Научная статья на тему 'Философские предпосылки проектирования взаимодействий в техногенном мире: цивилизационный подход в работах А. В. Солдатова'

Философские предпосылки проектирования взаимодействий в техногенном мире: цивилизационный подход в работах А. В. Солдатова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ТЕХНОГЕННЫЕ СРЕДЫ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЭТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ГУМАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ / MAN-MADE ENVIRONMENT / CIVILIZATION APPROACH / ETHICAL COMMUNICATION / LIFE-WORLD / INFORMATION FLOWS / HUMANITARIAN CONTROL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисков Антон Владимирович

Статья посвящена актуальной проблеме концептуальных оснований человекоразмерного подхода в анализе современной технологической культуры. Цель автора уточнение принципов гуманитарного контроля в проектировании взаимодействий в техногенных средах. В исследовании предпосылок современного гуманитарного контроля над информационными потоками автор использует системный метод. Особое внимание уделено феноменам миропонимания и мироздания, взаимосвязи науки и религии в формировании жизненного мира. Подчеркивается, что цивилизационный подход А.В.Солдатова, который выделяет актуальность этической связи как основы человекоразмерного проектирования взаимодействий в техногенных средах, чрезвычайно важен для устойчивого развития общества и техносферы в информационной стадии. Цивилизация в настоящее время трактуется как общества знания, объединяющие компоненты техносферы и политические, этические, культурные, духовные параметры развития. Этическая линия взаимосвязи науки и религии в формировании жизненного мира человека занимает важное место. Эта установка призвана противодействовать технологии информационного манипулирования, опирающейся на механизмы подражания и некритического восприятия в адаптации индивидов к информационно-коммуникативной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL BACKGROUNDS OF THE DESIGN OF INTERACTIONS IN MAN-MADE WORLD: A CIVILIZATIONAL APPROACH IN THE WORK OF A. V. SOLDATOV

The article is devoted the actual problem of conceptual grounds of humanitarian approach to the analysis of modern technological culture. The author's goal is the refinement of the principles of humanitarian control in the design of interactions in anthropogenic environments. In the study of the origins of modern humanitarian control over the information flows the author uses the systematic method. Special attention is paid to the phenomenons of worldview and the relationship of science and religion in the formation of the life-world. It is emphasized that Alexander V. Soldatov‘s civilizational approach, which highlights the relevance of ethical communication as the basis of humanitarian design interactions in anthropogenic environments, extremely important for the sustainable development of society and the technosphere in the information stage. Civilization currently is treated as a knowledge society, combining the components of the technosphere and the political, ethical, cultural, and spiritual dimensions of development. The ethical line of the relationship between science and religion is important for the formation of the vital world of the person. This plant is intended to counteract to the technologies of information manipulation based on the mechanisms of imitation and uncritical perception in the adaptation of individuals to the information-communicative environment.

Текст научной работы на тему «Философские предпосылки проектирования взаимодействий в техногенном мире: цивилизационный подход в работах А. В. Солдатова»

DOI: 10.18721/JHSS.8206 УДК 1/14-140.8

философские предпосылки проектирования взаимодействий в техногенном мире: цивилизационный подход в работах а.в. солдатова

А.В. Денисков

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена актуальной проблеме концептуальных оснований человеко-размерного подхода в анализе современной технологической культуры. Целью является уточнение принципов гуманитарного контроля в проектировании взаимодействий в техногенных средах. В исследовании предпосылок современного гуманитарного контроля над информационными потоками использован системный метод. Особое внимание уделено феноменам миропонимания и мироздания, взаимосвязи науки и религии в формировании жизненного мира. Подчеркивается, что цивилизационный подход А.В. Солдатова, который выделяет актуальность этической связи как основы человекоразмерного проектирования взаимодействий в техногенных средах, чрезвычайно важен для устойчивого развития общества и техносферы в информационной стадии. цивилизация в настоящее время трактуется как общества знания, объединяющие компоненты техносферы и политические, этические, культурные, духовные параметры развития. Этическая линия взаимосвязи науки и религии в формировании жизненного мира человека занимает важное место. Эта установка призвана противодействовать технологии информационного манипулирования, опирающейся на механизмы подражания и некритического восприятия в адаптации индивидов к информационно-коммуникативной среде.

Ключевые слова: техногенные среды; цивилизационный подход; этическая связь; жизненный мир; информационные потоки; гуманитарный контроль

Ссылка при цитировании: Денисков А.В. Философские предпосылки проектирования взаимодействий в техногенном мире: цивилизационный подход в работах А.В. Солдатова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 2. С. 61-67. DOI: 10.18721/JHSS.8206

philosophical background of the design of interactions in a man-made world: a civilizational approach in the works of a.v. soldatov

A.V. Deniskov

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation

The article is dedicated the significant problem of the conceptual grounds of the humanitarian approach to the analysis of modern technological culture. The author's goal is the refinement of the principles of humanitarian control in the design of interactions

in anthropogenic environments. Studying the origins of modern humanitarian control over the information flows, the author uses the systematic method. Special attention is paid to the phenomenona of the worldview and the universe and the relationship of science and religion in the formation of the life-world. It is emphasized that Soldatov's civilizational approach, which highlights the importance of ethical communication as the basis of humanitarian design of interactions in anthropogenic environments, is extremely important for the sustainable development of society and the technosphere in the information stage. Civilization is currently treated as a knowledge society, combining the components of the technosphere and the political, ethical, cultural, and spiritual dimensions of development. The ethical line of the relationship between science and religion is important for the formation of the human life-world. This concept is intended to counteract the technologies of information manipulation based on the mechanisms of imitation and uncritical perception in the adaptation of individuals to the information-communicative environment.

Keywords: man-made environment; civilization approach; science; ethical communication; life-world; information flows; humanitarian control

Citation: A.V Deniskov, Philosophical background of the design of interactions in a man-made world: a civilizational approach in the works of A.V. Soldatov, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 8 (2) (2017) 61-67. DOI: 10.18721/JHSS.8206

Введение

Характерной чертой современного технологического уклада выступает особая цифровая культура, явившаяся порождением глобальной информатизации и компьютерной революции конца XX в. Информационные среды, сложившиеся в постиндустриальную эпоху, активно изучаются представителями точных дисциплин, естественных и гуманитарных отраслей знаний. Философский анализ основных тенденций развития человечества в связи с идеями глобализации сосредоточен на проблеме органичного соединения разных аспектов взаимодействий в информационных средах (технологических, коммуникативных, социокультурных, ценностных). Актуальность междисциплинарного анализа взаимодействий в информационных средах определяется интенсивным развитием сетевого технологического уклада и виртуализацией цифрового пространства.

Задачи данной статьи актуализируются анализом философско-методологических предпосылок гуманитарного контроля при проектировании взаимодействий в информационных средах постиндустриального пространства.

В методологии проектирования взаимодействий моделирование картины мира имеет ключевое значение. Обратимся к анализу философских идей, касающихся базовых категорий мировоззренческого плана, в трудах Александра Васильевича Солдатова [1, 2].

Уже в своих самых первых научных работах А.В. Солдатов обосновывает историко-философский аспект постулата о триединстве форм моделирования мироздания: научной, художественной и религиозной формы. Эта идея активно развивается им и в последующих работах [3, 4]. Необходимо отметить, что Солдатовым в 1990 г. в понятийный аппарат философии введено определение термина «мироздание», под которым он понимает окружающую человека реальность, моделируемую посредством научного, художественного и религиозного методов. универсум мироздания, по Солдатову, также включает познающего эту реальность субъекта и его сознание как главные компоненты бытия. Характерно, что ранее слову «мироздание», толкуемому как бесконечно простирающаяся Вселенная, мыслители разных эпох — от Платона до наших современников — не подобрали определения. Так, в платоновских «Диалогах» Тимей пересказыва-

ет Сократу миф о миросоздании. Таким образом автор подчеркивает, что это мнение, а не знание. Демокрит, развивая идею о множественности миров, называет Вселенную «великим миростроем». И. Кеплер в книге «Тайны мироздания» (1596) выстраивает его структуру на основе «геометрии вселенной». в толковом «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объяснение дается в описательной форме. В XX в. и в наши дни выдающиеся ученые используют представления о мироздании во всем комплексе концепций современной физики — единой теории поля (А. Эйнштейн и др.), теории физического вакуума (Г.И. Шипов), концепции Большого взрыва и др.

В более поздних работах А.В. Солдатов не однажды возвращается к фундаментальной теме мироздания [5—7], возводя все новые этажи над «зданием мира». Так, исследуя философские концепции русских религиозных мыслителей, он неявно углубляет собственное толкование понятия «мироздание» (мир этот обладает качественно иным — «самостоятельным, изнутри развивающимся, а не только извне упорядочиваемым бытием». — Н.О. Лосский)1.

Основная часть

В постсоветский период, в условиях глубокого идейного кризиса общества, для России стал актуальным поиск путей формирования духовного обновления личности. А.В. Солдатов был одним из первых ученых, рассмотревших образовательную, идейную, нравственную ценность науки о религии, ее истории, религиоведения как дисциплины. Междисциплинарный подход в образовательной деятельности становится основополагающим принципом работы педагогического коллектива, возглавляемого Солдатовым (с 1990 г. А.В. Солдатов трудится в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, является профессором, заведующим кафедрой социологии и философии факультета естественно-научного и гуманитарного образования).

В трудах ученого, посвященных исследованию религиозной культуры, отмечалась ее духовная основа, а сама она анализировалась как феномен, способствующий гармоничному

1 Религиоведение / науч. ред. А.В. Солдатов. СПб.: Лань, 2007. С. 115-116.

развитию личности. В работах Солдатова доказано, что одна из основных задач религии - интегрирующая. Благодаря этому именно религиозная культура до настоящего времени служит механизмом создания пространства человеческого единения. кроме того, как подчеркивает ученый, религиозная культура подвижна, это активно развивающаяся духовная рациональность, нацеленная на трансляцию межпоколенных традиций. Религия, сохраняя таинство своей ментальной специфики, способна впитывать новые знания и сочетаться с другими реальностями (технологической, коммуникационной, виртуальной и др.). Религия, объединяя людей, образует общее информационно-коммуникативное поле.

В более поздних трудах А.В. Солдатова анализ религиозных проблем дополнен описанием фоновых параметров, социальных и политических. В ряде публикаций начала 2000-х гг. ученый уделяет особое внимание разграничению функций науки и религии в освещении феномена миропонимания. «Проблема соотношения науки и религии может быть понята как установление границ науки по отношению как к философии, так и к богословию» [4, с. 145]. Ссылаясь на слова протоиерея Е. Капралова, А.В. Солдатов так объясняет различие между наукой и философией/богословием: наука всегда ставит вопрос «Что это такое?», философы и богословы спрашивают: «Почему это имеет место быть?»

Анализируя религиозную проблематику, Солдатов рассматривает религиозное знание в его взаимосвязи с другими типами знаний. Ученый определил таксономию познавательной деятельности, выделив наряду с религиозным знанием также обыденное, научное, паранаучное, эстетическое и философское. основанием для этого стали функциональные особенности каждого из названных типов знаний. Солдатов показывает, что каждому этапу развития цивилизации сопутствует появление нового типа знаний.

Выделяя глубинные проблемы, А.В. Сол-датов постоянно подчеркивает: необходимо приближать философию к человеку, его чувствованиям и придавать абстрактным вопросам человеческое измерение: субъект и его сознание — главные компоненты бытия [8]; человеку принадлежит особое место во Вселенной;

он центр мироздания, его средоточие; законы природы соотносимы с его потребностями и поступками; в человеке есть «всё типическое, присущее любому мыслящему созданию, а его разум способен постичь мир во всем его многообразии» [7, с. 34].

Для рассмотрения специфики функционирования религии в современном мире A.B. Сол-датов анализирует процессы, происходящие в обществах знаний. Ученый затрагивает вопрос о необходимости диалога науки и религии [4, с. 146]. Он является убежденным сторонником идеи возможного сосуществования светских и церковных традиций, основанной на ценностном, смысловом, историческом и мифологическом единстве.

в мире макрокосма, когда пристальное внимание представителей как науки, так и религии обращено к концепциям эволюции мира и явлениям, происходящим во Вселенной (например, к теории Большого взрыва), у богословов современности появляется целый ряд собственных идей по поводу зарождения мира. Так, в ряде изданий отмечается, что автором теории расширяющейся вселенной (разработанной им независимо от концепции космологической модели советского математика и геофизика A.A. Фридмана) является бельгийский католический священник Ж. Леметр. Несмотря на то что в научных кругах его точку зрения на происхождение мира, изложенную в статье «Однородная Вселенная постоянной массы и возрастающего радиуса, объясняющая радиальные скорости внегалактических туманностей» (1927), иронично назвали Большим взрывом, впоследствии это наименование прочно вошло в официальную космологию. Владыка Василий (Родзянко) в своей интерпретации пытается соотнести Большой взрыв и события, описанные в Библии [Там же. С. 145—146]. Здесь актуальным становится приведенное солдатовым высказывание В.Н. Ильина (Париж, 1930): «Библия и наука нуждаются друг в друге, дополняют друг друга» [Там же. С. 145]. Это не единственный случай, когда совпала направленность интереса науки и религии к той или иной философской проблеме. Так, в XVIII в. епископ Парижский официально заявил о совместимости учения о множественности миров с христианским вероучением [См.: 7, с. 34].

Глубокие философские исследования А.В. Солдатова освещают различные грани развития общества, в частности социальная актуальность религии представлена им с учетом антропологической и социологической парадигм, как постижение причинно-следственных закономерностей развития цивилизации. Ученый постулирует религиозную культуру и историю религии как часть общечеловеческой культуры и как фрагмент всемирной истории.

Дискуссия

Исследователи, анализирующие специфику современного технологического пространства, отмечают, что структура цифровой реальности складывается на основе деперсони-фицированных субъектных взаимодействий и формирует безличностные отношения субъектов в телекоммуникационных системах. Однако человекоразмерный принцип социотехни-ческого проектирования смещает приоритеты на компоненты человеческой деятельности [9, с. 15]. Цивилизационный подход А.В. Солдатова выделяет актуальность этической связи как гуманитарной основы человеческих взаимодействий в техногенном мире: «Русские религиозные философы хорошо видели основную слабость современной им космологии — отсутствие человеческого фактора» [4, с. 146].

К теме человекоразмерности бытия обращались многие философы. Так, Р. Декарт сформулировал концепцию, согласно которой человек — единственное условие возможности существования мира («Я мыслю, следовательно, я существую»). По Б. Паскалю, «мы познаем истину не только разумом, но и сердцем» [10, с. 304]. Н. Бердяев в своем труде «О назначении человека» называл тему личности основной, изначальной проблемой.

идея о необходимости объединения технологических достижений и духовных элементов человека не однажды высказывалась учеными, исследователями, гуманистами различных эпох (в XX в. - В.И. Вернадским, М. Фуко, Ф. Фуку-ямой, Ю. Хабермасом и др.). В книгах «Археология знания», «воля к знанию» М. Фуко постулирует гуманитарно-экологический подход к анализу современной эпохи, утверждая, что игнорирование человекоразмерного аспекта развития науки и техники чревато серьезными издержками. Современность подтвердила

достоверность его идеи о том, что с помощью индустрии сверхтехнологий человек способен трансформировать и живую природу, и иммунную систему человека, интеллект, нейросисте-му. данная концепция подчеркивает важность гуманитарно-экологического принципа при проектировании взаимодействий субъектов в сетевых информационных средах и призывает адекватно оценивать новые технологические возможности человека и человечества.

А. Печчеи, говоря о гуманистической парадигме общественного развития, отмечал, что главной отличительной чертой рождающейся, переживающей начальный период фазы становления постиндустриальной цивилизации является возрождение гуманизма [11, с. 10]. Современные исследователи В.Г. Иванов и М.Л. Лезгина подчеркивают, что человек выступает «олицетворением единства микро- и макрокосма» [12, с. 123], а В.И. Стрельченко отмечает, что все вопросы философии могут быть правильно истолкованы только в контексте анализа антропологической тематики [13].

В измерениях техногенного пространства цивилизация знаний отличается от цивилизации роботов. Векторы современного развития обозначены такими направлениями, как улучшение человеческой природы на основе использования МВ1С-конвергентных технологий (а в футурологической перспективе — создание постчеловека, бессмертного сверхразумного физического существа, по функциям приближающегося к машине) и создание искусственного интеллекта (а в отдаленном будущем — формирование сложных саморазвивающихся систем, населенных технологическими существами, по функциям приближающимися к человеку). доктрина техногенной цивилизации позволяет оценивать перспективы науки в следующие десятилетия в плане создания адекватной дивергентной технологии, позволяющей корректировать конвергентную направленность глобальных энергоинформационных процессов, — создания человека с функциями машины и создания машины с функциями человека.

Заключение

Формирование современного технологического уклада связано с развитием информационно-коммуникативных технологий. Информационные среды являются составной частью интеллектуальных сред, характеризующих условия функционирования всего потенциала накопленных человеком знаний и, в свою очередь, входящих в более мощную структуру техногенных сред, при исследовании которых объектом анализа являются человеческая цивилизация и воздействие, оказываемое на людей продуктами деятельности постиндустриального мира. Понятие информационные среды включает полный набор факторов, обеспечивающих появление и функционирование новых знаний, а также механизмы их воздействия на индивидов.

Цивилизация в настоящее время трактуется как общества знания, объединяющие компоненты техносферы, иносферы и политические, этические, культурные, духовные параметры развития. Контроль над информационными потоками крайне важен в условиях адекватного функционирования техносферы и устойчивого развития общества в постинформационной стадии. В конструировании социо-технических взаимодействий базовое значение признается за человеком и его менталитетом, указывающим ценностные границы восприятия, понимания и действия, присущие той или иной общности.

Гуманитарный подход опирается на антропологическую установку проектирования взаимодействий в сетевых информационных средах, выдвигая в качестве приоритета ориентацию на жизненный мир человека. Этическая линия взаимосвязи науки и религии в формировании жизненного мира человека занимает важное место. Эта установка призвана противодействовать технологии информационного манипулирования, опирающейся на механизмы подражания и некритического восприятия в адаптации индивидов к информационно-коммуникативной среде.

список литературы

1. soldatov A.v. The problem of alternative modeling of the structure of the world in science and culture [Проблема альтернативного моделирования структуры мира в науке и культуре] // Materials of the Intern. conf. on the philosophy of science. Beijing, 1992.

2. soldatov a.v. The Problem of the Original World and the Structure of the Universe [Проблема первоначал мира и структура Вселенной] // Proceedings of the IV European congr. on science and theology. Rome, 1992.

3. Рабош В.А., Солдатов А.В. Структура мироздания в художественной и научной картинах мира // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 30-41.

4. Солдатов А.В. Наука и религия в русской религиозной философии // Вестн. рус. христиан. гуманитар. акад. 2007. Т. 8, № 2. С. 142-146.

5. Введение в философию / под ред. А.В. Солда-това. СПб.: Лань, 2007. 575 с.

6. Медведев В.И, Солдатов А.В., Шевченко М.М. Естественно-научная и гуманитарная среда как фундаментальная основа формирования специалиста (на примере СПбГМТУ) // Морской вестник. 2015. № 4 (56). С. 120-121.

7. Солдатов А.В. Развитие идеи множественности миров в европейской философии и богословии ХУП-Х1Х веков // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2012. № 146. С. 33-41.

8. Солдатов А.В. Проблемы мировоззрения в науке и культуре: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 28 с.

9. Шипунова О.Д., Коломейцев И.В. Социотех-ническая система и социокультурная среда в современном обществе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2010. № 1 (105). С. 15-21.

10. Паскаль Б. Мысли // Антол. мировой филос. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. 776 с.

11. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.

12. Лезгина М.Л., Иванов В.Г. Эпистемологический анализ развертывания математической идеи в Новое время // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 122-131. Б01: 10.5862ZJHSS.255.14.

13. Стрельченко В.И. От антропологии «Картины.» А.И. Галича к философии человека // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5, № 10. С. 11-18.

ДЕНИСКОВ Антон Владимирович - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; deniskov_anton@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2017 г., принята к публикации 11.05.2017г.

references

[1] A.V Soldatov, The problem of alternative modeling of the structure of the world in science and culture, materials of the Intern. conf. on the philosophy of science, Beijing, 1992.

[2] A.V. Soldatov, The problem of the original world and the structure of the Universe, proc. of the IV European congr. on science and theology, Rome, 1992.

[3] V.A. Rabosh, A.V Soldatov, [The Structure of the Universe in the Artistic and Scientific Pictures of the World], Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science, 171 (2014) 30-41.

[4] A.V. Soldatov, [Science and religion in Russian religious philosophy], Bulletin of the Russian Christian humanitarian Academy, 8 (2) (2007) 142-146.

[5] Vvedenie v filosofiyu [Introduction to Philosophy], ed. by A.V Soldatov, Lan', St. Petersburg, 2007.

[6] V.I. Medvedev, A.V Soldatov, M.M. Shevchen-ko, [Science and the Humanities environment as a fundamental basis for the formation of a specialist (for ex-

ample, SpbGMTU)], Morskoy vestnik, 4 (56) (2015) 120-121.

[7] A.V Soldatov, [The Development of the Idea of Plurality of Worlds in European Philosophy and Theology of the XVII-XIX centuries], Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science, 146 (2012) 33-41.

[8] A.V Soldatov, Problemy mirovozzreniya v nauke i cul'ture [The problems of philosophy in science and culture. Abstr. doct. diss.], Leningrad State Univ., Leningrad, 1990.

[9] O.D. Shipunova, I.V. Kolomeytsev, [Socio-tech-nical system and socio-cultural environment in contemporary society], St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 1 (105) (2010) 15-21.

[10] B. Pascal, Mysli [Thoughts], [Anthology of World Philosophy], in 4 vol. of vol. 2, Mysl', Moscow, 1970.

[11] A. Pechchei, Chelovecheskie kachestva [Human qualities], Progress, Moscow, 1985.

[12] M.L. Lezgina, V.G. Ivanov, [An Epistemologi-cal Analysis of the Deployment of Mathematical Idea in the New Age], St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 4 (255) (2016) 122-131. DOI: 10.5862/JHSS.255.14.

[13] VI. Strel'chenko, [From anthropology "Pictures..." of A.I. Galicia to the philosophy of human], Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science, 5 (10) (2005) 11-18.

DENISKOV Anton V. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; deniskov_anton@mail.ru Received 07.04.2017, accepted 11.05.2017.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.