Научная статья на тему 'Философский прогноз развития электронно-виртуальной реальности'

Философский прогноз развития электронно-виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФИЛОСОФСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ / "ЖЕСТКИЙ" МИР / "МЯГКИЙ" МИР / «HARD» WORLD OF «SOFT» WORLD / ELECTRONIC VIRTUAL REALITY / PHILOSOPHICAL FORESIGHT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стерледев Р. К., Стерледева Т. Д.

В статье анализируются сущность и функции электронно-виртуальной реальности, дается философско-футурологический прогноз развития этой реальности. Исследование основывается на принципиально новой методологии, базирующейся на понятиях «жесткий» и «мягкий» миры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical forecast for electronic virtual reality development

The essence and functions of electronic virtual reality are analyzed in this article, philosophic and futurological forecast of its development is given. The research is based on new methodology ground upon the terms «hard» and «soft» worlds.

Текст научной работы на тему «Философский прогноз развития электронно-виртуальной реальности»

№ 5-6 (35-36) МАЙ-ИЮНЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Р. К. Стерледев, доктор филос. наук, доцент

кафедра философии и биоэтики,

Пермская государственная медицинская

академия,

г. Пермь, Россия,

4438767@rambler.ru

Т. Д. Стерледева, канд. филос. наук, доцент,

кафедра философии и права,

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет,

г. Пермь, Россия,

cenzia@rambler.ru

ФИЛОСОФСКИМ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Актуальность исследования электронно-виртуальной реальности (ЭВР) обусловлена отсутствием философски проработанной концепции данного феномена, его сущности и этапов развития. Хотя ЭВР была изобретена еще в конце XX века, до сих пор нет единства в понимании этой новой реальности. Более того, существует мнение, что «разноголосица в определении сущности виртуальной реальности ... вряд ли будет в обозримом будущем преодолена»1. По мнению Р.И. Вылкова, «проблема многозначности интепретации киберпростран-ства является следствием того, что рассматриваемый феномен находится в процессе становления. Поэтому на данном этапе любая попытка дать логическую дефиницию этого понятия будет внутренне противоречивой»2.

Действительно, на начальном периоде существования такого принципиально нового в истории человечества феномена, как ЭВР, неизбежно существование множества самых различных трактовок этого феномена: от некритически восторженного принятия до проклятий в адрес его создателей

и исследователей. Од- ^

нако мы полагаем, что занимать пассивную функции предвидения даст нам возмож-позицию, ожидая, что когда-нибудь в буду- ность определить как сущность ЭВР, так щем исследователи все же придут к более- и специфику ее функционирования на раз-менее общему пониманию сущности и роли личных этапах развития этого небывалого

Исследование электронно-виртуальной реальности требует новой методологии познания.

ЭВР, чрезвычайно опасно в силу того, что ЭВР представляет собой предмет повышенной опасности (ППО). ЭВР в качестве ППО таит в себе не только мощные позитивные, но и не менее мощные негативные возможности как для развития человечества, так и для его существования. Поэтому необходимо как можно раньше выявить сущность ЭВР, ее функции, особенности влияния на человека и использовать все возможности для того, чтобы предотвратить реализацию ее негативного потенциала и способствовать позитивному.

В силу вышеназванных причин на первое место среди различных функций философии в исследовании ЭВР выходит функция предвидения, анализирующая ЭВР с позиций достижимого ею в перспективе возможного максимально развитого состояния. Только на этой будущей стадии четко проявятся все основные функции электронной виртуальной реальности. Выявив среди них ведущую функцию, мы тем самым сможем понять сущность ЭВР и определить основные направления ее дальнейшего развития. Таким образом, реализация философской

дискуссия

журнал научных публикаций

ранее в истории человечества феномена, и позволит использовать в оптимальном для существования человечества направлении. Такой подход сочетает в себе исторический и логический аспекты -

исследования изучаемо -го феномена.

Функция предвидения реализуется с помощью разработки фу-турологических концепций. Футурологические концепции могут быть разного уровня обобщения, глубины понимания (от конкретно-научных до собственно философских). Однако в самой философии эта функция в силу различных причин не разработана во всей возможной на сегодня полноте. Мы предлагаем, во-первых, четко разделить методологию изучения совершенных людьми открытий от методологии исследования изобретений, в данном случае ЭВР. В первом случае ученый исследует то, что существует объективно, и от изучения явления переходит к познанию сущности, далее от сущности первого порядка продвигается к анализу сущности второго порядка и т.д. Исследование же изобретения идет от изучения его функций, их соотношения, выявления главной функции к пониманию сущности изобретенного. Во-вторых, сложность изучения ЭВР заключается в том, что до сих пор ни одно из изобретений не позволяло объективировать внутренний мир человека, создавать такую виртуальную реальность, в которой человек смог бы реали-зовывать свои мечты, конструировать себе такую личность, с такими ролями, которые он сможет играть в лю- =

бое желаемое им время и в любом желаемом им виртуальном месте. В-третьих, полагаем, что изобретение ЭВР не случайное и однотипное наряду с другими изобретениями нашего времени (а именно эта точка зрения сейчас распространена), а является закономерным, поскольку связано с реализацией глубинной сущности человека, а именно с его потребностью в свободе и способностью к ней.

Электронно-виртуальная реальность даст возможность подходить к формированию личности экспериментально, т.е. пробовать и создавать разные ее варианты.

Электронно-виртуальная реальность - это предмет повышенной опасности, поскольку в ней человек сможет не только удовлетворять свои позитивные

желания, воплощать светлые мечты, но и реализовывать свои негативные, низменные стремления.

Учитывая эти моменты, мы выдвигаем идею о том, что исследование ЭВР требует новой методологии познания. Суть ее в том, что ЭВР можно изучать, прогнозируя ее развитие (разрабатывая футурологические прогнозы) тремя методами: догоризонталь-ным (прогноз примерно на 20-30 лет вперед), горизонтальным (прогноз до 50-60 лет) и загори-= зонтальным. Первые два метода используются как философией, так и конкретными науками. Третий же метод способна использовать только философия. Суть этого третьего (загоризонтального) метода заключается в анализе ЭВР на пике ее будущего возможного развития. Заго-ризонтальный метод требует отвлечения от конкретных временных сроков наступления этого пика максимального развития ЭВР, от технических и технологических средств построения этой искусственной реальности. Подобного результата, то есть выявления главной функции и сущности ЭВР, невозможно достичь с позиций дого-ризонтального и горизонтального методов. Загоризонтальный метод позволяет понять истинное значение тех функций, которые реализуются на начальном этапе развития ЭВР и трактуются с позиций догоризон-тального и горизонтального подходов как единственные и ведущие.

Для характеристики принципиальных отличий ЭВР от обычного мира мы вводим новые понятия: «мягкий» мир и «жесткий» мир. «Жесткий» мир — это мир, который человек не может изменить вообще или способен повлиять на него, но только до определенных пределов. Сюда относится природа, общество и часть самого человека (его тело и часть сознания). «Мягкий мир» — это = внутренний мир мечты человека, в котором он абсолютно свободен, так как является в нем и творцом, и исполнителем, и критиком, то есть сам создает этот мир.

№ 5-6 (35-36) МАЙ-ИЮНЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

С точки зрения «загоризонтального» ния. Ведь мы рассматриваем ЭВР на стадии

подхода ЭВР имеет три функции: 1 — функ- ее максимально возможного развития. Во-

ция познания мира, 2 — функция отдыха вторых, создаваемые в ЭВР образы должны

и развлечения, 3-я функция — экзистенци- возникать быстро, поскольку их констру-

ально-конструкторская. Суть третьей функции в том, что в ЭВР на ее достаточно высоком уровне развития человек сможет создавать как аналог «жесткого» мира, так и совершенно иные миры, реализация которых в ЭВР будет зависеть лишь от фантазии человека и технических достижений будущего. Именно экзистенциально-конструкторская функция является главной, поскольку ее суть в создании нового искусственного виртуального мира, который не отменяет, а дополняет обычный мир человека.

Функция называется конструкторской, потому что человек конструирует в ЭВР различные варианты искусственных объектов: 1) мир; 2) себя в этом мире; 3) тип влияния мира на себя; 4) свой тип влияния на мир. То есть создает альтернативу миру «жесткой» реальности. Но это не просто конструкторская, а экзистенциально-конструкторская функция, поскольку личность конструирует этот новый мир по своему желанию и сугубо для себя. Во-первых, человек сможет создавать в ЭВР любой образ предмета, явления, ситуации. Пределы этого конструирования будут зависеть, как мы уже сказали, от мощности ЭВР, программного обеспечения, индивидуальных фантазии и жела-

В электронно-виртуальной реальности на ее максимально возможном уровне развития можно будет формировать новый

тип онтологии - новый тип пространства, новый тип времени (например, большее число измерений, обратимое и повторяющееся время и т.д.).

ирование происходит в электронных устройствах. В-третьих, сконструированные образы предметов, явлений, ситуаций должны иметь возможность корректироваться в соответствии с желанием пользователя. В-четвертых, этот созданный человеком электронный виртуальный мир должен полностью находиться под его контролем.

Экзистенциально-конструкторская функция включает в себя два аспекта. Первый аспект — проектно-конструкторский, суть которого в том, что ЭВР даст возможность подходить к формированию личности экспериментально, т.е. пробовать и создавать разные ее варианты. Второй аспект экзистенциально-конструкторской функции — «инкубаторский». Он связан с обеспечением оптимальных условий для формирования нового типа личности в течение длительного периода (в этом плане мы не нашли другого подходящего слова как «инкубаторский»).

Как мы уже отмечали, ЭВР — это предмет повышенной опасности, поскольку в ней человек сможет не только удовлетворять свои позитивные желания, воплощать светлые мечты, но и реализовывать свои негативные, низменные стремления и т.п.

дискуссия

журнал научных публикаций

Именно в силу этого ЭВР неизбежно потребует контроля со стороны общества, чтобы предотвращать подобное отрицательное влияние. Такой контроль необходим уже сегодня, например, над сюжетами электронных игр, которые вызывают агрессивность и жестокость у детей и подростков.

В ЭВР на ее максимально возможном уровне развития можно будет формировать новый тип онтологии — новый =

тип пространства, новый тип времени (например, большее число измерений, обратимое и повторяющееся время и т.д.), а значит, создавать условия для развития и коррекции личности и общества. В ЭВР впервые появляется возможность использовать при обучении и воспитании так называемую «симметричную» этику. Суть ее в том, что в условиях новой онтологии виртуального мира можно будет промоделировать максимально полное взаимопонимание между людьми. И, как следствие, сопереживание их друг другу. Суть заключается в том, что человек сможет испытать переживания обидчика, а затем переживания обиженного. Таким образом, с помощью новой этики ЭВР станет мощным средством и обучения, и воспитания.

Появление ЭВР позволяет по-новому увидеть процесс развития человечества на основе диалектического закона отрицания отрицания. Тезис: «жесткий» человек в «жестком» мире природы и общества. Человечество здесь не выбирает мир своего рождения. Оно получает его от природы. На этой стадии развития человек в «жестком» мире крайне мало свободен. Он свободен только во внутреннем мире своей мечты. Антитезис: человечество строит новый тип реальности — ЭВР, схожий по свойствам с «мягким» миром мечты. В этом новом искусственном мире ЭВР индивид конструирует различные возможные варианты совершенствования своих личностных качеств с целью построения нового, более развитого типа человека. Это становится реальным, так как в ЭВР могут быть созданы онтологические возможности: новый тип пространства, времени, субстрата и т. п. Синтез:

В этом новом искусственном мире

электронно-виртуальной реальности индивид конструирует различные возможные варианты совершенствования своих личностных качеств с целью построения нового, более развитого типа человека.

на этой стадии человек сможет выбирать различные типы существования — либо в «жестком» мире, либо проецируя свое сознание в «мягкий» мир ЭВР.

Мы вводим гипотезу о том, что ЭВР дает возможность создавать новый тип виртуального супертренажера, «инкубатора» с новыми онтологическими характеристиками, которые определяются самим человеком (в отличие от «жесткого» мира, который дает человеку мало свободы). ЭВР же сможет дать человеку гораздо больше свободы, способствуя тем самым максимально возможной реализации его потенциала, чего в «жестком» мире до сих пор не было.

Таким образом, философский прогноз развития электронной виртуальной реальности позволяет выявить наиболее глубокий уровень ее сущности, а также возможные направления ее влияния на общество в самых различных аспектах. ^

1. Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность: социально-философский анализ.- Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2006. С.6.

2. Вылков Р. И. Киберпространство как социокультурный феномен, продукт технологического творчества и проективная идея. Автореферат канд. фи-лос. н. — Екатеринбург: УрГУ, 2009. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.