Научная статья УДК 141
https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.12
Философские аспекты спортивной деятельности Александр Александрович Ишутин
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5130-9903
Аннотация. В статье рассматривается философская проблематика спортивной деятельности. Делается акцент на том, что спорт - это не только физическая активность, но и сложное явление, охватывающее множество аспектов человеческой жизни. Он имеет тесную связь с этикой, которая в контексте спорта касается проблем конкуренции и справедливости. Через призму аксиологии можно лучше понять ценностные ориентации, которые формируются через спорт, оценить их влияние на восприятие мира и себя. Эстетика помогает проанализировать гармонию, грацию движений спортсменов. Большую роль в данном контексте играют визуальное восприятие и зрелищность спортивных состязаний. Праксиология позволяет выявить цели, мотивацию и идеалы, которые могут стоять за занятием спортом. Он также является социальным институтом и рассматривается как важный элемент социальной структуры, отражающий и формирующий общественные нормы. Социальная философия дает возможность анализировать роль спорта в укреплении социальных связей и принадлежности к группе. Автор приходит к выводу, что противоречивые явления в современном спорте во многом связаны именно с мировоззренческим кризисом цивилизации.
Ключевые слова: спорт, этика, аксиология, общество, эстетика, право, политика, постмодернизм
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Ишутин А.А. Философские аспекты спортивной деятельности // Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 95-99. https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.12.
Original article
Philosophical Aspects of Sports Activity
Alexander A. Ishutin
Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5130-9903
Abstract. The presented article examines the philosophical problems of sports activity. The emphasis is placed on the fact that sport is not only physical activity, but also a complex phenomenon that encompasses many aspects of human life. Sport has a close connection with ethics, which considers issues of competition and fairness in the context of sport. Through the prism of axiology, we can better understand the value orientations that are formed through sports, how they affect our perception of the world and ourselves. Aesthetics helps to analyze the harmony and grace of athletes' movements. The visual perception and entertainment of sports events play an important role in this context. Praxeology helps to understand the goals, motivation, and ideals that may be behind playing sports. Sport is also a social institution and is seen as an important element of the social structure that reflects and shapes social norms. Social philosophy can analyze the role of sports in strengthening social ties and belonging to a group. The author of the article comes to the conclusion that contradictory phenomena in modern sports are largely related to the ideological crisis of modern civilization.
Keywords: sports, ethics, axiology, society, aesthetics, law, politics, postmodernism
Funding: Independent work.
For citation: Ishutin, A.A. (2025) Philosophical Aspects of Sports Activity. Society: Philosophy, History, Culture. (2), 95-99. Available from: doi:10.24158/fik.2025.2.12 (In Russian).
Введение. Спорт - это не только физическая активность, но и сложное явление, охватывающее множество аспектов человеческой жизни. Иногда в качестве отдельного раздела выделяют философию спорта, которая изучает его сущность, смысл и ценности. В 1920-х гг. философия спорта начала заявлять о себе как об отдельной научной дисциплине (Мельник, 2018: 137). Она рассматривает следующие вопросы: что такое спорт, каковы его цели, как он влияет на моральные и этические нормы, какова его роль в формировании идентичности и культуры?
Спорт имеет глубокие социальные корни и может служить инструментом для объединения людей. Он способствует формированию сообществ и национальной идентичности. Мировые
© Ишутин А.А., 2025
спортивные события часто становились символами единства и сотрудничества между народами. Однако спорт также может быть источником конфликтов и напряженности, особенно в контексте политических и культурных различий.
Спорт предоставляет уникальные возможности для самовыражения человека. Атлеты могут демонстрировать способности, преодолевая физические и психологические барьеры. В этом контексте спорт становится не просто соревнованием, а искусством, где каждый спортсмен своего рода художник, создающий уникальную историю через движение и достижение.
Цель исследования - рассмотреть мировоззренческие основания спортивной деятельности. Задачи работы:
1) рассмотреть спорт как объект изучения феноменологии и социальной философии;
2) обозначить этические и аксиологические моменты в спортивной активности;
3) определить эстетические элементы спортивной деятельности;
4) проанализировать спорт как объект исследования праксиологии.
Спорт как объект изучения феноменологии. Феноменология как философское направление сосредоточена на анализе опыта и сознания. Она стремится понять, как мы воспринимаем мир и как формируются наши переживания. В этом контексте спорт представляет собой интересный объект для исследования, поскольку он включает в себя не только физическую активность.
Одним из центральных философских понятий феноменологии является телесность. В контексте спорта тело становится не просто инструментом, а активным участником человеческого опыта. Спортсмены переживают свою физическую сущность через движения, ощущения, усталость и победы. Так, представитель экзистенциальной феноменологии М. Мерло-Понти подчеркивал важность восприятия тела как «живого» субъекта и характеризовал его как «ось мира», к которой обращены лики всех объектов (1999: 130). В этом плане спорт дает уникальную возможность исследовать, как тело взаимодействует с окружающей средой и как это взаимодействие влияет на качество спортивного опыта.
Э. Гуссерль, основатель феноменологии, подчеркивал важность интенциональности - способности сознания ориентироваться на объекты: «Наш интерес... направлен исключительно на подразумеваемую в смыслопридающем акте вещь» (2001: 50). В спорте это проявляется в том, как атлеты направляют внимание на конкретные цели, например выполнение сложного движения или достижение рекорда. Это создает уникальный опыт, в котором тело и сознание становятся единым целым.
Спорт формирует уникальную атмосферу времени и пространства, где нормы и правила определяют ход событий. С феноменологической точки зрения важно понять, как спортсмены и зрители переживают время, например как именно ощущение времени меняется в момент напряженной гонки или финального броска. Моменты концентрации, радости или разочарования можно воспринимать как перцептивные «вспышки», которые трансформируют восприятие реальности. Пространство спортивной арены, будь то стадион или тренировочное поле, также имеет особое значение, создавая среду, в которой происходит взаимодействие между спортсменами, зрителями и тренерами.
Спорт как объект изучения этики. Спорт имеет тесную связь с этикой - разделом философии, изучающим моральные принципы и нормы, которые руководят поведением людей. Взаимосвязь спорта и этики проявляется в ряде аспектов. Во-первых, следует коснуться проблемы справедливости. Честная игра является ключевым принципом в спорте. Этика помогает определить, что такое честная игра и почему она важна. Данный раздел философии также затрагивает такие вопросы, как допинг, коррупция и взаимоотношения соперников.
Также спорт часто выдвигает требование уважать соперников, тренеров, арбитров и болельщиков. Этические принципы проявляются в спортивном поведении и позволяют создать здоровую спортивную атмосферу. Атлеты - это еще и общественные деятели, и они несут ответственность за свои поступки и влияние на окружающих. Этика помогает определить нормы и ценности, которые лежат в основе этой ответственности.
Этика в спорте также касается вопросов конкуренции, стремления к победе и справедливости. Она позволяет выявить границы допустимого в погоне за успехом. Посредством этики можно лучше понять нравственные и моральные дилеммы, с которыми сталкиваются спортсмены, и разработать идеологию, которая способствует созданию справедливых, этичных и честных условий для тех, кто практикует спорт как основную деятельность. Эта деятельность дает возможность рассмотреть морально-нравственное состояние атлетов и их реакции, а также исследовать и такие метафизические вопросы, как случайность, причинность и свободная воля (Edgar, 2015).
Спорт как объект изучения аксиологии. Связь спорта с аксиологией - разделом философии, изучающим ценности и ценностные системы, - может быть весьма значимой. Спорт иг-
рает важную роль в формировании и отражении ценностей в обществе, а также в индивидуальных судьбах людей. Аксиология помогает анализировать и понимать ценности, лежащие в основе спортивной деятельности. Спорт в каком-то смысле поощряет ценности спортивной конкуренции, стремления к лучшему и достижения целей. Аксиология исследует, как эти ценности влияют на мотивацию спортсменов и их отношение к спортивным достижениям. Также спорт способствует заботе о здоровье, физической форме и благополучии. Аксиология позволяет оценить ценность здорового образа жизни, что спорт может обеспечить. Многие спортивные виды деятельности требуют коллективной работы и сотрудничества, что содействует формированию коллективных ценностей.
Через призму аксиологии можно лучше понять ценностные ориентации, которые формируются через спорт, оценить их влияние на наше восприятие мира и самих себя, а также определить особенности отражения этих ценностей в том, как мы относимся к спорту и его роли в нашей жизни.
Спорт как объект изучения эстетики. Связь спорта с эстетикой - разделом философии, изучающим красоту, художественные ценности и вопросы художественного восприятия, -также важна в контексте философского восприятия спортивной деятельности. Спорт - это форма физической активности и выражения человеческой силы и мастерства, и он, безусловно, несет в себе эстетические аспекты.
Спорт (особенно виды, требующие высокой техники и мастерства) связан с красотой движения. Эстетика помогает анализировать и ценить гармонию, грацию и элегантность движений атлетов. Большую роль в данном контексте играет и визуальное восприятие. Зрелищность спортивных состязаний, а также создаваемые на спортивных выступлениях образы важны для эстетики, которая рассматривает то, как визуальные аспекты спорта влияют на чувства. Спорт может вызывать разнообразные эмоции у зрителей: от восхищения и восторга до напряжения и страсти.
Эстетические характеристики также относятся к устройству спортивных объектов, их архитектуре и дизайну. Красиво выполненные стадионы, спортивные площадки и арены могут быть сами по себе произведениями искусства. Через призму эстетики можно лучше понять красоту и художественные ценности, которые вложены в спортивные мероприятия, и ответить на вопрос, как спорт может служить источником эстетического удовлетворения для участников и зрителей.
Спорт как объект праксиологии. Праксиология представляет собой раздел философии, изучающий практическую деятельность человека, его действия и поведение. Корреляция спорта с праксиологией также может быть интересной, поскольку спорт - форма активной деятельности людей, которая напрямую связана с их поступками. Праксиология помогает понять цели, мотивацию и идеалы, стоящие за занятием спортом. Исследование механизмов мотивации может помочь спортсменам осознать свои цели и стремления. Также спорт требует принятия решений в условиях непрерывно меняющейся ситуации, где время на действие и реакцию ограниченно. Праксиология исследует процесс принятия решений и его влияние на эффективность действий атлетов.
В спорте важными являются навыки самоконтроля и саморегуляции. Праксиология позволяет понять, как спортсмены могут контролировать эмоции, стресс и поведение для достижения лучших результатов. Тренировка и обучение данной области также выступают важными аспектами праксиологии. Изучение эффективных методов обучения и тренировки помогает атлетам повысить профессионализм и результативность. Спорт в указанном контексте существенным образом связан с философией телесности, чему посвящена монография В.И. Столярова (2018).
Занятия спортом способствуют личностному росту. Спорт - это путь к самосовершенствованию, он учит дисциплине, настойчивости и командной работе. Эти качества важны не только в спорте, но и в повседневной жизни. Спорт помогает людям развивать навыки управления эмоциями, справляться с неудачами и добиваться успеха.
Через призму праксиологии можно исследовать процессы, связанные с практической деятельностью в спорте, а также лучше понять механизмы действий, принятия решений и саморегуляции, которые играют важную роль в достижении успеха в спорте.
Спорт как объект изучения социальной философии. Связь спорта с социальной философией является темой, охватывающей широкий спектр вопросов, включая социальные, культурные, политические и этические аспекты. Спорт является социальным институтом и рассматривается как важный элемент социальной структуры, который отражает и формирует общественные нормы и ожидания. Социальная философия позволяет анализировать роль спорта в укреплении социальных связей и принадлежности к группе.
Спорт часто служит средством выражения культурной и национальной идентичности. Социальная философия исследует, как спортивные события и достижения влияют на национальную гордость и культурное самосознание, особенно на международных соревнованиях. Спорт может также выступать как отражение социокультурного и экономического неравенства, касающегося доступа к ресурсам, тренировкам и возможностям участия.
Спорт служит важным инструментом социальной мобильности для отдельных людей и групп. Социальная философия позволяет исследовать, как достижения в спорте могут менять жизненные перспективы и социальный статус, а также определять, насколько это справедливо и как влияет на общество в целом. Так, еще во времена Античности допуск к олимпийским соревнованиям по бегу символизировал определенный уровень гражданского превосходства, достоинства и социальной зрелости. Атлеты, допущенные к участию, должны были быть свободными мужчинами - гражданами Греции, обладающими правом представлять свой полис на играх. Это подразумевало наличие безупречной репутации. Победа на соревнованиях служила социальной лестницей, которая открывала доступ к важнейшему общественному ресурсу - власти (Канныкин, 2021).
Спорт может выступать движущей силой изменений в обществе. Например, движение за равные права для разных групп может служить моделью для более широкой социально-правовой борьбы. Социальная философия исследует, как спортивные практики могут вдохновлять на изменения в социальных и политических структурах. Спорт способствует созданию сообществ, которые укрепляют отношения между людьми. Спортивные организации входят в структуру гражданского общества1. Социальная философия может рассматривать, каким образом спортивные мероприятия формируют общинные связи и содействуют социальной сплоченности.
Таким образом, связь спорта и социальной философии раскрывает сложную сеть взаимодействий между индивидуумами, культурами и общественными институтами. Спорт служит не только полем для соревнований, но и площадкой для обсуждения важных социальных вопросов, способствуя лучшему пониманию человеческих отношений и социокультурного контекста.
Также в современном мире спорт часто переплетается с политической сферой, и это может иметь негативные последствия. Политические деятели и государственные структуры могут оказывать давление на спортивные организации и атлетов, вмешиваться в решения и регламентировать спортивные события в своих интересах. Это снижает независимость спорта и приводит к коррупции. Политики иногда используют спорт для продвижения своих политических целей и амбиций, что обусловливает политизацию спортивных мероприятий и акций, умаляет спортивные ценности и формирует риски возникновения конфликтов.
Также политические разногласия могут привести к бойкотам спортивных соревнований и отказам стран от участия в международных турнирах. Это лишает спорт открытости, разнообразия и разрушает спортивные отношения. Политические решения относительно финансирования спорта и строительства спортивной инфраструктуры могут быть сфокусированы на политических целях в ущерб развитию спорта как отрасли. Политическое вмешательство может затрагивать систему антидопингового контроля, коррумпировать международные спортивные организации, создавать ситуацию, когда наказание за допинг становится выборочным.
Современные технологии также изменили облик спорта, открыв новые горизонты для тренировок и соревнований. Однако это также вызывает вопросы о том, как технологии влияют на чистоту спорта и справедливость состязаний. Философия спорта должна учитывать эти изменения и их последствия для общества в его ценностном измерении. Так, Ф.Х. Лопес Фриас и Х.Л. Перес Тривиньо коснулись проблемы участия роботов в спортивных соревнованиях. Авторы считают, что последние прорывы в сфере робототехники намекают на то, что появление искусственного интеллекта, который будет воспроизводить действия спортсменов на игровой площадке, вполне реально (Lopez Frias, Pérez Triviño, 2016).
Заключение. Понимание сущности спорта имеет важное значение с философской точки зрения, поскольку философия стремится осмыслить мир как целое. Философия спорта - это многогранная область, которая охватывает вопросы этики, самовыражения, социальной идентичности и личностного роста. Она позволяет глубже понять не только сам спорт, но и его влияние на общество и индивидуумов. Спорт - это не просто игра, это зеркало человеческой природы, отражающее наши стремления, ценности и вызовы.
Философия традиционно рассматривает связь между телом и духом, а спорт служит уникальным примером этой взаимосвязи. Спорт требует физического усилия, но также включает в себя элементы интеллекта, стратегии и психологии. Исследование этого взаимодействия способствует более глубокому пониманию природы человеческого бытия.
Таким образом, анализ спорта с разных сторон дает возможность философски осмыслить человека как целостное существо, взаимодействующее с другим людьми и окружающим миром. Спорт является неотъемлемой частью человеческой культуры, и его философское исследование раскрывает различные аспекты человеческого существования. Это знание позволяет более полно воспринимать мир и свою роль в нем, что соответствует основным целям философии.
1 Обществознание : учеб. / Ф.И. Долгих, А.А. Ишутин, В.И. Мажников и др. ; под ред. Ф.И. Долгих. М., 2024. С. 290. http://doi.org/10.37791/978-5-4257-0587-7-2024-1-556.
Список источников:
Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 3: Логические исследования. М., 2001. 576 с.
Канныкин С.В. Сакральное и профанное в олимпийском беге Античности // Философская мысль. 2021. № 1. http://doi.org/10.25136/2409-8728.2021.132933.
Мельник С.В. Философия спорта // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. 2018. № 3. С. 137-145.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб., 1999. 603 c. Столяров В.И. Философия физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека (история, современное состояние, авторская концепция). М., 2018. 266 с.
Edgar А. The philosophy of sport // The International Journal of the History of Sport. 2015. Vol. 32, no. 15. P. 1804-1807. http://doi.org/10.1080/09523367.2015.1108309.
Lopez Frias F.J., Pérez Triviño J.L. Will robots ever play sports? // Sports, Ethics and Philosophy. 2016. Vol. 10, no. 1. P. 67-82. http://doi.org/10.1080/17511321.2016.1166393.
References:
Edgar, А. (2015) The philosophy of sport. The International Journal of the History of Sport. 32 (15), 1804-1807. Available from: doi:10.1080/09523367.2015.1108309.
Husserl, E. (2001) Collected works. Vol. 3: Logical investigations. Moscow, Gnosis, Dom Intellektual'noi Knigi. (In Russian) Kannykin, S.V. (2021) Sacred and profane in the Olympic running event of Antiquity. Philosophical Thought. (1). Available from: doi:10.25136/2409-8728.2021.1.32933. (In Russian)
Lopez Frias, F.J. & Pérez Triviño, J.L. (2016) Will robots ever play sports? Sports, Ethics and Philosophy. 10 (1), 67-82. Available from: doi:10.1080/17511321.2016.1166393.
Melnik, S.V. (2008) Philosophy of sport. Social Sciences and Humanities. Domestic And Foreign Literature. Series 3: Philosophy. (3), 137-145. (In Russian)
Merleau-Ponty, M. (1999) Phenomenology of perception. Saint Petersburg, Yuventa; Nauka. (In Russian) Stolyarov, V.I. (2018) Philosophy of physical education and sports activities and human corporality (History, current state, author's concept). Moscow, Rusains. (In Russian)
Информация об авторе А.А. Ишутин - кандидат филологических наук, доцент кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=333433
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author A.A. Ishutin - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Fundamental Legal and Socio-Humanitarian Sciences, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=333433
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.12.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.01.2025; Принята к публикации / Accepted for publication 18.02.2025.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.