УДК 334.735:101
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ
Ю.С.
Непосредственным побуждением к написанию статьи на данную тему является потребность привлечь внимание философской общественности к проблемам потребительской кооперации. В статье рассматриваются основные категории потребительской кооперации, которые анализируются с точки зрения материальности и духовности этого социально-философского явления.
Автор в основном трактует широко распространенные мнения о потребительской кооперации, но при этом делает свои выводы и замечания. Потребкооперация имеет своим предметом такой круг знаний, который нельзя считать завершенным. Особенность философского осмысления такого компендия состоит в том, что он представляет собой собрание и систематизацию существенных моментов того содержания, которое уже известно и общепризнано, а форма такого компендия соответствует установленным правилам исследования.
В качестве метода исследования избрано сравнение, т.е. попытка такого научного доказательства, что - чем потребкооперация отличается от других социальных явлений. В статье используются не только дефиниции, деления и умозаключения, правила рассудочного познания, но и размышление, соотношение мыслей.
Объект нашего философского анализа ввиду его многообразного характера детально не рассматривается; в каждой подробно -сти не показываются и не подчеркиваются логические переходы.
Целью нашего исследования является научный подход к анализу основных проблем потребкооперации, т.е. раскрытие той простой истины, что потребкооперация имеет право на философское осмысление ее содержания и формы. Истина о потребкооперации в общем-то давно известна. Эта истина состоит в том, что потребкооперация является мощным средством развития экономики и социальной инфраструктуры на селе. Но данная истина нуждается в дальнейшем развитии и обобщении основных закономерностей развития потребкооперации в новых условиях.
Потребительская кооперация — это составная часть материальной и духовной жизни
Гуров
общества, деятельность которой направлена на повышение уровня жизни и духовности сельских жителей. Потребительская кооперация является одной из ведущих социальных структур, которые развивают на селе общественный прогресс и решают глобальные проблемы современности — социально-экономическую и духовно-нравственную. Российская кооперация обслуживает 35 млн. сельских жителей или почти 25% населения страны.
Материальной основой потребительской кооперации является кооперативная собственность ее членов, а духовной основой — политические, правовые, нравственные и другие отношения.
Собственность кооперации выражает ее лицо и дает возможность разумного управления качеством жизни в сельской местности. Личность без собственности не может быть свободной. Лицо частью имеет природное существования, а частью относится к внешнему миру, в частности, к собственности. Обладание собственностью относится к естественной и социальной потребностям. Свободная воля человека проявляется через собственность. В собственности воля имеет личностный характер. Через собственность пайщик получает наличное бытие. Собственность — это "моё". Собственность — это то органическое тело, в котором пайщики живут. Пайщик обладает не только своим телом, но и телом собственности, т.е. другими вещами. Пайщик живет и обладает органическим телом (кооперативной собственностью).
Собственность, как непосредственное наличное бытие, не адекватно духу, духовно -сти, нравственности. Чтобы собственность стала приносить пользу и стала одушевленным предметом, пайщик должен вступить в ее владение. Именно в потребительской кооперации пайщик и вступает во владение кооперативной собственностью. В кооперативной собственности проявляется воля пайщика, она в ней непосредственно присутствует.
Человек вкладывает свою волю и душу, свое понимание жизни и деятельности в вещи, т.е. в собственность. Обладание вещами делает их материю своей собственностью.
Вещи имеют внешнюю форму. К этим
внешним формам можно отнести следующее: земля; все то, что на земле произрастает, возделывается и принадлежит пайщику; предметы и орудия труда; индивидуальное (семейное) хозяйство; сфера социальных услуг (магазины, парикмахерские, ателье и т.д.); оказание социальной помощи престарелым людям, инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам, больным, немощным, одиноким и др.
Т.е. собственность пайщика проявляется в таких формах, как: 1) вступление во владение; 2) собственность приобретается посредством потребления (потребление вещей, социальных услуг и др.); 3) рефлексия пайщика на потребляемые вещи (положительная, отрицательная, безразличная) и др. Владение собственностью есть соединение субъективного и объективного в лице пайщика. Вступление во владение собственностью превращает возможность в действительность. Форма обладания собственностью начинает пайщиком пониматься как то, что принадлежит ему.
В начале XXI в. наметились тенденции глобализации видов и отраслей деятельности потребительской кооперации. Данный процесс ведет к возможности маневрирования материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, способствует внедрению новых технологических достижений и научно-технических открытий и изобретений. Глобализация способствует росту объемов деятельности, сокращению затрат, увеличению прибыли. Экономика приобретает новые стимулы развития.
Потребительская кооперация относится к глобализации с позиций потребителя, пайщика. Для потребительской кооперации стратегия развития в условиях глобализации связывается с сочетанием крупного и среднего производства с небольшими предприятиями.
В частности, российская кооперация увеличивает количество мелких предприятий, расширяет число магазинов на дому, развивает народные промыслы. Используются новые технологии мини- производств. Производственная деятельность потребительской кооперации перестраивается в связи с новыми экономическими отношениями и с учетом приоритета социальной миссии и нравственных кооперативных принципов.
Историческое предназначение потребительской кооперации состоит в том, чтобы сдерживать и гуманизировать результаты глобализации. Потребительская кооперация ста-
новится важным элементом государственной политики в социальной сфере.
Так, социальная миссия потребительской кооперации направлена на социальную защиту населения, на борьбу с бедностью и бездуховностью.
Потребительская кооперация использует свою хозяйственную деятельность для оказания необходимых социальных услуг сельским жителям, для оказания посильной материальной помощи малообеспеченным слоям населения.
В потребительской кооперации её хозяином является пайщик. Личность пайщика отражает социальную природу потребительской кооперации. Пайщик является субъектом социокультурной жизни той сферы, на которую распространяется деятельность потребительской кооперации. Именно в деятельности потребкооперации проявляются лучшие качества личности пайщика — предприимчивость, интересы, способности, устремление, самосознание, самореализация. В социальных отношениях потребительской кооперативной предметной деятельности, в общении с другими людьми проявляется целостность устойчивых свойств и качеств личности. Эти качества пайщика формируются на основе включения в систему связей и отношений групп, общностей и социальных институтов потребительской кооперации. Включение пайщика в их функционирование способствует его социализации и овладении кооперативной культурой, развивает его активность в в определенных макро- и микросоциокультурных средах и ситуациях.
Цель потребительского общества — удовлетворение материальных и духовных потребностей своих членов, т.е. обеспечивается приоритет экономических интересов пайщиков. Повышается роль пайщиков в управлении и контроле, усиливается ответственность руководителей за результаты хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций. Ведется пропаганда кооперативных идей, которые доводятся до каждого пайщика.
Потребительская кооперация объединяет потребителей для совместной производственной деятельности, осуществляет торговлю на селе, заготовки сельскохозяйственного сырья, производит некоторые товары народного потребления. Потребительские кооперации распространены во многих странах Европы и Азии.
Потребительская организация имеет значительные преимущества как система хозяй-
ствующих субъектов. Эти преимущества состоят в следующем: имеется собственная социальная база — пайщики; выработаны кооперативные принципы и ценности, нравственные принципы, которые создают привлекательный образ кооперации; кооперация - это социально ориентированная система; имеется высокий кадровый потенциал и многое другое.
Государство признает потребительскую кооперацию, её преимущества в решении крупных социальных программ: сокращение безработицы на селе, усиление общественного контроля за рациональным использованием природных ресурсов и др. Государство обеспечивает защиту кооперативной собственности и личную свободу пайщиков. Государство оказывает помощь пайщикам в реализации их прав и свобод; Эта помощь осуществляется не согласно субъективному интересу, а согласно потребностям пайщика.
Сущность российского государства связана с полной хозяйственной и духовной свободой пайщика, с его благоденствием. Государство выступает как внешняя необходимость и высшая власть, которой подчинены пайщики. Но, с другой стороны, сила государства заключается в единстве всеобщей цели и особого интереса сельских жителей.
При этом надо иметь ввиду то обстоятельство, что индивид не должен быть подавлен государством, как и индивид не должен подавлять государство. Нельзя от государства требовать невозможного. Нужно постоянно трудиться, тем самым увеличивая свое материальное и духовное богатство. Единство воли человека и существующей государственной необходимости — признак зрелости субъекта и объекта.
Общество также выигрывает от преимуществ кооперации в стабилизации и гармонизации социальных отношений, устойчиво -сти экономического развития, формировании высоких общественных целей и идеалов, в развитии рыночных отношений и трудовой занятости.
Ведущим принципом гражданского общества является конкретная личность, как совокупность потребностей, как особенное лицо, находящееся в соответствии с другой такой особенностью (кооперативом, государством, частным лицом, группой людей). Потребительская кооперация в гражданском обществе развивается успешно. Потребительская кооперация и ее пайщики, удовлетворяя себя, тем самым удовлетворяют и благо
других членов общества. Это единение всеобщности позволяет развиваться как гражданскому обществу, так и потребительской кооперации.
Когда же происходит наоборот: человек удовлетворяет только свои потребности и субъективные капризы, пытается удовлетворять свои случайные потребности, то он начинает зависеть от внешнего произвола, в нем возникает зависимость от внешней случайности. В этом случае с неизбежностью происходит нравственное вырождение личности. Важно, чтобы принцип особенности (индивидуальности субъекта) переходил в принцип всеобщности. Здесь соединяются такие понятия, как свобода и необходимость.
Гражданское общество обязано давать пропитание своим гражданам, оно должно заботиться об их благополучном существовании. Этого нельзя сказать о российском обществе, в котором до сих пор процветают бедность и нищета. Конечно, бедность может постигнуть каждого человека в его социальной и природной среде. Люди могут быть доведены до нищеты не только произволом властей, но и случайными обстоятельствами. Объем потребностей гражданского общества велик. Но не каждому гражданину эти возможности пользования благотворительностью гражданского общества доступны. Многие бедные и нищие люди находят утешение в религии.
Для выработки кооперативной философии, идеологии и культуры Центросоюз потребительских обществ Российской Федерации использует научно-практические конференции, совещания и выездные семинары. С 1999 г. проводились такие научно-практические конференции, как: "Потребительская кооперация — социально ориентированная система", "Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления" и др. Московский университет потребительской кооперации (ныне — Российский университет кооперации), Чебоксарский кооперативный институт и другие вузы системы кооперации подготовили большую группу преподавателей и практических работников для работы по проблеме с бедностью и бездуховностью на местах.
Человек удовлетворяет не только материальные потребности. Человек, как духовное существо (что его отличает от животного) имеет потребность в духовности, в культуре, нравственности, в личном духовном обогащении.
Важным вопросом является вопрос о
том, как бороться с бедностью тела и души. Бедность сама по себе никого не делает чернью. Чернью делает лишь присоединяющее -ся к бедности умонастроение, внутреннее возмущение против богатых, общества, правительства и т.д. (Гегель). Человек, который добывает средства к существованию лишь случайно, становится легкомысленным и старается избегать труда. В таком человеке возникает плохая черта — он не имеет чести зарабатывать себе средства к существованию своим собственным трудом и все же претендует на право получения этих средств к существованию. В связи с этим обязанность государства и гражданского общества состоит в том, чтобы предоставить работу каждому гражданину в соответствии с его профессией и способностями.
Основу успешной работы в борьбе с бедностью, в решении других социальных проблем деревни потребительская кооперация видит в укреплении высоких духовно-нравственных качеств кооператоров.
Сфера морали обширна. Первая сфера морали простирается как проявление сущей воли, как необходимость. Эта субъективность составляет наличное бытие понятия. Вторая сфера морали указывает на реальную сторону свободы. Свобода проявляется в том, что сущая воля (субъективные желания) становятся тождественными всеобщей воле (т.е. тождественными общепринятым нормам морали в рамках кооперативного сообщества). Внутреннее убеждение человека совпадает с общепринятыми моральными принципами и ценностями потребительской кооперации. Ценность пайщика определяется его внутренним поведением. Только в субъекте может реализоваться свобода воли и морали.
С целью повышения морального уровня своих пайщиков Центросоюз РФ с участием многих работников сферы потребкооперации и православной церкви разработал своеобразный "моральный кодекс" работников потребкооперации.
В частности, в этом кодексе записаны десять моральных принципов и рекомендаций. Приведем некоторые из них.
Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить и о духовном смысле жизни. Нельзя пренебрегать ни стремлением к материальному достатку, ни стремлением к духовному идеалу. Нужно создавать такой экономический уклад жизни, который будет способствовать реализации как духовных, так и материальных интересов личности. Речь идет о единстве материального и духовного, о невозможно -
сти пренебрегать той или другой стороной жизни человека. Материальное и духовное находятся в единстве и взаимодействии. Перевес одной стороны ведет к негативным последствиям.
Богатство не должно становиться самоцелью, оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Для нравственного человека собственность, богатство должны быть не только средством извлечения выгоды, но и средством служения идеалам добра и справедливости. Нравственный человек печется не только о своем собственном благополучии, но и думает о тех, кто не смог нормально устроиться в жизни. Малообеспеченным семьям требуется помощь не только со стороны государства и гражданского общества, но и со стороны богатых людей. Поделиться с ближним по человеческому роду — благая помощь богатого.
Нужно укреплять культуру деловых отношений, быть верным данному слову. Материальный капитал должен сочетаться с интеллектуальным капиталом. Деловые отношения должны строиться на взаимном уважении прав и законных интересов их участников. Деловая и нравственная репутация помогут предпринимателю решать многие хозяйственные вопросы. Если же предприниматели начинают обманывать друг друга, то между ними возникает конфликт, который может завершиться уничтожением одной из сторон.
Государство, общество, предприниматели должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности. Нужно улучшать медицинское обслуживание, социальное страхование. Предприятия потребкооперации призваны уделять внимание пожилым и больным людям, пенсионерам и инвалидам, детям-сиротам. К сожалению, названные категории людей остаются без должного внимания. Такое отношение к этим людям — есть аморальное поведение.
Работа не должна убивать и калечить человека. Нужно создавать достойные условия труда, строго соблюдать технику безопасности. Но в погоне за прибылью предприниматели часто забывают о человеке. Такое безнравственное поведение предпринимателей рано или поздно заканчивается разрушением их бизнеса, ибо люди не могут долго терпеть бесправие и унижение.
Политическая и экономическая власть должны быть разделены. В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам. Нравственно ответственный бизнес должен
исключать различные негативные явления: политический и религиозный экстремизм, духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков.
Нельзя присваивать чужое имущество, пренебрегать общим имуществом. Обманывая партнера, не воздавая работнику за труд, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
Требуется защита окружающей среды, своевременное решение экологических проблем.
Необременительные налоги — одна из основ эффективного и нравственного хозяйствования.
В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты. Реклама должна быть нравственной, не эксплуатировать половой инстинкт, не побуждать человека к пьянству и курению.
Нужно уважать институт собственнос-
ти, право владеть и распоряжаться имуществом (если, конечно, оно имеется).
Выводы. Как видно из экономических и моральных устремлений потребительской кооперации, Центросоюз РФ и его организации на местах делают попытку соединить материальное и духовное, экономику и нравственность, найти основу их взаимодействия. При этом экономическая деятельность остается первичной по отношению к моральным принципам хозяйствования. Однако показана и относительная самостоятельность морали по отношению к экономике, что в принципе не противоречит законам общественного развития.
В целом можно отметить, что потребительская кооперация имеет полное право на философский анализ ее проблем. Хотелось бы, чтобы ведущие философы страны и зарубежья подключились к анализу насущных философских вопросов потребительской кооперации.
Y. Gurov. CONSUMER COOPERATION PROBLEMS PHILOSOPHICAL ANALYSIS
The philosophical analysis of actual problems in consumer cooperatives is given in the article: the material and spiritual factors of its development, research methods of the conformity changes connected with social and economic situation, moral state of the Russian society. A shareholder is revealed to be the principle owner of consumer cooperation . Theoretical and practical conclusions have been elaborated for the further improvement of work in consumer cooperation.
ГУРОВ Юрий Степанович, 29.07.1938 г.р. Окончил филологический факультет Воронежского государственного университета; специальность: филолог, учитель русского языка и литературы.
Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центросоюза РФ "Российский университет кооперации";
Автор 250 опубликованных научных и научно-методических работ по проблемам философии, социологии, политологии, потребительской кооперации.
УДК 334.73:378] :004
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КООПЕРАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
А. В. Картузов
Одна из главных задач кооперативного образования сегодня — обеспечить высокое качество подготовки специалистов, вооружив их знаниями современных информационных технологий. В Чебоксарском кооперативном институте Российского университета кооперации для этих целей создан Центр информационных технологий.
В настоящее время компьютерная сеть института объединяет:
• 8 серверов для хранения файлов, системы электронной почты, доступа в Ин-
тернет, электронного каталога библиотеки, новых образовательных технологий;
• 412 компьютеров, в том числе 10 дисплейных классов.
Единая сеть построена по технологии Fast Ethernet (100 Мбит/с) с узловыми точками Gigabit Ethernet (100 Мбит/с) на кабеле типа витая пара категорий 5, 5e, б.
Файловый сервер хранит структурированную информацию и поддерживает аутентификацию пользователей с шифрованием пароля. Регулярно проводятся работы по ин-