_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 740
Д.А. Погосян
2 курс, СурГУ г. Сургут, Российская Федерация
ФИЛОСОФСКИЙ ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Аннотация
В статье раскрывается понятие проблемы философского поиска смысла жизни на основе мировоззрений великих русских писателей XIX века Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Данная проблема рассматривается на основе произведений, а также образов жизни обоих писателей. Цель данной статьи состоит в определение смысла человеческого бытия в учениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Ключевые слова
Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, счастье, свобода, добро, зло, религия.
Проблема поиска смысла жизни является одним из наиболее изучаемых вопросов человечества на протяжении многих веков, но, тем не менее, данная тема не может до сих пор считаться полностью рассмотренным со всех возможных углов. Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Наука может ответить с определённой долей вероятности на такие конкретные вопросы как «При каких условиях ...?», «Что будет, если ...?», однако, только лишь философия и теология способны дать наиболее полные ответы на то, какова цель нашей жизни и в чём смысл бытия. [1]
Довольно подробно проблему философского поиска смысла жизни изучили знаменитые русские писатели Х1Хвека, а именно Лев Николаевич Толстой (1828—1910) и Федор Михайлович Достоевский (1821 —1881). Опираясь на собственный жизненный опыт, а также на учения других известных философов, каждый из них разработал свою собственную точку зрения на то, в чём смысл жизни. Не создавая грандиозных философских учений, Федор Достоевский и Лев Толстой в своих романах, повестях и публицистических произведениях проникновенно и необычайно глубоко проповедовали важнейшие вопросы человеческого бытия. [2, C. 312]
Таким образом, мы можем утверждать, что проблема поиска смысла жизни актуальна и по сей день, что обусловлено интересом человечества данном вопросе с точки зрения философии. Широкая известность классических произведений Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского позволяет нам считать данное исследование своевременным.
Жизнь Федора Достоевского была пронизана глубочайшим трагизмом. И очень возможно, что именно по этой причине великий писатель был способен ощутить такие грани трагического в окружающем нас мире и в человеке, которые многие люди не в состоянии даже разглядеть. Бедная жизнь, каждодневный литературный труд на износ, обвинение в участии в социалистическом кружке, каторга в Сибири и разочарование в былых революционных и социалистических идеалах, непрестанные сомнения в существовании христианского Бога и жажда верить в него - именно такую нелегкую жизнь прожил писатель. [2, C. 313]
Достоевский был категорически не согласен с теорией, в которой человек выступает в качестве рассудочного существа и в которой рассудок отождествлен с понятием добра, а биологические инстинкты -с понятием зла. Нет ничего глубже в человеке, чем его свобода, его воля. Ведь человеческая свобода заключается в возможности и необходимости добровольного выбора между добром и злом.
Кроме этого, Достоевский приравнивает свободу выбора человека с его сущностью и выступает против создания счастья по каким-либо правилам и законам. Писатель не верил в способность общества изменить человека «изнутри». Иначе пришлось бы признать, что люди - рабы обстоятельств, то есть отказаться от той внутренней свободы, которая и делает человека личностью.[2, C. 315]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Главной темой творчества Достоевского является поиск путей спасения людей. «Легенда о Великом Инквизиторе»- произведение, которое крайне остро обращается к проблеме возможности принудительного счастья, по праву считается вершиной творчества Достоевского. Свобода страшна непредсказуемостью. Способен ли каждый быть по-настоящему свободным? Свобода ведет к страданиям и ошибкам. Может, проще и лучше просто-напросто отказаться от неё? Принудительное материальное счастье в обмен на потерю свободы и личности - именно такую дилемму ставит Достоевский. Но возможно ли счастье людей через рабство?
Творчество и мировоззрение Льва Николаевича Толстого не менее насыщены философскими идеями и не менее противоречивы, чем творчество и мировоззрение Достоевского. Врожденное жизнелюбие, восхищение перед стихией жизни во всех ее проявлениях - и проповедь аскетизма, отрицающего все "животное"; Писатель видел гениальный художественный дар и критику искусства совершенно ненужной «роскошью», стремление подчинить свое литературное дарование моральной проповеди; страстный индивидуализм в жизни и - отрицание ценности индивидуальности в теории; восхищение перед Христом, как перед величайшим учителем человечества - и отрицание исторического христианства и официальной церкви, - таковы лишь некоторые контрасты, характерные для Толстого. Как никто, зная жизнь, пройдя через опыт неимоверного ужаса перед смертью, делающей жизнь бессмысленной и никчемной, Толстой, особенно в поздний период своего творчества, все больше переходил от литературной деятельности к созданию и проповеди собственного нравственно-религиозного учения.[2, C. 321]
Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой всё надеялся на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он находил в решении вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В данной религии писатель поддерживал лишь этические стороны и отрицал богословские аспекты церковных учений и роль церкви в общественной жизни в целом. Единственным правильным путём он считал отказ от любой борьбы, так как считал крайне неправильным отвечать злом на зло. По Толстому, «царство божие внутри нас» и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. В любой форме власти Толстой видел зло, поддерживая идею отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Однако теория Толстого была далека от реальности, слишком утопична и, следовательно, совершенно неосуществима.
Сущность познания Толстой видел в поиске смысла жизни -важнейшая тема любой религии. Именно поиск смысла жизни должен помочь человечеству ответить на главный вопрос нашего бытия: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Достоевский утверждал, что Бог естьлюбовь. В своих произведениях великий писатель обращался к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания.[3, С. 211]
Таким образом, опираясь на проделанное исследование, мы можем утверждать, что по Достоевскому смысл жизни состоит в свободе человека. В этом писатель видит главное людское счастье. Однако он всё-таки задается вопросом: каждому ли на свете дано умение быть счастливым? Ведь свобода может привести к страданиям и ошибкам. Так, стоит ли оно того?
Л.Н. Толстой находит смысл жизни в Боге. По мнению великого писателя, Бог есть любовь. В нём он видит «добро». А противоположное ему понятие, «зло», Толстой видит в любой форме власти, которая, по его мнению, губит народ и должна быть искоренена. Однако мысли автора были слишком утопичны, чтобы стать реальностью. Смысл жизни он находит в участие человека в постоянном движении мира, совершенствовании его.
Список использованной литературы: 1. Википедия - свободная энциклопедия - [Электронный ресурс]. - URL: http://wikipedia.org/ (дата обращения: 06.05.2016)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
2. Гусев Д.А., Рябов П.В., Манекин Р.В. История философии. - М.: Филол. о-во «Слово», Изд-во Эксмо, 2004. - 448 с.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.
© Погосян Д.А., 2016
УДК 008
О.Н.Прокаева
канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
г. Саранск, РФ E-mail: naukaink@rambler.ru
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРОБЛЕМУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются процессы глобализации, которые способствуют резкому обострению проблемы национальной идентичности как одной из самых главных, волнующих и мыслящее человечество в целом, и научное сообщество в особенности.
Ключевые слова
Процессы, глобализация, национальная идентичность, демократизация, экономизация, миграция,
информатизация, культурная стандартизация.
Стремительные изменения в современном мире связаны прежде всего с растущими и весьма неоднозначными процессами глобализации, которые обострили проблему национальной идентичности. Перед всеми государствами, втянутых в процесс глобализации, остро встал вопрос, как безболезненно войти в него и при этом сохранить свою уникальность.
Проблема национальной идентичности приобрела такие масштабы, что ее разрешение для многих государств, требует не только нахождение конкурентоспособной стратегии развития, но и способа национального сохранения.
К процессам, непосредственно влияющих на обострение проблемы национальной идентичности, по мнению С. В. Кортунова, относятся демократизация, экономизация, миграция, информатизация и культурная стандартизация [1].
Демократизация оказывает неоднозначное значение на национальную идентичность. Этот процесс требует соблюдение государством единых правил во внутренней и внешней политике. Оно должно в первую очередь защищать интересы личности, ее права, а затем общества. Если государство желает претендовать на роль мировой державы в настоящее время, то данную иерархию интересов необходимо соблюдать.
Государство во внешней политике должно учитывать внешние факторы, поскольку любые усилия по созданию национальной стратегии развития, будут сталкиваться с мировыми потоками глобализации в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах. Таким образом, стираются границы между внешней и внутренней политикой. Этот процесс глобализации национальную идентичность определенным образом снижает, поскольку государственная политика зависима от демократических механизмов и институтов.
Одновременно национальная идентичность находится в тесных рамках экономизации, которая формирует единое мировое экономическое пространство. Национальное развитие и национальная безопасность не могут существовать в условиях изоляции. Единственный метод защиты национальных интересов - это интеграция в мировое экономическое пространство. Отказ от данного метода означает