УДК 130.2
Тимербулатова Алена Александровна
ассистент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
СТЕРЕОТИПНОГО МЫШЛЕНИЯ
Timerbulatova Alyona Aleksandrovna
Assistant,
Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
THE PHILOSOPHICAL VIEW ON THE PROBLEM OF STEREOTYPED THINKING
Аннотация:
В статье автор поднимает вопрос об истинности и ложности отражения объективной реальности, рассматривается негативное влияние социальных стереотипов на индивидуальное сознание человека. Преодоление стереотипного мышления видится в критическом осмыслении ситуации.
Ключевые слова:
стереотипное мышление, социальные стереотипы, жизненно-практический уровень мировоззрения, истинность и ложность социального стереотипа, критическое мышление.
Summary:
The article discusses the truth and falsity of objective reality reflection. The author considers the negative influence of social stereotypes on personal awareness. The author believes that the critical analyses of the situation can cope with the stereotyped thinking.
Keywords:
stereotyped thinking, social stereotypes, pragmatic worldview, truth and falsity of social stereotype, critical thinking.
Безволие разума к философской истине, утрата способности человека мыслить индивидуально - наиболее тревожный сигнал нашего времени. Стереотипное мышление (социальное, массовое) - показательный пример данного явления. Французский философ-культуролог эпохи постмодерна Ж. Бодрийяр замечает: «Сегодня за понятием "индивид" скрывается уже не... субъект философский, а предоставленная лишь. совершенно операциональная молекула. У нее отсутствует судьба: ее ожидает только. бесконечное воспроизводство в абсолютно тождественных ей копиях» [1, с. 45].
Проблема развития мышления нашла отражение в трудах древних античных философов Парменида, Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Канта. Первым ученым, раскрывшим амбивалентный характер мышления, стал Парменид, заявив о том, что результатом мышления могут быть и истина, и мнение. Платон к особенностям процесса мышления относил репродуктивность, а не творчество. Декарт способом познания избрал систематическое сомнение, что заронило зерно для формирования критического мышления.
Современная наука - как зарубежная, так и отечественная - к конструктам стереотипного мышления относит социальные стереотипы, которые кроме деструктивных функций (в течение последних 90 лет ученые в основном отмечали негативное влияние социального стереотипа), являясь элементами культуры, выполняют и ценностные задачи (В.С. Агеев, Д. Гилберт, П. Ди-вайн, С.А. Зелинский, И.А. Ильин, У. Квастхофф, Э. Ноэль-Нойман, Олпорт, Л. Петерсен, Б. Сикс, Т.Г. Стефаненко, Ю.А. Федоров, П.Н. Шихирев). В этом и состоит проблема, до сих пор открытая для большинства ученых, - с учетом положительного в функциональных особенностях социальных стереотипов ставится под сомнение необходимость «ломки» стереотипного мышления. А в отношении негативного воздействия общественного, массового сознания на индивидуальное, наоборот, встает вопрос о преодолении стереотипного восприятия. Разрешение данного вопроса нам видится в глубинном осмыслении проблемы получения объективного знания.
В ситуации, когда культура философского познания и суждения почти полностью утрачена, обращение к философии на пути поиска «истины» в отношении истинности и ложности отражения социальной действительности представляется, на наш взгляд, правильным решением.
Рассматривая проблему «истинности» и «ложности» социальных стереотипов с философской позиции, мы относим ее к одной из мировоззренческих. Сравнивая термин «стереотип», введенный американским политологом У. Липпманном в 1922 г. («упорядоченные, детерминированные культурой "картинки мира" в голове человека» [2, с. 138]), с философской категорией «мировоззрение» («сложное, синтетическое образование общественного и индивидуального сознания» [3, с. 13]), приходим к выводу, что стереотипы являются составляющей «жизненно-практического уровня мировоззрения» [4, с. 13]. Структурам обоих понятий свойственны четыре
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
основных компонента: когнитивный, ценностно-нормативный, аффективно-волевой и практический. Стереотипы также формируются стихийно, но в отличие от жизненно-практического уровня мировоззрения не всегда базируются на здравом смысле, многообразном опыте. По характеру возникновения оба феномена не отличаются глубокой обоснованностью, что приводит к образованию внутренних противоречий и устойчивых предрассудков.
Ограничимся рассмотрением негативного влияния социальных стереотипов на индивидуальное сознание. Проблема «стереотипа» заключается в самой природе этого явления. Они рождаются в результате опосредованной перцепции объектов. Формирование индивидуального сознания происходит под воздействием межличностного взаимодействия, когда сам субъект изначально включен в мир, не имея опытного познания о нем.
Стереотипы - неадекватные («ложные») штампы объективной реальности, когда они базируются на ошибочных допущениях человека. Это есть пример «безответственного деяния», о котором говорил еще видный русский философ ХХ в. И.А. Ильин: «...Где начинает господствовать отвлеченное, схематическое мышление, нашедшее мнимый "ответ" на все неверные "вопросы", там сила суждения иссякла и омертвела, там воцаряется мертвая ложь и пошлость» [5, с. 327].
Стереотипы, являясь «конструкциями разума общественного» (по Канту), не могут претендовать на абсолютную истину.
Проблема стереотипов заключается также в том, что они носят двойственный характер. С одной стороны, они значительно облегчают процессы созерцания и творчества, являются носителями позитивных ценностей. В этом мы видим их истинное предназначение. С другой стороны, их негативное влияние ограничивает возможность познания нового. Будучи примером несвободного мышления, стереотипы порождают определенный консерватизм в деятельности человека. Конкретизируем понятие социального сознания, данное Ю.М. Федоровым, русским мыслителем ХХ-ХХ1 вв.: «Социальное сознание - это самосознание общества, базирующееся на нормативах долженствования» [6, с. 153].
Рассматривая вопрос социального стереотипа, выходим на центральную проблему Человека - его личности. «.Обществу нужен не целостный и универсальный человек, а лишь исполнительный "социальный актер", строго придерживающийся в своем поведении нормативов внешнего долженствования» [7, с. 153]. Именно такими нормативами являются стереотипы.
Активная роль в процессе смыслопорождения и смыслопонимания принадлежит социокультурной среде. Предъявление права на овладение истиной воспринимается как способ формирования «ложного» сознания в целях манипуляции человеческим сознанием. Основным производителем реальности «ложного» сознания стали средства массовой информации. Онтологический статус реальности радикально изменился. Она стала, по мнению великого общественного деятеля постмодернистской философии Ж. Бодрийяра, «симулякром» эпохи «спектакля» [8]. В такой среде существование понятия «истинности» ставится под вопрос, а «ложная» природа стереотипа становится еще более очевидной.
В результате подмены ценностей стереотипы приобретают новые значения и функции. Так, стереотип «богатства», изначально нейтральный, в эпоху культа потребления наполняется компонентом «материального обогащения». Угрозу жизни стереотипы представляют, когда они направлены против религиозных, этнических групп, наций. Б. Барбер полагает, что нынешний разгул международного терроризма во многом обусловлен стереотипами. «Исламский мир воспринимает Запад как мир материализма, нарциссизма, безнравственности и пр. Подобные взгляды являются питательной средой для появления террористов» [9].
Становится очевидным, что проблема стереотипного мышления носит глобальный характер, затрагивает онтологический, антропный и аксиологический аспекты. Подобное мышление не только создает опасность для индивидуального развития личности, но и представляет прямую угрозу человечеству. Стереотипы существовали и будут существовать всегда, они не могут претендовать на абсолютную истину, так как по природе своей являются созданиями разума общественного, а значит, никогда не придут в соответствие с отдельными фактами реальной действительности.
Возникает вопрос - как можно преодолеть воздействие негативных стереотипов на сознание? Человек, способный свободно мыслить, вправе принимать или не принимать стереотипы. Следовательно, главное решение проблемы стоит за выбором самой личности, за освобождением индивидуального сознания от оков социальных клише. Принимая информацию, человек со всей ответственностью должен подходить к ее восприятию, подвергать сомнению, критическому анализу. В сознании, ориентированном на позитивные ценности, духовность и добро, предрассудки не имеют место быть. Таким образом, преодоление «потери человеческой идентичности» должно происходить не способом модификации внешних условий, но путем изменения внутреннего сознания.
Ссылки:
1. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту]. Екатеринбург, 2006.
2. Липманн У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.М. Барчуновой. М., 2004. 384 с.
3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2004. 336 с.
4. Там же. С. 13.
5. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 431 с.
6. Федоров Ю.М. Космо-антропо-социо-природогенез человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_f/antrop200.php (дата обращения: 13.11.2015).
7. Там же.
8. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.rU/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения: 10.11.2015).
9. Барбер Б. Джихад против МакМира [Электронный ресурс]. URL: http:www.liberal.Ru/articles/1326 (дата обращения: 10.11.2015).