УДК 141.131(091)
Л.Л. Архангельский, аспирант (4872)265933, агИапце! nataly@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕМИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ И. А. ИЛЬИНА
Рассматриваются основы правовой философии Ивана Ильина. Выявляется своеобразие влияния западноевропейской и отечественной философской традиции на правовую концепцию философа.
Ключевые слова: мировоззрение, концепция, принцип.
И.А. Ильин является представителем русской религиозной философии. В его работах прослеживается как влияние его предшественников и современников, так и совершенно новые взгляды на исследование феномена права. Определяя русскую религиозную философию как самостоятельное интеллектуальное течение, исследователи, как правило, исходят из несомненной общности характерных признаков философских воззрений ее представителей, которые позволяют говорить о своеобразии русской религиозной философии. В качестве главных характеристик религиозной философии в России они называют чаще всего ее онтологизм, антропологизм, этицизм, стремление ее представителей к «целостному познанию» на основе непосредственного предметного опыта, постижению реальности в ее укорененности в Абсолютном.
Определяющее воздействие на становления научного мировоззрения И. А. Ильина оказали П. И. Новгородцев и Е. Н. Трубецкой. Идеи первого, являвшегося научным руководителем начинающего философа, определили дальнейшие творческие усилия молодого студента. В работах раннего периода творчества И.А. Ильина происходит методичное и глубокое усвоение западной философской традиции через анализ классических философских систем. В центре его внимания оказались труды отечественных и зарубежных философов различных научных направлений и школ: С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, Аристотеля, В. Виндельбанда, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гуссереля, В. Дильтея, Р. Йерин-га, И. Канта, Платона, Г. Риккерта, И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахера и др.
Именно в этот период определяются главные методологические принципы творчества И.А. Ильина - методологический плюрализм, сочетание рациональных и внерациональных приемов познания, интуитивный акт как основной источник философского знания. Специфическим методом познания, используемым отечественным мыслителем, является «вчув-ствование» субъекта, представляющее собой творческий синтез гегелевской диалектики, феноменологии Э. Гуссерля, а также герменевтики Ф. Шлейермахера и В. Дильтея с учетом предложенного неокантианцами Ба-
денской школы различия «наук о природе» и «наук о духе». На этой методологической основе, органично дополненной традицией русской «философии сердца», И.А. Ильиным было переработано классическое европейское (от Платона и Аристотеля до Монтескье, Канта и Гегеля) и отечественное философское наследие (от славянофилов, Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева до Б.Н. Чичерина, Е.Н. Трубецкого и П.И. Новгородцева).
Собственные методологические приемы философского познания И. А. Ильина выражаются в творческой переработке гегелевской диалектики, герменевтики В. Дильтея и феноменологии Э. Гуссерля. Мыслитель обозначил это как: «вчувствование» и «сердечное созерцание», как онтологическое переживание, сочетающие в себе рациональные и внерациональные методы познания. Религиозная вера становится определяющим критерием при постановке социально-философских проблем и выборе приемов и способов их разрешения.
Большое влияние на философкую концепцию И.А. Ильина оказала работа М. Штирнера "Единственный и его собственность". Интерес мыслителя к личностному аспекту бытия в таком ракурсе виден в работе "Опыт по истории индивидуализма"[2, с 60], посвященной анализу учения Штирнера.
Ильин разделяет точку зрения Штирнера о единственности человека, его самобытности, исключительности, отъединенности, самоценности. Вместе с тем, в работе о Штирнере у Ильина впервые появляется проблема "конкретности человека как части конкретной действительно-сти"[2, с. 62]. Ильин выделяет и свойства конкретного - сложность, своеобразность, неповторяемость, обособленность. Каждое "Я" именно потому неповторяемо, что бесконечно сложно, и именно потому бесконечно сложно, что конкретно. Обнаружение все новых и новых свойств конкретно-эмпирического как такового Ильин обозначает термином «иррациональность». Конкретному эмпирическому человеку свойственна бесконечная "иррациональная глубина"[2, с.73], то есть человек обладает теми иррациональными свойствами, которые нельзя ограничить "рационалистическими формами и рамками".
Понятие «человек» у И.А. Ильина обычно отображает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно включает и биологическую, и психическую, и социальную характеристики. Философ, с одной стороны, представляет человека естественным, органическим существом, с другой -активным субъектом истории. Но каждое человеческое существо философ признавал самобытным, оригинальным, индивидуальным; считал, что никакие повторения невозможны: «Все люди своеобразны и единственны в своем роде и в своей субъективности, несмотря на кажущееся обилие отдельных сходных черт...»[3, с.43]. Понятие же «личность» вбирает в себя все многообразие социальных качеств, связей, отношений человека и акцентирует внимание на целостности его внутреннего, духовного мира.
Кроме того, возможно, стремясь подчеркнуть взаимосвязь этих понятий, в своих работах И.А. Ильин часто использует сочетание «человеческая личность», которая, по его мнению, является носителем основных атрибутов духовности.
Описание Ильиным структуры акта соединения сознания с абсолютным бытием заставляет вспомнить концепцию С. Кьеркегора, у которого выявление подлинной сущности человека предстает как аналогичный противоречивый процесс, начинающийся с безнадежного противостояния конечного человека бесконечному бытию Бога (состояние «отчаяния») и завершающийся самозабвенным слиянием с ним. Как пишет Кьеркегор, «во всей человеческой жизни, которая верит, что она уже бесконечна или же желает быть таковой, каждое мгновение является отчаянием. Ибо «Я» — это синтез конечного, которое ограничивает, и бесконечного, которое делает безграничным. Отчаяние, которое теряется в бесконечном, все же воображаемо, ущербно; ибо при этом «Я» нездорово и неискренне в своем отчаянии, — ведь, только отчаявшись и став прозрачным для себя, это «Я» погружается в Бога»[4,с.268]. Однако в отличие от психологической трактовки этого процесса у Кьеркегора Ильин делает акцент на онтологическом смысле акта растворения в Абсолюте, в подлинном бытии.
На философские взгляды Ильина значительное влияние оказало знакомство с феноменологией Э. Гуссерля. Гуссерль, в отличие от своих предшественников, рассматривал феноменологию не как описательную процедуру изучения объекта исследования, а как способ философствования, способ размышления над "1) путями, которыми реализуется наш коллективный опыт, 2) над критерием согласованности различных типов опыта и 3) над адекватностью этого опыта".
Вооружившись феноменологическим методом, И.А. Ильин обращает свое внимание на философское наследие Фихте - сначала в большой историко-философской работе "Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего", посвященной исследованию идеи Абсолютного «Я», а затем в речи "Философия Фихте как религия совести".
По мнению Ильина, проблема человеческого духа трансформируется у Фихте в учение об идеале, а Абсолютное Я становится конечной целью, "регулятивной идеей". В конечном итоге, анализируя осуществление Фихте замысла наукоучения, Ильин утверждает, что философ не справился с поставленной перед собой задачей: "человек никогда не станет Богом и никогда не получит творческой способности - это неосуществимая мечта и ограниченность есть удел человеческого существования"[5,с.305].
У Фихте Ильин принимает для себя идею, согласно которой человек как таковой состоит из двух начал: абсолютного и конечного, метафизического и эмпирического и т. п., и лишь вкупе, вместе они образуют Человека. Поэтому, делает вывод Ильин, "кроме человеческого духа - нет ничего, человеческий дух есть единственный предмет познания". Что же то-
гда есть Божество? Божественное совпадает с абсолютным началом человеческого духа, точнее, "в Абсолютном Я - человеческое есть Божественное и Божественное есть человеческое"[5,с.334].
В работе "Философия Фихте как религия совести"[6,с.65] Ильин еще четче формулирует это положение: "Человеческий дух в основе своей сам божественен; Божество не вне его; оно не есть для него метафизическое инобытие. Человек обретает Бога в себе самом, через себя самого, он познает, что есть сфера, где человеческий дух, оставаясь по форме своего бытия человеческим духом, есть по существенной природе своей сама подлинная Божественная реальность "[6,с.66].
Отдавая много времени публицистической и общественной деятельности, Ильин интенсивно занимается своей магистерской диссертацией "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", которую защищает в 1918 году, получая сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.
Ильин отказывается рассматривать философию Гегеля как абсолютный рационализм с его главным принципом тождества разума и действительности, сводящим всю полноту и многообразие бытия к проявлениям Абсолютного Духа, он утверждает, что Гегель в конечном итоге заменил свою концепцию рационализма на концепцию телеологии [7,с.490]. "Замысел Гегеля скрывал некоторое примирение между рационализмом и иррационализмом [7,с.491], "Романтическое содержание одерживает верх над рационалистической формой [7,с.492], и, в конце концов, "рационализм Гегеля переходит в телеологизм [7,с.495].
Истинный метод философствования Гегеля (как вид и способ познания), уверяет Ильин, не диалектика, а спекулятивное созерцание, интуитивное "узрение" сущности предмета, а затем его описание (понимающее и объясняющее), то есть интеллектуальная интуиция (по терминологии немецкой классической философии). Диалектику же Ильин принимает не за некий "рассудочный" (а потому "мертвый", абстрактно-формальный) метод, а за способ бытия предмета, то есть за "объективное состоя-ние"[7,с.114], за "ритм" бытия, "подлинное состояние самого предмета». Ключ же к пониманию всей философии духа, по утверждению исследователя, лежит в концепции человека.
Именно в человеке Ильин находит у Гегеля "симбиоз" двух стихий: рациональной и иррациональной. А назначение человека - избавиться от двойственности и прийти к единству, потому что дух человека есть модус самого Божества.
Бог не дает спасения от бессмысленности страданий и зла. Но остается все же одна надежда: на себя самого. И человек становится абсолютно ответственным за все, происходящее в мире. И все зло мира перемещается в душу человека, становится его "душевной склонностью". Отсюда харак-
терное для философии Гегеля сверхчувственное внутреннее созерцание превращается у Ильина в акт "созерцающего сердца", "предметность".
Такое внимание к нравственным феноменам И. А. Ильин объясняет тем, что "каждый человек, независимо от образования и личной одарен-носги, становится участником национального, философского и метафизического дела, поскольку он в жизни своей ищет истинного знания, радуется художественной красоте, вынашивает душевную доброту, совершает подвиг мужества, бескорыстия или самоотвержения, молится Богу добра, растит в себе или других правосознание и политический смысл, или даже просто борется со своими уничижающими дух слабостями"[8,с.60].
Мировоззрение Ильина, воспитанное на достижениях западноевропейской философской мысли, вместе с тем испытало значительное влияние христианской традиции, русской религиозной философии. Характерная для И. А. Ильина религиозность, нравственная ориентированность во многом обусловлена увлечением философией Вл. С. Соловьева. Особое место в творчестве Соловьева занимает традиционная для нравственной философии проблема соотношения права и морали.
Таким образом, согласно Соловьеву, единая социальная задача объединяет и право, и мораль; однако ее достижение происходит различными путями. Нравственность действует путем наложения односторонней обязанности, в то время как право устанавливает не только обязанность, но и притязание. То же находим у Ильина: "несмотря на то, что между нормами права и нормами морали имеются столь существенные отличия, между ними не порывается и не должна порываться живая связь".
Рассматривая право как творение Бога, Ильин считает, что законы, которые должны существовать на земле, в человеческом обществе, организующие его деятельность, - это нормы, правила, указывающие человеку лучший путь его внешнего поведения. При выборе вида своего поведения человек всегда "прав", следуя этому пути, и "неправ", если он его не придерживается.
Исследуя душевно-духовную сущность права и государства, подчеркивая их неразрывную связь с религиозной культурой, Ильин во многом солидарен с трактовкой религии, данной С. Булгаковым: "В религии человек ощущает, что его видят и знают, прежде чем он себя узнает, но вместе с тем он сознает себя удаленным, отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится восстановить связь, установить религию. Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом. Если эту религиозную формулу перевести на язык философский, она получает такое выражение: религия есть переживание трансцендентного, становящегося постольку имманентным, однако, при сохранении своей трансцендентности, переживание трансцендентно-имманентно"[9,с.6].
Таким образом, по Ильину, право, государство, воплощающие Божественный промысел на земле, направлены на создание христианской культуры, общества, построенного на основах справедливости.
Проблемы смысла человеческой жизни, абсолютной ответственности человека за все происходящее в обществе составляют основу творчества И. А. Ильина. Стремление разрешить их, определить критерии нравственных ценностей, основы духовной жизни определило логику философских воззрений Ильина.
В воспитании человеческого духовного характера значительное место И. А. Ильин уделяет идее ранга. Под влиянием Т. Карлейля Ильин критикует распространенное мнение, присущее республиканскому сознанию, что все люди равны. Причем подобный эгалитаризм ведет свое начало не от французской революции, а это вообще "одна из основных человеческих слабостей, которая обнаруживалась еще в древности, и, иногда притом, в самых острых и разрушительных формах"[10,с.483].
Ильин считает, что человечество в развитии и организации общества ориентировалось на две установки. Первая установка сосредоточивает свое внимание на сходном, общем у людей и, как следствие, выдвигает требование политического и хозяйственного уравнения этого сходного. Вторая установка делает акцент на различиях людей и настаивает на том, "что справедливость требует различной классификации и неравного отождествления с теми, которые по существу своему различны и разноцен-ны"[10,с.484].
Ранг для Ильина - это не условное, искусственное или принудительное преимущество одного человека или одного социального слоя над другим. Идея ранга основывается на качественном преимуществе. Ильин пишет, что люди и перед лицом Бога, и от природы разнокачественны, разноценны, поэтому не должны быть уравнены в своих правах: "люди, признающие значение ранга (сторонники духа и справедливости, индивидуалисты) не верят ни в естественное равенство, ни в искусственное и насильственное уравнение"[11,с.275].
Эгалитарное мировоззрение Ильин считает лицемерным, так как не возможно реальное равенство всех людей во всем: люди от рождения не одинаковы, по-разному наделены способностями, и по мере своего развития люди еще больше усугубляют природное неравенство. Поэтому идея ранга воплощает справедливость, то есть осуществляет предметное неравенство: к людям относятся неодинаково, соответственно с их свойствами, качествами, знаниями и делами. Ильин солидарен с Т. Карлейлем, что государством должны управлять лучшие люди, проникшиеся целью государства - организацией духовной жизни своих граждан.
Таким образом, особенностью философских взглядов И. А. Ильина является своеобразный синтез западноевропейской и отечественной философской традиции:
1) личностные начала немецкой философии (Штирнер, Фихте) обращают И.А. Ильина к духовной природе всех социальных явлений, в том числе и права;
2) на философские взгляды Ильина значительное влияние оказала феноменология Э. Гуссерля;
3) взяв за основу этические аспекты немецкой классической философии, прежде всего философии Гегеля, гегелевское сверхчувственное внутреннее созерцание ("предметность" у Ильина), Ильин понимает нравственность как объективированный, социально реализованный абсолют и с этих позиций оценивает право, государство, народ, семью;
4) вслед за В.С. Соловьевым, С. Булгаковым Ильин испытывает значительное влияние православия, определившее духовную направленность и содержательность его творчества.
5) влияние оказали также труды С. Кьеркегора и Т. Карлейля.
Сплав многообразных идейных влияний, их оригинальная интерпретация во многом определили своеобразие творчества Ивана Александровича Ильина.
Список литературы
1. Ильин И.А. Философия права. Нравственная философия // Соч.: в 2 т. Т.1. М.: Изд-во «Медиум», 1993. 466 с.
2. Ильин И.А. Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма. // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 106.
3. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2006. 346 с.
4. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 412 с.
5. Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа. // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 111. 305 с.
6. Ильин И.А. Философия Фихте как религия совести. // Соч.: в 2 т. Т.1. М.: Изд-во «Медиум», 1993. 466 с.
7. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994., 490 с.
8. Ильин И.А. Философия жизни. // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия мировоззрения. М., 1990. 60 с.
9. Булгаков С. Свет Невечерний. М., 1917. 6 с.
10. Ильин И.А. Собрание соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т.4.
400 с.
11. Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992. 275 с.
L.L.Arhangelsky
PHILOSOPHICAL AND WORLD OUTLOOKING BASES OF THE LEGAL CONCEPT OFI.A.ILYIN
Bases of legal philosophy of Ivan Ilyin are considered. The originality of influence of the West European and Russian philosophical tradition on the legal concept of the philosopher comes to light.
Key words: world outlook, concept.
Получено 15. 10. 2012