действиям отдельных индивидов-тружеников. Он подчеркивал, что эмпирический субъект - это живой человек, которому поручено от Бога возделывать землю, трудиться в поте лица, но не быть главным хозяином-собственником.
Большое внимание Булгаков уделяет характеристике объекта хозяйства. В его интерпретации - это природа как многосложная система, включающая в себя природные ресурсы, недра, предметы труда. В концепции Булгакова хозяйство рассматривается как процесс природопользования. И в этом процессе природа только в человеке осознает себя, становится зрячей, очеловечивает-ся3.
Подобный результат возникает благодаря соборной сущности человеческого сознания. Значительный теоретический и практический интерес представляет булгаковская трактовка труда. Философ понимал трудовую деятель-
1 Булгаков С. Н. Философия хозяйства. - М., 1990. - С. 12.
2 Булгаков С. Н. Соч. : в 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 84.
3 См.: Булгаков С. Н. Философия хозяйства.
ность в хозяйстве не только как созидание, а в широком смысле - как связь между человеком и миром. Булгаков доказывал, что побудительными мотивами труда являются стимулы не только материальные, но и нравственно-религиозные: «Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга»1. Ему также принадлежит мысль о том, что хозяйство требует духовного здоровья народа.
В системе философско-экономических взглядов Булгакова надо особо отметить его учение о трудовой этике. Главная мысль заключается в том, что религиозно-этические заповеди оказывают благотворное влияние на характер экономико-хозяйственной жизни. Речь идет о таких православно-христианских ценностях, как личная ответственность, идеалы подвижничества и аскетизма, честности и справедливости.
Смысл и значение булгаковской трудовой этики во многом совпадают с концепцией немецкого социального философа М. Вебера (1864-1920), выводившего современный капитализм из аскетической этики протестантизма. Булгаков впервые в рамках русской религиозной философии предпринял попытку адаптировать веберовские постулаты к российским реалиям. Тема сближения и различий этих двух фундаментальных концепций в нашей обществоведческой литературе получила основательное выяснение2.
Булгаков подробно раскрывает особенности православно-этических ценностей и их влияние на характер хозяйственной деятельности в России. В сборнике «Два града» (1913) на конкретном материале он показывает зависимость успехов в промышленности и коммерции от реализации этических норм, правил старообрядческой религии. Многие русские капиталисты были выходцами в основном из среды старообрядцев, для которых характерны обязательность, доверие, рачительность. В своей деловой, хозяйственной деятельности они, как правило, руководствовались этическими нормами, а не только соображениями материального расчета. Например, девизом деятельности русского промышленника и купца А. Смирнова был «Честь превыше дохода».
Известный предприниматель В. Н. Рябушинский в статье «Судьба русского хозяина» отмечал: «Особенность русских купеческих династий - глубокая религиозность». «Надо делиться с ближним» - эта простая мысль лежит в основе философии благодеяния. «Делание добра другим» - это были не пустые слова для виднейших представителей первого русского капитализма, а их жизненное убеждение. Хорошо известны классические примеры благотворительных порывов русских купцов и промышленников: на их частные сбережения созданы Московский художественный театр, Третьяковская галерея, Театральный музей имени А. А. Бахрушина. В 1907 г. на личные деньги московских купцов был основан первый в России Коммерческий институт (ныне Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова). Деньги жертвовались на строительство больниц, церквей, приютов, школ, железных
1 Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С. Н. Соч. : в 2 т. -Т. 2. - С. 366.
2 См. например: Давыдов Ю. Н. Христианская аскеза и трудовая этика. С. Булгаков и М. Вебер. - М., 1997.
дорог. Это стало нормой хозяйственной жизни России и обрело массовые масштабы.
Здесь возникают некоторые аналогии с нашей современной хозяйственно-экономической ситуацией. И сегодня благотворительные фонды растут как грибы после дождя, но у общества отношение к ним неоднозначное. С одной стороны, к проявлению щедрости относятся с естественной благодарностью, а с другой - в общественном мнении устойчиво представление о благотворительности как о чем-то криминальном, связанном с отмыванием денег. А главное - наши олигархи как-то робко и слабо следуют традициям, которые были заложены их предшественниками, явно уступая в щедрости купцам и промышленникам прежней России.
В русской философской и научно-публицистической литературе конца XIX - начала XX в. активное обсуждение получила проблема собственности. И в ее трактовке тесно переплетались аспекты нравственные, политические и экономические.
Многие влиятельные мыслители этого времени толковали феномен собственности с социально-нравственных позиций. Например, В. С. Соловьев усматривал ценность собственности в обеспечении условий достойной жизни людей и как средство, через которое реализуется связь между поколениями. С. Л. Франк и Н. А. Бердяев видели в ней гарантии свободы хозяйствования и существования личности1.
Значительное место в своей социальной концепции вопросам собственности уделял И. А. Ильин. Он настоятельно подчеркивал мысль о том, что частная собственность является фактором хозяйственного творчества человека, считал ее той формой владения и труда, которая наиболее благоприятствует хозяйственно-творящим силам человека2.
Как авторитетный философ и экономист, Булгаков принял участие в обсуждении этой злободневной темы. Опираясь на идеи всеединства, он рассматривал собственность как явление не только правовое и экономическое, но и нравственное, религиозное3.
В своей позднейшей работе «Православие» (1928) мыслитель определил собственность в качестве социального института, который все время меняется в своих очертаниях, и ни один из образов ее существования не имеет самодовлеющего, преобладающего значения4.
Согласно христианскому учению, собственность толкуется как вопрос чистой целесообразности, т. е. ее форма зависит от того, какое влияние она оказывает на реализацию творческих устремлений личности и, как следствие, на рост народного благосостояния.
Интересны суждения Булгакова о формах организации хозяйства и роли государства в экономико-социальной сфере. Как и большинство русских экономистов этого времени (П. Б. Струве, И. И. Янжул, В. П. Воронцов), Булгаков позитивно оценивал возможности государственного управления хозяйст-
1 См.: Новгородцев П. И. Русская философия собственности. - М., 1993. - С. 290-305; 126-127.
2 См.: Ильин И. А. О частной собственности // Русская философия собственности (XVII-ХХ вв.). - СПб., 1993.
3 См.: Булгаков С. Н. Христианский социализм. - Новосибирск, 1991. - С. 18.
4 См.: Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. - М., 1991. - С. 368.
вом. Особенность его позиции заключалась в том, что вмешательство государства должно иметь четкие цели и смыслы. Главную цель он усматривал в том, что активное государственное вмешательство в экономику должно способствовать ограничению социального и экономического гнета, зависимости человека от частнособственнических структур и их хозяев. Однако, по мнению философа, индивидуалистические формы организации хозяйства должны не только сохраняться, но необходимо их сочетание с государственными. Он полагал, что это смешанный тип ведения хозяйства; все его пропорции и соотношения являются предметом практической экономической политики и должны решаться в рамках конкретной исторической ситуации1.
В сочинениях Булгакова не обойдена вниманием важная тема специфики сельского хозяйства, поскольку, во-первых, объектом здесь выступает природа, естественные ресурсы - то, что дано от Бога, а во-вторых, деятельность по возделыванию земли, натуральное хозяйство много веков было основой существования человека. Философ отмечает, что в этой области богочеловече-ская сущность хозяйствующего субъекта особенно дает о себе знать. Согласно Булгакову, именно в сельском хозяйстве, как правило, вырабатываются такие качества души человека, как аскетизм, самоограничения, солидарность, жертвенность во имя Господа.
Булгаков резко критиковал механически-утилитарное отношение к реальному миру. В его представлении это означает ориентацию на материальное потребление и на получение сугубо прагматических экономических результатов (выгода, прибыль, расчет). Кроме того, это ставка на научно-рационалистическое господство, механическое преобразование природы в соответствии с утилитарно-эгоистическими интересами. Русский религиозный мыслитель решительно не принимал такую потребительски-хищническую модель бытия. Правда, в его время все эти признаки еще не получили такого широкого распространения, как в наши дни. Тем не менее Булгаков не только глубоко осознавал серьезную опасность потребительских тенденций, но и пытался объяснить причины этой кризисной ситуации. По его мнению, одной из главных причин является отказ современного человека от живой веры в Бога. Кстати говоря, такой же позиции придерживался современный авторитетный философ А. С. Панарин2.
Суждения Булгакова об оптимальном способе ведения хозяйства - это, по сути, ориентация на экологически взвешенное отношение к природе. Эта острая проблематика сегодня находится в центре внимания многих социальных философов и экономистов.
Современная техногенная цивилизация по-прежнему ставит своей целью дальнейшую эксплуатацию природных ресурсов, рассматривает природу как средство для повышения материального благополучия общества. Такой способ ведения хозяйства чреват разрушительными последствиями.
Нависшая над миром угроза глобальной катастрофы требует заново осмыслить цели развития, делает абсолютно необходимым переход к новым отношениям с природой на основе идеи совместного, согласованного развития
1 См.: Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность. - С. 33.
2 См.: Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002. - С. 85-87; 321.
природы и общества. Возникает проблема разработки новых общественных идеалов и нравственных принципов, ставящих барьеры на пути эгоистического, корыстного, безответственного поведения людей и социальных институтов.
В этом контексте большие надежды возлагаются на науку. Причем речь идет не столько о ее конкретно-прикладных результатах. Главное - наука должна все больше осознавать свою связь с высшими ценностными ориентирами. В этом плане идеи Булгакова о значении религиозно-нравственных, этических императивов в социально-экономическом развитии общества заслуживают серьезного осмысления.
Принципиальное значение Булгаков придавал разработке учения об идеальном социальном устройстве российского общества. Он был приверженцем христианского социализма. Это важная социально-политическая и экономическая тема, которая нуждается в специальном и подробном обсуждении.
Методологическая установка Булгакова на принудительную значимость нравственного подхода при анализе хозяйственно-экономических процессов, как и другие его философские идеи, оказываются востребованными и в наше время. Именно Булгаков в своих трудах доказывал, что только такая экономика является единственным путем к обеспечению благосостояния населения, высокого качества жизни людей.
Можно определенно сказать, что изучение наследия выдающегося отечественного мыслителя стало серьезным поводом для трактовки с философских позиций многих традиционных экономических тем (потребности, интересы, собственность, деньги и т. д.). Теоретические идеи С. Н. Булгакова стимулируют современных ученых к комплексному, системному постижению актуальных хозяйственно-экономических вопросов.
Список литературы
1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. - М., 1990.
2. Вехи. Интеллигенция в России : сборник статей. 1909-1910. - М.,
1991.
3. Давыдов Ю. Н. Христианская аскеза и трудовая этика. С. Булгаков и М. Вебер. - М., 1997.
4. Евлампиев И. И. История русской философии. - М., 2002.
5. Новгородцев П. И. Русская философия собственности. - М., 1993.
6. Осипов Ю. М. Очерки философии хозяйства. - М., 2003.
7. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.,
2002.
8. Самсин А. И. Философия в академии им. Г. В. Плеханова (к 100-летию вуза) // Вопросы философии. - 2007. - № 10.
9. Самсин А. И. Философия в РЭУ им Г. В. Плеханова // Вестник Российского философского общества. - 2012. - № 1.
10. Самсин А. И. Философия хозяйства С. Н. Булгакова: постулаты и уроки // Свободная мысль. - 2006. - № 8.